Экономика Украины. Аренда. Введение.
В условиях перехода к рыночным отношениям в экономике Украины большое значение играет реформация отношений собственности, разгосударствление и появление новых видов собственности, что будет способствовать развитию рыночных отношений, новых видов хозяйствования, благодаря чему появится возможность преодолеть тяжелейший экономический кризис, в котором находится Украина. В связи с тем, что процесс приватизации (перехода от государственной к негосударственной форме собственности) не может произойти в короткие сроки, особое значение приобретает вопрос, рассматриваемый в этой работе, о становлении арендной формы хозяйствования, которая будет способствовать этому процессу. При рассмотрении этой проблемы следует учитывать накопленный мировой опыт, а также особенности экономики Украины.
1. Приватизация на Украине и место в ней арендных отношений. Процесс приватизации, официально начавшийся в Украине 1 декабря 1992 г. , сложный и противоречивый. Существует большое разнообразие точек зрения в отношении целей, форм, сроков приватизации, степени готовности Украины к ней и т. д. И хотя процесс уже начался, учитывая актуальность темы для страны в целом и отдельных граждан, предлагаем свое видение этой проблемы в общетеоретическом плане, а также анализ организационных форм приватизации в частности. Необходимость процесса разгосударствления и приватизации почти ни у кого не вызывает сомнений и обосновывается, во-первых, кризисным положением экономики и общества в целом; во-вторых, неизбежностью перехода к рынку; в-третьих, понятием врожденной экономической активности частного собственника; в-четвертых, признанием того определения, что своя собственность - это основа свободы личности.
Приватизация представляет собой главную составную часть экономической реформы, ее стратегию и тактику. Это процесс, которому присущи глубинные свойства, связанные с кардинальным изменением социальных структур, изменением общественно-экономического строя в Украине.
Что же вкладывается в понятие "приватизация"? Если взвешенно подойти к анализу этого понятия, то:
- в узком понимании, с точки зрения этимологии, это - процесс перехода любой формы собственности (государственной, личной, коллективной, интегрированной и т. д. ) в частную;
- в широком смысле это понятие на практике, в литературе, официальных документах рассматривается как форма разгосударствления, превращение (трансформация) государственной собственности в другие формы собственности (присвоение).
При таком подходе под разгосударствлением подразумевается общий процесс перехода от тоталитарной государственной экономики к экономике смешанной, многоукладной, плюралистической, полифонической (многоголосой), что связано (многоголосой), что связано с четырьмя "Д", а именно: - денационализацией; - демонополизацией; - демократизацией; - децентрализацией экономики,
а также с составными частями этого процесса: арендизацией, корпоратизацией (акционированием), коммерциализацией, персонификацией собственности. В конечном счете это освобождение государства от функции прямого непосредственного хозяйственного управления производством.
Но среди целей приватизации имеется и вполне прагматическая, и заключается она в том, чтобы за счет продажи государственных предприятий получить средства, которыми можно было бы хоть частично закрыть прорехи в огромном бюджетном дефиците. Главным содержанием приватизации должны стать именно инвестиционные процессы, которые могут привести к структурным изменениям. Социальные же аспекты выступают при этом лишь в роли стимулов или ограничений, амортизирующих экспансию частного капитала.
При разработке любой концепции приватизации (а она, кстати, до этого времени фактически так и не сформирована в Украине на государственном уровне) имеется целый ряд общих требований, выдвигаемых в отношении приватизационного процесса:
1. Упорядочение юридических прав собственности и фактического права распоряжаться ею. В Украине к моменту начала приватизации большинство необходимых законодательных актов было разработано и введено в действие. Но в них имеются существенные недостатки. Во-первых, не определено и не закреплено в законе одно из главных прав собственности - на землю. Без него, по существу, невозможен общий процесс приватизации - так как объекты государственной собственности построены на земле - государство их приватизирует, а землю - пока что нет. Во-вторых, сегодня остаются в силе два взаимоисключающих положения - в Законе об аренде имущества - государственных предприятий и организаций и в Законе о приватизации имущества государственных предприятий Украины. Так, первый документ предоставляет возможность трудовым коллективам взять его в аренду с выкупом, а второй утверждает, что все государственное имущество должно быть равномерно разделено между гражданами Украины через систему сертификатов. Если учесть, что на аренду с выкупом идут предприятия, работающие наиболее эффективно, с хорошим парком оборудования, то не трудно заметить односторонность приватизационного процесса: одним - лучшее, другим - ничего. В-третьих, если приватизационные имущественные сертификаты можно будет вкладывать в выкуп акций предприятий ( а это - политика Фонда госимущества), то котироваться будут акции лишь известных предприятий, со стабильным уровнем функционирования. ибо смогут гарантированно приносить прибыль вкладчику.
2. Использование уже в переходный период стимулов. предоставляющих возможность работать по критериям рыночного хозяйства. Такими критериями могло бы стать льготное налогообложение в течении определенного времени (3 - 5 лет) для большинства предприятий, особенно производящих промышленную продукцию или продукты питания к моменту их приватизации. Это привело бы к стабилизации экономического положения предприятий. дало бы возможность коллективу определиться - или приватизировать предприятие, или оставить его государственным.
3. Сведение к минимуму предпосылок злоупотреблений в процессе приватизации. 4. Поиск оптимального решения капиталоемкости внутреннего рынка. В отношении этого условия имеется существенное замечание. В приватизационных документах не нашли отражение возможность привлечения трудовым коллективом (который в большинстве случаев не имеет собственных средств на выкуп предприятия) отечественных и иностранных инвесторов на договорной основе и возможность их участия в организации общества покупателей.
5. Создание условий, обеспечивающих заинтересованность населения в приватизации и поддержание этой заинтересованности в процессе ее проведения. К сожалению, такой заинтересованности у основной массы населения нет. Это объясняется как отсутствием четкого определения возможностей применения приватизационных имущественных сертификатов в процессе приватизации, так и невозможностью на свое усмотрения распоряжаться ими (продать, подарить и т. д. ). Сертификаты рассматриваются только как возможность приобрести акции предприятий - а это уже элемент принудительной приватизации.
6. Необходимость социальной защиты населения в процессе приватизации. Элементами такой защиты могут стать: продажа не только 20% акций предприятий их трудовым коллективам; обеспечение государством гарантированных дивидендов на приватизационные сертификаты наименее обеспеченным категориям населения, возможность вкладывать имущественные сертификаты в акции наиболее развитых предприятий; невозможность перепрофилирования объектов социально-бытового назначения в течении определенного периода при их приватизации. 7. Запрет на использование выручки от приватизации для субвенций слабым предприятиям.
Каждая из организационно-экономических форм приватизации имеет как свои преимущества, так и определенные недостатки. Последние являются результатом действия на субъективных и объективных факторов к моменту его приватизации и в том числе зависят от: уровня развития предприятий, эффективности его функционирования; состояния основных фондов, материально-технической базы; и социальной инфраструктуры; психологического климата в коллективе, его воли и направления; наличия потенциальных собственника (по уровню личных доходов и сбережений) - членов трудового коллектива; соотношения сил формальной и неформальной в власти и т. д.
Для выбора организационно-экономической формы приватизации необходимо рассмотреть наиболее характерные признаки каждой из них.
Аренда, как известно, предполагает передачу средств производства (имущества) во временные пользование и владение. Обязательным условием реализации арендных отношений является наличие двух экономических субъектов - арендодателя и арендатора, отношения между которыми складываются по поводу одного и того же объекта собственности. Для продуктивного использования средств производства арендатор должен получить право владения ими, которое предоставляется ему арендным договором. Таким образом, аренда, сохраняя за собственником право верховного распоряжения, предполагает передачу арендатору хозяйственных компетенций управления, владения, пользования имуществом, вследствие чего у него возникает экономический интерес по его эффективному использованию. И у собственника, и у непосредственного производителя (арендатора) существует объективная необходимость в фактическом присвоении результатов производства прибылей, материальных благ, поскольку они заинтересованы в удовлетворении своих жизненных потребностей, реализации своих экономических интересен. Однако собственник свои интересы реализует в любом случае (независимо от результатов производства он получает арендную плату), тогда как арендатор заинтересован в максимальном повышении эффективности своей хозяйственной деятельности. Средства производства, арендуемые арендатором, становятся его собственностью только тогда, когда уже принадлежат ему, то есть после выкупа этих средств у собственника (что обусловлено договором), а также в случае, когда их стоимость по окончании срока аренды полностью возмещена, а они еще сохраняют свои полезные свойства.
Арендные отношения являются средством реализации собственности. Это происходит в процессе отчуждения-присвоения. Практически он осуществляется путем предоставления собственником арендатору (как субъекту реализации собственности) прав пользования, владения, частичного распоряжения арендованными средствами производства, а пользование (экономические отношения между субъектами собственности по поводу потребления ее объектов), владение и частичное распоряжение (отношения, связанные не только с использованием условий, но и с присвоением результатов производства) - атрибуты единого процесса присвоения, характеризующего процесс реализации собственности.
Собственность является фактическим, завершенным присвоением. То есть арендатор, не являющийся собственником, наделяется правами пользования, владения, частичного распоряжения в отношении имущества собственника. Арендатору предоставляется широкая экономическая самостоятельность, однако это не означает, что он превращается в собственника средств производства. Что же касается разгосударствления собственности и передачи предприятий в собственность их трудовым коллективам, то в этом, думается, заключено существенное противоречие. Государственные предприятия - субъекты реализации государственной собственности. Собственником же является государство, которое передает своим представителям (субъектам реализации собственности) предприятиям права пользования, владения и частичного распоряжения, то есть осуществляется процесс реализации государственной собственности. Если же коллектив предприятия берет в его у государства, то этот процесс реализации государственной собственности, накладывается на него. В этом случае коллектив предприятия, осуществляя право пользования, владения, частичного распоряжения, для того, чтобы арендовать у государства средства производства, которые уже находятся в его пользовании, владении и распоряжении, должен осуществлять тот же самый процесс, но еще и за арендную плату. Кроме того, за длительный срок арендатор вступает в конфликт с собственником.
При аренде государственного имущества трудовым коллективом предприятия имеет место:
1. Создание и наращивание коллективной одновременно с угасанием государственной собственности. Наличие коллективной собственности требует ее дальнейшей персонификации применительно к каждому работнику в зависимости от его трудового вклада.
2. Предоставление коллективу права самостоятельно распоряжаться арендованными средствами производства и организовать свою деятельность соответственно с принципами самоуправления.
3. Внедрение аренды на уровне внутренних подразделений предприятия. 4. Точный учет личного вклада каждого работника в общий результат деятельности коллектива.
5. Постепенный выкуп предприятия, в том числе только за счет средств коллектива (как общих, так и личных средств работников) и результатов его экономической деятельности (для арендного коллектива с акционерной собственностью закрытого типа и "народного предприятия"), а также за счет свободной продажи акций предприятия и их реализации через фондовую биржу.
6. Коллегиальность управления производством. Для арендных коллективов с акционерной собственностью закрытого типа и долевой собственностью высшим органом управления является общее собрание их членов. Руководство текущей деятельностью осуществляет избранный коллективом руководитель. Для арендного коллектива с акционерной собственностью открытого типа характерен коллегиально-акционерный принцип управления - сочетание воли трудового коллектива с волей акционеров, собственников контрольного пакета акций с постепенным смещением реальных функций управления в пользу последних. 7. Выпуск акций для арендных коллективов с акционерной собственностью: а) закрытого типа - акций трудового коллектива только для работников данного предприятия (включая пенсионеров, студентов вузов, военнослужащих, работавших на предприятии и др. );
б) открытого типа - акций предприятия, которые могут приобрести как физические (рабочие предприятия, отдельные граждане), так и юридические лица (предприятия, холдинги и т, д. ). В этом случае члены трудового коллектива имеют возможность приобрести часть акций по их номинальной стоимости, а не по курсу фондовой биржи. Общим для обеих организационных форм признаком является начисление дивидендов как на акции трудового коллектива, так и на акции предприятия. Для так называемого "народного предприятия" характерным является долевой принцип приватизации имущества, под которым подразумевается внесение каждым членом трудового (арендного) коллектива установленной доли и определение его пая в общей собственности коллектива (в зависимости от трудового вклада работника). В результате по итогам хозяйственной деятельности каждый пайщик получает в виде выплат часть чистого дохода на пай.
При выборе любой из рассмотренных организацнонно-экономических форм приватизации путем аренды необходимо учитывать: общим для всех этих форм является тот факт, что во всех случаях наблюдается ограничение экономической самостоятельности арендных коллективов по договору аренды: каждая из указанных форм (через аренду) имеет различную степень эффективности. Наибольшее преимущество по объективным показателям имеет арендный коллектив с акционерной собственностью открытого типа, которая характеризуется: низким уровнем коллективного владения и управления (хотя теоретически управление хозяйственной деятельностью предприятия осуществляет общее собрание членов коллектива, фактически же права управления переходят к акционерам, имеющим контрольный пакет акций предприятия); средней степенью эффективности инвестиций физическими лицами; средней возможностью быстрого повышения эффективности производства; высоким уровнем экономической ответственности и заинтересованности коллектива собственников в результатах функционирования предприятия (как его работников, так и акционеров - не работников); большой возможностью быстрого выкупа предприятия (в наименьшие сроки, по сравнению с другими формами). Для арендного коллектива с акционерной собственностью закрытого типа характерны: средний уровень коллективного владения и управления (возможен конфликт арендодателя и арендатора по поводу права распоряжения коллективной собственностью); низкая эффективность вложений в производство (средства рабочих довольно незначительны); низкая возможность быстрого и значительного повышения производства (в основном из-за нехватки средств); средний уровень экономической ответственности и заинтересованности коллектива собственников; более длительные сроки выкупа предприятия.
Наименьшую степень эффективности имеет арендное предприятие с долевой собственностью ("народное предприятие"), которому присущи, кроме высокого уровня коллективного владения и управления (все "равны" и условием достижения благосостояния каждым является только личный труд): низкая эффективность инвестиций в производство, низкая возможность быстрого повышения эффективности производства, самый низкий уровень экономической ответственности и заинтересованности коллектива, наиболее длительные сроки выкупа предприятия. Следует, однако, заметить, что Государственная программа приватизации за 1992 г. в Украине по аренде полностью не выполнена, возможно, в связи с новизной и сложностью проблемы Возможно невыполнение Программы приватизации и в 1993 г. именно из-за ограничений, введенных Кабинетом Министров для аренды с выкупом единого способа приватизации, который реально действует и ведет к определенному повышению эффективности производства.
Декретом Правительства Украины о приватизации целостных имущественных комплексов госпредприятий и других структурных подразделений, сданных в аренду от 13 мая 1993 г. , признается аренда с выкупом по договорам, заключенным до ввода в действие Декрета "О дополнительном регулировании арендных отношений". Однако им выдвинуты условия, делающие аренду с выкупом практически невозможной. Так, необходимо в "старые" договоры аренды с выкупом внести дополнение, в котором обязательно указать квоту использования имущественных приватизационных сертификатов организаций арендаторов. А поскольку квоту будет в прямом понимании навязывать Фонд государственного имущества, то он будет стремиться поднять ее вплоть до 70%, и в таком случае возможности для выкупа предприятия просто не остается. А это - опять-таки фактический запрет аренды с выкупом. От приватизации государственного предприятия через аренду его трудовым коллективом существенно отличается приватизация путем выкупа. Прежде всего это касается сроков приватизации (при выкупе-мгновенная), а также организационно-экономических форм, которыми при выкупе являются: 1. Создание акционерного общества (как открытого, так и закрытого типа). 2. Организация хозяйственных обществ с определенной наперед ответственностью: ограниченной, дополнительной, полное и коммандитное общества. 3. Приобретение (покупка) предприятия физическим лицом или группой лиц (частное предприятие).
Факторы, влияющие на выбор организационно-экономических форм предприятий, приватизируемых путем выкупа, в основном аналогичны арендным. Характерными признаками акционерного общества являются:
- наличие акционерной собственности (собственность общества состоит из собственности его членов, вложивших средства в приобретение акций). В акционерном обществе открытого типа происходит свободная реализация акций предприятия через фондовую биржу (до 75 % акций) по рыночному курсу (только учредители и члены трудового коллектива имеют возможность приобрести акции по номинальной стоимости). В закрытом акционерном обществе реализация акций осуществляется внутри предприятия без реализации на сторону; - начисление дивидендов. Чем выше эффективность предприятия, тем больше размер чистой прибыли, идущей на выплату дивидендов, и тем выше заинтересованность акционеров;
- определение рыночной стоимости акций (курса акций): для открытого общества по курсу фондовой биржи; для закрытого - по номинальной стоимости; - акционерный тип управления: несмотря на видимость коллегиального управления (экономическую политику проводит общее собрание) фактически обществом руководит собственник контрольного пакета акций (до 51 % их общего количества). Для закрытого акционерного общества характерно обязательное трудовое участие акционеров в деятельности предприятия (исключение может быть сделано только для пенсионеров и других бывших работников предприятия, пожелавших приобрести акции);
- применение наемного труда (в обществе могут работать люди по контрактам, которые не желают становиться акционерами и покупать акции, а получают только заработок);
- существует возможность (угроза) смены собственника, который скупает акции общества.
Здесь необходимо учитывать еще и тот факт, что в соответствии с утвержденным в ноябре 1992 г. Фондом государственного имущества Положением о плане приватизации может быть принято решение Комиссии по вопросам приватизации о том, что контрольный пакет акций (паев) хозяйственного общества остается в распоряжении фонда государственного имущества Украины. Этот факт как раз и говорит о нежелании государства отдавать свою собственность, ибо владелец контрольного пакета акций - фактический собственник предприятия, со всеми надлежащими юридическими правами, а также правом управления и распоряжения имуществом. Кроме того, это свидетельствует о потенциальной возможности оставления в собственности государства стабильных предприятий, которые приносят значительный доход.
На арендных предприятиях уровень показателей воспроизводства ОПФ практически не отличается от уровня государственных предприятий, что обусловлено, главным образом, экономической ситуацией, сложившейся на данный момент. Отсутствие рынка конкуренции, монополизм производителя, дефицитность его продукции позволяют арендному предприятию (как, между прочим, и предприятиям других организационно-правовых форм хозяйствования) вести себя по-другому: не желать высокой эффективности производства, не думать о перспективах развития предприятия, "проедать" полученную прибыль. Так, например, Днепропетровский и Новомосковский трубные заводы, которые работают на аренде, в 1992 г. направили на развитие и усовершенствование производства по 14% полученной прибыли, тогда как на оплату труда - соответственно, 57 и 62%.
Значительный интерес вызывает сравнительный анализ эффективности функционирования промышленных предприятий разных форм собственности. Он показывает, что в условиях формирования рыночных отношений и проявления кризисных явлений в экономике, предприятия рыночного сектора лучше приспосабливаются к условиям, которые сложились. Так, если в государственном секторе экономики объем производства в 1993 г. сократился (сравнительно с 1992г. ) на 10. 5%, то на негосударственных предприятиях он вырос чуть ли не на 7%, то есть государственные предприятия, будучи наиболее технически вооруженными, откровенно проигрывают предприятиям негосударственного сектора по уровню использования ОПФ.
Среди предприятий негосударственного сектора экономики наибольшей отдачей ОПФ и уровнем продуктивности труда характеризуются хозяйственные товарищества. Проведенный анализ свидетельствует, что в условиях обострения экономического кризиса наиболее уязвимой сферой деятельности предприятия является воспроизводство производственного аппарата. Этот процесс ухудшился как в государственном секторе, так и на предприятиях негосударственных форм собственности. Однако, у последних выявилось больше возможностей для приспособления к ситуации, которая сложилась. Особенно это касается акционерных обществ, которые значительную часть прибыли направляли на цели производства. Вместе с тем эта прогрессивная форма хозяйствования не смогла в полной мере проявить свои позитивные возможности. Что касается аренды, то ее следует рассматривать как способ постепенной приватизации, с формированием производства на основе собственности работников (персонифицированной собственности) с довольно высоким уровнем мотивации к труду. Необходимо создать арендным коллективам более благоприятствующие условия для функционирования (прежде всего, это касается права выкупа и размера арендной платы). Для осуществления мониторинга процессов преобразования отношений собственности и эффективного функционирования предприятий в постприватизационный период важно усовершенствовать классификацию форм хозяйствования и расширить государственную статистическую отчетность. 2. Мировой опыт развития аренды в АПК.
Земельные отношения во всех странах мира прошли долгий путь развития, и в каждой из этих стран были свои особенности этого процесса. В Англии капиталистическая собственность на землю возникла в результате изгнания крестьян со свих земель и огораживания их земельных участков. В Германии (Пруссии), бывшей Российской Империи и ряде других стран Европы помещичьи латифундии постепенно становились капиталистическими хозяйствами. Земельные реформы 1848 и 1861 гг. в этих странах, ликвидировав феодальную, крепостную систему, обусловили возникновение большого количества мелких сельских хозяйств. Великая французская революция (1789-1793 гг. ) ликвидировала феодальное землевладение. Земля во французских департаментах была дана в частную собственность. В этой стране утвердилось мелкокрестьянское фермерское хозяйство. В США, где на большей части территории не было феодальных отношений собственности, в условиях бесплатного предоставлении земли гомстедерам возник многомиллионный класс землевладельцев.
Во всех развитых зарубежных странах получила большое распространение аренда земли у землевладельцев крестьянами-фермерами и капиталистами-предпринимателями
Аренда - это временное предоставление земли за плату капиталисту-арендатору или крестьянину. Аренда земли максимального развития добилась в ряде развитых стран Запада. Так в 80-х годах XX-го столетия часть арендованной земли составляла 40%, причем этот показатель оставался неизменным на протяжении последних десятилетий. Во Франции арендуется немногим более половины земли. Даже в Англии, в классической стране земельной аренды, ее часть в конце 80-х годов XX-го столетия составляла около 40% по сравнению с 90% в начале столетия. Достаточно распространена семейная аренда. Это такая форма аренды, когда глава семьи - собственник земельного участка - передает в аренду землю одному из членов своей семьи. В Германии, Англии на такой вид аренды приходится 15-20% всей арендной земли. Семейная аренда - преобладающая и имеет льготы, часто являясь начальной формой предоставления земельного участка наследникам без уплаты высокого налога.
Из всех видов сельскохозяйственных предприятий самыми распространенными в развитых странах Запада являются семейные фермы, которые, как правило, ведут хозяйство собственными силами или используют частично наемную рабочую силу для сезонных работ. Большие капиталистические хозяйства используют производственно-хозяйственной деятельности наемный труд. В хозяйствах первого типа существуют собственность фермера-производителя на землю, на произведенную им продукцию. Она основана на собственном трудовом участии. Одновременно не стоит идеализировать крестьянские фермерские хозяйства. Многие из них ежегодно разоряются, не выдерживая конкуренции с крупными капиталистическими хозяйствами. Происходит постоянная концентрация сельскохозяйственного производства, вытеснение мелких ферм крупными. Если в 1934 году в США насчитывалось 6. 8 млн. фермерских хозяйств, то в 1964 году их количество сократилось до 3. 2 млн. ; а в начале 90-х годов - до 2 млн. хозяйств. Во второй половине 80-х годов начался активный процесс создания арендных предприятий. При аренде юридический собственник средств производств не изменяется. За ним сохраняется право присвоения части произведенного с помощью его ресурсов продукта. Арендатор не становится средств производства, он ими только временно пользуется. Более того, произведенный им продукт также не является его собственностью, так как часть его он в виде арендной платы должен передать арендодателю. Одновременно с этим положение работника-арендатора качественно отличается от положения наемного работника. На время, обозначенное договором, арендатор становится хозяином, который имеет право самостоятельно принимать решения, связанные с производством и реализацией произведенной продукции. В странах с развитой планово-рыночной экономикой арендатор признается юридическим лицом, его права защищаются законом. При благоприятных обстоятельствах арендатор может стать полновластным хозяином арендованных средств производства. выкупить их. “Арендатор, - по словам Самуэльсона, - может жить на ферме, иметь в производстве работников, иногда даже владеть половиной инвентаря, скотины. Таковым является положение, когда он делит годовой доход с землевладельцем. При самых благоприятных условиях аренда является ступенькой на лестнице, по которой молодой фермер может дойти до положения полноправного собственника фермы. ”
Опыт аренды в развитых странах Запад имеет смысл использовать и на Украине. Для этого необходимо создать соответствующую правовую базу и необходимые экономические условия. Но еще и ныне в тех хозяйствах, где часть земли, других средств производства сдавались в аренду колхозникам и работникам совхозов, не прекращалось вмешательство администрации в производственно-хозяйственную деятельность арендаторов, систему распределения их доходов, завышалась арендная плата и др. В связи с этим в конце 80-х - начале 90-х годов крестьяне требовали право выхода из общественного хозяйства с земельным паем и образование самостоятельного фермерского хозяйства. Эти требования, а также необходимость выхода из затянувшегося аграрного кризиса вынудили органы власти Украины, как и других государств бывшего Союза, изменить свое отношение к крестьянскому (фермерскому) хозяйству.
3. Развитие арендных отношений на примере предприятий пищевой промышленности. В Украине пищевая промышленность представлена 25 отраслями, среди которых наиболее развитыми являются сахарная, мясная, молочная, маслосыровырабатывающая, маслобойная, консервная, хлебопекарная, пивоваренная, спиртовая, винодельческая и ликеро-водочная. Общее количество предприятий пищевой промышленности, которые находятся на самостоятельном балансе, составляет примерно 2. 7 тыс. , а стоимость их промышленно-производственных фондов (на 1 января 1993г. ) - 174. 7 млрд. крб. По данным Укрпищепрома, под приватизацию подпадает имущество общей стоимостью более 2 трлн. крб. В процессе реформирования пищевой промышленности Украины было создано 300 ассоциаций, 75 концернов, корпораций и консорциумов, 18 акционерных обществ, в том числе - концерн "Укрсахар", "Укрмясо", "Укрмолпром", "Укрпродсоюз", добровольное объединение "Укрмасложирпром". По инициативе бывших министерских структур 114 предприятий отрасли передано в аренду их трудовых коллективам. Кроме того, в республике зарегистрировано около 30 тыс. малых предприятий и 27. 4 тыс. кооперативов этого профиля (с общей численностью работающих - 670 тыс. чел. ). Однако значительных качественных изменений функционирования предприятий не произошло, поскольку в отрасли практически не было достигнуто изменений в форме собственности.
До сегодняшнего времени государственный сектор в пищепроме Украины остается монополистом. Поэтому в процессе дальнейшего развития и реформирования отрасли необходимо усовершенствовать ее производственную структуру, для чего, наряду с большими и средними предприятиями необходимо создавать и небольшие, которые бы обеспечили своевременную и качественную переработку с/х сырья непосредственно в районах его производства. Ускорению этого процесса в определенной степени будут благоприятствовать разгосударствление и приватизация.
Для преодоления противоречий, которые сдерживают развитие рыночного механизма, наиболее эффективной формой организации производства на первых этапах приватизации является создание акционерных обществ, в состав которых бы вошли поставщики сырья, перерабатывающие предприятия и предприятия инфраструктуры. В таких подотраслях, как мясная, молочная, сахарная, спиртовая, маслобойная, консервная, винодельческая, перспективной формой организации производства может стать добровольное объединение сельскохозяйственных, заготовительных, перерабатывающих, транспортных, торговых и др. предприятий в ассоциации. При этом все их члены могут сохранять хозяйственную самостоятельность. Однако, несмотря на то, что в ряде подотраслей уже функционируют производственные ассоциации, все же в них еще не отработан хозяйственный механизм. Анализ отчетных данных концерна "Укрмясо" показывает, что в 1993 г. в розничной цене на мясо стоимость сырья составила примерно 53%, затраты на ее заготовку и траспортирование, а также на переработку и сбыт продукции - 11%, торговая надбавка к оптовой цене - 20%, отчисления в госбюджет и НДС - 16%. То есть, мясная промышленность получила только 11% от средств, которые поступали от реализации продукции.
В пивоваренной промышленность среди приватизированных предприятий Киева одним из крупных является пивоваренный завод "Оболонь", который производит 10 млн. декалитров пива в год. В 1992 г. объем его товарной продукции (в действующих ценах) составил 14 млрд. крб. Начало процесса приватизации завода приходится на 1991 г. После реорганизации Укрпищепрома было создано арендное предприятие в составе трех заводов ("Оболонь", №1 и №2). Предусматривалось, что эти предприятия будут выкуплены трудовыми коллективами в течении 10 лет. Фактически - за счет той части фонда развития производства, которая отчислялась от прибыли, из собственных сбережений членов трудовых коллективов - они были выкуплены уже в марте 1992 г. На базе завода "Оболонь" было создано закрытое АО, в состав которого вошли челны его трудового коллектива, две французские фирмы "Pepsi Cola Inernational", а также предприниматель из Франции, который вложил в него 100 тыс. дол. США. Согласно с утвержденным положением, высшим органом управления таким обществом является собрание акционеров, а в период между собраниями - правление, главой которого является директор. АО осуществляет производственный процесс на основе материального самообеспечения, устанавливает цены и тарифы на продукцию, реализует ее и использует полученные доходы для развития производства. Из доходов, полученных АО, покрываются материальные затраты и приравненные к ним затраты труда, проценты за кредит, страховые взносы, арендная плата, налоги и прочее. При этом труд оплачивается в соответствии его количеством и качеством, с учетом вклада каждого работника в конечный результат деятельности общества. Остальная часть прибыли используется для создания фондов и начисления дивидендов. Однако, отчисления из прибыли в резервный фонд производятся только тогда, когда его объем не превышает 25% Уставного фонда.
Сравнительный анализ хозяйственной деятельности АО "Оболонь" и объединения Укрпивпром свидетельствует об успехах первого из них и наращивании производства продукции. Так, за 1992 г. товарная продукция по АО "Оболонь" выросла (сравнительно с 1991г. ) на 5%, тогда как по Укрпивпрому она уменьшилась на 16. 6%. При этом АО "Оболонь" значительно снизила себестоимость продукции, а удельный вес заработной платы не превысил 5%.
Однако, наряду с позитивными сторонами, в работе АО есть ряд негативных. В связи с выходом из состава Укрпивпрома материальное обеспечение производства осуществляется здесь самостоятельно, без помощи вышестоящих инстанций. Это значительно осложняет производственный процесс. В частности, на протяжении четырех месяцев 1992 г. объединение не обеспечивало АО сырьем, и руководство вынуждено было самостоятельно организовывать его закупки непосредственно в хозяйствах- колхозах и совхозах, что принесло ему 510 млн. крб. убытков. Например, для реализации продукции непосредственно предприятием было установлено наценку 15%, а в системе госторговли - 50%, что существенно повысило розничную цену, тормозя своевременную реализацию продукцию, что привело к затовариванию складов даже в летний период.
При приватизации предприятий хлебопекарной промышленности следует учитывать ту особенность, что в этой подотрасли сложилась глубокая специализация предприятий. Выпуская продукцию, которая отличается своей трудоемкостью (к тому же и себестоимостью), собственники не будут заинтересованы в производстве диетически, диабетических и др. изделий, которые имеют сравнительно невысокие цены, но являются крайне необходимыми населению. Поэтому одновременная приватизация всех предприятий поставит их в различные финансовые условия. При этом следует учитывать, что в современных условиях из-за недостатков в организации заготовки, транспортировании и хранение сырья, из-за низкого технического уровня инфраструктуры много перерабатывающих предприятий не полностью обеспечиваются качественным сырьем. Кроме того, для многих подотраслей пищепрома характерна высокая стоимость основных фондов производства, что осложняет выкуп их имущества трудовыми коллективами. Поэтому, результаты анализа первого опыта приватизации имущества предприятий пищевой промышленности показывают, что рыночные отношения тяжело входят в их хозяйственную деятельность, а попытки быстрого и массового перехода к рынку "шоковыми способами" не срабатывают. Потому в пищепроме внедрение рыночных отношений может происходить только при условии государственного регулирования, комплексного разрешения всех вопросов в непосредственной связи с учетом технико- экономических особенностей ее отдельных подотраслей. Для успешного функционирования предприятий в условиях рыночной экономики особенно важными являются не только их разгосударствление и приватизация, но и объединения капитала и усилий трудовых коллективов, направленных на повышение его отдачи. На основе такой концентрации ресурсов и мощностей производств различного профиля можно будет маневрировать средствами, ускорить НТП, снизить затраты материальных и трудовых ресурсов.
При приватизации предприятий пищепрома желательно было бы отказаться от принципа оценки его объектов только по стоимости ОПФ и оборотных фондов, поскольку от нее не зависят их отдача и величина прибыли. При акционировании имущества предприятий целесообразно исходить из потенциальной прибыли, которую они приносят, уменьшив ее на процент фактического износа ОПФ, которая рассчитывается по нормам амортизации и фактическому сроку эксплуатации. Для ускорения процессов приватизации пищевой промышленности целесообразно реорганизовать большие и средние предприятия в акционерные общества, со свободной продажей акций. При этом на первом этапе следует запретить госпредприятиям принимать участие в приобретении акций, а продавать их только членам трудовых коллективов. Иначе такие предприятия за счет государственных средств скупят значительную часть акций, что может привести к появлению новых монополий. На втором этапе акции можно будет, по решению правительства, продавать предприятиям, кооперативам, своим и иностранным гражданам, а также частным фирмам.
Итак, в условиях Украины применение методов "народной приватизации" довольно перспективно, поскольку в ряде подотраслей пищепрома есть множество предприятий, которые уже обанкротились или находятся на грани банкротства. Для практического осуществления приватизации этих предприятий и их выживания на первом этапе необходимой является продуманная государственная поддержка и принятие соответствующих законов. 4. Лизинговые операции, проблемы их внедрения на Украине.
Что такое лизинг? На первый взгляд, все просто: одна организация покупает у другой нужное оборудование или машины и сдает их во временное пользование третьей с правом будущей покупки. Но простой данная операция выглядит лишь на первый взгляд: до настоящего времени специалисты не могут выработать единых принципов в составлении необходимых соглашений, разобраться в их природе. Предлагаем ближе посмотреть на поставленную проблему
Начнем с этимологии слова "лизинг". Лизинг - слово английского происхождения, берущее начало от глагола lease - сдавать или брать имущественную аренду. Лизинг начал свою жизнь в англоязычных странах и вскоре превратился в очень распространенную операцию: в США в лизинге находится 45% производственного оборудования, в Японии - 33, в ФРГ - 18; в США сдается 19% имеющихся компьютеров, 12, 5% самолетов, 86, 7% грузовых автомобилей, 5, 5 строений. Нет необходимости говорить о том, какую роль в экономике играют инвестиции. А источниками средств являются или собственные деньги предприятий, или одолженные. А лизинг как раз и выступает в роли источника взятых в долг средств - коммерческого кредита, то есть кредита в натуральной форме. Особенно он нужен в наукоемких отраслях - таких, как разработка программного обеспечения, синтез полупроводников, новых конструкционных материалов и др.
Во многих работах зарубежных авторов, посвященных лизингу, можно встретить цитату из "Риторики" Аристотеля о том, что богатство есть не владение имуществом на основе права собственности, а право на пользование им. Историки называют и более позднюю дату: воспоминание о лизинге есть в "Законах" Хаммурапи около 1800 г. до н. э. Римская империя также не осталась в стороне связанные с лизингом действия нашли свое отображение в "Институциях" Юстиниана. В Англии лизинг был распространен с 1284 г. Но особенное развитие получил он во время промышленных революций. Например, предметом лизинга в Х! Х веке были железнодорожные вагоны, сдаваемые отдельными компаниями собственникам шахт для перевозки угля. Надо отметить, что отсюда и пошло право арендаторов покупать имущество, которое они сдавали, после окончания срока аренды. Однако действительно распространенным явлением лизинг стан в США. Отцом лизинга считается Генри Шонфенльд, организовавший в 1952 г. компанию United States Leasing Corp. , открывшую в 1959 г. свои филиалы в Англии и Канаде. Теперь лизингом называют имущественные отношения, складывающиеся таким образом: одна организация (пользователь) обращается к другой (лизинговой компании) с просьбой приобрести необходимое ей оборудование и передать его ей во временное пользование. Лизинговой компании может и не быть (тогда ее функции будет выполнять сама промышленная компания), но практически все крупные компании-производители имеют ее.
В зависимости от условий, предусмотренных участниками лизинга, различают несколько его видов, хотя границу между ними провести трудно. Главными являются финансовый и оперативный лизинг. В данном случае критерием для выделения понятий есть объем обязанностей лизингодателя на срок использования оборудования. Название первого обусловлено тем, что лизинговая компания финансирует соглашение; срок аренды в этом случае приближается к сроку полной амортизации оборудования В конце действия соглашения оборудование можно купить, продолжить аренду или договорные отношения.
Разновидностью финансового лизинга является обратный лизинг. В этом случай собственник оборудования продает его лизинговой компании и одновременно составляет договор лизинга на проданное оборудование ; таким способ можно улучшить свое финансовое положение
При оперативном лизинге оборудование сдается на период значительно меньший, чем срок его службы. В это случае оборудование сдается в аренду несколько раз. Иначе различают лизинг с полной оплатой (финансовый) и частичной (оперативный).
В зависимости от того, кто осуществляет обслуживание оборудования, лизинг делится на чистый (нетто) и брутто. В брутто главная обязанность по обслуживанию лежит на лизингодателе.
Очень интересной для Украины является такая разновидность лизинга, как финансовый левередж (рычаг). В этом случае для внедрения крупных лизинговых проектов (строительство заводов, фабрик, путей) объединяются капиталы нескольких лизинговых компаний Преимуществом такого способа является то, что указанные компании не имеют права регресса на построенный при помощи их средств объект.
Правовое регулирование лизинга в западных странах осуществляется по-разному. Отдельное законодательство по лизингу есть в Бельгии, Франции, Италии, ФРГ. Однако в США и Англии лизинговые операции регулируются не специальными законодательными актами, а судебными решениями и лизинговой практикой известных компаний. Следует отметить, что законы о лизинге имеют всего по 5 - 8 статей, поэтому принятие их в Украине не потребует много времени.
В США налоговые инспекторы заняты разграничением договоров лизинга и условной продажи для поиска припрятанного налога. Критерий - наличие нормального уровня арендной платы сравнительно с рыночной практикой. Однако такой критерий субъективен по своему характеру, и потому возникает много судебных процессов; сами американцы признаются, что разобраться в таких нормативных актах трудно даже специалистам. Правовой основой в этом вопросе является Кодекс внутренних доходов США и Правила проведения лизинговых операций, которые периодически печатает служба налогообложения.
В Англии договор лизинга - это соглашение долгосрочного действия, а настоящий договор лизинга носит название аренды-продажи. При этом включение в текст договоренности опциона на право последующей покупки арендованного оборудования автоматически лишает право называться этому договору договором лизинга; это отличие надо запомнить. Договор лизинга признается таким, если: 1) он составлен на срок, не меньший 75% срока амортизации;
2) в нем предусмотрена полная или практически полная выплата стоимости оборудования.
Во Франции договор лизинга называется договором кредит-аренды. Соответствующий закон там был принят 3 июля 1966 г. под названием "Закон о предприятиях, практикующих кредит-аренду". Критерии лизинга во Франции:
1) оборудование должно быть специально купленным для посяедующей сдачи в аренду;
2) арендатор имеет право купить собственность по окончании срока действия договора по цене, устанавливаемой на момент сеставления договора; 3) опцион на право последующей покупки оборудования является обязательным. Критерии лизинга в ФРГ: 1) срок контракта - от 40 до 80% срока амортизации;
2) стоимость опциона должна соотноситься со стоимостью оборудования. В Бельгии лизинг регулируется королевским постановлением от 10 ноября 1967 г. Критерии этого лизинга:
1) оборудование должно использоваться арендатором только с профессиональной цепью;
2) оборудование должно быть специально купленным по заказу будущего арендатора;
3) срок аренды должен соотноситься со сроком эксплуатации оборудования; 4) арендную плату следует устанавливать так, чтобы вернуть стоимость арендуемого имущества в срок действия договора;
5) опцион на право последующей покупки оборудования по остаточной стоимости является обязательным.
Следует заметить, что Россия оказалась лидером при введении лизингового законодательства: там действует Указ Президента от 17. 09. 94 г. о финансовом лизинге. Предметом лизинга может быть любое движимое и недвижимое имущество, а также (впервые в мире) имущественные права. Однако данный Указ не обязывает к тому, чтобы арендатор имел право на покупку арендуемого имущества: это противеречит практике Европы, но соответствует практике США. Предусмотрена резработка Временного положения о финансовом лизинге и подписание Россией международной Конвенции о финансовом лизинге.
В практике украинсого государства в договоре лизинга опцион на право последующей покупки короткой, без конкретных указаний на условия продажи, поэтому для продажи оборудования необходимо составить новый договор: купли-продажи. Это есть главное отличие отечественной практики от практики западных стран.
Преимущества и недостатки лизинга на современном этапе развития Украины: 1) лизинг выступает как коммерческий кредит, то есть кредит в натуральной форме, что дает возможность покупать современнее оборудование и технологии, а также наращивать сбыт изготовленной продукции и становится эффективным рычагом маркетинга для производителей;
2) лизинг позволяет шире пользоваться ускоренной амортизацией, то есть уменьшает срок окупаемости инвестицнй и риск, не увепичиеает арендную плату; 3) лизинг помогает активнее пельзоваться инвестиционной скидкой, предусмотренной в Украине при налогообложении прибыли (50 % затрат предприятий на проведение научно-исследовательских работ, 100% - на реконструкцию, модериизацию и новое строительство; кстати, за всю историю США размер скидки не превышал 10% - кроме научно-исследоватепьских работ); было бы хорошо, если бы эти льготы возобновились с 1995 г. ;
4) лизинг помог бы осуществить необходимую структурную перестройку экономики Украины в сторону энергосбережения, как это произошло с экономикой США после энергитеческого кризиса 1974 -1975 гг. ;
5) очень эффективно лизинг действует при достаточном кредитовании и проверке финансового состояния предприятия, посколку не учитываются счетами долгов. Американские ученые называют это преимущество “косметическим”. Учет лизингового оборудования лизингодателя осуществляется на счете 01 “Основные средства”, а лизингополучателя на 001 счете "Арендованные основные средства" на карточках для учета основных средств установленной формы в первоначальной стоимости или стоимости по договору и о натурапьном виде. Затраты капитального характера дня лизингового оборудования также учитывают на 01 счете, но уже у обоих субъектов. Лизингополучатель имеет право на возмещение затрат, еспи это обусловлено договором. Зачисление осуществляется на основе актов проведенных работ или актов приема-передачи.
Лизинг нематериальных активов у лизингодателя осуществляется на счете 01 "Нематериальные активы", а у лизингополучателя на внебелансном счете 002 "Товары на соответствующем сохранении" ипи на упомянутом счете 001 "Арендные основные средства", хотя это не совсем верно.
В России расчеты по лизингу фиксируются на дебете счета 03 "Допгосрочные арендуемые основные средства-креднте счета 97 "Арендные обязательства"; 6) в практике американских компаний очень часто встречаются лизинговые соотношения, условиями которых предусмотрено составление платежей в зависимости от производительности или интенсивности их использования;
7) недостатками украинского законодательстеа является то, что по Гражданскому кодексу Украины срок аренды оборудования не может превышать 1 года; тут, однако, есть выход - не указывеать срок аренды: тогда срок действия догоеора продлится до 10 лет;
8) исходя из вапютного зеконодетепьства, очень сложно оплачивать лизинг от иностранных арендодателей, даже при расчете бартером;
9) Украина с помощью лизиига может поднять свою авиастроительную промышленность, исходя из того, что теперь воздушные грузы - наиболее прибыльные и что государство обладает наилучшим в мире грузовым самолетом АН-225 "Мрiя" и имеет удобное геополитическое положение, позволяющее контролировать трудовые перевозки по направлениям: Западная Европа - Ближний Восток, Ближний Восток - Северная америка (через Северный полюс), Западная Европа - Дальний Восток через Байконур в Казахстане). Надо добавить, что Аэрофлот России взял в лизинг 5 аэробусов "А-310", давших ему 15% всех валютных поступлений. Украина имеет в лизинге 2 аэробуса "Боинг737”, полностью себя окупающих, но это вызывает недовольство отечественных авиастроителей, поскольку валюта идет за границу, поэтму нам необходимо брать не иностранные самолеты, а собственные, резработать необходимые дня этго схемы лизингового левереджа по финансированию сооружения авиастроительных заводов. Кстати, недавно акционированная российская междунар одная авиакомпания создала самостоятельный подотдел, занимающийся грузовыми перевозками, - "Аэрофлот-карго"; последний использует меньшие по мощности груэоподъемные самолеты АН-124 . "Руслан" и ТУ-204С, и потому Украина имеет пока что значитеялные преимущества в этом секторе рынка воздушных транспортных услуг. Надо добавить, что объемы грузовых воздушных перевеозок возросли за последний год в 1, 7 раза;
10) на основе лиэингового левереджа в Закарпатье можно было бы создать транс портные предприятия по производству алюминия, по консервированию минералъных вод; оздоровителъные и туристические комплексы (для производства алюминия пока цены на него не пошли ввеерх - возможен лизинг закрытых в Европе заводов) 11) в Крыму можно было бы построить нефте- и газостроительные комплексы с учетом экологических требований, туристические и оздоровительные комплексы; Это помогло бы решить и политические проблемы. Надо добавнть, что при рассмотрении проектов строитепьства нефтяного терминала под Одессой даже не шла речь об использовании во время его эксплуатации лизинга - а это дало бы возможность платить за реалную продуктивность, своевременно обеспечивать введение и ремонт оборудования; так возник бы бопьшой кредит в валюте для Украины; 12) Украина могла бы брать в лизинг казеиновые, маслорастнтельные, маргариновые, кожеперерабатывающие и другие заводы под гарантии правительства. В Украине таким делом уже занялись частные фирмы, предлагающие казеиновые заводы на так называемых компенсационных условиях (соглашениях), указывающих на связь между лизингом и этими соглашениями; при этом последние являются частью первого, только плата за оборудованне должна полностью ияи частично выдаваться за счет произведенного на этом оборудовании продукта, что требует привлекать современное оборудование (в противном спучае сам поставщик будет иметь проблемы с некачестеенной продукцией-оплатой} и обходиться без валюты при покупке импортного обо-рудования со всеми гарантиями. Украина имеет большой положительный опыт по лизнгу на компенсационных условиях - в частности, с ФРГ при строитепьстве газопровода "Уренгой-Помары-Ужгород" по схеме "газ в обмен на трубы" (гаэопровод уже давно окупился, Россия получипа канал экспорта природного газа, а Украина его часть на транзитные платежи). Но есть недоразумение и в этом проекте - в лизинг брали трубы, а следовало бы - еще и заводы для производства этих труб с современными технологиями (с размещением их на Украине).
Надо отметить, что лизинг незаметно уже вошел в нашу жизнь. Каким образом? Вспомним, что одной из форм приватизации государственного нмуществе является аренда с выкупом, а это - не что иное, как аренда-продажа в Англии, кредит-аренда во Франции (особенно, исходя из права трудового коллектива на выплату платежей). Поэтому, наверное, закон о лизинге будет иметь у нас название Закона об аренде с выкупом.
Именно такой подход к аренде с выкупом дает возможность государству регулировать процессы приватизации в желаемом направленнн. Известно, что арендные предприятия после ускоренной "приватизации не спешат улучшатъ свою работу, заботиться о потребителе, но выход здесь есть: составляя договор лизинга (аренды с выкупом), обусповить срок его действия до 85-90 % среднего исчисленного срока службы зданий и оборудования и включить пункт соглашения о том, что при неполной загрузке оборудования не по вине арендатора (эта цифра определяется путем сравнения объема выпуска с технологически возможной, устанавливаемой комиссией по приватизации в натуральном и денежном объеме с фиксацией в СКВ) арендная платаувеличивается на лвойной процент недопроизводства или же - налагается штраф в размере стоимости недопроизведенной продукции. В случае замены старой продукции новой определяется технологически возможный объем производства (с предоставлением срока переоборудования до 2 месяцев) в натуральном и денежном выражении с фиксацией в СКВ, при превышении объемов производства сравнительно с прошлым уровнем предоставляется скидка с оплаты аренды в размере процента перепроизводства. Соответственно предприятие может внедрить рационализаторские предложения и изобретения и увеличить объемы производства на 100%; арендная плата при этом уменьшается до 0 (тоже на 100%), но государство будет получать платежи уже в виде не арендной платы, а увеличенной прибыли на прнбавочную стоимость и доход, являющийся более вькоким, чем обычная арендная плата. Итак, допольнительно будет стимулироваться научно-технический прогресс; 13) тормозом на пути развития лизинга является требование налоговой инспекции списывать на себестоимость арендную плату только в границах нормы амортизации на этот вид оборудования, то есть: арендатору следует оплачивать прибыль арендодателю из своей прибыли, что явяяется нонсенсом в экономической политике (во всех странах прибыль одного хозяина входит в себестоимость другого). Для того, чтобы предупредить это явление, предприниматели вынуждены превышать стоимость оборудования и ставку арендной платы. Эту проблему могут обойти на первых порах только малые предприятия (они имеют право списывать в первый год эксплуатации до 30% стоимости) - но как малое предприятие может быть крупным лизингодателем. Однако лизинг вводился на территории СНГ часто вынужденно; дело здесь вот в чем: предпряития-монополисты столкнулись с кризисом сбыта своей продукции, но продолжали ее отгружать потребителям, чтобы не остановить производство. Таким образом возник платежный кризис. Но продукцией польэовались не заплатив за нее или заплатив частично; при этом брали обязательство погасить долг. Чем это не вынужденный лизинг? Исходя из такой ситуации, промышленные предприятия на свой страх и риск открыли собственные лизинговые отделы и компании, например Липецкий, Владимирский и Алтайский тракторные заводы в России, производящие поставку тракторов с отсрочкой платежа на 2-3 месяца (возможно до одного года) при предоплате 30 - 50%.
Население также начало широко привлекаться к лизинговым операциям, особенно это видно на примере жилищного строительства. Много риэлтерских фирм Москвы и Киева предлагают такую схему покупки жилья: клиент оплачивает 25-30% стоимости понравившейся ему квартиры, а на остаток получает кредит через риэлтеров в банке. Потом первый взнос и кредит выдаются продавцу, а с клиентом риэлтер составляет договор лизинга на квартиру - при этом сама квартира выступает залогом (ипотекой) под полученный кредит в банке, и до того времени, пока долг с кредита не будет оплачен, собственником квартиры будет оставаться банк. При невыплате клиенту возвращается первый взнос с процента. Недостатки этого метода: большая сумма первого взноса, большие (до 72%) проценты на кредит (а он дролжен быть представлен в СКВ - иначе продавец квартиры ее просто не продаст), недостаточный срок предоставления кредита (ло 24 месяцев).
Аналогично этому методу финансируется строительство кооперативного жилья (ЖСК). Раньше, в прошлом, было намного легче: квартира не была залогом кредита, но его погашение происходило независимо от воли заимодателя - через бухгалтерию предприятия или организации по твердым ставкам в национальной валюте, а срок кредита устанавливался на 10-25 лет. Несмотря на то, что первый взнос достигал 30-40% первоначальной цены, кредиты предоставлялись самими предприятиями, на которых работал заимодатель, через заведения Сбербанка или Стройбанка. Даже при приватизации государственного и ведомственного жилья обычный гражданин встречается с лизингом в соответствии с Законом Украины о приватизации жилья, хотя это происходит не в прямой форме: человек, не имеющий задолженности за прошлое относительно оплаты квартиры и коммунально-бытовых услуг, имеет право бесплатно получить 21 кв. м. жилой площади плюс 10 кв. м. на семью; то есть фактически все мы проживали в своих квартирах на условиях лизинга, где арендной и выкупной платой выступала обычная квартира.
В практике Украины уже были попытки ввести лизинг в конце 80-х годов. Он был включен в банковские операции (это положение действует и сейчас; но как банк может покупать-продавать об'орудование, если тот же закон о банках и баиковской деятельности одновременно и позволяет, и запрещает этим заниматься? ). Но в монополизированной экономике и при дешевом кредите ничего из этого не вышло. Для внедрения лизинга в Украине необходимо: 1) провести демонополизацию производства основных средств; 2) остановить инфляцию;
3) уменьшить или отменить ставку налогообложения дохода от внереализационных операрций после сдачи имущества в аренду;
4) в Законе о приватизации государственного имущества четко указать, что арендные платежи являются выкупными; .
5) при валютном регулировании позволять вносить арендную плату в СКВ без обезательной продажи: .
6) виедритъ в жизнь международную конвенцию о финансовом лизинге, которую в 1988 г, подписал СССР; Украина являетея одной из его правоприемниц. Дополнительый толчок дня развития лизинга дадут: 1) широкое привлечение иностранных ннвестиций;
2) предоставление платежных льгот при временном ввозе оборудования; 3) предоставление лизингодателю налоговых льгот при покупке отечественного оборудования;
4) использование иностранной помощи не иа закупку оборудвания, а на лизинг, приводящим к экономии валюты, использованию оборудования в отечествеенных условиях, его своевременному ремонту и обслуживанию;
5) создание лизинговых отделов и дочерних компаний при машиностроительных заводах;
6) при развитии рынка недвижимости и падении цен на нее - создание компаний по лизингу недвижимости;
7) использование лизинга на компенсационных условиях для переработки отечественного сырья. Заключение.
Подводя итоги хочется сказать, что результатом перехода на новые формы хозяйствования в Украине должно стать создание многоукладной экономики, отказ от государственного монополизма на собственность и создание условий для их равноправного существования различных форм собственности. Необходимо развивать частную и коллективную формы собственности, образно говоря, с нуля и путем разгосударствления и приватизации, которые должны вылиться в ломку и трансформацию существующей системы производственных отношений, и в одночасье формировать качественно новую общественную (государственную и муниципальную) собственность, но при этом нельзя не учитывать интересы трудовых коллективов, для которых аренда на данном этапе означает наиболее приемлемый вариант перехода к рыночной системе хозяйствования.
Дальнейше развитие экономики во многом зависит от становления различных форм хозяйствования, в том числе и арендной, что, в последствии, позволит Украине стать одной из ведущих стран Европы.