Курсовая работа по предмету "Психология"


Медитация как метод изменения сознания

МГУ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ. Кафедра общей психологии. МЕДИТАЦИЯ КАК МЕТОД ИЗМЕНЕНИЯ СОЗНАНИЯ. Курсовая работа студента 1 курса Константинова А. В. Научный руководитель Кучеренко В. В. Москва 1995. . - 2 ОГЛАВЛЕНИЕ. Стр. Введение 3 Сознание в свете некоторых концепций психологии 4 Обычное сознание как иллюзорное состояние 10 Измененные состояния сознания 13 Медитация как метод изменения сознания 18 Библиорафия 27 . - 3  ш2 " Никакая оценка Вселенной в ее полноте не может быть
окончательной, если она оставляет в стороне другие формы сознания. Вопрос о том как их оценить-ведь они столь отличны от нашего обычного сознания. Тем не менее они могут опреде лить позиции, хотя и не могут дать формул, и могут открыть некую область, хотя и не могут предоставить ее карту. Во всяком случае, они запрещают нам преждевременно ставить точ ки над i в нашей оценке реальности. " В. Джемс "Многообразие религиозного опыта". ВВЕДЕНИЕ. Приход медитации на запад ознаменовался быстротой и
размахом. Наряду с другими психотехниками, расширяющими соз нание, позволяющими выйти за границы обычных представлений о себе и мире, многие формы медитации предлагают то, в чем, очевидно, нуждается наша культура и чего ей недостает. Нес мотря на настороженное отношение многих исследователей (нап ример, Юнг считал, что путем имитации методов, взращенных совсем иными психологическими условиями, ничего не добьешь ся"со временем Запад изобретет собственную йогу") все больше людей привлекает возможость обнаружения и развития скрытых возможностей, выходящих за рамки наличных культурных норм. Однако отсутствие научного осмысления этих возможностей в - 4
результате игнорирования их большей частью научного сооб щества превращает использование таких психотехник в игру со многими неизвестными, подчас опасную. Необходимы "картогра фии внутреннего пространства", опирающиеся на дальнейшую разработку фундаментальных для психологии вопросов о природе сознания. СОЗНАНИЕ В СВЕТЕ НЕКОТОРЫХ КОНЦЕПЦИЙ ПСИХОЛОГИИ. Сознание как категория отличная от "психики", была вы
делена уже в философской концепции, созданной Декартом и Локком. "Сознание есть восприятие того, что происходит у че ловека в его собственном уме, "-писал Локк, тем самым отделяя его от непосредственного восприятия внешних объектов и расс матривая как одну из функций психического. Сознательная пси хика человека стала противопоставляться бессознательной пси хике животных. Развитие психологии поставило вопрос о факторах, опре
деляющих сознание, рамках в которых происходит осознание. В XVII веке этот вопрос ставился как проблема выделения "алфа вита человеческих мыслей", у Канта появились "априорные ка тегории разума", такие как время, пространство, причина, субстанция, выйти за рамки которых, по Канту, человеческий разум не в состоянии. Гегель говорил о фиксации сознательно го отражения в знаковой форме, подходя к проблеме о структу рировании, категоризации реальности в сознательном отражении - 5
посредством знаков. Наконец, уже в начале нашего века Дюрк гейм показывает, что эти категории, "костяк разума", как он их называет, обусловлены социально; даже такие фундаменталь ные явления как время и пространство могут по-разному струк турироваться и тем самым по-разному осознаваться в разных обществах. Все эти положения были подытожены Выготским на основе
его теории культурно-исторического происхождения высших пси хических функций. Развитие психики человека, по Выготскому, обусловлено в основном не законами биологической эволюции, а законами исторического развития общества. Высшие психические функции, сформированные в результате интериоризации-преобра зования внешних средств управления поведением (знаков) во внутренние. Благодаря связи и соотношению этих функций, соз нание имеет системное строение. Знак (прежде всего слово) своим значением опосредует процесс непосредственного внут реннего чувственного отражения мира. Значение, как позже пи сал Леонтьев, -это "обобщение, известная система связей и от ношений, идеальная, духовная форма кристаллизации обществен ного опыта. Индивидуальное сознание по своей природе общест венно, так как в процессе общения усваивает уже выработанные в обществе значения, причем усваивает не сразу в готовом ви де. На основе своих исследований Выготский выделил три ос
новные ступени развития обобщений, системы значений при взрослении человека. В онтогенезе сознания ребенок проходит через стадию синкретов - непосредственно-чувственных, не за висимых от реальных отношений обобщений. Затем обобщения ре - 6
бенка приобретают характер комплексов - наглядно-ситуацион ных обобщений на основе действительных связей конкретных предметов. Высшие проявления комплексного мышления - псевдо понятия, уже очень трудно отличить от понятий - наиболее развитых форм обобщения, построенных на основе логических связей между абстрактным содержанием других обобщений. Осоз нанность для Выготского - возможность выражения одних значе ний через другие на основе системности организации значений. Если применить грубую аналогию с компьютером, сознание для Выготского - некое информационное содержание, программа, уп равляющая перекодировкой поступающих сигналов на язык, по нятный компьютеру; такая перекодировка и есть осознание. Леонтьев, продолжая линию Выготского, подчеркивает роль
деятельности как в онтогенезе сознания, так и в его истори ческом развитии. "Специфически человеческие способности и функции, - писал Леонтьев, - складываются в процессе овладения индивидом миром человеческих предметов и явлений.... Процесс овладения осуществляется в ходе развития реальных отношений субъекта к миру. Отношения же эти зависят не от субъекта, не от его сознания, а определяются конкретно-историческими ус ловиями, в которых он живет, и тем как складывается в этих условиях его жизнь. " В основе сознания, по Леонтьеву, лежит индивидуальная
система значений, данных в единстве с чувственной тканью, связывающей через перцепцию сознание с предметным миром, и личностными смыслами, определяющими пристрастность сознания, его связь с мотивационно-потребностной сферой, отделяющими сознаваемое объективное значение от значения для субъекта. - 7
За значениями, по Леонтьеву, скрываются общественно вырабо танные способы действия. Язык в такой трактовке - идеальная форма существования предметного мира. Лишь язык как система значений окончательно отделяет (эмансипирует по Гегелю) мир объектов от субъекта за счет устойчивости содержания значе ний. На более ранних стадиях развития психики отражение го раздо более субъективно. Для животных с сенсорной психикой раздражители лишены предметных (объектных) качеств, "объект репрезентирован субъекту в форме его переживания субъектом" (Петренко). Появление предметного образа на перцептивной стадии психики позволяет воспринимать объект как обладающую формой, удаленностью и другими параметрами целостность. Но, по Леонтьеву, эти параметры воспринимаются в зависимости от их наличного биологического смысла. Репрезентация объектов в форме образов зависит от мотивационно-потребностной сферы и эмоционального состояния субъекта. Лишь структуры сознания позволяют добиться определенной объективности отражения. Но в то же время отражение в знаковой форме не просто фиксирует поступающую информацию, а изменяет ее, дополняя, обобщая и вводя новые связи и отношения. Изучение генезиса, строения и функционирования индиви
дуальной системы значений как основной образующей сознания было продолжено в рамках психосемантики. Значение в психосе мантике - это "обобщенная идеальная модель объекта в созна ние субъекта, в которой фиксированы существенные свойства объекта, выделенные в совокупной общественной деятельности" (Петренко). Значения могут фиксироваться не только с помощью слов, но и в форме умений, ритуалов, визуальных символов, - 8
жестов и т. д. Как показали исследования школы грузинских психологов, созданной Д. Н. Узнадзе, в ходе процессов восприя тия формируются такие системы отношений, которые не осозна ются воспринимающим субъектом, но детерменирует процесс восприятия. Эти принципиальные схемы познавательной саморе гуляции - установки, можно также рассматривать как системы значений. Психосемантический подход не ставит преграды между соз
нательным и бессознательным, для него существуют лишь разные степени осознанности. Действительно, процесс осознания всег да происходит в форме динамики образов. В поле сознания тем больше образов, чем больше оно структурировано, т. е. расчле нено на элементы, между которыми установлены определенные связи и отношения. Таким образом, чем сильнее опосредовано восприятие через структуру значений, чем сложнее эта струк тура, тем больше степень осознания воспринимаемого образа. При этом субъект осознает не значения, а сам образ, "струк туры значения, опосредующие восприятие, непосредственно вплетены в ткани образа. " "В той степени, в какой восприя тие, память, мышление или иной психологический процесс опос редованы значением, - пишет Петренко, - они являются потенци ально осознаваемыми. " Для иллюстрации этой гипотезы Петренко и Кучеренко были проведены опыты, в которых испытуемому под гипнозом запрещалось видеть некоторые объекты. При этом воспринимались, но не осознавались не только "запрещенные" объекты: предметы, семантически связанные с ними, также сли вались с фоном. Итак, для психосемантики категоризация (процесс отнесе - 9
ния единичного события, объекта, переживания к некоему клас су) фактически тождественна осознанию. Здесь подразумевается осознание объекта, который категоризуется; в современной психологии вопрос о сознании без объекта не ставится или считается абсурдным. В то же время некоторые исследователи отделяют процесс
осознания от процесса категоризации (не отрицая невозможнос ти одного без другого). Например, Ч. Тарт настаивает на су ществовании базового внимания-осознания (attention-aware ness), направленность которого, его фокус, может находиться под контролем воли. Оно понимается Тартом как некая психи ческая энергия, активирующая те или иные системы подсистемы сознания. Необходимость в постулировании существования вни мания-осознания основывается на фактах наличия категоризации без осознавания. В психологических системах психоаналитичес кого направления бессознательное психическое чаще всего рассматривается как совокупность низших проявлений психики инстинктов, автоматизмов, разного рода вытесненных проявле ний. Но фактический материал истории науки, в частности о деятельности крупных ученых, свидетельствует о том, что нео сознаваемые мыслительные процессы могут быть высшими прояв лениями интеллектуального творчества. Подобные процессы не возможны в рамках наглядно-образного мышления, без опериро вания сложными понятиями, выражения одних понятий через дру гие. Одним из существенных моментов продуктивного мышления при решении новых для человека задач является перерыв в дея тельности, который может смениться пониманием существенных для данной ситуации связей и отношений ее составляющих (яв - 10 ление инсайта). На подобные процессы частично проливают свет данные
нейропсихологического и электрофизиологического анализа дея тельности. По материалам В. Н. Пушкина показатели реоэнцефа лографии (РЭГ), регистрирующие кровоснабжение мозга, растут в лобных областях коры при повышении общеличностной напря женности при решении задачи, если испытуемый ориентирован на людей, оценивающих его интеллектуальные возможности. При ориентации испытуемого на сам процесс решения показатели РЭГ растут в теменно-височной области. В случаях одновременного личностного и познавательного напряжения показатели РЭГ в этих областях растут синхронно. На основании этих и большого количества других данных (травмы, патологии) Пушкиным дела ется вывод о том, что существуют два крупных блока психичес кой саморегуляции - личностный и познавательный, которые анатомически представлены соответственно лобными долями и теменной областью. ОбЫЧНОЕ СОЗНАНИЕ КАК ИЛЛЮЗОРНОЕ СОСТОЯНИЕ. Итак, соэнание воспринимает и осмысливает реальность
так, и в той мере, как это позволяют ему способности, сфор мированные этой же реальностью, в первую очередь- реаль ностью, социально и культурно обусловленной. Восточные философско-психологические учения, о которых
пойдет речь ниже в связи с медитацией, в основе своей содер жат идею о том, что обычное состояние человеческого сознания есть нечто такое, что могло бы быть выражено как некая иллю - 11
зия, сон наяву, гипнотическое бодрствование, неведение. Индуис ты называют это "майа", буддисты- "самсара". Основной целью медитации, по их мнению, является освобождение от этой иллю зии, "просветление", "видение" мира таким, каков он есть на самом деле. В свяэи с этим важно рассмотреть вопрос о том, насколь
ко соэнательное отражение соответствует действительности с точки зрения современной науки. По Ч. Тарту, сознание человека подвергается троякой де
терминации. Во-первых, оно детерминируется физическими зако нами, поскольку процессы сознания протекают благодаря дейс твию нервной системы. Кроме того, оно детерминируется специфи ческими законами самого сознания, не сводящимися к действию законов физики, химии, физиологии. Наконец, происходит детерми нация социокультурного плана. Психологами и философами не раз отмечалось, что та ре
альность, о которой осведомлен индивид, является "консенсус ной", то есть это "реальность по соглашению", границы которой совпадают с границами языка. ".... Такие понятия и формы восп риятия действительности, как время, пространство, измене ние, причина, судьба, число.... в каждой культуре связаны между собой, образуя своего рода "модель мира"- ту "сетку коорди нат", при посредстве которых люди воспринимают действитель ность и строят образ мира, существующий в их сознании"- пи шет А. Я. Гуревич. Конечно, эта модель формируется в реальной деятельнос
ти, а другие виды детерминации - в биологической эволюции, поэтому отражение находится в прямой связи с теми аспектами - 12
действительности, учет которых важен для выживания. Но наибо лее выгодное с прагматической точки зрения отражение не есть наиболее точное, хотя бы из-за бесконечной сложности отража емой реальности. О несоответствии реальности нашего "образа мира" уже на уровне перцептивных гештальтов лучше всего сви детельствуют данные современной физики, для которой материя - "всего лишь возбужденное состояние поля в данной точке", "пространственные и временные координаты - лишь элементы языка, которым пользуется наблюдатель, описывающий окружаю щую среду" (цит. по Ф. Капра). Гораздо ближе к концепциям сов ременной физики результаты медитативного "видения" в восточ ных культурах: "В древние времена и в средневековье китайцы воспринимали физический мир как протяженное целое. Согласно их представлениям, ци, конденсирующееся в виде осязаемого вещества, не имеет какой бы то ни было самостоятельной сущ ности в отдельности, напротив, - все отдельные предметы взаи модействуют друг с другом.... при помощи волн, или колеба ний.... следовательно, отдельные предметы обладают своими собственными ритмическими характеристиками, которые вплета ются в общий узор мировой гармонии"(цит. по Ф. Капра). Помимо элементов детерминации, возникающих с необходи
мостью, строение индивидуальной системы значений зависит и от опыта самого индивида. Он часто склонен делать синкрети ческие обобщения, возникает и ряд других феноменов, связанных с искаженным восприятием мира (установки, проецирование, когда процессы, происходящие в сознании, становятся столь сильны ми, что начинают переноситься на внешние объекты, и затем уже ошибочно воспринимаются как действительные раздражители). Еще - 13
одно такое явление - феномен "перцептуальной защиты", или вы борочности восприятий. Он выражается в том, что люди в боль шей степени готовы понимать и видеть то, что они хотели бы понимать и видеть, и стремятся не видеть того, что они пола гают нежелательным, а если все же нечто нежелательное уже вопринято, то сознание стремится разрушить такого рода восп риятия, преобразуя их во что-то такое, что отвечало бы жела ниям человека. Вышеперечисленных процессов вполне достаточно, чтобы
сделать понятной идею "самсары" для западного человека. С этой точки зрения резко возрастает ценность некоторых изме ненных состояний сознания, как попыток выхода из самсары, или хотя бы осознания нашего образа мира как одной из многих возможных интерпретаций реальности. ИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ. Попытки научного осмысления необычных психических спо
собностей и состояний сознания предпренимались со времен Месмера. Однако до недавнего времени "экстравертированное сознание", состояние "нормального" бодрствования рассматри валось большинством ученых как единственное состояние, дос тойное изучения. Согласно классической концепции слабость активации приводит к дремоте и сну, а слишком сильная акти вация - к дезорганизации поведения, рассматриваемой уже как патологическое явление, если человек оказывается неспособным - 14 восстановить равновесие. До сих пор большинством западных интеллектуалов молчали
во признается шкала ценностей, изображенная на рисунке 1 (по данным Ч. Тарта).  ш1 наиболее ценные состояния сознания Рис. 1 ¦ ------------------¬ ¦ полная ¦ ¦ рациональность ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ обычная ¦ ¦ рациональность ¦ ¦ (невротические ¦ ------------------------¬ ¦ искажения) ¦ творческие состояния: ¦ ¦ L------------------ ¦ обращение к внутрен- ¦ ¦ ¦ ним импульсам личнос- ¦ ¦ ------------------¬ ¦ ти ¦ ¦ ¦ сон ¦ L----------------------- ¦ ¦ ¦ ------------------------¬ ¦ L------------------ ¦ интоксикация марихуа- ¦ ¦ ¦ ной ¦ ¦ L----------------------- ¦ ¦ ------------------¬ ------------------------¬ ¦ ¦ психопатические ¦ ¦ состояния, вызываемые ¦ ¦ ¦ состояния ¦ ¦ галлюцинативными нар- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ котиками ¦ ¦ L------------------ L----------------------- ¦ ------------------¬ ¦ ¦ токсикогенный ¦ ¦ ¦ психоз ¦ ¦ L----------------- наименее ценные состояния сознания  ш0 Однако многих привлекает возможность выбирать те состо
яния, в которых они чувствуют себя "поднявшимися" на более высокий уровень бытия, или, просто, избавленными от диском форта, доставляемого повседневной реальностью. Этот подход нашел свое выражение в работах психологов
гуманистического направления. Вслед за Юнгом, придавшим ог ромное значение духовным измерениям психики, Р. Ассаджиоли - 15
интерпретировал многие из явлений, которые официальная меди цина считает психопатологическими, как сопутствующие духов ному раскрытию. А. Мэслоу на основе широких исследований мно гих мистических (или "пиковых", "вершинных" по его определе нию) переживаний опроверг традиционное психиарическое возз рение, приравнивавшее их к психозам, признал их ведущими к самоактуализации. Подобные "положительные" состояния стали называться "расширенными состояниями сознания" (РСС). Концепция сна как особого активного состояния сознания
(БДГ-сон), исследование шизофрении и маниакально-депрессив ного психоза подготовили почву для всевозможных иследований различных состояний сознания и способов перехода из одного состояния в другое. Ч. Тарт называет термином "дискретное состояние созна
ния" (ДСС) совокупность психических структур, активную сис тему, элементами которой являются психические подсистемы, которые могут отчасти варьировать в пределах одного и того же ДСС, но совокупность свойств системы в целом остается примерно одной и той же. Примерами ДСС могут служить обычное бодрствование, сон со сновидениями или без них, гипнотичес кое состояние, опьянение алкоголем, состояние депрессии, ин токсикация марихуаной и др. Существуют процессы, стабилизи рующие и разрушающие определенное ДСС. Например, некоторые ДСС могут разрушаться из-за перегруженности раааздражителями (один из методов наведения транса), или из-за их полного от сутствия (в условиях сенсорной изоляции), либо из-за како го-то аномального раздражителя, выходящего за рамки обычного восприятия. Можно предположить, что некоторые ДСС непосредс - 16
твенно не могут быть получены из каких-либо конкретных ДСС; тогда между ними должно быть некоторое промежуточное ДСС. Как психические подсистемы можно рассматривать устойчи
вые структуры значений, личностных смыслов, то, что Д. Лилли называет "программами человеческого биокомпьютера". Примера ми изменения таких подсистем могут служить изменения "Я-кон цепции" - уменьшение самотождественности при угасании телес ных ощущений в условиях сенсорной изоляции, вплоть до полно го растворения "Я" или отождествления себя с другим объек том. С. Гроф, исследуя РСС, возникающие при применении
ЛСД-25, объединил в четыре основных типа переживания, сход ные по смыслу, глубине, эмоциональной и сенсорной модальнос ти: 1. Изменения в восприятии окружающих объектов, абстракт
ные и эстетические переживания и фантазии, характеризующиеся специфической стимуляцией сенсорных модальностей - кинесте тической, слуховой, зрительной. 2. Биографические, включающие комплексы эмоционально
значимых воспоминаний и символические переживания, которые можно расшифровать в рамках теоретических схем Фрейда и Ад лера. 3. Перинатальные - переживания, связанные с повторным
проживанием биологического рождения и конфронтацией со смертью. Этапы рождения и смерти связаны, по Грофу, в "сис темы конденсированного опыта" - динамические сочетания вос поминаний с сопутствующими им фантазиями из различных перио дов жизни человека, объединенные сильным эмоциональным заря - 17
дом одного и того же качества, интенсивными телесными ощуще ниями одного и того же типа и другими элементами. 4. Очень широкий спектр трансперсональных переживаний,
включающий архетипические переживания, паранормальные явле ния, глубокие мистические прозрения. Похожие явления наблюдал Д. Лилли в условиях сенсорной
изоляции, особо отмечая резко возрастающий уровень проекций своего внутреннего мира на окружающее и осознание глубинных содержаний своей психики. Большим разнообразием отличается эмоциональная сфера
РСС. Направленность многих психотехник - прохождение личности через катарсис, часто связанный с повторным переживанием психологических и физических травм, к ощущению "океаническо го экстаза", "вселенской любви". Вот как описывает это состо яние Уолт Уитмен: "И вдруг на меня снизошло простерлось вок руг такое чувство покоя и мира, такое всеведение, выше любой человеческой мудрости, и я понял.... что Бог - мой брат, и что его душа - родная мне, и что центр Вселенной - Любовь". Многими исследователями также отмечаются: гипермнезия в
сфере памяти (причем превалирует моторная, эмоциональная и образная память), специфические искажения восприятия времени - его "сжатие" или "уплотнение". По возвращении в обычное состояние сознания часто отмечается преобразование ведущих мотивов, трансформация личностных черт, определяющих отноше ние к себе, к миру, изменение способов взаимодействия с ми ром и со своей психической реальностью. Погружение в РСС имеет избирательное влияние на различные качества личности. По данным В. Козлова, в результате сеансов "свободного дыха - 18
ния" было отмечено снижение тревожности у 97 процентов испы туемых. У большинства испытуемых выросли качества, связанные с самоценностью и уверенностью в себе. Таким образом, открываются обширные перспективы исполь
зования РСС в западной культуре. С этой точки зрения, очень плодотворным оказывается обращение к восточным философс ко-психологическим учениям. МЕДИТАЦИЯ КАК МЕТОД ИЗМЕНЕНИЯ СОЗНАНИЯ. В течение примерно четырех тысяч лет восточные религии
составляли "карты внутреннего пространства" и разрабатывали способы наведения некоторых состояний сознания, чрезвычайно далеко отстоящих от обыденного сознания. За многообразием формулировок (неизбежным в условиях различных культур, "об разов мира") часто скрывается один и тот же путь и одна и та же цель. Интерпретация этих состояний зависит от установок, ожиданий, владения языковым материалом, но как показывают, например, исследования Д. Голмена (1977) под такими словами как "дхиана", "самадхи", "фана", "даат", "турийа" и др. , взятыми из буддизма Тхеравады, раджа-йоги, суфизма, Каббалы, кундалини-йоги, понимается одинаковое состояние. В Тибете различают два уровня религии: "учение как уловка для дости жения цели" и "окончательное учение", на уровне которого доктринальные различия исчезают. К. Нараньо и Р. Орнстейн (1971) показывают, что многообразные методы медитации сво дятся к двум-трем основным типам, каждый из которых имеет - 19
целью достижение определенного состояния сознания. Этим сос тояниям в восточных культурах придается огромная ценность, их связывают с такими идеями как "спасение", "избавление от страданий", "просветление", "истинное видение". Эти медитативные техники опираются на своеобразные,
также во многом схожие, учения о сознании, наиболее подробно разработанные в буддизме. Абаев (1986), анализируя одно из наиболее авторитетных произведений буддизма махаяны - "Маха яна - шраддхотпада - шастру", описывает изложенную в шастре концепцию сознания. Под сознанием (синь) в буддийской лите ратуре подразумевается "источник высшей психической деятель ности", "условие объединения всех психических функций", включающее как сознательное, так и подсознательное в психи ке, объединяющее эмоциональные и интеллектуальные процессы. Сознание "обычного" человека рассматривается в единстве двух главных аспектов существования и функционирования: 1. "чистое сознание" - фундаментальный, сущностный аспект, одновременно представляющий собой истинную природу и сущность всех вещей и явлений, является постоянной и неизменной основой созна ния; 2. "загрязненное", "омраченное" сознание - преходящий и изменчивый аспект, делающий восприятие иллюзорным, от кото рого можно избавиться путем психической саморегуляции и тем самым освободить сознание от его омрачающего воздействия. Их комплекс, "сознание-хранилище", рассматривается как постоян но изменяющийся поток сознания. Оно представляет собой взаи модействие и взаимопроникновение двух аспектов, таким обра зом, что они одновременно не едины и не различны. Можно выдвинуть гипотезу о соответствии первого аспекта - 20
сознания энергии внимания-сознания, а второго аспекта - ка тегориальным структурам сознания. По крайней мере при по верхностном анализе, здесь просматриваются удивительные сов падения и практически не видно различий. А такие концепции буддийской психологии, как "сознание-хранилище", где два ас пекта одновременно не едины и не различны, даже могут про лить свет на понимание взаимодействия базового осознания и категориальных структур в западной науке. "Омраченный" аспект сознания, согласно шастре, формиру
ет "семена" ("отпечатки", "следы") всех прошлых событий, поступков, желаний, идей и впечатлений, память о которых сохраняется в "сознании-хранилище" (отсюда и название). Ис ходя из этого можно понять идею кармы (вернее лишь один из ее аспектов), как идею обусловленности восприятия, мышления, поведения (вспомним "тройную детерминацию" сознания по Тар ту). Одно из главных таких "омрачающих" формирований - комп лекс "Я". Согласно буддийской теории индивидуального "Я", ни сам комплекс, ни элементы, из которых он состоит, никакой конкретной сущностью не обладают и не имеют реального бытия. Одним из основных факторов, "омрачающих" сознание чело
века, является дискурсивно-логическое мышление, основанное на "различении", выделении отличительных признаков, вербали зации и концептуализации вещей и явлений действительности, которые на самом деле свободны от всего этого. "Омраченное" сознание видит мир расколотым на оппозиции, разделенным на индивидуальные признаки и формы, увешанным ярлыками с наиме нованиями, принимая все это за истинную реальность. "Все дхармы, - говорится в шастре, - изначально лишены всех вер - 21
бальных признаков, всех форм описания, обозначения и наиме нования, всех форм концептуализации". Согласно шастре, для достижения "просветленного" состо
яния необходимо лишь освободиться от ложного мышления, "ом рачающего" изначально чистое по своей природе сознание. В шастре поясняется, что под освобождением от ложных мыслей подразумевается непосредственное созерцание того, что нахо дится за пределами мыслей, т. е. вне вербальной реальности. К. Нараньо и Р. Орнстейн отмечают, что для такого состояния характерны "опустошенность", "бессодержательность" и "бесп редметность". Вероятно, это не совсем точные характеристики. Действительно, если предположить возможность восприятия без категоризации, это будет восприятие единства, причем объект восприятия не будет отличен от субъекта. От ситуации "я осознаю нечто" остается только предикат "осознается", кото рый сам по себе смысла не имеет. Поэтому такое состояние сознания характеризуется в буддизме как состояние "ни осоз навания, ни не-осознавания", в котором "нет ни ощущений, ни их отсутствия". Здесь налицо выход за пределы возможностей языка. Особое внимание уделяется в шастре практическим методам
достижения просветления, среди которых главное место занима ют две медитативные техники: "шаматха", или "самадхи" и "ви пашьяна", или "випассана". К этим двум видам медитации, как показал Голмен, примыкают большинство медитативных техник в разных культурах (медитацию я понимаю в узком смысле, - как работу с вниманием, в отличии от других техник, изменяющих сознание). - 22 Санскритский термин "самадхи" в контексте буддийской
психологии означает успокоение сознания, прекращение воз действия на психику человека всех возбуждающих и "омрачаю щих" факторов. Сущность самадхи - концентрация, фиксация внимания на одном объекте. Предварительно сводятся к миниму му все сенсорные ощущения в результате принятия одной из специальных статических поз - асан и дыхательных техник пранаямы. На ранних стадиях медитации существует напряжение между концентрацией на объекте медитации и отвлекающими мыс лями, чувствами, желаниями. Ошеломляющие переживания, кото рые наступают в результате применения популярных на западе техник трансформации сознания - глубокое расслабление, ин тенсивные болевые ощущения в теле, живые сновидения наяву все эти явления наступают и на первой стадии медитации мето дом самадхи как реакция на ограничение поступающей информа ции (явление, знакомое по опытам с сенсорной изоляцией). Од нако, постепенно мешающие мысли преодолеваются, внимание все больше приковывается к объекту. В. Н. Пушкин (1990) предпола гает, что подобные результаты достигаются вслледствие уси ленного питания кровью клеток коры, управляющих произвольны ми движениями глаз. Поначалу эти клетки обладают сравнитель но небольшой регуляторной способностью, и взор, сосредото ченный на объекте, быстро выходит из повиновения. Но посто янная статическая работа клеток, связанная с управлением взором при неослабевающих усилиях в концентрации вызывает повышение кровоснабжения, а значит, развитие этой группы клеток. В ходе тренировки человек становится способным все дольше и дольше фиксировать свой взгляд. Единственный недос - 23
таток этой теории - то, что объектом для медитации чаще слу жит образ, чем реальный предмет. При продолжительном непрерывном фокусировании на объек
те медитации наступает момент, который знаменует собой пер вый разрыв с обыденным соэнанием. Это - полное поглощение, растворение - "дхиана". Ум внезапно как бы погружается в объект и остается в нем неподвижно, а мешающие мысли пол ностью исчезают ("прекращается внутренний диалог" - К. Каста неда). Нет ни восприятий через органы чувств, ни обычного осознавания своего тела; физическая боль не ощущается. В сознании преобладают восторг, блаженство и однонаправлен ность. Дальнейшие стадии углубления концентрации согласно другому буддийскому трактату - "Вишудхимагге", отражены в таблице 1 (по Д. Голмену, 1977). В качестве объектов концентрации помимо прочего могут
использоваться особые рисунки - мандалы (интересно, что их структура имеет много общего у индейцев Южной, Северной Аме рики и на востоке), монотонно повторяющиеся слоги - мантры. Во многих религиях объектом концентрации служит "личность Бога", главной характеристикой которой является бесконечная любовь (здесь психологу даже строить догадки трудно). Экс таз, получаемый в результате считается наиболее ценным сос тоянием сознания. Однако буддизм сводит это состояние к на чальным уровням дхианы. Второй, не менее распостраненный вид медитации - випас
сана. Это трансцедентальный анализ своего внутреннего мира с помощью интроспективного созерцания и интуитивного постиже ния. Внимание медитирующего направлено на ощущения, чувства, - 24  ш1 Таблица 1. Уровни дхианы.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную курсовую работу Вы можете использовать для написания своего курсового проекта.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем курсовую работу самостоятельно:
! Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ.
! Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу.
! Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться.
! План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы.
! Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части?
! Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать.
! Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа.
! Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема.
! Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом.
! Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия.
Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта.
Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты.
Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести.
Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя.
Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика.

Сейчас смотрят :

Курсовая работа Управление кредитными рисками 2
Курсовая работа Показатели состояния и эффективности использования основных средств
Курсовая работа Формирование речи у дошкольников в сюжетно–ролевой игре
Курсовая работа Порядок и условия заключения брака
Курсовая работа Электроснабжение на предприятии
Курсовая работа Репродуктивное здоровье населения
Курсовая работа Лекарственные растения
Курсовая работа Место и роль экономической науки в постиндустриальном обществе
Курсовая работа Сущность финансового механизма на предприятии в современных условиях
Курсовая работа Бюджетная система РФ
Курсовая работа Современные подходы к оценке качества сестринской помощи
Курсовая работа Предпринимательство в РФ: сущность, виды и субъекты
Курсовая работа Посредничество в международной деятельности
Курсовая работа Двойные звезды
Курсовая работа Аудит расчетов с покупателями и заказчиками на примере ОАО "Икар"