РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В 1725-1762 гг.
Составитель: Н.Г. Кулинич
Этот период в отечественной истории получил название «эпохи дворцовых переворотов». Лица, с удивительной быстротой сменявшие друг друга на российском престоле в этот период, выглядели весьма сомнительно, как с точки зрения законных прав на него, так и наличия способностей управлять столь огромной империей. Ситуация первоначально была спровоцирована самим Петром I, изменившим ранее существовавший порядок престолонаследия, но так и не назначившим себе преемника. После его смерти между новой знатью во главе с А.Д. Меншиковым и старой родовой знатью, представленной Голицыными и Долгорукими, началась борьба за власть. Вопрос о преемнике умершего императора решался не в тиши учрежденческих кабинетов и не в дворцовых покоях. Его решили гвардейские полки, «проголосовавшие» за хорошо знакомую им вдову императора Екатерину I (1725-1727 гг.).
В 1726 г. ее указом был учрежден Верховный тайный совет - высшее государственное учреждение в России в 1726-1730 гг., оттеснившее петровский Сенат на второй план. Реальной политической силой в этот период стал А.Д. Меншиков, который сумел подчинить себе и нового императора двенадцатилетнего Петра II (даже рассчитывал женить его на своей дочери). Однако устойчивость его положения оказалась «иллюзорной», в результате очередных дворцовых интриг верх взяла оппозиция, фаворит был обвинен в государственной измене и сослан с семейством в Березов, где и умер. О продолжении «дела Петра Великого» в этот период вспоминали мало, даже столица государства была фактически перенесена в Москву. Петра II мало интересовали государственные проблемы. Власть находилась в руках «верховников» (членов Верховного тайного совета), главной фигурой среди них был А.И. Остерман.
В 1730 г. Петр II внезапно умер, заболев оспой, и «верховники» пригласили на царствование племянницу Петра I, вдову курляндского герцога Анну Иоанновну, оговорив ее воцарение рядом условий - «кондиций» (не выходить замуж, не назначать преемника, не объявлять войну и не заключать мира, не вводить новые налоги и т.п.). Сначала Анна согласилась принять «кондиции», явно ограничивавшие самодержавие в пользу «верховников», но, став императрицей, отказалась от них, не только ликвидировав сам Верховный тайный совет, но и репрессировав его членов. Управление передавалось Кабинету министров, а фактически власть принадлежала фавориту императрицы Бирону и группе приближенных из прибалтийских немцев. Десятилетие правления Анны Иоанновны (1730-1740 гг.) получило название «бироновшины». В 1732 г. двор вернулся в Петербург, но мало что изменилось в управлении государством. Государственными делами императрица тяготилась настолько, что посещала заседания Кабинета министров два раза в год. В 1735 г. был принят указ, по которому подписи трех кабинет-министров приравнивались к подписи императрицы, что избавило ее от каждодневных государственных забот. При этом Анна Иоанновна тщательно охраняла незыблемость трона, в Сибирь было отправлено за 10 лет более 20 тыс. человек. Таким образом, это было время засилья иностранцев, произвола и жестокости властей, а также повального казнокрадства.
Перед смертью Анна Иоанновна объявила наследником престола трехмесячного Ивана Антоновича, сына своей племянницы Анны Леопольдовны, а регентом ненавистного россиянам - Бирона. Терпеть такое было невозможно, 8 ноября 1740 г. очередной дворцовый переворот лишил Бирона регентских прав, передав их матери малолетнего императора. Но и смена регента не могла остановить волну недовольства. 25 ноября 1741 г. при помощи гвардейцев и дипломатической поддержки Франции и Швеции на престол взошла дочь Петра I Елизавета (1741-1761 гг.), права на престол которой были еще более сомнительны, чем у ее предшественников. Пришлось срочно выписать в Россию племянника, сына старшей сестры Анны и голштинского герцога Карла Петра Ульриха, после крещения получившего имя Петра Федоровича. При вступлении на престол Елизавета не имела сколько-нибудь ясной программы действий, просто старалась вернуться к «петровским порядкам». Она восстановила центральные и местные учреждения, созданные в свое время ее отцом, но обстановка изменилась. Вся реставрационная деятельность императрицы была попыткой следовать букве, а не духу петровских преобразований. Упразднив Кабинет министров, она не восстановила и значение Сената, сосредоточив все дела в собственной канцелярии, а с 1756 г. - в Конфедерации, состоявшей из 10 ее приближенных. Конфедерация сосредоточила свои усилия на внешних делах, которые были далеко не блестящи. В 1725 г.Петр I оставил Россию в условиях прочного международного положения, обеспеченного реальной военной силой и мощью государства. Но уже при Екатерине I ситуация стала ухудшаться, были нарушены отношения с Данией и Швецией. Развязанная при Анне Иоанновне война с Турцией (1735-1739 гг.) вернула России лишь разрушенный Азов. Последние годы правления Елизаветы Петровны ознаменовались участием России в Семилетней войне (1756-1763 гг.) на стороне Австрии, Франции, Саксонии и Швеции против Пруссии, Англии и Португалии. После побед под Гросс-Егерсдорфом, при Цорндорфе и Кунерсдорфе русские войска заняли Берлин. От полной катастрофы Пруссию спасла смерть Елизаветы. Ее наследник, ставший императором Петром III, будучи страстным поклонником прусского короля Фридриха II, разорвал союз с Австрией и прекратил военные действия, заключил с Пруссией мир, отказавшись от всех завоеваний. Однако Петр III (1761-1762 гг.) не сумел удержать престол. В обстановке всеобщего возмущения его пропрусской политикой росла популярность его жены Софии-Августы-Фредерики, при православном крещении получившей имя Екатерины Алексеевны. В июне 1762 г. был осуществлен еще один дворцовый переворот, возведший ее на престол.
Так закончилась «эпоха дворцовых переворотов» XVIII в. Ее итогом стало значительное усиление роли дворянства. Слабость центральной власти, зависимость правителей от симпатий и требований дворянских кругов, прежде всего гвардии, возводившей их на престол, наметили общую линию мероприятий во внутренней политике, направленную на максимальное расширение дворянских привилегий. Правительство Анны Иоанновны было вынуждено произвести сокращение срока службы дворян до 25 лет, отменить обязательность принципа единонаследия, предоставить полную свободу в наследовании поместий. Были созданы привилегированные учебные заведения для дворян (например, Шляхетский корпус). При Елизавете Петровне были введены указы об исключительном праве дворян на владение землей и крепостными. Были созданы Дворянский и Купеческие банки, предоставлявшие ссуды соответствующим сословиям. Дворяне получили право ссылать крестьян в Сибирь. За короткий период царствования Петра III был издан «Манифест о вольности дворянской», который окончательно освободил дворян от обязательной службы государству.
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |
Курсовая работа | Анализ хозяйственной деятельности ОАО "Ростелеком" |
Курсовая работа | Разработка системы управления запасами в логистике закупок строительной организации |
Курсовая работа | Внешнеэкономическая деятельность предприятия |
Курсовая работа | Управление качеством продукции на предприятии |
Курсовая работа | Анализ производительности труда и резервы ее повышения |
Курсовая работа | Пути снижения издержек производства |
Курсовая работа | Учёт реализации товаров и анализ товарооборота торговой организации |
Курсовая работа | Оборотные средства организации и эффективность их использования |
Курсовая работа | Институт опеки и попечительства |
Курсовая работа | Учет и анализ движения денежных средств |
Курсовая работа | Юридическая ответственность |
Курсовая работа | Исследование рынка кофе Nescafe Classic |
Курсовая работа | Аудит расчетов с покупателями и заказчиками |
Курсовая работа | Организация коммерческой деятельности предприятия |
Курсовая работа | Цены и ценообразование в рыночной экономике |