1
Роль безопасных условий труда в повышении качества трудовой жизни
Эффективность трудовой деятельности человека в большой степени зависит от предметов и орудий труда, работоспособности организма, организации рабочего места, гигиенических факторов производственной среды.
Работоспособность - величина функциональных возможностей организма человека, характеризующаяся количеством и качеством работы, выполняемой за определенное время. Во время трудовой деятельности работоспособность изменяется по времени. При этом различают три основные фазы сменяющих друг друга состояний человека в процессе трудовой деятельности: фаза нарастающей способности; фаза высокой устойчивой работоспособности; фаза снижения работоспособности.
Важными элементами повышения эффективности труда являются:
- совершенствование умений и навыков в результате трудовой деятельности, так как при этом возрастают мышечная сила и выносливость, повышаются точность и скорость рабочих движений, быстрее восстанавливаются физиологические функции после окончания работы;
- правильное расположение и компоновка рабочего места, обеспечение удобной позы и свободы трудовых движений, использование оборудования, отвечающего требованиям эргономики и инженерной психологии, что обеспечивает наиболее эффективный трудовой процесс, уменьшает утомляемость и предотвращает опасность возникновения профессиональных заболеваний.
Оптимальная поза человека в процессе трудовой деятельности обеспечивает высокую работоспособность и производительность труда, а неправильная поза приводит к возникновению статической усталости, снижению качества и скорости выполняемой работы, снижению реакции на опасности.
При организации производственного процесса следует учитывать антропометрические и психофизические особенности человека, его возможности в отношении величины усилий, темпа и ритма выполняемых операций, а также анатомо-физиологические различия между мужчинами и женщинами.
Периодическое чередование работы и отдыха способствует высокой устойчивости работоспособности.
Наилучшие показатели работоспособности и отдыха достигаются при комфортном состоянии и при рациональных режимах труда и отдыха. Комфорт - оптимальное сочетание параметров микроклимата, удобств, благоустроенности и уюта в зонах деятельности и отдыха человека.
Эффективность деятельности человека зависит от организации рабочего места; правильного расположения и компоновки рабочего места; обеспечения удобной позы и свободы движений использования оборудования, отвечающего требованиям эргономики. Микроклимат производственных помещений характеризуется большим разнообразием сочетаний температуры, влажности, скорости движения воздуха, интенсивности и состава лучистого тепла, отличается динамичностью и зависит от колебаний внешних метеоусловий, времени года и дня, хода и характера производственного процесса, условий воздухообмена с атмосферой. Так, при дискомфортном микроклимате наблюдается напряжение процессов терморегуляции. При выполнении физической работы границы терморегуляции снижаются.
При изменениях микроклимата, выходящих за границы приспособительных физиологических колебаний, дискомфорт проявляется в виде изменения самочувствия.
Трудовую деятельность человек осуществляет посредством своих органов как биологическое существо. В результате его трудовой деятельности могут возникнуть такие изменения в природной среде, которые затрудняют его существование как биологического существа. Трудовая деятельность может также непосредственно негативно отражаться на его организме.
Любая трудовая деятельность требует физиологического и психологического включения человека. Поведение человеческого организма и отдельных органов в процессе трудовой деятельности зависит в основном от трех факторов: содержания трудовых операций, трудовой способности человека (под которой понимается состояние организма, обеспечивающее существование в течение длительного периода качественно и количественно определенного уровня производительности без негативных последствий для здоровья человека - участника процесса труда), способа и объема включения отдельных органов в процесс труда.
Нарушения физической целостности человека в результате трудовой деятельности могут произойти по двум причинам. Во-первых, если нагрузка на телесно-органические возможности человека больше, чем позволяет функционирование единой структурно-функциональной системы человека как биологического существа. Во-вторых, из-за средств труда, их конструкции или способа использования.
Угроза и нарушение целостности человека в трудовой среде зависят от вида труда, т. е. от того, какое напряжение в процессе труда больше - психическое или физиологическое. По степени физиологического и психического напряжения в процессе трудовой деятельности труд делится на физический и умственный.
Физический труд характеризуется повышенной нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и его функциональные системы (сердечно-сосудистую, нервно-мышечную и другие системы), обеспечивающие его деятельность. При этом происходят развитие мышечной системы, стимуляция обменных процессов и т.п.
Умственный труд объединяет работы, связанные с приемом и переработкой информации. Такой род деятельности требует преимущественного напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, активизации мышления и деятельности эмоциональной сферы. Для данного вида труда характерна гипокинезия (малая подвижность), так как при умственном труде нет необходимости выполнять физические нагрузки. При этом происходит формирование различных патологических состояний в различных органах и системах в связи с застойными явлениями в сердечно-сосудистой системе. Длительная умственная нагрузка оказывает негативное влияние и на психическую деятельность, при этом ухудшаются функции внимания (снижается объем кратковременной и долговременной памяти, способность концентрироваться, переключать внимание и т.п.). Таким образом, снижается качество выполняемой работы.
В процессе труда у человека как органического существа могут произойти биохимические или функциональные расстройства, нарушающие функции его организма. Такое состояние организма проявляется как обессиленность, раздражительность и переменчивое настроение. Организму человека свойственна усталость. Усталость с психическими компонентами может привести к дисгармонии в поведении человека по отношению к другим элементам процесса труда, прежде всего средствам труда, что может быть результатом негативного влияния трудовой деятельности на человека из-за повреждений каких-либо органов или их частей (производственных травм).
Изучение положения человека в сфере труда, прежде всего в промышленности, показало, что нарушения психической целостности происходят как из-за содержания трудовой деятельности, так и из-за характера трудовой деятельности. Наконец, с развитием средств производства и вообще технической базы труда человек все меньше физически расходует себя в процессе труда, но зато все больше его психическое напряжение. С ростом механизации труда и негативное обратное действие трудовой деятельности чаще выражается в нарушении психической, а не физической целостности. По сути, трудно разделить физический и умственный труд. В каждом виде труда действует и психический и физиологический компонент. Разница только в степени.
Так, исследования условий труда и их влияния на здоровье работника (и реакции работника на эти условия) в промышленной сфере труда показали, что такой труд вреден не только физически, но и во много раз вреднее для психического здоровья. Например, повторяемость и быстрый ритм операций на конвейере противоестественны для природного ритма работника, он теряет смысл операций, которые производит, затруднено общение между участниками в процессе труда, все это ведет к большему числу психических заболеваний. Появление большего числа психических заболеваний можно объяснить единственно некими свойствами технической цивилизации, технической среды - эта среда все больше искусственна, сгущена, распространена, выдвигает все более суровые требования и притязания. С дальнейшим развитием технической базы труда, которая приводит к частичной ликвидация негативных последствий труда на конвейере, опасности для психического (и физического) здоровья работника не исчезают. Перемещение людей в результате массового наступления автоматизации вызовет легкие конфликтные ситуации и второстепенное психическое травмирование. Наконец, в условиях общественно-экономического разъединения человека и условий труда, разделения на этой базе функций исполнительских и руководящих человек не воспринимает трудовую деятельность как область самореализации, а часто относится к ней как к навязанной и выматывающей духовно и физически деятельности, что негативно отражается и на его психической жизни и психической целостности.
Полная гуманизация среды человека требует защиты человека как совокупности, а это значит защиты, помимо физической и психической, еще и моральной целостности. Есть тесная зависимость между нарушением моральной целостности человека в среде труда, в социальных группах с ненадежными моральными ценностями. Если в современных условиях производства большое число занятых не воспринимают свою профессию и участие в процессе труда как личную склонность, в чем выражается нарушение моральной целостности, то это ведет к неудовольствию, к напряженности и психическим нарушениям.
Право на условия труда, обеспечивающие целостность человека в трудовой среде, нужно рассматривать и понимать в контексте совокупности общественных отношений, которые устанавливаются и развиваются в современном обществе. Построение системы защиты работников от негативного влияния в сфере труда неотделимо от создания системы общественных отношений самоуправления и требования обеспечить гуманизацию труда. Давая право работникам в совместном труде устанавливать условия труда, Конституция Российской Федерации в то же время предполагает, что эти условия труда должны обеспечивать физическую и моральную целостность работника. В Трудовом Кодексе Российской Федерации говорится, что работники имеют право и обязанность формировать условия труда и предпринимать меры по защите труда, которые обеспечат их физическую целостность, безопасность для здоровья в процессе труда и обеспечат защиту от других опасных и вредных влияний на их здоровье или способность трудиться.
Право работников на безопасные условия труда, когда защищена физическая, психическая и моральная целостность человека в трудовой среде, представляет право любого работника, несмотря на то, работает он с общественными средствами труда или частными средствами граждан, невзирая на вид труда. Это право не только социальное, т. е. связанное с социальной безопасностью работника, оно должно пониматься и как политическое право, так как защищает моральную целостность человека как общественного существа. В то же время реализация этого права входит в ряд неотъемлемых самоуправляемых прав работников.
Трудовой Кодекс Российской Федерации защищает конституционное право работников управлять своим трудом, особо указывает на их право управлять и условиями труда, а это значит решать вопросы обеспечения условий труда, в которых защищена их целостность.
Форма нарушения целостности зависит от личных факторов, а также технических и общественных в конкретных условиях, где протекает процесс труда. Можно сказать, что наибольшую опасность для нарушения физической и психической целостности составляют физические элементы трудовой среды, а общественные элементы могут нарушить психическую и моральную целостность.
По Конституции жизнь человека гарантирована, а это означает, что любое покушение на жизнь человека антиконституционно и наказуемо. Однако защиту жизни общественное объединение не может осуществлять только репрессивными мерами, но, прежде всего профилактическими действиями. В этом смысле формой профилактической деятельности общества с целью защиты жизни человека являются и меры по созданию условий в трудовой среде и в процессе труда, делающих невозможными нарушение физической целостности человека и угрозу его жизни.
Условия, при которых реализуется защита физической целостности в трудовой среде, обеспечиваются мерами технической защиты. Эти меры основываются на научных знаниях о возможностях негативных влияний элементов (физической) трудовой среды, применение этих мер обязательно.
Человек, участвуя в процессе труда, реализует себя во всех компонентах как телесно-органическое существо (напрягая свои органы, которыми работает), как психическое существо (находясь постоянно в состоянии целенаправленной воли - внимания), как ценностное существо (осуществляет задуманные цели), существо потребностей (в процессе деятельности должен удовлетворять свои потребности). Значит, и условия труда должны обеспечивать его безопасность полностью, т. е. не создавать угрозу ни физической, ни психической, ни моральной его целостности.
Исходя из понятийного определения психической целостности и знаний о том, что нарушение психической целостности возникает тогда, когда исчезает способность согласованного или гармоничного поведения, когда исчезает организация в поведении в иерархическом контроле над поведением единой личности, нужно создать условия труда, при которых целостность человека как многогранной личности не находилась бы под угрозой. Для осуществления этих условий нужно исходить из причин, которые в трудовой среде могут привести к нарушению психической целостности человека. Современные исследования положения человека в технической среде, прежде всего в промышленной трудовой среде, показали, что нарушения психического здоровья могут произойти как из-за неблагоприятного содержания деятельности, так и из-за характера этой деятельности. При реализации условий труда в трудовой среде, в которой защищена психическая целостность человека, работники и организации должны учитывать наиболее частые виды нарушения психической целостности (психоневроз, психоз и т. д.) и стараться устранить причины, ведущие к этим нарушениям. Между психически страдающей личностью и окружающей ее средой возникает дисгармония, это отражается на отношениях между людьми в трудовой среде и негативно влияет на мотивацию труда. При этом нужно иметь в виду, что, например, невротические нарушения возникают в связи с психическими факторами (возбуждением, эмоциональными стрессами и т. п.), а это, как правило, является результатом давления на индивида внешней среды либо результатом его внутренней борьбы. Против своей среды человек ведет интенсивную борьбу ради получения лучших социально-экономических условий жизни, а в соревновании с другими - борьбу за престиж, эмоциональную безопасность, признание, ощущение удовлетворенности. При создании позитивных условий труда нужно исходить из характеристики отдельных трудовых сред, и, прежде всего общественных отношений в них. По сути, общественные отношения в трудовой среде должны быть таковы, чтобы человек не приходил в столкновение с самим собой и с социальной средой. Если они другие, то это приводит к нарушению психической целостности людей.
Обеспечение моральной целостности человека в трудовой среде нужно понимать как создание условий труда, в которых не будет вреда личному достоинству и другим моральным ценностям человека. Моральная целостность человека в трудовой среде охватывает совокупность свойств человека, обозначающих его своеобразную индивидуальность как общественного существа, которое в процессе своего труда общается с другими участниками труда, изменяя свою природную и общественную среду.
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |