Курсовая работа по предмету "Государство и право"


Основные цели государственной политики в области развития малого предпринимательства в Российской Федерации



9

Основные цели государственной политики в области развития малого предпринимательства в Российской Федерации

Цынцарь Е.В.,

аспирант Академии управления

«ТИСБИ» г. Казань, Татарстан

Аннотация. С 1 января 2008 года вступили в силу основные положения нового Федерального закона Российской Федерации от 24 июля 2007 года № 209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Закон), создающий новые правовые основы развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. Современная государственная политика признает малое предпринимательство важнейшим элементом выхода страны из кризиса и стремится оптимизировать реализацию целей в области развития малого предпринимательства.

Нормативное правовое регулирование развития малого предпринимательства в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется Законом, иными нормативно-правовыми актами.

С начала 2008 г. система по реализации наиболее актуальных мероприятий, способствующих развитию малого предпринимательства, представляется пятью направлениями:

1) Совершенствование нормативной правовой базы;

2) Развитие системы финансово-кредитной поддержки малого и среднего предпринимательства;

3) Меры по развитию инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, которые могут включать в себя информационное обеспечение субъектов малого и среднего предпринимательства на основе использования возможностей и координации действий всех информационных сетей, специализирующихся на сборе, накоплении и обработке соответствующей информации и др.;

4) Информационная поддержка малого и среднего предпринимательства;

5) Развитие системы подготовки кадров для малого и среднего предпринимательства.

Государственная политика в области развития малого предпринимательства в Российской Федерации направлена на обеспечение реализации целей и принципов, установленных Федеральным законом Российской Федерации «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ [ Ст. 6 Федерального закона Российской Федерации «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ. Официальный текст по состоянию на 10 января 2009 г. // Консультант-Плюс. - Электрон. дан. ].

Проблема мирового финансового кризиса влечет за собой актуальность рассмотрения основных целей государственной политики в области развития малого предпринимательства под призмой влияния кризиса на экономику Российской Федерации.

Рассмотрение основных целей государственной политики в период изменения российской экономики предполагает анализ положений российского законодательства в области развития малого предпринимательства и эффективности направлений государственной политики.

Одной из основных целей государственной политики в области развития малого предпринимательства в Российской Федерации является развитие субъектов малого предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации. Основными мерами государственного стимулирования развития конкурентной среды должны быть меры по улучшению рыночной инфраструктуры с целью облегчения доступа к кредитно-финансовым, информационным, трудовым и другим ресурсам. Для вступления новых хозяйствующих субъектов на рынок важным фактором является развитость необходимых средств коммуникации, служб по оказанию консалтинговых услуг, информационных и иного рода деловых услуг, развитие межфирменной кооперации [ Никитина, Н.Н. Основные направления развития конкурентной среды / Н.Н. Никитина // http://www.anrb.ru/isei/cf2004/d726.doc / 2009-01/10].

Ориентация российской экономики на поддержку производства и улучшение социального климата должна создать базисные условия развития малого предпринимательства, ослабить тенденцию к теневому и криминальному характеру его развития, учесть социальные основы, на которых малый бизнес может развиваться. Меры государственной политики по поддержке малого предпринимательства играют принципиальную роль для развития конкуренции.

Приоритетной целью государственной политики в области развития малого предпринимательства в Российской Федерации является обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого предпринимательства. Эффективность выполнения органами власти своих функций в области развития малого предпринимательства зависит от характера взаимодействий всех трех уровней государственной власти: федеральной, региональной и муниципальной. Как важнейшее направление развития малого предпринимательства необходимо указать поддержку субъектов малого предпринимательства, в том числе финансовую, координируемую компетентными государственными органами. Малому предпринимательству всегда было непросто получить кредитное финансирование, а в условиях мирового финансового кризиса эта ситуация обострилась. До того, как Россию «догнал» мировой финансовый кризис, за счет кредитов жили и развивались около две трети малых предприятий. (Мировой кризис начался задолго до того, как его ощутили россияне, а именно - в конце июля 2007 года.)

В условиях финансового кризиса государственную финансовую поддержку малого предпринимательства пришлось скорректировать. Банки, опасаясь невозврата кредитов, стали требовать большего залогового обеспечения. Ставки банковских кредитов малому бизнесу в декабре 2008 г. - январе 2009 г. выросли с 13-15% до 20-22% и выше [ Заславская, О. Свое дело. Работники, высвобожденные из крупных компаний, займутся собственным бизнесом / О. Заславская // Российская газета. - Федеральный выпуск №4800 от 27 ноября 2008 г. ]. Таким образом, фактически нынешняя политика банков закрывает доступ к кредитным средствам для очень многих предпринимателей.

Следует обеспечить целевое кредитование малого бизнеса; четко следить, чтобы поступающие в банки государственные средства шли именно на кредитные программы, а не на решение внутренних проблем банков.

Необходимо дальнейшее усиление контроля за кредитной политикой банковского сектора. Речь идет о фиксации процентных ставок, по которым, с одной стороны, банки получают государственные средства, с другой - кредитуют этими средствами предприятия реального сектора. Если необходимо изменить нормативную базу, то нужно применить эту меру.

В Законе в качестве цели государственной политики в области малого предпринимательства в Российской Федерации указывается обеспечение конкурентоспособности субъектов малого предпринимательства. Государственная политика сегодня направлена на решение вопроса чрезвычайной важности - об участии предпринимательского сообщества в преодолении финансово-экономического кризиса в России. В условиях кризиса как никогда важно оказывать внимание малому предпринимательству. Развитие малого предпринимательства становится одним из важных средств противодействия уже начавшемуся росту незанятой части населения. Особую роль малое предпринимательство играет в разработке и внедрении нововведений, т.к. более гибкое управление малых предприятий в большей степени оказывается восприимчивым к новым разработкам.

В условиях мирового кризиса малое предпринимательство - двигатель номер один в решении проблемы занятости населения, а поэтому властям придется развивать малый бизнес, несмотря на нехватку заемных средств. Государство должно сделать все от него зависящее, чтобы помочь созданию малых предприятий, обеспечить им стартовые условия. Таким образом, в данном аспекте государственная политика будет направлена на реализацию сразу двух целей развития малого предпринимательства - обеспечение конкурентоспособности субъектов малого предпринимательства и обеспечение занятости населения и развитие самозанятости.

В качестве основной цели государственной политики в области развития малого предпринимательства Закон обозначает оказание содействия субъектам малого предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств. В связи с этим в отношении малого предпринимательства применяются некоторые послабления в виде специальных налоговых режимов, упрощенной системы ведения и составления бухгалтерской и статистической отчетности и ряда других. К данным послаблениям, предоставленным субъектам малого предпринимательства, относится также особый порядок участия субъектов малого предпринимательства при размещении заказа на поставки товара, выполнении работ для государственных и муниципальных нужд.

В целях поддержки малого предпринимательства ст. 15 Федерального закона № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд» установлено, что государственные заказчики обязаны размещать заказы у субъектов малого предпринимательства в диапазоне от десяти до двадцати процентов общего годового объема поставок товаров, выполнения работ/оказания услуг в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг [ Федеральный закон Российской Федерации «О размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ. Официальный текст по состоянию на 11 января 2009 г. // Консультант-Плюс. - Электрон. дан.

28 января 2009 г. _________________ Цынцарь Елена Владимировна, аспирант Академии управления «ТИСБИ» г. Казань (Республика Татарстан), индивидуальный предприниматель. Область научных интересов: проблемы нормативно-правового регулирования развития малого предпринимательства в Российской Федерации. Количество опубликованных работ: 4. Адрес: г. Нижнекамск, Татарстан. ]. Причем обязательное размещение заказов у субъектов малого предпринимательства распространяется на государственных, а не на муниципальных заказчиков. Последние вправе, но не обязаны соблюдать данное требование законодателя.

Выделенные законодателем малому предпринимательству преференции в области размещения государственного заказа недостаточны. Усугубляет положение незаинтересованность муниципальных заказчиков в сотрудничестве с малым бизнесом. Без законодательного квотирования на муниципальном уровне условий участия субъектов малого предпринимательства в размещении заказа, вряд ли ожидается увеличение заключенных контрактов с представителями малого бизнеса.

Приоритетной целью государственной политики является увеличение количества субъектов малого предпринимательства. В условиях мировой финансовой нестабильности основная задача российских властей - принять меры по мягкому выходу из кризиса. Большую роль в этом процессе призван сыграть в том числе малый бизнес, который позволит не только решать экономические, но и социальные проблемы в тот момент, когда с крупных предприятий будет высвобождаться большое количество специалистов. Правительством принято решение повысить в 2009 г. финансирование государственной программы поддержки малого предпринимательства.

Увеличение доли производимых субъектами малого предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме внутреннего валового продукта - одна из основных задач государственной политики Российской Федерации.

Доля малого бизнеса в ВВП России в настоящее время не превышает 17%, тогда как в развитых странах этот показатель составляет порядка 50%, в Китае - 60%. В 2009 г. с поправкой на мировой кризис рост ВВП ожидается на уровне 2 - 3%. Для оптимизации роста доли малого предпринимательства в ВВП страны государство должно методом нормативно-правового регулирования решить следующие проблемы: развитие малого предпринимательства в России тормозит отсутствие свободного доступа к недвижимости (аренда площадей) и финансовым ресурсам, проблемы с подключением к объектам инфраструктуры, административные барьеры, проблемы с контрольно-надзорными органами, налогообложение, а также недостаток квалифицированных кадров.

Особой проблемой являются барьеры, препятствующие открытию собственного малого бизнеса. Издержки на открытие малого бизнеса колеблются по стране от 45 тыс рублей до 1 млн рублей, и 1 млн рублей - цифра, которая для большинства абсолютно неподъемная.

Все вышеприведенные направления государственной политики в области развития малого предпринимательства в Российской Федерации в том числе направлены на увеличение доли уплаченных субъектами малого предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. В данном аспекте политика государства исходит из того, что малое предпринимательство является очень гибкой формой хозяйствования и быстрее всего реагирует на происходящие изменения на рынке труда, и в условиях сложностей в мировой финансовой системе и в России он заслуживает самого пристального внимания и поддержки, а поэтому в условиях финансового кризиса малый бизнес не должен почувствовать на себе увеличения налоговой нагрузки.

Таким образом, в условиях мирового финансового кризиса государственная политика, направленная на развитие малого предпринимательства в Российской Федерации, позиционирует малое предпринимательство как важнейший фактор выхода страны из кризиса, а также как гарантию занятости и самозанятости населения в условиях роста освобождения специалистов с крупных предприятий и стремится активизировать и оптимизировать реализацию целей в области развития малого предпринимательства, указанных в Законе (ст. 6).

Вопреки законодательно установленной государственной политике по развитию малого предпринимательства, множество факторов тормозит появление и развитие субъектов малого предпринимательства, сильнейшие из которых это огромные издержки на открытие малого бизнеса и нынешняя политика банков, закрывающая доступ к кредитным средствам для очень многих предпринимателей.




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную курсовую работу Вы можете использовать для написания своего курсового проекта.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем курсовую работу самостоятельно:
! Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ.
! Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу.
! Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться.
! План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы.
! Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части?
! Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать.
! Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа.
! Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема.
! Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом.
! Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия.
Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта.
Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты.
Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести.
Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя.
Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика.

Сейчас смотрят :

Курсовая работа Анализ кредитного портфеля коммерческого банка
Курсовая работа Учет и аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками на примере ОАО "ВЭЛТ-Кинескоп"
Курсовая работа Анализ показателей эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия
Курсовая работа Управление государственным долгом
Курсовая работа Договор ренты
Курсовая работа Финансовая устойчивость страховых компаний
Курсовая работа Организация налогового учёта в организации
Курсовая работа Анализ эффективности использования трудовых ресурсов
Курсовая работа Самооценка младших школьников
Курсовая работа Оперативное планирование производства предприятия
Курсовая работа Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования
Курсовая работа Бронхиальная астма
Курсовая работа Учет и анализ финансовых результатов деятельности автотранспортной организации
Курсовая работа Управление социальной защиты населения на уровне муниципального образования
Курсовая работа Психологические проблемы одомашнивания животных