Курсовая работа по предмету "Военное дело"


Воспитание военнослужащих на боевых традициях вооруженных сил России

МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВОЕННО - ИНЖЕНЕРНАЯ АКАДЕМИЯ Кафедра N 2-ОН  2КУРСОВАЯ РАБОТА слушателя 258 учебного отделения 3 курса 3 факультета  ш1. 3  _майора Коробко Владимира Васильевича  5(воинское звание, фамилия, имя, отчество)  ш2. 0 Тема:  _ВОСПИТАНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ НА БОЕВЫХ ТРАДИЦИЯХ  _ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИИ  ш1. 3 Проверил  _ полковник  5(в/звание)  _Васюков П. П.  . ___________  5(фамилия, инициалы)  0  5(подпись)  ш2. 0 Оценка " _____________ " Москва - 1994 План
Введение ....................................................... 2 1. Зарождение и развитие традиций в армии
государства Российского .................................... 4 2. Воспитание личного состава на боевых
традициях Вооруженных Сил ............................... 18
Заключение ...................................................... 24
Литература ...................................................... 26 . - 2 Введение
"Самое дорогое у человека - это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и ме лочное прошлое.... " - эти гордые и возвышенные слова замечательно го писателя-патриота Николая Островского, вложенные в уста героя его романа Павла Корчагина, должны стать девизом российской моло дежи, миллионов людей нашей страны. Эти слова должны стать осно вой, даже в настоящий период развития государства Российского, молодого поколения, которому предстоит в ближайшее время стать на охрану рубежей своей страны, и тем, кто выполняет этот долг. Наша армия - неотъемлемая составная часть нашего общества. Поэтому и воспитание личного состава осуществляется в духе общих задач го сударственного строительства.
Вместе с тем воины Вооруженных Сил являются прямыми наслед никами всего лучшего, что было в традициях русской армии и флота. На протяжении веков русские воины считали борьбу за независимость своей Родины делом чести, и всякий раз, когда над Россией нависа ла опасность иноземного порабощения, проявляли изумительные об разцы храбрости и героизма. Носителем подлинного патриотизма русской армии и флота всегда был народ. Именно воля народа была той решающей силой, о которую разбивались все попытки иностранных завоевателей поработить русскую землю.
Вооруженные Силы восприняли народность традиций русской ар мии и флота - храбрость и героизм солдат и матросов, их верность и беззаветное служение своей Родине и многое другое.
Воспитание личного состава Вооруженных Сил на боевых тради циях способствует идейной закалке воинов, дисциплинирует части и подразделения, поднимает моральный дух личного состава армии и - 3
флота. Однако особое воспитательное значение имеет пропаганда ге роического прошлого нашего великого народа нашей великой страны. Традиции, как и другие социально-психологические явления, возникают и проявляются в различных масштабах, на всех уровнях общественной жизни. Традиции для коллектива являются тем социаль ным элементом, который скрепляет его в единое целое, и вместе с тем придает ему своеобразие и неповторимость. Совокупность тради ций представляет собой важнейший элемент внутриколлективной соци ально-психологической атмосферы, в которой постоянно пребывает личность.
На современном этапе развития и реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации трудно переоценить значение традиций. Через сохранение и приумножение традиций ВС РФ непременно придут к более качественному своему состоянию.
Исследование данной темы очень важно и преследует определен ные цели: - совершенствование воспитания личности в коллективе; - воспитание коллектива, как такового;
- сохранение и приумножение традиций, как элемента социаль но-психологической атмосферы в армейской среде.
Забота о формировании положительных настроений, о накоплении разнообразных положительных традиций является заботой о формиро вании коллектива, усилении эффективности его боевой и воспита тельной функций, заботой о морально-психологической подготовке подразделения (части) к успешным действиям в условиях боя. . - 4 1. Зарождение и развитие традиций в армии государства Российского.
Для выполнения задач в условиях армии военнослужащие должны получить за время службы и такое воспитание, которое имеет осо бую, воинскую направленность. Вот это специфическое, связанное с формированием у личного состава Вооруженных Сил необходимых воин ских качеств, и определяет сущность воинского воспитания, его место в общей системе подготовки вооруженных защитников Родины. Воинское воспитание представляет собой целенаправленную дея тельность командиров и штабов по формированию у воинов духовных качеств, отражающих специфический характер нашей армии, ее задачи и предназначение. В единстве со всеми направлениями воспитания воинское воспитание развивает и формирует у воина качества, необ ходимые ему для защиты Отечества. В процессе воинского воспитания формируются такие качества, которые необходимы воинам всегда, но особенно при выполнении задач в боевых условиях. Это - стойкость, мужество, отвага.
Содержание воинского воспитания в самом конкретном плане оп ределяется военной присягой, в которой в концентрированном виде сформулированы требования к вооруженному защитнику Родины, и во инскими уставами, регламентирующими повседневную жизнь, функцио нирование армии и флота в ходе войны. О значении воинских уставов свидетельствует то, что они рассматриваются и утверждаются на са мом высоком государственном уровне.
Основными компонентами содержания воинского воспитания явля ются:
- воспитание у военнослужащих глубокого понимания историчес кого предназначения Вооруженных Сил, особенностей их строительст - 5
ва, функционирования и своего места в выполнении стоящих перед ними задач, особенно по поддержанию постоянной высокой боевой го товности;
- формирование у личного состава непоколебимой верности во енной присяге и уставам, неуклонного следования их требованиям как в мирное время, так и в условиях войны;
- развитие постоянного стремления к овладению военным делом, своей воинской профессией, к отличному освоению военной техники, оружия и способов их применения;
- выработка у военнослужащих высокой дисциплинированности, беспрекословного повиновения, упрочения воинского товарищества; - формирование морально-боевых качеств, которые особенно не обходимы военнослужащим в бою, - стойкости, мужества, отваги, способности переносить самые суровые испытания для достижения по беды над врагом;
- воспитание личного состава в духе гордости за принадлеж ность к Вооруженным Силам России, своей части, стремления разви вать и обогащать их боевые традиции.
Работа по воинскому воспитанию личного состава Вооруженных Сил должна вестись дифференцированно, где главная роль должна принадлежать воинской дисциплине. Единоначалие в армии и на фло те, его последовательное осуществление в многогранной деятельнос ти военных кадров неотрывны от процесса воспитания военнослужащих в духе высокой дисциплинированности. Место и значение этого про цесса в содержании воинского воспитания определяются прежде всего тем, что речь идет о привитии военнослужащему одного из важнейших качеств, без которого немыслимы личность воина, специфическая де ятельность армии и флота. В процессе нравственного воспитания у воинов формируется по - 6
нятие дисциплинированности как воинского долга. Правовое воспита ние развивает у них уважение к законам, на которых зиждется пра вопорядок в армии и на флоте. Воинское воспитание как бы раскры вает суть слагаемых воинской дисциплины, нацеливает личный состав на точное и неукоснительное соблюдение военной присяги и воинских уставов, в единстве с обучением обеспечивает проведение в жизнь их конкретных требований. Этот единый процесс призван способство вать утверждению и поддержанию уставного порядка.
Особое значение придается личной примерности офицеров в со четании с их умением квалифицированно решать задачи неуклонного укрепления дисциплины во вверенных им частях и подразделениях. В содержании воинского воспитания важное место занимает и пропаганда боевых традиций. Освоение этих высоких духовных цен ностей, во-первых, обеспечивает преемственность в работе по фор мированию у личного состава высоких морально-боевых качеств за щитников Родины, что способствует глубокому осознанию им своих служебных обязанностей. Во-вторых, это могучее средство воздейс твия на умы и сердца воинов активно способствует восприятию ими героических дел, свершенных советскими людьми в боях за Родину, за дело своих предков, как примеров для повседневного подражания. Боевые традиции, в-третьих, рассматриваются как конкретный итог и, следовательно, в известном смысле средоточие опыта воспитания воинов в духе верности своей Родине, военной присяге, высокой дисциплинированности, готовности к героическим подвигам. Именно поэтому во всем процессе воинского воспитания боевым традициям уделяется неослабное внимание. Используются различные формы про паганды и агитации.
Таким образом, воинское воспитание - целенаправленный про цесс формирования морально боевых качеств у вооруженных защитни - 7
ков государства Российского. В единстве с нравственным, правовым, трудовым, эстетическим и физическим воспитанием воинское воспита ние служит необходимым условием развития личности воина, укрепле ния морального духа, повышения боевой мощи Вооруженных Сил Рос сии, успешного выполнения ими своих задач как в мирное время, так и в условиях войны, если она будет развязана.
Доблесть русских воинов, их беспримерная стойкость и мужест во, храбрость и героизм, верность боевому знамени, товарищеская помощь друг другу и взаимная выручка в бою, боевая дружба, прояв ляемые в борьбе с врагами России, служили и продолжают служить примером для воинов Вооруженных Сил России.
Разгром шведов и немецких рыцарей дружинниками Александра Невского, битва на Куликовом поле, победа народного ополчения над польской шляхтой во главе с Кузьмой Мининым и Дмитрием Пожарским, разгром шведов под Полтавой, победоносные походы солдат Александ ра Суворова - это страницы величественной эпохи ратного подвига русского народа в борьбе за свою независимость и национальную честь.
Легендарные сказания о беспримерных подвигах русских богаты рей, сражавшихся под предводительством Александра Невского, пере ходят из поколения в поколение. Мужество и богатырская отвага Гаврилы Алексича, Сбыслава Якуповича и Якова Полочанина, прояв ленные ими в боях со шведами на берегах Невы, вдохновляли воинов на великие подвиги.
В разгаре боя Гаврила Алексич по доскам верхом на коне въ ехал на палубу шведского корабля и там продолжал бить врагов. Шведам удалось сбросить Гаврилу Алексича вместе с конем в воду. Алексич выбрался на берег и продолжал храбро сражаться с неприя телем. - 8
Новгородец Сбыслав Якупович поражал врагов топором, удивляя всех своей богатырской силой и смелостью.
Яков Полочанин бесстрашно врезался во вражеский полк и смело разил врага, проявляя беспримерную отвагу, мужество и храбрость. Как говорит предание, он нанес удар предводителю шведов герцогу Бергеру, "возложив печать на его лицо острием своего меча. " Войско Александра Невского отстояло право русского народа на выход к Балтийскому морю и за это потомки воздают ему дань уваже ния и благодарности.
Горячим патриотом земли русской был сам князь Александр Невский. Под его предводительством в апреле 1242 года русские войска наголову разгромили рыцарей в знаменитом Ледовом побоище на Чудском озере. Умело маневрируя пехотой и конницей, полководец древности нанес сокрушительный удар в тыл врага, а затем выгнал далеко за пределы русской земли непрошенных гостей. Рыцари были окончательно отброшены от русской границы. Отпуская после победы пленных на свободу, Александр Невский наказывал им передавать всем, ".... что пусть к нам жалуют любые гости, мы им будем рады; но кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет; на том стоя ла и стоять будет русская земля.... "
Этот наказ, выражающий волю русского народа, не утратил зна чения и в наши дни. Мы и сейчас с радостью принимаем всех иност ранных гостей, которые к нам жалуют с миссией доброй воли, с мис сией мира. Но если кто нападет на нашу Родину, Вооруженные Силы России ответят сокрушительным ударом.
В память о подвиге русского патриота Александра Невского, который еще в 13 веке столь успешно отстаивал от иноземных пора ботителей священную землю отцов, в стране учрежден орден его име ни. Орденом Александра Невского награждаются командиры частей и - 9
подразделений за инициативу в бою по выбору удачного момента для внезапного и стремительного удара по врагу и нанесения ему круп ного поражения с малыми потерями для своих войск.
Высокие боевые качества, храбрость и мужество, самоотвержен ность и выносливость русских воинов проявились в 1380 году в зна менитой Куликовской битве. В этой битве было разгромлено татарс кое войско во главе с Мамаем и фактически сметено иго татаро-мон гол.
Благодаря своему мужеству и патриотизму русский народ отсто ял независимость своей Родины и в октябре 1612 года, изгнав со своей земли польских интервентов. Организаторами этой победы были горячие патриоты русской земли Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, создавшие народное ополчение. Весь народ поднялся тогда на борьбу с врагом. Разгром интервентов силами народного ополчения явился новым замечательным проявлением старой традиции русского народа всеми силами защищать свою землю, свою столицу - Москву. От под вига Минина и Пожарского пошла историческая нить к Отечественной войне 1812 года, а от нее - к героической обороне советской сто лицы в 1941 году.
Русский человек шел на самопожертвования, проявляя исключи тельное бесстрашие, презрение к смерти, если этого требовала Ро дина, ее независимость. Примеров героического самопожертвования безвестных, простых людей, отдавших свою жизнь во имя Родины, бы ло очень много. На этой почве сложилась легенда об Иване Сусани не, в основе которой лежит действительный случай. По преданию один польский отряд добрался до самой Костромы, но недалеко от нее сбился с дороги. Враги зашли в дом крестьянина села Домнина Костромского уезда Ивана Сусанина и потребовали провести их. Иван Сусанин хорошо знал дорогу, по которой должны были идти враги, но - 10
повел их в другую сторону, хотя сознавал, что ему грозит смерть. Он до конца выполнил свой долг перед русской землей. Враги под вергли его неимоверным мукам, а затем убили, так как он категори чески отказался сообщить какие-либо сведения и показать правиль ную дорогу. Вместе с ним погиб и вражеский отряд, заведенный Су саниным в непроходимую лесную глушь.
Исторически сложилось так, что нашему народу веками приходи лось вести борьбу с чужеземными захватчиками за свое национальное существование. Профессия воина, защитника всегда была почетной на Руси. Мы вправе гордиться ратной доблестью русского и других на родов нашего Отечества. Память о наших предках, их делах и свер шениях во имя Родины должна жить вечно.
На протяжении почти трех столетий отечественная военная мысль пополнилась богатейшим материалом на тему обучения и воспи тания войск. Многие полководцы и военачальники, офицеры и генера лы русской армии прекрасно понимали значение нравственного эле мента в обучении и воспитании войск и тем самым объективно стано вились носителями национально-патриотических идей.
Одним из лучших достижений прошлого является выработанный столетиями кодекс нравственности в русской армии. Речь идет преж де всего о таких непреходящих ценностях, как честь и воинский долг, о системе воспитания этих прекрасных качеств у русских сол дат и офицеров. Но а воинская честь - это самая главная доброде тель солдата.
Величие и могущество, которых достигла Россия к концу 18 ве ка, не были щедрым даром провидения. Они явились результатом ко лоссального напряжения всех материальных и духовных сил народа и страны. Конец 17 - начало 18 века, когда реформами Петра 1 были соз - 11
даны регулярные армия и флот России, можно по праву считать нача лом формирования единой системы обучения и воспитания офицеров и солдат. Именно тогда закладывались взгляды и принципы, на основе которых в дальнейшем развивалась отечественная школа военной пе дагогики. Выше всего Петр 1 ставил нравственное воспитание армии. Средствами для воспитания высоких нравственных начал в русской армии, по его мнению, явились дисциплина, требование от офицеров твердого характера, сознательного отношения к своему долгу, а также личный пример служения Отечеству.
Большое влияние на направление воспитания оказал русский полководец П. А. Румянцев. Честь офицерская и солдатская понималась Румянцевым как высшее проявление всех добродетелей военного чело века. Он считал, что офицеры только тогда достойны звания защит ника Отечества, когда они "должность и ревность к службе и собс твенную свою честь в единственный вид и способ своего благополу чия заключат. "
Богатый опыт семилетней войны и преобразования в русской ар мии, успешно проведенные Румянцевым, оказали основополагающее влияние на великого русского полководца А. В. Суворова, которому удалось не только творчески обобщить все лучшее, что было достиг нуто отечественной военной наукой и практикой, но и внести су щественный вклад в развитие системы воспитания и обучения войск. Поэтому большую актуальность сохраняет до сих пор военное наследие великого русского полководца Александра Васильевича Су ворова. Его знаменитая "Наука побеждать" провозглашает следующее: 1. Солдату надлежит быть здоровым, храбрым, твердым и прав дивым. 2. Всякий воин должен понимать свой маневр.
3. Тяжело в ученьи - легко в походе; легко в ученьи - тяжело - 12 в походе. 4. Стреляй редко, да метко, штыком коли крепко. 5. Где пройдет олень, там пройдет и солдат. 6. Граждан республик не обижай. Солдат не разбойник.
7. Три военных искусства: первое - глазомер, второе - быст рота, третье - натиск. 8. Ученье свет, неученье - тьма. Дело мастера боится.
9. Послушание, обучение, дисциплина, чистота, здоровье, оп рятность, бодрость, храбрость - победа! 10. Негоден тот солдат, кто отвечает: "Не могу знать. "
Суворовские традиции использовались не раз воинами российс кой армии, а его мужество и воинское искусство вдохновляли их на ратные подвиги во имя победы над врагами.
Суворовские заветы нашли продолжателей в лице Кутузова, Баг ратиона, Прозоровского и других военачальников. Под руководством гениального русского полководца Михаила Илларионовича Кутузова в 1812 году была разгромлена первоклассная наполеоновская армия. Армия Кутузова при поддержке всего народа спасла Россию от пора бощения.
Славной страницей в истории русского военно-морского флота вошло Наваринское сражение 1827 года, когда дважды было нанесено сокрушительное поражение турецкому флоту. В этом сражении особен но отличился экипаж корабля "Азов" под командованием Лазарева. "Азов" получил 153 пробоины, но из боя не вышел. Весь экипаж ко рабля вел себя героически. Он потопил два турецких фрегата и кор вет, подбил 80-пушечный турецкий корабль, который выбрался на бе рег и взорвался. За эти победы и подвиги экипаж корабля "Азов" первым удостоился Георгиевского флага. Интересно подчеркнуть, что в составе экипажа этого корабля служили лейтенант Нахимов, мичман - 13
Корнилов, гардемарин Истомин, впоследствии ставшие адмиралами и героями русского флота.
Наш народ и его Вооруженные Силы гордятся героическим прош лым своих предшественников, своих далеких предков, дедов и отцов. Они гордятся тем, что в русской армии и флоте зародились славные традиции - стоять насмерть в боях за свою Родину, дорожить честью своего полка, выручать друг друга от врага, оберегать от опаснос ти командиров.
В основу боевых традиций молодой Красной Армии легли подвиги русского народа по защите священных рубежей своей Родины до Вели кой Октябрьской социалистической революции. Однако в годы граж данской войны начали зарождаться новые традиции и их направлен ность, а это связано с изменением строя, стала иной. Многим поко лениям известны подвиги воинов Красной Армии в годы гражданской войны, известны выдающиеся командиры, на чьих именах воспиталось не одно поколение: это Чапаев, Котовский, Блюхер, Фрунзе.... Но дальнейшее развитие боевые традиции, зародившиеся в годы граж данской войны, получили в годы Великой Отечественной войны. Высокая боевая активность советских воинов в единстве с их идейной убежденностью, безграничной любовью к своей Родине, вер ностью великому долгу и другими морально-боевыми качествами явля ются основой героизма. Главное, что передается от поколения к по колению, - убежденность в правоте и непобедимости идей. Идейная убежденность роднит участников штурма Зимнего, солдат, водружав ших Знамя Победы над рейхстагом, и сегодняшних защитников Родины. Важнейшими боевыми традициями фронтовиков были: беззаветная преданность делу Ленина, любовь к своей Отчизне, уверенность в победе над врагами Родины. У наших людей нет ничего дороже, ближе и священнее Родины. "За такую Родину будем стоять насмерть, "- го - 14
ворили фронтовики. И стояли до конца, шли на нечеловеческие муки и умирали героями, как коммунист генерал Д. М. Карбышев, комсомолец гвардии младший сержант Ю. Смирнов, как многие другие воины-патри оты.
В ожесточенных боях в годы Великой Отечественной войны со ветский воин Александр Матросов закрыл своим телом амбразуру вра жеского дзота, отдал жизнь, чтобы обеспечить выполнение боевой задачи. В его героическом подвиге отразилось глубокое осознание им своего воинского долга перед Родиной, перед советским народом, пламенный патриотизм. Так же самоотверженно действовал, совершая воздушный таран, бесстрашный летчик Николай Гастелло и многие другие воины-патриоты. Их героические поступки стали примером для подражания, вдохновляли миллионы защитников Отчизны на беспример ные подвиги в боях против иноземных оккупантов. В этом огромная сила примера героизма советских воинов. Великой Отечественной войны героизм в армии и на флоте стал массовым. Боевые подвиги многих десятков тысяч советских воинов в битвах под Москвой, Ле нинградом и Сталинградом, на Курской дуге, при форсировании Днеп ра, Вислы и Одера, при штурме Берлина и в других сражениях - сви детельство массового героизма советских людей во имя победы над фашистскими захватчиками.
Верность присяге, воинскому долгу, массовый героизм - эти боевые традиции стали нормой поведения в бою. Замечательными бое выми традициями являются также любовь к своей части, к своему ко раблю, к Боевому Знамени, к Военно-морскому флагу, к оружию, войсковое товарищество, уважение командира и защита его в бою. Эти и другие традиции очень важны. Передаваясь из поколения в по коление, боевые традиции умножаются, развиваются и живут. Боевые традиции, верность им побуждали советских воинов образцово выпол - 15
нять свой священный долг, честно и добросовестно служить своему народу, своей Родине.
В 1712 году указом Петра 1 утверждены штаты и численность команды инженеров при артиллерийском полку. С этого периода в ин женерных войсках стали зарождаться боевые традиции такие как: беззаветная преданность Родине, верность воинскому долгу, самоот верженность, массовый героизм в боях, войсковое товарищество, вы сокий профессионализм и многие другие.
В ходе многочисленных войн, походов, сражений инженерные войска выполняли большой объем работ по обеспечению боевых дейс твий. Истории известны факты сооружения полевых укреплений в Пол тавском и Бородинском сражениях, создание бастионной и полевой обороны Севастополя в ходе Крымской войны 1853-1856 гг. , форсиро вание Дуная в русско-турецкую войну 1877-1878 годов. При этом, обеспечивая атаки, штурмы, продвижение войск, зачастую военные инженеры непосредственно участвовали в оборонительных и наступа тельных боях, проявляя мужество и героизм.
За многочисленные подвиги инженерные части награждались оп ределенными отличиями, в том числе вручались знамена, иконы, над писи на головные уборы, Георгиевские серебряные сигнальные рожки. Так, после русско-японской войны ряд инженерных батальонов и рот были пожалованы надписями:
"За Мукдены в 1905 году", "За Порт-Артур в 1904 году", 1-й саперный батальон, 1-й Восточно-Сибирский батальон получили по четные надписи на головные уборы "За отличие в войне с Японией в 1904 и 1905 годах".
В отличие от других видов и родов войск инженерные войска не только в период войны, но и в мирное время решали задачи общего сударственного масштаба. Во второй половине прошлого столетия в - 16
основном силами саперных батальонов были построены города-крепос ти России: Кронштадт (под руководством военного инженера Джиг канхсу), Брест-Литовск (А. Ден), Керчь (А. Нат), ряд других. Эта, а также многие другие традиции русских инженерных войск были унас ледованы и в послереволюционный период.
Созданные во время борьбы с объединенными силами империализ ма и внутренней контрреволюции, инженерные войска уже в первые годы своего существования с успехом решили многие сложные задачи обеспечения боевых действий молодой тогда Красной Армии. В эти же годы выросли свои, новые инженерные кадры.
Достойный вклад в победу над немецко-фашистскими войсками и японскими милитаристами внесли и инженерные войска в года Великой Отечественной войны. В ходе войны они получили дальнейшее, еще большее развитие, выросли количественно, укрепились организацион но и технически, приобрели огромный опыт обеспечения боевых дейс твий в различных условиях обстановки, показали образцы массового героизма и мужества при выполнении боевых задач. Следуя боевым традициям, саперы при выполнении задач проявляли творческую ак тивность и изобретательность, мужество и отвагу.
Среди факторов, обусловивших достижение победы в Великой Отечественной войне советского народа и его Вооруженных Сил над фашистской Германией и империалистической Японией, важнейшим яв ляется советский патриотизм. Вместе со всей Красной Армией личный состав инженерных войск проявил воинскую доблесть, массовый геро изм, любовь к Родине, своему народу. За боевые подвиги на полях Великой Отечественной войны 642 воина инженерных войск удостоены звания Героя Советского Союза. Боевые дела 266 саперов и понтоне ров отмечены орденом Славы всех трех степеней. Сотни тысяч воинов награждены орденами и медалями. Навечно зачислены в списки инже - 17
нерных частей павшие герои - рядовые и сержанты И. К. Базылев, Ф. И. Безруков, В. П. Горячев, В. Б. Ефимов, В. В. Колосов, М. В. Мягкий, Г. Е. Попов, В. М. Счастнов, В. А. Сухов. Ореолом немеркнущей славы на родного героя у нас и во всем мине окружено имя пламенного сына советского народа генерал-лейтенанта инженерных войск Д. М. Карбы шева, погибшего в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Среди 642 воинов инженерных войск, удостоенных звания Героя Советского Союза, есть люди различных возрастов и званий, нацио нальностей и профессий. Не это ли пример для подражания!
В Великой Отечественной войне были значительно обогащены и преумножены героические традиции, сложившиеся в годы гражданской войны. Массовый героизм, высокую организованность и боевую выучку демонстрировали целые объединения, соединения и части. Показате лем этого является присвоение многим из них звания гвардейских, почетных наименований, а так же награждение орденами. 6 инженер ных бригад, 190 инженерных, саперных и понтонных батальонов, 5 отдельных рот удостоены звания гвардейских. Всего за период войны было произведено 773 награждения орденами инженерных, саперных и понтонных частей и соединений, многие из них удостоены почетных наименований, а особо отличившихся получили звание гвардейских, неоднократно почетные наименования и были награждены орденами. Массовый героизм советских саперов и понтонеров в боях за освобождение Европейских стран (Польши, Чехословакии, Румынии, Болгарии, Венгрии и др. ), а также помощь, оказанная инженерными частями Красной Армии населению освобожденных городов и сел этих стран в разминировании территории, восстановлении разрушенных мостов и предприятий, - одно из проявлений великой исторической освободительной миссии Советских Вооруженных Сил. В памяти народной будут вечно жить подвиги патриотов Родины - 18
и среди них - саперов, понтонеров и других специалистов инженер ных войск, подвиги целых частей и соединений. Славные боевые тра диции навсегда останутся великим духовным богатством и будут слу жить делу воспитания человека великой страны России. 2. Воспитание личного состава на боевых традициях Вооруженных Сил.
Боевые традиции армии и флота - это исторически сложившиеся обычаи и моральные правили, ставшие нормой поведения воинов в бою и в мирное время, активно побуждают их образцово выполнять свой воинский долг, честно и добросовестно служить своему народу, сво ей Родине.
Войсковая практика свидетельствует, что боевые традиции пов семестно взяты на вооружение как испытанное и эффективное средс тво воспитания мужественных, стойких и умелых защитников Родины. Всюду, где служит российский воин, рядом с ним несут бессменную вахту боевые традиции. Основными боевыми традициями Вооруженных Сил являются:
- беззаветная преданность и горячая любовь к Родине, посто янная готовность защищать ее до последней капли крови; - непримиримость к врагам Родины, высокая бдительность;
- верность воинскому долгу, военной присяге, самоотвержен ность и массовый героизм в бою;
- любовь к родной армии и флоту, к своей части, кораблю, верность Боевому Знамени, Флагу корабля;
- постоянное стремление к совершенствованию боевого мастерс тва, повышению военных знаний, неустанная борьба за высокую боевую готовность, образцовый порядок, организованность и - 19 дисциплину;
- войсковое товарищество и коллективизм, уважение к команди ру и защита его в бою.
Пропаганда боевых традиций помогает молодежи обогащать свои общественные идеалы, как бы приобщаться к духовному облику тех, кто проявил легендарное мужество и отвагу, обессмертил себя под вигами во имя Родины.
Особую ценность боевые традиции представляют для воинского воспитания личного состава армии и флота. Их изучение и пропаган да способствует формированию у воинов высоких морально-боевых ка честв, необходимых для достижения победы в современном бою, помо гают готовить воина-гражданина, патриота, обладающего сильным ду хом, несгибаемой волей, мужеством и храбростью, в совершенстве владеющего военной техникой и оружием. Выдающийся полководец М. В. Фрунзе считал традиции нашей армии залогом будущих великих подвигов советских воинов. В своем приветствии воинам героической 51-й Перекопской дивизии он указывал на то, чтобы "память о слав ном прошлом запечатлелась и, не умирая, передавалось из поколения в поколение новым составом полков дивизии.
Воспитательное воздействие боевых традиций заключается преж де всего в силе примера, которая побуждает новые поколения воинов идти по стопам своих отцов и дедов, множить их славные дела, без заветно служить Родине. Сила положительного примера - это огром ная сила, а когда она сочетается с идейной убежденностью, любовью к Родине, когда мотивами поведения человека, его действий стано вятся благородные цели, она умножается во сто крат. Известно ведь из истории, что в годы Великой Отечественной войны сотни воинов наших Вооруженных Сил в критические моменты боя, следуя примеру Александра Матросова, закрыли своим телом амбразуры вражеских до - 20
тов и дзотов; более трехсот советских летчиков повторили подвиг Николая Гастелло. Свыше 11000 человек за героизм в боях с немец ко-фашистскими захватчиками удостоены высокого звания Героя Со ветского Союза. Положительный пример героев оказывает воздействия не только на отдельного человека, но и на воинские коллективы в целом.
Пропаганда боевых традиций помогает воспитывать воинов, це ментировать воинские коллективы, мобилизовать личный состав на совершенствование своего мастерства, укрепление воинской дисцип лины, повышение бдительности, боевой готовности войск и сил фло та. В боевых традициях воины находят лучший образец для выборы нравственного идеала, к которому стремятся, которому подражают, который является побудителем их поступков.
Изучение, пропаганда и внедрение в жизнь боевых традиций способствуют разоблачению клеветнических измышлений в адрес исто рии наших Вооруженных Сил.
Историю пишет народ. Ее можно трактовать по - разному, но нельзя все же изменить исторические вехи. Историю переделать нельзя. В связи с распадом Советского Союза Вооруженные Силы, ко торые приняты под юрисдикцию России, оказались в какой-то степени раздробленными, находясь в некоторых бывших республиках СССР и в дальнем зарубежье. Процесс распада СССР повлек за собой в некото рых регионах межнациональные конфликты. В этих условиях Вооружен ные Силы России оказались в некотором смысле в роли заложника. Это явилось результатом некоторой непродуманной игры политиков. Данная ситуация выдвинула перед Вооруженными Силами ряд неорди нарных, несвойственных им задач. Это и вывод войск на территорию России как из стран дальнего зарубежья так и с территории бывших союзных республик (особенно остро в этом плане решался вопрос с - 21
республиками Прибалтики), это и выполнение миротворческой миссии в Молдавии и на Кавказе, это и выполнение боевых задач совместно с пограничными войсками по защите государственных границ на тер ритории Таджикистана, это и выполнение миротворческой миссии в Югославии под эгидой ООН. В результате некоторых событий за пос леднее время армия попала под мощный огонь критики со стороны прессы, общественности, что, естественным образом, отрицательно сказалось на ее моральном состоянии. Однако не только критика повлияла на снижение некоторого морального потенциала армии, но также и социальные условия, в которых она оказалась. Некоторыми недобросовестными идеологами и журналистами умышленно стали изв ращаться те завоевания народа и армии, которые были достигнуты за последние семьдесят лет. В результате политической борьбы армия стала заложницей большой политики.
Параллельно с вопросом передислокации войск решается вопрос о сокращении Вооруженных Сил до пределов "разумной" достаточнос ти. Вопрос о сокращении, как никакой другой, затронул самое, ка залось бы, устойчивое и незыблемое в армии - боевые традиции. По рой приходится удивляться некоторым решениям по этому вопросу. Как известно, на территории бывшей ГДР дислоцировались части, со единения и объединения, овеянные славой в годы Великой Отечест венной войны, имеющие огромные боевые традиции, которые передава лись из поколения в поколение. Гордостью, к примеру, было служить солдату, офицеру в прославленной 62-й общевойсковой армии (ныне 8-я гвардейская общевойсковая армия), которой командовал в годы Великой Отечественной войны прославленный командарм В. И. Чуйков. Событием исторической важности считали солдаты, офицеры, генералы этой армии приезд в 1977 году Маршала Советского Союза В. И. Чуйко ва, посещение им частей и соединений, встречи с личным составом. - 22
И тогда остро ощутилось у каждого в сердце - боевые традиции жи вут и умножаются, они вечны и незыблемы. Но как горько осознавать сейчас то, что части и соединения армии выведены, часть из них расформирована, а боевые знамена, в том числе и штаба объедине ния, сданы в Музей ВС города Волгограда. Славные страницы, впи санные этой армией в историю Вооруженных Сил, завершены.... Боевые традиции, рожденные под боевыми знаменами этого объединения, в том числе и знаменитый клич ".... За Волгой для нас земли нет.... " к сожалению теряют свою актуальность. Это большое поле деятельности и размышлений для военных историков. Но тем не менее даже совре менная жизнь Вооруженных Сил имеет огромную почву для появления, для рождения новых боевых традиций, однако эти традиции не могут существовать в разрыве от традиций прошлых лет.
Даже в наше непростое время воины верно служат своему наро ду, с честью выполняют свой воинский долг перед ним. Они всегда готовы на любой подвиг во имя своей Родины. Наша армия - это ар мия героев.
Боевые традиции связаны между собой. Они отражают славу, ве личие и особенности Вооруженных Сил России и служат делу повыше ния их боеготовности. Боевые традиции явились могучим духовным оружием нашей армии и способствовали ее победам.
Армия и флот неотделимы от своего народа. В армию и флот ежегодно приходит пополнение с трудового фронта. Отслужив в рядах Вооруженных Сил, они снова возвращаются к труду. Да и сама служба в рядах армии и флота есть большой и напряженный труд. Без упор ного труда нельзя освоить сложную боевую технику, нельзя воспи тать в себе качества воина, всегда готового выступить на защиту Родины и отстаивать ее умело и мужественно. . - 23
Воины Российских Вооруженных Сил являются достойными наслед никами героических, славных традиций, которыми так богата история нашей армии. . - 24 Заключение
Есть разные наследники. Одни, получив наследство, умножают его, другие - транжирят. Тем и хорош настоящий наследник, что он относится к наследству как к стартовой площадки для свершения но вых богатырских дел, новых трудовых и боевых подвигов во славу своего Отечества. Однако хранить наследство - вовсе не значит еще ограничиваться наследством.
История Вооруженных Сил - красноречивое свидетельство того, как из года в год умножается ратная слава героев Октября, мужест венных и бесстрашных рыцарей Великой Отечественной войны.
Рождение той или иной традиции всегда связано с борьбой за высокие показатели в боевой подготовке, всегда следует в фарвате ре общевойсковой и общефлотской традиции - постоянного стремления к совершенствованию своего воинского мастерства. Это порождает патриотические начинания, способствующие росту боевой выучки. Мы завершили наш разговор о боевых традициях. Они вписали в наши сердца, вписались в клетки нашего мозга. Они - это мы сами, люди с ружьем, это наш труд, наша почетная служба. Просто помнить традиции - мало. Им нужно неотступно следовать, их нужно умножать и к старой славе прибавлять новую. А это значит идти от рубежа к рубежу, от успеха к успеху, брать новые высоты боевого мастерс тва.
Большая воспитательная значимость традиций побуждает руково дителей коллективов, командиров постоянно влиять на динамику их возникновения и действия, кропотливо отбирать, поддерживать, соз давать и пестовать положительные традиции, множить их. Для этого необходимо ежедневная, кропотливая работа, основная доля в кото рой должна принадлежать: - 25 - пропаганде боевых традиций; - поиску и утверждению вновь зарождающихся традиций; - умелое оформление наглядной агитации;
- систематические встречи с ветеранами войн и Вооруженных Сил;
- возрождение положительных традиций дореволюционной армии; - поднять на более высокий уровень традиции, зародившиеся в Афганской войне.
Жизнь показывает, что воспитательные возможности коллектива находятся в прямой зависимости от числа положительных традиций в нем.
Традиции! Нержавеющее и нестареющее оружие воинской доблести и славы. В них уроки прошлого, опыт настоящего и слава будущего. Они всегда зовут к подвигу, и потому они не подвластны времени. Они вечно живы в наших делах, в наших подвигах. . - 26 Литература
1. "Вопросы воинского воспитания", Сборник статей, Москва, Воениздат - 1985г. ,- 178 с.
2. Игнатьев Л. Л. "Пятьдесят лет в строю", Воениздат, Москва 1988г. - 750 с.
3. "История государства Российского", Изд. "Пламя", 1992 г. 410с.
4. Карев Г. А. "Пылающий берег", издательство "Маяк", Одесса 1983г. - 262 с.
5. Конев И. С. "Записки Командующего фронтом", Воениз дат, Москва -1988г. - 730 с.
6. "Краснознаменный Киевский", Издательство Политической ли тературы, Киев- 1979г. - 462 с.
7. "О долге и чести воинской в Российской Армии", Собрание материалов, документов и статей, Воениздат, Москва- 1990г.
8. Полевой Б. Н. "Повесть о настоящем человеке", издательст во"Советская школа", Киев- 1983г. - 346 с.
9. "Проблемы воинского воспитания", Воениздат, Москва 1979г. - 273 с.
10. Цирлин А. Д. "Инженерные войска в боях за Советскую Роди ну", Воениздат, Москва- 1970г. - 343 с. - 27


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную курсовую работу Вы можете использовать для написания своего курсового проекта.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем курсовую работу самостоятельно:
! Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ.
! Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу.
! Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться.
! План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы.
! Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части?
! Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать.
! Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа.
! Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема.
! Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом.
! Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия.
Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта.
Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты.
Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести.
Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя.
Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика.

Сейчас смотрят :

Курсовая работа Представительство в гражданском праве
Курсовая работа Этапы формирования кредитной политики банка
Курсовая работа Себестоимость, прибыль и рентабельность в системе качественных показателей эффективности деятельности предприятия
Курсовая работа Совершенствование организации заработной платы
Курсовая работа Программа диагностики познавательных психических процессов детей младшего школьного возраста
Курсовая работа Сравнительная характеристика коров черно-пестрой породы различных линий и перспективы их исполь
Курсовая работа Причины мирового экономического кризиса и пути выхода из него
Курсовая работа Анализ производства муки
Курсовая работа Особенности работы социального педагога с семьями группы риска в микрорайоне
Курсовая работа Приготовление бутербродов
Курсовая работа Собственный капитал коммерческого банка: состав и порядок формирования
Курсовая работа Персонал предприятия и пути увеличения эффективности его использования
Курсовая работа Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе
Курсовая работа Технология обслуживания клиентов в гостинице
Курсовая работа Лишение свободы как основной вид наказания