Курсовая работа по предмету "Философия"


Философия. Ее роль в жизни общества



Философия.

Ее роль в жизни общества

А. А. МИГОЛАТЬЕВ, доктор философских наук, профессор

Философия и наука

В Древней Элладе философию считали пьедесталом и одновременно вершиной науки. С тех пор прошло при-мерно две с половиной тысячи лет. Как можно оценить соотношение философии и науки в наше время?

Казалось бы, по сущностным и формальным призна-кам тут все ясно. Философия -- это теоретическое зна-ние, а оно всегда было и остается продуктом науки. В разных странах традиционно присуждаются ученые сте-пени в области философских наук; философы работают в системе Академий наук, университетов и институтов, где их предмет -- одна из обязательных наук в перечнях, ут-верждаемых официальными государственными инстанци-ями. И тем не менее проблема «философия и наука» ос-тается.

Представляется, что в строгом смысле слова филосо-фия никогда (ни в прошлом, ни сейчас) не являлась и не является наукой. Это касается прежде всего таких основ-ных атрибутов философии и науки, как предмет, теория и метод. Предметная область, теория и метод философии несоизмеримы и несопоставимы с тем, что характерно для любых наук (их в XX в. насчитывались сотни): естествен-ных, общественных или технических.

Даже самая высокоразвитая наука (например, совре-менная физика), обладающая мощнейшим теоретическим потенциалом, включающая в себя многие относительно самостоятельные науки (физика твердого тела, жидкости, газа, плазмы, астрофизика и др.), будучи даже фундаментальной, остается все же частной наукой. Ее предмет -- конкретная область действительности, часть, сектор, фрагмент бытия. Соответственно этому могут быть оха-рактеризованы собственная теория данной науки и при-сущий ей метод исследований части природы, общества или особенностей человека, его жизнедеятельности.

Философия по самой своей природе не знает подоб-ных ограничений. Поставить философию в один ряд даже с фундаментальными науками (не говоря уже о множе-стве специальных и прикладных) означало бы упразднить ее, растворив в огромном общем массиве человеческого знания. И в этом нет претензий философии на панлогизм (гр. pan -- все и logos --- понятие, мысль, разум). Она не включает все сведения, добытые понятийным мышлени-ем; не аккумулирует все достижения человеческой мыс-ли; не обнимает собой всю разумную деятельность. Од-нако вне философии Логос проявить себя не в состоянии. Иначе люди лишились бы по крайней мере осознанного понимания того, в каком необъятном и противоречивом мире они живут и в чем состоят их идеалы, собственное призвание и смысл существования.

Однако соотношение философии и науки отнюдь не сводится к формальному установлению их различий. У них много общего, нельзя возводить между ними своего рода «китайскую стену»: общее и особенное тесно переплета-ются между собой, дополняя и одновременно отрицая друг друга.

Действительно, общее у философии и науки -- изуче-ние законов, хотя и неодинаковых по своей общности, объекту и предметности. Философия, как и наука, обла-дает категориальным и понятийным аппаратом с прису-щими ему характерными особенностями. Их объединяет также общее стремление к постижению истины, однако при этом в философии содержится не только знание, по-лученное в результате познания действительности, но и отношение к нему, соответствующая (в том числе нрав-ственная) оценка знаний. Существенно различаются так-же способы, средства, методы философской, и научной верификации (лат. verus -- истинный и facere -- делать), т. е. проверки истинности теоретических положений, ус-тановления их достоверности опытным путем с помощью определенных критериев.

Философия, как и наука, является одной из форм общественного сознания. Она использует рациональный; способ познания мира, следует общим принципам и нормам его теоретического освоения. Однако философия - не только тщательно логически выстроенное академичес-кое знание и плод рассудочной деятельности; результат философствования всегда несет на себе печать индивидуальности его творца, что сближает философию с ис-кусством.

Как обобщенный и систематизированный теоретичес-кий аналог действительности философия подобно науке имеет определенную структуру, куда входит и логика, формулирующая законы и принципы получения любого выводного знания. Данная структура, обладая рядом об-щенаучных черт, одновременно имеет особый общетео-ретический и методологический характер. По аналогии с наукой философия представляет собой относительно самостоятельный социальный институт со своими научными учреждениями (институты, отделы, кафедры, лабо-ратории), средствами научного поиска и кадрами ученых.

Формируя мировоззрение, философия выступает как его ведущий исторический тип, в то время как науки, вместе взятые, участвуют в данном процессе. Следовательно, и здесь проявляется как общее, так и особенное в природе философии и науки. То же относится к их другим ха-рактеристикам. Так, история философии и науки -- бесконечный процесс развития и взаимообогащения, но на-ука в большей степени исторически детерминирована (лат. determinare -- определять), нередко ситуативна и прогрес-сирует, по преимуществу, линейно. А философия, позна-вая сущее, каждый раз, вновь и вновь возвращается к истокам, вечным истинам и ценностям. В этом смысле философия не знает возраста, в ее истории важнее имена, чем результаты.

Процесс познания действительности сближает и ронит философию и науку. Но научное знание отличается логичностью, аксиоматичностью (гр. axioma -- принятое положение; бесспорная, не требующая доказательства истина), непротиворечивостью, В философии же проти-воречие -- одно из основных понятий наряду с антиноми-ями (два противоречащих, но одинаково обоснованных суждения). Здесь все проблематизируется, подвергается сомнению. Широкое распространение имеет философс-кий релятивизм (лат. relativus -- относительный) -- учение об относительности, условности и субъективности человеческого познания. Если в науке оно рождает обще-значимые, бесспорные истины, то отдельные философс-кие положения могут существенно разниться, варьиро-ваться применительно к Западу (европейская филосо-фия), Востоку, (брахманизм, конфуцианство), отдельным странам.

Таким образом, философию и науку многое объединя-ет и одновременно разъединяет. Было бы недальновид-ным игнорировать специфику философии, подменять ее наукой, полагать, что каждая наука -- «сама себе фило-софия». Ошибочно также принижать роль науки, возве-личивать философское знание в ущерб научному. В су-ществовании философии и науки состоит общая соци-альная и человеческая потребность как раз потому, что они близкие, родственные, но по целому ряду парамет-ров нетождественные, разные формы познания действи-тельности.

Философия и культура

Понятие «культура» получило распространение в Ев-ропе, начиная с эпохи Просвещения (XVIII в.). Само же это слово латинского происхождения (cultura -- возделывание. обработка), имевшее непосредственное отношение к зем-ледельческому труду, взращиванию злаков. Впоследствии данное понятие стало использоваться преимущественно для характеристики явлений и процессов духовной жизни общества (искусство, философия, наука, нравственность, религия, исторические и национальные формы сознания), хотя неоспоримо значение и материальной культуры.

Для определения линий взаимосвязи философии и культуры (материальной и духовной, национальной и об-щечеловеческой) важно уяснить исходный, базовый тезис, что культура во всех своих проявлениях и формах, исто-рически (генетически) и субстанционально (по своей сущ-ности) -- детище человека, различных видов его деятель-ности в личностных, групповых и общественных рамках. Это объективная реальность, в которой воплощены спо-собы и результаты деятельности людей -- подлинных творцов культуры.

В философии раскрываются общезначимые природные и социальные условия творческой деятельности человека, который «обрабатывает», совершенствует действи-тельность, а вместе с ней и свою собственную природу, свои интеллектуальные, нравственные и эстетические потенции. Так культура проявляет себя как способ функ-ционирования сущностных сил личности.

Развитие культуры находится в прямой связи с осво-бождением человека от природной зависимости, его по-рабощения государством, обществом, собственными по-роками. Свобода, являющаяся центральной проблемой философской антропологии, по мере ее достижения оп-ределяет развитие человека результатами собственной деятельности, а не вмешательством внешних, в том чис-ле сверхъестественных, потусторонних сил. Тем самым культура получает глубинные философские основания реализации возможностей освобожденного труда в созда-нии материальных и духовных ценностей. Некоторые из них носят уникальный характер, отличаются неповтори-мостью, имеют общекультурное значение.

Весьма характерно, что в обществе наблюдается из-вестная синхронность в развитии философии и культуры: как их высоких достижений, так и упадка. Об этом нагляд-но свидетельствует европейская история античности, средних веков и Ренессанса. С этим связан вопрос о кри-териях развития культуры, в том числе характере (спосо-бе, уровне) отношений человека к человеку, обществу, природе, состоянии просвещения и науки, искусства, фи-лософии, литературы; роли религии в жизни общества;

качественной оценке и степени познания господствующих норм жизни (гносеологический аспект культуры) и др.

В философии принято делить производство на мате-риальное, духовное и производство самого человека. Для культуры это положение имеет общеметодологическое значение: не только в том смысле, что служит основани-ем для типологии культуры, но и для такого обобщающе-го ее определения, как культивирование «всех свойств общественного человека и производство его как человека с возможно более богатыми свойствами и связями, а по-тому и потребностями, -- производство человека как воз-можно более целостного и универсального продукта об-щества...»1

Итог развития человека, его материальной (производствен-но-экономической) и идеальной (духовной) деятельнос-ти. Она итожится двояко: результатом ее выступает ви-димое и осязаемое внешнее богатство, получающее в рыночном хозяйстве форму растущего количества разно-образных товаров, услуг и информации, и незримое, скры-тое, но особой ценности внутреннее богатство челове-ческой личности,

Философия, используя аксиологический (гр. axia -- ценность), т. е. ценностный подход, раскрывает соотно-шение внутреннего мира человека, его мировоззренчес-ких ориентиров, мотиваций, потребностей и интересов, достигнутого в целом уровня личностной культуры и вне-шних форм жизнедеятельности, направленной на созда-ние общезначимых образцов материальной или духовной культуры. Тем самым она образует сферу проявления подлинной сущности человека, выступает одновременно как побудительный стимул, необходимое условие и сово-купный результат его развития,

Это значит, что в философии человек рассматривает-ся не как объект, а в качестве активного совокупного субъекта, не только познающего, но и творящего мир куль-туры. Если внутренний мир данного субъекта отличается ущербностью, низким уровнем интеллектуального, нрав-ственного и эстетического развития -- бездуховностью, то он способен породить лишь гримасы культуры, или антикультуру. Можно, перефразируя известное выраже-ние, утверждать следующее: скажи мне, какие в стране (в ту или иную эпоху) жили или живут люди, и я скажу тебе, какая там была или есть культура.

Культура в концентрированном виде воплощает в себе Маркс К.. Энгельс Ф. Соч.. т. 46, ч. 1, с. 386.

Выработанная в философии и культурологии катего-рия культуры фиксирует меру освоенности человеком сво-его внутреннего и внешнего мира; определенную систе-му способов и средств, методов и регулятивов человечес-кой деятельности. Философская теория культуры и куль-турного развития исходит из того, что это -- бесценный источник прогресса социума и человека, причем прогрес-са нелинейного и небезусловного. Культура -- наслед-ственный человеческий интеграл. Она не локализует свои феномены (явления) в отдельных сферах общества, выс-тупая как форма существования или экзистенции (лат. existentia -- существование), будучи несводима к частно-стям природного, социального и духовного бытия.

Философский смысл имеет широкая проблематика культуры, включая определение системы ее норм и цен-ностей, степени их укорененности в обществе; ее соци-альных носителей, теоретического и художественного со-держания; закономерностей наследования культуры, пре-емственного развития в духовной сфере; типа взаимосвя-зи культуры с социальной действительностью; социаль-но-территориальных особенностей, соответствия нацио-нальному характеру, ментальным особенностям населе-ния: ее отношения к власти, общественному и государ-ственному строю и др. Главный вывод, который вытекает из рассмотрения вопроса о соотношении философии и культуры, состоит в том, что в этом мире только от че-ловека зависит, какую культуру он создаст и в какой мере она облагородит (или подорвет) его бытие и воз-высит (или унизит) его дух.

Функции философии

В науке под функцией (лат. functio -- исполнение) по-нимают внешнее проявление свойств того или иного объек-та в данной системе отношений. Указать на функции фи-лософии -- значит определить ее место и роль в обще-ственной жизни, значение для развития науки и культуры, практической деятельности.

Мировоззренческая функция философии занимает центральное положение в ряду других. Обусловлено это прежде всего тем, что сама философия -- тип мировоз-зрения и как таковая включает в себя целостную совокуп-ность знаний и представлений человека об объективном мире и своем месте в нем. Последнее означает, что люди на основе достоверного знания законов природного и со-циального развития, его общих принципов формируют свои собственные убеждения в социальной, экономичес-кой, политической, нравственной, религиозной, научной, эстетической областях, в сфере профессиональной и иной деятельности.

Особенностью убеждений, основанных на философс-ком мировоззрении, является то, что хотя они и связаны с определенной суммой полученных субъектом знаний, пос-ледние влияют на убеждения не изолированно, а вместе с психологическими факторами (воля, характер, темпера-мент и др.) и чувствами (в том числе религиозными, назональными). Тем самым отношение людей к окружаю-щему миру формируется не только сциентистски (лат. -cientia -- знание, наука), т. е. умом, но и эмоционально-психологически, т. е. сердцем, что придает мировоззрен-ческим убеждениям непоколебимый, страстный характер.

Поскольку у людей знания и страсти разные, то и ми-ровоззренческие взгляды и убеждения приобретают в об-ществе неодинаковую направленность. Так, сталкивают-ся в своем противоборстве «правые» и «левые», альтру-исты и эгоисты, верующие и атеисты и т. п. Мировоззрен-ческое разделение убеждений, базирующихся на разных философских позициях, приводит к политическому и идей-ному плюрализму (лат. pluralis -- множественный), мно-гопартийности, многоконфессиональности и пр.

Следовательно, мировоззренческая функция филосо-фии несет с собой огромный потенциал рациональнос-ти, она отличается неангажированным широким и много-сторонним охватом действительности. И именно в силу этого опора на разум и свободу позволяет человеку само-стоятельно формулировать свое жизненное кредо (лат. credo -- верю, верую) и следовать ему в своем социаль-ном поведении и личных поступках. Чем демократичнее общество и государство, тем больше создается реальных возможностей для осуществления свободного выбора граждан.

Гносеологическая функция философии призвана обес-печить уяснение сложных взаимоотношений, складываю-щихся между субъектами и объектами в процессе позна-вательной деятельности. Ее область -- отношения по-знающего и познаваемого, истина как таковая и ее крите-рии. Поскольку речь идет преимущественно о сложных вопросах философской теории и о познавательном про-цессе, данная функция философии определяется как те-оретико-познавательная. Каково ее более конкретное содержание?

Оно касается прежде всего вопроса о том, познаваем ли мир, Если тот или иной философ, философское тече-ние исходят из принципиальной непознаваемости мыс-лящим субъектом (отдельным человеком, социальной группой, обществом в целом) сущности явлений объек-тивного мира, то задача упрощается. Источник познания сущего видится в таком случае вне человека и человечес-кой деятельности. Слабость естественного разума человека компенсируется всемогуществом сверхъестествен-ного божественного разумения и проникновения. Поло-винчатые, скептические толкования данного вопроса, в конечном счете, ведут к таким же утверждениям.

Мировоззренческая установка на возможность позна-ния человеком не только явлений, но и их сущности выво-дит гносеологию на совершенно иной уровень, когда вы-ясняются субъективно-объективные отношения в процес-се познания, устанавливаются особенности природного и социального познания, совершается поиск путей под-тверждения достоверности знания, проводится строгое разграничение истины и заблуждения и т. д.

Одна из актуальных теоретико-познавательных про-блем состоит в достижении оптимального сочетания воз-можностей философии как общей теории и методологии и данных частных наук, как естественных, так и обществен-ных. Используя такие данные, философия синтезирует их и одновременно корректирует собственные выводы, бла-годаря чему знание о мире становится богаче, адекват-нее отражает его реальности.

Данная философская функция реализуется двумя пу-тями. Первый из них рационалистический (лат. rationalis -- разумный), другой -- эмпирический (гр. empeiria -- опыт). Рационалисты возвышают в познании разум, недооцени-вая опыт и опытное знание. Эмпирики, напротив, абсо-лютизируют в познавательных возможностях человека роль опыта, эксперимента, игнорируя абстрагирующие возможности человеческого ума, интеллекта. В открытой форме рационализму противостоит иррационализм (лат. irrationalis -- неразумный), делающий в познании ставку на интуицию субъекта, его инстинкты, «натуру».

Таким образом, гносеология, или философская теория познания, включает различные подходы к познавательно-му процессу, которые нуждаются в специальном рассмот-рении и квалифицированной оценке.

Методологическая функция философии также связа-на с познанием, но только с точки зрения применения в нем определенных методов (способов, средств, приемов, в общем плане -- принципов), позволяющих получить по-знающим субъектом искомые результаты, сведения об объекте.

Природа метода познания носит двойственный харак-тер. Он субъективен, поскольку применяется человеком (обществом) сознательно, в соответствии с его выбором, явно выраженной волей. Одновременно метод объекти-вен, поскольку не носит произвольного характера: любой метод избирается и применяется с обязательным уче-том особенностей конкретного объекта исследования. Следовательно, метод познания субъективен по своему носителю и объективен по своему содержанию.

Кроме того, необходимо иметь в виду, что частные науки используют конкретные, специальные методы по-знания, а философия -- всеобщий метод. Последний обус-ловлен тем, что философия как мировоззрение обладает самыми высокими по уровню обобщения системными зна-ниями о мире. Как всеобщее философское знание о мире выступает фундаментальной основой частнонаучного зна-ния, так и специальные методы опираются на всеобщий метод познания, вырабатываемый философией. Тем са-мым философия выполняет функцию методологии -- уче-ния о методах, с помощью которых наука применяет об-щие императивы философских законов и категорий и соб-ственные требования к познанию действительности.

Область философской методологии -- творческая ла-боратория, где результаты познания заранее не предоп-ределены. Они зависят от многих объективных и субъек-тивных факторов: насколько диалектические методы по-знания превалируют над метафизикой, в какой мере ис-пользуются в познавательной деятельности общие и спе-циальные методы, рационализм и эмпиризм, а также вне-научные методы освоения мира, применяемые в искусст-ве, эзотерии (гр. esoterikos --- внутренний), религии и др.

Аксиологическая функция философии также весьма полезна и важна как для теории, так и практики. Она опе-рирует ценностями, которые присущи явлениям объек-тивного мира не по самой их природе, а в силу того, что они стали неотъемлемой составной частью обществен-ной практики, бытия человека, например его призвание, долг, смысл жизни, благородство и т. п., а также их анти-поды, антиценности -- зло, корысть, бесчестие и др.

В философской теории ценностей -- аксиологии -- последние занимают разное место. Для субъекта (инди-вид, группа людей, общество) ценности выступают как объект его потребностей и интересов и объектированный от сознания (индивидуального, общественного) ориентир соответствующей деятельности. Ценностное измерение могут приобретать материальные блага, правовые нор-мы, нравственные регулятивы, эстетические стороны дей-ствительности. Отношение к ним субъекта включает как признание и даже преклонение, так и полное неприятие, отторжение, а также промежуточные формы.

Данные оценки преимущественным образом связаны с утилитарными, прагматичными потребностями людей, их обыденным сознанием. Особенно применительно к странам, эпохам. Ценностное отношение людей форми-руется на основе общих представлений о мире, свободе, судьбах человечества, о жизни и смерти и т. п. Эти пред-ставления приобретают тем самым мировоззренческий, философский характер.

Аксиологической функции философии присущи свои очевидные гуманистические, воспитательные и образо-вательные (педагогические) аспекты. От того, каким цен-ностям следуют в своей массе люди, особенно молодое, подрастающее поколение, в значительной степени за-висит характер общества, в котором они живут, и то, что их ожидает в будущем. Как полагал видный русский исто-рик академик В. О. Ключевский (1841-1911 гг.), у каждого поколения «могут быть свои идеалы, у моего свои, у ваше-го другие, но жалко то поколение, у которого нет никаких».

Относительно самостоятельным смыслом обладает и такой аспект аксиологической функции философии (иногда его выделяют отдельно), как ее критический характер. В философии подвергаются критике те ценности, которые не соответствуют ее представлениям об идеалах. Разуме-ется, они у разных философских школ и направлений тоже разные: то, что критикуется, например, философами-ма-териалистами, отвергается идеалистами. Критическая направленность присуща в большей степени социальной философии, что вполне объяснимо: общество, в котором жили и живут люди, весьма далеко от совершенства.

Интегрирующая функция философии заключается в ее имманентной способности объединять, синтезировать знания, добытые частными науками в целях получения более общего знания, освобожденного от деталей, под-робностей, носящих непринципиальный, временный и местный характер. Тем самым достоинства конкретного анализа действительности подкрепляются и обогащают-ся преимуществами теоретического абстрагирования, что расширяет, горизонты науки, ускоряет ее прогресс. Данная функция существенно важна для развития всей духовной сферы, а также углубленного познания соци-альных и политических отношений и процессов. Привне-сение в их анализ достижений философского синтеза по-зволяет более глубоко и всесторонне исследовать дей-ствие законов общественного развития, соотношение в нем необходимого и случайного, объективного и субъек-тивного, формационных и общецивилизационных факто-ров и др.

Таковы основные функции философии, в них находит свое проявление ее непреходящее значение и неоцени-мая роль в изучении и развитии общества и самого чело-века, всего того, что связано с деятельностью в области просвещения и нравственности, науки и культуры, позна-нием и преобразованием действительности.




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную курсовую работу Вы можете использовать для написания своего курсового проекта.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем курсовую работу самостоятельно:
! Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ.
! Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу.
! Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться.
! План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы.
! Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части?
! Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать.
! Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа.
! Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема.
! Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом.
! Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия.
Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта.
Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты.
Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести.
Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя.
Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика.

Сейчас смотрят :

Курсовая работа Урок как основная форма организации обучения технологии
Курсовая работа Вспашка зяби однолетних трав под возделывание ячменя на глубину 20-24 сантиметров
Курсовая работа Анализ товарных запасов
Курсовая работа Конкурентоспособность товара, её оценка
Курсовая работа Система образования в Республике Казахстан
Курсовая работа Классификация предприятий общественного питания
Курсовая работа Игротерапия как средство развития межличностных отношений у старших подростков
Курсовая работа Модели оценки опционов
Курсовая работа Оценка финансовой устойчивости предприятия
Курсовая работа Прибыль фирмы, ее формирование, распределение и использование
Курсовая работа Договорные взаимоотношения и партнерские связи в предпринимательской деятельности
Курсовая работа Обучение монологической речи с использованием виртуальных туров на уроках английского языка на среднем этапе обучения
Курсовая работа Право собственности в международном частном праве
Курсовая работа Валютные операции коммерческого банка
Курсовая работа Создание педагогических условий в семье для развития творческих способностей детей в музыкальной деятельности