Курсовая работа по предмету "Криминалистика, криминалогия"


Социально-психологические особенности преступности несовершеннолетних

Введение
Предлагаемая курсовая работа посвящена актуальнейшей проблеме современности психологическому анализу преступности несовершеннолетних. Для того, чтобы квалифицированно провести такой анализ, необходимо определиться в основных понятиях: преступление и преступность, выявить их признаки, по которым и будет представлен такой анализ. Что же такое преступление?
Преступление - это предусмотренное уголовным законом конкретное общественно опасное деяние (действие или бездействие), посягающее на общественное или государственное устройство РФ, ее политическую и экономическую систему, государственную, общественную и частную собственность, личность, политические, трудовые, имущественныеи другие права и свободы граждан, а равно иное виновно совершенное общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом. Из этого определения видно, что к преступлениям относятся деяния, предусмотренные уголовным законом. Любое другое деяние, не предусмторенное уголовным законом, не относится к разряду преступлений. Оно может быть административным, дисциплинарным или аморальным проступком.
Важнейшим признаком преступления является его общественная опасность, то есть причинение значительного ущерба (вреда) существующим общественным отношениям или содержащее в себе реальную угрозу причинения такого ущерба этим отнощениям. Общественная опасность того или иного деяния носит конкретно-исторический характер и может изменяться на каждом этапе развития общества. Поэтому не является преступлением действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного уголовным законом, но по причине малозначительности не представляющее общественной опасности в силу:
крайне малого вреда, причиненного охраняемому объекту, или угрозы причинения такого вреда;
направленности умысла виновного на причинение крайне малого вреда охраняемому объекту.
Вторым важным признаком преступления является его предусмотренность уголовным законом, его противозаконность или противоправность, то есть данное деяние нарушает закрепленное в норме уголовного закона запрещение совершать подобные деяния. Например, в УК предусмотрена уголовная ответственность в виде лишения свободы или исправительных работ за кражи, то есть тайное похищение личного имущества граждан, и предупреждение о том, что лицо, посмевшее нарушить данный запрет, будет повергнуто указанному уголовному наказанию.
Однако общественной опасностью и противозаконностью не исчерпываются признаки преступления. Общественно опасное и противозаконное деяние может быть признано преступлением только тогда, когда оно совершеновиновно, то есть при наличии соответствующего психологического отношения к деянию и его последствиям со стороны совершившиго лица. Ни одно деяние, какие бы общественно опасные последствия оно не влекло, не может быть признано преступлением, если оно совершено не виновно. Преступным является не всякое причинение вреда, а только допущенноеумышленно или неосторожно. Следующим обязательным признаком преступления является наказуемость, то есть установленное за то или иное деяние в УК соответствующего наказания. Любое преступление является аморальным, безнравственнымповедением людей, морально осуждаемым обществом. Однако не всякое аморальное деяние является преступлением. Все преступления классифицируются по степени тяжести на: а) тяжкие; б) не представляющие большой опасности; в) малозначительные.
По степени и характеру общественной опасности преступление следует отличать от других правонарушений - гражданско-правовых, административных, трудовых правонарушений и дисциплинарных проступков.
Если преступление понятие - единичное, то преступность - понятие массовое. Это совокупность всех преступлений, совершаемых в обществе за определенный промежуток времени, то есть преступность - массовидное явление, отраженное в статистике. Из этого определения видно, что к основным признакам преступности относятся: массовость, историческая изменчивость, антагонистичность существующим общественным отношениям. По признаку массовости определяется состояние преступности в обществе и ее динамика за определенные отрезки времени.
Под историчностьюпонимается социально обусловленная изменчивость преступности, проявляющаяся в том, что:
а) структура и уровень преступности меняются в связи с социально-экономическими и социально-политическими изменениями в обществе;
б) в разных государствах, принадлежащих к одной и той же формации круг преступлений не остается неизменным.
Неотъемлемым признаком преступности является ее интернациональный характер, что обусловленно: а) возникновением единого мирового криминального пространства; б) сходством по своим коренным признакам (показателям), структуре и характеру преступности в государствах с разным социально-политическим и экономическим устройством. Так, убийство в любом государстве относится к катогории тяжких преступлений.
Неотъемлемым признаком преступности является ее антагонистический характер, поскольку она при любом общественном строе находится в непримиримом противоречии с его основными законами и принципами жизнедеятельности. Таким образом, преступность - это относительно массовое, социально обусловленное, исторически изменчивое, антагонистическое явление уголовно-правового характера, образующееся из совокупности преступлений, совершаемых в конкретно взятом государстве или общественно-экономической формации.
Важнейшим показателем преступности является ее состояние, то есть количественно-качественная ее характеристика. Состояние преступности определяется следующими критериями:
а) количеством совершаемых преступлений и числом преступников, привлеченных к уголовной ответственности (осужденных за их совершение); б) количеством зарегистрированных преступлений;
в) характером структуры преступности (преобладанием корыстных, насильственных или корыстно-насильственных преступлений мужской, женской, подростковой преступности и т. п. ); г) интенсивностью преступности; д) уровнем латентности преступности;
е) величиной причиненного ею ущерба (количеством погибших от преступников, ущербом в денежном выражении и т. п. ).
Только по совокупности перечисленных критериев можно составить достоверное представление о состоянии в стране, на отдельной территории или по поло-возрастным или другим социально-демографическим критериям. Если взять за основу суждения о состоянии, например, подростковой преступности только по числу лиц, осужденных к уголовному наказанию(или отбывающих наказание в колониях), то такое заключение будет недостоверным, ибо в это число не включены подростки, совершившие малозначительные преступления, дела на которых на законных основаниях были переданы в комиссии по делам несовершеннолетних. В число осужденных не входят лица, освобожденные от уголовной ответственности по другим, указанным в законе основаниям, а также лица, в отношении которых уголовные дела не возбуждались в силу ряда причин (недостатков в работе органов дознания и следствия, объявленной амнистии и т. п. ), а также не учтена долялатентных преступлений, когда преступление совершено, но пострадавшие не заявляют об этом или правоохранительным органам об этом не известно. Например, очень высок уровень латентнасти в делах по изнасилованиям. Исследования, проведенные среди студентов Москвы и Ростова-на-Дону, показали, что каждая четвертая из обследованных подвергалась изнасилованию, но об этом не заявляла. Так же высок уровень латентности при карманных кражах.
Не относятся к преступникам и лица, не достигшие возраста уголовной ответственности, совершившие общественно опасные деяния, так как они не являются субъектами преступления.
Под структурой преступности понимается разновидность преступлений, распределение их по видам, определяемым по слудующим признакам: уголовно-правовым: степень общественной опасности (тяжкие, менее тяжкие, малозначительные); форма совершения (единолично или в соучастии, с насилием или без его применения); виды и размеры наказания; субъекты преступления (несовершеннолетние и взрослые, впервые совершившие и рецидивисты, особо опасные рецидивисты и др. );
криминологическим: время и место совершения преступлений, их характер, спонтанная, самоорганизованная или организованная преступность; вооруженный характер и др. ;
социально-демографическим: возраст, половая принадлежность, род занятий, образование, семейное положение и другие социально-демографические признаки преступников.
Исходя из названных критериев и показателей раасмотрим основные тенденциизакономерности динамики преступности несовершеннолетних, а также организации профилактической работы применительно к учебнымзаведениям (общеобразовательным школам, гимназиям, лицеям, колледжам и т. п. ).
Криминально-психологические особенности преступности несовершеннолетних.
1. 1. Динамика, групповой характер, степень организованности.
Общество оказалось перед фактом: преступность среди несовершеннолетних катастрофически быстро растет, коренным образом меняется ее структура и характер. Важно вникнуть в суть этого феномена, понять, почему так все происходит. Не только потому, что с развалом СССР, кризисом общества и государственности распалась ранее существовавщая система профилактики, и не только в связи с действием ряда социально-негативных факторов, на что указывали и указывают криминологи, но и потому, что мы не знаем современной подростковой преступности, не знаем, что она из себя представляет. Судим о ней поверхностно на основе лишь ярко бросающихся в глаза признаков. При этом ни педагоги, ни практические психологи, ни работники правоохранительных органов психологически не готовы к ее быстрым изменениям. А отсюда - серьезные упущения в профилактической работе. Рассмотрим основные характеристики подростково-юношеской преступности.
Высокий динамизм. Преступность несовершеннолетних растет непропорционально быстро. Обычно уровень преступности сопоставляют с динамикой населения подросткового возраста. Есть такая закономерность, когда рост преступности соответствует приросту или уменьшению населения подросткового возраста. А сейчас прирост преступности среди подростков и юношей значительно опережает рост подростково-юношеской популяции: преступность среди несовершеннолетних за 10 лет выросла приблизительно в два раза. А подростково-юношеское население уменьшилось на 15-20%. Это по данным нашей несовершенной и щадящей статистики. Фактически же получить точные данные трудно, поскольку в подростково-юношеской преступности высок уровеньлатентности, когда преступление совершено, но правоохранительным органам об этом неизвестно. Например, не все жертвы изнасилований, рэкета, карманных и квартирных краж, мошенничества заявляют о совершенном на них факте преступного посягательства. Причины разные, зависящие от характера совершенного преступления, так, при изнаксилованиях действует ложный стыд; нежелание обнародовать о себе компрометирующие сведения; угрозы со стороны насильников; выплата родителями насильников родителям пострадавщих “откупных”; чувство неловкости, испытываемое девушкой перед следователем(большинство из которых мужчины) и т. п. При рэкете, карманных кражах, мошенничестве действуют другие причины. Очень часто - это неверие в возможности милиции изловить и привлечь к уголовной ответственности преступников; выбор наименьшего зла (“по следствию и судам затаскают”). Самообвинение (“сам мол винове, что обманули”) и т. п. Даже не о всех квартирных кражах пострадавшие заявляют, особенно те , кому есть что-то из своих неправедных доходов скрывать. Так, группа подростков через наводциков узнала богатые квартиры лиц, наживших состояние незаконными способами.
Сегодня в среднем по стране каждое десятое преступление совершается подростком или юношей. По не которым регионам - каждое четвертое. Наивысший уровень преступной активности несовершеннолетних все последние годы наблюдается в Республике Бурятия, Приморском крае, Сахалинской области (300-500 преступников на 10 тыс. Населения в возрасте 14-17 лет)1 [1 “Криминология”. Учебник для вузов. М. ,1997. Стр-690. ] . В 1994 году этой группой населения было совершено свыше 210 тясач преступлений2 [2 В. Ф. Пирожков. ”Психология подростковой преступности”. М-98г. Стр-20. ] . Что скрывается за этой цифрой? То, что очень рано значительная часть подростково-юношеского населения попадает в преступный мир и приобщается к его страшным законам жизни. Отсюда наибольшая вероятность рецидива: чем раньше встанет человек на этот путь, тем быстрее достигает уровня особо опасного рецидивиста. Это - закономерность.
Поэтому за последние 15 лет средний возраст особо опасного рецидивиста снизился на 4-5 лет (с 28-30 лет до 23-25 лет)1 [1 Там же. Стр-25. ] . Рецидивист опасен не только и
не столько потенциальной возможностью совершения им нового преступления, сколько возможностью приобщения неустойчивых подростков и юношей к преступному образу жизни2 [2Рецидивист Е. Дульбинский к 28 годам имел 7 судимостей (за злостное хулиганство, разбой, грабеж, причинение тяжких телесных повреждений, ношение оружия, хранение наркотиков). Выйдя из колонии приобщил к преступной деятельности несовершеннолетнего Ефима Р. , с которым совершил захват заложницы, ранил ее спутника, убил работника уголовного розыска// Б. Соколов. Смерть выбирает молодых. Подмосковные известия. 1995, 2 сентября. ]
. Он в одиночку не действует, а организует преступные группы, втягивая в них новичков, т. е. начинает криминализировать подростково-юношеское население, порождать первичную преступность. Рецидивист становится учителем и наставником подростков в сфере преступной деятельности. Молодой рецидивист опасен и тем, что по возрасту (23-25 лет) он не далеко “ушел” от подростков и поэтому как личность он психологически им интересен. Значит чем больше несовершеннолетних становится на путь преступлений, тем больше опасность эскалации преступности, т. е. ее самопорождения, саморазвития по присущим ей законам. Групповой характер преступности несовершеннолетних. Известно, что истоки формирования криминогенных и криминальных групп несовершеннолетних находятся всемейном неблагополучии подростков, их неудовлетворительном положении в первичном учебном коллективе(классе, учебной группе), в нарушении принципа социальной справедливости в отношении отдельных учащихся, заформализованности работы с ними. Все это они стремятся компенсировать свободой “на улицах” в среде таких же отвергнутых и непонятых.
Именно потребность в общении (у подростков она особенна обострена), потребность в самоутверждении, в реализации своих возможностей и способностей, в признании окружающих, поиск психологической и физической защиты от необоснованных притязаний окружающих, заставляет их объединяться в группы. Это связано с их психофизиологическими и социально-групповыми особенностями. Подросток, особенно социально-неблагополучный, всегда тянется к силе, а объединение в группы намного ее увеличивает. Нравственные установки и психологическая атмосфера ближайшего социального окружения несовершеннолетних периобретают решающее значение для развития и закрепления асоциальных привычек и стереотипов поведения. Осрбенно велика в психологическом отношении роль“тусовок”(мест сбора подростков), где группируются подростки, оформляясь в криминальные и криминогенные группы. Здесь они заводят знакомства, находят друзей единомышленников по криминальной деятельности, обмениваются информацией, занимаются“любовью в очередь”, употребляют токсические и наркотические вещества. Исследования, проведенные в ряде городов России, свидетельствуют, что подростки придают большое значение “тусовочным” встречам. Около 60% из числа обследованных ежедневно проводят свободное время в “тусовках”. В последние годы “тусовки” переродились в своеобразные “клубы по криминальным интересам”, в школы по повышению “криминального мастерства”. Так, карманники “тусуются” в одном месте, рэкетиры - в другом, мошенники - в третьем, грабители - в четвертом и т. п. Если раньше для “тусовок” выбирались тайные места (подвалы, чердаки, подъезды, отдельные нежилые строения и т. п. ), мало знакомые взрослым и милиции, то теперь подростки “тусуются” порой на глазах у всех (на дискотеках, кафе, барах, ресторанах), оставив подземелья и чердаки для бомжей. Состав “тусовочников” очень показателен. Каждый третий посетитель “тусовки” не имеет отца или не живет с семьей, у каждого десятого нет матери. Каждый третий состоит на учете в отделе профилактики преступности несовершеннолетних (ОППН). Личное дело каждого пятого разбиралось на комисии по делам несовершеннолетних1 [1 Кофырин Н. “Тусовка” - тоже жизнь. // Аргументы и факты. 1990, №40. ] . По результатам опроса большинство “тусовочников” употребляло алкоголь, иногие пробовали токсические и наркотические вещества. Наиболее значимы для посетителей “тусовок” такие ценности, как деньги, секс, “тачка”(машина), “красивая жизнь”(посещение ресторанов, отдых заграницей). Больше всего их привлекают такие виды деятельности, как коммерция, рэкет, работа в охранных структурах. Из всего этого можно сделать вывод, что “тусовка” играет большую роль в психологической подготовке подростков к криминальному образу жизни: она становится копилкой криминального опыта.
Организованный характер преступности несовершеннолетних. Группирование - начало организованной преступности, но без определнного руководства со стороны взрослых рецидивистов и мафиозных структур она так и останется лишь групповой преступностью. Именномафиозные структуры и рецидивисты придают ей организованный характер. Что же такое организованная преступность? 2 [2В научной литературе и в прессе я обнаружил огромное количество признаков (около 50), характеризующих организованную преступность. Здесь приведу лишь основные из них. ]
На мой взгляд, организованность предполагает: во-первых, включениеподростковой группы в преступную группу более высокого порядка (взрослых преступников), связанную с органами власти, с ее коррумпированными элементами. А отсюда, во-вторых, подчинениекриминальной подростковой группы и ее деятельности “общему командованию”, т. е. мафиозным руководителям, их стратегическим замыслам. В-третьих, организованность связанна сфункциональным разделением преступной деятельности подростковых групп (с четким разделением территорий и зон преступного промысла (транспортировка наркотиков, оружия, рэкет). В-четвертых, организованность предполагает в качестве обязательного элементапрофессионализацию в тех или иных видах преступной деятельности подрастковых групп, а также профессионализацию внутри группы при совершении конкретных преступлений. Например, у групп, занимающихся сбытом наркотиков, можно выделить организатора (“бригадира”), хранителей наркотиков, сбытчиков, держателей “кассы” и т. п. У групп “наперсточников” сходная структура: “бригадир”, “зазывала”, “игрок подставной”, провоцирующие своими выигрышами публику на игру, охрану, “отмазчиков”, хранителя “кассы” и т. п. В-пятых, организованность предполагает также общие для всех преступных групп, входящих в данную преступную организацию, правила поведения, “законы”, “нормы”, ценности, получивщие наименование “криминальная субкультура”1 [1 “Криминология”. Учебник для вузов. М. ,1997. Стр-689. ]. В-шестых, важным элементом организованности является специальный подбор “кадров” в преступные группы из числа несовершеннолетних и молодежи и их подготовка в специальных местах (подпольных спортзалах и т. д. ) стрельбе, каратэ, приемам дзюдо, и способам преступной деятельности итотальный контроль за поведением каждого члена организации. И наконец, в-седьмых, наличие определенных “судебных” инстанций, наделенных правами проводить “разборки” наказывать виновные группы или отдельных участников. Однако здесь приведены признаки организованной преступности, характеризующие место в ней подростковых преступных групп.
Подросковый алкоголизм, токсикомания, наркомания и преступность.
Особая связь групповой преступности несовершеннолетних с алкоголизмом. Связь эта многоканальная, прямая и обратная. Алкогольные эксцессы несовершеннолетних - это и способы “взрослого” самоутверждения, проведения досуга, свободного общения. Они - групповые по своему характеру. Едва ли можно встретить случаи, когда подростки употребляли алкоголь в одиночку. Им обязательно нужны зрители, аудитория, действия перед ней и составляют суть группового алкогольного эксцесса. Нередко ошибочно полагают, что есть лишь один механизм связи преступности несовершеннолетних с алкоголизмом, а именно совершение преступлений в состоянии алкогольного опьянения, по формуле:
Рис 11 [1 Пирожков В. Ф. Психология подростковой преступности. М-98г. Стр- 33. ]
С ориентацией на действие этого механизма преимущественно и пытаются строить профилактическую работу. Однако, как показывают исследования и практика, только 25-35% преступлений совершается лицами, находящимися в состоянии алкогольного опьянения. Именно эта формула и находит свое отражение в уголовной статистике. Вместе с тем, свыше 35% корыстных преступлений совершается несовершеннолетними в трезвом состоянии, но для добычи средств на приобретение алкоголя. Здесь уже действует другой, не отражаемый в головной статистике и недостаточно учитываемый в профилактической работе, механизм связи групповых преступлений и алкоголизации несовершеннолетних: Рис 2
Например, потребность во “взрослом” самоутверждении побуждает к участию в групповых алкогольных эксцессах, которые могут заканчиваться преступлениями. Формула такова: Рис 3
По этой формуле совершаются свыше 40% всех насильственных преступлений, актов вандализиа и хулиганства, особенно в ночное время суток. Это говорит о важности конкретной профилактической работы для сотрудников милиции на местах: знать места, притягательные для подростков, уметь их контролировать, вовремя принимать меры по недопущению “разборок”, краж, грабежей. До настоящего времени в профилактике преступности недостаточно уделялось внимания четвертому механизму связи групповых преступлений несовершеннолетних с алкоголизмом, когда систематическое раннее употребление алкоголя ведет к интенсивному (ударному) развитию алкогольной болезни, сопровождающейся деградацией личности подростка, а деградируемая личность ищет себе подобных группы деградирующих подростков для систематического совершения корыстных преступлений: Рис 4
Изучение историй болезней лиц, находившихся на излечении в лечебно-трудовых профилакториях, показало, что у тех, кто начал употреблять алкоголь подростками, алкогольная болезнь развивается в 2, 5-3 раза быстрее, нежели лиц, начавших употреблять алкоголь будучи уже совершеннолетними1 [1Социально-психологические и социально-педагогические проблемы профилактики правонарушений несовершеннолетних. Сб. Научных трудов. М. Академия МВД СССР, 1981, с. 40-58. ]
. Вот почему в борьбе с групповой преступностью важно антиалкогольное воспитание несовершеннолетних. Деморализованные систематическим употреблением алкоголя подростки систематически совершают мелкие кражи, подвизаются в качестве грузчиков в ларьках, коммерческих палатках, супермаркетах, попрошайничают, группируясь (“кучкуясь”) в асоциальные и криминальные группы. Важно знать типологиюподростков по их отношению к алкоголю и мотивации его потребления. Здесь выделяют следующие группы несовершеннолетних: начинающие пить “из любопытства”; употребляющих алкоголь в целях самоутверждения; любителей “кайфа” “алкогольных эстетов”; бравирующих; страдающих алкогольной болезнью.
Развитие алкоголизма начинается с безобидного, на первый взгляд, употребления алкоголя -из любопытства. Некотороя часть подростков, удовлетворив свое естественное в этом возрасте любопытство, больше никогда алкоголь не употребляет.
У других же, испытавших состояние алкогольного опьянения, потребление алкоголя в группах сверстников или с участием взрослых приобретает личностный смысл, когда выпивка становится средствомсамоутверждения. Такие алкогольные эксцессы обычно носят групповой характер, должны иметь так называемую аудиторию, в глазах которой необходимо самоутвердиться (свою группу, других сверстников или взрослых). Группа алкоголизирующих подростков легко превращается в “скоп”, избрав для самоутверждения в качестве способов пьяный кураж, хулиганство, демонстрацию силы, совершение актов вандализма, драки, поножовчину, и т. п.
Иначе развивается групповое криминальное поведение несовершеннолетних, когда употребление спиртного входит в традиционные ритуалы в качестве компонента досуга. Сюда относятся группы “любителей кайфа”, а также “алкогольных эстетов”, у которых социальная зависимость от алкоголя дополняется психологической зависимостью. Первые пьют, чтобы испытать алкогольную эйфорию, а вторые подкрепляют употребление алкоголя своими “теориями”: что и как пить предпочтительнее, чтобы получить удовольствие и наслаждение. Из солидарности или под психологическим давлением к ним присоединяются и другие подростки, для которых в состоянии опьянения легче продемонстрировать свое превосходство над другими, показать себя “настоящим мужиком”, почувствовать уверенность в себе. Алкогольным эстетам свойственно вовлекать в пьянство девушек, их спаивание, организация притонов, совершение актов изнасилований. У групп “любителей кайфа” и “алкогольных эстетов” криминальное поведение становится дополнением к алкогольным эксцессам, поскольку только употреблением алкоголя заполнить досуг невозможно.
Наибольшим криминильным риском обладают группы подростков, бравирующих употреблением алкоголя. Суть этой бравады - в стремлении “всех перепить”. Досуг их примитивен. Такое смыслообразующее стремление к алкоголю (“выпью пол-литра и не опьянею”, “моя норма - вам не по зубам! ” и др. ) способствует быстрому перерастанию социальной и психологической зависимостей в физическую зависимость от спиртного, ведет к деградации личности, к той стадии алкогольной болезни, когда начинает пить без разбора что попало, с кем попало, где попало и когда придется и в таком состоянии легко идет на любое преступление для добычи средств на алкоголь1 [1Машкина К. Никакие: “Доктор, как он? ” - “Будет пить.... ” // Московский комсомолец, 1995, 3 октября. ] .
За последнее время среди криминальной молодежи возникло новое, прямо противоположное отношение к алкоголю - своебразныйсухой закон. Возник он под влиянием определенных мафиозных структур, вербующих из среды наиболее физически развитых подростков себе телохранителей, подручных для расправы с непокрными, сборщиков “дани” (рэкетиров) и т. п. Токсикомания и групповая преступность подростков.
Распространены среди групп несовершеннолетних правонарушителей в целях одурмания себяразные виды токсикомании - сознательное самоотравление, а значит, и самоуничтожение. Обычно подростки вдыхают сильнодействующие спиртосодержащие вещества - краски, различные аэрозоли; употребляют парфюмерную продукцию; заглатывают в больших количествах медикаментозные препараты, вызывающие состояния близкие к наркотическим; вводят в вены разные смеси; употребляют препараты бытовой химии; производственные эмульсии и красители, различные экстракты растительных веществ. Мотивы употребления токсических веществ почти совпадают с мотивами употребления алкоголя. Основные из них: потребление из любопытства; бравада своей смелостью; стремление самоутвердиться в среде себе подобных; групповая сопричастность (“за компанию”); желание получить “кайф”; желание развлечь себя;
желание уйти от реальных жизненных проблем в мир галлюцинаций; снять психологический барьер перед совершением других форм асоциального и криминального поведения (перед занятием групповым сексом, совершением преступления и т. п. ).
Как и алкоголикам, всем токсикоманам свойственно стремление объединяться в группы, для приобретения, хранения и потребления токсических веществ. “За компанию” легче всего преодолевается страх пред токсическим отравлением, интереснее переживать состояние токсических галлюцинаций. В этом состоянии подросткам свойственна повышенная внушаемость, конформное, зависимое от группы поведение. Поэтому токсикоманы в руках более опытных лидеров орудием совершения разных видов преступлений. За токсические вещества или их заменители, медицинские препараты токсикоманы готовы совершить любое преступление. Нередко прием токсических веществ приводит в смерти токсикомана1 [1По некоторым данным от употребления токсических веществ ежегодно гибнет до 11 тыс. Подростков. Горькая случайность // Подмосковные известия. 1995, 21 декабря. ]. Группы токсикоманов можно отнести к примитивным преступным группам несовершеннолетних. Наркомания и групповая преступность несовершеннолетних.
Особую заботу должна вызывать у сотрудников милиции и педагогических работников работа по предупреждению групповой преступности, связанной с наркоманией2 [2В 1994 г. Из всего числа раскрытых преступлений, связанных с наркоманией, 10% приходится на женщин и 5% на учащихся. Питиримова О. Пути-дороги “дурмана” // Щит и меч. 1995, № 42. ]
. По данным МВД, в Росси 2, 0 миллиона наркоманов. К 2000 году их число удвоится. Более 20 млн. человек, в основном молодежи, пробовали наркотики3 [3 Кондрашов А. Красный свет “белой смерти” // Аргументы и факты. 1995, № 35. ]. Наркомания - чрезвычайно сложное социально-негативное явление, заключающееся в изготовлении, хранении и сбыте наркотиков. Это самая доходная сфера преступного бизнеса, приобретающая все более международный характер, в которой важное место отводится подросткам, как потребителям наркотиков, так и субъектампреступного промысла. В одиночку здесь не работают. Обычно группу наркоманов возглавляет взрослый или юноша, отбывшие наказания в исправительном учреждении. Группе свойственны: ярко выраженная конспиративность, корпоративность, четкое распределение ролей в группе, свои законы т правила поведения, сигналы обменя информацией. Нередко группу, занимающуюся изготовлением, хранением и сбытом наркотиков отождествляют с наркоманами, т. е. с лицами, употребляющими наркотики, что не правомерно. Группа, избравщая распространение наркотиков как средство обогащения, как правило, не употребляет наркотики. Она лишь изготовляет, хранит, сбывает наркотики, вовлекает других людей в наркоманию, организуя притоны и склоняя их к употреблению наркотиков. Но наркомания обязательно порождает ряд примыкающих и сопутствующих к ней групповых преступлений. Перечислимосновные из них:
незаконный поселв или выращивание опийного мака, индийской, южной, маньчжурской конопли и других запрещенных к возделыванию культур, содержащих наркотические вещества;
их танспортировка из регионов произрастания в другие районы страны по конспиративным каналам групп наккоманов;
подделка рецептов с целью приобретения лекарств накротического действия; продажа рецептов или самих наркотиков, предназначенных для лекарственных целей; организиция или содержание притонов для принятия наркотиков или предостовление помещения в тех же целях; совершение в состоянии наркотического опьянения групповых преступлений или же совершение преступлений для добычи средств на приобретение наркотиков (кражи, грабежи, разбойные нападения и т. п. )
создание подпольным лабораторий по изготовлению синтетических наркотиков, наркотиков типа “винт” (не дающих привыкания)1 [1 Худяков А. Жизнь под “винтом” // Мир новостей. 1996, № 18. ] и использование выделений живых организмов (отдельных видов паукообразных) для достижения наркотического опьянения.
По оценкам специалистов Федеральной пограничной службы России, во всем мире на границе у контрабандистов изымается только около 10% наркотиков, а остальная, большая из них часть проходит. При этом идет постоянное усовершенствование способов провоза наркотика через границы. “Чемоданы с двойным дном - уже вчерашний день.... Чаще всего провозят героин с герметических пакетах, которые притапливаются в бензобаках машин, в пакетах с соком, коробках конфет и собственных желудках (поместив например НВ в презерватив), и т. п. 2 [2Наркокурьеры возят зелье в детских яйцах // Московский комсомолец. 9 апреля 1996. ]
Между кланами накродельцов постоянно идет открытая и скрытая война, за сферы преступного промысла, дележ территорий торговли. В этих “разборках” гибнет огромное количество людей, согласных даже под риском угрозы собственной жизни, идти на эту войну, только ради обогащения. Подростки в этой войне всего лишь разменная монета.
Криминальная субкультура как механизм воспроизводства преступности несовершеннолетних.
Сущность криминальной субкультуры. Основным фактором взаимной криминализации в криминальных группах подростков является криминальная субкультура. Для ее обозначения используются и другие темины: “вторая жизнь”, “социально-негативные групповые явления”, “асоциальная”1 [1Пирожков В. Ф. Законы преступного мира молодежи. Криминальная субкультура. М. , 1992. ] .
Считается, что вначале криминальная субкультура возникла в закрытых воспитательных и исправительных учреждениях, а затем распространилась за их пределами, захватив большую часть подростков, прежде всего - трудовых и педаггогически запущенных. Криминальная субкультура как и любая культура по своей сущностиагрессивна. Она вторгается в культуру официальную, взламывая ее ценности и нормы, насаждая в ней свои правила и атрибутику. Известно, что носителем является язык. Возьмем наш “великий и могучий русский язык”. На сегодняшний день он оказался пронизам терминологией уголовного жаргона, на котором охотно говорят как подростки, так и депутаты государственной думы. А ведь утрата чистоты национального языка - серьезный симптом нарастания процесса криминализации общества. Эта криминализация в первую очеред затрагивает подростающие поколение, как наиболее активную в криминальном отношении часть общества и наиболее чуткую по своим возрастным особенностям к языковым инновациям. Носителями криминальной субкультуры являются - рецидивисты. Они аккумулируют, пройдя через тюрьмы и колонии, устойчивый преступный опыт, “воровские законы и понятия”, а затем передают его подростающему поколению. Здесь можно говорить о трех психологических механизмах воспроизводства подростковой преступности1 [1Пирожков В. Ф. О психологических причинах воспроизводства подростковой преступности // Психологический журнал, 1995, т. 16, № 2, с. 178-182. ] . Первый - персонализированный, когда рецидивист из числа взрослых берет “шефство” над конкретным подростком, знакомя его с “законами” преступного мира. Второй механизм -через криминализацию всего населения, приобщая его к уголовному языку, приучая мыслить криминальными категориями. Третий механизм -через криминальную группу. Эти группы становятся школами первоначальной подготовки молодхых преступников и носителями традиций преступного образа жизни. Поскольку криминальные группы по всей стране и с зарубежьем связаны многочисленными каналами (“дорогами”, “трассами”), постольку это способствует универсализации, типизации норм и ценностей криминальной субкультуры, быстроте ее распространения. Под криминальной субкультурой понимается совокупность духовных и материальных ценностей, регламентирующих и упорядочивающих жизнь и деятельность криминальных сообществ, что способствует их живучести, сплоченности, криминальной активности и мобильности, преемственности поколений правонарушителей. Основу криминальной субкультуры сосотовляют чуждые гражданскому обществу ценности, традиции, различные, ритуалы объединившихся в группы молодых преступников. Ее социальный вред заключается в том, что она уродливо социализирует личность подростка, стимулирует перерастание возрастной оппозиции в криминальную, именно потому и является механизмом “воспроизводства” преступности в молодежной среде2 [2Кондратьев М. Ю. Подросток в системе межличностных отношений закрытого воспитательного учреждения. М. Изд. Федерального института социологии образования. 1994, с. 29-71. ].
Криминальная субкультура отличаетсяот обычной подростково-юношеской субкультуры криминальным содержанием норм, регулирующих взаимоотношения и поведение членов группы между собой и с посторонними для группы лицами (с “чужими”, милицией, общественностью, взрослыми, женщинами и т. п. ). Она прямо, непосредственно и жестко регулирует образ жизни и криминальной деятельности, внося определенный порядок. В нейпрослеживается: резко выраженная враждебность по отношению к общепринятым нормам и ее криминальное содержание; внутренняя связь с уголовными традициями; скрытность от непосвященных;
наличие целого набора (системы) строго регламентированных в групповом сознании атрибутов.
Криминальной субкультуре несовершеннолетних присущи следующие особенности: 1) попрание прав личности, выражающиеся в агрессивном, жестоком и циничном отношении к “чужим”, слабым и беззащитным;
2) отсутствие чувства сострадания к людям, в том числе и к “своим”; нечестность и двуличие к “чужим”; паразитизм, эксплуатация “низов”, глумление над ними;
обесценивание результатов человеческого труда, выражающееся в вандализме; неуважение прав собеседников, выражающееся в кражах и хищениях; поощрение циничного отношения к женщине и половой распущенности; поощрение низменных инстинков и любых форм асоциального поведения. Привлекательность криминальной субкультуры для несовершеннолетних. Криминальная субкультура, ценности которой формируется уголовным миром с максимальным учетом возрастных особенностей подростков, привлекательна для подростков и юношей: наличием широкого поля деятельности и возможностей для самоутверждения и компенсации неудач, постигших их в обществе;
процессом криминальной деятельности, включающей риск, экстремальные ситуации и окрашенной налетом ложной романтики, таинственности и необычности; снятием моральных ограничений;
отсутствием запретов на любую информацию и, прежде всего, на интимную; учетом состояния возрастного одиночества, переживаемого подростком, и обеспечением ему в “своей” группе моральной, физической, материальной и психологической защиты от агрессии извне.
Криминальная субкультура, представляя собой целостную культуру преступного мира, с ростом преступности все болеерасслаивается на ряд подсистем (субкультура “воровская”, тюремная, рэкитиров, проституток, мошенников, фарцовщиков и др. ), противостоящих официальной культуре. Подростково-юношеское криминальная субкультура - одна изсамостоятельных подсистем, тесно связанных с другими подсистемами уголовного мира. Эмпирические признаки криминальной субкультуры1 [1 Ф. В. Пирожков. Психология подрастковой преступности. стр-75. ] . Для определения эмпирических признаков (критериев) степени сформированности и действенности криминальной субкультуры в молодежной среде учебного заведения, исправительного заведения, населенном пункте был использован метод экспертных оценок. Экспертами выступали начальники исправительных учереждений, работники инспекций по делам несовершеннолетних, директора спецшкол, уголовного розыска. По их оценкам, призаки проявления криминальной субкультуры во всех названных местах сходны, что позволяет использовать их в психодиагностических целях.
Все критерии, названные экспертами, были сведены в следующие классифицированные группы:
Признаки, характеризующие межгрупповые отношения и групповую иерархию. Наличие в учереждении враждующих между собой группировок и конфликтов между ними.
Жесткая групповая стратификация с делением людей на “чужих” и “своих”, а “своих” - на касты.
Наличие многообразных привилегий для “элиты” и различных табу. Распространенность ритуалов “прописки” новичков.
Признаки, характеризующие отношения к слабым, “низам” и “отверженным”. Факт появления “отверженных (“неприкасаемых”).
Клеймение вещей и предметов, которыми должны пользоваться только “неприкасаемые”. Подверженность “низов” поборам и вымогательству.
Распространенность специальных способов снижения статуса: мужеложства, “вафлерства”, “парафина”, стирки нисков и др.
Распространенность симуляций болезней и членовредительства среди “низов”. Признаки, характеризующие отношение к режиму и воспитательной работе. Групповые нарушения режима учереждения и групповые неповиновения. Групповые побеги, уходы из дома, бродяжничество. Уклонения “авторитетов” от “грязных работ”. Уклонения от учебных занятий, собраний. Отказ от работы в официальном активе или двурушничество. Проявление актов вандализма.
Признаки, характеризующие способы проведения свободного времени. Распространенность азартных игр.
Распространенность тюремных способов проведения досуга, тюремной лирики и тюремных поделок.
Групповое употребление токсических и наркотических веществ, чифирования. Признаки, характеризующие способы общения, опознания и связи. Распространенность кличек как средства стигматизации.
Распространенность татуировок как знаковой системы общения, принятых в уголовной среде.
Распостраненность уголовного жаргона и других способов общения.
Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что многие элементы криминальной субкультуры, во-первых, полифункциональны (татуировки, выполняющие одновременно функции стратификации, стигматизации и коммуникации, опознание “своих” и клички выполняющие те же функции); во-вторых, каждый элемент криминальной субкультуры обладает основной функцией (татуировки - функия стратификации, клички - функция коммуникации); в-третьих, каждый элемент криминальной субкультуры по-разному преломляется в психологии группы и интериоризируется индивидом (удовлетворенность кличкой или татуировкой, до стремления свеми способами избавиться от них). Знание приверженности группы и личности к определенным ценностям (увлеченность каратэ, культуризмом, боксом и т. д. ) позволяет с достаточной вероятностью прогнозировать их поведение и принимать заранее необходимые меры профилактики. Пути профилактики преступности несовершеннолетних. Меры профилактики и их классификация.
За последние годы в стране распалась ранее существовавшая советская система мер борьбы с преступностью несовершеннолетних. Эта система включала свыше 50 социальных институтов - разнотипных государственных и общественных организаций и учреждений.
“Очень дорогую цену общество вынуждено платить в связи с демонтажом системы профилактики, свертывания многомиллионного движения общественности за укрепление правопорядка. Лишившись таких ее структурных компонентов, как народные дружины, советы профилактики, общественные пункты охраны правопорядка, товарищеские суды, посты народного контроля и т. п. и не создав ничего нового, государство не просто ослабило свой профилактический потенциал, а как бы провело полосу отчуждения между официальной судебно-правовой властью и населением. А ведь применительно к преступности нужен и должен быть широкий общественный контроль, контроль, основанный на заинтересованности всего гражданского общества. Столь неоправданным оказался демонтаж системы правогого просвещения и воспитания населения. Такме ее звенья, как преподавание основ права на всех ступенях образования, правовые народные университеты, постоянные телепередачи и юридические рубрики в газетах и журналах, несли не только нужную правовую информацию, но и формировали нравственность, гражданственность, законопослушание. Веление времени - возрождение системы профилактики преступногоповедения”1 [1Скуратов Ю. Переход к рыночным отношениям требует новой системы права // Щит и меч. 1996, № 13. ]
и дальнейшее ее развитие, создание новых форм, с дальнейшим постоянным ее усовершенствованием.
В доперестроечной криминологической литературе подробно были изложены общие требования к организации системы профилактикипреступности несовершеннолетних. Сейчас же, многолетне накопленный опыт, профилактики преступности не используется.
Исследования проведенные правоохранительными органими показывают, что преступность несовершеннолетних более “чувствительна”, чем взрослая преступность, к мерам борьбы с ней.
Чем же достигалось снижение преступности пдростков, в ряде школ, училищ и регионов страны? 1 [1Миронов Г. Победить преступность невозможно, а не бороться с ней - нельзя // Подмосковье, 1995, 4 ноября. ]
Это прежде всего - реализация на уровне региона - общесоциальных, экономических, организационных мер, осуществляемых местными органами власти. Так, в ряде мест, где уровень преступности учащихся значительно ниже, чем по другим регионам, существенную рольсыграли координационные советы, создаваемые в каждой области из представителей правоохранительных органов, общественных организаций и системы образования, которые обеспечивали планомерность и комплексность используемых мер, направленных на устранение условий жизни и воспитания, способствующих возникновению и формированию криминальных групп несовершеннолетних. Это не толькоглобальные социальные меры, направленные на стабилизацию политической, экномической, социальной обстановке в стране, без разрешения которой о коренном переломе в борьбе с современной преступностью не может быть и речи. Это - сфера политики и деятельности политиков и власти вцелом. Важно воссоздать низший уровень профилактической работы, непосредственно учебные заведения и должностные лица на местах. Она должа включать какобщие меры, так и специально целенаправленные психолого-педагогические, специально-криминологическиемеры предупреждения групповых и индивидуальных преступлений несовершеннолетних.
Общие меры включают повышение качества всего учебного процесса, совершенствование его органирзации, методического уровня. Это - четкое выполнение учебного плана, предупреждение пропусков занятий без уважительных причин и прогулов, обеспечиние повседневной занятости учащихся после занятий, проведение культурных мероприятий (“празничных огоньков”, дискотек, концертов, походов, межшкольных спортивных соревнований и т. д. ).
Общие меры включают также меры воспитательные. Сюда относится не только “повышение воспитывающей роли обучения”, но и гуманизация межличностных отношений педагогов с учащимися. Это весьма важная и острая проблема, по скольку “по официальным данным Министерства образования 46 процентов учителей даже не скрывают, что пользуютсяавторитарными методами без учета Конвенции о правах ребенка”1 [1 Пирожков В. Ф. Психология подростковой преступности. М-98г. ] . Представьте только себе - каков уровень дидактогении2 [2Дидактогения - вызванное нарушением педагогического такта состороны воспитателя, педагога, тренера, руководителя и пр. Негативное психическое состояние учащегося (унетенное настроение, стах, фрустрация и др. ), отрицательно сказывающееся на его деятельности и межличностных отношениях. Может быть причиной неврозов. Словарь практического Психолога. Минск - 98. ] в нашей стране, при таком проценте авторитарных учителей. Сколько в отечественной педагогике говорилось, что подросток, учащийся не только объект, но субъект воспитания, что главным инструментом воспитания является коллектив учащихся. Одним из инструментов воспитательного процесса должны стать стихийно возрождаемые общественные организации подростков и молодежи (пионеры, спортклубы, драмкружки, активизация органов ученического самоуправления, проведение ученических конференций и др. ).
Конечно, эти общие и воспитательные меры не принесут результатов, если не будут подкреплены соответствующими социальными и экономическими мерами, связанными с социальной защитой личности, гарантирующими права на труд, отдых, социальное обеспечение1 [1“Указ президента РФ о воссоздании системы профилактики преступности несовершеннолетних”. Туда же включены учреждения социальной защиты. ] . К специальным психолого-педагогическим мерам относятся:
- психодиагностические: изучение поступающего на учебу контингента и выявление лиц с повышенным криминальным риском (трудных и педагогически запущенных учащихся, состоявщих на учете в ОППН и КДН, а также имеющих судимости, прибывщих из спецшкол или колоний), выявление их дружеских связей внутри школы (училища) и за ее пределами.
- психокоррекционные: систематическая правовоспитательная работа с этими учащимися с использованием индивидуальных и коллективных форм работы, наблюдения за их межличностными отношениями;
- психопрофилактические: использование широкого диапазона мер ренней профилактики групповых правонарушений со стороны подростков, “вытесненых” из неблагополучных семей, а также из учебных групп; обеспечение систематического контроля за их поведением внутри школы, училища и за их пределами. К специальным криминологическим мерам относятся:
- выявление асоциальных, криминогенных и криминальных групп, установление их внутриучилищных и внешних связей; - выявление роли каждого члена группы и разработка мер его отрыва от группы; - выявление фактических и потенциальных лидеров и разработка мер по пресечению их лидерской деятельности в подобных группах; - разработка тактики работы с асоциальными и криминогенными группами подростков. Принципы профилактической работы. Успех названных мер зависит от высокого уровня правовой и психолого-педагогической компетентности лиц, занимающихся профилактикой преступности несовершеннолетних, глубокого знания и соблюденияосновных принциповпрофилактической работы. Прежде всего каждый участник профилпктической работы должен четко представлять себе особенности подростковой преступности и собенности ее профилактики. Принципкомпетентностизапрещает делать “все за всех”, предполагает полное использование администрацией учебного заведения и его коллективом предоставленных им прав и полномочий, прежде, чем обратиться в правоохранительные органы за помощью. Вместе с тем, едва ли сможет мастер производственного обучения, классный руководитель выявить характер криминальной группы, ее структуру, лидеров, дифференцировать роли каждого, если они не владеют азами психологии и такими психологическими методами, как психологическое наблюдение, методика интервьюирования, обобщение независимых характеристик, метод самооценок, различные тестовые методики (например, “Дом, дерево, человек”, “Моя семья”, “Семейный праздник”, различные проективные тесты), метод незаконченных предложений и др.
В профилактике групповой преступности несовершеннолетних важно соблюдать требованияпринципа взаимодействия всех сил, ведущих борьбу с преступностью несовершеннолетних. Взаимодействие заключается:
- в своевременном обмене информациеймежду участниками профилактической работы о появлении криминогенным и криминальных личностей и групп;
- совместной разработке планов по переориентации, разобщению и пресечению деятельности криминальных групп; - обеспечении совместного постоянного котроля за функционированием таких групп; - умелом использовании преимуществ каждой из взаимодействующих сторон. Так, члены педагогического коллектива школы, училища повседневно “видят” своих учащихся, могут более глубоко выявить их связи и отношения в школе и училище, а органы милиции - использовать свои властные полномочия по воздействию на такие группы вне учебного времени. Заключение.
В этой работе, я постарался пролить свет, на уже “пылающий факел” современности - подрастковую преступность. О ней много говорят, о ней много пишут, о ней много снимают телепередач, но большинство людей до сих пор не восприняли эту проблему всерьез. Конечно, тут, можно много, привести оправданий и они все по своему будут правильными, но за это - зло, отвечаем все мы. Кто напрямую, а кто косвенно. Одна знакомая учительница, казалось бы человек сведущий в воспитании, чуть не стала жертвой грабежа своим же сыном и его приятелями, когда возвращалась с работы.
- “.... О mon cher, этот детский вопрос в наше время просто страшен: покамест эти золотые головки, с кудрями и невинностью, в первом детстве, порхают перед тобой и смотрят на тебя, с их смехом и светлыми глазками, - то точно ангелы Божии или прелестные птички; а потом.... а потом случается, что лучше бы они не вырастали совсем! ”1 [1 Ф. М. Достоевский. Подросток. ] .
Конечно при таком положении дел в стране в сфере социальной политики и экономики говорить об искоренении преступности не приходится. Тем более, что опыт социальной изоляции показал нам, что он не так действенен как мы думали по многим причинам: среда, в которой подростки там находятся, та же что и на воле, социально-санитарно-экономические условия не выдерживают никакой критики. Практика показывает, что задача по недопущению правонарушений в период содержания несовершеннолетних в исправительных учереждениях решается недостаточно успешно из-за психологического механизма взаимной криминализации, который порой не учитывается сотрудниками этих учереждений в своей работе. В ряде (да вовсех) спецшкол и колоний высок уровень преступности и различных видов деликвентного поведения, свойственного местам социальной изоляции: половых извращений, агграваций и симуляций болезней, членовредительства, вымогательства, наркоманий и токсикоманий, алкоголизма и т. п. Социальная изоляция вызывает различные переживания, накладывает свой отпечаток психические свойства личности, систему ее межличностных отношений, привыкает к такому стереотипу общения, мировоззрение, ценности и т. д. , и личность еще более криминализируется.
С древности было всем известно - что хирургический способ вмешательства это последний способ лечения, да и он не всегда помогает. Так почему же мы все забыли мудрость предков и в погоне за самыми современными телевизорами, музыкальными центрами или просто борясь за выживание, в нашем несовершенном мире, позабыли о главном, о завтрашнем дне, о собственных детях.... Поэтому надо строить не тюрьмы, лагеря и колонии, а восстанавливать1 [1Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национальный план действий в интересах детей), Утверждено Указом Пезидента Российской Федерации от 14 сентября 1995 г. № 942. ]- пионерские лагеря, спортклубы, детские площадки, парки отдыха. Повышать уровень профессиональной подготовки педагогов, практических психологов, сотрудников ИДН и КДН, да и просто вести пропоганду здорового образа жизни, труда и т. д. А родителям нужно понять, что накормить, одеть, обуть это все нужно, это все хорошо, но не надо забывать и о моральной стороне воспитания. Поэтому ненужно думать, что ваш сын никогда не начнет колоться или воровать и если (не дай бог) это уже случилось, то не следует от него отворачиваться, а просто помогите ему выкарабкаться из этого. Поймите, что дети ваши хотят быть понятыми, нужными и просто хотят чтоб с ними считались. Они хотят быть взрослыми - так помогите им....
Надо помнить одно: - “Преступность победить невозможно, но не бороться с ней тоже нельзя! ”1 [1Миронов Г. Победить преступность невозможно, а не бороться с ней нельзя // Подмосковье. 1995. 4 ноября. ] .
В борьбе с преступностью несовершеннолетних существенно мешают недостатки в нормотворческой деятельности. Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1992 года “О первоочередных мерах в области государственной молодежной политике” предусматривалась разработка в трехмесячный срок проектов нормативных актов о реорганизации системы государственных органов, осуществляющих функции по предупреждению, профилактике преступности и иных правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и о создании соответствующих структур в системе органов испольнительной власти всех уровней. Однако законы по этим вопросам до сих пор не приняты, хотя установленные сроки их подготовки их давно уже истекли. Более того, проекты этих законов давно подготовлены, но они не могут преодолеть бюрократические процедуры их принятия2 [2 “Криминология”. Учебник для вузов. М. ,1997. Стр-709. ] .
Одним из важнейших направлений борьбы с рецидивной преступностью несовершеннолетних является обеспечение социальной адаптации подростков, которые возвращаются из специальных учебно-воспитательных учереждений и воспитательно-трудовых колоний. Справиться с этой проблемой не удается прежде всего в силу того, что среди покидающих эти заведения почти половина подростков - сироты, лишившиеся родительского попечения. Их никто не ждет, многим негде жить, не на что существовать. Практически не решена проблема их трудоустройства и т. д.
Сенаторы много говорят, что в их регионах выросла преступность несовершеннолетних и что они с ней борятся, но должного внимания профилактике неуделяют. Просто нужно понять, что СПИД, НАРКОМАНИЯ И ПОДРАСТКОВАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ СЕГОДНЯ - ЭТО СИНОНИМЫ. ЛИТЕРАТУРА:
В. Ф. Пирожков. Психология подростковой преступности. Т. 1. М. , 1998г. 2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 1 января 1997 года. 3. “Криминология”. Учебник для вузов. М. ,1997.
4. Социально-психологические и социально-педагогические проблемы профилактики правонарушений несовершеннолетних. Сб. Научных трудов. М. Академия МВД СССР, 1981, с. 40-58.
5. Машкина К. Никакие: “Доктор, как он? ” - “Будет пить.... ” // Московский комсомолец, 1995, 3 октября.
6. Горькая случайность // Подмосковные известия. 1995, 21 декабря. 7. Питиримова О. Пути-дороги “дурмана” // Щит и меч. 1995, № 42. 8. Кондрашов А. Красный свет “белой смерти” // Аргументы и факты. 1995, № 35. 9. Худяков А. Жизнь под “винтом” // Мир новостей. 1996, № 18. 10. Наркокурьеры возят зелье в детских яйцах // Московский комсомолец. 1996, 9 апреля.
11. Пирожков В. Ф. Законы преступного мира молодежи. Криминальная субкультура. М. , 1992.
12. Пирожков В. Ф. О психологических причинах воспроизводства подростковой преступности // Психологический журнал, 1995, т. 16, № 2, с. 178-182. 13. Кондратьев М. Ю. Подросток в системе межличностных отношений закрытого воспитательного учреждения. М. Изд. Федерального института социологии образования. 1994, с. 29-71.
14. Скуратов Ю. Переход к рыночным отношениям требует новой системы права // Щит и меч. 1996, № 13. 15. Ф. М. Достоевский. Подросток.
16. Миронов Г. Победить преступность невозможно, а не бороться с ней - нельзя // Подмосковье, 1995, 4 ноября. Иншаков С. М. Зарубежная криминология. М. , 1997. Основы государства и права. Е. А. Кутафин. М. , 1998.
Кофырин Н. “Тусовка” - тоже жизнь. // Аргументы и факты. 1990, №40.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную курсовую работу Вы можете использовать для написания своего курсового проекта.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем курсовую работу самостоятельно:
! Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ.
! Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу.
! Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться.
! План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы.
! Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части?
! Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать.
! Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа.
! Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема.
! Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом.
! Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия.
Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта.
Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты.
Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести.
Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя.
Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика.

Сейчас смотрят :

Курсовая работа Залог как способ обеспечения исполнения обязательств
Курсовая работа Память и ее виды
Курсовая работа Методика ознакомления детей с иллюстрацией. Формирование представлений о изобразительных средствах иллюстрации
Курсовая работа Управление персоналом предприятия
Курсовая работа Расчет экономического эффекта от проведения солянокислотной обработки
Курсовая работа Оценка состояния российского рынка ценных бумаг
Курсовая работа Разработка и расчет жатки комбайна
Курсовая работа Безопасность труда как условие повышения производительности в организации
Курсовая работа Проектирование автомобильной дороги
Курсовая работа Расторжение брака
Курсовая работа Подготовка нетелей к отёлу и раздой коров-первотёлок в СПК Родина Граховского района УР
Курсовая работа Формирование правильного письма у младших школьников
Курсовая работа Україна на світовому ринку послуг
Курсовая работа Участие адвоката в гражданском процессе
Курсовая работа Страхование от несчастных случаев, как один из видов личного страхования