Курсовая работа по предмету "Государство и право"


Сайт - иное СМИ: коллизии права



Сайт - иное СМИ: коллизии права

Дискуссионным продолжает оставаться вопрос об отнесении сетевых информационных ресурсов (сайтов) к разновидности средств массовой информации (далее - СМИ). Согласно ст.24 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации"*(1) правила, установленные данным законом для периодических печатных изданий, применяются в отношении периодического распространения тиражом тысяча и более экземпляров текстов, созданных с помощью компьютеров и (или) хранящихся в их банках и базах данных, а равно в отношении иных средств массовой информации, продукция которых распространяется в виде печатных сообщений, материалов, изображений. Правила для радио- и телепрограмм применяются в отношении периодического распространения массовой информации через системы телетекста, видеотекста и иные телекоммуникационные сети, если законодательством Российской Федерации не установлено иное.

Таким образом, Законом Российской Федерации "О средствах массовой информации" установлены правила, позволяющие распространить его положения на информационный сетевой ресурс.

Исследователь Л.К. Терещенко выявил довольно существенные пробелы законодательства в этой сфере, которые затрудняют практическую реализацию ряда положений закона. В частности, не определено понятие периодичности распространения массовой информации и тиража издания применительно к сетевым информационным ресурсам*(2). По сути, распространение на сообщения, периодически передаваемые посредством телекоммуникационной сети Интернет пользователям сетевых информационных ресурсов, правового режима радио- и телепрограмм приводит к невозможности исполнения норм Закона "О средствах массовой информации", так как под категорию радио- или телепрограмма подпадает любой сетевой информационный ресурс мира(!), даже если информацию с него получает только его владелец*(3).

Количество сетевых информационных ресурсов, зарегистрированных только в Российском научно-исследовательском институте развития общественных сетей (РосНИИРОС), фиксирующем адреса информационных сетевых ресурсов с суффиксом .ru, на 31 августа 2000 года составило 47717 адресов*(4). Общее же количество сайтов в мире, по оценкам компании Inktomi, на январь 2000 года составляет более 4,9 миллионов.

От каждого из этих ресурсов пользователь информационной сети на территории России может получить продукцию массовой информации. В результате регистрация информационных сетевых ресурсов как средств массовой информации происходит сегодня де-факто по желанию владельца ресурса, и в России на 15 августа 2000 года было зарегистрировано всего около ста ресурсов*(5).

Изложенные факты позволяют сделать вывод о необходимости изменения действующего законодательства с целью сужения круга информационных сетевых ресурсов, для которых требуется регистрация. С нашей точки зрения, нецелесообразно исключение информационных сетевых ресурсов из предмета регулирования Закона "О средствах массовой информации". Это приведет к возникновению пробела в праве по вопросам приостановления деятельности ресурсов в связи с нарушением ими законодательства, злоупотреблением свободой массовой информации (ст.4), распространением запрета использования скрытых вставок, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье (ст.4), и другим.

Анализ Закона показывает, что критериями освобождения средств массовой информации от необходимости регистрации служат: количество распространяемых материалов и их информационное содержание. Так, освобождаются от регистрации средства массовой информации, которые:

1. Учреждены органами законодательной, исполнительной и судебной власти исключительно для издания их официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов.

2. Имеют тираж менее одной тысячи экземпляров (для периодических печатных изданий).

3. Представляют собой радио- и телепрограммы, распространяемые по кабельным сетям, ограниченным помещением и территорией одного государственного учреждения, учебного заведения или промышленного предприятия, либо имеющим не более десяти абонентов.

4. Распространяются в записи тиражом не более десяти экземпляров (для аудио- и видеопрограмм).

В качестве критерия освобождения сетевых информационных ресурсов от регистрации может быть применена аналогия с печатным изданием, имеющим определенный тираж.

В этой ситуации актуальными становятся такие проблемы, исследованные Л.К. Терещенко, как неопределенность понятия периодичности распространения массовой информации и тиража издания применительно к сетевым информационным ресурсам. Кроме того, неясно, что понимается под названием сетевого информационного ресурса. Как известно, периодическое печатное издание имеет постоянное название, а название, указанное в информации сетевого ресурса, может достаточно часто меняться*(6).

Поскольку распространение сетевым информационным ресурсом сообщений осуществляется по запросам пользователей, количество таких сообщений, содержащих массовую информацию, может варьироваться от единиц до тысяч в течение нескольких дней. При этом достаточно сложно отслеживать изменение информационного содержания сетевого ресурса и, в конечном итоге, - выход новых номеров изданий или изменение старых.

Существующие технические средства позволяют вычислить количество запросов к информационному сетевому ресурсу и количество компьютеров, с которых направлен запрос. Эти числа, как правило, не совпадают, так как один и тот же пользователь может несколько раз обращаться к информационному ресурсу в течение дня. Поэтому тираж сетевого информационного ресурса должен условно определяться исходя из среднего числа пользователей на территории России, обратившихся к нему в течение суток. Учитывая изменения в количестве пользователей, происходящие в течение недели, наличие сезонных и других колебаний, целесообразно, на наш взгляд, использовать среднее арифметическое число пользователей, получивших информацию от сетевого ресурса в течение определенного периода времени, что необходимо установить в законодательстве*(7).

Исходя из этого, следовало бы внести изменения в ч.2 ст.12 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации", изложив ее в следующей редакции: "периодических печатных изданий тиражом менее одной тысячи экземпляров, а также иных средств массовой информации, передающих свою продукцию в течение календарного месяца в среднем менее тысячи получателей ежедневно;"

Эти, достаточно небольшие изменения в законодательстве о СМИ, могли бы учесть современные тенденции развития технологической базы распространения информационной продукции и реальные процессы интеграции различных видов средств массовой информации на базе высоких технологий.

При этом нас не должно смущать отсутствие аналогичных законодательно закрепленных норм в законодательствах стран - лидеров технического прогресса, поскольку данные вопросы решены, к примеру, в США и Германии в судебной практике, признающей сайт в Интернете одним из видов электронных СМИ.

С.В. Петровский,

аспирант Российской правовой

академии при Минюсте России

"Журнал российского права", 2001, N 2

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

*(1) Ведомости РФ. 1992. N 7. Ст.300.

*(2) Терещенко Л.К. Интернет и пробелы в праве // Тезисы конференции "Право и Интернет: теория и практика", 2 ноября 1999 года. Академия народного хозяйства при Правительстве России.

*(3) Учитывая, что согласно ст.6 Закона "О средствах массовой информации" действие закона распространяется в том числе и на зарубежные средства массовой информации в части, касающейся распространения их продукции в Российской Федерации.

*(4) По данным, опубликованным на сетевом информационном ресурсе РосНИИРОС по адресу http://www.ripn.net:8080/nic/dns/list/.

*(5) По сообщению заместителя начальника Управления регистрации и лицензирования МПТР России А. Александрова // Российская газета. 2000. 15 авг.

*(6) См.: Терещенко Л.К. Интернет и пробелы в праве // Тезисы конференции "Право и Интернет: теория и практика", 2 ноября 1999 года. Академия народного хозяйства при Правительстве России.

*(7) При установлении предельного количества получателей информации в 1000 пользователей этот предел в России превысят не более трехсот информационных сетевых ресурсов (исходя из данных, полученных на 31 августа 2000 года в системах, фиксирующих количество посещений информационных сетевых ресурсов).




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную курсовую работу Вы можете использовать для написания своего курсового проекта.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем курсовую работу самостоятельно:
! Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ.
! Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу.
! Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться.
! План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы.
! Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части?
! Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать.
! Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа.
! Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема.
! Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом.
! Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия.
Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта.
Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты.
Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести.
Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя.
Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика.

Сейчас смотрят :

Курсовая работа Особенности оценки кредитоспособности предприятия с точки зрения банка
Курсовая работа Оценка эффективности рекламной кампании на примере компании ООО "Центр"
Курсовая работа Рак легкого
Курсовая работа Учет и анализ денежных средств ООО "Стрела"
Курсовая работа Социально-экономическая основа потребительской кооперации
Курсовая работа Законодательные основы правового регулирования сферы социального обеспечения в Российской Федерации
Курсовая работа Процессный подход к управлению
Курсовая работа Активные операции коммерческих банков и их доходность
Курсовая работа Организация рабочего места
Курсовая работа Товарная политика компании
Курсовая работа Фискальная политика: инструменты и эффективность
Курсовая работа Техническая подготовка производства
Курсовая работа Создание кадрового резерва
Курсовая работа Методика, формирование и анализ инновационной стратегии в организациях санаторно-курортной сферы
Курсовая работа Разработка электронного органайзера средствами C++ Builder 6