Курсовая работа по предмету "Историческая личность"


Биография Лермонтова

Биография М. Ю. Лермонтова
ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич (1814-41), русский поэт. Учился в Московском университете (1830-32). Окончил Санкт-Петербургскую школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров (1834). В 1837 за стихотворение“Смерть поэта”(о гибели А. С. Пушкина) был сослан в армию на Кавказ. Убит на дуэли в Пятигорске. Разочарование в действительности, характерное для последекабрьских умонастроений, скептицизм, стремление к идеалу свободной и мятежной личности питали его ранние романтические стихи, а в зрелой лирике— и мечта о душевном покое (“Дума”, “И скучно и грустно”, “Молитва”, “Пророк”, “Выхожу один я на дорогу”; поэма “Мцыри”, 1839; драма “Маскарад”, 1835). Многие произведения Лермонтова пронизаны гражданским пафосом, патриотическим чувством [неоконченный социально-исторический роман. “Вадим” (1832-34), стихотворения “Бородино”, “Поэт”, “Родина”]. Поэма “Демон” (закончена в 1839) — символическое воплощение идеи бунта против “мирового порядка”, трагедия одиночества. Лермонтов ввел в русскую поэзию стих, отмеченный энергией мысли и мелодичностью. Роман“Герой нашего времени”(1840), насыщенный глубокой социальной рефлексией и психологическим содержанием, — вершина реализма Лермонтова. * * *
ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич [3 (15) октября 1814, Москва —15 (27) июля 1841, подножье горы Машук, близ Пятигорска; похоронен в селе Тарханы Пензенской области], русский поэт. Неведомый избранник
Брак родителей Лермонтова —богатой наследницы М. М. Арсеньевой (1795-1817) и армейского капитана Ю. П. Лермонтова (1773-1831)— был неудачным. Ранняя смерть матери и ссора отца с бабушкой — Е. А. Арсеньевой — тяжело сказались на формировании личности поэта. Лермонтов воспитывался у бабушки в имении Тарханы Пензенской губернии; получил превосходное домашнее образование (иностранные языки, рисование, музыка). Романтический культ отца и соответствующая трактовка семейного конфликта отразились позднее в драмах Menschen und Leidenschaften (“Люди и страсти”, 1830), “Странный человек”(1831). Значимы для формирования Лермонтова и предания о легендарном основоположнике его рода—шотландском поэте Томасе Лермонте. К сильным впечатлениям детства относятся поездки на Кавказ (1820, 1825).
С 1827 Лермонтов живет в Москве. Он обучается в Московском университетском благородном пансионе (сентябрь 1828— март 1830), позднее в Московском университете (сентябрь 1830 — июнь 1832) на нравственно-политическом, затем словесном отделении. Ранние поэтические опыты Лермонтова свидетельствуют об азартном и бессистемном чтении предромантической и романтической словесности: наряду с Дж. Г. Байроном и А. С. Пушкиным для него важны Ф. Шиллер, В. Гюго, К. Н. Батюшков, философская лирика любомудров; в стихах масса заимствованных строк (фрагментов) из сочинений самых разных авторов—от М. В. Ломоносова до современных ему поэтов. Не мысля себя профессиональным литератором и не стремясь печататься, Лермонтов ведет потаенный лирический дневник, где чужие, иногда контрастные формулы служат выражением сокровенной правды о великой и непонятой душе. Пережитые в 1830-32 увлечения Е. А. Сушковой, Н. Ф. Ивановой, В. А. Лопухиной становятся материалом для соответствующих лирико-исповедальных циклов, где за конкретными обстоятельствами скрывается вечный, трагический конфликт. Одновременно идет работа над романтическими поэмами— от откровенно подражательных “Черкесов” (1828) до вполне профессиональных “Измаил-бея” и “Литвинки”(обе 1832), свидетельствующих об усвоении Лермонтовым жанрового (байроновско-пушкинского) канона (исключительность главного героя, “вершинность” композиции, “недосказанность” сюжета, экзотический или исторический колорит). К началу 1830-х гг. обретены “магистральные”герои поэтической системы Лермонтова, соотнесенные с двумя разными жизненными и творческими стратегиями, с двумя трактовками собственной личности: падший дух, сознательно проклявший мир и избравший зло (первая редакция поэмы“Демон”, 1829), и безвинный, чистый душой страдалец, мечтающий о свободе и естественной гармонии (поэма“Исповедь”, 1831, явившаяся прообразом поэмы “Мцыри”). Контрастность этих трактовок не исключает внутреннего родства, обеспечивающего напряженную антитетичность характеров всех главных лермонтовских героев и сложность авторской оценки. Смутное время
Оставив по не совсем ясным причинам университет, Лермонтов в 1832 переезжает в Петербург и поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров; выпущен корнетом Лейб-гвардии гусарского полка в 1834. Место высокой поэзии занимает непечатное стихотворство (“Юнкерские поэмы”), место трагического избранника — циничный бретер, сниженный двойник “демона”. В то же время идет работа над романом “Вадим” (не закончен), где ультраромантические мотивы и стилистические ходы (родство “ангела” и “демона”, “поэзия безобразности”, языковая экспрессия) сопутствуют тщательной обрисовке исторического фона (восстание Пугачева). “Демоническая” линия продолжается в неоконченном романе из современной жизни “Княгиня Лиговская” (1836) и драме “Маскарад”. Последней Лермонтов придавал особое значение: он трижды подает ее в цензуру и дважды переделывает. Поэт поколения
К началу 1837 у Лермонтова нет литературного статуса: многочисленные стихотворения (среди них признанные в будущем шедеврами“Ангел”, 1831; “Парус”, 1831; “Русалка”, 1832; “Умирающий гладиатор”, 1836; поэма “Боярин Орша”, 1835-36) в печать не отданы, романы не закончены, “Маскарад”не пропущен цензурой, опубликованная (по неподтвержденным сведениям без ведома автора) поэма“Хаджи Абрек” (1834) резонанса не вызвала, связей в литературном мире нет (значима “невстреча” с Пушкиным). Слава к Лермонтову приходит в одночасье — со стихотворением “Смерть поэта”(1937), откликом на последнюю дуэль Пушкина. Текст широко распространяется в списках, получает высокую оценку как в пушкинском кругу, так и у публики, расслышавшей в этих стихах собственную боль и возмущение. Заключительные строки стихотворения с резкими выпадами против высшей аристократии вызвали гнев Николая I. 18 февраля Лермонтов был арестован и вскоре переведен прапорщиком в Нижегородский драгунский полк на Кавказ.
Ссылка продлилась до октября 1837: Лермонтов изъездил Кавказ, побывал в Тифлисе, лечился на водах (здесь произошло знакомство со ссыльными декабристами, в том числе поэтом А. И. Одоевским, а также с В. Г. Белинским); изучал восточный фольклор (запись сказки“Ашик-Кериб”). Публикация в 1837 стихотворения “Бородино” упрочила славу поэта. С апреля 1838 по апрель 1840 Лермонтов служит в Лейб-гвардии гусарском полку, уверенно завоевывая“большой свет” и мир литературы. Устанавливаются связи с пушкинским кругом —семейством Карамзиных, П. А. Вяземским, В. А. Жуковским (благодаря посредничеству последнего в“Современнике” в 1838 печатается поэма “Тамбовская казначейша”) и А. А. Краевским (публикация “Песни про царя Ивана Васильевича.... ” в редактируемых Краевским “Литературных прибавлениях к “Русскому инвалиду”, 1838; систематическое сотрудничество с возглавленным Краевским в 1839 журналом“Отечественные записки”). Лермонтов входит в фрондерско-аристократический “кружок шестнадцати”. В зрелой лирике Лермонтова доминирует тема современного ему общества —безвольного, рефлексирующего, не способного на деяние, страсть, творчество. Не отделяя себя от больного поколения (“Дума”, 1838), высказывая сомнения в возможности существования поэзии здесь и сейчас (“Поэт”, 1838; “Не верь себе”, 1839; “Журналист, читатель и писатель”, 1840), скептически оценивая жизнь как таковую (“И скучно, и грустно.... ”, 1840), Лермонтов ищет гармонию в эпическом прошлом (“Бородино”, “Песня про царя Ивана Васильевича.... ”, где демонический герой-опричник терпит поражение от хранителя нравственных устоев), в народной культуре (“Казачья колыбельная песня”, 1838), в чувствах ребенка (“Как часто пестрою толпою окружен.... ”, 1840) или человека, сохранившего детское мировосприятие (“Памяти А. И. О”, 1839; , 1840). Богоборчество (“Благодарность”, 1840), мотивы невозможности любви и губительной красоты (“Три пальмы”, 1839; “Утес”, “Тамара”, “Листок”, “Морская царевна”, все 1841) соседствуют с поиском душевной умиротворенности, связываемой то с деидеологизированной национальной традицией (“Родина”, “Спор”, оба 1841), то с мистическим выходом за пределы земной обреченности (“Выхожу один я на дорогу.... ”, 1841). То же напряженное колебание между полюсами мироотрицания и любви к бытию, между земным и небесным, проклятьем и благословением присуще вершинным поэмам Лермонтова— последней редакции “Демона” и “Мцыри” (обе 1839). В 1838-40 написан роман “Герой нашего времени”: первоначально составившие его разножанровые новеллы печатались в “Отечественных записках”и, возможно, не предполагали циклизации. В романе пристально исследуется феномен современного человека; тщательно анализируются антиномии, присущие и поэтическому миру Лермонтова. Появление отдельного издания романа (апрель 1840) и единственного прижизненного сборника“Стихотворения М. Лермонтова” (октябрь 1840; включены “Мцыри”, “Песня про царя Ивана Васильевича.... ”, 26 стихотворений) стали ключевыми литературными событиями эпохи, вызвали критическую полемику, особое место в которой принадлежит статьям Белинского. Сцена дуэли Печорина и Грушницкого (из романа “Герой нашего времени”) “Фаталист” (из романа “Герой нашего времени”) Неожиданный финал

Дуэль Лермонтова с сыном французского посла Э. де Барантом (февраль 1840) привела к аресту и переводу в Тенгинский пехотный полк. Через Москву (встречи со славянофилами и Н. В. Гоголем на его именинном обеде) поэт отбывает на Кавказ, где принимает участие в боевых действиях (сражение на речке Валерик, описанное в стихотворении“Я к вам пишу случайно, — право.... ”), за что представляется к наградам (вычеркнут из списков императором Николаем I). В январе 1841 отбывает в Петербург, где, просрочив двухмесячный отпуск, находится до 14 апреля, вращаясь в литературных и светских кругах. Лермонтов обдумывает планы отставки и дальнейшей литературной деятельности (известен замысел исторического романа; есть сведения о намерении приняться за издание журнала); в Петербурге и после отъезда из него одно за другим пишутся гениальные стихотворения (в. т. ч. указанные выше).
Возвращаясь на Кавказ, Лермонтов задерживается в Пятигорске для лечения на минеральных водах. Случайная ссора с соучеником по юнкерской школе Н. С. Мартыновым приводит к“вечно печальной дуэли” (В. В. Розанов) и гибели поэта.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную курсовую работу Вы можете использовать для написания своего курсового проекта.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем курсовую работу самостоятельно:
! Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ.
! Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу.
! Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться.
! План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы.
! Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части?
! Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать.
! Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа.
! Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема.
! Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом.
! Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия.
Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта.
Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты.
Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести.
Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя.
Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика.

Сейчас смотрят :

Курсовая работа Отношение студентов к браку
Курсовая работа Принятие и реализация управленческих решений
Курсовая работа Анализ деловой активности предприятия (на примере ОАО "Омега")
Курсовая работа Миома матки
Курсовая работа Дивидендная политика предприятия
Курсовая работа Диагностика профессиональной пригодности специалистов
Курсовая работа Оборудование при газлифтной и фонтанной эксплуатации скважин
Курсовая работа Планирование производственной мощности
Курсовая работа Формально-юридические аспекты и актуальные проблемы законотворческого процесса в Российской Федерации
Курсовая работа Пути повышения экономической эффективности производства яиц на примере ОАО Барановичская птицефабрика
Курсовая работа Тарифная система, как основной элемент организации заработной платы
Курсовая работа Разработка и принятие управленческих решений
Курсовая работа Развитие творческого мышления младших школьников на уроках математики
Курсовая работа Формирование правового государства
Курсовая работа Изучение эффективности социально-психологического тренинга на примере работы с подростками, воспитывающихся в неблагополучных семьях