ВОЕННО - МОРСКАЯ АКАДЕМИЯ Имени Адмирала Флота Советского Союза КАФЕДРА ВОЕННО-ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: “Социологические и психолого–педагогические аспекты военного управления”.
ТЕМА: Становление и развитие системы управления Военно-Морским флотом в Петровский период Российской истории. Вопросы:
Принципы формирования и деятельности, организационная структура Адмиралтейств-коллегий как органа управления Военно-Морским флотом Организация подготовки и прохождения службы офицеров ВМФ Петровского периода. Выполнил: Слушатель группы 111 ОЗО Кап. 2 ранга Земский Ю. С. Проверил: Доцент кафедры военно-гуманитарных наук Ерёменко г. Санкт - Петербург 2002 год ОГЛАВЛЕНИЕ: Стр. Введение 1. Принципы формирования и деятельности, организационная структура Адмиралтейств-коллегий как органа управления Военно-Морским флотом 2. Организация подготовки и прохождения службы офицеров Военно-Морского флота Петровского периода Заключение Введение.
Преобразования Петра Великого, его деятельность, личность, роль в судьбе Российского флота - вопросы интересующие и привлекающие внимание исследователей нашего времени не менее чем в прошлые века.
Различные историки по-разному оценивают Петра и его деятельность. Одни, восхищаясь им, отодвигают на второй план его недостатки и неудачи, другие, наоборот, стремятся выставить на первое место все его пороки , обвинить Петра в неправильном выборе и преступных деяниях.
Неудивительно, что многие не понимали Петра, его стиля мышления, его идей, зачастую обитавших в другом политическом пространстве. Во всех его начинаниях, порой очень противоречивых, было все же рациональное зерно. Как говорилось выше, невозможно рассматривать деятельность Петра не учитывая того, что из 35 лет его правления, лишь около полутора лет Россия находилась в состоянии полного мира. Постоянные военные действия оказывали влияние на ход реформ, а особенно– в армии и на флоте.
Старое никогда не уходит с общественной сцены добровольно и новое всегда рождается в жестких схватках с отжившим. Петру пришлось бороться со многими предрассудками и пережитками, которые иногда оказывались слишком сильными, чтобы сломить их с первого удара.
За несколько десятилетий строится новая система управления, создается система образования, в том числе и военного, формируется регулярная армия, возникает военный флот, активизируется внешняя торговля, стабилизируется экономика. Если сравнивать положение внутри государства в конце XVII –начале XVIII в. в. и положение в государстве в наши дни, то не найдем ли мы сходства, не заметим ли общности проблем и сложностей в развитии экономики, финансов системе образования, культуры ....
К концу ХVII в Россия отставала от Европы по всем параметрам по меньшей мере на 200 лет. За время царствования Петра I Россия догнала Европу гигантскими шагами, но это стоило ей немалых потерь, экономических и людских ресурсов. Написано множество поэм, романов, картин и музыкальных произведений о Петре, его делах, поступках. И все авторы неизменно признают Петра великим . О мощный властелин судьбы ! Не так ли ты над самой бездной, На высоте, уздой железной , Россию поднял на дыбы? А. С. Пушкин.
1. Принципы формирования и деятельности, организационная структура Адмиралтейств-коллегий как органа управления Военно-Морским флотом
Прежде всего, ещё раз необходимо отметить, что Петр не мыслил без флота могущества своего государства, не представлял без кораблей своей жизни. Создание флота было для него первейшим долгом после создания армии, естественным продолжением дела, некогда начатого его отцом, царем Алексеем Михайловичем, при котором в Дединове, на Оке был спущен на воду первый русский корабль “Орел”. Строительство, содержание и использование военно-морских сил было всегда весьма сложным и дорогостоящим общегосударственным делом, которое, применительно к России конца XVII — начала XVIII века, можно сравнить, без особой натяжки, с современными космическими программами. Мало было построить или купить стоивший целое состояние корабль, нужно было иметь разветвленную инфраструктуру, обеспечивавшую флот всем необходимым, начиная с гвоздей и кончая опытными флотоводцами. Бесчисленный ряд заводов - лесопильных, парусных, канатных, металлургических и иныхработали на нужды флота. Гавани и портовые сооружения, учебные заведения, цейхгаузы и, наконец, мощная кораблестроительная промышленность- всё это только и могло по настоящему вдохнуть жизнь в понятие“военно-морской флот” До начала XVIIIвека Россия не имела учреждения, ведавшего делами военно-морского флота. Во время строительства Азовского флота надзор за верфями и общее управление строительством осуществлял окольничий А. П. Протасьев. Он же ведал Владимирским судным приказом. В инструкции“партикулярному адмиралтейцу” перечислялись обязанности окольничего: “адмиралтейцу непосредственно о своём деле радеть, также над кумпаниями смотреть и понуждать, спрашивать временем и досматривать, чтобы какой лености не было и в начатом предприятии препятствия от того дела не учинилось”. 11 (21) декабря 1698 г. был учреждён Приказ воинского морского флота (Воинский морской приказ) во главе с боярином Ф. А. Головиным, который вскоре получил чин адмирала. Головин обладал выдающимися административными способностями и был одним из доверенных лиц Петра 1, он курировал русских волонтёров, отправленных на учёбу в иностранные флоты и занимался наймом иностранных моряков на русскую службу.
Почти в то же время на морскую службу был определён другой блестящий администратор эпохи Петра 1–Ф. М. Апраксин. , возглавивший вновь созданный Приказ адмиралтейских дел (Адмиралтейский приказ). В 1708 г. , после смерти Ф. А. Головина, Ф. М. Апраксин, пожалованный высшим морским чином генерал-адмирала, стал распоряжаться всеми делами, которые относились к управлению флотом.
Первоначально, центральные флотские учреждения, как и другие государственные органы, размещались в Москве. С началом строительства Санкт-Петербурга и флота на Балтике они стали переводиться в новую столицу.
Между тем число управленческих функций росло, а вместе с ними – и число центральных учреждений, но постройкой боевых кораблей, к сожалению, в начале ведали лица, не имевшие отношения к флоту, к их числу относился и А. Меншиков. Руководство флотом было распылено, и это отрицательно сказывалось на укреплении обороны страны с моря. С 1712 г. управление делами по личному составу флота (за исключением адмиралтейских служащих) перешло в ведение Воинской морского флота канцелярии, начальником которой был назначен комиссар И. Гормасов. Адмиралтейский приказ был переименован в Московскую адмиралтейскую канцелярию, в компетенции которой оставались хозяйственная и финансовая части морского ведомства. 2 (23) января 1715 г. генерал-майор Г. П. Чернышев именным повелением Петра I был назначен обер-штер-кригскомиссаром флота и возглавил Морской комиссариат. В кругу его ведения находились доходы адмиралтейства, раздача жалованья и провианта флотским чинам, отпуск денег на нужды кораблестроения и закупки корабельных припасов. Кроме того, он ведал производством суда над морскими чинами (кроме адмиралтейских служащих) Почти одновременно были учреждены конторы и канцелярии: Экипажеская, Провиантская, Мундирная, Обер-сарваерская, Лесных дел, Счетных дел. Учреждения множились, но не было устоявшейся структуры каждого из них и единого связующего центра. Необходимо было объединить приказы и конторы и создать единый орган. В 1717 - 1719 гг. в России была проведена реформа государственного управления приказы заменили коллегии, подчиненные созданному в 1711 г. Сенату. В числе прочих именным указом от 11 (22) декабря 1717 г. была учреждена Адмиралтейств-коллегия и установлено единое управление Военно-морским флотом. 15(26) декабря 1717 г. президентом Адмиралтейств-коллегий был назначен генерал-адмирал Ф. М. Апраксин, а вице-президентом—опытный моряк и способный администратор голландец на русской службе вице-адмирал К. И. Крюйс.
1718 г. был отведен президентам коллегий на их формирование, в 1719 г. еще разрешалось вести дела“старым манером”, и лишь с 1720 г. коллегии надлежало функционировать “новым порядком”. Однако, деятельность Адмиралтейств-коллегий началась ранее этого срока- 4(15) апреля 1718 г. Размещалась она в центральной части только что отстроенного комплекса зданий Петербургского адмиралтейства, рядом с мастерскими, складами и стапелями. Первоначально, кроме Ф. М. Апраксина и К. И. Крюйса в состав коллегии входили генерал-майор Г. П. Чернышев и полковник Г. В. Норов. В 1721 г. состав членов коллегии увеличился еще на пять человек. Делопроизводством коллегии заведовал обер-секретарь. В 1720 г. были введены должности двух фискалов для негласного выявления служебных упущений и преступлений, а в начале 1722 г. в коллегию был назначен прокурор для контроля за правильностью ведения дел.
В числе первых неотложных дел коллегии была разработка военно-морского законодательства. В этой работе активное участие принял Петр 1, посвящая ей иногда до 14 часов в сутки. 13 (24) января 1720 г. им была утверждена “Книга устав Морской, о всем, что касается доброму управлению в бытность флота в море”. Через два года, 5 (16) апреля 1722 г. , был издан Регламент об управлении Адмиралтейства и часть вторая Регламента морского. Эти нормативные акты использовались как образец при разработке аналогичных документов в других коллегиях. Хотя флот и получил твёрдую организацию, но она оказалась довольно громоздкой, делопроизводство было усложнено, вопросы решались медленно. Коллегию, которая осуществляла “верхнюю дирекцию” над флотом, возглавлял президент, а в его отсутствие - вице-президент. В состав присутствия (общего собрания) коллегии входило пять-семь флагманов, преимущественно из тех, кто по возрасту и состоянию здоровья был неспособен к строевой службе. На заседаниях коллегии присутствовали также прокурор и обер-секретарь. Последний готовил и докладывал поступавшие на рассмотрение дела. Ему подчинялся рабочий орган коллегии - Канцелярия. В ней по штату полагалось иметь 24 служащих, включая сторожей, которые использовались и в качестве курьеров. В состав коллегии для ведения судебных делвходил также обер-аудитор с подчиненными ему аудитором и канцелярскими служащими. Президент Адмиралтейств-коллегии должен был еженедельно бывать на верфях в Петербурге, раз в месяц– в Кронштадте, раз в две недели –в морских учебных заведениях и госпиталях. При вооружении флота в Кронштадте и его возвращении из плавания присутствовали президент, вице президент или два члена коллегии.
Точное время образования подведомственных Адмиралтейств-коллегии учреждений и первоначальные их штаты установить трудно. К январю 1722 г. , то есть перед изданием“Регламента”, существовали: Военная морская канцелярия, Экипажеская, Обер-сарваерская, Подрядная, Провиантская, Счетная, Мундирная, Лесная конторы, а также: Цейхмейстерское, Аудиторское, Казначейское, Цалмейстерское правления дел. Судя по перечню должностных лиц, подчиненных Адмиралтейств-коллегии, к весне 1722 г. состав этих органов несколько изменился. В“Регламенте”упомянуты должности генерал-кригскомиссара, контролера, обер-комиссара от покупки и подряда, казначея, цалмейстера, обер-провиантмейстера, цейхмейстера. Кроме того, в нем были предусмотрены должности начальников контор обер-сарваера и Адмиралтейской. В общей сложности в центральных органах управления флота служило 120 человек, а с представителями их в портах– 151 (не считая начальников учреждений) ! С 13 (24) июня 1723 г. все структурные подразделения Адмиралтейств-коллегии стали именоваться конторами. В 1725 г. функционировали следующие, конторы: Генерал-кригскомиссариатская, или Комиссариатская (общие вопросы обеспечения личного состава флота, ведение списков личного состава, руководство морскими госпиталями), Подрядная (проведение торгов, организация закупок), Провиантская (прием, хранение и выдача продовольствия), Казначейская (прием и расходование денег), Цалмейстерская (выдача жалованья личному составу), Цейхмейстерская (артиллерийская), Адмиралтейская (заведование верфями, складами, снабжением и оснащением кораблей), Обер-сарваерская (расходование лесных припасов, постройка кораблей), Контролерская (контроль за приходом и расходом материальных и денежных средств) и Мундирная (заготовление и выдача обмундирования). (рис. 1) В 1726 г. была учреждена Вальдмейстерская контора (заведование заповедными лесами). Наряду с ними, осуществляя сбор денег и заготовку провианта для флота, действовала Московская адмиралтейская контора. Начальники контор членами коллегии не являлись и присутствовали на ее заседаниях лишь при обсуждении дел, относившихся к их ведению. Основным рабочим органом Адмиралтейств-коллегии оставалась Канцелярия, которая оформляла протоколы заседаний и решения коллегии по де- лам, поступавшим от флагманов, из контор, портов, Морской академии и школ, а также по секретным делам и делам о производстве в чины, вела работу по составлению регламентов и тарифов. Регламент своей работы Адмиралтейств-коллегия определила 20 (31) января 1719 г. Было решено, что заседания коллегии будут происходить три раза в неделю. По вторникам должны были рассматриваться дела комиссариатские и экипажеские, по четвергам–дела, связанные с подрядами, строительством и провиантом, по субботам рассматривались челобитные, доношенная в счета. Важнейшие дела рассматривались в начале заседаний. Члены коллеги должны были собираться с восьми до половины девятого утра, заседания продолжались до полудня.
Из всего этого вывод ещё раз - порядок принятия решений Адмиралтейств-коллегией был крайне осложнен бюрократическими правилами и обычаями. Все входящие бумаги адресовались коллегии. Поступившие бумаги докладывались присутствию обер-секретарём в подлиннике. Если при этом требовались справки из дел и законов, то они предварительно разрабатывались в тех конторах, которых это касалось непосредственно. Принятые с общего согласия членов коллегии решения именовались приговорами, или резолюциями. В первые годы существования коллегии каждая резолюция на особом листе за подписью всех членов коллегии вместе с документами, раскрывавшими порядок рассмотрения дела, передавалась на исполнение в соответствующую контору. В случае если к исполнению решения
привлекались и другие конторы, туда отсылались копии резолюций за подписью одного из членов коллегии, скрепленные обер-секретарем. Все приговоры и резолюции перед отправкой в конторы вписывались в журнал коллегии, где каждый пункт скреплялся подписью обер-секретаря или секретаря, а под последним за день пунктом подписывались все члены коллегии. Если приговоры Адмиралтейств-коллегии требовалось сообщить кому-либо из подведомственных лиц, то это делалось указами, которые готовились в соответствующих конторах и рассылались от имени коллегии. Конторы между собой сносились ведениями. Очевидно, что на это требовалось много времени и канцелярского труда. В 1724 г. делопроизводство было упрощено. Особые резолюции по каждому вопросу были отменены. Их стали вносить в журнал или протокол, скрепляя подписью дежурных членов коллегии. Протоколы заверялись подписью секретаря. Исполнение решений производилось на основании протоколов.
К концу первой четверти XVIIIв. из разрозненных учреждений, отвечавших за отдельные направления деятельности по строительству и содержанию флота, сложилась относительно стройная система органов центрального управления. Ее формирование не было одномоментным актом, а представляло собой длительный, сложный и порою противоречивый процесс. Названия, которые присваивались в те годы центральным учреждениям флота, говорят сами за себя. К решению задач боевого управления флотом они не привлекались, поскольку объективные условия для этого еще не сложились. Стратегическое руководство войной, включая ведение вооруженной борьбы на море, было прерогативой монарха, который, говоря современным языком, осуществлял функции верховного главнокомандующего (или фактически– как Петр 1, или формально –как его преемники). На тактическом уровне боевой деятельностью руководили соответствующие командиры, привлекая военные советы (советы капитанов) и опираясь на небольшой аппарат помощников, выполнявших в основном техническую работу.
Время от времени члены Адмиралтейств-коллегии принимали участие в составлении планов кампаний и общих указаний командирам эскадр, в связи с чем можно утверждать, что коллегия (в качестве рабочего органа при царе) отчасти привлекалась к осуществлению стратегического руководства действиями на море. Разрабатываемые при этом документы можно считать прообразом современных оперативных планов, приказов и директив, поскольку в инструкциях флагманам, как правило, приводились сведения относительно обстановки на театре, называлась цель действий, ставились общая и частные задачи. По обыкновению эти указания оформлялись рескриптом или указом государя, однако в отдельных случаях они вручались флагманам от имени президента Адмиралтейств-коллегии. Донесения командиров эскадр и отрядов о ходе кампании в большинстве случаев адресовались монарху, реже–президенту коллегии. Поступали они с большим опозданием. К примеру, рапорт князя М. М. Голицына о победе при Гренгаме 31 июля (11 августа) 1720 г. был доставлен адресату через неделю.
Обстановка на морских театрах войны велась на основе донесений командиров соединений и кораблей, состоявших в отдельном плавании, и информации, поступавшей от русских дипломатических служб, и в первую очередь- консулов в иностранных портах. Другим источником были сведения, добываемые путем опроса капитанов торговых судов, приходивших в русские порты. Данные об обстановке с посыльными судами периодически направлялись флагманам, однако к этому времени они чаще всего устаревали настолько, что практического значения не имели. По возвращении эскадр их командиры представляли в Адмиралтейств коллегию подробные отчеты.
Осуществляя государственные преобразования, создавая промышленные предприятия, Петр 1 никогда не забывал и о военных вопросах. Хорошо изучив военные организации различных стран, он не мог принять за образец ни шведскую, ни австрийскую, ни прусскую системы. Пётр 1 создал такую военную организацию, которая соответствовала социально-политическим условиям России того времени. В основу её был положен классовый принцип: крестьяне поставляли солдат и матросов, а дворяне– офицеров.
После того как в начале века были созданы регулярная армия и флот, завершился переход к новым способам ведения войны. К этому времени в стране сложились необходимые материальные предпосылки: мануфактурное производство полностью обеспечивало армию и флот оружием, боеприпасами, кораблями, одеждой и снаряжением. Переход к калиброванному огнестрельному оружию, типовому снаряжению и единой форме позволили ввести единую систему подготовки войск. Кроме того, Северная война, в ходе которой создавались вооружённые силы и флот России, была тем мерилом, которое позволяло проверить на практике целесообразность проводимых реформ. Поэтому военная система России, принятая в начале века, оказалась настолько устойчивой, что без существенных изменений продержалась до конца столетия.
Однако, в конце 20-х гг. XVIIIв. Российский флот вступил в полосу глубокого упадка. Последний был вызван двумя причинами–тяжелым экономическим положением страны и борьбой за власть между различными ветвями царствующего дома. Любимое детище Петра 1 погибало на глазах. Корабли почти не выходили в море. По полгода и более морякам не выплачивалось жалованье Матросы голодали. Массовыми стали побеги рядовых и прошения об отставке от офицеров. Дошло до того, что стали убегать и записываться в солдаты ученики Морской академии.
Органы управления флотом также пришли в упадок. Между членами коллегии постоянно возникали конфликты. Один за другим в 1727 г. и в 1728 скончались вице-президент Адмиралтейств-коллегии адмирал К. И. Крюйс, президент генерал-адмирал Ф. М. Апраксин. На должность вице-президента был назначен адмирал П. И. Сиверс, который до 1732 г. фактически возглавлял коллегию, тогда как должность президента оставалась вакантной.
2. Организация подготовки и прохождения службы офицеров Военно-морского флота Петровского периода.
Острая нужда в образованных русских военоначальниках заставила приступить к регулярной подготовке офицеров. Постепенно создавались кадры образованных, хорошо обученных русских офицеров. От них требовали“рассуждения”, т. е. умения применять устав, а не держаться его “яко слепой стены, ибо там порядки написаны, а времён и случаев нет”. Командир должен был быть “доброго жития и смелого сердца”, уметь действовать по собственному разумению, а не уповать исключительно на старших начальников, быть сообразительным, деятельным, стойким. Особенно это касалось флотских офицеров.
Необходимо отметить, что до XVIII века подготовкой офицеров в России не занимались. Командные должности, замещались в основном, по родовому признаку. При назначении на должности прежде всего принималось во внимание родовитое происхождение, а не наличие военных знаний. Особый недостаток в грамотных офицерах появился в начале XVIII века в период создания регулярной армии и флота. Только срочная необходимость заставила Петра направить в армию и на флот 300 иностранных офицеров, числившихся на учёте в Иноземном приказе. Но вскоре выяснилось, что большая часть иностранцев совершенно не способна обучать подчинённый личный состав и управлять им. Генерал А. Головин, получивший в свою дивизию иностранных офицеров, писал Петру: “…они своего дела не знают, сперва их нужно учить и труды пропадают даром. ”, “… а я истинно то делать рад. Лучше своих учить, нежели тех, которые присланы из иноземного приказу”В связи с этим, в начале XVIII века в России была разработана своя система комплектования офицерским составом. Офицерский корпус состоял из русских дворян. А выходцы из недворянских слоёв, ставшие офицерами, получали дворянство. “Все обер-офицеры, - гласил указ Петра, - которые произошли не из дворянства, отныне их дети и их потомки суть дворяне и надлежит им дать патент на дворянство”. Это было серьёзным стимулом к службе для недворянских сословий.
Преобразования потребовали многочисленных кадров образованных людей. В 1701 г. в Москве была учреждена“Школа математических и навигацких наук”- своего рода политехникум, где преподавались не только специальные, но и общеобразовательные науки. До 1706 г. школа находилась в ведении Оружейной палаты, а потом её передали Приказу морских дел. Она выпускала моряков, механиков, геодезистов, математиков, чиновников. В школу принимали детей не только дворян, но и солдат, подъячих и прочих“различных чинов людей”в возрасте от 12 до17 лет. Число учащихся быстро росло. Если в 1703 г. их было 200, то в 1712 году -538 человек.
Состав учащихся в зависимости от сословий приведён в таблице 2. Годы Дети дворян ловчих и конюхов боярских людей посадских духовных солдат и унтер-офицеров других категорий 1705 30 46 17 28 32 12 36 1711 126 41 33 51 32 203 19 1715 116 20 32 15 24 194 26 Табл. 2
Из этих данных видно, что, когда правительство остро нуждалось в офицерских кадрах, в школу принимали детей не только дворян, но также духовных, посадских, и других лиц. Не принимались только дети крепостных крестьян и работных людей. Придавая школе большое значение, Пётр обращал внимание Апраксина на то, чтобы он систематически наблюдал за её комплектованием и развитием. Учебный план составлял сам Пётр. Поскольку школа готовила не только моряков, но также артиллеристов и инженеров, то и программа её была универсальной. В школе изучали русский язык, арифметику, геометрию, тригонометрию с практическим приложением её к геодезии, артиллерию, фортификацию, математическую географию, мореплавание, навигацию и астрономию. Кроме того, преподавали“рапирную науку”, или фехтование. После окончания теоретического курса учащихся посылали на практику.
Основные предметы в школе вели видные русские педагоги. Математику, например, преподавал талантливый русский ученый Леонтий Магницкий. Это был широкообразованный человек и выдающийся педагог своего времени. Что касается иностранцев– Гвина и Грейда, преподававших морское дело, то дьяк Курбатов писал Головину: “они учат нерадетельно, а ежели б не опасались Магницкого, многое бы у них было продолжение для того, что которые учатся остропонятно, тех бранят и велят дожидаться меньших”. Исключение составлял Генрих Фарварсон, который вместе с Магницким старался улучшить качество преподавания.
Навигационная школа принесла большую пользу: она дала армии и флоту много офицеров-инженеров, артиллеристов, моряков, топографов и других специалистов. В 1715 году в Петербурге открылась “Морская академия”, директором которой был Сент-Илер, а общее руководство осуществлял А. Матвеев. Впрочем, Сент-Илер не долго находился в должности директора; через два года его выслали из России, и академию целиком поручили Матвееву. Брауншвейгский резидент Вебер в 1716 году доносил: “В это лето окончательно устроена Морская академия, и в целой обширной России не было ни одной знатной фамилии, которая не обязалась бы выслать в эту академию сына или другого родственника от 10 до 18 и старшего возраста”. Академия, как привилегированное учебное заведение, была рассчитана на 300 учеников. Но уже в 1718 году число учащихся увеличилось до 865; из них 500 человек обучались в Петербурге, а остальные– в Москве. В академии учили “арифметике, геометрии, навигации, артиллерии, фортификации, географии, рисованию, живописи, и воинским обучениям мушкетами и на рапирах и некоторых– астрономии”. Морская академия вскоре стала основным учебным заведением, готовившим офицеров для флота.
В этом же году в России началась подготовка морских офицеров через гардемаринскую роту. Численность учащихся достигала 200 человек. Учебные классы размещались в Морской академии. Вначале в гардемарины производили тех учащихся Морской академии, которые“превзошли все науки”. Но с 1728 года гардемарины занимались почти по одинаковому с Морской академией учебному плану. Для морской практики гардемарины направлялись в заграничные флоты. Так, в период с 1700 по 1705 год несколько десятков русских юношей обучались морскому делу в Голландии, Италии и Англии. Но, главным образом, практическое обучение производилось на Балтийском флоте. Во время практики гардемарины служили как все матросы, их обязывали“нести то бремя без всякой отмены”. Здесь они изучали теорию навигации и штурманское дело, артиллерии и практические стрельбы, теорию и практику управления парусами. Во время плавания гардемарины работали наравне с матросами.
Для подготовки унтер-офицерских кадров создавались особые школы. Наиболее многочисленными из них были гарнизонные школы, число которых доходило до50. Во всех крупных портах находились так называемые русские или адмиралтейские школы. Первая такая школа была открыта в 1703 году на Воронежской верфи, а вторая–в Архангельске. В последующие годы адмиралтейские школы открылись в Санкт-Петербурге, Кронштадте, Ревеле, Таврове, Астрахани, Казани и на Сестрорецком заводе. Всего было открыто 13 таких школ.
Усилия правительства в этом направлении увенчались успехом: русская армия и флот получили достаточное количество квалифицированных инженеров, артиллеристов и моряков. С 1720 года Россия больше не приглашала иностранных военных специалистов
Особого внимания заслуживают вопросы боевой подготовки офицеров. Вначале она регламентировалась отдельными инструкциями. Но после поездки за границу вице-адмирал Крюйс представил Петру выписки из морских уставов Голландии и Дании, в которых были изложены обязанности личного состава кораблей, дан перечень наказаний за проступки. Эти выписки были использованы при подготовке в 1710 году такого документа, как“Инструкции и артикулы военные, надлежащие к Российскому флоту”. Позже, эта инструкция дополнялась Крюйсом и Апраксиным. Ещё до появления в русском флоте морского устава были подготовлены“Артикул корабельный”, “Статьи, последующие обучению морского флота” и другие документы. Прежде, чем составить морской устав, Пётр 1 тщательно изучил русское законодательство XVII века, стараясь сохранить лучшие традиции, сложившиеся в ходе Северной войны. Но Пётр не ограничился этим. Он глубоко изучил опыт таких морских держав, как Англия, Голландия, Дания и Швеция, приказал составить свод иностранного законодательства о флоте. Опираясь на это и на русский опыт ведения войны на море, Пётр 1 подготовил первый русский морской устав. Этот документ без изменений просуществовал до конца столетия.
Корабельный устав вышел в свет 13 апреля 1720 года под названием: “Книга Устав морской о всём, что касается доброму управлению в бытности на море”. В предисловии к уставу говорилось о значении флота, как важнейшей части вооружённых сил страны. Пётр писал, что“всякий потентат, который едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет. А который и флот имеет, обе руки имеет”.
Издание в России в 1720 году Морского Устава как бы подвело определенный итог морской истории страны: в самые сжатые сроки на Балтике был создан сильный военно-морской флот . Петр использовал все лучшее , что было во флотах европейских держав. Но он прежде всего учитывал особенности русского театра войны и мореплавания у берегов Отечества .
Важное значение для организации армии имела табель о рангах, но она имела значение и для штатских организаций. Этот законодательный акт определил порядок прохождения службы как военных так и штатских чиновников. Табель (табл. 3) предусматривала постепенное продвижение вверх по служебной лестнице, но не исключала возможности обратного движения. Чины военные Штатские чины Классы Морские Сухопутные Генерал-адмирал Генералиссимус Фельдмаршал Канцлер I Адмирал
Генерал по артиллерии; Генерал от кавалерии; Генерал от инфантерии. Ответственный тайный советник. II Вице-адмирал. Контр-адмирал Генерал-лейтенант; Генерал-майор. Тайный советник. Действительный статский советник. III- IV Капитан-командор Бригадир Статский советник. V Капитан I ранга. Полковник. Коллежский советник. VI Капитан II ранга. Подполковник. Надворный советник. VII Флота капитан-лейтенант Артиллерийский капитан. III ранга. Майор. Коллежский асессор. VIII Флота лейтенант Артиллерийский капитан. Капитан или ротмистр. Титулярный советник. IХ Артиллерийский лейтенант. Штабс-капитан или штабс-Ротмистр. Коллежский секретарь. Х Сенатский секретарь. ХI Флота мичман. Поручик Губернский секретарь. ХII Артиллерийский констебль. Поручик Сенатский регистратор. ХIII Прапорщик или корнет. Коллежский регистратор. ХIV Табл. 3
Табель была объявлена 24 января 1722 года. Указ о табели не допускал каких-либо нарушений в порядке прохождения службы.
Таким образом в первом десятилетии ХVIII в. российская армия и флот уже существенно отличались от тех , которые достались в наследство Петру. Новый принцип комплектования и прохождения службы, новая система обучения… Эта армия явилась той силой, которая могла оказать реальное сопротивление, а после победы в Северной войне она заставила всю Европу взглянуть на Россию , как на сильную державу. Заключение.
Рассмотрев в данной работе период зарождения и становления всех ветвей системы управления Военно-Морским флотом, организацию подготовки офицерских кадров для флота нельзя не отметить заслугу Петра в том, что он никогда не ограничивался созерцанием того, как зародившиеся процессы продолжали автоматически развиваться. Он властно вторгался во все сферы жизни флота, и не только его, отдавал свой незаурядный талант, опыт ускорению развития всех начинаний. Петр как бы подстегивал события. Трудно и, пожалуй, невозможно обнаружить такие области истории России первой четверти XVIII века, в которые не вторгался Петр и не оказывал на них своего влияния. И особенно, это касается Военно-Морского флота.
К 1725 году русский флот на Балтике был одним из сильнейших флотов . Он имел 48 линкоров и фрегатов , 787 галер и других судов . Общая численность команд достигла 28000 человек . С 1716 года на флоте появились гардемарины–выпускники открытой в 1700 году “Школы математических и навигационных наук” . Впервые за всю историю страны многие “незаметные государству мужи” получили возможность выдвинуться на видные посты . Это такие люди как А. Д. Меньшиков , Ф. Я. Лефорт– адмирал , близкий друг царя , А. С. Шеин –первый генералиссимус , Ф. М. Головин – адмирал , М. М. Голицын – адмирал . Все они добились почета не только из-за происхождения – этих людей возвысил их ум . Петр оставил после себя военную организацию, доказавшую свои блестящие боевые качества и систему военного образования и составляющие одну из бесспорных и славных заслуг Царя - Преобразователя. Список использованной литературы: Бескровный Л. Г. “Русская армия и флот в XVIII веке” Анисимов Е. В. “Время Петровских реформ”
Под ред. Монакова М. С. , Родионова Б. И. “Пётр Великий, Главный Штаб ВМФ. История и современность”
4. Мавродин В. В. “Петр I и преобразования России в I-й половине XVIII века” 5. Ключевский В. О. “Исторические портреты” 6. Сыров С. Н. “Страницы истории” 7. Павленко Н. И. “Пётр I и его время”