Курсовая работа по предмету "Культура и искусство"


Социокультурная динамика



1. Социокультурная динамика: соотношение внутреннего и внешнего в культуре

Важнейшее из человеческих усилий -- стремление к нравственности. От чего зависят наша внутренняя устойчивость и само наше существование. Только нравственность в наших поступках придаёт красоту и достоинство нашей жизни. Сделать её живой силой и помочь ясно осознать её значение--главная задача образования.

А. Эйнштейн

Само становление личности есть не что иное, как результат культурной эволюции индивида. Только усваивая и соединяя в себе определённую долю общественной культуры, человек становится личностью и персонифицирует обретённый культурный потенциал как свой собственный мир, как богатство своего «Я».

Разговор о культуре следует начать с этимологии этого слова. В прямом переводе с латинского «cultura» обозначает возделывание, обрабатывание. А так как возделывать и обрабатывать можно все что угодно, понятие «культура» употребляют по самым различным поводам. Достаточно сказать, что современный французский культуролог А. Моль в своей книге «Социодинамика культуры» насчитал 250 определений культуры, употребляемых в самых разных контекстах (значениях). Отталкиваясь от этимологии слова «культура» как возделывание, можно сделать первый вывод, что возделывать, т.е. создавать нечто новое, может, прежде всего, человек, а потому культура связана с его существованием в мире.

Культура - это, прежде всего, характерный (для данного человека, общества) образ мыслей и образ действий. В социологическом понимании культура, и в первую очередь её ядро - ценности, регулируют взаимоотношения людей, это скрепы, объединяющие людей в единую целостность - общество. Следовательно, культура - важнейшая субстанция человеческой жизни, проникающая фактически повсюду, проявляющаяся в самых разнообразных формах. В рамках нашей темы мы рассмотрим соотношение внешнего и внутреннего (материального и духовного), в культуре. Человеческая деятельность осуществляется в общественно-исторических формах материального и духовного производства. Соответственно материальное и духовное производство предстают как две основные сферы развития культуры. На основании этого вся культура естественным образом подразделяется на материальную и духовную, внутреннюю и внешнюю.

Материальная культура - совокупность овеществленных результатов человеческой деятельности, включающая:
- физические объекты, созданные человеком; и - природные объекты, используемые человеком (Свешников Б. Духовная культура России).
Внешняя культура включает в себя всю совокупность культурных ценностей, а также процесс их создания, распределения и потребления, которые призваны удовлетворять так называемые материальные потребности человека. Материальные потребности, вернее их удовлетворение, обеспечивают жизнедеятельность людей, создают необходимые условия для их существования - это потребность в пище, одежде, жилище, средствах передвижения, связи и т.д. И чтобы их удовлетворить человек (общество) производит продукты питания, шьет одежду, строит дома и другие сооружения, делает автомобили, самолеты, корабли, компьютеры, телевизоры, телефоны и т.д. и т.п. И все это как материальные ценности и есть сфера материальной культуры.

Но эта сфера культуры не является определяющей для человека, т.е. самоцелью его существования и развития. Ведь человек живет не для того, чтобы есть, а он ест для того, чтобы жить, а жизнь человека - это не простой обмен веществ как у какой-нибудь амёбы. Жизнь человека - это его духовное существование. Так как родовым признаком человека, т.е. то, что присуще только ему и что отличает его от других живых существ, является разум (сознание) или иначе, как говорят, внутренний мир, то отсюда определяющей сферой культуры становится духовная культура.

Духовная культура -- это как бы гимн, всенародно пропетый в истории Творцу всего и всех. Ради создания этой духовной музыки народы живут из века в век в работах и страданиях, в падениях и подъемах. Эта «музыка» своеобразна у каждого народа. Узнав в ней созвучность своему духу, человек узнаёт свою Родину и врастает в неё так, как врастает единичный голос в пение хора.

Внутренняя культура есть совокупность духовных ценностей, а также процесс их создания, распределения и потребления. Духовные ценности призваны удовлетворять внутренние потребности человека, т.е. все то, что способствует развитию его духовного мира (мира его сознания). Внутренняя культура -- это нравственные идеалы и установки, нормы и принципы поведения, являющиеся фундаментом духовного облика личности. Это те духовные основания, на которых человек строит свои отношения с другими людьми во всех сферах общественной жизни. Внутренняя культура личности играет ведущую, определяющую роль в формировании внешней культуры общения, в которой она находит, свое проявление. Способы такого проявления могут быть многообразными -- обмен с другими людьми приветствиями, важной информацией, установление различных форм сотрудничества, отношения дружбы, любви и др. Внутренняя культура проявляется в манерах поведения, способах обращения к партнеру, в умении одеваться, не вызывая нареканий со стороны окружающих и так далее. И если материальные ценности, за редким исключением, скоротечны - дома, станки, механизмы, одежда, транспортные средства и прочее и прочее, то духовные ценности могут быть вечными, пока существует человечество. Скажем, философским суждениям древнегреческих философов Платона и Аристотеля без малого две с половиной тысячи лет, но они и сейчас такая же реальность, как и в момент, их высказывания - достаточно взять в библиотеке их произведения или получить информацию через Интернет.

Внутренняя и внешняя культура нравственного общения всегда взаимосвязаны, дополняют друг друга и существуют в единстве. Однако такая их взаимосвязь не всегда очевидна. Есть немало людей, у которых за кажущейся необщительностью, некоторой скрытностью, обнаруживается духовно богатая личность, готовая откликнуться на вашу просьбу, если нужно оказать помощь и т. д. В то же время существуют и такие индивиды, которые за внешним лоском скрывают свою убогую и непорядочную сущность. В жизни встречается немало примеров, когда для некоторых людей внешняя сторона общения становится самоцелью и фактически является прикрытием для достижения эгоистических и корыстных целей. Разновидностью такого поведения являются лицемерие, ханжество, сознательный обман. Вопросы единства внутренней и внешней культуры нравственного общения, определение их объективных критериев весьма актуальны в современном обществе, когда резко обозначилась нивелировка в иерархии моральных ценностей, происходит разрушение нравственных устоев личности и общества, а место устранившегося из воспитательной сферы государства занимают СМИ и различного рода самозваные учреждения, выступающие зачастую с сомнительной моральной продукцией. Культура нравственного общения, взятая в единстве ее внутренних и внешних характеристик, является важнейшим способом социального бытия, показателем духовного здоровья и благополучия личности и общества.

Заключение

Таким образом, человек как разумное свободное существо должен сам ограничивать свою свободу действий разумными, рациональными нормами поведения. Он сам для себя создаёт эти нормы и сам -- своей свободной волей -- заставляет себя соблюдать их. Человек - не абстрактное, где-то вне мира ютящееся существо. Человек - это мир человека, государство, общество.

К. Маркс




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную курсовую работу Вы можете использовать для написания своего курсового проекта.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем курсовую работу самостоятельно:
! Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ.
! Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу.
! Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться.
! План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы.
! Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части?
! Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать.
! Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа.
! Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема.
! Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом.
! Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия.
Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта.
Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты.
Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести.
Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя.
Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика.

Сейчас смотрят :

Курсовая работа Учет материально-производственных запасов
Курсовая работа Доказывание в гражданском процессе
Курсовая работа Стимулирование труда персонала
Курсовая работа Методы исследования сенсорных систем
Курсовая работа Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции
Курсовая работа Microsoft Excel, его функции и возможности
Курсовая работа Инновационная деятельность предприятия
Курсовая работа Суд присяжных: особенности судопроизводства
Курсовая работа Исследование самооценки и уровня притязаний современной молодежи
Курсовая работа Дидактические игры как средство развития познавательного интереса на уроках обучения грамоте
Курсовая работа Организация процесса управления кредитным риском в коммерческом банке
Курсовая работа Формирование спроса на предприятиях общественного питания
Курсовая работа Организационная культура
Курсовая работа Разработка бизнес-плана на примере ООО "Макин и компания"
Курсовая работа Злоупотребление должностными полномочиями