Курсовая работа по предмету "Литература"


Народ – герой поэмы А.Н. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"



Народ - герой поэмы А.Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Рать поднимается неисчислимая,

Сила в ней скажется несокрушимая.

Детские воспоминания А.Н. Некрасова связаны с Волгой, которой он посвятил столько восторженных и нежных стихов. «Благословенная река, кормилица народа!» - говорил он о ней. Но здесь, на этой «благословенной реке», ему довелось испытать первое глубокое горе. Он бродил по берегу в жаркую пору и вдруг услышал какие-то стоны и вслед за тем увидел бурлаков, которые брели вдоль реки.

Почти пригнувшись головой

К ногам, обвитым бечевой.

В этом впечатлительном мальчике рано проявилась та «страсть к чужому страданию», которая сделала его великим поэтом, ему рано открылось «зрелище бедствий народных». С самого детства он слышал стоны от изнурительной, невыносимо тяжелой работ, на всю жизнь он запомнил «печальный звон - кандальный звон», раздававшийся на «протоптанной цепями» дороге около его дома.

Все это очень повлияло на А.Н. Некрасова и отразилось на его творчестве. Изучая крестьянскую жизнь, А.Н. Некрасов готовился к великому литературному подвигу - к созданию поэмы, прославляющий русский народ, его широкую душу, его исконную силу, его героизм.

В результате родилась, через муки детства поэма «Кому на Руси жить хорошо». Героем этой поэмы А.Н. Некрасов избрал не какого-нибудь одного человека, а весь русский народ, все «мужицкое царство», всю и «убогую и всесильную Русь».

Народ освобожден,

Но счастлив ли народ?

Тему этого вопроса, поставленного в «Элегии», А.Н. Некрасов продолжил и в своей поэме.

С первого взгляда, народная жизнь, изображенная в поэме, представляется очень печальной. Только одни названия деревень чего стоят: Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово, Неурожайка тож. Как А.Н. Некрасов сумел на такой мелочи - название деревни - показать безрадостность существования русского народа.

А.Н. Некрасов представил в поэме целую галерею разных крестьянских образов, каждый из которых является собирательным.

Первые, с кем мы знакомимся, семеро стариков, семь «временно обязанных». Они задались вопросом:

Кому живется весело,

Вольготно на Руси?

Семь странников представляют собой нечто целое и единое, но в то же время каждый из них наделен своим собственным лицом. Их интересует один и тот же вопрос, касающийся России в целом: «Кому живется весело, вольготно на Руси?». Мнения старцев, несмотря на всю целостность их образа, расходятся:

Роман сказал: помещику,

Демьян сказал: чиновнику,

Лука сказал: попу.

Купчине толстопузому! -

Сказали братья Губины,

Иван и Митродор.

Старик Пахом потужился

И молвил, в землю глядучи:

Вельможному боярину,

Министру государеву.

А Кров сказал: царю...

Их первоначальное представление о счастье меркантильно, оно сводится лишь к материальной обеспеченности. Встреча с попом это нам доказывает:

«В чем счастие, по-вашему?

Покой, богатство, честь -

Не так ли, други милые?»

Они сказали: «Так...»

Рассказ попа о его «счастливой» жизни символизирует собой жизнь всего духовенства в пореформенное время. Слова попа заставили странников призадуматься: оказывается все не так, как они думали и представляли. Священнослужителям не безразличны страдания мужика: «не может быть счастливого духовенства, когда несчастлив народ, его поилец и кормилец».

Постепенно, встречаясь с новыми персонажами, представления странников о счастии меняется, но истинного счастливца они так и не встретят.

Далее перед нами предстает один из наиболее значимых образов поэмы - Яким Нагой - вдохновенный защитник чести трудового народа. Яким жил в городах, попал в тюрьму, «с купцом тягаться вздумалось!». После тюрьмы вернулся на родину и стал работать в поле. Кажется, что жизнь выкачала из него все соки, жизненные силы. Яким побывал в городе, где искал справедливости и пострадал от неправедных судей. Он мужик грамотный, любознательный, и хоть мы видим Якима "пьяненьким", "убогоньким", но какой силой, каким высоким достоинством веет от него, когда он выступает за оскорбленное крестьянство! Он говорит о народе с любовью и болью, с великим гневом против его поработителей:

У каждого крестьянина

Душа что туча черная --

Гневна, грозна, -- и надо бы

Громам греметь оттудова,

Кровавым лить дождям...

Здесь голос автора сливается с голосом крестьянина. Образ грозовой тучи -- это образ революции, той бури, которую призывал поэт, восклицая:

Грянь над пучиною моря,

В поле, в лесу засвиши!..

Яким -- плоть от плоти крестьянских низов. Выразителен его портрет -- портрет человека, словно выросшего из земли, связанного с ней кровными узами. Выразительны и его фамилия-прозвище, и название деревни, где он живет -- Босово. Вот как А.Н. Некрасов описывает его внешний вид:

Грудь впалая, как вдавленный

Живот; у глаз, у рта

Излучины, как трещины

На высохшей земле;

И сам на землю-матшку

Похож он: шея бурая,

Как пласт, сохой отрезанный,

Кирпичное лицо,

Рука - кора древесная,

А волосы - песок.

Приходишь в ужас, представив такого человека. С Якимом случилась примечательная история, которая дает нам понять, что деньги - не самое главное в жизни, особенно, когда случается перенести трагедию в жизни: во время пожара он бросился в избу спасать самое для него дорогое - любимые картиночки, а жена - святыни - иконы, совсем забыв и даже не подумав о деньгах.

После Якима взоры стариков устремились в народные массы в поисках счастливого:

В толпе горластой, праздничной

Похаживали старики,

Прокликивали клич:

«Эй! Нет ли где счастливого?..»

«...Охотников хлебнуть вина бесплатного достаточно нашлось». Среди всех рассказанных им историй большое впечатление на меня произвели истории солдата. Считает он себя счастливым: в двадцати сраженьях был, а не убит, во время мирное «ходил ни сыт, ни голоден, а смерти не дался», нещадно бит он палками, а жив. Это горькое счастье, и, может быть, оно ждало многих солдат, было счастьем многим. Но, как мне кажется, автор считает счастливым Ермила Гирина, рассказ о нем знаменует более высокий уровень народных представлений о счастье. Ермил - «не граф, не князь сиятельный, а просто он - мужик». Рассказ о Ермиле начинается с описания борьбы его с купцом за мельницу. Когда с купцом «дело вышло дрянь», Ермил обратился к народу за помощью.

И чудо сотворилося:

На всей базарной площади

У каждого крестьянина,

Как ветром, полулевую

Заворотило вдруг!

Ермил выиграл. Это первый эпизод в поэме, когда народ одерживает победу над богачом. Ермил Герин - настоящий праведник, он уважает честь крестьянина. В жизни он лишь однажды поступил не по совести, за что раскаялся и был наказан - избежал набора в рекруты.

Раскаяние Ермила Гирина повысило его авторитет в глазах народа:

И стал он пуще прежнего

Всему народу люб.

Имел он все, что надобно

Для счастья: и спокойствие,

Почет завидный, истинный...

Но своим счастием он жертвует ради народа и попадает в острог. В Ермиле Гирине А.Н. Некрасов собрал лучшие черты русского народа.

С каждой главой нарастает «в поэме мотив народного братства», о чем свидетельствует рассказ о Савелии, богатыре святорусском. Истинный богатырь, как и у всех героев судьба его нелегка. Но он не потерял лица, внешне этот старик напоминает могучего зверя:

С большущей сивой гривою,

Чай, двадцать лет нестриженной,

С большущей бородой,

Дед на медведя смахивал...

Савелий был двадцать лет на каторжных работах за убийство «управителя». Несмотря на это, Савелий с гордостью говорит, что он «клейменый, да не раб!». В душе он - бунтарь. И как он отзывается о русском мужике:

Цепями руки кручены,

Железом ноги кованы,

Спина...леса дремучие

Прошли по ней - сломалися...

...И гнется да не ломится,

Не ломится, не валится,

Ужли не богатырь?

Савелий, человек огромных сил, словно создан для революционной борьбы. По убеждению А.Н. Некрасова, таких богатырей в русском народе миллионы. И все же остается ощущение, что и Савелий не верит, что когда-нибудь наступит народное счастие:

Не знаю, не придумаю,

Что будет? Богу ведомо!

Савелий - это первый бунтарь в поэме. Я думаю, что именно с этого образа А.Н. Некрасов направляет читателя к мыслям, что истинное счастье заключается в служении народу и в борьбе за свое счастье. В образе богатыря святорусского запечатлено пробуждающееся народное сознание: Савелий видит причины зла, он утратил столь характерную для патриархального крестьянства веру в Божью помощь и в доброго царя. Он уже понимает, что не смирением, а топором надо добывать волю.

Бунтарским духом Савелия обладает и Матрена Тимофеевна. Но она в отличие от Савелия не терпит, а борется. Эта женщина дабы добиться правды, отправилась ночью, зимой, в город, дошла до самого губернатора.

Всю истину доведали.

Она перенесла смерть первенца, подверглась тем же несчастьям, что и другие крестьяне: «дважды погорели, бог сибирской язвой трижды посетил».

Я восхищаюсь этой женщиной: она сумела отстоять свое человеческое достоинство в условиях разнузданного произвола и рабства. Сама Матрена Тимофеевна говорит о себе:

Я потупленную голову,

Сердце гневное ношу!..

говорит многострадальная крестьянка. Сколько гордости и силы в этой женщине. Все жизненные невзгоды и тяжбы не сломали ее.

Матрена Тимофеевна,

Осанистая женщина,

Широкая и плотная,

Лет тридцати осьми.

Красива; волос с проседью,

Глаза большие, строгие,

Ресницы богатейшие,

Сурова и смугла.

С каким достоинством описывает А.Н. Некрасов ее внешность.

По мне обиды смертные

Прошли неотплачённые...

В словах этих, которыми заканчивается рассказ о ней, нет ни тени христианского смирения. Напротив, здесь мысль о том, что за обиды нужна расплата. Но А.Н. Некрасов верен исторической правде. Копится гнев крестьянский, однако сохранилась и привычная вера в заступничество Божьей матери, в силу молитвы.

И все же Матрену Тимофеевну спасает собственная душевная сила, воля к жизни. Не зная, как добиться правды, она готова дойти до царя, обращается с жалобой на старосту к губернатору. Она не склоняет головы и перед грозными начальниками, перед которыми "крестьяне надрожалися". Несчастная мать говорит от лица всего народа:

В груди у них нет душеньки,

В глазах у них нет совести,

На шее -- нет креста!

Все описанные образы и герои говорят о том, что несокрушимая сила сокрыта в народной душе. Но в поэме есть также люди, которых А.Н. Некрасов называет «людьми холопского звания» и говорит о них:

Люди холопского звания -

Сущие псы иногда:

Чем тяжелей наказания,

Тем им милей господа.

Например, Игнат. Не верит он в освобождение, «барские милости» ему милее свободы. А что за милости? - в детстве запрягал князь его вместо лошади, в «младости» купал зимою в проруби. Еще один из холопов - Яков - пройдя «долгую школу холопства» радостью считал

Барина холить, беречь, ублажать

Для племяша - малолетка качать...

Яков жениться решил, да барин не позволил. «Крепко обидел холопа примерного, Якова верного, барин, - холоп задурил! Мертвую запил...». Своей жизнью отомстил Яков «верный, холоп примерный» своему барину. Не смог обидеть барина, так сделал больно себе. Пусть таким образом, но отомстил, это выделяет его среди других холопов.

Последняя часть поэмы названа «Пир - на весь мир». Эта глава имела для А.Н. Некрасова особое значение. Он хотел непременно ее закончить, он видел в ней свое завещание, свое «последнее напутственное слово молодым революционным бойцам». Основное содержание «Пира» определяется притчами о двух великих грешниках, где поэт утверждает, что беспощадная расправа с тираном - святое, благородное дело. В центре «Пира» - народный заступник, юноша Григорий Добросклонов.

Ему судьба готовила

Путь славный, имя громкое

Народного заступника,

Чахотку и Сибирь.

Несмотря на то, что Добросклонову угрожает сибирская каторга и ранняя смерть, для А.Н. Некрасова он единственный истинный счастливец во все поэме.

Слышал он в груди силы необъятные,

Услаждали слух его звуки благодатные,

Звуки лучезарные гимна благородного -

Пел он воплощение счастия народного.

Последняя глава поэмы наполнена гордостью поэта, Слог стал более восторженным и оптимистичным. Счастие отдельной личности А.Н. Некрасов видит только в служении народу. Он видит, что народ уже не тот, что был раньше: в нем просыпается, пусть и медленно, пусть и неохотно, чувство собственного достоинства. И А.Н. Некрасов горд этим. Крестьянское самосознание поднималось на более высокую ступень. В поэме “Кому на Руси жить хорошо” Н. А. Некрасов реалистично рассказал о судьбе крестьянства в России второй половины XIX века. Народность повествования, умение услышать голос народа, правдивость взгляда на жизнь -- все эти черты не дают поэме стареть на протяжении многих десятков лет. «Золото, золото сердце народное!..». «Некрасов не только провозгласил эту истину, но и воплотил ее в широко обобщенных поэтических образах. И мы, его потомки, никогда не забудем, как много сделал Некрасов своей гениальной поэзией для того, чтобы русский народ мог найти путь к завоеванию своего счастья», - говорил Корней Чуковский.




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную курсовую работу Вы можете использовать для написания своего курсового проекта.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем курсовую работу самостоятельно:
! Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ.
! Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу.
! Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться.
! План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы.
! Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части?
! Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать.
! Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа.
! Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема.
! Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом.
! Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия.
Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта.
Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты.
Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести.
Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя.
Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика.

Сейчас смотрят :

Курсовая работа Конкурентоспособность России
Курсовая работа Статистические методы изучения качества и уровня жизни населения
Курсовая работа Реформирование системы пенсионного страхования РФ
Курсовая работа Анализ финансового состояния на примере АО "Казахтелеком"
Курсовая работа Методики логопедических занятий с заикающимися дошкольниками
Курсовая работа Социально-экономические последствия безработицы и методы ее преодоления
Курсовая работа Законодательное регулирование инвестиционной деятельности в РФ
Курсовая работа Аудит учета нематериальных активов
Курсовая работа Мошенничество: анализ состава и проблемы квалификации
Курсовая работа Биржа труда и ее регулирование
Курсовая работа Современные методы и формы оздоровительной физической культуры г. Горловка
Курсовая работа Организация работы зоны уборочно-моечных работ для автотранспортного предприятия г. Ижевска
Курсовая работа Рыночный механизм и рыночное равновесие
Курсовая работа Аудит затрат на производство
Курсовая работа Исследование особенностей мышления школьников подросткового и раннего юношеского возраста