Курсовая работа по предмету "Математика"


Методы решения систем линейных неравенств

ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ Кафедра математики и финансовых приложений Курсовая работа на тему: “Методы решения систем линейных неравенств” Выполнил студент группы МЭК 1-2 Чанкин Пётр Алексеевич Научный руководитель: Профессор Александр Самуилович Солодовников Москва 2002г Оглавление Вступление 2 Графический метод 3 Симплекс-метод 6 Метод искусственного базиса 8 Принцип двойственности 10 Список использованной литературы 12 Вступление
Отдельные свойства систем линейных неравенств рассматривались еще в первой половине 19 века в связи с некоторыми задачами аналитической механики. Систематическое же изучение систем линейных неравенств началось в самом конце 19 века, однако о теории линейных неравенств стало возможным говорить лишь в конце двадцатых годов 20 века, когда уже накопилось достаточное количество связанных с ними результатов.
Сейчас теория конечных систем линейных неравенств может рассматриваться как ветвь линейной алгебры, выросшая из неё при дополнительном требовании упорядоченности поля коэффициентов.
Линейные неравенства имеют особо важное значение для экономистов, т. к именно при помощи линейных неравенств можно смоделировать производственные процессы и найти наиболее выгодные планы производства, транспортировки, размещения ресурсов и т. д.
В данной работе будут изложены основные методы решения линейных неравенств, применительно к конкретным задачам. Графический метод
Графический метод заключается в построении множества допустимых решений ЗЛП, и нахождении в данном множестве точки, соответствующей max/min целевой функции.
В связи с ограниченными возможностями наглядного графического представления данный метод применяется только для систем линейных неравенств с двумя неизвестными и систем, которые могут быть приведены к данному виду.
Для того чтобы наглядно продемонстрировать графический метод, решим следующую задачу:
На первом этапе надо построить область допустимых решений. Для данного примера удобнее всего выбрать X2 за абсциссу, а X1 за ординату и записать неравенства в следующем виде:
Так как и графики и область допустимых решении находятся в первой четверти.
Для того чтобы найти граничные точки решаем уравнения (1)=(2), (1)=(3) и (2)=(3).
Как видно из иллюстрации многогранник ABCDE образует область допустимых решений. Если область допустимых решений не является замкнутой, то либо max(f)=+ ? , либо min(f)= -? .
Теперь можно перейти к непосредственному нахождению максимума функции f.
Поочерёдно подставляя координаты вершин многогранника в функцию f и сравнивать значения, находим что f(C)=f(4; 1)=19 – максимум функции.
Такой подход вполне выгоден при малом количестве вершин. Но данная процедура может затянуться если вершин довольно много.
В таком случае удобнее рассмотреть линию уровня вида f=a. При монотонном увеличении числа a от -? до +? прямые f=a смещаются по вектору нормали [1 Вектор нормали имеет координаты (С1; С2), где C1 и C2 коэффициенты при неизвестных в целевой функции f=C1? X1+C2? X2+C0. ]. Если при таком перемещении линии уровня существует некоторая точка X – первая общая точка области допустимых решений (многогранник ABCDE) и линии уровня, то f(X)- минимум f на множестве ABCDE. Если X- последняя точка пересечения линии уровня и множества ABCDE то f(X)- максимум на множестве допустимых решений. Если при а>-? прямая f=a пересекает множество допустимых решений, то min(f)= -? . Если это происходит при а>+? , то max(f)=+ ? .
В нашем примере прямая f=a пересевает область ABCDE в точке С(4; 1). Поскольку это последняя точка пересечения, max(f)=f(C)=f(4; 1)=19. Симплекс-метод
Реальные задачи линейного программирования содержат очень большое число ограничений и неизвестных и выполняются на ЭВМ. Симплекс-метод – наиболее общий алгоритм, использующийся для решения таких задач. Суть метода заключается в том, что после некоторого числа специальных симплекс- преобразований ЗЛП, приведенная к специальному виду, разрешается. Для того, чтобы продемонстрировать симплекс-метод в действии решим, с попутными комментариями следующую задачу:
Для того, чтобы приступить к решению ЗЛП симплекс методом, надо привести ЗЛП к специальному виду и заполнить симплекс таблицу.
Система (4) – естественные ограничения и в таблицу не вписываются. Уравнения (1), (2), (3) образуют область допустимых решений. Выражение (5) – целевая функция. Свободные члены в системе ограничений и области допустимых решений должны быть неотрицательны.
В данном примере X3, X4, X5 – базисные неизвестные. Их надо выразить через свободные неизвестные и произвести их замену в целевой функции. Теперь можно приступить к заполнению симплекс-таблицы: Б. X1 X2 X3 X4 X5 C X3 0 -1 1 1 0 1 X4 0 1 -1 0 1 1 X5 1 1 1 0 0 2 f 0 -6 7 0 0 3
В первом столбце данной таблицы обозначены базисные неизвестные, в последнем – значения свободных неизвестных, в остальных – коэффициенты при неизвестных.
Для того чтобы найти максимум функции f надо с помощью преобразований методом Гаусса сделать так, чтобы все коэффициенты при неизвестных в последней строке были неотрицательными (для нахождения минимума, сделать так, чтобы все коэффициенты были меньше или равны нулю). Б X1 X2 X3 X4 X5 C X3 -1 1 1 0 0 1 X4 1 -1 0 1 0 1 X5 1 1 0 0 1 2 f -6 7 0 0 0 3
Для этого выбираем столбец с отрицательным коэффициентом в последней строке [2при нахождении минимума выбираем положительные коэффициенты] (столбец 3) и составляем для положительных элементов данного столбца отношения свободный член/коэффициент (1/1; 2/1) [3 Если положительных элементов не оказалось то данная ЗЛП не имеет решения, т. е max(f)=+8 (при задаче на нахождение максимума) или min(f)=- ? (нахождение минимума)]. Из данных отношений выбираем наименьшее и помечаем соответствующую строку [4 Если есть несколько одинаковых отношений можно выбрать любую строку].
Нами выбран элемент в ячейке (3; 3). Теперь с помощью метода Гаусса обнуляем другие коэффициенты в данном столбце, это приводит к смене базиса и мы на один шаг приближаемся к оптимальному решению. Б X1 X2 X3 X4 X5 C X3 0 0 1 1 0 2 X1 1 -1 0 1 0 1 X5 0 2 0 -1 1 1 f 0 1 0 6 0 9
Как видно из таблицы теперь все коэффициенты в последней строке больше либо равны нулю. Это означает, что нами найдено оптимальное значение. Свободные неизвестные равны нулю, значению базисных неизвестных и максимуму функции f соответствует значения свободных неизвестных. Метод искусственного базиса
Если после подготовки ЗЛП к специальному виду для решения симплекс методом, не в каждой строке системы ограничений есть базисная переменная (входящая в данную строку с коэффициентом 1, а в остальные строки с коэффициентом 0), то для решения данной ЗЛП надо воспользоваться методом искусственного базиса. Суть метода довольно проста:
К строкам, в которых отсутствует базисная переменная добавляется по одной искусственной базисной переменной. Новая задача решается Симплекс-методом, причем все искусственные базисные переменные должны стать свободными (выйти из базиса) и их сумма должна равняться нулю, в обратном случае в данной системе невозможно выделить допустимый базис. Рассмотрим следующий пример: min(f)-?
В первом уравнении нет базисных неизвестных. Введём искусственную базисную неизвестную Y1 и заполним первую симплекс-таблицу
Для того, чтобы избавится от искусственной базисной неизвестной нам предстоит решить вспомогательную задачу: F=Y1>min Выражая базисную неизвестную Y1 через свободные получаем: F+4X1+X2=4 >min Б X1 X2 X3 X4 Y1 С Y1 4 1 0 0 1 4 X4 11 3 -5 -1 0 12 F 4 1 0 0 0 4 Выбираем элемент в ячейке (3; 2) и делаем шаг. Б X1 X2 X3 X4 Y1 С X2 4 1 0 0 1 4 X4 -1 0 -5 -1 -3 0 F 0 0 0 0 -1 0
min(f)=0, все коэффициенты в последней строке меньше или равны нулю, следовательно мы перешли к новому естественному базису. Теперь можно решать основную задачу. Принцип двойственности
В реальной практике встречаются задачи в которых число неизвестных больше числа ограничений. Такие задачи решать в их первозданном виде довольно трудно, но, применяя принцип двойственности можно заметно упростить решение, поскольку в двойственной задаче будет, наоборот, больше ограничений, чем переменных.
Для того чтобы показать, как принцип двойственности может упростить процесс решения приведем следующий пример: max(f)-? min(ц)-?
Из данного примера легко просматривается взаимосвязь между исходной и двойственной задачами. Введя в рассмотрение следующие элементы: Эту связь можно обозначить следующим образом: max(f)-? min(ц)-?
В двойственной задаче всего 2 переменных. Её можно легко решить графическим методом и, используя вторую теорему двойственности, найти решение исходной.
Пропустим процесс решения двойственной ЗЛП, записав только результаты: Y1=2 Y2=4 min(ц)=150
Т. к max(f)=min(ц), решение исходной задачи уже известно. Остаётся только найти значения X1, X2, X3, при которых это значение достигается. Здесь мы применим вторую теорему двойственности, которая устанавливает следующее соответствие:
В нашем примере получается следующая вполне тривиальная система линейных уравнений:
Решение данной системы легко находится методом Гаусса и окончательный ответ таков:
Функция f достигает максимума при X1=0, X2=5, X3=10 и max(f)=150 Список использованной литературы
Учебник: “Математика в экономике”; А. С. Солодовников, В. А. Бабайцев, А. В. Браилов: Финансы и статистика 1999г. Сборник задач по курсу математики; под редакцией А. С. Солодовникова и А. В. Браилова; ФА 2001г. “Линейные неравенства”; С. Н. Черников; Наука 1968
“Краткий очерк развития математики”; Д. Я. Стройк; Наука 1984.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную курсовую работу Вы можете использовать для написания своего курсового проекта.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем курсовую работу самостоятельно:
! Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ.
! Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу.
! Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться.
! План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы.
! Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части?
! Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать.
! Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа.
! Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема.
! Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом.
! Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия.
Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта.
Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты.
Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести.
Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя.
Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика.

Сейчас смотрят :

Курсовая работа Возмещение вреда, причинённого здоровью гражданина
Курсовая работа Миграция
Курсовая работа Диверсификация. Проблемы диверсификации предприятия
Курсовая работа Проектирование районной электрической сети
Курсовая работа Кредитование юридических лиц
Курсовая работа оценка формирования и распределения доходов предприятия торговли в современных условиях
Курсовая работа Планирование численности персонала на предприятии
Курсовая работа Инвестиционная стратегия предприятия
Курсовая работа Анализ розничного товарооборота
Курсовая работа Состояние, развитие, пути повышения эффективности молочного скотоводства в СПК имени К
Курсовая работа Диспепсия у теленка
Курсовая работа Транснациональные корпорации. Их роль в мировой экономике
Курсовая работа Стратегічне планування зовнішньоекономічної діяльності підприємства
Курсовая работа Причины неуспеваемости школьников и пути её преодоления и предупреждения
Курсовая работа Местное самоуправление в Российской Федерации на современном этапе