Контроль и обратная связь: аспекты интеграции
Кузнецова Е.В.
Научная организация контроля является важнейшим условием эффективного управления процессом обучения иностранному языку. Специфика контролирующей деятельности заключается в том, что, взятая отдельно, она не формирует знания, умения, навыки, а дает необходимую для организации обучения «обратную информацию». Поэтому содержание контроля неразрывно связано с методической концепцией [1].
Практическая цель преподавания иностранного языка заклю-чается в обучении общению на иностранном языке. Для этого необходимо научить учащихся формировать и формулировать мысли с опорой на неродной язык в процессе коммуникации. Некоторые методисты решающую роль в овладе-нии языком отводят речевым навыкам, которые создаются путем подражания и механического заучивания. Мнение о «само-развивающейся» способности мыслить с опорой на иностранный язык ограничивает содержание методической концепции и контро-ля. Е.И. Пассов отмечает, что обучающийся может сам овладеть некоторыми приемами учения, но «во сто крат полезнее для дела, если этому научит учитель, ибо он может предло-жить наиболее рациональные приемы» [2, 114-115]. Содержание обучения и контроля в овладении иностранным языком стало предметом данной статьи.
При практической цели обучения иностранным языкам главное содержание учебного процесса составляет овладение учащимися речевой деятельностью на иностранном языке, в ходе которого решаются воспитательные, образова-тельные и развивающие задачи. Одним из условий осуществления этого требования является организация учебно-воспитательного процесса на оптималь-ном уровне с учетом различных факторов, влияющих на ход и результаты обучения. По иностранному языку оптимальная организация возможна при гибком управле-нии, которое позволяет вносить необходимые коррективы в ход учебной работы, учитывая расхождения между программой обучения, предложенной учебно-методическим комплектом и преподавателем, и реальной учебной ситуацией, сложившейся в классе, а также сбои и пробелы, проявляющиеся в языковой подготовке учащихся.
Для осуществления эффективного управления учебным про-цессом необходимо обеспечить обратную связь на постоянной операционной основе, которая выступает в форме конт-роля.
В методической литературе выделяются различные функции контроля в обучении иностранному языку [3]. Следуя общепеда-гогическому подходу, некоторые методисты (Гез Н.И., Ляховицкий М.В., Фоломкина С.К., Шатилов С.Ф.) называют такие функции, как контрольно-корректирующую, контрольно-предупре-дительную, контрольно-стимулирующую, контрольно-обобщаю-щую; другие (Миролюбов А.А.) - классифицируют контрольные функции как обучающую, диагностическую, корректировочную, управленческую, оценочную.
Вопрос о функциях контроля в обучении иностранному языку следует рассматривать с учетом структуры самого учебного процесса. Обучение общению на иностранном языке осуществляется в непосредственном взаимодействии обучающей деятельности обучающего (преподавание) и учебной деятельности обучающихся (учение), которые составляют единую и целостную систему. В этой системе обратная связь функционирует в различных направлениях: на преподавателя и на учащихся. Помимо направленности, она различается также набором функ-ций, их характером и содержанием [3].
Обратная связь, направленная на преподавателя, носит управ-ленческий характер и выполняет 1) диагностическую, 2) оценочную и 3) корректировочную функции. Обратная связь, направленная на учащихся, носит учебный характер и выполняет 1) корректировочную, 2) оценочную и 3) мотивационно-стимулирующую функции.
Получаемая информация одновременно является базой для оценки преподавателем учебной деятельности обучающегося и его са-мооценки своей речевой деятельности, которые несут мощный эмоциональный мотивационный заряд и оказывают стиму-лирующее воздействие. При некоторых обстоятельствах она может оказать и отрицательное воздействие на обучающихся, приводя к затуханию мотивов и потере стимулов к активности в работе, что также подтверждает важность мотивационно-стимулирующей функции обратной связи в учебном процессе.
По мнения Старкова А.П., информацию по обратной связи учащиеся могут получить тремя путями [3]:
из указаний преподавателя, который в той или иной форме сообщает учащемуся об успешности выполнения постав-ленных учебных задач, корректирует его учебно-речевые действия, дает оценку этим действиям, поощряя и стимулируя речевую деятельность учащегося;
путем внешнего самоконтроля (взаимоконтроля) с по-мощью ключей или приемов программированного обучения, осуществляя коррекцию и самооценку речевых действий;
путем внутреннего самоконтроля, осуществляемого само-стоятельно в процессе выполнения речевых действий на базе сформированных внутренних психических моделей этих дейст-вий, сопоставлением этих моделей с порожденными высказываниями.
В процессе реального речевого общения функционирует обратная связь в форме внутреннего самоконтроля, которая составляет существенный и неотъемлемый компонент механизма восприятия и порождения высказываний. Обеспечение функцио-нирования внутренней обратной связи входит в задачи обуче-ния практическому владению иностранным языком. И в ходе обучения речевой деятельности контроль, осуществляемый преподавателем, и внешний самоконтроль (взаимоконтроль) в той или иной форме не только способствуют овладению учащимися речевой деятельностью, но и формируют их внутренний са-моконтроль.
Функциональный подход к контролю как к форме обратной связи в процессе управления обучающей деятельностью преподавателя и учебной деятельностью учащихся в их взаимосвязи ставит перед методистами и преподавателями ряд важных проблем, еще не нашедших своего решения. К числу таких проблем относится в первую очередь вычленение объектов контроля при практической цели обучения иностранным языкам. Выдвижение в качестве объектов контроля видов речевой деятельности тре-бует вместе с тем учета степени усвоения учениками граммати-ческих форм, лексики и произношения в интегрированном виде, как они функционируют в реальном общении.
Особую остроту приобретает поиск функциональных форм и приемов контроля, адекватных объекту контроля, а также харак-теру и уровню овладения данной речевой деятельностью. Попытки использовать письменные контрольные работы в качестве универсальной формы контроля, например для установления сте-пени обученности учащихся устно-речевой деятельности, пред-ставляют собой нарушение принципа функциональности и не обеспечивают объективного отражения уровня владения учащи-мися именно этим видом речевой деятельности.
Основная программа применительно к обучению общению на иностранном языке - это программа, в которой должна быть заложена идея профилак-тики ошибочной деятельности. Ошибка учащегося - это, глав-ным образом, сигнал не того, что он не овладел каким-либо коммуникативными навыками и умениями в обучении иностранному языку, а того, что программа составлена недостаточно правильно, не учтен один из факторов обучения. Поскольку предвидеть все факторы невозможно, вступает в силу программа корректи-рования. Но для этого должен быть специально подготовлен преподаватель, владеющий определенными инструментами, определен-ным комплексом средств управления учением: открытый контроль, скрытый контроль, коррекция, наблюдение, учет, оценка и отметка. Инструменты, которыми должен владеть ученик, это: само-контроль, взаимоконтроль, самооценка, взаимооценка.
На схеме предложенной Е.И. Пассовым видно, что сначала должен быть открытый контроль, затем на его основе - скрытый. На основе открытого контроля появляется умение самоконтроля и уже на его основе - взаимоконтроль. Самооценка и взаимооценка вырастают на почве самоконтро-ля. Таким образом, контроль выступает как один из инструментов, который входит в общую систему управления учением. Все десять инструментов направлены на объекты управления, которые важно выявить и номенклатурно перечислить [2].
Важным требованием к контролю в любой форме является объективность полученных результатов, которая позволяет дать точную оценку и определить рекомендации по коррекции учебной речевой деятельности обучающихся и методической деятельности преподавателя. Чтобы можно было проанализировать ход учебного процесса, оценить результаты контроля, определить при необходимости рекомендации по коррекции и их адрес, необходимо установить дифференцированные параметры оценки по видам речевой деятельности и аспектам языка и обеспечить их качественную и количественную интерпретацию, что представляет особую сложность при комплексном обучении речевой деятель-ности.
Изложенные соображения объясняют тот повышенный интерес к тестовым формам контроля, который проявился в последнее время среди методистов и преподавателей иностранных языков. Однако тестовая методика контроля требует специальных исследований, практической разработки и опытной проверки, с тем чтобы эта форма контроля могла удовлетворять условиям обучения иностранному языку и эффективно обеспечивать функционирование обратной связи при обучении иностранному языку.
Список литературы
1. Мильруд, Р.П. Особенности контроля в овладении иноязычным речемышлением // Контроль в обучении иностранным языкам в средней школе: Кн. для учителя: Из опыта работы / Ред.-сост. В.А. Слободчиков. - М.: Просвещение, 1986. - С.5-12.
2. Пассов Е.И. Теоретичексите основы обучения иноязычному высказыванию. - Воронеж, 1983.
3. Старков, А.П. Функциональная направленность контроля // Контроль в обучении иностранным языкам в средней школе: Кн. для учителя: Из опыта работы / Ред.-сост. В.А. Слободчиков. - М.: Просвещение, 1986. - С.28-33.
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |
Курсовая работа | Организация транспортного хозяйства |
Курсовая работа | Местное самоуправление в Российской Федерации на современном этапе |
Курсовая работа | Продажа товаров и услуг |
Курсовая работа | Анализ эффективности использования материальных ресурсов |
Курсовая работа | Организация лизинговых операций в России |
Курсовая работа | Социальная политика в отношении инвалидов |
Курсовая работа | Планирование прибыли и рентабельности предприятия питания |
Курсовая работа | Государственная регистрация недвижимости |
Курсовая работа | Этапы финансового планирования на предприятии |
Курсовая работа | Кейнсианская концепция экономического развития |
Курсовая работа | Ценовая политика предприятия в рыночных условиях (на примере ООО "КЕВ") |
Курсовая работа | Особенности денежно-кредитной политики в современной России |
Курсовая работа | Детская периодика и критика в истории детской литературы |
Курсовая работа | Диагностика банкротства и механизм финансовой стабилизации |
Курсовая работа | Безработица и ее современные особенности в России |