Курсовая работа по предмету "География"


Особенности размещения городов и городского населения

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ ВОСТОЧНОУКРАИНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Курсовая работа по дисциплине “Размещение производительных сил” “Особенности размещения городов и городского населения” МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ ВОСТОЧНОУКРАИНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Курсовая работа
“Особенности размещения городов мира и городского населения” Выполнил: Руководитель: Реферат
стр. 48; табл. 5; картосхемы 4; диаграмма 1, 16 используемых источников
В данной работе рассмотрено, что представляет из себя урбанизация, её сущность и этапы развития, функции и темпы роста городского населения, региональное развитие в условиях урбанизации. Так же дано точное определение субурбанизации, столицы государства и её значения. Показаны проблемы развития урбанизации и охрана окружающей среды в городах.
Урбанизация, субурбанизация, города-миллионеры, города агломерации, региональное развитие, столиуа государства, функции и темпы роста городского населения, охрана окружающей среды в городах. Содержание Введение. стр. 5 1. Сущность урбанизации. стр. 6 2. Этапы развития субурбанизации. стр. 12 3. Пути развития урбанизации. стр. 19 4. Функции и темпы роста городского населения. стр. 22 5. Региональные развития в условиях урбанизации. стр. 28 6. Урбанизация и субурбанизация. стр. 31 6. 1 Крупные города. Города-миллионеры. стр. 36 6. 2 Города агломерации. стр. 38 6. 3 Столица государства и её значение. стр. 40 7. Урбанизация и охрана окружающей среды. стр. 41
8. Проблемы развития урбанизации (на примере России). Заключение стр. 43 Список используемой литературы. стр. 48 Введение.
На протяжении десятилетий урбанизация в нашей стране сначала просто не признавалась как один из важных процессов формирования человека, среды и общества, а затем в 70-80-х гг. , рассматривалась, прежде всего, в рамках формационных особенностей развития систем производства и расселения при значительной недооценке её глобальных закономерностей и социально-культурных и цивилизационных основ. Утвердился и тщательно оберегался философски несостоятельный подход, согласно которому урбанизация (как и другие социальные процессы) легкоуправляемая, потому что её закономерности якобы устанавливаются руководителями в зависимости от тех или иных выдвигаемых ими целей.
Вот почему оценка советской урбанизации имела черты крайней субъективности, односторонности, а игнорирование мирового опыта было удобно для переоценки бесспорных количественных успехов урбанизации в СССР в 30-80-х гг. До серьёзного же анализа её качественных сторон (образа и условий жизни горожан, их культуры, состояния городской среды, её разнообразия и т. д. ), сути и стратегии развития дело обычно не доходило.
Указанный подход, напрямую связанный многие десятилетия с теорией формаций в советском обществознании вообще и в экономической и социальной географии в том числе, определил неверные представления об узко“производственной базе”урбанизации. В последние годы, когда всё чаще встречаются попытки в разных областях науки осмыслить общественное развитие в рамках иных концепций (философско-антропологической, глобально-экономической, социокультурной, экологической, цивилизационной) и др. , представляется наиболее плодотворным для изучения урбанизации использовать антропокультурный подход. При таком подходе основу урбанизации составляет сам человек со всеми возможными параметрами его жизни, прежде всего связанными с развитием культуры и цивилизации в их широком понимании и на глобальном уровне, а не производство, ресурсы, территория и т. д.
XX век справедливо может быть назван веком урбанизации. В 1900 г. в городах мира проживало 14% всего населения, насчитывалось 12 городов -"миллионеров". В канун XXI в. городским стало 45% мирового населения, имеется примерно 2, 4 тыс. больших городов (свыше 100 тыс. жителей каждый) и свыше 200 городов миллионеров. Концентрация крупнейших городов мира
УРБАНИЗАЦИЯ (от лат. Urbanus —городской), процесс повышения роли городов в развитии общества. Главное социальное содержание урбанизации заключено в особых городских отношениях (К. Маркс), охватывающих социально-профессиональную и демографическую структуру населения, его образ жизни, культуру, размещение производительных сил, расселение. Предпосылки урбанизации—рост в городах индустрии, развитие их культурных и политических функций, углубление территориального разделения труда. Для урбанизации характерны приток в город сельского населения и возрастающее маятниковое движение населения из сельского окружения и мелких ближайших городов в крупные города (на работу, по культурно-бытовым надобностям и пр. ).
В нач. 19 в. в городах мира проживало 29, 3 млн. человек (3% населения Земли), к 1900— 224, 4 млн. (13, 6%), к 1950 — 729 млн. (28, 8%), к 1980 —1821 млн. (41, 1%), к 1990 -2261 млн. (41%). Городское население Российской Федерации к нач. 1990 составляло ок. 74%. Доля городского населения (1990, %): в Европе 73, в Азии 31, Африке 32, Сев. Америке 75, Латинской Америке 72, в Австралии и Океании 71; в экономически развитых странах мира (1990, %): США 75, Германия 78, 3, Великобритания 89.
Урбанизация - одна из самых важных составных частей социально-экономического развития. Общие черты урбанизации, характерные для большинства стран:
1) Быстрые темпы роста городского населения, особенно в менее развитых странах, где происходят стихийные, не поддающиеся контролю миграции из села в город. В мире с 1950 г. население городов увеличилось в 4. 37 раза.
2) Концентрация населения и хозяйства в основном в больших городах, т. к. города имеют множество функций, особенно в непроизводственной сфере, они полнее удовлетворяют запросы людей, имеют развитую инфраструктуру и обеспечивают доступ к хранилищам информации.
Половина населения мира живёт в городах. Более 30 городов мира имеют население более 5 млн. человек.
3). "Расползание" городов, расширение их территории. Это происходит тогда, когда вокруг крупных городов (столиц, промышленных и портовых центров) возникают пояса городов - спутников. Такие образования называются городскими агломерациями. Их неуправляемый рост очень беспокоит учёных, занимающихся этой проблемой.
Крупнейшие городские агломерации сложились вокруг Мехико, Сан-Паулу, Токио и Нью-Йорка. Условные уровни урбанизации: Низкий уровень урбанизации - менее 20%; Средний уровень урбанизации - от 20% до 50%; Высокий уровень урбанизации - от 50% до 72%; Очень высокий уровень урбанизации - свыше 72%.
Слабо урбанизированные страны - Западная и Восточная Африка, Мадагаскар и некоторые страны Азии. Средне урбанизированные страны - Боливия, Африка, Азия.
Высоко урбанизированные страны - СНГ, Европа, Северная Америка, ЮАР, Австралия, Южная Америка. Тенденции урбанизации:
Как известно, урбанизация представляет сложное комплексное явление, измерить которое с помощью одного показателя практически невозможно. Урбанизация рассматривается учеными и общественным мнением как, в общем, позитивная тенденция развития мира, как некий объективный процесс, связанный с обеспечением для всё большего числа жителей планеты условий для более удобной и комфортабельной жизни, для более полного развития способностей, для более защищенной и здоровой жизни. Конечно, урбанизации сопутствуют не только позитивные перемены в жизни людей, но и отрицательные. Можно долго перечислять те негативные факторы, которые сегодня связывают с неконтролируемой урбанизацией. Это и загрязнение окружающей среды, перенаселенность и возникающие в связи с ней "кварталы бедных" в городах- мегаполисах, повышенная преступность и многие другие нежелательные явления. Тем не менее, урбанизация в целом прогрессивное явление, не случайно Всемирная организация здравоохранения организовав 2 года назад в японском городе Кобе Международный научный центр по развитию, а к числу основных научных направлений деятельности этого центра отнесла проблемы урбанизации и исследование современной ситуации в крупнейших городах мира.
Темпы урбанизации зависят от уровня экономического развития страны. В большинстве экономически развитых странах, где урбанизация достигла достаточно высокого уровня, процесс взят под контроль, и доля городского населения не увеличивается, а даже немного уменьшается. Но урбанизация продолжает расти вглубь, приобретая новые формы.
В развивающихся странах урбанизация продолжает расти вширь, а городское население быстро увеличивается. Это явление получило название городского взрыва и продолжает оставаться неконтролируемым. Однако рост населения городов в этих регионах намного опережает их реальное развитие.
В ряде международных документов (в частности, в резолюции Международного банка Реконструкции и Развития) говорится о кризисе урбанизации в развивающихся странах. Но она продолжает оставаться в основном стихийной и неупорядоченной.
Для стабилизации процесса урбанизации необходимо, чтобы происходил частичный отток населения из города в сельские районы, что приведёт к разгрузке городов и увеличению товарооборота между деревней и городом. Вероятно, Вы знаете о так называемой " проблеме больших городов ", которые занимают значительную площадь земли. В качестве одного из путей решения этой проблемы строятся и проектируются сверхвысокие здания. Выдвигаются также полуфантастические проекты сооружения подземных городов, плавучих городов, подводных городов, городов-конусов, городов-деревьев, городов-башен, городов-воронок, городов-мостов и т. д.
Другой метод разгрузки крупных городов предлагают аргентинские учёные. Ещё недавно широко обсуждался проект переноса столицы Аргентины из Буэнос-Айреса во Вьедму. В пользу этого приводились несколько факторов. Во-первых, будет разгружен Буэнос-Айрес, т. к. в трёхмиллионной агломерации Большого Буэнос-Айреса сосредоточена почти 1 / 10 часть всего населения страны; это не только административная, но и промышленная столица страны, а также крупнейший порт. Во-вторых, развитие нового центра способствовало бы освоению Патагонии, а как следствие, оттоку населения из Буэнос-Айреса в провинцию, более равномерному распределению населения по территории страны, что приведёт к снижению уровня урбанизации и контролированию её процесса.
2. Первые крупные города возникли около 4 тыс. лет назад в густонаселенных сельскохозяйственных районах Месопотамии, в долине рек Нила, Инда (в западной Индии), Хуанхэ (в северном Китае). Возникновение городов связывается с экономическим прогрессом - появлением излишков продовольствия, необходимого для обеспечения несельскохозяйственного населения. Города возникали и как резиденции правителей (например, в Древнем Египте - как места жительства фараонов и жрецов), как крепости, главной функцией которых была оборона. В этом случае они располагались в наиболее выгодных в стратегическом отношении местах.
Но в мировой истории есть бесспорный пример независимого появления древнейших городских цивилизаций в до Колумбовой Америке–в Мексике и Перу. В силу закономерностей исторического развития американские аборигены, хотя и со значительным отставанием во времени, самостоятельно пришли и к государственности, и цивилизации. При этом, несмотря на всю свою специфику, древнейшие города Старого и Нового Света поразительно близки между собой по важнейшим признакам: планировке, структуре, функциям, форме политической организации и т. д.
В средние века самыми большими городами мира были Нанкин (470 тыс. чел. ), Каир (450 тыс. чел. ), Виджаванагар (350 тыс. чел. ), Пекин (320 тыс. чел. ). Крупнейшим городом Европы был Париж (275 тыс. ), почти вдвое от него отставали Милан и Венеция, а население Лондона, ставшего к началу 19 века крупнейшим городом мира с населением 870 тыс. чел. , едва достигало 50 тыс. чел.
К числу крупнейших городов мира относился Теночтитлан столица ацтеков, разрушенная конкистадорами в начале 19 века.
По оценке, в начале 18 века в городах проживало не более 10% населения мира. Некоторые из крупнейших городов средневековья существуют и поныне, развитие других затормозилось, и они превратились в небольшие провинциальные центры, а некоторые исчезли вообще.
Первые года на нашей планете были, конечно, не похожи на современные. Потребовались тысячелетия исторического развития, чтобы к XIX веку стали складываться контуры современной сети больших городов. В начале прошлого столетия самым значительным городом мира стал Лондон (865 тыс. жителей); вторым в Европе был Париж (550 тыс. ), третьим Неаполь (340 тыс. ); за ними шли Петербург (330 тыс. ) и Вена (230 тыс. ). Между Лондоном и Парижем по величине–находились азиатские города Пекин, Кантон (по 800 тыс. жителей) и Константинополь (570 тыс. ).
Концентрация населения в городах, увеличение их роли в жизни общества происходили на протяжении всей истории. Но только с начала XIX века наблюдается значительное усиление этого процесса. С 1800 по 1900 года при общем росте населения Земли в 1, 7 раза городское население увеличилось в 4, 4 раза, в XX веке– соответственно в 3, 7 и 13, 3 раза.
Развитие крупных городов современности как экономических, политических и торговых центров связано с возникновением мануфактурного и фабричного производства. Концентрация населения в городах стала возможной в первую очередь из-за развития энергетики: разработка технологий добычи, использования и транспортировки угля, а позднее нефти. Важнейшими функциями городов со времени начала промышленного переворота стали: производство товаров и услуг, управление и межрайонный обмен.
Невиданные темпы и масштабы урбанизации во второй половине ХХ в. , получившие название“городской революции”, усиление её воздействия у нас и за рубежом на трансформацию общества способствовали значительному углублению исследований этого глобального процесса в различных странах мира.
Только за первые 20 лет “городской революции”(1950-1970) прирост численности горожан в мире был немногим меньше, чем общее число жителей городов, которые образовались за всю историю человечества (83, 4%), а за следующие 20 лет (1970-1990) численность городского населения увеличилась ещё на 68, 7%. Всего же за 1950-1990 гг. численность городского населения мира выросла почти в 3, 1 раза и сохраняет тенденцию к дальнейшему значительному росту в первой четверти XXI в. Мы стали свидетелями ошеломляющего по темпам образования во второй половине ХХ в. единого и вместе с тем весьма дифференцированного городского мира, который утвердился прежде всего в развитых странах (с 50-х гг. ), а в начале XXI в. станет преобладающим и в развивающихся странах. Динамика городского населения мира c 1950 до 2025
По классификации демографов ООН в более развитые страны включены все страны Европы, США, Канада, Япония, Австралия, Новая Зеландия.
Важная особенность мировой урбанизации во второй половине ХХ в. –выход на авансцену развивающихся стран. В 1990 г. в них проживало уже 61, 4% всех горожан мира (в 1950-м только 38, 7%), а к 2025 г. , по прогнозам демографов ООН, эта цифра возрастёт почти до 80%. Крупнейшие страны мира по численности городского населения.
Рост городских процессов в развивающихся странах в силу их специфики оказывает большое сдерживающее влияние на качественные стороны развития мировой урбанизации, резко усиливает её пространственную дифференциацию. Ведь в этой группе стран подавляющая часть горожан– вчерашние сельские жители, которые часто способствуют “деревенизации”города, привнося в него нормы поведения и системы ценностей, свойственные сельской местности. Глубокие структурные сдвиги не следуют автоматически за сменой среды, например, при переезде из деревни в город, тем более когда речь идёт о переселении большой массы населения в короткий срок.
Сказанное в первую очередь относится к странам с низкой в недавнем прошлом долей городского населения и с наиболее высокими темпами прироста численности горожан в 1950-1990 гг. , такими как Нигерия (её столица Лагос за этот период выросла почти в 27 раз и, по прогнозам демографов ООН, к 2000 г. выйдет на 8-е место среди агломераций мира), Турция или Иран, а также к странам, обладающим наибольшей“городской массой” с высокими темпами её прироста в этот период – Китай, Индия, Россия, Бразилия, Мексика, Индонезия. На другом полюсе находятся развитые и наиболее урбанизированные страны Северной Америки, Западной Европы иЯпония с высокой долей городского населения и вместе с тем с достаточно значительными темпами роста во второй половине ХХ в. (особенно вЯпонии, США, Франции). Вместе с тем мощные силы выталкивания из деревни и успехи экономического роста обусловили весьма высокую долю горожан в общей численности населения ряда развивающихся стран: в Венесуэле (92, 9% в 1995 г. ), Уругвае (90, 3), Аргентине (87, 5), Чили (85, 9), Бразилии (78, 7); в Объединённых Арабских Эмиратах (84, 0), Саудовской Аравии (80, 2), Ираке (75, 6); в Ливии (86, 0), Тунисе (59, 0% в 1995 г. ).
Следует иметь в виду, что в большинстве развивающихся стран из-за чрезмерного притока населения в города в них часто живёт значительно больше населения, чем они в состоянии“переварить”, развитие городов сопровождается ростом численности не ассимилированных ими городских жителей и увеличением разрыва между ростом городского населения и его реальным включением в городской образ жизни (по характеру занятости, уровню образования, культуры и т. д. ). Рост населения в городах, значительно опережая спрос на рабочую силу в современных отраслях, сопровождается не только абсолютным, но подчас и относительным расширением тех слоёв, которые не участвуют ни в современном производстве, ни в современном потреблении и остаются, в сущности неурбанизированными. Наблюдается явление, обозначаемое в литературе как“ложная урбанизация”. Однако в развивающихся странах урбанизация всё-таки больше связана с развитием промышленности и индустриализации, чем может показаться на первый взгляд, только эта связь не такая прямая и непосредственная, какой она была в Западной Европе и США. Поэтому отмеченные диспропорции в развитии городов не означают, что в странах Азии, Африки и Латинской Америки вообще нет подлинной урбанизации, а то, что происходит, – это “ложная урбанизация”. Напротив, указанные черты объясняют своеобразие процесса урбанизации в развивающихся странах (по сравнению с Западной Европой и Северной Америкой), фокусирующего все стороны их развития, может быть, в ещё большей степени, чем в развитых странах.
С ростом масштабов урбанизации всё большую значимость в её изучении приобретают качественные параметры. Усиливается важность правильного соотнесения закономерностей мировой урбанизации с её региональными особенностями при анализе самого процесса и его результатов в странах разного типа. Процессу обычно свойственны общие (глобальные) закономерности, а его результаты, отражая большое разнообразие стран и регионов, и определяют значительную территориальную дифференциацию, мозаичность урбанизации в современном мире. Это заставляет по-новому взглянуть на движущие силы самого процесса, побуждает мерить его“общим аршином” и применительно к СССР – России –в контексте развития глобальной урбанизации и мировой науки, способствует заметной эволюции социально-географических представлений об урбанизации в нашем меняющемся мире.
После возобновления изучения урбанизации в СССР (с начала 70-х гг. ) многие годы наблюдалось значительное (и оправданное) внимание к росту больших городов, агломераций, урбанизированных районов мегалополисного типа, то есть к внешним пространственным формам этого процесса, и недостаточное–к сущностным факторам его развития, и прежде всего к основному действующему лицу–человеку. Методология изучения урбанизации отражала общую недооценку человека в общественном развитии, характерную для советской науки. И это несмотря на большие традиции в этом отношении у российской географии начала нашего столетия, фундаментальные исследования по географии человека во французской, англо-американской, немецкой географических школах ХХ в. Недооценка человека при изучении процесса урбанизации выражалась в изначальном моменте–его определении в первую очередь через рост городов, повышение их роли в жизни общества, появление новых форм расселения и другие внешние (хотя и важные) формы процесса урбанизации, в то время как сам человек оставался на втором плане.
Такая трактовка процесса урбанизации у нас в 40-80-х гг. отражала не только государственное (субъективное) отношение к нему, оторванность от мировой науки, неприятие многих её достижений, но и объективный характер развития советской урбанизации как во многом квазипроцесса.
В англо-американской географической литературе положение было несколько иным. Уже в 40-50-х гг. урбанизация (как процесс и состояние) прежде всего связывалась с человеком, его социопсихологическим состоянием, образом жизни, изменением социальных контактов, видов деятельности и т. д. Вот одно из характерных определений: “Урбанизация –это процесс постепенного перехода от сельского к городскому социопсихологическому состоянию, например, от немногих постоянных“первичных” социальных контактов ко многим непостоянным “вторичным” контактам”. Тем не менее и в Украине в последние годы происходит неизбежная эволюция социально-географических представлений об урбанизации. Акценты в определении этого процесса постепенно смещаются с анализа роста городского населения, его доли в населении страны (или района) на характер концентрации населения в крупных городах, агломерациях и надагломерационных формах расселения, затем на изучение городского образа жизни, норм поведения, качества городской среды и, наконец, на изучение человека в городе как феномена культуры и в более широком плане всей цивилизации.
В этой связи надо отметить одно важное обстоятельство в самой эволюции урбанизации в странах разного типа. В развитых странах Запада уже достаточно давно завершены два основных этапа, связанных, во-первых, с переселением в города основной массы населения, сменой его занятий, концентрацией населения в крупных городах и т. д. (количественные стороны урбанистической эволюции), а во-вторых, с утверждением городского образа жизни как феномена культуры и современной цивилизации (качественная сторона). Вместе с тем в развивающихся странах, в России и в большинстве постсоветских республик (за исключением стран Балтии) процессы адаптации сельских жителей к городскому образу жизни, овладения ими городской культурой, соответствующими системой ценностей, нормами поведения и т. д. ещё очень далеки от своего завершения.
И это сегодня важнейшее отличие урбанизации в Украине от стран Запада, повышающее при её изучении ценность мирового опыта и достижений мировой науки.
3. С течением времени в каждой стране происходят некоторые изменения в области расселения. Это связано со сменой типа воспроизводства населения и сменой типа хозяйства. Американский географ Джиббс выделил 5 основных стадии расселения, которые прошли или пройдут все страны мира к определенному этапу развития. Главный критерий выделения пяти стадий урбанизации – это соотношение динамики городского и сельского населения. Первая стадия урбанизации по Джиббсу имеет следующие характеристики: доиндустриальный уклад хозяйства, традиционный тип воспроизводства, густая и сравнительно равномерная сеть сельских поселений. На этой стадии развития урбанизации городское население растет медленно и потому доля горожан может даже снижаться, при абсолютном преобладании сельского населения. На этой стадии урбанизации к 1991г. находились : Таджикистан и Туркмения. Динамика городского и сельского населения с 79г. по 91г. свидетельствует об этом. В переходе на вторую стадию урбанизации находились Киргизия и Узбекистан. Вторая стадия урбанизации общества проявляется во время прохождения им процесса индустриализации. На этой стадии урбанизации сельское население мигрирует в города массовыми потоками, но за счёт естественного прироста доля сельских жителей во всем население страны ещё пока незначительно растёт.
Городское население увеличивается более резко . К 91 г. на этой стадии урбанизации находились республики: Казахстан, Азербайджан, Армения. На переходе от второй стадии к третьей находились Молдавия и Грузия. Третья стадия урбанизации общества характеризуется следующими чертами: демографический переход уже завершен; миграционный отток и естественная убыль приводит к снижению сельского населения. Рост доли городского населения обуславливает преобладание над долей сельского населения. На четвертой стадии урбанизации продолжает слабо расти городское население, так же слабо уменьшается сельское население. К 91 г. на третьей-четвертой стадиях урбанизации находилась Россия , а так же Украина, Белоруссия, Литва . Эстония и Латвия осуществляли переход на пятую стадию .
Пятая стадия урбанизации свойственна постиндустриальным странам, когда исчезают социальные различия между городом и селом. Все преимущества города появляются в сельской местности. Повышается ценность экологического фактора в сознании населения. Рост психологического фактора заставляет перемещаться горожан в село. Снижается численность городского населения и растет численность сельского. Система расселения снова приходит в состояние равновесия. В этой стадии урбанизации к 1991 г. не находилась ни одна из республик ближнего зарубежья. Основные стадии урбанизации.
I. Развитие и рост городов (растущих как бы в отдельности). Это - "точечная" концентрация. Город накапливает потенциал, усложняет свои функциональную и планировочную структуры. Проблемы его становятся все масштабнее и приобретают возрастающую остроту, однако их решение в рамках самого города становятся все затруднительнее ввиду ограниченности территориальных ресурсов.
II. Формирование агломераций. Постгородская стадия развития расселения. Возникновение плеяды городских поселений на базе крупного города вносит коренные изменения в картину расселения. Агломерации становятся ключевой формой территориальной организации производительных сил и расселения. Агломерирование носит выборочный характер, но в то же время весьма распространено. Агломерации играют ведущую роль во всех развитых и в ряде развивающихся странах. Крупный город находит в них свое дополнение и одновременно обретает новые возможности для решения своих проблем, в том числе и экологических. Выдающийся потенциал крупного города реализуется полнее.
В социальном отношении городская агломерация - ареал, в котором замыкается недельный цикл жизнедеятельности современного горожанина. У агломераций два фундаментальных свойства: сближенность образующих их поселений и взаимодополняемость (комплементарность) последних. С агломерациями связан значительный экономический эффект, обусловленный возможностью замкнуть в пределах территориально ограниченных агломерационных ареалов значительную часть производственных и иных связей. Это особенно важно для стран с большой территорией. В условиях централизованного управления экономикой агломерационный эффект использовался недостаточно: ведомства предпочитали организовывать связи в своих рамках, не обращая внимания на их экономическую нецелесообразность.
III. Формирование опорного каркаса расселения. Рассредоточенная концентрация. Опорный каркас представляет собой генерализованный урбанистический портрет страны или региона. Он образован совокупностью узловых (города, агломерации) и линейных (магистрали, полимагистрали) элементов. Там, где они достаточно сближены и территория оказывается перекрытой зонами их непосредственного влияния, формируются урбанизированные районы.
Формирование опорного каркаса свидетельствует о проявлении двух основных тенденций в развитии расселения - центростремительной и линейностремительной. О масштабах центростремительных тенденций говорит тот факт, что на территории бывшего Советского Союза 1/3 всех вновь возникших новых городов осело вблизи крупных центров, войдя, таким образом, в состав агломераций.
4. Несмотря на наличие общих черт урбанизации как всемирного процесса в разных странах и регионах она имеет свои особенности, которые, прежде всего, находят выражение в различных уровнях и темпах урбанизации.
По уровню урбанизации все страны мира можно подразделить на 3 большие группы. Но основные различия можно наблюдать между более и менее развитыми странами. В начале 90-х г. г. в развитых странах уровень урбанизации в среднем составлял 72%, а в развивающихся– 28%.
Темпы урбанизации во многом зависят от ее уровня. В большинстве экономически развитых стран, достигших высокого уровня урбанизации, доля городского населения в последнее время растет сравнительно медленно, а число жителей в столицах и других самых крупных городах, как правило, даже уменьшается. Многое горожане теперь предпочитают жить не в центрах крупных городов, а в пригородах и сельской местности. Это объясняется удорожанием инженерного оборудования, обветшанием инфраструктуры, крайним усложнением транспортных проблем, загрязнением окружающей среды. Но урбанизация продолжает развиваться вглубь, приобретая новые формы. В развивающихся странах, где уровень урбанизации значительно более низкий, она продолжает расти вширь, а городское население быстро увеличивается. Ныне на их долю приходится более 4/5 всего ежегодного прироста числа городских жителей, а абсолютное число горожан уже намного превысило их число в экономически развитых странах. Это явление, получившее в науке наименование городского взрыва, стало одним из важнейших факторов всего социально-экономического развития развивающихся стран. Однако рост населения городов в этих регионах намного опережает их реальное развитие. Он происходит в значительной мере благодаря постоянному “выталкиванию” избыточного сельского населения в города, особенно крупные. При этом неимущее население обычно селится на окраинах больших городов, где возникают пояса нищеты, трущоб. Полная, как иногда говорят, “трущобная урбанизация” приняла очень большие размеры. Вот почему в ряде международных документов говорится о кризисе урбанизации в развивающихся странах. Но она продолжает оставаться в основном стихийной и неупорядоченной.
В экономически развитых странах, напротив, предпринимаются большие усилия по регулированию процесса урбанизации, управлению им. В этой работе, которая нередко осуществляется методом проб и ошибок, наряду с государственными органами участвуют архитекторы, демографы, географы, экономисты, социологи, представители многих других наук. Современные процессы роста, состав и размещение населения вызывают много сложных проблем, некоторые из которых носят всемирный характер, а некоторые специфичны для стран различных типов. Наиболее важные из них - продолжающийся быстрый рост населения мира, межнациональные отношения, урбанизация.
Почти все проблемы мирового народонаселения, как никогда прежде, теснейшим образом переплетаются в процессе мировой урбанизации. В наиболее концентрированной форме они проявляются в городах. Там же сконцентрировано–очень часто до крайних пределов - само население и производство. Урбанизация сложнейший многообразный процесс, затрагивающий все стороны мировой жизни. Поэтому он получил широкое отражение в литературе, прежде всего в экономико - и социально–географической. Отметим лишь некоторые особенности мировой урбанизации на пороге третьего тысячелетия. Урбанизация по-прежнему продолжается быстрыми темпами в различных формах в странах разного уровня развития, в неодинаковых условиях каждой страны, и вширь, и вглубь, с той или иной скоростью.
Темпы ежегодного прироста горожан почти вдвое выше, чем прироста населения мира в целом. В 1950 г. в городах жило 28% мирового населения, в 1997 г. –45%. Города разного ранга, значения и величины с быстро разрастающимися пригородами, агломерациями, еще более обширными урбанизированными зонами практически охватывают своим влиянием основную часть человечества. Важнейшую роль при этом играют большие города, прежде всего города-миллионеры. Последних в 1950 г. насчитывалось 116, в 1996 г. их уже 230. Городской образ жизни населения, городская культура в самом широком смысле слова все более распространяются в сельской местности большинство стран мира. В развивающихся странах урбанизация в основном идет “вширь” в результате массового притока в большие города переселенцев из сельской местности и малых городов. По данным ООН, в 1995 г. доля городского населения в развивающихся странах в целом составила 38% , в том числе в наименее развитых– 22%. Для Африки этот показатель был 34%, для Азии –35%. А вот в Латинской Америке горожане составляют ныне большинство населения: 74%, в том числе Венесуэле–93%, в Бразилии, на Кубе, в Пуэрто-Рико, Тринидаде и Тобаго, Мексике, Колумбии и Перу–от 70% до 80% и т. д. Лишь в немногих наименее развитых государствах (Гаити, Сальвадор, Гватемала, Гондурас) и в малых островных странах Карибского бассейна горожан менее половины– от 35% до 47%.
Показатели высокого уровня урбанизации формально характерны для сравнительно немногих, наиболее развитых стран Азии и Африки. Однако фактически и эти, и некоторые другие страны Азии имеют различные черты давней, даже древней урбанизации (Китай, Индия, страны Среднего и Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии и др. ). Высокая доля горожан, кроме, стран городов (Сингапур, Сянган, Аомынь), у близких к ним по характеру расселения некоторых арабских государств, особенно нефтедобывающих: Кувейта (97%), Катара (91%), ОАЭ (84%), Иордании (72%). Очень большая доля горожан характерна так же для наиболее развитых государств на крайнем западе Азии: Израиля (91%), Ливана (87%), Турции (69%).
В индустриально развитых странах урбанизация “вширь” давно исчерпала себя. В XXI веке большинство их вступают практически сплошь урбанизированными. В Европе горожане составляют в среднем 74% населения, в том числе в Западной– 81%, в отдельных странах – еще более: в Бельгии – 97%, Нидерландах и Великобритании – 90%, в ФРГ – 87%, хотя кое – где заметно меньше: в Австрии, например – 56%, в Швейцарии –61%. Высока урбанизированность в Северной Европе: в среднем, а также в Дании и Норвегии–73%. Заметно меньше она в Южной и Восточной Европе, но , конечно, при других показателях урбанизации, выше, чем в развивающихся странах. В США и Канаде доля городского населения достигает 80%.
Доля экономически развитых стран ныне характерна урбанизация “вглубь”: интенсивная субурбанизация, образование и распространение городских агломираций и мегополисов. Концентрация промышленности транспорта ухудшила экономические условия жизни в больших городах. Во многих районах население теперь растет быстрее в малых городах, по окраинам, чем в центрах агломераций. Нередко крупнейшие города, прежде всего города–миллионеры, теряют население из-за его миграции в пригороды, города спутники, кое-где в сельскую местность, куда оно приносит городской образ жизни. Городское население промышленно развитых стран сейчас практически не растет. Размещение и динамика городского населения весьма неравномерны по частям света и странам. На Азию в 1994 г. приходилось около 46% городского населения мира, на Европу– 21%, на Латинскую Америку – 14%, на Африку – 10%, на Северную Америку – более 8%.
Отчетлива контрастность размещения горожан по странам. В 1995 г. пять из них с городским населением более 100млн. каждая (Китай, Индия, США, Бразилия, Россия) концентрировали вместе 1060 млн. горожан, или 41% городского населения Земли.
Важная особенность мировой урбанизации последних десятилетий - выход на авансцену развивающихся стран. В 1994 г. в них проживало уже 65, 5% всех горожан мира (в 1950 г. –только 40, 1%), а к 2025 г. , по прогнозам демографов ООН, этот показатель возрастет почти до 80%.
Развивающиеся страны сильно влияют также на качественные стороны развития мировой урбанизации. Подавляющая часть их горожан–вчерашние сельские жители, которые часто способствуют “деревенизации” города, принося в него нормы поведения и системы ценностей, свойственные сельской местности. Рост населения в городах этой группы стран, значительно опережая спрос на рабочую силу, сопровождается не только абсолютным, но и подчас и относительным расширением тех социальных слоев, которые не участвуют ни в современном производстве, ни в современном потреблении и остаются в сущности неурбанизированными. Отсюда Большая поляризация городского населения развивающихся стран, недостаточное приобщение значительной его части к городскому образу жизни. И все же люди продолжают стекаться в города. Для этого есть основания. Исследования показали, что несмотря на все проблемы и катострафические прогнозы, качество жизни в крупных городах лучше, чем в малых и в сельской местности: в них выше продолжительность жизни и ниже детская смертность, более квалифицированная медицинская помощь, шире возможности получить образование и найти работу, большие заработки, комфорт и т. д. Или, как пишет американский социолог Льюис Мамфорд, “город–символ возможностей”. И хотя горожане составляют немногим больше 30% населения развивающихся стран, на них приходится более 60% внутреннего валового продукта этих стран.
5. В 1990-е гг. 43% жителей Земли жили в городе. Максимальная в мире доля горожан более 70% - отмечалась в экономически развитых регионах (в Европе, Северной Америке, Австралии), где рост и развитиегородовкак центров промышленности современного типа началось в период промышленной революции. Наибольшие темпы прироста городского населения здесь в начале 20 века.
За последние 30 лет доля этих регионов в численности городского населения мира сократилась с 45 до 26%, в то время как во всем остальном мире численность жителейгородоввозросла с 400 млн до 1, 6 млрд. чел. В последние десятилетия в экономически развитых регионах наблюдается процесс так называемой контрурбанизации - бегства из большихгородовв пригороды, связанный в значительной мере с процессом децентрализацией промышленности.
В Латинской Америке около 65% населения проживает в городах, здесь расположены крупнейшие городские агломерации мира - Мехико, Сан-Паулу. Наиболее высокие темпы урбанизации отмечены в регионах, где доля городского населения пока относительно невелика. Доля городского населения в Азии в целом невелика и составляет 34%. Наиболее высокие темпы урбанизации, превышающие темпы роста населения, наблюдаются в Юго-Восточной Азии, где доля городского населения всего 29%. В странах Восточной Азии - Японии, Тайване, в КНДР и Республике Корея городское население преобладает (около 70%). Доля городского населения в Китае составляет лишь 32%; это связано как с жестким регулированием внутренних миграций до 1978 г. , так и с характером экономических реформ 80-х гг. , направленных на приоритетный рост благополучия аграрных районов, что также сдерживало миграции вгорода.
Наименьший в мире показатель доли городского населения, и одновременно наибольшие темпы его роста, отмечены в последние десятилетия в Африке.
Рассмотрим, как распределялись регионы России по приведенным градациям в 1959 и в 1997 гг. Так если в 1959 г. 21 территорию согласно вышеприведенной классификации можно было отнести к категории очень низко урбанизированных, то в 1997 г. только 4 территории - остались в этом списке. В 1959 г. 20 территорий относились к категории низко урбанизированных, а в 1997 г. таких территорий осталось 5. К категории "пониженная степень урбанизации" в 1959 г. относились 18 территорий, а 1997 г. - 7; к категории средне урбанизированных, соответственно, в 1959 и 1997 гг. относилось 11 и 8 территорий, повышенная степень урбанизации была характерна для 6 и 26 территорий, высокая степень для 3 и 14 , а очень высокая степень - для 7 и 26 территорий, соответственно.
Так, к 1997 г. только 4 территории остались в группе наименее урбанизированных регионов. Это Республика Алтай (24, 3% городского населения), Корякский (25, 0%), Эвенкийский (30, 0%) и Коми-Пермяцкий (30, 8%) автономные округа, а на трех территориях (конечно, не считая гг. Москвы и Санкт-Петербурга) процент городского населения оказался выше 90%. Это Магаданская (90, 0)и Мурманская (90, 8) области, а также Ханты-Мансийский автономный округ (92, 1).
Если интервал 1959-1997 гг. разбить на отдельные промежутки, представляющие интерес с сточки зрения собственно процесса урбанизации, то можно выделить особенности процесса урбанизации в отдельных регионах. Так в 1959-1979 гг. максимальное увеличение процента городского населения наблюдалось в Ханты-Мансийском автономном округе - на 36, 1 процентных пункта (с 26, 6% до 62, 7%); в Республике Мордовии - на 18, 4; в Кировской области - на 17, 4; в Тюменской области - на 17, 3; в Рязанской области - на 17, 1; в Ульяновской области - на 16, 2; в Смоленской области - на 15, 8; в Белгородской области - на 15, 6 процентных пункта и т. п. Отметим, что если резкое повышение доли городского населения в Ханты-Мансийском округе и Тюменской области было связано с началом освоения нефтегазовых месторождений, то аналогичный подъем для других областей был связан со строительством и началом эксплуатации крупных промышленных объектов (авиационные заводы, автозаводы, металлургические комбинаты). Это означает, что в рассматриваемый период тенденции урбанизации проявлялись достаточно сильно практически во всех регионах России. Исключение составили три территории, где процент городского населения за период 1959-1970 гг. не только, не вырос, но даже уменьшился. Это Магаданская область (уменьшение на 9, 8 процентных пункта - с 86, 8 до 77, 0), Мурманская область (уменьшение на 3, 5 процентных пункта - с 92, 1 до 88, 6) и Еврейская автономная область (уменьшение на 3, 2 процентных пункта - с 71, 8 до 68, 6).
Только в одной Еврейской автономной области процент городского населения несколько уменьшился за этот период (уменьшение на 0, 2 процентных пункта с 68, 6% до 68, 4%), а по остальным административным территориям этот процент значительно увеличился. Наибольшее увеличение наблюдалось в Белгородской области (17, 5 процентных пункта), в Орловской области (16, 3), в Ханты-Мансийском автономном округе (15, 7) и в Курской области (14, 7). Общая тенденция урбанизации продолжала проявляться достаточно сильно.
Отметим, что уже для семи административных территорий за этот период наблюдается уменьшение доли городского населения. К числу таких территорий относятся Эвенкийский автономный округ (уменьшение на 8, 3 процентных пункта), Корякский автономный округ (уменьшение на 2, 7), Еврейская автономная область (уменьшение на 2, 2), Камчатская область (уменьшение на 1, 5) Чеченская Республика (уменьшение на 1, 1) Хабаровский край и Республика Алтай (уменьшение на 0, 8 процентных пункта). Максимально увеличение процента городского населения за указанный период отмечалось Ямало-Ненецком автономном округе (на 27, 4 процентных пункта), в Тюменской области (на 15, 1), в Ханты-Мансийском автономном округе (на 12, 5), в Чувашской Республике (на 11, 9), в Белгородской (на 10, 3) и Курской (на 10, 2) областях.
6. Один из индикаторов происходивших перемен, вызванных экономическими и институциональными изменениями–рост населения многих больших городов Европы в конце 1980-х. Города испытали демографический взрыв в последние десятилетия. Более высокий уровень доходов и улучшение условий жизни привели к снижению общего показателя смертности и увеличению рождаемости. Восстановленный баланс уровней рождаемости и смертности означает, что численность населения не возрастает так быстро, как это происходило в послевоенный период. Эта тенденция берет начало в старейших индустриальных городах. Еще раньше она отмечалась в периферийных городах, где всегда наблюдался сниженный коэффициент рождаемости.
Несмотря на усиление миграции в страны Европейского сообщества из Восточной Европы и Магриба, приток иностранных рабочих значительно замедлился. Конец экономического бума означал сокращение международной миграции; поскольку возможности обеспечить занятость не представлялось, правительства начали принимать более строгие меры воздействия на миграционный процесс. Снизившийся уровень международной и сельско-городской миграции, а также баланс смертности и рождаемости показали, что численность городского населения– один из важнейших показателей экономического развития города. Ряд тенденций отражают и объясняют модель урбанизациив Европе в послевоенные годы. Во время процесса роста или упадка в различных городах в разное время наблюдался цикл городских изменений– урбанизация, субурбанизация, деурбанизация и реурбанизация. В процессе урбанизацииотмечается быстрый рост городов. В стадии субурбанизации снижается значение централизованных городов, а население широкоохватных столичных городов растет. В деурбанизационной стадии в столичной области происходит отток населения. При реурбанизации численность населения городов вновь возрастает. 1950-е гг. ознаменовались эрой городского роста. Происходило крупномасштабное движение населения из сельских в городские области Европы, особенно в большие города. К концу 1960-х, эта этап цикла городского развития во многих странах подошел к концу, но продолжался на периферии Европы: в Испании, Португалии, Греции и Ирландии. В 1970-х процессы субурбанизации и деурбанизации происходили в больших старейших городах: численность их населения падала, а небольшие города росли. Эта тенденция все более проявлялась и в периферийных городах. Несмотря на различия во временном пространстве, города Европы воспроизводили сходную модель городского развития.
На протяжении 1980-х некоторые европейские города вошли в стадию реурбанизации. Этот процесс имел две важные характеристики. Во-первых, замедленный рост небольших городов. Во-вторых, большие города, где устойчиво проявлялась тенденция снижения роста в течение 1960-х, 1970-х и в начале 1980-х, начали расти вновь во второй половине 1980-х. Процесс реурбанизации особенно отмечался в бывшей Западной Германии–следствие иммиграции из бывшей Восточной Германии и Восточной Европы. Также эта тенденция прослеживалась во Франции, Нидерландах и Великобритании. В период между 1980 и 1985 гг. среди городов, где происходило наше исследование, только в Севилье на периферии и Лионе в "новом ядре", произошел приток населения. Положение резко изменилось в период с 1985 по 1990 гг. Население старейших городов Амстердама и Роттердама, более современных Франкфурта и Лиона, а также периферийного города Севилья сильно увеличилось. Кроме того, отток населения, значительно замедлился в Брюсселе и Милане. Данные, представленные в таблице 1, показывают, что процесс реурбанизации, хотя и не однозначно происходивший в различных городах, отмечался во всей Европе, начиная с середины 1980-х, часто полностью ликвидируя последствия субурбанизации или абсолютное снижение численности населения за прошлые десятилетия.
Реурбанизация –сложный комплекс экономических, социальных и демографических тенденций. Наиболее существенные преимущества процесса реурбанизации–почти всегда успешное завершение реструктурирования городской экономики и быстрое развитие активности сектора обслуживания в большинстве крупных городов. Экономический всплеск соотносится во времени с культурными изменениями, которые наблюдались фермерскими хозяйствами: часто молодежь с годовым доходом выше среднего возвращалась в город в сектор обслуживания. Правительствами городов поощрялась инициатива возвращения в городские центры. Возрождение городской культуры сделало проживание в городах более привлекательным. Процесс реурбанизации в дальнейшем способствовал формированию городов как экономических субъектов, нежели социальных объектов, а также созданию политического курса и перспектив развития. Как бы то ни было, реурбанизация несла как приобретения, так и потери. Но, несмотря на некоторые проблемы, эта тенденция продолжалась во многих городах. Именно конец 1980-х и начало 1990-х можно считать началом нового витка развития европейских городов, их демографическим и экономическим "проторенессансом".
Динамика численности населения (%) в задействованных в исследовании городах и их пригородах. 1980–1990, с идентификацией тенденции 1980–1985 1985–1990 Город Пригород Город Пригород Тенденция Зап. Берлин –0. 49 S 2. 52 0 R Франкфурт –1. 01 D 1. 62 0. 06 R Париж –1. 02 S 1. 01 2. 06 R Севилья 0. 16 U 0. 75 0. 52 U Валенсия –0. 41 S 0. 6 0. 48 R Лондон –0. 38 D 0. 56 –0. 32 R Дортмунд –1. 15 D 0. 54 0. 37 R Амстердам –1. 18 S 0. 34 0. 47 R Мадрид –0. 63 S 0. 28 0. 07 R Гамбург –0. 77 S 0. 24 0. 06 R Роттердам –0. 28 S 0. 22 0. 28 R Лион 0. 07 R 0. 07 1. 21 R Барселона –0. 58 S 0. 04 –0. 04 R Брюссель –0. 95 S –0. 17 0. 04 S Бирмингем –0. 33 D –0. 37 0. 06 S Копенгаген –0. 59 D –0. 72 0. 14 S Милан –2. 02 S –1. 03 0. 35 S Марсель –1. 1 S –1. 1 2. 84 S Глазго –1. 06 D –1. 41 –0. 32 D
U = Урбанизация, S = Субурбанизация, D = Деурбанизация, R = Реурбанизация.
Недавний процесс экономических перемен предполагал, что основные столичные центры будут более динамичны в последующие годы. Но, тем не менее, нельзя забывать, что увеличившееся городское благосостояние разделялось между всеми группами населения города не обязательно одинаково. Анализ общих процессов экономических изменений часто подразумевает, что рост есть абсолютное благо, а снижение–вред. Но на деле рост есть благо для некоторых, но не для всех. Современные трудовые рынки переживают нечто подобное периоду послевоенного бума, когда рабочие места и вакансии были разделены между группами (мужчин), обладавшими различными разноуровневыми трудовыми навыками. Научно-техническая революция в производстве означала исчезновение огромного числа "ручных" рабочих мест, тогда как рост, наблюдавшийся в производственной занятости, тяготел к привлечению специализированного, высококвалифицированного, нефизического труда. В секторе обслуживания организация занятости происходила иначе. Возрастающее предложение профессиональных, организаторских и технических рабочих мест делало все более и более доступными хорошие условия работы и высокое жалованье квалифицированным рабочим среднего класса, в значительной степени мужчинам. С другой стороны, расширение потребительских и персональных услуг предлагало рабочие места, плохо оплачиваемые и часто сопровождающиеся риском для здоровья, для женщин и представителей этнических меньшинств. Результатом изменений, происходивших в производстве и секторе обслуживания, можно назвать сильную поляризацию в доходах, общей норме занятости и безопасности работы между различными группами трудящихся города.
Создание двойного трудового рынка, вызванного прогрессирующей эрозией рабочих мест среднего уровня, –главный фактор усиления расслоения городов (Фаиштайн, Гордон и Харлое, 1992). Даже в тех городах, где вообще вопрос экономического "бума" является спорным, доступ к более безопасным, лучше оплачиваемым рабочим местам сектора обслуживания был сильно ограничен. Структурная безработица стала не просто особенностью традиционно слаборазвитых областей. Большинство потенциальных рабочих в наиболее развитых городах, будь они новые участники трудового рынка или опытные работники, потерявшие свои места, не имеют достаточного для сектора обслуживания уровня квалификации.
Поляризация доходов населения означала усиление социальной сегрегации. Домохозяйства, воспринявшие господствующую экономическую тенденцию, отметили, что их уровень жизни возрос, в то время как остальные оказались в убытке, образуя беднейшие слои общественного и частного секторов. Набирающая силу тенденция внутригородского расслоения, возвращающая наиболее богатые слои в город, была параллельна возрастающим процессам географической, а также экономической маргинализации наиболее зависимых социальных групп. Это явление особенно очевидно в отношении этнических меньшинств, перед которыми часто встают проблемы дискриминации и языкового барьера в получении рабочих мест и жилья. Продолжающийся процесс воссоединения семей и увеличения рождаемости среди этнических меньшинств угрожает усугублением их маргинального статуса, в том случае, если не будут найдены пути приобщения общин этнических меньшинств к господствующей экономической тенденции.
6. 1 Со сверхкрупными городскими агломерациями связано формирование мегалополисов. Мегалополисы (от греческого”megas”– большой, ”polis” – город) –гигантское скопление агломераций и городов, слившихся друг с другом. Так назвал известный географ Жан Готман полосовидные скопления 40 соседних агломераций вдоль транспортных магистралей в северной части Атлантического побережья США (это название стало затем нарицательным, а произошло оно от Мегалополиса в Древней Греции–центра союза аркадских городов, который возник около 370 г. до н. э. в результате слияния более чем 35 поселений. Современный мегаполис состоит из переходящих друг в друга агломераций Бостона, Нью-Йорка, Филадельфия, Балтимора, Вашингтона (отсюда его более позднее название Босвам) и некоторых других общей площадью 170 тыс. км2. Население этой ”главной улицы” страны насчитывает около 50 млн. человек, здесь производят примерно ј промышленной продукции США.
Другой мегалополис Чипиттс (Чикаго-Питтсбург) сформировался в США на южном побережье Великих озер в результате слияние 35 агломераций. Его площадь 160 тыс. км2, население–примерно 35 млн. жителей. Наиболее молодой мегалополис на западе страны Сан-Сан протянулся от Сан-Франциско через цепочку центров Большой Калифорнийской долины до Лос-Анджелеса и далее до Сан-Диего. Он насчитывает 20 млн. жителей.
Самый большой на Земле по численности населения мегалополис Токайдо (около 70 млн. человек) сложился на Тихоокеанском побережье Японии (Токио-Осака). В нем сосредоточено почти 60% населения этой страны и 2/3 ее промышленного производства.
В Западной Европе выделяются своими размерами Английский мегаполис (объединяет агломерации Лондона Бирмингема, Манчестера, Ливерпуля и др. ) и Рейнский (кольцевая агломерация Рандстад в Нидерландах, Рейн-Рур и Рейн-Майн в ФРГ и др. ). Каждый из них включает до 30 агломераций общей площадью около 50 тыс. км2 и с населением по 30-35 млн. человек. Все отчетливее намечается формирование межгосударственного мегалополиса в Северо-Западной Европе. Он охватывает сопредельные урбанизованные районы пяти стран. Юго-Восточную Англию, Рандстад, Рейн-Рур, Бельгийско-Французский (район Антверпен-Брюссель-Дилль) и Парижский. Своеобразный мегалополис складывается в 80-90 г. г. на юге Китая. Его основу составляют свободная экономическая зона Шеньчжень с населением3, 3 млн. человек, Гонконг (5, 6 млн), который 1 июля 1997 г. возращен Китаю и получил название Санган, Чжухай (1 млн. жителей), расположенный неподалеку от Макао, и крупнейшая агломерация Южного Китая Гуаньчжоу с населением более 4 млн. человек. В начале XXI века здесь, видимо сформировался достаточно мощный мегалополис с населением около 30 млн. человек.
Мегалополисы на базе быстрорастущих агломераций складываются и в других развивающихся странах. Это Сан-Паулу-Рио-де-Жанейро-Белу-Оризонте в Бразилии, Капр-Александрия в Египте, Калькутта-Асансол-долина р. Дамодар в Индии.
6. 2 Одна из наиболее важных особенностей урбанизации –усиление концентрации населения в крупных городах, городских агломерациях. Сосредоточение населения в больших городах было характерно для второй половины XIX века (Северная Америка, зарубежная Европа, Латинская Америка) и еще более для первой половины XX века. (Россия– СССР, Африка, Азия, Австралия).
С середины XX века на планете быстро растут города (обычно это городские агломерации) с населением более 1 млн. жителей. Их количество увеличилось в 1950– 1990 г. г. с 77 до 281, а суммарная численность населения в них –с 187 млн. человек до 800 млн. В результате в 1990 г. треть всех горожан мира проживала в агломерациях– “миллионерах”. Крупнейшие агломерации мира в 1990 и 2000 гг.
Городская агломерация – скопление городов вокруг крупного города –центра. Особенно быстро растут они в странах Азии, Латинской Америки и Африки. В Азии в 1990 г. насчитывалось 118 таких агломераций, больше всего–в Китае (38), Индии (24), Пакистане, Индонезии и Южной Корее (по 6 в каждой из них); в Латинской Америке– 40; в Африке – 25.
С конца 70-х г. г. заметно растут сверхкрупные городские агломерации с населением более 10 млн. жителей, главным образом в развивающихся странах.
В 1970 г. таких образований было всего 3 (Токио, Нью-Йорк, Шанхай), а в 1990 г. уже 12 (список пополнили Мехико, Сан-Паулу, Баибей, Лос-Анджелес, Пекин, Калькутта, Буэнос-Айрес, Сеул и Осака). По прогнозам, к 2000 г. число таких сверхкрупных агломераций достигает 21-25, главным образом благодаря странам Азии (Джакарта, Таньцзинь, Карачи, Дели, Манила, Дакка). Это еще более усилит юго-восточно-азиатский вектор в мировой урбанизации. Ведь сегодня в Азии сосредоточено около половины горожан земли, тогда как в 1950 г. - 1/3.
Очень быстрые темпы характерны для развития больших городов, т. е. городов с населением более 100 тыс. человек. С 1800 по 1980 г. количество больших городов увеличилось примерно в 30 раз, численность населения в них– в 51, а доля населения, проживающего в таких городах, во всем населении –в 12 раз. Особенно быстрый рост больших городов происходил в XX веке. Еще более быстрыми темпами роста отмечаются крупнейшие города–миллионеры. В 1800 г. в мире был только один город с населением более 1 млн. человек (0, 1% населения Земли), в 1900 г. их было уже 10, а к началу 90-х г. г. – около 320. Ожидают, что к 2000 г. в мире будет около 430 городов – миллионеров, и они сосредоточат более 20% населения Земли. СТОЛИЦА - главный город государства, обычно место пребывания высших органов государственной власти, центральных учреждений и ведомств. В некоторых государствах столицы нередко выделяются в самостоятельную административную единицу, для нее устанавливается особый порядок управления. Значение столицы очень велико, она выступает символом национальной гордости у населения за свою страну. Вспомним вторую мировую войну: “Ни шагу назад. Позади – Москва”
7. Города- из-за огромной концентрации в них людей, промышленных предприятий, транспорта, являются крупнейшими потребителями всех видов природных ресурсов территориальных, энергетических, продовольственных и важнейшими источниками загрязнения окружающей среды. Нагрузка на природную среду резко возрастает не только в самихгородах, но и за городской чертой.
Разрастание городской территории ведет к сокращению ценных сельскохозяйственных угодий, что в условиях развивающихся стран еще более обостряет продовольственную ситуацию.
Городаряда стран Африки южнее Сахары окружены на многие десятки километров безжизненными землями. Эти так называемые "бедленды" образовались из-за вырубки древесной растительности для топлива и выпаса в окрестностяхгородов многочисленных стад, принадлежащих осевшим в городе кочевникам. Большие городаявляются крупнейшими потребителями продовольствия, и, как правило, окружающая сельская территория не в состоянии его поставлять.
К числу важнейших проблем современности относится обеспечение водой горожан и промышленных предприятий и удаление сточных вод. Серьезными проблемами считаются вывоз мусора и утилизация отходов человеческой деятельности. Однако, воздействие крупных городовна окружающую среду не ограничивается локальным уровнем, они не только нарушают гидрологический режим огромных территорий, климат и циркуляцию атмосферы, но и влияют на литосферу, вызывая тяжестью зданий и сооружений прогибы земной коры. В самих городахформируется особый микроклимат. Жилая застройка снижает скорость ветра, а застой воздуха способствует концентрации высокотоксичных промышленных загрязнителей. Смоги - смесь дыма, пыли и тумана, сокращая количество солнечного света, вызывают серьезные заболевания людей. Температура воздуха вгородахвсегда несколько превышает среднюю температуру данного района. "Нагревание" городской атмосферы происходит из-за сгорания автомобильного топлива, отопления зданий и их последующего охлаждения, от отдачи радиационного тепла всеми городскими объектами. Вгородах умеренных широт раньше тает снег, зеленеют растения. Часто зимой из городов не улетают птицы, обычно зимующие в других краях; в городах формируются упрощенные сообщества фауны и флоры.
Урбанизация, с одной стороны, улучшает условия жизни населения, с другой –приводит к вытеснению природных систем искусственным, загрязнению окружающей среды, повышению химической , физической и психологической нагрузки на организм человека.
Крупный город изменяет почти все компоненты природной среды –атмосферу, растительность, почву, рельеф, гидрографическую сеть, подземные воды, грунт и даже климат. Процесс урбанизации, обусловленный в целом развитием общественного производства и характером социальных отношений, сам оказывает все более разносторонне влияние на развитие и размещение производства другой сферы деятельности общества, изменяя его социальную и экономическую структуру, демографические показатели, условия развития личности.
Человек постоянно мечтает о лучшем будущем. С древних времен он или стихийно, или сознательно преобразовывал и совершенствовал облик населенных пунктов. Нисколько не удивляет жизнеспособность городов, ведь в них аккумулированы материальные ценности, которые часто просто нельзя оценить, - дома, общественные здания, театры, стадионы, дороги, мосты, трубопроводы и парки.
Город, в конечном счете отражает классовый характер общества, его противоречие, пороки и контрасты.
Города являются центрами политической и культурной жизни. Они возникли во времена рабовладения, развивались при феодализме и капитализме. Процесс концентрации населения в городах проходит значительно быстрее роста общей численности населения. По данным ООН, городское население в мире ежегодно увеличивается на 4% в год.
Появление мегалополисов означает стихийную реконструкцию больших районов Земли. При этом страдают воздушный и водный бассейны, зеленые массивы, нарушаются транспортные связи, что приводит к дискомфорту во всех отношениях. Многие города расширяются так, что не могут уже разместиться на суше и начинают ”сползать в море”.
Процесс концентрации населения в городах неизбежен и в своей сущности позитивен. Но структура совершенного города, его индустриальный, “градообразующий” фактор пришли в противоречие с историческим предназначением города и его ролью в повышении жизненного уровня людей.
Современные крупные города, особенно мегалополисы, расширились стихийно, включают в себя жилые объекты, многочисленные научные и общественные учреждения, промышленные предприятия и объекты транспорта, растут, ширятся, сливаются между собой, тесня и уничтожая живую природу Земли. Современные промышленные города, особенно некоторые супергорода в капиталистических странах, представляют собой в большинстве случаев массу бетона, асфальта, гари, отравляющих выбросов.
8. С наступлением экономического и политического кризиса в конце 80-х –начале 90-х гг. значительно обострились проблемы урбанистического развития страны, которые накапливались в предыдущие десятилетия. Это нашло выражение и в том, что численность городского (как и общего) населения России начала устойчиво снижаться–с 109, 2 в 1992 г. до 107, 5 млн человек в начале 1995 г. Естественно, что и людность подавляющего числа городов также уменьшается. Такой перелом в динамике городского населения–одно из свидетельств неблагополучия в развитии российских городов. Оно во многом связано с особенностями урбанизации в советский период. Укажем наиболее важные из них.
1. Незавершённый, ущербный, односторонний характер развития самого процесса урбанизации.
Эта особенность лежит в основе большинства других, о которых будет идти речь ниже. Она является прямым результатом формирования урбанизации в качестве побочного продукта индустриализации, пренебрежения к потребностям человека в городе, социальной сфере на протяжении десятилетий специфических собственно городских проблем.
Незавершённый характер урбанизации заключается в том, что далеко не всё городское население и поныне включено в городской образ жизни по характеру занятости, уровню обслуживания, разнообразию досуга и. т. д. В общем приросте городского населения страны примерно 70% составляли вчерашние сельские жители. Чрезмерная в ряде районов миграция из села в город усугублялась часто непродуманными административными преобразованиями сельских территорий в городские. Это способствовало возникновению явления, известного в литературе как“ложная урбанизация” и характерного для многих развивающихся стран, а в СНГ –особенно для стран Средней Азии. Всё это имело негативные последствия не только для города, не и для сельской местности. Число сельских населенных пунктов сократилось между переписями населения 1959 и 1989 гг. почти вдвое (с 294 до 153 тыс. ), главным образом за счёт мелких сёл до 500 жителей, а численность сельского населения– с 55, 0 до 39, 1 млн человек.
По производительности труда в 1990 г. советское сельское хозяйство уступало США в 11 раз, Нидерландам, Бельгии и Канаде– в 10 раз и даже таким странам, как Греция и Португалия, –в 2 раза. Поэтому соотношение доли городского населения в СССР (66% в 1989 г. ) и доли занятых в сельском хозяйстве (20%) было далеко от нормального. 2. Низкое качество городской среды.
Низкое качество городской среды –прямое следствие сказанного выше; оно связано во многом со слишком высокими темпами роста городского населения страны и низкими доходами горожан. Недостаточное развитие социальной сферы, уровня благоустройства городов, однообразие, а порой унылость архитектурного облика, неразвитость городской культуры–всё это характерно не только для подавляющего большинства малых городов, особенно в России, но и для многих крупных центров с населением свыше 100 тыс. жителей, в том числе созданных в последние десятилетия. 3. Экологическое неблагополучие городского развития.
Проблемы экологии за последние два-три десятилетия приобрели особую остроту в связи с резко возросшим загрязнением воздушного бассейна и водных ресурсов городов. Почти все большие города бывшего СССР, а некоторые специализированные промышленные центры и с населением менее 100 тыс. жителей подошли к экологическому пределу своего роста из-за отсталой технологии развития промышленности и автотранспорта–основных загрязнителей (роль последнего в загрязнении крупных городов достигает 70-90%).
К началу 90-х гг. в СССР насчитывалось около 100 городов с критическим экологическим состоянием. Неблагополучие городской среды связано не только с величиной города, но и с особенностями его функциональной структуры, микроположения, местных условий и т. д. Рекордсменами по суммарному выбросу вредных веществ в атмосферу тогда являлись Норильск (2, 4 млн т в 1986 г. , население 173 тыс. человек в 1990 г. ), Кривой Рог (1, 6; 717), Экибастуз (1, 6; 137), Москва (1, 25; 9100); Новокузнецк (1, 1; 601); Темиртау (1, 1 млн т; 213 тыс. человек). Ещё 8 городов отличались значительным превышением ПДК по отдельным веществам или высоким содержанием пыли; среди них не только крупные, но и небольшие города с населением около 50 тыс. жителей (Кириши, Благовещенск в Башкирии).
В России, по официальным данным, выделяются (на 1994 г. ) 40 городов с наиболее неблагоприятной экологической ситуацией, исходя из объёма выбросов загрязняющих веществ только от стационарных источников. Среди них– Москва и половина “городов-миллионеров”. Важно отметить, что среди городов России с тяжёлой экологической ситуацией (по данным опроса населения летом 1990 г. ) оказались не только традиционные центры металлургии и химии (Челябинск, Уфа, Липецк), но и многие новые крупные города– Тольятти, Набережные Челны, Нижнекамск, Новокуйбышевск, Волжский и др. 4. Асимметричность городского расселения.
Между европейской и азиатской частями страны, между её югом и севером наблюдается асимметричность городского расселения. В европейской части в 1990 г. были расположены около 4/5 всех городов СССР; там находилось 127 из 165 больших городов России (77%). В этой наиболее освоенной части СССР и России лишь крайние северные территории и район Прикаспия на юге неблагоприятны для жизни населения и трудны для освоения.
В азиатской же части основная полоса расселения сильно сужена и отжата к югу. Её отличают также меньшая зрелость и сформированность сети расселения, более низкое качество городской среды, сферы обслуживания, культуры. 5. Деформация функциональной структуры городов, преобладание монопрофильных узкоспециализированных центров.
Это одно из следствий тоталитарной (военно-промышленной урбанизации), для которой характерно обилие городов одной отрасли при слабом развитии центральных функций (связей с окружающей территорией), культурного потенциала, городской среды и т. д. Даже крупные города нередко остаются всего лишь огромными посёлками при предприятиях-гигантах. Поэтому и в крупнейших столичных и региональных центрах, которые по своей природе обычно многофункциональны, чрезмерное преобладание промышленности наблюдается повсеместно. Даже в Москве по доле занятых промышленность занимает первое место (24%). Все отмеченные выше особенности способствовали обострению проблем развития урбанизации России.
5. Большие города: возрастание их роли как социально-культурных очагов урбанизации.
Динамика урбанизации в России связана со значительным повышением в структуре расселения роли больших (с населением свыше 100 тыс. жителей) и крупнейших (свыше 500 тыс. ) городов, а в последние десятилетия– и городов-миллионеров. Урбанистическая структура России в 1939-1995 гг.
В 1995 г. 168 больших городов сосредоточили 68% городского и 46% общего населения страны. Они отчётливо выделяют основную полосу расселения России и важнейшие звенья её территориально-экономического развития–столичные районы (Московский, С. -Петербургский), основные экономические оси и линии (Волга, Урал, Транссиб), морские побережья и т. д. Города с населением свыше 300 тыс. жителей (63 в 1995 г. ) и их окружение составляют строгоорганизованные пространства (термин Е. Е. Лейзеровича), которые подверглись наиболее сильному антропогенному воздействию и являются основной ареной урбанизации в России. На другом полюсе–слабоорганизованные пространства (9/10 всей территории), редко заселённые (средняя плотность около 3 чел. /кв. км) и слабоосвоенные с редкой сетью коммуникаций.
Большие города –главная фигура расселения страны во второй половине ХХ в. И только по страшному недомыслию их судьбы на протяжении многих десятилетий определяла пресловутая формула–ограничение роста больших городов и развитие малых и средних, кочевавшая систематически из одного партийно-государственного документа в другой. К сожалению, не одно поколение советских градоведов и градостроителей присягало на верность этой формуле. По меткому выражению Л. Б. Когана, она, по существу, стала проверкой на благонадёжность, лояльность режиму. Фактически же политика ограничения роста больших городов (этих основных очагов урбанизации) и развития малых и средних (в большинстве не располагавших для этого необходимыми ресурсами) означала сдерживание процесса урбанизации в стране, особенно качественных параметров его развития, и во многом способствовала нарастанию негативных особенностей советской урбанизации, о которых говорилось выше. Одностороннее функциональное развитие, индустриальная доминанта в ущерб социальной сфере, недостаточность социально-культурного потенциала, низкое качество городской среды, плохая экологическая обстановка и другие проявления недостаточного внимания к человеку в городе–всё это плюс трудности переходного периода и кризиса в последние годы определили незавидное положение этой ведущей группы российских городов, а с ними и урбанистической ситуации в целом.
В связи со сказанным можно наметить следующие первоочередные проблемы развития больших городов на обозримую перспективу, имея в виду в качестве общей основы коренной пересмотр теории и практики государственного отношения к ним: резкое наращивание социально-культурного потенциала, акцент в развитии больших городов на потребности человека в городе; значительное повышение качества городской среды;
расширение функциональной структуры больших городов исходя прежде всего из местных потребностей;
резкое улучшение экологических условий больших городов, особенно столичных и крупных промышленных центров;
разработка новых методов управления большими городами путём учёта закономерностей их самоорганизации;
усиление процесса формирования пригородных зон больших городов. Список используемой литературы:
1. Алексеев А. И. Социально-экономическая география России. М. 1995 Алексеев А. И. , Николина В. В. Население и хозяйство России. М. 1995 География: энциклопедия. М. 1994 Города России: энциклопедия. М. 1994
Демографическое положение России “Свободная мысль” №2-3 , 1993 Зайончковская Ж. А. Демографическая ситуация и расселение. М. 1991 Экономическая и социальная география России. Под редакцией профессора А. Т, Хрущева. М. 1997 Лаппо Г. М. География городов. М. 1997
Озерова Г. Н. , Покшишевский В. В. География мирового процесса урбанизации. М. 1981 Перцик Е. П. География городов (геоурбанистика). М. 1985 Перцик Е. П. Среда человека: предвидимое будущее. М. 1990 Страны и народы. М. 1983
Страны мира. Краткий политико-экономический справочник. М. 1996 Ковалев С. А. , Ковальская Н. Я. , География населения СССР. М. 1980 Большая инцеклопедия Кирилла и Мефодия 2000
16. Прохоров Б. Б. , Мартынов А. С. Артюхов В. В. Виноградов В. Г. Плотность населения и расселения мира М. 1999 (C)


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную курсовую работу Вы можете использовать для написания своего курсового проекта.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем курсовую работу самостоятельно:
! Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ.
! Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу.
! Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться.
! План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы.
! Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части?
! Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать.
! Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа.
! Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема.
! Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом.
! Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия.
Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта.
Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты.
Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести.
Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя.
Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика.

Сейчас смотрят :

Курсовая работа Межбанковские расчеты
Курсовая работа Современные направления развития менеджмента
Курсовая работа Финансовая отчетность организации (предприятия)
Курсовая работа Налоговое планирование в коммерческих предприятиях (на примере Закрытого акционерного общества "Брянскнефтепродукт")
Курсовая работа Управление персоналом предприятия
Курсовая работа Память и ее виды
Курсовая работа Методика ознакомления детей с иллюстрацией. Формирование представлений о изобразительных средствах иллюстрации
Курсовая работа Анализ формирования и использования собственного капитала организации
Курсовая работа Залог как способ обеспечения исполнения обязательств
Курсовая работа Оценка состояния российского рынка ценных бумаг
Курсовая работа Безопасность труда как условие повышения производительности в организации
Курсовая работа Разработка и расчет жатки комбайна
Курсовая работа Формирование правильного письма у младших школьников
Курсовая работа Расчет экономического эффекта от проведения солянокислотной обработки
Курсовая работа Проектирование автомобильной дороги