Курсовая работа по предмету "Литература"


Молодежная проблематика в современной русской литературе (по повести А. Бондаря "Барабанщица")



Молодежная проблематика в современной русской литературе.

(По повести А. Бондаря «Барабанщица»)

Повесть Александра Бондаря «Барабанщица» представляется мне наиболее глубоким и интересным произведением, из всего написанного на молодежную тему за последнее время. В этой повести автор ставит перед читателем непростую проблему - проблему социальной ответственности подростка в современном российском обществе, а также проблему ответственности, которую несет общество за подростка.

В повести о юной барабанщице матерые преступники ложной добротой, фальшивой заботой о девочке долго прикрывали свое истинное лицо. Они ловко использовали в своих целях одиночество и неустроенность Кати в семье, ее детскую доверчивость и неопытность.

В тот день, когда она стала барабанщицей школьного корниловского отряда, отца Кати, бывшего десантника и ветерана Чечни, арестовали за уголовное преступление. Мачеха вскоре вышла замуж и с новым мужем уехала в Москву. Катя вдруг осталась одна, без друзей.

Вскоре девочка попадает в странную компанию, где ее окружают «будущая актриса» Наташка Карякина, подозрительные молодые кавказцы - «отличные ребята», «авторитетный» Ашот... А позже - «добрый дядя» и мнимый «ветеран Афгана» старик Яков.

Непосильной тяжестью ложится на плечи четырнадцатилетней девчонки ее неожиданная связь с чужими людьми: Катя становится невольной участницей их преступлений.

Чем стало грозить Кате одиночество? Что грозит вообще подросткам, которые предоставлены сами себе, о воспитании которых никто всерьез не заботится? Кто отвечает за судьбу юной барабанщицы? Эти и другие вопросы ставит автор перед читателями.

На все события, происходящие в повести автор смотрит газами главной героини. Это позволяет ему глубже раскрыть внутренний мир подростка. Такой прием самораскрытия героя характерен для этого писателя. Душевные переживания персонажей Александр Бондарь нередко раскрывает так, что его рассказ по форме становится близок монологу героя.

«Но тревога - неясная, непонятная - прочно поселилась в этой квартире. То она возникала вместе с неожиданным телефонным звонком, то стучалась в дверь по ночам под видом почтальона или случайно запоздавшего гостя, то пряталась в уголках глаз вернувшегося с работы Катиного отца.» Это был своего рода сигнал о наступающей беде.» Вскоре в доме произвели обыск, и отца забрала милиция. Для Кати это большое эмоциональное потрясение. «До свидания! - думала она об отце. - Сейчас мне двенадцать, через пять - будет семнадцать, детство пройдет, и в эти годы мы с тобой больше не встретимся».

Но юную барабанщицу ждут впереди еще более суровые испытания. Все тревожней и беспокойней становится у нее на душе. Неясное предчуаствие новой беды усиливается, нагнетается в каждом последующем эпизоде: «непонятная тревога впорхнула в комнату, легко зашуршала крыльями, осторожно присела у Катиного изголовья и, в тон маятнику от часов, стала её баюкать».

Беда пришла в дом вместе с «добрым дядей» и стариком Яковом. Все напряженней становится обстановка, все острее идет внутренняя борьба.

Катя поняла, что ее новые друзья - матерые бандиты и убийцы, страшные люди. Ее охватили отчаяние и ужас, когда она догадалась, что перед ней убийцы Славкиного отца - военного инженера, работавщего над сверхсекретным правительственным заказом.

Разговоры со Славкой о России и о героях далекой гражданской войны - участниках белого движения, светлые воспоминания об отце помогают Кате принять правильное решение - оставить ненавистных чужаков:

«Пусть уйдут эти страшные люди. Мне их не надо... Уходите подальше! Я одна. Я хочу быть одна!»

Но тут, в этот момент, какой-то настойчивый внутренний голос обращается к девочке. Убийцы не должны уйти безнаказанно - говорит он.

«Как уйдут? - строго спросил Катю кто-то изнутри. - А разве можно, чтобы бандиты и шпионы на твоих глазах уходили, куда им хочется?»

Катя растерянно огляделась и увидела между камнями пожелтевший лопух, в который был завёрнут браунинг.»

Автор показывает упорную внутреннююю борьбу Кати с самой собою. Трудные повороты сознания, переход от одного чувства к другому исследуются писателем точно, достоверно. И героиня, перешагнув через себя, через собственный, воспитанный нашим временем эгоизм, вдруг совершает настоящий героический поступок - поступок, который могла бы совершить только настоящая корниловская барабанщица - барабанщица из далекого восемнадцатого года, с которой Катя отождествляет себя, и на которую она старается быть похожей.

««Выпрямляйся, барабанщица! - повторил ей всё тот же голос. Выпрямляйся, пока не поздно».

- Хорошо! Я сейчас, я сию минуточку, - виновато прошептала Катя. Но выпрямляться ей не хотелось...

«Выпрямляйся, барабанщица! - уже тепло и ласково подсказал ей всё тот же голос. - Встань и не гнись! Пришла пора!»

И Катя сжала браунинг. Встала и выпрямилась... Катя выстрелила. Раз, другой, третий...»

В повести о барабанщице Александр Бондарь обратился к очень важной проблеме нашего времени - проблеме нравственной ценности человека - и прекрасно решил ее на современном жизненном материале.

Разговор о подвиге и героизме в повести тесно переплетается с проблемами морали, с вопросами человеческой дружбы, верности, любви. Это единство обусловливается нравственной атмосферой произведения, в котором главное - формирование лучших черт характера в тяжелых жизненных испытаниях.

Критика не раз отмечала, что в большинстве произведений писателя присутствует задушевно-личрическая струя, и что такие, казалось бы разные по тематике и по охвату событий произведения, как «Год черной обезьяны», «Ночной кабак», «Барабанщица», «Огни ночного шоссе», близки и родственны между собой по своей лирической интонации, романтичности авторского мировосприятия, остроте психологических конфликтов.

Талант Александра Бондаря проявляется и в той бережности, осторожности, с которой он касается самых заветных чувств человека. Постепенно раскрывает художник внутренний мир Кати, ее тоску и раздумье об отце, догадки и предположения о случившемся:

«Отец был хороший, - подумала сейчас Катя...

Но как же, всё-таки, это случилось? Вот одни говорят, что "довела любовь", другие, что виноват сам...»

Мысль об отце не покидает Катю в самые трудные минуты. Горе так велико, что нельзя даже плакать, на душе пусто и холодно. И Катя вспоминает: «...как усаживал он её за весла, и они плыли вечером вдвоём по реке. (Отец брал на прокат лодку.)

- Папа! - просила его Катя. - Расскажи про войну.

И он рассказывал... А Катя смотрела на тёмную, неподвижно застывшую воду Кубани и слушала его внимательно.»

Автор создает живой, эмоционально насыщенный образ. Повесть «Барабанщица» привлекает читателя правдой, прямым и честным разговором о жизни с ее сложностями, трудностями, теневыми сторонами. В острой борьбе за торжество справедливости герои повести выходят победителями. «Барабанщица» - это повесть о борьбе человека честного, прямого и искреннего. Это вклад автора в дело воспитания характера личности человека, живущего в новой, демократической России.




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную курсовую работу Вы можете использовать для написания своего курсового проекта.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем курсовую работу самостоятельно:
! Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ.
! Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу.
! Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться.
! План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы.
! Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части?
! Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать.
! Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа.
! Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема.
! Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом.
! Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия.
Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта.
Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты.
Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести.
Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя.
Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика.

Сейчас смотрят :

Курсовая работа Проблемы защиты информации в компьютерных сетях
Курсовая работа Расчет транзисторного усилителя по схеме с общим эмиттером
Курсовая работа Геофизические методы исследования скважин
Курсовая работа Проектирование севооборотов система обработки почвы и мер борьбы с сорными растениями в хозяйстве
Курсовая работа Методы и формы работы социального педагога в общеобразовательном учреждении
Курсовая работа Молода сімя в Україні: соціологічний аналіз
Курсовая работа Методика математического моделирования специализации и сочетания отраслей сельскохозяйственного предприятия
Курсовая работа Управление заёмным капиталом
Курсовая работа Совершенствование туристско-экскурсионной деятельности в Туапсинском районе (на примере экскурсионной фирмы "Элита")
Курсовая работа Ориентировка во времени детей дошкольного возраста
Курсовая работа Аудит расчетов с прочими дебиторами и кредиторами
Курсовая работа Добровольное медицинское страхование
Курсовая работа Общественные блага
Курсовая работа Медународная миграция и ее влияние на мировой рынок труда
Курсовая работа Анализ инвестиционной привлекательности предприятия