Курсовая работа по предмету "Математика"


Доказательство Великой теоремы Ферма за одну операцию



Page 1

Идея предлагаемого вниманию читателя элементарного доказательства Великой теоремы Ферма исключительно проста: после разложения чисел a, b, c на пары слагаемых, затем группировки из них двух сумм U и U и умножения равенства a^n + b^n - c^n = 0 на 11^n (т.е. на 11 в степени n, а чисел a, b, c на 11) (k+3)-я цифра в числе a^n + b^n - c^n (где k - число нулей на конце числа a + b - c) не равна 0 (числа U и U умножаются по-разному!). Для постижения доказательства нужно знать лишь формулу бинома Ньютона, простейшую формулировку малой теоремы Ферма (приводится), определение простого числа, сложение двух-трех чисел и умножение двузначного числа на 11. Вот, пожалуй, и ВСЁ! Самое главное (и трудное) - не запутаться в десятке цифр, обозначенных буквами. Формальное описание истории теоремы и библиография в русском тексте опущены.

Доказательство приводится в редакции от 1 июня 2005 года (с учетом дискуссии на мехматовском сайте).

В.С.

Элементарное доказательство Великой теоремы Ферма

ВИКТОР СОРОКИН

ИНСТРУМЕНТАРИЙ: [В квадратных скобках приводится поясняющая, не обязательная информация.]

Используемые обозначения:

Все числа записаны в системе счисления с простым основанием n > 10.

[Все случаи с составным n, кроме n = 2k (который сводится к случаю n = 4), сводятся к случаю

простого n с помощью простой подстановки. Случаи n = 3, 5 и 7 здесь не рассматриваются.]

ak - k-я цифра от конца в числе a (a1 - последняя цифра).

[Пример для a = 1043: 1043 = 1x53 + 0x52 + 4x51 + 3x50; a1 = 3, a2 = 4, a3 = 0, a4 = 1.]

a(k) - окончание (число) из k цифр числа a (a(1) = a1; 1043(3) = 043). Везде в тексте a1 0.

[Если все три числа a, b и c оканчиваются на ноль, следует разделить равенство 1° на nn.]

(ain)1 = ai и (ain - 1)1 = 1 (см. Малую теорему Ферма для ai 0). (0.1°)

(n + 1)n = (10 + 1)n = 11n = …101 (см. Бином Ньютона для простого n).

Простое следствие из бинома Ньютона и малой теоремы Ферма для s 1 [a1 0]:

если цифра as увеличивается/уменьшается на 0 < d < n,

то цифра ans+1 увеличивается/уменьшается на d (или d + n, или d - n). (0.2°)

[В отрицательных числах цифры считаются отрицательными.]

***

(1°) Допустим, что an + bn - cn = 0 .

Случай 1: (bc)1 ? 0.

(2°) Пусть u = a + b - c, где u(k) = 0, uk+1 ? 0, k > 0 [известно, что в 1° u > 0 и k > 0].

(3°) Умножим равенство 1° на число d1n (см. §§2 и 2a в Приложении) с целью превратить

цифру uk+1 в 5. После этой операции обозначения чисел не меняются

и равенство продолжает идти под тем же номером (1°).

Очевидно, что и в новом равенстве (1°) u = a + b - c, u(k) = 0, uk+1 = 5.

(1*°) И пусть a*n + b*n - c*n = 0, где знаком “*” обозначены записанные в каноническом виде числа в равенстве (1°) после умножения равенства (1°) на 11n .

(4°) Введем в указанной здесь очередности следующие числа: u, u = a(k) + b(k) - c(k),

u = u - u = (a - a(k)) + (b - b(k)) - (c - c(k)), v = (ak+2 + bk+2 - ck+2)1, u* = a*(k) + b*(k) - c*(k),

u* = u* - u* = (a* - a*(k)) + (b* - b*(k)) - (c* - c*(k)), 11u, 11u, v* = (a*k+2 + b*k+2 - c*k+2)1,

и вычислим две последние значащие цифры в этих числах:

(3a°) uk+1 = (uk+1 + uk+1)1 = 5;

(5°) uk+1 = (-1, 0 или 1) - так как - nk < a(k) < nk, - nk < b(k) < nk, - nk < c(k) < nk

и числа a, b, c имеют различные знаки;

(6°) uk+1 = (4, 5 или 6) (см. 3a° и 5°) [важно: 1 < uk+1 < n - 1];

(7°) uk+2 = 0 [всегда!] - так как u < 2nk ;

(8°) uk+2 = uk+2 [всегда!];

(9°) uk+2 = [v + (ak+1 + bk+1 - ck+1)2]1, где (ak+1 + bk+1 - ck+1)2 = (-1, 0 или 1);

(10°) v = [uk+2 - (a(k+1) + b(k+1) - c(k+1))k+2]1 [где (a(k+1) + b(k+1) - c(k+1))k+2 = (-1, 0 или 1)] =

= [uk+2 - (-1, 0 или 1)]1;

(11°) u*k+1 = uk+1 = 5 - т.к. u*k+1 и uk+1 - последние значащие цифры в числах u* и u;

(12°) u*k+1 = uk+1 - т.к. u*k+1 и uk+1 - последние значащие цифры в числах u* и u;

(13°) u*k+1 = (u*k+1 - u*k+1)1 = (3 - u*k+1)1 = (4, 5 или 6) [важно: 1 < u*k+1 < n - 1];

(14°) (11u)k+2 = (uk+2 + uk+1)1 (затем - в результате приведения чисел к каноническому виду -

величина uk+1 «уходит» в u*k+2, поскольку u*k+2 = 0);

(14a°) важно: числа (11u)(k+2) и u*(k+2) отличаются только k+2-ми цифрами, а именно:

u*k+2 = 0, но (11u)k+2 0 в общем случае;

(15°) (11u)k+2 = (uk+2 + uk+1)1;

(16°) u*k+2 = (uk+2 + uk+1)1 = (uk+2 + uk+1)1 = (uk+2 + 5)1;

(16а°) к сведению: u*k+2 = 0 (см. 7°);

(17°) u*k+2 = (u*k+2 +1, u*k+2 или u*k+2 - 1)1 = (см. 9°) = (uk+2 + 4, uk+2 + 5 или uk+2 + 6)1;

(18°) v* = [u*k+2 - (a*(k+1) + b*(k+1) - c*(k+1))k+2]1

[где u*k+2 = (uk+2 + uk+1)1 (см. 16°), а (a*(k+1) + b*(k+1) - c*(k+1))k+2 = (-1, 0 или 1) - см. 10°] =

= [(uk+2 + uk+1)1 - (-1, 0 или 1)]1.

(19°) Введем числа U = (ak+1)n + (bk+1)n - (ck+1)n, U = (an + bn - cn) - U, U = U + U,

U* = (a*k+1)n + (b*k+1)n - (c*k+1)n, U* = (a*n + b*n - c*n) - U*, U* = U* + U*;

(19а°) к сведению: U(k+1) = U*(k+1) = 0.

(20°) Лемма: U(k+2) = U(k+2) = U(k+2) = U*(k+2) = U*(k+2) = U*(k+2) = 0 [всегда!].

Действительно, из 1° мы имеем:

U = an + bn - cn =

= (a(k+1) + nk+1ak+2 + nk+2Pa)n + (b(k+1) + nk+1bk+2 + nk+2Pb)n - (c(k+1) + nk+1ck+2 + nk+2Pc)n =

= (a(k+1)n + b(k+1)n - c(k+1)n) + nk+2(ak+2a(k+1)n - 1 + bk+2b(k+1)n - 1 - ck+2c(k+1)n - 1) + nk+3P =

= U + U = 0, где

U = a(k+1)n + b(k+1)n - c(k+1)n,

(20a°) U = nk+2(ak+2a(k+1)n -1 + bk+2b(k+1)n -1 - ck+2c(k+1)n -1) + nk+3P,

где (ak+2a(k+1)n -1 + bk+2b(k+1)n -1 - ck+2c(k+1)n -1)1 = (см. 0.1°)=

(20b°) = (ak+2 + bk+2 - ck+2)1 = Uk+3 = v (см. 4°).

(21°) Следствие: (Uk+3 + Uk+3)1 = (U*k+3 + U*k+3)1 = 0.

(22°) Вычислим цифру (11nU)k+3:

[так как числа (11u)(k+2) и u*(k+2) отличаются только k+2-ми цифрами на величину

(11u)k+2), то на эту величину будут отличаться и цифры (11nU)k+3 и U*k+3, это означает,

что цифра (11nU)k+3 будет на (11u)k+2 превышать цифру U*k+3 (см. 0.2°)]

(11nU)k+3 = Uk+3 = (U*k+3 + (11u)k+2)1 = (U*k+3 + uk+1)1.

(23°) Откуда U*k+3 = U k+3 - uk+1.

(24°) Вычислим цифру U* k+3 :

U* k+3 = v* = (uk+2 + uk+1)1 - (-1, 0 или 1) - см. (18°);

(25°) Наконец, вычислим цифру (U*k+3 + U*k+3)1:

(U*k+3 + U*k+3)1 = (U*k+3 + U*k+3 - Uk+3 - Uk+3)1 = (U*k+3 - Uk+3 + U*k+3 - Uk+3)1 =

(см. 23° и 24°) = (- uk+1 + v* - v) = (см. 18° и 10°) =

= (- uk+1 + [uk+2 + uk+1 - (-1, 0 или 1)] - [uk+2 - (-1, 0 или 1)])1 =

= (- uk+1 + uk+1 + (-2, -1, 0, 1, или 2))1 = (см. 3a°) =

( uk+1 + (-2, -1, 0, 1, или 2))1 = (см. 6°) = (2, 3, 4, 5, 6, 7 или 8) 0,

что противоречит 21° и, следовательно, выражение 1° есть неравенство.

Случай 2 [доказывается аналогично, но намного проще]: b (или c) = ntb, где b1 = 0 и bt+1 = b1 0.

(26°) Введем число u = c - a > 0, где u(nt - 1) = 0, а unt ? 0 (см. §1 в Приложении).

(27°) После умножения равенства 1° на число d1n (с целью превратить цифру unt в 5)

(см. §§2 и 2a в Приложении) обозначения чисел сохраняются.

(28°) Пусть: u = a(nt - 1) - c(nt - 1), u = (a - a(nt - 1)) - (c - c(nt - 1)) (где, очевидно, unt = (ant - cnt)1);

U = a(nt)n + bn - c(nt)n (где U(nt + 1) = 0 - см. 1° и 26°), U = (an - a(nt)n) - (cn - c(nt)n),

U* = a*(nt)n + b*n - c*(nt)n (где U*(nt + 1) = 0), U* = (a*n - a*(nt)n) - (c*n - c*(nt)n),

v = ant+1 - cnt+1.

Вычисления, полностью аналогичные вычислениям в случае 1, показывают, что nt+2-я цифра в равенстве Ферма не равна нулю. Число b во всех расчетах (кроме самой последней операции и в п. 27°) можно проигнорировать, т.к. цифры bnnt+1 и bnnt+2 при умножении равенства 1° на 11n не меняются (т.к. 11n(3) = 101).

Таким образом, для простых n > 7 теорема доказана.

==================

ПРИЛОЖЕНИЕ

§1. Если числа a, b, c не имеют общих сомножителей и b1 = (c - a)1 = 0,

тогда из числа R = (cn - an)/(c - a) =

= cn -1 + cn -2a + cn -3a2 + … c2an - 3 + can - 2 + an - 1 =

= (cn -1 + an -1) + ca(cn -3 + an -3) + … + c(n -1)/2a(n -1)/2 =

= (cn -1 - 2c(n -1)/2a(n -1)/2 + an -1 + 2c(n -1)/2a(n -1)/2) + ca(cn -3 - 2c(n -3)/2a(n -3)/2 + an -3 + 2c(n -3)/2a(n -3)/2) +

+ … + c(n -1)/2a(n -1)/2 = (c - a)2P + nc(n -1)/2a(n -1)/2 следует, что:

c - a делится на n2, следовательно R делится на n и не делится на n2;

так как R > n, то число R имеет простой сомножитель r не равный n;

c - a не делится на r;

если b = ntb, где b1 0, то число c - a делится на ntn - 1 и не делится ntn.

§2. Лемма. Все n цифр (a1di)1, где di = 0, 1, … n - 1, различны.

Действительно, допустив, что (a1d1*)1 = (a1d1**)1, мы находим: ((d1* - d1**)a1)1 = 0.

Откуда d1* = d1**. Следовательно, множества цифр a1 (здесь вместе с a1 = 0) и d1 совпадают.

[Пример для a1 = 2: 0: 2x0 = 0; 1: 2x3 = 11; 2: 2x1 = 2; 3: 2x4 = 13; 4: 2x2 = 4.

При составном n Лемма несправедлива: в базе 10 и (2х2)1 = 4, и (2х7)1 = 4.]

§2a. Следствие. Для любой цифры a1 0 cуществует такая цифра di, что (a1di)1 = 1.

[Пример для a1 = 1, 2, 3, 4: 1x1 = 1; 2x3 = 11; 3x2 = 11; 4x4 = 31.]

ВИКТОР СОРОКИН

e-mail: victor.sorokine@wanadoo.fr

4 ноября 2004, Франция

P.S. Доказательство для случаев n = 3, 5 , 7 аналогично, но в (3°) цифра uk+1 превращается не в 5, а в 1, и в (1*°) равенство (1°) умножается не на 11n, а на некоторое hn, где h - некоторое однозначное число.




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную курсовую работу Вы можете использовать для написания своего курсового проекта.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем курсовую работу самостоятельно:
! Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ.
! Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу.
! Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться.
! План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы.
! Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части?
! Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать.
! Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа.
! Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема.
! Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом.
! Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия.
Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта.
Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты.
Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести.
Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя.
Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика.

Сейчас смотрят :

Курсовая работа Расчет себестоимости на предприятии
Курсовая работа Анализ эффективности деятельности предприятия
Курсовая работа Научная разработка технологии возделывания овса в Алнашском районе Удмуртской Республики
Курсовая работа Заключение под стражу
Курсовая работа Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста на разных этапах развития
Курсовая работа Эффективность использования рабочего времени на предприятии рабочими. (На примере ОАО "БРТ")
Курсовая работа Цирроз печени
Курсовая работа Инвестиционная деятельность предприятия
Курсовая работа Преступления против свободы личности
Курсовая работа Управление финансовыми рисками
Курсовая работа Организация системы мотивации и стимулирования труда персонала гостиницы "Метрополь"
Курсовая работа Анализ финансового состояния на примере АО "Казахтелеком"
Курсовая работа Конкурентоспособность России
Курсовая работа Основные направления государственной молодежной политики в Березовском районе
Курсовая работа Статистические методы изучения качества и уровня жизни населения