Министерство транспорта РФ
Государственная морская академия им. С.О. Макарова
Кафедра РНП и С
Курсовое проектирование
на тему: Анализ и расчет характеристик среднеорбитальной системы типа: ГЛОНАС, NAV-STAR
Выполнил: К-т 441 гр.
Мамонов А.Р.
Проверил: преподаватель
Иванов Н.А
С – ПБ 2009г.
Оглавление
1. Параметры орбит и движения ИСЗ ССРНС
1.1 Расчет некоторых параметров круговой орбиты
1.2 Построение эскиза орбит и положения спутников
1.3 Параметры Кеплера для эллиптической орбиты
1.4 Заданные параметры положения четырех ИСЗ и судна
2. Основные параметры радиоканала ИСЗ-судно
2.1 Аппаратура и излучаемые сигналы ИСЗ
2.2 Принимаемые сигналы
2.3 Отношение сигнал/шум
2.4 Режим поиска принимаемых сигналов
2.5 Режим автоподстройки частоты (АПЧ)
3. Режим определения координат и времени
3.1 Модель и погрешности измерения временного положения огибающей
3.2 Алгоритм определения координат и поправки к шкале времени
3.3 Оценка влияния погрешностей измерений на определение x, y, z
4. Режим определения путевой скорости, путевого угла и поправки к частоте опорного генератора
4.1 Модель фазового измерителя секундных приращений дальности до ИСЗ
4.2 Определение секундных приращений координат
5. Режим определения истинного курса, крена, дифферента
5.1 Основные понятия пространственной угловой ориентации судна
5.2 Алгоритмы и погрешности определения истинного курса, крена и дифферента по сигналам 4-х ИСЗ
1. Параметры орбит и движения ИСЗ ССРНС
1.1 Расчет некоторых параметров круговой орбиты
Гравитационная постоянная Земли
Из равенства центростремительного ускорения
линейная скорость
Рассчитаем линейную скорость ИСЗ
Максимальное расстояние прямой радиовидимости (между судном и ИСЗ вблизи линии горизонта) определяется по формуле
где
Необходимо вывести эту формулу и рассчитать
Показать, что прямая радиовидимость одного ИСЗ имеет место с точек земной поверхности, образующих шаровой сегмент, максимальная геоцентрическая угловая ширина которого равна
Рассчитать максимальную продолжительность Т существования прямой радиовидимости между судном и ИСЗ
1.2 Построение эскиза орбит и положения спутников
Эскиз соответствует картине расположения орбит, Земли и НИСЗ, видимой наблюдателем с "бесконечно" удаленной точки северного конца оси вращения Земли. Все НИСЗ и орбиты находятся на сфере радиуса а. На эскизе a=6-8см. Радиус Земли примерно в 4 раза меньше. Экваториальное сечение орбит и Земли - на рис.2. Нижний конец вертикальной прямой, проходящей через центр Земли пусть направлен на точку весеннего равноденствия (созвездие Овна). Нижняя точка пересечения этой вертикали и внешней окружности пусть представляет восходящий узел первой (нулевой) орбиты (тогда верхняя точка пересечения - нисходящий узел).
Для эскиза примем, что угол наклонения орбит (между плоскостью орбиты и экваториальной плоскостью) равен 60°; тогда все кратчайшие расстояния от точек орбиты до оси узлов при проектировании на экваториальную плоскость "сократятся" вдвое, поскольку cos(60°)=0.5.
Для определения проекции спутника, которому соответствует фаза u (угол между радиусами-векторами ИСЗ и восходящего угла), достаточно отложить с помощью транспортира этот угол на внешней окружности (в направлении движения ИСЗ) и из полученной точки опустить перпендикуляр на ось узлов; средняя точка этого перпендикуляра и есть искомая проекция. Задаваясь достаточным количеством точек, получим проекцию орбиты - эллипс, малая полуось которого вдвое меньше радиуса a круговой орбиты. В "Глонасс" и "Навстар" используется соответственно 3 и 6 орбит; угол между соседними восходящими углами соответственно 120° и 60°.
Внешняя окружность делится на шесть одинаковых частей (в "Навстар" имеет место совмещение пар осей узлов).
В учебных примерах примем, что в "Глонасс" 24 ИСЗ, в "Навстар" 18 ИСЗ, соответственно по 8 и 3 на орбите. Номер орбиты соответствует номеру восходящего узла, отмечаемого против часовой стрелки. Если номера ИСЗ обозначить через "м" (причем соответственно 1£м£24 и 1£м£18), то номер орбиты равен наибольшему целому числу в частном от деления м-1 на соответственно 8 и 3.
Угловой промежуток между ИСЗ одинаков - соответственно 45° и 120° эскиз строится на момент, когда фаза первого ИСЗ на первой орбите равна н×10. При переходе с орбиты на соседнюю орбиту вводится дополнительная фаза соответственно 15° и 40°.На орбите положение ИСЗ можно указать крупной точкой, от которой проводится стрелка, соответствующая направлению движения. Возле этих точек указывается номер ИСЗ; номер подчеркивается, если ИСЗ находится над экваториальной плоскостью.
1.3 Параметры Кеплера для эллиптической орбиты
Орбита навигационного ИСЗ делается близкой к круговой для обеспечения постоянства условий приема в любых географических районах, для уменьшения объема передаваемой с ИСЗ на судно специальной информации и для упрощения алгоритмов расчета положения ИСЗ на момент навигационных определений. В частности, уменьшается количество итераций при решении уравнения Кеплера, которое необходимо для определения угла (истинной аномалии) между радиусом-вектором ИСЗ относительно центра Земли) и точкой перигея эллиптической орбиты (рис.1). Расчет ведется в следующем порядке.
Рассчитывается заданный условный угол (средняя аномалия
Заданный эксцентриситет орбиты
Определяется эксцентрическая аномалия Е из уравнения Кеплера
методом последовательных итераций по рекуррентной формуле, которая при исчислении углов в градусах имеет вид:
Ma =
E<10^7
где M - номер шага, причем на первом (нулевом) шаге полагается, что
Рассчитывается истинная аномалия
Рассчитываются три разности между истинной, средней и эксцентрической аномалиями.
Примечание: Подробные сведения о закономерностях движения ИСЗ и передаваемой с ИСЗ на судно информации содержатся в [5,4] и в отдельном приложении к настоящим методическим указаниям.
Рис.1. Эскиз расположения на орбитах «Глонас» (при н=10)
Рис.2. Параметры Кеплера (истинная и эксцентрическая аномалии ИСЗ) для плоской эллиптической орбитой
1.4 Заданные параметры положения четырех ИСЗ и судна
Напомним: правило индивидуализации вариантов работы приведено во введении.
Поскольку расстояния до ИСЗ имеют порядок десяти миллионов метров, а достижимые точности - порядка дециметров, то необходимо использовать (в п.1.4.1) все значащие цифры калькулятора после запятой.
Расчеты ведутся в горизонтной системе координат с началом в счислимой точке; орт х0 направлен на восток, орт у0 - на север, орт z0 - вверх.
Координаты xk, yk, zk спутников (k= 1,2,3,4) в метрах на момент навигационных измерений находятся по заданным
- углу
углу
модулю радиуса-вектора ИСЗ,
R1=20000300 м
R2=20000500 м
R3=20000700 м
R4=20000900 м
По этим данным рассчитываются направляющие косинусы радиус-векторов:
и координат спутников в метрах:
X1 = 12667607.71Y1 = -7313646.719Z1 = 13640171.8
X2 =-12667734.38Y2 = -7313719.855Z2 = 13640308.2
X3 =0Y3 = -14627585.98Z3 = 13640444.6
X4 =0Y4 = 0.000000001224Z4 = 20000900
Параметры вектора линейной скорости спутников.
Модуль этого вектора рассчитан в п.1.3.1. Проекции вектора скорости ИСЗ рассчитываются по формулам (в м/с):
V=3873,968654
Vx1 = 622, 03635783Vy1 = 1169, 880241Vz1 = 3640,328792
Vx2 = 1169, 045951Vy2 = 2198, 655659Vz2 = 2967, 623222
Vx3 = 1575, 051349Vy3 = 2962, 240755Vz3 = 1936, 978493
Vx4 = 1791, 082308Vy4 = 3368, 535899Vz4 = 672. 7055708
Координаты судовой приемной антенны в метрах:
Модуль вектора путевой скорости судна в м/с
Проекции вектора путевой скорости в м/с
Истинный курс И, дифферент D и крен К в градусах пусть равны
Ио= 35+н=45,
В работе используется одно из возможных определений указанных углов: истинный курс И равен углу между направленной на север осью ординат у и проекцией продольной оси судна на плоскость XOY; дифферент д угол между продольной осью судна и плоскостью XOY; крен К - угол между поперечной осью и плоскостью XOY.
2. Основные параметры радиоканала ИСЗ-судно
2.1 Аппаратура и излучаемые сигналы ИСЗ
Необходимо построить на основе материалов параграфа 13.3 [1] структурную упрощенную схему аппаратуры ИСЗ, изучить принцип ее работы и формирования излучаемых сигналов применительно к ССРНС "Навстар".
В структурной схеме должны быть блоки, позволяющие из колебаний высокостабильного генератора с частотой
здесь: t - время, отсчитываемое по шкале хранителя времени ИСЗ;
D(t) - дальномерный код (в пособиях обозначен C(t)), который играет роль огибающей навигационного сигнала и может рассматриваться как последовательность примыкающих друг к другу одинаковых по длительности
Для упрощения записей можно там, где допустимо, множитель С(t) иногда опускать.
Средняя мощность изучения в направлении максимума диаграммы направленности передающей антенны ИСЗ круговой поляризации в Вт:
2.2 Принимаемые сигналы
Полагая, что все ИСЗ излучают одновременно в точках с координатами
в метрах и
Следует иметь ввиду. что начальная фаза фаза
Оценим доплеровские смещения F несущих частот принимаемых сигналов. Это смещение равно деленной на 2p производной начальной фазы
2.3 Отношение сигнал/шум
В параграфе 11.4 [1] показано, что отношение излучаемой мощности к принимаемой Р равно квадрату
Спектральная плотность мощности шумов (в полосе 1Гц) на входе приемника выражается как
Таким образом, отношение спектральной плотности шума к мощности сигнала на входе приемного тракта следует рассчитать по формуле
Переход от дБ к реальным отношениям осуществляется по известному соотношению
No/P(реальное отношение)=0.00007403
Обратная величина: P/No=1/No/P=13507.90351
Рассчитывается отношение с/ш во входной цепи приемника с полосой
где П - в Гц,
Рассчитывается с/ш после "снятия кода" в накопителе-усреднителе системы поиска с постоянной времени
2.4 Режим поиска принимаемых сигналов
Измерительные следящие системы за временным положением (задержкой) огибающей (ССЗ) и за фазой несущей (ССН) могут функционировать после завершения операций поиска псевдослучайного сигнала (т.е. после грубого совмещения принятого
2.5 Режим автоподстройки частоты (АПЧ)
После режима поиска до функционирования ССЗ и ССН работает схема АПЧ в соответствии со схемой рис.13.4[1], которую необходимо изучить. Доказать, что на ГУН несущей воздействует управляющий сигнал, указанный на схеме.
3. Режим определения координат и времени
3.1 Модель и погрешности измерения временного положения огибающей
Измеритель временного положения огибающей.
Схема рис.13.7 [1] дополняется двумя блоками: бортовым хранителем времени (БХВ), метки электронной шкалы времени которого служат опорными для измерителя временных интервалов (ИВИ). На второй вход ИВИ подаются метки начала периода с ГУН кода
Если БХВ имеет уход шкалы времени
Шумовая погрешность
Методика оценки средней квадратической шумовой погрешности слежения за временным положением огибающей дана на с.32-45 [1]. Для расчетов удобна формула из параграфа 42 [4], выражающая сразу погрешность оценки квазидальности по ССЗ в метрах
Расчет следует выполнить при
Другие источники погрешностей в ССРНС "ГЛОНАСС" по ССЗ (с.300 [4]):
- неточность прогноза координат и ухода шкалы времени - 4 м;
- возмущение орбит и немоделируемые уходы шкалы времени - 3 м;
- неточность прогноза времени распространения в тропосфере - 2 м;
- неточность прогноза времени распространения в ионосфере - 9 м;
- многолучевость распространения - 1,2 м;
- прочие источники - 1 м.
Результирующая погрешность находится как квадратный корень из суммы квадратов составляющих п. 3.1.2 и п. 3.1.3.
σrez’=11.622350668
В дифференциальных подсистемах ССРНС, за счет использования информации с контрольно-корректирующих пунктов исключается первая и четвертая из перечисленных в п. 3.1.3 составляющих.
Рекомендуется продумать как определить погрешность
где
3.2 Алгоритм определения координат и поправки к шкале времени
Результаты измерений п.3.1.1 после умножения на скорость распространения радиоволн можно записать в виде:
где
Оценки искомых X, Y, Z, d могут быть найдены из системы нелинейных уравнений
k = 1, 2, 3, 4. Для упрощения расчетов в современной аппаратуре эта система линеаризуется за счет того, что истинные расстояния rпк при малых значениях X, Y, Z незначительно отличаются от счислимых: расстояний (от счислимой точки до ИСЗ)
Обозначая разность между счислимым и измеренным расстояниями до ИСЗ через
можно исходную нелинейную систему переписать в виде линейной системы уравнений:
и в матричном виде
Детерминант следующей матрицы:
Детерминант матрицы Х:
Детерминант матрицы Y:
Детерминант матрицы Z:
Детерминант матрицы D:
Решение этих уравнений через главный
X=
Y=
Z=
D=
где, например,
Каждый исполнитель работы выполняет аналитические выкладки для получения выражений
Необходимо доказать, что: главный определитель системы уравнений
и из шестнадцати коэффициентов В три равны нулю, а остальные равны одному из всего семи значений, так что:
При расчете данных выражений использовались значения Н: Н1=Н2=Н3=43; Н4=90
Аналитические выкладки следует привести в приложении к отчету. При защите работы необходимо будет вывести выражение для одного из коэффициентов. Рассчитанные значения коэффициентов поместить в табл.3 с тремя знаками после запятой.
3.3 Оценка влияния погрешностей измерений на определение x, y, z
Понятие геометрического фактора (см. с.83 /1/) облегчает оценку точности системы в предположении одинаковости дисперсий
При некоррелированности погрешностей измерений и одинаковости дисперсий (
Величина Г и называется геометрическим фактором, зависящим лишь от взаимного геометрического расположения ИСЗ и судна.
Рассчитать геометрические факторы с двумя знаками после запятой
(
Рассчитать геометрический фактор погрешности местоопределения на поверхности Земли
Рассчитывается погрешность местоопределения судна (на поверхности) в среднеорбитальной спутниковой РНС и по дифференциальной подсистеме - с учетом результатов п.3.1.3 - 3.1.4.
Данные расчета занести в табл.1.
Таблица 1
Система | ССРНС | Навстар | Диф. ССРНС |
sм (м) | 18,32 | 50,08 | 10,93 |
4. Режим определения путевой скорости, путевого угла и поправки к частоте опорного генератора
4.1 Модель фазового измерителя секундных приращений дальности до ИСЗ
Такой измеритель включает два верхних квадратурных канала рис.13.7 [1] и ГУН несущей, который состоит из высокостабильного неуправляемого опорного генератора ОГ и цифрового синтезатора частоты ЦСЧ, управляемого выходным сигналом схемы Костаса. ЦСЧ содержит регистр текущей разности фаз между колебаниями ОГ и принятого сигнала. Одному фазовому циклу соответствует равное длине волны приращение радиального расстояния от судна до ИСЗ. Из-за принципиальной многозначности фазовых измерений отсчет ЦСЧ в начальный момент времени t0 может отличаться от истинной величины измерявшегося в п.3.2.1 расстояния на неизвестное целое число длин волн. Поскольку это число сохранится во всех последующих отсчетах, то секундные изменения радиального расстояния, (как и приращения
4.2 Определение секундных приращений координат
Они численно равны соответствующим проекциям вектора путевой скорости. А секундное приращение линейного эквивалента ухода шкалы времени в длинах волн равно разности между номиналами частот опорных генераторов ИСЗ и судна. Поэтому алгоритм определения перечисленных искомых величин сводится (после изменения обозначений по правилу:
Все полученные выше в п.3 аналитические выражения и численные значения для решения системы и геометрических факторов применимы и здесь с учетом изменения обозначений. В частности, погрешность оценки горизонтальной проекции
вектора путевой скорости и ухода частоты должны выражаться как
Среднеквадратическая шумовая погрешность определения секундных приращений дальности
sDr»0,043[ПССН(N0/Р)]0,5 =0.152 (в м/с). (4.3)
Пссн=10
No/P=0.00007403 см.п. 2.3
Результаты расчетов, задаваясь П=10Гц, привести в таблице 2.
Таблица 2.
Величина | ||||
Значение | 0,00116 | 0,1023520 | 0.000058697 |
При расчете использовались значения
Vx= 7.583626043 м/с; Vy= 8.511675278 м/с; см. п. 1.4.5
Путевой угол ПУ=arctg(Vx/Vy)- это угол между проекцией Vxy вектора V на горизонтальную плоскость Погрешность оценки путевого угла приближенно выражается формулой
5. Режим определения истинного курса, крена, дифферента
5.1 Основные понятия пространственной угловой ориентации судна
Ориентация судна это ориентация судовой системы координат относительно неподвижной (пусть – горизонтной) системы координат x,y,z с базисными ортами xо, yо, zо. Вектора (и орты) обозначаются жирным курсивом. Судовая ортогональная система координат фиксируется на каждом судне в процессе строительства и сдаточных испытаний, причем горизонтальная, продольная и поперечная плоскости пересекаются по поперечной, продольной и вертикальной осям. Начальная точка отсчета – точка пересечения осей. Ось абсцисс хП с ортом a и ось ординат уП с ортом b совпадают соответственно с по перечной и продольной осями судна. Орт оси аппликат zП равен a´b и перпендикулярен ортам a и b.
Проекции любого орта е на оси x,y,z координат равны их направляющим косинусам НК (углов между ортом и осями): Прхе=сх, Пруе=су, Прzе=сz. Если проекции этого орта отложить от начала координат и построить прямоугольный параллелепипед, то исходящая из начала координат диагональ такого параллелепипеда и представляет рассматриваемый орт е=x0cx+y0сy+z0cz причем сх2+су2+сz2=1. Это равенство указывает, что вся информация о пространственной угловой ориентации орта любой оси содержится в трех НК. А полная информация об ориентации судна (т.е. о трех осях подвижной системы координат) содержится в матрице из девяти НК; причем равенство нулю скалярных произведений ортов(см./13/,п.14.10-1b) позволяет всегда указать на три НК, через которые выражают и остальные шесть.
Орты продольной и поперечной осей судна далее будут представляться как
b=x0cbx+y0 сby+z0cbz, a=x0cax + y0 cay + z0c az , ( 5.1 )
позволяя дать четкие количественные формулировки для указанных в п.1.4.5. трех параметров угловой ориентации судна:
дифферент Д это угол между ортом b продольной оси уП судна и плоскостью х0у,
2) крен К – угол между ортом а поперечной оси хП и плоскостью х0у,
3) истинный курс И это угол между направленной на север осью ординат у и проекцией орта b продольной оси уП судна на плоскость х0у.
Из прямоугольного параллелепипеда, соответствующего первому равенству (5.1) вытекают компактные соотношения для НК орта продольной оси
cbх=Прxb=cosДsinИ, сby=Пруb =cosДcosИ, сbz=Прzb =sinД.
Лишь один НК орта а выражается компактно: саz=cos(90о-К)=sinК. Далее ограничимся использованием полученных выше компактных выражений четырех НК: они достаточны для определения используемых угловых параметров
И=arctg(сbх/сby), Д=arcsinсbz, К=arcsinсаz . ( 5.2 )
Следует иметь ввиду, что обсуждаемые выше параметры относятся к одномоментному состоянию судна (относящемуся к одному моменту времени) без какой либо привязки с «предисторией» или прогнозом динамического процесса изменения ориентации судна во времени. На практике могут использоваться и другие методы и параметры описания угловой ориентации.
5.2 Алгоритмы и погрешности определения истинного курса, крена и дифферента по сигналам 4-х ИСЗ
Ограничимся рассмотрением случая 4-х ИСЗ, когда k=1.2.3.4 и систему линейных уравнений (5.2) можно представить с помощью апробированных в разделах .3 и 4 матриц
Необходимые нам направляющие косинусы определяются по формулам раздела.3 (с соответствующей заменой обозначений) .
Средние квадратические погрешности определения направляющих косинусов при одинаковых СКП sp величин pak и pbk нормированных разностей расстояний выражаются аналогично (3.6):
Связь погрешности истинного курса DИ, дифферента DД и крена DК (в радианах) с погрешностями направляющих косинусов вытекает, если взять дифференциал соответствующего равенства из (5.1) или (5.2) и заменить знак дифференциала на приращение. Получаем:
DК=Dсaz/cosK, DД=Dcbz/cosД.
Такая же взаимосвязь сохранится и для среднеквадратических погрешностей СКО, т.е.
sК=scaz/cosK, sД=sсbz/cosД,
что с учетом (5.4) позволяет получить расчетные соотношения
sК=spГz/cosK=0.82505, sД=spГz/cosД=0.80505 ( 5.7)
Формулу для оценки погрешностей истинного курса получим, приведя дифференциал истинного курса И=arctg(сbх/сby) к приближению DИ @ сbyDсbх-сbxDсby. Поэтому СКО погрешности с учетом (5.5), (5.6) и (3.7) можно выразить как
sИ=spГм=0.1418 град, где Гм=(Гх2+Гу2)½ (5.8 )
Количественные расчеты погрешностей выполняются для величин, определяемых предыдущими тремя формулами.
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |