Курсовая работа по предмету "История"


Северная Война 1700-1721 гг.

Доклад по истории России Тема: "Северная Война 1700-1721 г. г. " студентки ф-та Э2А3 Долгиревой Натальи Владимировны
Петр заканчивал начатые за границей переговоры о союзе против Швеции. В 1699 г. в ожидании скорой смерти испанского короля и войны между Австрией и Францией Австрия, Польша и Венеция, союзники России против Турции, заключили с нею мир. У Петра был выбор: либо продолжать войну с Турцией один на один, либо, используя то, что в Европе, когда Австрия и Фран- ция, а также Англия и Голландия окажутся связанными борьбой за "испанское наследство", найти союзников и начать войну со Швецией за возвращение выхода к Балтийскому морю. Последнее было гораздо важнее для России: побережье Черного моря было намного дальше от центральных областей России и сообщение с ним находилось под угрозой со стороны крымских татар; выход из Черного моря - Через Босфор - был заперт Турцией; по этому морю пролегал более далекий и более опасный путь к передовым странам. Взвесив все это, Петр решился на войну с Швецией.
Он зак- лючает союзные договоры против Швеции с Саксонией и Данией, посылает посольство в Стамбул и 8 августа 1700 г. заключает с Турцией мир, по которому она потеряла Азов. После расформирования стрелецких полков Петр 1 фактически остается без войска: два полка бывших потешных, несколько полков "иноземного строя", давно распущенные по домам, дво- рянское ополчение - вот все, чем он располагал. К весне 1700 г. было сформировано 9 полков (около 32 тыс. человек). 16 ноября Петр получил сообщение о подходе Карла XП, на рассвете 19-го уехал в Новгород, а 20-го в середине дня шведы атаковали русские позиции. К вечеру дворянская конница бежала на другой берег Нарвы, офицеры и часть русских сдались в плен, и только Преображенский и Семеновский полки и дивизия Головина еще были в состоянии защищаться.
Их командиры всту- пили в переговоры с Карлом XП. В результате эти части 80 офи- церов, среди них 10 генералов, 135 пушек были потеряны. Веро- ятно, поражение не явилось для Петра неожиданностью. Впос- ледствии он сказал, что "все то дело яко младенческое игра- ние было".
Отъезд из армии Петр якобы объяснил необходимостью пото- ропить идущие к Нарве остальные полки русской армии и "особ- ливо, чтоб иметь свидание с королем польским". Однако Петра нельзя упрекнуть в трусости: он доказал это в последующих сражениях, например участием в Полтавской битве, где лично вел солдат в атаку и чуть не погиб. Предполагается, что реша- ющей причиной отъезда Петра было сознание своей полной беспо- лезности в сражении из-за отсутствия у него опыта руководите- ля боем.
После Нарвы у Карла ХП остался выборо: либо идти в глубь России, имея за спиной саксонскую Армию, гораздо более боес- пособную, чем Русская, либо идти против Августа П. Шведский король выбрал второе и "увяз" в Польше. Только в 1706 г. он смог принудить Августа П к миру и выходу из союза с Россией. Петр полностью использовал передышку, предоставленную ему шведами.
Как пишет Ключевский, "предоставляя действовать во фронте своим генералам и адмиралам, Петр.... набирал рекрутов, составлял планы военных движений, строил корабли и военные заводы, заготовлял амуницию, провиант и боевые снаряды, все запасал, всех ободрял, понукал, бранился, дрался, вешал, ска- кал с одного конца государства в другой, был чем-то вроде ге- нерал-фельдцейхместера, генерал-провиантмейстера и корабель- ного обер-мастера".
При этом он еще находил время проводить реформы. Результаты этой деятельности сказались очень быстро: с конца 1701 г. русская армия стала по частям бить шведскую.
В 1702 г. Петр штурмом овладел Орешком (переименовав его в Шлиссельбург); в 1703 г. в устье Невы заложил Санкт-Петер- бург; были также взяты Ям, Копорье и Мариенбург; в 1704 г. штурмом была взята Нарва; в 1705 г. жестоко подавлено восста- ние в Астрахани, а в 1707-1708 г. г. - восстание К. И. Булавина; в 1708 г. Петр разбил шведов у с. Доброго, затем корпус Левен- гаупта у дер. Лесной, а 27 июня 1709 г. - армию Карла ХП у Полтавы.
Полтавская победа стала поворотным пунктом в истории Рос- сии. После Полтавской победы международное значение России резко повысилось. Саксония и Дания возобновили с ней союз. К нему примкнула и Пруссия, обязавшаяся не пропускать через свою территорию шведские войска, а в 1714 году вступила в войну с Швецией (но военных действий она почти не вела).
В 1710 г. с Россией заключил союз Ганновер, курфюрст которого в скором времени стал английским королем. В 1710 г. русские войска заняли Выборг, Кексгольм, Ригу и Ревель. Петр сохранил прибалтийско-немецкому дворянству его привилегии, а оно признало присоединение Эстляндии и Лифлян- дии к России. Осенью 1710 года Турецкое правительство объявило войну России, опасаясь ее дальнейшего усиления. Расчеты Петра на помощь княжеств Молдавии и Валахии не оправдались, на берегу Прута русская армия была окружена. Атаки турок были отбиты, но Петр решил не рисковать армией и вступил в переговоры. По мирному договору России пришлось вернуть Турции Азов и срыть укрепления Таганрога, то есть потерять выход в Азовское море. Петр трезво оценил ситуацию: "Сие дело есть хотя и не без пе чали, что лишиться тех мест, где столько труда и убытков по- ложено, однакож чаю сим лишением другой стороне великое ук- репление, которая несравнительно прибылью нам есть". Мир раз- вязал руки для войны со Швецией. Карл ХП находился в тяжелом положении, но на мирные пере- говоры не соглашался.
В 1712-1714 гг. русские войска воевали в Финляндии и северной Германии. Вступил в действие и постро- енный Петром Балтийский флот: в июле 1714 г. у мыса Гангут были захвачены 10 шведских кораблей. К 1716 году соединенными усилиями русских, саксонцев и датчан северная Германия была очищена от шведских войск, а русская армия и флот изгнали их из Финляндии.
В 1718 г. начались переговоры с Швецией о мире. В конце 1718 г. при осаде крепости в Норвегии был убит Карл ХП и переговоры были прерваны. В 1719 г. русский флот одержал новые победы над шведами у островов Эзель и Гренгам. Русские корабли действовали уже у берегов Швеции, высаживая там де- санты. Для ведения войны требовались солдаты, вооружение, амму- ниция и деньги. Поэтому одновременно с военными действиями Петр вводил новые налоги и проводил реформы. Всего за годы войны им самим и учрежденным в 1711 г. высшим правительствен- ным органом, Сенатом, было издано более 1700 законодательных актов. Тысячи людей бежали от налогов, из армии, со строек, - 6 - за что их ловили и жестоко наказывали. 30 августа 1721 года с Швецией был заключен Ништадтский мирный договор, по которому Россия получила побережье Бал- тийского моря от Выборга до Риги: часть Карелии, Ингрию, Эст- ляндию и Лифляндию с островами Эзель, Даго и Мен, но в то же время возвращала Швеции Финляндию, уплачивала около 1, 5 млн. рублей и разрешала шведам закупать и беспошлинно вывозить на 50 тыс. рублей хлеба из Прибалтики. Петр считал Северную войну затянувшейся тяжелой школой. Он говорил "Все ученики науки в семь лет оканчивают обыкновенно, но наша школа троекратное время была (21 год), однакож, слава богу, так хорошо окончилась, как лучше быть невозможно". Победа в Северной войне, создание регулярной русской армии и флота, их боевой опыт сделали Россию одной из сильнейших держав в Евро- пе. Сенат поднес Петру титулы Великого, Отца Отечества и им- ператора всероссийского. Московия превратилась в Российскую империю, став в между- народных отношениях на уровень Священной Римской империи, Англии, Франции, Голландии и Испании. После Полтавской победы Петр смог перейти к имперской по- литике, цель которой была расширить и упрочить влияние России в соседних и отдаленных землях. Северная война была успешно завершена в основном благода- ря политике Петра 1, его реформам до начала войны. Один из передовых ученых Европы, Г. В. Лейбниц, полагал, что будущее России - это превращение ее в колонию Швеции. А чем она стала благодаря деятельности Петра хорошо выразил французский представитель в России Кампредон: "При малейшей демонстрации его флота, при первом движении его войск ни шведская, ни датская, ни прусская, ни польская корона не осмелятся ни сде- лать враждебного ему движения, ни шевельнуть с места свои войска, как о том бывала речь при прежних обстоятельствах".  _ Используемая литература: Павленко Н. И. "Петр Первый" Молчанов Н. Н. "Дипломатия Петра Первого"
Ключевский В. О. Соч. т. 3-4 История северной войны 1700-1721 гг.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную курсовую работу Вы можете использовать для написания своего курсового проекта.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем курсовую работу самостоятельно:
! Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ.
! Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу.
! Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться.
! План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы.
! Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части?
! Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать.
! Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа.
! Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема.
! Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом.
! Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия.
Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта.
Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты.
Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести.
Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя.
Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика.

Сейчас смотрят :

Курсовая работа Влияние полных и неполных семей на развитие ребенка
Курсовая работа Источники формирования капитала предприятия и его размещение
Курсовая работа Орфографические словари на уроках русского языка в начальной школе
Курсовая работа Социальные стереотипы поведения современной молодежи
Курсовая работа Трудовой договор: его понятие, виды, значение, содержание
Курсовая работа Денежный рынок
Курсовая работа Статистика цен и инфляции
Курсовая работа Формирование конкурентных преимуществ промышленных предприятий на примере ОАО "Рудгормаш"
Курсовая работа Тревожность как фактор формирования мотивации достижения успеха, избегания неудачи
Курсовая работа Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами
Курсовая работа Жизненный цикл товара, политика маркетинга на разных этапах
Курсовая работа Совершенствование работы кадровой службы организации
Курсовая работа Профессиональная этика
Курсовая работа Технология приготовления блюд из мяса
Курсовая работа Проблемы реализации денежно-кредитной и фискальной политики в Республике Беларусь