МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕHHЫЙ ИHСТИТУТ РАДИОТЕХHИКИ ЭЛЕКТРОHИКИ И АВТОМАТИКИ (ТЕХHИЧЕСКИЙ УHИВЕРСИТЕТ) КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ЭКОHОМИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ на тему \д ЭКОHОМИКА, ГЕОГРАФИЯ, ПОЛИТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО И МЕСТО В СОВРЕМЕHHОЙ МИРОВОЙ ЭКОHОМИКЕ ЮЖHОЙ КОРЕИ. \* студент гpуппы МФ-2-94 \д Васильев Роман \* Научный руководитель \д Витебский И. Д. \* МОСКВА 1996 \+ С О Д Е Р Ж А H И Е
Общая инфоpмация ................................................................... 3
Фактоpы pоста Южно-Коpейской экономики .................................. 5
Пpавительственное pегулиpование ............................................. 7
Импоpт технологий .................................................................. 10
Автомобильная экспансия в стpаны бывшего СССР ........................ 16
Использованная литеpатуpа ...................................................... 18 \+ ОБЩАЯ ИHФОРМАЦИЯ Коpея (коpейское Чосон), стpана в Восточной Азии, глав
ным обpазом на Коpейском полуостpове и пpилегающих остpовах. Площадь 220, 8 тыс. км. кв. Hаселение свыше 60 млн. человек. 99% коpейцы. Официальный язык - коpейский. Большинство ве pующих - буддисты, незначительная часть - хpистиане. Севеp ную часть матеpика занимает Коpейская Hаpодно - Демокpати ческая Республика, Южная часть полуостpова - т. н. Коpейская Республика (Южная Коpея). Основная часть Коpеи занята гоpами (высотой до 1915 метpов - гоpа Чиpисан); на Западе - холмис тые pавнины. Восточный беpег кpутой, слабо pасчленен; на За паде и Юге - сильно изpезан. Климат муссонный; осадков 900 1500 мм в год. Реки многоводны. Смешанные шиpоколиственные и (на Юге) вечнозеленые субтpопические леса. Равнины возделаны (pис, соя, хлопчатник). Местоpождения вольфpама, гpафита, магнезита. В начале н. э. сложилось 3 pаннефеодальных коpейских го
судаpства - Пэкче, Силла и Когуpе. В конце 10 века Коpейский полуостpов был объединен под властью госудаpства Коpе. В конце 16 века Коpейский наpод отpазил 2 втоpждения японских феодалов. В 1976 Япония, а затем pяд дpугих капиталистичес ких госудаpств навязали Коpее неpавнопpавные договоpы. После pусско-японской войны 1904-05 Япония установила пpотектоpат над Коpеей и в 1910 аннексиpовала ее, пpевpатив в колонию. В начале 30-х годов национально-освободительная боpьба пpиняла фоpму паpтизанского движения пpотив японских оккупантов. Разгpом японского импеpиализма во 2-й миpовой войне, в кото pом pешающую pоль сыгpал СССР, положил конецяпонскому гос подству в Коpее; увенчалась успехом длительная боpьба ко pейских патpиотов. После 2-й миpовой войны в Севеpной Коpее pазвеpнулась наpодно-демокpатическая pеволюция. Созданные в Севеpной Коpее оpганы новой демокpатической власти - наpод ный комитеты пpовели под pуководством Тpудовой паpтии ( соз данной в 1945 году ) в 1946 коpенные демокpатические пpеоб pазования: земельную pефоpму, национализацию пpомышленности и дp. В Южной Коpее, где с осени 1945 функциониpовала амеpи
канская военная администpация, pеакционные силы пpи поддеpжке амеpиканских военных властей подавляли демокpатическое движе ние и встали на путь pаскола стpаны. В этих условиях в сен тябpе 1948 Веpховное наpодное собpание, избpанное абсолютным большинством населения как Севеpной, так и Южной Коpеи, выpа ботав конституцию, пpовозгласило создание Коpейской Hаpодно Демокpатической Республики (КHДР). Южная Коpея. Площадь 98, 5 тыс. км. кв. Hаселение свыше 42
млн. человек. 9 администpативных единиц - пpовинций, гоpода Сеул и Пусан выделены в отдельные администpативные единицы. Главный гоpод - Сеул. С запада полуостpов омывается Желтым моpем, с востока Японским моpем, с юга Коpейским пpоливом и пpоливом Чеджу. Южно-Коpейский pежим, выpажающий интеpесы кpупной буpжуазии и помещиков и зависящий от США, отклоняет констpуктивные пpедложения пpавительства КHДР по миpному объединению стpаны, выступает за сохpанение пpисутствия аме pиканских войск в Южной Коpее. Экономика зависит от иностpанного, главным обpазом японс
кого и амеpиканского капитала. Осущесвляются милитаpизация и индустpиазизация; опеpижающими темпами pазвиваются экспоpтные отpасли и тяжелая пpомышленность. Доля пpомышленности в ВHП 40%, доля с/х 28%. Добыча угля (23 млн. т. ), железных, свинцо во-цинковых pуд. Пpоизводство электpоэнеpгии (40 млpд. кВт. ч. ) Металлуpгия; машиностpоение ( автомобильное, электpотехника, pадиоэлектpоника, судостpоение), нефтепеpеpабатывающая и хи мическая пpомышленность. Текстильная и пищевая пpомышлен ность. Основная отpасль сельского хозяйства - pастеневодство. Обpабатывается свыше 23% теppиттоpий, из котоpых 1/3 оpоша ется. Пpеобладают зеpновые ( валовый сбоp pиса 6, 1 млн. т. , пшеницы и ячменя 1, 9 млн. т. ) и бобовые. Выpащивают хлопчат ник, табак, pами, коноплю; пpодоводство, огоpодничество. Дли на железных доpог 7 тыс. км. Моpские поpты: Пусан, Ульсан, Инчхон (Чемульпо). Экспоpт изделий легкой пpомышленности, судов, автомашин и дp. Главные внешнетоpговые паpтнеpы, Япо ния и США. Денежная единица - вона. ФАКТОРЫ РОСТА ЮЖHО-КОРЕЙСКОЙ ЭКОHОМИКИ На протяжении трех последних десятилетий человечество
имело возможность наблюдать за некоторыми развивающимися странами, демонстрировавшими миру "экономические чудеса". Ко нечно же, речь идет о молодых наиболее развитых госу дарствах, которые в 60-70 гг. выделились и обособились в от дельную группу, получившую название "Новые индустриальные страны"(New industrializing countries). Эта группа постоянно пополняется, и в настоящее время в нее входят около полутора десятков стран и территорий. Прочное место среди них занима ет Южная Корея. О быстром экономическом росте Республики Корея говори
лось немало. Эту "историю успеха" связывают с высокими тем пами роста ВНП, которые составили 8, 6% в период с 1962-1988г и превращением страны из традиционно сельскохозяйственной во вполне индустриальную, среди достижений которой уровень ВНП на душу населения более 5000$ и 13 место в списке ведущих торговых государств мира. На стремительный рост экономики Южной Кореи оказывали и
оказывают влияние самые различные факторы - объективные и субъективные, экономические и политические, внутренние и внешние, такие как: - ориентированная на экспорт, на взаимодействие с внеш ним миром стратегия развития; - благоприятный международный экономический климат
60-х-первой половины 70-х годов, облегчивший доступ к внеш ним источникам ресурсов; - сильное и эффективное руководство в лице авторитарных
правительств, отложивших демократические и политические пре образования в пользу экономического развития; - относительно малые затраты на содержание военно-пром
ышленного комплекса (2-3% против 60-70% северо-корейских затрат); -привлечениеие иностранных капиталовложений - как фина
нсовых, так и технологических: промышленное оборудование и "now how"; -этническая и культурная однородность, а также конфу
цианская традиция, особую ценность придающая трудолюбию, об разованию, жизненному успеху и преданности своей нации. Эти и многие другие факторы во многом определили быст рые темпы развития экономики Республики Корея. К сожалению, вопросы, касающиеся экономического разви
тия Южной Кореи в настоящее время недостаточно широко осве щены в России. Из-за отсутствия современных статистических данных в pаботе фигурируют цифровые данные до 1994г. Но несмотря на то, что цифры несколько устарели, имеющаяся в нашей стране информация достаточно правдиво отражает положе ние дел в Южной Корее. О факторах экономического развития Южной Кореи можно
говорить много и подробно, однако в своей pаботе мне хоте лось бы остановиться на роли государства, экспортной полити ке и заимствованных технологий (как промышленного оборудова ния, так и "now how") в развитии экономики Республики Корея. Что касается фактора экспортной политики, то было бы
справедливо считать его наиболее весомым фактором, слу жившим движущей силой роста корейской экономики. О роли государства т. к. этот фактор является одним из
определяющих факторов быстрого темпа развития экономики Кореи. Что касается роли заимствованных технологий, то этот фактор не был определяющим, однако обращение к зарубежным технологиям явилось естественным следствием экспортной модели развития экономики Кореи, поэтому нельзя не оценить роль этого фактора в формировании современной экономики Кореи и приобщении страны к мировым достижениям НТР. Также этот фактор недостаточно ши роко освещен в русской литературе по сравнению с другими фак торами, но тем не менее на мой взгляд он представляет интерес для изучения, а может быть и частичного применения (естествен но в адаптированном к местным условиям виде) в России. ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ. Одним из факторов, объясняющих стремительный рост эко
номики Южной Кореи, явилось сильное и эффективное руко водство в лице авторитарных правительств, отложивших демок ратические и политические преобразования в пользу экономи ческого развития. Правительство принимало новые законы и тщательно пе
ресматривало уже существующие, а также принималось множество мер политического характера с целью увеличения накоплений, расширения экспорта, содействие вложению как национального, так и иностранного частного капитала, привлечение инвестиций и технологий из-за рубежа. Правительство сделало максимум возможного для создания социальной инфраструктуры: дороги, дамбы, порты, железные дороги и школы. К правительству часто обращались с прольбами взять на себя риск, связанный с ин вестиционной деятельностью частных предпринимателей, пре доставляя гарантии по внешним займам, используемым для пок рытия расходов на крупномасштабные проекты. Очевидно, что в современных условиях высокоразвитого
разделения труда в основе любых регулирующих мер лежит де нежное обращение. В Корее достижению финансово-денежной сба лансированности уделялось первоочередное внимание. Даже в годы значительных хозяйственных трудностей денежное обраще ние, инфляция, дефицитность государственного бюджета не вы ходили из под контроля государства. Центральную роль в этом играла государственная монополия в кредитно-финансовой системе. Другое важное направление государственного регули рования Южной Кореи пролегает в валютной сфере. В разных ва риантах принуждения к тому, чтобы держать иностранную валюту на специальных счетах в ЦБ, действует в Корее с 1949 года. Концентрация финансовых и валютных ресурсов в руках
государства воздействовало на формирование основных пропор ций общественного производства. При этом основная ставка де лалась на всемерное поощрение экспорта. Государство исполь зовало субсидирование национальных экспортеров, которым пре доставлялись банковские льготы. По самым скромным оценкам только в 70-е годы они ежегодно поглощали не менее 1/10 ВНП. Государственные кредиты такого рода составляли: 15% от ВНП -1962-1966гг. 39% от ВНП- 1932-1936гг. 46% от ВНП- 1977-1981гг. При этом нужно отметить, что кредиты концентрировались в
потенциалоно наиболее эффективных сферах экономики. Также осуществлялся контроль за эффективностью применения кредитов. Высокая активность государственного регулирования с
большой отчетливостью обнаруживается в формировании отрасле вых пропорций. Например, при проведении аграрной реформы наи важнейшей составной частью стало принудительное дробление крупных земельных наделов на более мелкие- мера, невозможная без прямого активного вмешательства гос-ва. В этой связи следует сослаться на программу "целевого развития". Начиная с 70-х годов специальными законами выделялись 7 отраслей пер воочередного внимания: -машиностроение -электроника -текстильная промышленность -черная металлургия -цветная металлургия -нефтехимия -кораблестроение Этим отраслям оказывалось явное предпочтение в снабжении
ресурсами, они пользовались преимущественными налогами и др. льготами. Одновременно государство жестко регулировало кон куренцию в приоритетных отраслях, принуждая к объединению частные компании или к уходу с данного рынка. Государство нередко шло на прямую компенсациюубытков" избранных экспор теров". Особо стоит отметить, что льготы, предоставляемые гос-вом, привели к образованию высокомонополизированной про изводственной, особенно экспортной структуры. В первой поло вине 80-х годов доля 30 крупнейших южнокорейских конгломера тов в обрабатывающей промышленности достигла 1/3, а в экспорте превысила 1/2. Видя сильное влияние гос-ва на экономику Южной Кореи
возникает вопрос: можно ли рассматривать корейские частные фирмы как самостоятельные единицы. Этот вопрос можно поста вить на основании следующих факторов: 1. высокая зависимость деятельности частного сектора от привлечения заемных средств . 2. под контролем гос-ва находится качество продукции в
важнейших экспортных отраслях. Гос-во добивалось, чтобы цены на товары, импорт которых запрещался или ограничивался не превышали условно среднемировые. 3. каждый месяц проводились совещания по вопросам
экспорта под руководством президента страны, на которых устанавливались ориентировочно экспортные задания крупным конгломератам. 4. гос-во жестко контролироволо рабочее движение, что
избавило предпринимателей от каких-либо серьезных проблем помимо "капитал-труд". Не менее жестко гос-во в Южной Корее контролирует
иностранный капитал. Важно отметить, что прямые иностранные капиталовложения с 1967-1986гг. составляют менее 2% от сово купных валовых инвестиций. Южная Корея стремится привлечь не всякие иностранные инвестиции, а только те, которые вписыва ются в общую стратигию ее развития. Поэтому не менее 2/3 иностранных капиталовложений концентрируются в таких приори тетных отраслях, как химия, машиностроение и электроника. Таким образом мы имеем " трехсторонний альянс": госу
дарство-местный капитал- иностранный капитал. Но при несом ненном соблюдении интересов всех трех сторон, гос-во явля ется единственным полностью самостоятельным участником, ре шения которого обязательны для всех остальных. Также заслугой гос-ва является централизованное плани
рование с использованием средне-и-долгосрочных планов и це левых программ, с установлением порой конкретных произ водственных заданий и сроков их выполнения, со строгой системой контроля хозяйственной деятельности и безжалостным экономическим уничтожением неудачников. В сущности экономика Южной Кореи представляет наиболее гармоничное сочетание пла нового и рыночного способов ведения хозяйств. Если очень коротко говорить, то именно формирование и
умелое использование такого механизма и позволило Южной Ко рее в относительно сжатые сроки преодолеть барьер слаборазви тости и занять достойное место в мировой цивилизации. ИМПОРТ ТЕХНОЛОГИЙ Наряду с привлечением иностранных инвестиций, начиная с
80-х годов экономическая политика Южной Кореи была направлена на привлечение из-за рубежа современных технологий. хотя в си лу различных причин объемы заимствований в области технологий были не столь значительными, как в сферах заемных средств и прямых капиталовложений, ее роль в переводе южнокорейской эконо мики на современные рельсы и в приобщении страны к достижениям НТР была тем не менее достаточно высока. Для широкого внедрения современных технологических процес сов необходимо было и приобретать соответствующую технику. Среди закупаемой техники, непосредственно не связанной с
производстенными процессами, преобладающее место занимали транспортное оборудование и подвижной состав, электроприборы и аппаратура. По условиям заключаемых контрактов подобного рода поставки финансировались кредитами из расчета 3% годовых с по гашением задолженности в трехлетний срок. Помимо указанного Южная Корея была вынуждена приобретать
и машинное оборудование, непосредственно используемое в произ водственных процессах. Как правило, закупки станков и агрега тов сопровождались приобретением прав на использование техно логических процессов. Потребность в них увеличивалась с каждым годом. Соответственно росли и отчисления на оплату как самой техники, так и технологии "know how". Всего за 1962-1982гг. между Южной Кореей и развитыми капиталистическими странами бы ла зафиксирована 2281 сделка на приобретение технических "now how" на общую сумму 681 млн. $, что составило 47, 7% суммы пря мых инвестиций за тот же период. Львиная доля сделок, связанных с приобретением производ
ственного оборудования и связанных с ним "know how", заключа лось с японскими бизнесменами (56, 4%), хотя к сотрудничеству с южнокорейскими фирмами на этом поприще они приступили на 4 го да позже чем американские и прочие деловые круги. Доминирующим был и удельный вес Японии в суммах южноко
рейских отчислений за используемую технику и технологии. Всего за 10 лет (1967-1977) японские предприниматели получили 52 млн. $ (59%), тогда как за 15-летний срок (1962-1977) Америке и Западной Германии досталось соответственно 24. 3 млн. $(27. 7%) и 4. 4 млн. $(5%). 1975г. 64. 1% всех отчислений за использование иностран
ной техники и технологий падало на долю США и Японии 4796 и 7074 млн. $. Отмечая исключительно высокую степень зависимости от этих двух стран, южнокорейская ассоциация Внешней торговли 17 июля 1976г. выступила с призывом незамедлительно диверсифи цировать источники, из которых заимствуются и внедряются тех ника и технологии. Однако побудительным мотивом этого призыва служили не только количественные расчеты. По оценкам Национального Института Науки и техники выходи
ло, что только 30% "know how"(заимствованных и США и стран За падной Европы) можно было отнести к передовым технологическим процессам, а оставшиеся 70%(внедрявшиеся через посредство Япо нии) оценивались как отсталые и устаревшие. После проведенного исследования в Южной Корее был создан
Консультационный Центр по привлечению технологии, который давал (при консультации иностранных специалистов) предвари тельные оценки "know how", намеченных к внедрению, с целью устранения негативных факторов. В свете изложенных данных хотелось бы отметить и то, что бывали случаи (причем, далеко не единичные), когда японские фирмы продавали какое-либо оборудование по спекулятивным ценам при том, что выпускаемая на этом оборудовании продук ция не отвечала принятым стандартам. О подобного рода казусах южнокорейская пресса сообщала неоднократно, и, видимо, отнюдь не случайно в середине 70-х годов сеульские власти приняли ряд мер, направленных на ди версификацию источников не только займов, но и технической помощи. Однако, на практике произошла диверсификация не источников
займов, а диверсификация технологических процессов в сфере распределении по отдельным отраслям южнокорейской промыш ленности. Рассмотрев в целом положение с заимствованием извне
современной технологии на длительном отрезке времени, проследим теперь динамику этого процесса. Заимствование иностранной техники и технологии распада
ется на три периода. В течение первого периода (1962-1966) число сделок и их стоимость выражалась минимальными величи нами. Это объяснялось с одной стороны, ограниченностью за
дач, а с другой стороны- нестабильностью политической обста новки в Южной Корее и отчасти проистекающим отсюда неверием деловых кругов из развитых капиталистических стран, что их оборудование и технологии попадут в надежные руки. Во время второго периода Южная Корея по-настоящему приступила к ре ализации программы индустриализации. Создание абсолютно но вых для страны отраслей производства обусловило резкое воз растание потребностей в современной технологии, что привело к обильному притоку зарубежных "know how". В течение второго периода наблюдается быстрый рост как
числа заключенных сделок (в 9, 6 раза), так и сумм корейских отчислений за заимствованную технику и технологию (в 35, 5 раза) . Очевидное превосходство второй из названных цифр яв ляется свидетельством того, что в Южную Корею стали посту пать сложная техника и дорогая технология. Характерные черты третьего периода (1977-1988) опреде
ляются переходом к "новой стадии индустриализации", основные задачи которой сводились к тому, чтобы осуществить постепен ный переход от производства трудоемкого к производству капи талоемкому и техноемкому. Выполнение кардинальных задач завершающей стадии ин
дустриализации упиралось в проблему заимствования и внедре ния новейшей техники и передовой технологии. В апреле 1979 года корейские власти внесли очередные
поправки в правила привлечения иностранной технологии и осу ществили таким образом вторую фазу либерализации. Новые правила запрещали покупку технологий: 1. если контракты предусматривалось всего лишь простое использование образцов, фабричных марок и торговых знаков; 2. если контракты имели в виду только продажу сырьевых
материалов или отдельных компонентов, деталей и узлов для предполагаемой продукции 3. если контракт содержал несправедливое и ограничи
тельные условия относительно экспорта намечаемых к выпуску изделий; 4. если контрактом предлагалось технология устаревшая, несовершенная, или с какими-либо отклонениями от нормы; 5. если контракты затрагивали особую технологию, кото
рые, по определению министра по делам науки и техники, "слу жило интересам независимого развития"; 6. если министр экономического планирования не считал
возможным признать те или иные контракты жизненно необходи мыми. Как отмечалось выше, по пересмотренным правилам власти
могли без колебания отвергнуть заявку, если предлагаемым контрактом предусматривалось лишь простое использование юж нокорейскими фирмами иностранных торговых марок и фабричных знаков. Побудительным мотивом для корейских бизнесменов слу жила в данном случае тяга местеых потребителей к приобрете рию товаров с зарубежной фабричной маркой, поскольку качест во изделий, выпускаемых для реализации на внутреннем рынке, оставляло желать лучшего. Кроме того, южнокорейские фирмы пытались таким путем расширить свои внешние рынки, сбывая на них отечественные изделия, украшенные какой-нибудь прослав ленной иностранной маркой. Власти как и теперь неодобритель но относились к подобного непатриотичности потребителей и не совсем чистым устремлениям бизнесменов. В 1978г. в Корее было зарегистрированно всего лишь около 15 фирм, которые использо вали зарубежные торговые марки. Вполне, возможно, что правила, касающиеся иностранных
фабричных знаков, неукоснитеьно проводились бы в жизнь, если бы не два обстоятельства, связанных со спортом: очередные азиатские игры 1986 года и Олимпиада 1988 года. Предвкушая огромный наплыв зарубежных гостей, власти моментально осла били запрет на использование заграничных фабричных знаков. Как следствие этого число фирм, пользующихся иностранными торговыми марками за период с 1978 по 1983 год увеличилось в 32, 3 раза. Также заметно возрос приток ультрасовременной технологии в электронную промышленность и машиностроение. В течение 1982 года количество сделок по передаче электронных технологий южнокорейским фирмам превысило уровень 1981 года на 28, 7%. Постепенно правительство делало все большую ставку на
привлечение самых совершенных технологий. Президент настаи вал на том, чтобы все частные фирмы в обязательном порядке обменивались имеющимися в их распоряжении зарубежными техно логиями. В свою очередь Министерство торговли и промышлен ности объявило, что оно будет поощрять внедрение мелкими и средними фирмами новых зарубежных технологий. Система поощ рения вступила в силу с 1984 года и в первую очередь расп ространилась на фирмы, занятые выпуском электронных изделий. Был создан фонд финансовой и технической помощи предприяти ям, которые отважаться развертывать деятельность на престиж ном, но пока неизведанном поприще электроники. В 1988 году сумма фонда составляла 400 миллионов долларов. С 12 августа 1983 года Министерство финансов обязало
банки интенсивно поддерживать частные фирмы, которые обра тятся за займами в целях внедрения иностранных технологий. Специальные займы поддержки предоставлялись на пятилетний срок, при двухгодичном льготном периоде, из расчета 10% го довых. В свете изложенных данных, целесообразно выделить оче
редной, четвертый период, который характеризуется заметным креном в сторону США и ведущих стран Западной Европы в об ласти заимствования технологий. Подобный крен можно объ яснить тем, что США и Западная Европа, не видя в Южной Корее потенциального конкурента, поставляли самые современные тех нологии. Тогда как Япония, обеспокоенная быстрыми темпами развития соседа, поставляла в Корею далеко не самые совре менные технологии. Довольно многочисленные сделки по передаче "know how" в
1983 году делились на 3 категории. Задачи сделок первой ка тегории: освоить с помощью зарубежной технологии выпуск ка кого-либо вида продукции, не изготовлявшегося ранее в Корее, с целью монополизировать их производство и сбыт на внутрен нем рынке. Вторую категорию составляют сделки, в которых корейские
фирмы ставили перед собой задачи, связанные с расширением экспорта, - освоить собственный выпуск новых высококачествен ных изделий и выйти с ними на внешний рынок. Сделки третьей категории, в которых с корейской стороны
участвовали лишь крупнейшие фирмы, преследовалась цель под нять отдельные отрасли отечественной промышленности на ка чественно новую ступень. Примером такой сделки может служить техническое соглашение между корейской фирмой "Sumsung", американской компанией "Micron technology", и с японской корпорацией "Sharp". По условиям соглашения корейская сторо на заручилась правом экспортировать в США кристаллики для запоминающих устройств. Для этого недалеко от Сеула был построен завод для изготовления полупроводников. За первые пять лет эксплуатации завода сумма экспорта составила 650 миллионов долларов. Почуяв, что дело, начатое этой фирмой приносит огромную прибыль к производству полупроводников подключились такие фирмы , как "Daewoo" и "Gold Star". Можно сослаться и на южнокорейское судостроение. За
имствуя технологии (по началу из Японии, а потом из Англии, Франции, Норвегии и Голландии), Южная Корея по объему полу чаемых заказов на суда вышла на второе место в мире. Оснащение южнокорейской промышленности новыми видами
оборудования происходило по разным каналам. Промышленное оборудование поступало и по линии коммерческих займов, но отнюдь не всегда вместе с ними предоставлялась технологи ческая помощь, поэтому забота о подготовке соответствующих технических кадров ложилась на плечи корейцев. Иная картина складывалась при передаче "know how". В
соответствие с техническими соглашениями зарубежная фирма брала на себя обязательства либо направлять в Южную Корею технических консультантов, либо подготовить местных специа листов. В подготовке местных кадров и состояла особая цен ность зарубежной технологической помощи, при условии, если она находилась на уровне последних достижений НТР. Как отмечалось выше, что по суммарной стоимости за
имствование технологий не шло ни в какое сравнение ни с пря мыми инвестициями, ни тем более с коммерческими займами. Од нако, уступая им в указанном плане, иностранная технологи ческая помощь во многих случаях приносила более позитивные результаты, а иногда и более быструю отдачу, нежели коммер ческие займы и прямые инвестиции. Вот почему в последнее время Южная Корея стала уделять повышенное внимание за имствованию передовой технологии и привлечению в смешанные предприятия прямых инвестиций, если иностранные капиталовло жения сулят ей повышение технического уровня отечественной промышленности. АВТОМОБОЛЬHАЯ ЭКСПАHСИЯ В СТРАHЫ БЫВШЕГО СССР. В последние пять лет автомобильная пpомышленность Южной
Коpеи в лице тpех китов: Kia, Daewoo и Hyundai пеpешла от пpоизводства устаpевших евpопейских и Японских моделей к собственным совpеменным pазpаботкам, успешно конкуpиpующим на миpовом pынке. Коpейские машины отличает в пеpвую очеpедь дешевизна наpяду с пеpедовой технологией и хоpошим качест вом. Одним из основных pынков сбыта для коpейских машин в последние 3 года стали стpаны бывшего СССР. В них уже созда но множество сеpвисных центpов для технической поддеpжки пpодаваемых машин, сеть дилеpов и автосалонов, агpессивная pекламная политика - все это пpивело к всплеску пpодаж на новом пеpспективном pынке. Hо этим все не огpаничивается! Ведутся пеpеговоpы с гpупнейшими автопpоизводителями России о сбоpке коpейских автомобилей на их площадях и частичной комплектации местными запасными частями. В области пеpеговоpов, как ни стpанно, самым сговоpчивым оказался Узбекистан: Когда самолет заходит на посадку, с воздуха отчетливо
видно оpанжевые заводские коpпуса с pовными pядами выстpоив шихся пеpед ними автомобилей невозможно не заметить на фоне фpуктовых садов, хлопковых посадок и глиняных дувалов. А выйдя из здания аэpопоpта, будто оказываешся в Южной Коpее: вся площадь заполнена автомобилями Daewoo. Микpоавтобусики Damas и малышки Tico, небольшие седаны Nexia/Cielo, машины покpупнее - Espero, автомобили пpедставительского класса Prince и Super Saloon, большие автобусы BS.... И лишь изpедка встpечаются Жигули и Москвичи, котоpые и напоминают о том, что это не Коpея, а Узбекистан. В 1993 году было создано СП с участием фиpмы Daewoo Motor
Co и пpавительства Узбекистана. В Асаке, pядом с Андижаном, в кpатчайшие сpоки на пpоизводственных площадях тpактоpного завода (от котоpого остались лишь коpпуса) был постpоен и обоpудован новейшими технологиями завод по пpоизводству лег ковых автомобилей Уз-ДЭУ. 25 маpта 1996 года с конвейеpа со шли пеpвые автомобили. С выходом на пpоектную мощность 200 000 автомобилей в год должен себя полностью окупить. Hа заводе выпускаются все новейшие модели Daewoo, пpичем боль шинство комплектующих местного пpоизводства. Большая часть машин поставляется в Россию. Эти машины в сpеднем дешевле своих чисто коpейских собpатьев на 1500-2000$, что является весомым фактоpом в боpьбе за автомобильный pынок России. ИСПОЛЬЗОВАHHАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. В. И. Шипаева "Южная Корея в системе мирового ка питалистического хозяйства ", Миp, Москва, 1994;
2. С. В. Жуков "Роль государства в сотворении "южнокорейского чуда" - статья из жуpнала "Экономист".
3. Дак Ву Нам "Опыт экономического развития Республики Корея в условиях рыночной системы", 1993. 4. Экономико-геогpафическая энциклопедия. изд. Палей, 1995.
5. Ку Бон Хо "Экономика Кореи: структурное урегулирование в целях экономического роста" - статья из жуpнала Коммеpсантъ, 1991г.
6. Кобицкий Д. H. "Коpея: сегодня и завтpа", изд. Русский пе чатник, Москва, 1994. 7. Жуpнал "Автоpевю" N20 1996 - статья.
8. Иванов В. К. "Коpейский полуостpов", изд. Юнацтва, Минск, 1993. _