Курсовая работа по предмету "Иностранные языки"


Синонимия немецкого языка. Синонимический ряд и тематическая группа

Приднестровский Государственный Университет им. Т. Г. Шевченко Филологический факультет Кафедра общей лингвистики Допущена к защите “___”________ 2000г. ____________________ Курсовая работа по немецкой лексикологии на тему: Синонимия немецкого языка. Синонимический ряд и тематическая группа. Выполнил студент 308гр. Вакарь А. М. Научный руководитель Тирасполь 2000 План: Введение. Синонимия современного немецкого языка. 2. 1. Понятие о синонимах. 2. 2. Семантические отличия слов в синонимическом ряду. 2. 3. Классификация синонимов. 2. 4. Состав синонимического ряда.
Понятие синонимического ряда, его отличие от тематической группы. Приложение. Заключение. Библиография. 1. Введение.
Синонимы –это слова одной части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи. Синонимы в языке образуют группировку слов и словосочетаний, носящую системный характер. Синонимами называют слова с равным значением (М. Марузо), со сходным значением (Л. Р. Зиндер, Т. В. Строева), слова, обозначающие одно и тоже понятие или понятия очень близкие между собой (А. П. Евгеньева), слова с единым или очень близким предметно-логическим содержанием (К. В. Архангельская), слова, одинаковые по номинативной отнесённости, но, как правило, различающиеся стилистически (А. А. Реформатский), слова, способные в том же контексте или в контекстах, близких по смыслу, заменять друг друга (Л. А. Булаховский). Целью работы является разграничение синонимического ряда и тематической группы. Задачи работы: Провести компонентный анализ и составить таблицу;
составить таблицу сочетаемости прилагательных с существительными и глаголами; Разграничить синонимические ряды и тематические группы данных прилагательных. Методы исследования:
Сопоставительный метод находит применение и в прикладных лингвистических дисциплинах–в теории и практике составления двуязычных словарей и перевода, в методике преподавания второго языка. При помощи сопоставительного метода также изучаются степень и характер влияния одного языка на другой в результате исторических и территориальных контактов. Сопоставление даёт возможность вскрыть специфику изучаемых явлений в каждом языке, но и познать их общеязыковые или индивидуально-языковые свойства. Новые проблемы и цели исследования вносят изменения в приёмы и методику анализа, которые могут быть сравнительно сопоставительными и сравнительно-типологическими. Сопоставительный метод–это система приёмов и методики анализа, используемая для выявления общего и особенного в сравниваемых языках. При сопоставительной методике сравнение языков лежит в основе изучения. Основные приемы сопоставительного изучения языков: установление основания сопоставления, сопоставительная интерпретация и типологическая характеристика. Методика параллельного изучения состоит в том, что факты и явления сравниваемых языков изучаются в каждом языке с использованием приёмов и методики описательного метода, а полученные результаты сопоставляются. Сравнительный метод в синхронии–сущность данного метода заключается в изучении фактов языка на определённом историческом отрезке. Сравнительное изучение языков в синхронии даёт возможность выявить структурные особенности различных языков. 2. Синонимия современного немецкого языка. 2. 1. Понятие о синонимах.
Синонимы в языке образуют группировку слов и словосочетании, носящую системный характер. Убедительные доводы в пользу системности синонимов приводятся, в частности, в работах Ю. Д. Апресяна [1 Апресян Ю. Д. Проблема синонима. – Вопросы языкознания, 1957, №6; Англиские синонимы и синонимический словарь. – Англо-русский синонимический словарь. М. , 1979. ]. Проявление системности он видит в диахронических процессах синонимической конкуренции и дифференциации синонимов и в тесной синхронической связи между полисемией и синонимией. В дополнение к этим аргументам можно привести также следующие соображения. Во-первых, синонимам противостоят антонимы stark, krдftig —schwach; klug, gescheit — dummи т. д. , хотя, конечно, семантические противопоставления такого рода количественно невелики [2 Новиков Л. А. Антонимия и словари антонимов. – Словарь антонимовт русского языка. /сост. М. Р. Львовю М. , 1978. ]. Во-вторых, довольно многочисленные группы синонимов объединяются внутри синонимического ряда по какому-либо закономерно проявляющемуся признаку, например возрастания или убывания степени свойства, качества, интенсивности действия и т. п. (fдhig — begabt — talentvoll — genial, Scheu — Angst — Schrecken — Entsetzen, werfen — schleudern), противопоставления постоянного свойства (schьchtern, schamig), временному (verlegen, verschдmt) и т. д. Синонимы в немецком литературном языке появляются либо благодаря заимствованиям, например, stцren — inkommodieren (от франц. commode 'удобный'), либо вследствие проникновения диалектальных слов в литературный язык, например, Fleischer — Metzger (южно- и западнонемецкое) либо, наконец, в результате изменения значений слов В лингвистической литературе нет единого общепризнанного определения синонимов, как нет и единого подхода к установлению синонимичности. Как уже писалось раньше, синонимами называют слова с равным значением, со сходным значением, слова, обозначающие одно и то же понятие или понятия очень близкие между собой, слова с единым или очень близким предметно-логическим содержанием, слова, одинаковые по номинативной отнесенности, но, как правило, различающиеся стилистически, слова, способные в том же контексте или в контекстах, близких по смыслу, заменять друг друга. В“Словаре лингвистических терминов” О. С. Ахмановой (М. , 1966) синонимы определяются как “те члены тематической группы которые: а) принадлежат к одной и той же части речи и б) настолько близки по значению, что их правильное употребление в речи требует точного знания различающих их семантических оттенков и стилистических свойств”. Наконец, в энциклопедии “Русский язык” (М. , 1979) Т. Г. Винокур говорит, что синонимы — это “слова одной части речи, имеющие полностью или частично совпадающие лексические значения”.
Уже обращалось внимание на неточность этих определении, которая заключается в том, что речь в них идет о словах, тогда как следовало бы говорить оботдельных значениях слов [3 Именно это последнее понимание синонимов мы находим у Ю. Д. Апресяна (см. раздел“Англиские синонимические словари”. ) –Англо-русский синонимический словарь / сост. под руководством А. И. Розенмана, Ю. Д. Апресяна. М. , 1979, с. 507. ], так как слова в большинстве своем многозначны и во всех своих значениях почти никогда не бывают синонимичными друг другу [4 М. Д. Степанова, И. И. Чернышева. Лексиколгия СНЯ. М. , 1962. ]. В справедливости сказанного легко убедиться на примере почти любого многозначного слова. Возьмем в качестве иллюстрации глагол gehen. В кратком толковом словаре из серии Дудена [5 Bedeutungsworterbuch, bearbeitet von Paul Grebe. Mannheim, 1970. ]указано 9 значений этого слова. Однако лишь в значении 'идти' ему синонимичен глаголschreiten, в значениях же 'посещать', 'функционировать’ и т. д. в качестве синонимов к gehen выступают уже иные слова. Исходить из того, что синонимичны слова, а не значения, нам представляется неверным, так как нет многозначного слова, все номинативные значения которого были бы общими со всеми значениями другого слова. Более того, оно может иметь общие значения со многими словами, количество этих слов различно и в отдельных случаях может быть равно числу его номинативных значений. В нашем случае gehen имеет общие номинативные значения и с schreiten, и с kommen, и с fahren, и с laufen, и с weggehen и т. д. в зависимости от того, с каким значением gehenмы будем сопоставлять другие слова или, точнее, значения других слов для установления синонимических отношений.
Из сказанного следует, что, как правило, не слова, а отдельные значения могут находиться в синонимических отношениях друг с другом. Поэтому в синонимические ряды объединены в качестве синонимов не слова, а лексико-семантические варианты слов, из которых каждый соответствует одному определенному значению слова. Среди тех определений синонимов, которые приводились выше, наиболее распространенным является определение, утверждающее, что синонимы—это слова с единым или близким предметно-логическим содержанием. Соглашаясь с ним, приходится вместе с тем констатировать, что оно страдает известной неопределенностью, ибо оставляет неясным вопрос о степени и характере общности значения слов, которая была бы достаточной для признания слов синонимами. Приведем в качестве доказательства следующий пример.
Если сравнить такие пары, как aufmachen — aufsperrenв значении 'открывать' (слова, которые во всех немецких синонимических словарях квалифицируются как синонимы) и gehen 'ходить пешком'—laufen 'бежать' (которые ни словари, ни интуитивное чувство языка не причисляет к синонимам), то можно прийти к выводу, что вторая пара не характеризуется таким уж явным отсутствием общности предметно-логического содержания в сравнении с первой, чтобы на основании этого считать ее, безусловно, несинонимичной. Сходство междуaufmachen и aufsperren состоит в том, что в обоих случаях это — движение, позволяющее сделать доступным внутренность чего-нибудь Словарь Д. Н. Ушакова), различие же заключается в скорости, резкости движения и одновременно в широте отведения створки (до степени 'открыть'— aufmachen или 'распахнуть' — aufsperren) и, по-видимому, в следствии (ср. : открыть окно, чтобы шел воздух, и открыть окно, чтобы спастись бегством).
Между gehen и laufenтоже есть сходство, и состоит оно в том, что в обоих случаях речь идет о движении, перемещении с помощью ног. Различие же заключается, во-первых, в быстроте, скорости движения, а во-вторых, в положении ног: в одном случае (gehen) ступни не отрываются целиком от земли, в другом (laufen) на какое-то мгновение отрываются. Если сопоставить gehen — laufen с rennen — laufen(относительно последних нет сомнений в их синонимичности), различающихся именно степенью быстроты движения, то напрашивается вывод, что различная скорость, с которой совершается действие, не может служить основанием для того, чтобы считать gehen — laufen словами с разным предметно-логическим содержанием, т. е. не синонимами. Это различие, следовательно, нужно искать в способе передвижения: не отрывая ступней от земли или отрывая их. Но, во-первых, неясно, почему в одних случаях такие дифференцирующие признаки, как предел действия и следствие действия (aufmachen — aufsperren) не есть свидетельство различия предметно-логического содержания, в других случаях такой признак, как способ осуществления действия (gehen — laufen)—свидетельство этого различия. А во-вторых, можно было бы указать на другие слова, признаваемые синонимами, где различие в способе выполнения действия и его результате, как, например, в случаеgehen — schreiten, не препятствует тому, чтобы признавать их синонимами и, следовательно, считать, что в основе их лежит общность предметно-логического содержания. Обратимся теперь к критериям, которые предлагаются для установления синонимичности лексико-семантических вариантов слов. Помимо критерия близости предметно-логического содержания, о котором только что говорилось, существуют и такие, как конструктивная общность, совпадение сочетаемости, взаимозаменяемость, принадлежность к одному типу понятий— родовому или видовому. Проанализируем с точки зрения критерия конструктивной общности несколько примеров. В ряду ablehnen — sich weigern глагол ablehnen'отказаться от чего-либо, отклонить что-либо' является транзитивным, он требует, следовательно, прямого дополнения, аsich weigern'отказаться, испытывая внутреннее сопротивление, выполнить то, что кто-либо требует, приказывает' употребляется только с инфинитивным оборотом. В рядуsich fьrchten — grausen синоним sich fьrchten 'бояться' требует предложного дополнения (vor jemandem), тогда как grausen'испытывать ужас' используется без объекта и только в безличной форме. Между тем синонимичность этих глаголов отмечается всеми немецкими словарями. Значит, отсутствие у слов конструктивной общности не препятствует ощущению и признанию их синонимичности.
Как указывалось, в качестве критерия синонимичности называют совпадение сочетаемости. Однако у целого ряда слов сочетаемость совпадает, но они не вступают друг с другом в синонимические отношения: таковы, например, schlucken — trinken, schlucken — essen и др. И, наоборот, у многих признанных синонимов сочетаемость не совпадает. Ср. : ganz — vцllig: vцllige (не ganze) Genesung, но die ganze (не vцllige) Zeit, etwas ganz (не vцllig) anderes и т. д. Большой популярностью у языковедов пользуется такой критерий, как “заменимость”в том же контексте или в контекстах, близких по смыслу, без ощущения заметного изменения смысла высказывания в результате замены [6 Булаховский Л. А. Указ. Соч. , с. 39, См. также Heupel C. Taschenworterbuch der Linguistik. Munchen, 1975. ]. Однако и он недостаточно объективен. Следует, очевидно, прежде всего уточнить, о каком контексте идет речь— о широком, языковом (безразличном) или узком, речевом (ситуативном, небезразличном). Языковой контекстопределяет, какое из значений смысловой структуры слова имеется в виду. Помещая, например, словоtrinken 'пить' в минимальный (словосочетание) или максимальный (предложение) языковой контекст - Tee trinken 'пить чай' или mein Freund trinkt Tee 'мой приятель пьет чай' — можно определить, какое из значений слова trinken имеется в виду, но нельзя решить вопрос, будут ли к нему синонимами schlьrfen 'хлебать', schlucken 'глотать', nippen 'пригубить', хотя они вполне заменимы. Следовательно, такой контекст не говорит в пользу того, что это синонимы, хотя и не опровергает возможности синонимических отношений данных значений слов. Если продолжить эксперимент и вместо словаTee подставить geschmacklose Flьssigkeit или ein alkoholfreies Getrдnk, то и здесь контекст не выявит синонимических отношений, хотя их и нельзя будет отрицать. Итак, в широком языковом контексте синонимы заменимы, но сам факт возможности замены не свидетельствует о том, что мы имеем дело с синонимами, а лишь о том, что мы имеем дело со словами, входящими в один тематический ряд.
Речевой контекст отличается от языкового тем, что он всегда ситуативен и потому узок. В речевом контексте выявляются оттенки значения синонимов, соответствие или несоответствие данного синонима данной ситуации, в силу чего в большинстве своем замена одного синонима другим как раз невозможна. Ведь искусство речи и заключается в том, чтобы выбрать наиболее подходящий синоним именно для данного случая. Если же в речевом контексте синонимы все же заменимы, то это объясняется зачастую либо тем, что оттенки их недостаточно ощутимы (недостаточно четко ощущаются говорящим, пишущим), либо тем, что недостаточно узок контекст, что ситуация недостаточно конкретна. Узкий ситуативный контекст дает возможность пролить некоторый свет на оттенки значения синонимов, но не подтверждает их взаимозаменимости. В качестве критерия, а точнее, условия синонимичности называют принадлежность слов к одному типу понятий— родовому или видовому. Если иметь в виду названия конкретных предметов, то с этим условием нельзя не согласиться: Tier и Hund или Pflanze и Rose, конечно, не синонимы, хотя о Wind — Sturmwind — Sturmуже нельзя судить категорически. В ряде других случаев, например, если речь идет о некоторых глаголах или названиях абстрактных понятий, эти отношения не столь бесспорны, а, кроме того, как справедливо отмечает В. Н. Цыганова [7 Цыганова В. Н. Синонимический ряд. М. ;Л. , 1966, с. 180. ], в известных условиях они могут вступать в синонимические отношения, как, например, sehen — glotzen, trinken — nippen, gehen — schleichen. Правда, здесь, очевидно, лучше говорить не о родовидовых отношениях, а об отношениях общего и частного. Из сказанного следует, что ни критерий общности предметно-логического содержания, ни те критерии, о которых только что говорилось, не дают достаточно надежных оснований для установления синонимичности между лексико-семантическими вариантами слов, хотя они и должны быть, безусловно, приняты во внимание. Если проанализировать лингвистическую литературу с точки зрения того, какие типы смысловых отличий усматриваются между синонимами, то придется констатировать, что большинство исследователей ограничиваются общим указанием на то, что синонимы различаются оттенками значения. Довольно типично в этом отношении замечание Р. А. Будагова, который пишет, что“самое существенное в синонимах — выражение различных оттенков значения [8 Будагов Р. А. Очерки по языкознанию. М. , 1953, с. 28-29. ]”, но не раскрывает того, что понимается под оттенком значения. В некоторых работах содержатся замечания относительно отдельных конкретных смысловых отличий, которыми обладают синонимы разных групп или какой-либо определенной категории. Так, К. В. Архангельская усматривает между синонимами наличие количественно-качественных отношений [9 Архангельская К. В. равнозначные синонимы немецкого языка. – Учен. записки, М. ,1958, т. 16. ]. В. Н. Цыганова [10 Цыганова В. Н. Синонимический ряд, М. ;Л. ,1966. ], анализируя глаголы русского языка, выделяет такие признаки, различающие синонимы по оттенкам значения, какстепень интенсивности действия (кричать — вопить, любить — обожать, бежать — нестись), отсутствие или наличие намеренности действия (попасть — очутиться, найти — отыскать, клонить — нагибать). А. П. Евгеньева во Введении к “Словарю синонимов русского языка”говорит, что синонимы: а) служат для детализации и выделения того или иного признака, существенного, с точки зрения говорящего или пишущего (загореться, заняться, вспыхнуть, запылать); б) служат выражению степени и меры в проявлении признака (громадный, огромный, колоссальный, гигантский, исполинский, грандиозный, циклопический; боязнь, страх, ужас); в) выражают интенсивность обозначаемого действия (бежать, мчаться, нестись, лететь); г) служат выражению субъективной оценки, отношения говорящего к обозначаемому (глупый, неумный, безголовый, пустоголовый, безмозглый). Однако названные признаки не исчерпывают типов смысловых отличий слов-синонимов. Особенно интересна в этом отношении статья Ю. Д. Апресяна “Английские синонимы и синонимический словарь”, [11 Англо-русский синонимический словарь / Сост. под рук. А. И. Розенмана, Ю. Д. Апресяна, М. , 1979. ]где описаны широко представленные в английском материале разнообразные типы признаков, на основе которых возникают семантические различия между синонимами. Нам представляется, что при определении оттенков значения слова важно принимать во внимание контекст и лексическую среду, в которых употребляется данный лексико-семантический вариант, т. е. учитывать, идет ли речь о живых или неживых предметах, о людях или животных, об объективном или субъективном высказывании и т. д. Например: halten — stehenbleiben (по отношению к людям нет различия, по отношению к средствам транспорта — есть: halten используется, когда речь идет о любой, обычно регулярной остановке, stehenbleiben — чаще об остановке по особой причине); ertragen — vertragen (ertragen просто констатирует преодоление чего-либо: жары, потерь, голода; vertragen подчеркивает, что преодоление чего-то — насмешек, критики и т. п. — связано с субъективными способностями и особенностями) и т. д. 2. 2. Семантические отличия слов в синонимическом ряду.
Анализ употребления значительного числа синонимов немецкого языка дает основание выделить следующие основные признаки, которые следует учитывать при описании семантических отличий слов в синонимическом ряду: 1. Степень. Здесь имеется в виду степень возрастания выражаемого свойства, качества или интенсивности действия, например: Befьrchtung — Angst — Entsetzen gut — ausgezeichnet schwerhцrig — taub — stocktaub werfen — schleudern zuhцren — horchen laufen — rennen
2. Характер (действия, процесса и т. д. ). Т. е. продолжительность, быстрота, размеренность, небрежность или тщательность выполнения и т. д. , например: aufmachen — aufsperren anfangen — ausbrechen gehen — schreiten schauen — betrachten
3. Специализация. К специализации относятся случаи, когда слово имеет либо более общее, либо более частное значение, указывает на абсолютный или относительный признак. Эти случаи связаны с разным объемом значения, с различной сочетаемостью, например: gieЯen — eingieЯen — zapfen (из бочки) Gipfel — Wipfel (у дерева) weit (во всех направлениях) — breit (в одном) vorteilhaft ('выгодный') — eintrдglich ('доходный')
geschehen — passieren (лишь по отношению к не очень значительным событиям) ablegen — abnehmen — ausziehen (разная сочетаемость: ablegen — только о верхней одежде) strafen — bestrafen (с применением конкретной меры наказания) verlieren — einbьЯen — sich (D) verscherzen (по собственной вине) Laut (в фонетике) — Ton, Klang (в музыке) — Schall (в акустике) 4. Отношение. Здесь имеется в виду оценка выражаемого действия, качества, например: ausgeben ('расходовать') — verschwenden ('расточать') schreiben ('писать') — kritzeln ('царапать')
5. Мотивация. Под мотивацией понимается внешнее или внутреннее побуждение к действию, а также причины действия, зависящие или не зависящие от субъекта, например: sich benehmen (внутреннее побуждение) — sich betragen (как предписано, установлено) Spazierengehen ('гулять') — schlendern ('гулять без цели', 'шляться') blinzeln — zwinkern (большей частью намеренно) дndern — verдndern (не зависит от субъекта) 6. Результативность (действия, процесса). Например: behandeln — kurieren — heilen ('вылечить') wecken — erwecken ('пробуждать')
7. Постоянство (свойства, признака предмета, действия). Например: schьchtern (постоянный признак 'робкий')— verlegen (временный признак 'смущенный') bцse ('злой') — erbost ('разозленный')
leben ('жить' где-либо) — sich aufhalten ('временно жить, останавливаться') Некоторые синонимы обладают одновременно несколькими признаками. Так, например, verlieren — einbьЯen — sich (D) verscherzen отнесены к специализации, хотя verscherzen отличается от других членов ряда и тем, что выражает результативность, поскольку означает, что кто-либо потерял, утратил что-либо окончательно, навсегда.
В приведенных примерах в качестве синонимов фигурируют лишь знаменательные части речи, но это не означает, что в синонимические отношения не могут вступать служебные слова и междометия. Однако они сравнительно малочисленны и чаще выступают как полные синонимы. 2. 3. Классификация синонимов.
Стилистически не ограниченные синонимы могут подразделяться на равнозначные и неравнозначные синонимы. Равнозначные синонимы могут быть полными (если совпадают и их значение и их употребление) и неполными (если они отличаются только по употреблению). Примеры: halten и stehenbleiben 'стоять' (по отношению к человеку) полные синонимы; Meer и See 'море' — неполные, так как можно сказать: das Meer (но не die See) bedeckt einen groЯen Teil der Erdkugel, Leutnant zur See (но не zum Meer). Неравнозначные синонимы различаются по оттенкам значения и большей частью и по употреблению. Эти последние наиболее многочисленны.
Исследуя синонимы, можно наблюдать интересный факт: одни синонимы могут употребляться с любыми частями речи (если они вообще с ними сочетаются), а другие нет. Приведем в качестве примера sogar — selbst. Sogar сочетается с любой знаменательной частью речи, в то время как selbst нельзя сочетать с глаголом. Все вышеперечисленные критерии хотя и не исчерпывают всего многообразия оттенков значения синонимов, однако, все же проливают некоторый свет на характер синонимических отношений между отдельными значениями так называемыхидеографических синонимов, т. е. не совпадающих полностью по значению. На первый взгляд несколько проще обстоит дело со стилистически дифференцированными, так называемымистилистическими синонимами. Однако и здесь нет достаточно надежных данных ни для дифференциации стилистически не ограниченных и стилистически ограниченных, ни для дальнейшего подразделения стилистически ограниченных синонимов хотя бы на синонимы разговорного и книжно-письменного стиля речи.
Иногда различие между стилистически не ограниченными (идеографическими) и стилистически ограниченными синонимами видят в их различной эмоциональной окраске, в различной экспрессивности и потому называют первые нейтральными, а вторые—стилистически окрашенными. Эти термины вряд ли удачны, так как стилистическая нейтральность в смысле нулевой экспрессивности присуща как стилистически ограниченным, так и стилистически не ограниченным синонимам; ср. : anfangen и beginnen, aufmachen и цffnen или Dienstmдdchen и Haustochter, где первые члены синонимических рядов относятся к стилистически не ограниченным, а вторые— либо к лексике книжно-письменной, либо разговорной речи; ср. : das Geschдft wird geцffnet, но не aufgemacht и т. д. Однако в этих синонимах нельзя обнаружить никаких экспрессивных (эмоциональных) оттенков.
Стилистически ограниченные синонимы сравнительно легко обнаруживаются по присущим им дополнительным экспрессивным оттенкам, выражающим иронию, торжественность и т. д. , ср. : inkommodieren, Beamtenkuh, Gemach и др. “Нейтральные”стилистические синонимы труднее обнаружить, так как они обычно словарями соответствующим образом не квалифицируются. Их стилистическую ограниченность можно установить только либо путем лингвистического эксперимента, как предлагал Л. В. Щерба, для чего нужно совершенное знание языка, а им обладают немногие, либо статистически, путем изучения большого количества текстов (контекстов), что, в общем, не под силу одному исследователю; возможно, что это скоро будет выполнено с помощью машин. Практическая важность этой работы неоспорима. Достаточно пролистать любой учебник по иностранному языку, чтобы убедиться в том, насколько неоправданно в нем употребление синонимов, например, beginnen вместо anfangen, wьnschen вместо wollen, senden вместо schicken и т. п. В немецкой лексикографии имеется довольно большое количество синонимических словарей, но они почти все, за исключением старого издания словаря серии Дудена [12 Duden. Verleichendes Synonymworterbuch. Mannheim, 1964. ], представляют собой более или менее удачно подобранные синонимические ряды, не содержащие, как правило, примеров, иллюстрирующих их значение и употребление. Среди опубликованных словарей можно обнаружить два типа: словари, где синонимические ряды смешаны с тематическими (сюда можно отнести словари, подобные словарю Пельцера) и синонимические словари типа Гернера и Кемпке, где проведен строгий отбор синонимов, но не даны различия между ними. В словаре К. Пельцера, например, в одном ряду приведены Bank, Stuhl, Schemel, Schulbank и т. д. , которые образуют тематический, но не синонимический ряд. В словаре под редакцией Г. Гернера и Г. Кемпке собрано большое количество синонимических рядов, члены которых представляют собой либо идеографические, либо стилистические синонимы.
Все эти словари предназначены для носителей языка и рассчитаны на то, чтобы установить то общее, что характерно для синонимов данного ряда. Но, как уже говорилось, из них нельзя почерпнуть почти никаких сведений о том, в чем заключаются различия между помещенными в один ряд синонимами.
Единственным пока словарем, который дает и те, и другие сведения, является упомянутый выше синонимический словарь серии Дудена. Помимо синонимических рядов он содержит и пространное толкование различий в значении и употреблении членов каждого синонимического ряда, а также иллюстрирующие их примеры, в том числе и заимствованные из литературы [13 Более поздее издание синонимического словаря серии Дудена содержит только ряды, тематические и синонимические вперемешку, сщ стилистическими пометами и представляет собой словарь традиционного плана, совершенно другую, по сравнению с изданием 1964г. , книгу что и отразилось в новом названииSinn und sachverwandte Worter, Mannheim, 1972. ]. 2. 4. Состав синонимического ряда.
Заглавным словом основных статей является индифферентный синоним. Под индифферентным понимается синоним, который передает значение данного синонимического ряда наиболее общо, не имеет эмоциональной окраски и является, как правило, наиболее употребительным в данном ряду. В качестве заглавного слова индифферентный синоним с русским эквивалентом помещается над соответствующим синонимическим рядом. Например: Balkon балкон der Balkon — der Altan — der Soller
Членами синонимического ряда могут быть как слова, так и словосочетания. Последние могут иногда выступать в качестве индифферентного синонима. Например: fremd werden становиться чужим fremd werden — entfremdet sein — sich entfremden
Расположение синонимов в синонимическом ряду определяется, как правило, принадлежностью слова к определенному стилю речи. В этом случае синонимы располагаются в такой последовательности: индифферентный синоним, затем другие стилистически нейтральные синонимы, затем синонимы, относящиеся к книжной речи, и, наконец, слова разговорной речи. Например: betragen составлять (определенное количество) betragen — ausmachen — sich belaufen — machen
Многие синонимы, особенно обозначающие признак, свойство, качество и т. п. , образуют синонимические ряды, выражающие некую иерархическую зависимость членов ряда. В таком случае синонимы приводятся в порядке возрастания признака или интенсивности действия, причем стилистическая характеристика синонимов наглядно представлена различными шрифтами тем же способом, что и в предыдущем случае. Такому ряду дается общая характеристика, в которой порядок следования синонимов специально оговаривается. Например: freudig радостный
zufrieden — vergnьgt — heiter — froh - freudig — heidenfroh — glьcklich — ьberglьcklich — selig — glьckselig — verklдrt Синонимы данного ряда расположены по степени возрастания выражаемого признака. Синонимы, образующие синонимический ряд, принадлежат к одной и той же части речи. Это, однако, не исключает известных грамматических различий между ними. В частности, в одной словарной статье могут быть объединены слова и словосочетания, выступающие как прилагательное и как наречие. Например: bald скоро
bald — in Zukunft — zukьnftig – umsonst — vergebens — vergeblich В синонимических рядах глаголов и прилагательных при иллюстрации употребления допускались примеры, включающие субстантивированные слова, если последние сохраняют и хорошо передают семантические особенности исходного слова. Например:
nachsinnen высок. = nachdenken.... sie schwieg in tiefem Nachsinnen - она молчала, погруженная в глубокое раздумье.
Производные слова включаются в словник лишь в том случае, когда они отличаются от исходного слова не только своим лексико-грамматическим значением, а образуют синонимический ряд, не совпадающий по составу с рядом исходного слова. Например, ряд исходного существительного: Laune прихоть, каприз
die Laune — die Schrulle — die Marotte — der Tick — die Grille — die Mucke значительно отличается по своему составу от ряда производного прилагательного: launenhaft непостоянный, капризный
launenhaft — launisch — kapriziцs — unberechenbar — grillenhaft — wetterwendisch.
3. Понятие синонимического ряда , его отличие от тематической группы.
Синонимы, независимо от их статуса, образуют определенную микросистему или синонимический ряд. Синонимический ряд основан на общем сегменте значения элементов, который выступает как интегральный семантический признак данного ряда. Синонимический ряд образуют, как правило, единицы с многоплановой семантической структурой. Вследствие содержательной многоплановости синонимы одного ряда противопоставлены по значениям, не входящим в общий сегмент и выступающим как их дифференциальные семантические признаки, соотносимые с различными аспектами значения. Многозначные слова могут выступать элементом нескольких синонимических рядов, в зависимости от избираемого ЛСВ. В данном случае дополнительным критерием синонимии ЛСВ с другими может служить обращение к антонимам, причем для каждого синонимического ряда в качестве антонима выступает одна тождественная единица. Сложность и многоплановость отношений синонимов заключается, в частности, в том, что данная микросистема иногда выходит за пределы синонимического ряда. Это имеет место в случаях, когда крайне полярные единицы уже не являются синонимами в понимаемом нами смысле. Т. е. их значения являются скорее смежными (ср. , пример, приводимый В. А. Звегинцевым: торжествовать – ликовать – праздновать – радоваться – веселиться – забавляться – потешаться). В. А. Звегинцев объясняет этот факт тем, что “каждое последующее звено синонимической цепочки присоединяется к предыдущему на основании имеющихся у него сочетательных возможностей; в процессе такого нанизывания постепенно и теряется предметно-понятийный признак”. В подобных случаях синонимический ряд перекрещивается с тематической группой. Между тематической группой и синонимическим рядом существует взаимосвязь: тематическая группа объединяет несколько синонимических рядов. Таким образом, чем более дробным оказывается сегмент тематической группы, тем конкретнее выявляется ДАЗ элементов, который является видовым, но связан с вышестоящими ярусами по определенному родовому признаку. Соответственно сужается круг ДСП. В рассматриваемом плане можно говорить о тематических группах также как об определенной системе синонимов, между которыми возможны отношения типа “вид – вид”, “род – вид”. В работе над синонимами следует различать синонимические ряды и тематические группы, тем более что в некоторых словарях синонимов имеет место практика их объединения, причем авторы исходят не из ДАЗ единиц, а подводят их под более общий признак качественности, восходящий к понятийному содержанию рода. Так, напр. , по отношению к прилагательному adrett выделяются следующие синонимические ряды, соответствующие его ЛСВ:
blitzblank, fleckenlos, gewaschen, klar, lauter, nett, rein, reinlich, sauber, unbefleckt, unbeschmutzt, schmuck;
anstдndig, ehrenhaft, ritterlich, rechtlich, flott, gesittet, ehrlich Однако в каждом ряду семантические структуры лексем не покрывают друг друга, а синонимические отношения возникают между их отдельными ЛСВ. Так, доминантная для 1-го ряда сема “чистый”в прямом смысле слова оказывается ведущей не для каждой лексемы и иногда может быть причислена к разряду второстепенных денотативных сем. Как этот факт, так и вытекающая из него различная семантическая сочетаемость слов влияет на степень их синонимичности. Из таблиц (1, 2) вытекает, что наиболее близкими по денотативной соотнесенности являются семы „sauber", „(sehr) sauber", „ohne Fleck", „rein", „frei von Schmutz", соотносимые с семой „ordentlich" и перекрещивающиеся с нею. Такие семы содержатся в значении лексем blitzblank, fleckenlos, klar, sauber, reinlich, rein, unbefleckt. В этом прямом денотативном значении большинство лексем обнаруживает одинаковую сочетаемость с группами слов: именами нарицательными, обозначающими предметы быта;
глаголами, обозначающими действие, направленное на поддержание чистоты. В то же время наличие в ДАЗ каждой лексемы других сем, имеющих в пределах данного синонимического ряда второстепенный характер, оказываются доминантными для ЛСВ прилагательных, что выявляется в условиях их контекстной дистрибуции. Так, например, ЛСВ прилагательного klar, обладая семами „hell", „durchsichtig", „ungetrьbt", по этому значению имеет общий сегмент со значением прилагательного lauter. Оба прилагательных взаимозаменимы в сочетании с существительными Quelle, Quellenwasser, образуя более четкую оппозицию к прилагательным с доминантными семами ДАЗ „sauber", „ordentlich". В свою очередь, по степени доминантности семы „unvermischt" можно выделить синонимические ЛСВ прилагательных lauter и rein, что отражается в их тождественной сочетаемости с определенными именами вещественными или абстрактными (ср. :lauteres/reines/ Gold, lautere/reine/ Wahrheit). Такие же более частные виды синонимических отношений наблюдаются при связанных значениях прилагательных в сочетании с определенным рядом существительных, напр. , можно сказать лишьreines Marmor, reine Seide, Wolle, reines Leinen, где актуальна сема „unverfдlscht" и в этом плане rein является синонимом прилагательного echt. Возвращаясь к прилагательному adrett, мы видим, что элементы всего ряда объединены, скорее всего, по тематическому признаку. Тематическая группа с доминантой adrett включает несколько синонимических рядов. Выделяемый на основе наличия семы „sauber" в ее прямой денотативной функции основной синонимический ряд представляет собой ряд синонимов, где прилагательные, обозначая качественный признак чистоты с различными коннотативными оттенками, противопоставлены друг другу с различной степенью активности по ДСП определенной специфики. 4. Приложение. Таблица № 1 компонентного анализа: Семы blitzblank fleckenlos klar lauter rein reinlich sauber unbefleckt sauber + + + + + sehr sauber (blank) + + ohne Fleck + + + hell, durchsichtig + + rein + + + + ungetrьbt + unvermischt + + + unverfдlscht + (+) ohne fremdartige Bestandteile (+) frei von Schmutz + + die Sauberkeit liebend, fьr Sauberkeit sorgend + Таблица № 2 сочетаемости прилагательных Лексемы, входящие в дистрибуцию прилагательных Прилагательные blitzblank fleckenlos klar lauter rein Reinlich sauber unbefleckt Wohnung + + (+) FuЯboden + + (+) (+) Bohnern + + etw... .. halten + + + + Hemd + + + + Tцpfe + (+) Herde (+) + + (+) Farben + + Augen + Himmel + Luft + + Wasser + (+) (+) Quelle, -enwasser + + (+) Wein + Blick + Stimme + Haut + + (+) Gold + + Wahrheit + (+) Marmor + Seide + Wolle + Leinen + Blau + Wдsche + + + (+) Handtuch + + (+) Hдnde + + Hausfrau + Kleid + + + Schьrze + + + + gewaschen sein + (+) gekleidet sein + + Stadt + StraЯe + Fenster + Wald + 5. Заключение.
Синонимы, независимо от их статуса, образуют определенную микросистему или синонимический ряд. Синонимический ряд основан на общем сегменте значения элементов, который выступает как интегральный семантический признак данного ряда. Сложность и многоплановость отношений синонимов заключается, в частности, в том, что данная микросистема иногда выходит за пределы синонимического ряда. Это имеет место в случаях, когда крайне полярные единицы уже не являются синонимами в понимаемом нами смысле. В подобных случаях синонимический ряд перекрещивается с тематической группой. Между тематической группой и синонимическим рядом существует взаимосвязь: тематическая группа объединяет несколько синонимических рядов В работе над синонимами следует различать синонимические ряды и тематические группы, тем более что в некоторых словарях синонимов имеет место практика их объединения, причем авторы исходят не из ДАЗ единиц, а подводят их под более общий признак качественности, восходящий к понятийному содержанию рода. 6. Библиография:
К. В. Архангельская. Равнозначные синонимы немецкого языка. – Учённые записки/ Моск. гос. пед. ин-тут. ин. яз. им. М. Тореза, 1958, т. 16. Ю. Д. Апресян. Проблема синонима. Вопросы языкознания.
Л. Р. Зиндер, Т. В. Строева. Пособие по теоретической грамматике и лексикологии немецкого языка. М. , 1962. Л. Р. Зиндер, Т. В. Строева. СНЯ. Л. , 1941.
В. И. Кодухов. Методы лингвистических исследований. М. , 1978. Л. К. Латышев. Перевод: проблемы теории, практики и методики преподавания. М. , 1988.
А. А. Реформатский. Введение в языкознание. 4-е изд. , М. , 1967. М. Д. Степанова, И. И. Чернышева. Лексикология СНЯ. М. , 1962. В. Н. Цыганова. Синонимический ряд (на материале глаголов) СРЯ. М. ;Л. , 1966. Синонимы немецкого языка. – “Иностранные языки в школе”, 1961, №5. А. П. Евгеньева. Проект словаря синонимов. М. , 1964.
В. В. Лопатин. Малый толковый словарь русского языка. М. , 1993. М. Марузо. Словарь лингвистических терминов. М. , 1960.
Немецко-русский синонимический словарь. /Под ред. Гармута Шмидта, М. ,1983. Ch. Agricola, E. Agricola. Wцrter und Gegenwцrter. Antonyme der deutschen Sprache. Leipzig, 1977. Duden. Sinn und sachverwandte Wцrter. Mannheim, 1972. Duden. Verleichendes Synonymwцrterbuch. Mannheim, 1964. P. Grebe. Bedeutengswцrterbuch. Mannheim, 1970.
C. Heupel. Taschenwцrterbuch der Linguistik. Mьnchen, 1975. Lewandowski. Linguistisches Wцrterbuch. Heidelberg, 1980, Bd. 3. K. Peltzer. Das treffende Wort. Thun; Mьnchen, 1959.
Rud. Kleines Wцrterbuch sprachwissenschaftlicher Termin. Leipzig, 1979.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную курсовую работу Вы можете использовать для написания своего курсового проекта.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем курсовую работу самостоятельно:
! Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ.
! Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу.
! Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться.
! План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы.
! Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части?
! Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать.
! Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа.
! Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема.
! Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом.
! Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия.
Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта.
Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты.
Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести.
Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя.
Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика.

Сейчас смотрят :

Курсовая работа PR политических партий в современной России
Курсовая работа Хроническая обструктивная болезнь легких
Курсовая работа Соучастие в преступлении
Курсовая работа Личные права и свободы человека и гражданина
Курсовая работа Формирование интереса к обучению у младших школьников
Курсовая работа Теневая экономика в России
Курсовая работа Юридические факты в гражданском праве
Курсовая работа Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста
Курсовая работа Изучения лексики русского языка в начальной школе
Курсовая работа Педагогическое общение
Курсовая работа Совершенствование организационной структуры управления Детского сада
Курсовая работа Хроническая почечная недостаточность
Курсовая работа Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста
Курсовая работа Организация ритмичности работы предприятия
Курсовая работа Учет и анализ финансовых результатов