1
Эффективное использование трудовых ресурсов - залог выхода из социально-экономического кризиса.
Президентом Российской Федерации в посланиях последних лет были сформулированы основные приоритеты социально-экономической политики государства на ближайшее десятилетие. В Послании 2003 года им была поставлена задача удвоения валового внутреннего продукта за десять лет. 10 мая 2006 В.В.Путин в обращении к Федеральному Собранию Российской Федерации сказал: «Казалось бы, мы в целом справляемся с этой задачей, и за последние три года среднегодовой экономический рост как раз составил около 7 процентов». К сожалению, не смотря на все усилия предпринимаемые администрацией и думой города, мы не можем похвастаться такими же достижениями. Социально-экономическое положение Бийска остаётся крайне тяжёлым. Это обусловлено рядом объективных причин. На одну из которых хотелось бы обратить внимание руководства и общественности города. Со времен Адама Смита признано, что основными ресурсами, без которых невозможна экономическая деятельность, являются труд, земля и капитал. Об эффективном использовании трудовых ресурсов и пойдет далее речь.
По данным статистики в нашем городе проживает приблизительно 237 тысяч человек. Предположим, что каждый из них занят производительным трудом. Непосредственно производит материальные блага, необходимые нам для удовлетворения наших потребностей. Продукты питания, одежду, предметы личной гигиены, коммунальные, бытовые услуги.
При всеобщей занятости производительным трудом, каждый член общества должен был бы производить материальные блага только для своего собственного потребления. Общественное разделение труда в данном случае принципиальной роли не играет. Даже более того, оно увеличивает многократно количество и качество продуктов труда приходящихся на каждого члена сообщества, по сравнению с тем количеством и качеством продуктов которое может дать натуральное хозяйство.
Но, всеобщая занятость производительным трудом невозможна, прежде всего, в силу существующей демографической ситуации. Часть населения, не способна к труду по возрасту и состоянию здоровья. Эту категорию населения составляют дети, подростки, люди преклонного возраста и с ограниченными физическими способностями. Порядка 41% населения составляют данную категорию граждан. Таким образом, исходя из демографической ситуации, грубо, на одного человека который может быть занят производительным трудом, приходится от силы один иждивенец. Фактически это означает, что трудоспособное поколение, в начале должно содержать своих детей. А когда те достигнут трудоспособного возраста, взять на содержание своих родителей которые к тому времени уже не смогут трудиться.
Такая система хозяйствования, при которой все трудоспособное население было бы занято производительным трудом - невозможна. Товарное производство предполагает наличие сферы обращения. Это, прежде всего торговля: оптовая, мелкооптовая и розничная. Торговля не только потребительскими товарам, но и система снабжения предприятий средствами производства. Системный кризис, поразивший страну, затронул все отрасли народного хозяйства, в том числе и торговлю потребительскими товарами. Абсолютно все показатели деятельности ухудшились. Численность населения занятого в данной сфере увеличилась с 1992 по 2004г только по официальным данным в два раза. И это на фоне значительного сокращения работников в производственных отраслях. Вследствие этого, а также вследствие катастрофического снижения покупательной способности большей части населения товарооборот на одного работника занятого в торговле снизился в значительной степени. Качество подавляющей части товаров, не выдерживает ни какой критики. Что же касается торговли средствами производства, то её как таковой, в период планово - централизованного управления хозяйством не было. К сожалению, за два десятилетия «реформ» она всё ещё пребывает в зачаточном виде. Как следствие значительное увеличение занятых в данном секторе экономики.
Следующие отрасли, отвлекающие на себя часть трудовых ресурсов - финансовая, кредитная и страховая. Без них современное производство и торговля невозможны. Но они должна соответствовать современному уровню развития производительных сил и вносить свой весомый вклад в экономический процесс. Доля банковского сектора в структуре вложений в капитальное строительство менее 2%. В тоже время в структуре расходов материальных и трудовых ресурсов экономических субъектов, расходы именно на эти сферы занимают львиную долю.
Это требует привлечения в финансовую, кредитную и страховую отрасль большого количества сотрудников. И ещё большее число работников других отраслей занято только обеспечением платежных операций, а также контроля над ними.
Часть трудоспособного населения занято в сфере образования. Начиная от персонала детского садика и до сотрудников университета, в том числе все те, кто пишет учебники, разрабатывает методические материалы, издаёт их и распространяет.
Ещё одну многочисленную группу составляют люди занятые в сфере медицинского обслуживания. В том числе и в фармацевтической промышленности, работники аптек, всевозможных оздоровительных курсов.
Любое производство немыслимо без наличия на предприятии административно-управленческого аппарата. Необходимо, однако, четко разделять, данную категорию работников на тех, чье присутствие на производстве продиктовано сегодняшним уровнем его развития. И тех, сотрудников, без которых производство могло бы обойтись, но их присутствие обусловлено существующей системой общественных отношений, системой государственного контроля экономической сферы.
Часть трудоспособного населения превратилась в рантье. В основном это представители Советской партийно-хозяйственной номенклатуры, которым государство передало в управление огромные материальные ресурсы, созданные рабским трудом не одного поколения Российских граждан.
Другая часть населения в силу определённых причин не может или не хочет трудиться. К первой категории относятся безработные, мамы воспитывающие детей, домохозяйки, лица, ухаживающие за больными родственниками. К другой части населения относятся все деградировавшие граждане, от бомжей и наркоманов, до преступников всех мастей, в том числе и отбывающих наказание в местах, не столь отдалённых.
И, наконец, многочисленная армия государственных служащих. Одно лишь перечисление всевозможных государственных контор и конторок займёт не одну страницу. Поэтому ограничусь лишь общими замечаниями, характеризующими данную группу занятого населения. За годы Советской власти в стране сформировалась многомиллионная армия «слуг народа». За годы так называемых реформ, эта государственная махина не только не сократилась. Она возросла только по официальным данным в два с лишним раза, приобретая при этом всевозможные, уродливые формы. Но даже это не главное. Чтобы оправдать своё существование изобретаются новые и новые формы самофинансирования. В результате миллионы трудоспособных граждан заняты рутинной бумажной «работой», вынуждены тратить своё драгоценное время и здоровье в жерновах бюрократической махины.
Сокращение же армии, было компенсировано многократным увеличением сотрудников силовых структур и охранных предприятий.
Производственную сферу следует разделить на три вида: производство жизненных средств, производство средств производства и производство предметов «роскоши», прежде всего вооружения и прочих расходов на государственные нужды. Некоторые представители вульгарной экономики предлагают в качестве способа повышения жизненного уровня населения увеличить производство ракет. Но этот тезис спорен, так как привлечение рабочей силы на производство вооружения ведёт к сокращению трудовых ресурсов в сфере производства жизненных средств. То же самое можно сказать и в отношении производства средств производства, объём которого должен обеспечить их расширенное воспроизводство, но в пределах разумного (научно обоснованного). С некоторыми оговорками к работникам, занятым производительным трудом можно отнести лиц, производящих средства производства и вооружение, идущие на экспорт. Если только в страну будут ввозиться в эквивалентном количестве товары народного потребления. И непросто ввозиться, но и распределяться между всеми членами общества. В тоже время, производители жизненных благ идущих на экспорт, если отсутствует эквивалентный обмен, не будут относиться к производительным работникам.
В результате осталась весьма не многочисленная группа граждан, которые, как раз, и заняты производством необходимых материальных благи и предоставлением услуг.
Таким образом, экономически активное население можно разделить на три категории:
Ш занятых производительным трудом;
Ш занятых общественно необходимой деятельностью;
Ш не занятых или занятых общественно пагубной деятельностью.
Не составляет большого труда понять, что только увеличение численности первой категории, занятых производительным трудом может привести к увеличению производства материальных благ. То есть к более полному удовлетворению потребностей всех членов общества. В тоже время, как видно из графика на рис.1., при значительном снижении занятых производительным трудом нас ожидают весьма неприятные последствия.
Рис.2. График нагрузки на одного работника в зависимости от доли населения занятого производительным трудом.
Сегодня один член общества, занятый производительным трудом, должен произвести материальные блага необходимые для жизни 20 человек. Даже если не учитывать того, что эти блага распределены с чудовищной диференсацией, при существующей производительности труда мы можем только выживать. И не о каком развитии и благополучии речи быть не может.
Следствием деформированной структуры занятости населения являются практически все наши социально- экономические проблемы.
Такие как:
ь Мизерные доходы основной массы населения.
ь Высокая стоимость товаров и услуг.
ь Низкая конкурентоспособность товаров российских производителей.
ь Катастрофический износ основных фондов во всех отраслях.
ь Плачевное финансирование медицины, образования, науки.
ь Отсутствие инвестирования.
ь И т.д.
Вполне закономерен вопрос: как граждане не производящие жизненные блага ухитряются выжить? А некоторые из них очень даже не плохо устроились. Для того чтобы каждый член общества мог получить свою долю производимых благ в стране существует определённая система распределения и перераспределения. Абсолютно все участвуют в этом процессе, от младенцев до старцев, от последнего бомжа до президента. Разница лишь в том, что каждая группа населения получает свою долю с помощью определённых инструментов распределения и перераспределения, материальных благ.
Предприятие, продав свою продукцию, делит вырученные средства между поставщиками средств производства. Часть отдаёт государству, в виде налогов, платежей во внебюджетные фонды, лицензионных сборов, расходов на сертификацию продукции, расходов на всевозможные согласования и проверки. Оплачивает консультационные, информационные и прочие услуги, инициатором которых является государство. Часть средств идет на погашение банковских кредитов, страхование, арендные платежи. То, что останется, делится между администрацией предприятия и рабочим коллективом. Получив заработную плату, сотрудники данного предприятия идут в магазин, чтобы приобрести жизненные средства для себя и своих детей (или оплачивают коммунальные услуги). Начинается следующая фаза перераспределения материальных благ. Оплачивая тот или иной товар, мы тем самым часть средств отдаём представителям других категорий граждан. Если цену товара, который мы покупаем разложить на составляющие, то получится, что тем, кто непосредственно принимал участие в производстве, достанется лишь 5-10%. Остальная же сумма будет поделена между торговлей, банковской сферой, государственными организациями. Структура распределения цены товара полностью отражает структуру занятости населения.
Перечислим основные инструменты системы распределения и перераспределения материальных благ:
Ш налоги (включая и способ определения налогооблагаемой базы);
Ш таможенные пошлины;
Ш вменённые издержки (сертификация, лицензирование, регистрация, обеспечение государственного контроля);
Ш дискриминация цен;
Ш банковский процент;
Ш денежная эмиссия; инфляция; девальвация;
Ш всевозможные льготы;
Ш система распределения бюджетных средств;
Ш система межбюджетных отношений;
Ш рента;
Ш торговая и посредническая наценка;
Ш и т.д.
Все эти инструменты взаимосвязаны. Снижение или увеличение одного из них ведет лишь к пропорциональному изменению других инструментов перераспределения материальных благ, по этому не эффективно и бесполезно.
В заключение отмечу, что перечень мер необходимых для выхода из создавшейся ситуации - тема отдельного, большого и серьёзного разговора. Для начала было бы хорошо, если власть и общественность осознают принципиальную важность данной проблемы. И невозможность выхода из социально-экономического кризиса без её решения.
Карпов Александр (karpov-aa@mail.ru).
659323г. Бийск, Алтайский край
2006 г.
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |
Курсовая работа | Microsoft Excel, его функции и возможности |
Курсовая работа | Инновационная деятельность предприятия |
Курсовая работа | Стимулирование труда персонала |
Курсовая работа | Методы исследования сенсорных систем |
Курсовая работа | Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции |
Курсовая работа | Суд присяжных: особенности судопроизводства |
Курсовая работа | Исследование самооценки и уровня притязаний современной молодежи |
Курсовая работа | Организация процесса управления кредитным риском в коммерческом банке |
Курсовая работа | Дидактические игры как средство развития познавательного интереса на уроках обучения грамоте |
Курсовая работа | Формирование спроса на предприятиях общественного питания |
Курсовая работа | Организационная культура |
Курсовая работа | Разработка бизнес-плана на примере ООО "Макин и компания" |
Курсовая работа | Планирование себестоимости продукции |
Курсовая работа | Злоупотребление должностными полномочиями |
Курсовая работа | Рекламные агентства |