2
Содержание
Особенность столичного цветочного бизнеса -- подавляющий перевес импортной продукции. 90% роз, гвоздик, тюльпанов и лилий привозят из-за границы. Доля отечественной продукции не превышает 10%. В основном это розы из подмосковных хозяйств и с юга России, а также тюльпаны, выращенные в частном секторе. Любимые в столице розы с высотой стебля 50-90 сантиметров привозят только из Нидерландов. Большинство тюльпанов, гвоздик, лилий, которые можно найти в московских магазинах, также выросли на родине Ван Гога. Кстати, в Нидерландах ежегодно составляются рейтинги стран -- импортеров цветочной продукции. Россия с конца 1990-х годов стабильно входит в десятку самых крупных покупателей. По прогнозу Ассоциации голландских цветоводов, в ближайшие десять лет Россия выйдет на второе место после Германии среди импортеров срезанных растений из этой страны.
Колумбия и Эквадор поставляют в Москву крупные гвоздики и некоторое количество роз. Экзотика (например, орхидеи, составляющие в общем цветочном обороте менее 1%) поступает из Южной Африки. Поставщик декоративной зелени для украшения букетов -- Израиль. В этом ряду стран-экспортеров, определяющих структуру российского цветочного импорта, странновато смотрится только Литва, которая сама растения не производит и не выращивает. Но, как говорят цветочные оптовики, через Литву проходят партии товара, которые были запрещены к ввозу в Россию из других стран. На эту роль постепенно начинает претендовать и Украина. Несмотря на то что везти через славянского соседа и дороже, и дольше, контроль на границе почти отсутствует. Поэтому не исключено, что вскоре Литва лишится звания главного «серого» импортера цветов.
Продавцы и флористы утверждают, что российский товар и дороже, и менее качественный. По их мнению, работать с импортным материалом проще и удобнее, так как каждый цветок строго соответствует стандартам. Отечественные цветы по-своему красивы, и они занимают свою нишу в так называемых «коротких» сортах роз. Правда, чаще распространением подмосковных «коротких» роз занимаются бабушки у станций метро. «Срезанный цветок (например, роза) должен стоять в вазе от 14 до 30 дней, если он хранился в правильных условиях и пропитан консервантами, -- объясняет флорист Светлана Самойлова. -- Такие растения -- исключительно заграничные; как правило, они дороже на 20-30%. Позволить себе закупать «правильные» растения могут только крупные сети и премиальные салоны. В остальных магазинах -- ширпотреб, но тоже иностранный. Подмосковные цветы не вянут около недели, а импортные, которые не всегда содержатся в подобающих условиях, сохраняются максимум 10 дней. Если цветок завял через день или два -- вас обманули».
Сейчас столичные бизнесмены начинают осваивать торговые центры. Здесь выше аренда, зато проще с организацией торговли и, по утверждению продавцов, меньше проблем с контролерами. «Наверное, проходимость у нас не такая большая, как у палаток в метро, зато работать спокойнее. Покупатели все равно есть», -- говорит продавец салона цветов в торговом комплексе «XL» Екатерина. В целом с местами наблюдаются некоторые проблемы. «Хлебные» места дороги и заняты, свободные -- не такие проходные. Но независимо от местоположения продавцы находят своих покупателей, особенно в период цветочных праздников.
1.1 Особенности развития цветочного бизнеса в РФ
Современный цветочный бизнес все чаще привлекает "серьезных" инвесторов и в целом развивается довольно динамично - объем российского рынка цветов уже достиг 40 млрд. рублей, а к 2010 году он обещает вырасти до 100 млрд.
На сегодняшний день 90% российского цветочного рынка пока принадлежит импортерам - Голландии, Эквадору, Колумбии и Израилю. Более 20 тонн срезанных цветов доставляются в Россию ежегодно, однако, приобретаются они уже несвежими. Российские цветы дешевле и свежее, но отечественные цветочные хозяйства обеспечивают пока только 10% поставок: из всех теплиц в России цветами занято только 1,5%.
Во все времена цветок был воплощением природного совершенства, а торговля этой красотой всегда была довольно прибыльным предприятием. Кроме того, цветы - популярное хобби: их выращивают на дачах и подоконниках, в палисадниках и оранжереях, для себя и просто для того, чтобы порадовать окружающих.
Как любой бизнес, цветочный имеет свои особенности. В Европе, к примеру, среди цветочных магазинов существует своя иерархия: самые демократичные торговые точки - павильоны у метро, где представлены два-три десятка и срезанные цветы. Магазины находятся вдалеке от деловых центров, они обычно небольшие и недорого оформлены. Летом горшечные растения выставляются на улице, у входа в магазин, на мобильных стеллажах. В помещении - срезка, композиции, несколько букетов и столик флориста.
Салоны цветов, как правило, располагаются рядом с дорогими бутиками. Стремясь к эксклюзиву, их часто оформляют в стиле арт-деко - с антикваром в интерьере. Бывают и салоны-оранжереи, куда люди приходят отдохнуть и полюбоваться цветами - причем иногда в таких салонах платный вход.
Российский цветочный рынок особенно бурно развивался в середине 1990-х, когда оптовики работали с розницей, владельцы палаток закупали товар у импортеров и отечественных цветоводов. В начале 2000-х появились цветочные магазины и салоны, которые некоторое время лидировали на рынке, а сравнительно недавно заработали сетевые, "брендовые" проекты, имеющие фирменный стиль и четкую концепцию.
Потребителией срезанных цветов можно условно разделить на три группы. Первая - люди, готовые потратить на букет не более 600 - 900 руб. Они обращают внимание не на качество цветов, а на цену, поскольку букет для них - формальность. Во второй группе покупатели, которые ценят качество цветов, профессионализм флористов и уровень обслуживания. Третья группа - знатоки, гурманы, которые предпочитают букеты известных флористов.
Однако, спрос на цветы низкого ценового сегмента пока значительно превышает спрос на дорогую продукцию. Среднему россиянину для покупки букета сегодня еще нужен повод. Но в будущем, с ростом доходов, цветы будут приобретать "просто так" - чтобы порадовать себя и близких. Это вселяет надежду, что слова "российский цветочный бизнес" будут подразумевать не только продавцов, но и производителей.
Цветочные магазины сегодня конкурируют с "мелкими точками" - палатками, ларьками, павильонами, которые контролируют 70% розничных продаж. Решение купить цветы обычно принимается импульсивно, букет часто приобретается по пути, так что востребованность продукции часто зависит от расположения точки. Но около 20% продаж принадлежит салонам средней категории, которые предоставляют определенный уровень сервиса. Цветы - товар, в котором для покупателя важна свежесть. Поэтому бренд в скором времени будет не менее востребован, если обеспечит качество товара и высокий уровень обслуживания.
В Петербурге работает около 200 цветочных магазинов и салонов, среди них сетевые и единичные проекты, а также цветочные отделы в супермаркетах и торговых центрах. Выручка может варьировать в зависимости от места, где ведется продажа: наиболее удачные точки - у развязок магистралей, станций метро, офисных центров. Вложения в открытие цветочного салона размером 200 м2 с ассортиментом из живых цветов, сувениров и сопутствующих товаров составляют около $100 тыс., рентабельность бизнеса оценивается в 25-30% годовых.
В последнее время рентабельность увеличивается за счет спроса на композиции и услуги флористов. Кстати, по утверждению предпринимателей, специалиста, умеющего работать с цветочным материалом, найти непросто.
Уникальный, "дизайнерский" букет дороже обычного - от 350 до 5 тыс. рублей, но и покупателем он ценится куда выше.
Дополнительные услуги - основной инструмент конкуренции: сегодня салоны предлагают доставить букет и поздравление, отправить к заказчику флориста, предоставить в аренду, для оформления офиса или банкетного зала, экзотические комнатные растения. У заморских цветов в последнее время появилось много почитателей. А многие покупатели с удовольствием выбирают полевые букеты - с ромашкой, колокольчиком и тысячелистником (кстати, подобные букеты были популярны в Серебряном веке).
Иногда салоны предоставляют консультации по вопросам ухода за цветами или даже берут растения на лечение или на содержание на время отпуска их хозяина. Многие магазины делают акцент на сопутствующие товары (они приносят до 15% прибыли), при этом уделяя особое внимание подарочной тематике: покупая букет, можно здесь же выбрать парфюмерию, алкоголь, конфеты или сувениры.
Еще одно интересное и прибыльное нововведение - интернет-магазин, который, к тому же, еще и представляет наименее рискованную модель флористического бизнеса. Для открытия такого магазина нужно только создать сайт, найти небольшое помещение, хорошего флориста и курьера для доставки. В России сейчас работает уже более 60 цветочных интернет-магазинов, а услуги по доставке букетов только в Москве предоставляют более 150 сайтов. Подобный бизнес "раскручивается" довольно быстро и позволяет задуматься о более крупных проектах.
Комнатные растения - особая статья цветочного бизнеса. Их ценят за уют, создаваемый в доме, и полезные свойства - цветы повышают влажность воздуха, убивают бактерии, снижают электромагнитное излучение и очищают воздух от токсических веществ, которые выделяют современные пластиковые покрытия, клей, лаки и моющие средства.
Цветочный рынок невозможен без "околоцветочного" бизнеса. Перечень товаров для цветов очень широк: сюда входят товары для выращивания и ухода, для садоводов и любителей комнатных растений, для работы цветоводческих хозяйств и оформления цветочных магазинов.
Потребности цветоводов и продавцов обеспечивают разные предприятия-производители, садовые центры, агрофирмы и агробюро - в последние годы их количество увеличилось, некоторые из них сотрудничают с зарубежными поставщиками, другие представляют отечественный опыт. Ориентируются они, как правило, на специализацию своих клиентов.
Так, тепличным комбинатам и оранжереям необходимы системы для поддержания температурного режима и освещения; оборудование для полива, приготовления и внесения удобрений; для фильтрации, стабилизации и подогрева воды; измерительные приборы, тепличная автоматика, системы управления микроклиматом; минерализованные субстраты.
Любители покупают семена, рассаду, грунты, удобрения, средства химической защиты растений, укрывной материал, садовую технику и инвентарь.
Популярный сегодня ландшафтный дизайн требует своего ассортимента: это садовый декор, поддержки, решетки и сетки для въющихся растений, декоративные ограждения и арки, садовое освещение, факелы, флюгеры и садовые метеостанции, увлажнители воздуха, туманообразователи, оборудование для декоративных водоемов, помпы и подсветки для фонтанов.
Продавцов интересует оборудование для магазинов и розничный ассортимент - стеллажи, стойки и горки, шкафы, холодильные камеры, рабочие столы и инструменты для флористов, вазы, горшки, корзины, упаковка для цветов и материалы для оформления композиций, сувениры и специальная литература.
Цветоводам хорошо известно, что большая часть продукции на российском цветочном рынке представлена зарубежными производителями, а значит, простор для развития отечественного цветоводства очень широк.
Большая часть предприятий, занимающихся выращиванием и поставкой цветов, расположена на юге, но есть и "жемчужины" в средней полосе и даже в Сибири. Многие из них созданы на базе бывших тепличных комплексов, и предоставляют множество услуг - занимаются озеленением, оформляют клумбы, выращивают цветы под срез, горшечные культуры, цветочную рассаду, зелень для оформления букетов, саженцы. Некоторые выбирают работу на перспективу, занимаясь селекцией, сортоизучением и испытанием сортов.
Опросы показывают, что в обычные дни самый популярный у россиян цветок - красная роза. По мнению некоторых экспертов, в перспективе российские розы вполне могут занять 60% рынка. Именно на розы приходится 80% розничных продаж цветов, их и стараются в первую очередь вырастить отечественные тепличные хозяйства. 8 марта большой спрос на тюльпаны, в День знаний и день Последнего звонка хорошо идут букеты, 23 феврался - гвоздики, в День Святого Валентина - композиции в виде сердец. На эти праздники и приходится пик продаж живых цветов, когда магазины выполняют двух-трехмесячные планы по обороту. Летом, как правило, продажи снижаются - поднять их помогают осенние свадьбы. А вот открывать "изящный бизнес" - цветочный салон - специалисты рекомендуют ближе к осени, когда начинается подъем спроса.
Девять из десяти срезанных гвоздик, роз, хризантем на российских прилавках - импорт. Отчасти поэтому в наших городах простенький букет стоит в 3-5 раз дороже, чем в каком-нибудь Монреале - тоже не самом теплом месте на планете.
Эксперты говорят, что мы могли бы выращивать цветы и сами - создавать рабочие места, пополнять налогами свою, а не южноамериканскую казну. Но, видимо, постоянные думы о хлебе насущном для народа слишком занимают государственные умы. О цветах просто забыли.
В Эквадоре одна розочка обходится оптовым покупателям в 1 доллар (24 рубля с копейками). Кстати, монополизма среди наших "цветовозов" не наблюдается - есть несколько сравнительно крупных компаний, остальные меньше.
На границе РФ стоимость нашей эквадорской розочки вырастает до 2 долларов. Но только в том случае, если она пересекает границы "по-честному", без "серых" схем и контрабанды. Которые, как говорят эксперты из цветочного сообщества, достаточно широко распространены. Однако какова доля этих "черных" хризантем и "серых" роз на прилавках, никто точно не знает: контрабандисты не сдают отчетов в налоговую.
Так или иначе, а розничная цена розы в среднем по году около 120 рублей (4,5 доллара). Получается, что продавцы и перепродавцы вкупе выручают на каждом цветке по 70 рублей.
Сами они, правда, утверждают, что больше половины этой суммы тратят на всевозможные взятки чиновникам и чинам, которые якобы прямо-таки осаждают цветочные ларьки. Возможно, торговцы клевещут - конкретных претензий они не выдвигают и свои имена называть категорически отказываются.
Однако несущие круглосуточную службу во многих цветочных ларьках или поблизости от них чоповцы не позволяют усомниться - "трение" в этой экономике велико, защита стоит дорого. Поэтому и товар дорог.
Но даже "запретительные" цены не останавливают граждан России на пороге ларька "Цветы". Наш цветочный рынок растет такими темпами, которые и не снились остальному агропрому. Еще 2 года назад он оценивался в 2 миллиарда долларов ежегодно, сейчас уже в 4 миллиарда. А через 3-4 года, как подсчитали для коммерсантов аналитики, разрастется до 10 миллиардов долларов.
Такие суммы вызывают у поставщиков во всем мире любовь и уважение. Сегодня в Москве открывается крупнейшая профессиональная цветочная выставка. И, надо думать, заморских гостей на ней будет больше, чем на какой-нибудь иной.
Для сравнения: если бы мы всем народом разом стали неплохо зарабатывать и правильно питаться, весь рынок тепличных овощей в нашей стране не превысил бы 3 миллиардов долларов. "Цветов у нас "едят" больше, чем огурцов и томатов из закрытого грунта", - признает президент ассоциации "Теплицы России", депутат Госдумы Виктор Семенов.
Он утверждает, что российская природа позволяет полностью удовлетворить потребности всех отечественных влюбленных и преклоняющихся перед талантами в букетиках, букетах и букетищах. За исключением редких экзотов из тропиков. Однако наши предприниматели не спешат потеснить импортный товар на прилавках. Причин несколько. Во-первых, у нас производство цветов все же рискованный бизнес. В чистом поле, как в Эквадоре, заниматься этим почти бесполезно - теплый сезон даже на юге короток для этого бизнеса. А в теплице от причуд погоды сделанные инвестиции отделяют микронный слой полиэтилена или четыре миллиметра стекла. В холодный сезон отключение электричества на три часа приводит к полной потере дохода. А отключить его запросто могут, например, за неуплату - всякое бывает.
Вторая причина нашей "бесцветности" как раз в плате за энергию. За перерасход суточного лимита газа и часового (!) лимита энергии предприятия штрафуют. А когда производство связано с живыми организмами, предугадать, сколько понадобится тепла и света при той или иной погоде, довольно сложно.
Виктор Семенов давно уже при каждом удобном и неудобном случае предлагает сделать для аграриев какие-нибудь энергетические послабления. Все сельское хозяйство России потребляет 4 процента общего потребления электроэнергии, и едва ли скидка на особенности агробизнеса разорила бы энергетиков. Но у них, очевидно, иное мнение.
Третья проблема отечественных цветоводов - недоступность рынка. Как и любой другой производитель аграрной и к тому же скоропортящейся продукции, они беззащитны перед торговцами, которые сейчас, по мнению промышленников, правят бал в экономике.
Виктор Семенов полагает, что государство должно помочь цветоводам выйти на рынок - поддержать деньгами создание специальных сбытовых кооперативов. Правда, в других отраслях сельского хозяйства такие попытки со стороны правительства в рамках национального проекта "Развитие АПК" показали, что кооперация - дело не быстрое. Даже и с бюджетными субсидиями.
В общем, сейчас умение зарабатывать деньги на закрытом грунте - редкость. Но оно позволяет комбинатам с историей, построенным еще в советские времена, расширять сейчас свои цветочные плантации. Или заменять овощи цветами, когда это выгодно. Их усилиями Россия сохраняет за собой десятипроцентную долю на собственном рынке. А новичков на нем почти нет: в недвижимость и торговые предприятия вкладывать безопаснее, чем в цветочки.
"В этот бизнес сейчас входят или сумасшедшие энтузиасты, или уже очень богатые люди - для них это хобби", - объясняет Виктор Семенов. Помимо стандартного набора проблем желающий заняться цветоводством сталкивается еще, по меньшей мере, с двумя. Подключение к электричеству стоит таких баснословных денег, что проблема попала даже в поле зрения президента страны. Он поставил задачу снизить это бремя для малого бизнеса, но она пока еще в стадии решения. Кроме того, новичку придется платить за газ на 40 процентов больше, чем тому же старожилу цветочного рынка - известному тепличному комбинату. Это заведомо ставит инвестора в невыгодное положение - его продукция окажется неконкурентоспособной.
В таких условиях, казалось бы, нужно забыть об отечественных цветах. Нет же у нас своих бананов, в конце концов. И это не мешает нам жить и работать. Однако с цветами несколько иная история - расширение собственного индустриального производства красоты расширило бы налогооблагаемую базу. А развитие цветоводства в личных подсобных хозяйствах позволило бы бороться с сельской бедностью, создавать нормально оплачиваемые рабочие места не только в Москве, но и в других городах.
К тому же развитое цветоводство - это не только налоги и зарплаты, но и важный элемент имиджа страны. Если бы Россия ассоциировалась во всемирном сознании не только с символическими красными гвоздиками, но и с вполне реальными, мы от этого только выиграли бы.
1.2 Специфика создания нового предприятия в данном виде деятельности
В последнее время в России появилось огромное количество салонов розничной торговли и оптовых фирм, не говоря уже о мелких торговых точках. Но, на мой взгляд, место на этом рынке есть всегда. Вопрос только в том, чем вы будете отличаться от остальных в огромном разнообразии цветочного бизнеса. Если вы уверены, что сможете сделать бизнес лучше, и знаете, что предложить людям, то всегда сможете отстоять свое право на существование. Вариантов здесь масса. Вы можете стать индивидуальным флористом, создать свою маленькую частную компанию, найти несколько небольших заказов, может быть, даже корпоративных клиентов, и этого вполне достаточно для процветания небольшой фирмы. Если решили открыть сеть магазинов или доставки букетов, например всемирную, тут нужен другой подход: и капиталовложения необходимы большие, и трудозатраты соответственно увеличатся. Но самое главное для начала -- оригинальная идея.
В 1993 году, когда мы только начинали, на рынке существовали очень строгие правила, например, нельзя было ввозить цветы из-за границы. Это сильно сужало наши возможности. Кроме того, об «оранжерованных» букетах мало кто тогда знал, цветы покупались, в основном, в маленьких государственных магазинах, об оформлении букетов речи вообще не было. Поэтому первыми нашими клиентами становились только крупные компании. Когда мы начали импортировать цветы из-за рубежа, работать стало гораздо интереснее. На рынке появилось такое разнообразие, какого мы никогда раньше не видели. Это, безусловно, сыграло немаловажную роль в развитии бизнеса.
Дальше пришлось искать свою изюминку. Сегодня мы позиционируем себя как сеть садовых центров голландского образца. Почему голландского? Дело в том, что в российских магазинах для сада и огорода вы всегда сможете купить что сеять и чем копать. Но только в голландских садовых центрах вы увидите и свежесрезанные цветы, и горшечные растения, и семена, и сухоцветы, и предметы для украшения дома, и многое другое. При этом огромное внимание уделяется именно флористике.
1.3 Особенности спроса
Основную массу цветов лучше закупать на цветочном аукционе в Голландии
Почему в Голландии, а не в Подмосковье? Во-первых, ни у кого же не возникает вопрос, почему бананы привозят из Эквадора, а не выращивают у нас. То же и с цветами. Есть сорта роз, кстати, пользующиеся у нас популярностью (с большим бокалом и длинной ногой), которые растут только в Эквадоре, природой там созданы идеальные для них условия. Наши московские совхозы тоже выращивают хорошие и очень качественные розы, но маленького роста и с маленьким бокалом. Желающих покупать их, к сожалению, гораздо меньше, хотя это, безусловно, вопрос вкуса, лично мне они очень нравятся.
Просто необходимо знать менталитет нашего покупателя: как правило, он дарит цветы по случаю и, разумеется, хочет, чтобы это был огромный букет из высоких и больших роз.
Во-вторых, с начала прошлого века в Голландии налажена система цветочного аукциона. Суть его состоит в том, что производители со всего мира посылают туда цветы разнообразных сортов, различного качества, начиная с простейшей зелени и заканчивая последними новинками селекции. В любой день и час вы имеете возможность купить именно тот сорт и именно то количество цветов, которые вам необходимы. На базе аукциона существуют аккредитованные фирмы, которые в точности выполнят ваш заказ. Производители же всегда ограничены рамками собственного производства. К примеру, растет у него сейчас волна роз -- он предлагает вам именно розы, волна прошла -- он уже ничего предложить не может, однако и цены снижать не торопится.
Любой производитель, специализирующийся на одном виде (5-10 сортов роз), для увеличения ассортимента и роста продаж собственных цветов закупает на том же аукционе еще несколько видов, и, соответственно, очень хорошо знаком с голландскими ценами.
Разумеется, он никогда не продаст свою розу гораздо дешевле, чем привозную.
Тем не менее, достаточно большое количество цветов мы закупаем и здесь, в России: активно сотрудничаем со многими совхозами декоративного садоводства.
Старайтесь разнообразить перечень предлагаемых вами товаров и услуг. Он может быть невероятно велик. Помните, что вы продаете не только цветы, но и стиль жизни. Сегодня у людей появилась возможность покупать квартиры и строить дома, вы же предоставляете им возможность создать там приятную атмосферу. Свежесрезанные и искусственные цветы, горшечные растения, вазы и подсвечники -- все это создает в помещении особый микроклимат и улучшает настроение. Не стоит также забывать и об оформлении рабочих мест, офисов. Там мы, как правило, проводим треть своей жизни, так почему бы не сделать их более уютными. Предложите клиентам украсить стены офиса картинами или панно из сухих цветов.
Кроме составления непосредственно букетов, наши дизайнеры занимаются оформлением квартир, домов, мероприятий и прочего. Развивайте индивидуальный подход к каждому клиенту. Для особых торжеств заказывайте специально для клиента цветы нужного цвета, размера, сорта. Сегодня техника флористики дошла до невообразимых высот: это и гирлянды, и композиции на стенах, и свадебные букеты, даже заколка или галстук-бабочка выполняются из цветов. Можно составлять комплексные букеты и цветочные корзины, например, из искусственных цветов и сухоцветов, из сухоцветов и живых цветов -- смешение стилей образует новый стиль. Словом, возможности практически неограниченные.
Предложите людям такую услугу, как заказ цветочных композиций и букетов по телефону и доставку их по любому указанному адресу.
Наряду с дорогостоящими букетами и экзотическими цветами предложите клиентам более дешевые варианты, чтобы каждый ушел от вас удовлетворенным покупкой. Например, в группе компаний «Бизнес-букет» ценообразование очень гибкое: если клиент захочет купить цветы, завернутые в оберточную бумагу, это обойдется дешевле, чем в цветочном киоске. Совсем другое дело, если ему нужен оранжерованный букет, здесь оплачивается еще и работа дизайнера-флориста. Есть еще и третий путь: покупатель просто приобретает необходимое количество и сорта цветов, флористическую губку, в которой, к слову сказать, цветы сохраняются гораздо дольше, чем в вазе, и составляет букет самостоятельно. Этот способ, кстати, очень распространен за границей. Там даже флористические губки продаются не в специализированных магазинах, а в обычных супермаркетах.
1.4 Характеристика материальной базы данного вида деятельности
Стартовый капитал - от 10 до 100 тыс. долларов (в зависимости от региона России) и помещение для производства, в котором достаточно работать двум сотрудникам; один из них знающий компьютерную технику, а другой - обычный исполнитель.
Оборудование позволяет наносить изображение не только на розы, но и на другие виды цветов. Производительность этой технологии гарантирует низкую себестоимость продукции и высокие обороты - до 400 шт в час.
В целом возможны две схемы работы: открытие сети розничных магазинов или оказание услуг по нанесению надписей и изображений на живые цветы.
Практика показывает высочайшую рентабельность этого бизнеса, т.к. на один вложенный цент доход составляет более 1$.
Окупаемость инвестиций гарантирует эксклюзивность услуги и широкое поле целевой аудитории. Ведь цветы с надписями и изображениями могут стать неотъемлемой составляющей, как романтических отношений, так и корпоративной культуры. Брендированные розы пользуются большим спросом в рекламной среде, они становятся модным атрибутом для BTL-акций, различных events, PR-проектов, официальных приемов и т.д. Цветы с оригинальными изображениями и поздравлениями станут незабываемым подарком на различных частных мероприятиях: свадьбах, праздниках, юбилеях; а «говорящие розы» с нежными признаниями станут посредниками в романтической любви на расстоянии. В общем, эти цветы призваны для выражения самых светлых и теплых эмоций в каждом направлении человеческой деятельности.
Если Вас заинтересовала данная информация, и Вы рассматриваете возможность начала собственного бизнеса, заходите в раздел «Франчайзинг» и узнайте больше о «розах, которые умеют разговаривать».
1.5 Специфика организации работы нового предприятия в данном виде деятельности
Постановление №183 практически поставило жирный крест на импорте цветов в синеокую Беларусь. Розы, гвоздики, лилии, герберы, тюльпаны, ирисы и многие другие, уже привычные в праздники на нашем столе цветы, импортировались из стран ЕС (особенно много из Польши и Голландии)и даже из Эквадора и Колумбии. Впрочем, это не удивительно и вполне закономерно. В этих регионах давнишние высокоинтенсивные технологии по выращиванию самой разнообразной цветочной продукции (причем, круглогодично), чем, очевидно, наша республика похвастаться не может. Специфика цветочного бизнеса такова, что основные закупки цветов привязываются вольно или невольно к красным календарным дням - 8 Марта, 9 Мая - День Победы, День учителя. (Конечно, нельзя сбрасывать со счетов повседневную реализацию цветов на всевозможные дни рождения, свадьбы, профессиональные даты. Но, по оценкам экспертов, эти продажи на цветочном рынке погоды не делают).
По оценке лидера Брестского филиала бизнес-ассоциации РОО "Перспектива" Виктора Чайковского, на цветочном рынке нашего областного центра огромный сегмент (более 90%) занимает малый бизнес. И, по его твердому убеждению, цены здесь, учитывая специфику товара, должны находиться в свободном плавании, то есть формироваться, исходя исключительно из спроса и предложения. Что имеется в виду? Наши специализированные хозяйства выращивают цветы, названия которых можно пересчитать по пальцам одной руки (главным образом, розы, гвоздики, тюльпаны), которые по качеству (и это очевидно) ни в какое сравнение не идут с той же голландской или польской продукцией. Не спасают положение и частные теплицы фермеров и рядовых крестьян, которые, как правило, выбрасывают свой относительно недорогой товар обычно к 8 Марта. Закономерно, что предприниматели давно ставку сделали на импорт.
Как рассказали корреспонденту "БК" операторы брестского цветочного рынка, в Беларуси есть несколько серьезных фирм-импортеров цветочной продукции, которые имеют крупные склады в Минске. (Любопытно, что для каждого наименования цветов свой "постельный режим" хранения - скажем, тропические растения хранятся при температуре + 13 градусов, а из Европы - +2-3 градуса. Вот почему в помещениях делаются специальные боксы, где используется пенопласт, фольга, металлические листы и другой материал. А это тоже значительные издержки).
Так вот. После того как постановление №183 ограничило для "цветочников" торговую надбавку до 30%, склады в столице оказались полупустыми. Мы связались с одним из таких оптовых складов. Сотрудник Дмитрий посетовал по телефону, что холодильники практически в сентябре уже не заполнялись импортной цветочной продукцией, пустыми уходили фуры не только в Брест, но и в Гомель, Могилев. "Лимит в 30% торговой надбавки вгоняет нас в прямые убытки, так мы работать не сможем", - заявил столичный предприниматель.
По признанию продавца цветов Марины, которая торгует в киоске в центре Бреста, в последнее время со складов из Минска, где они берут продукцию несколько лет, практически ничего не поступало. Торговали старыми запасами -- не удивительно, что и цены к Дню учителя подскочили...
По подсчетам импортеров цветочной продукции, при оптовой торговле различные расходы, а также обязательные платежи, согласно налоговому и бюджетному законодательству, "составляют 45-47% от учетной цены импортера, без прибыли".
Что же касается розничной торговли, то для покрытия расходов по ее осуществлению, "размер торговой надбавки должен составлять не менее 100% от отпускной цены импортеров для обеспечения покрытия издержек по аренде складских, торговых и офисных помещений, транспортных расходов, иных расходов и обязательных платежей, обеспечения покрытия расходов по уценке и списанию товара за счет собственных средств" (Действительно, цветочная продукция - сезонный скоропортящийся товар, что значительно увеличивает расходы по его доставке и хранению на торговой точке).
Нам интересно было услышать мнение директора одного брестского частного торгово-производственного унитарного предприятия, которое имеет серьезный имидж на местном рынке. Судите сами.
У фирмы только в областном центре с десяток точек розничной продажи цветочной продукции.
И, что немаловажно, налажено собственное производство - выращивание цветов (причем, по заверению собеседника) по высоким интенсивным западным технологиям.
Да, в нынешней ситуации подобной фирме выживать легче - есть вариант для маневра по так называемому импортозамещению.
Тем не менее, руководитель подчеркнул, что ограничение торговой надбавки до 30% заметно ухудшает финансовое положение - ведь импорт в объеме продаж (а это экзотические цветы) составляет значительный сегмент. Кроме того, после Дня учителя, естественно, началась уценка продукции.
Те же голландские розы подешевели почти на две тысячи рублей. Как и чем теперь компенсировать данные издержки?
Вопрос очень злободневный. Не случайно 196 субъектов хозяйствования страны подписали обращение в Министерство экономики РБ с просьбой снять 30-процентный лимит торговой надбавки для цветочной продукции.
В обращении говорится, что "они даже не могли предположить, что на специфический скоропортящийся товар "цветочная продукция" будет введен такой "потолок". Но, увы, пока Департамент ценовой политики этого влиятельного ведомства комментариев не дает...
1.6 Законодательная база деятельности нового предприятия
Что нужно сделать, чтобы открыть цветочный магазин:
1. Разработать учредительные документы: заявление, протокол собрания учредителей, устав фирмы.
2. Пройти регистрацию учредительных документов в налоговой инспекции.
3. Заказать и получить коды и печать фирмы.
4. Встать на учет в фондах: Пенсионном, Занятости, Медицинского страхования, Социального страхования.
5. Внести фирму в реестр малых предприятий (для получения льгот).
6. Найти помещение под магазин.
7. Оформить лицензию на торговлю, для чего надо получить разрешение от: городского центра Госсанэпидемнадзора, Управленя госпожнадзора, районной администрации.
2.1 Анализ факторов развития отрасли за 3-5 последних лет
По экспертным оценкам, объем “зеленого” рынка составляет более $70 млн.
Товары, реализуемые на рынке: живые декоративные растения, кусты и кустарники, цветы.
Оказываемые услуги: озеленение территорий, дизайн интерьеров, ландшафтное строительство, создание систем орошения.
Структура рынка: 53% -- импортная продукция; 47% -- отечественная.
Продано продукции российского производства (по данным Госкомстата):
в 2001 г. -- на $974 тыс.,
в 2002 г. -- на $5180 тыс.
Импортировано продукции (по данным Госкомстата):
в 2000 г. -- на $4424,32 тыс.,
в 2001 г. -- на $7577 тыс.,
в 2002 г. -- на $10216 тыс.
Количество крупных операторов: 15 промышленных теплиц, около 20 импортеров декоративно-лиственной и цветочной продукции, 30 садовых центров, более 100 ландшафтных бюро и около 50 фирм по озеленению.
Количество мелких производителей, продавцов и импортеров учету не поддается.
Последние 3-5 лет рынок декоративно-лиственной и цветочной продукции стабильно растет. Увеличивается и потребительский спрос, что подтверждают возросшие объемы отечественного производства и импорта. В декоративно-лиственный и цветочный бизнес приходят новые технологии, появляются и развиваются новые направления -- ландшафтные, поливочные, предоставляются услуги по озеленению. Предприниматели намерены возродить давнюю культуру оформления парков, скверов, внедряют малые ландшафтные формы, в которых применяют современные технологии полива, выращивания саженцев декоративно-лиственных пород и однолетних цветочных культур. В общем, на месте не стоят -- строят и реконструируют теплицы, расширяют ассортимент и экспериментируют с новыми культурами, сортами, технологиями и пытаются отстроить разрушенную когда-то структуру производства и сбыта. К сожалению, положительные процессы на этом рынке сопровождаются и рядом проблем: отсутствием водорастворимых удобрений, слабым развитием селекции и семеноводства, плохой агротехникой и т.д. Участники рынка не пытаются объединиться, выработать единую ценовую политику и предложить меры борьбы с контрабандой зеленой продукции.
Отрадно, что в регионах рынок этой продукции растет, не менее интенсивно, чем в столице. Со слов специалистов, наиболее известных фирм -- производителей зеленых насаждений насчитывается около 20. Количество средних и мелких подсчитать никто не отважился. Емкость рынка декоративно-лиственных растений и цветов некоторые операторы оценивают в $70 млн. и даже чуть больше. Большинство операторов утверждают, что возрождению этой индустрии Россия обязана опыту законодателей моды -- Голландии, Германии и Польше, продукция которых (семена, луковицы, саженцы, цветы на срезку) занимает сегодня, по их мнению, около 60% отечественного рынка. Считая потенциально емкий российский рынок лакомым кусочком, иностранные компании намерены открывать здесь свои представительства, филиалы и задействовать отечественных дистрибуторов для продвижения своего товара.
Прошлый год для производителей, поставщиков и продавцов выдался весьма удачным. По данным Госкомстата, они реализовали разного декоративно-лиственного товара примерно на $15 млн. в оптовых ценах, что в 1,8 раза больше, чем в 2001 году. За 2002 год, по данным официальной статистики, объем продаж импортных продуктов вырос на 26%, а отечественных -- почти на 80% (в денежном выражении) по сравнению с 2001 годом, что говорит об активном развитии российских производителей. Однако основную выручку торговцам принесла все же импортная продукция, хотя доля ее на отечественном рынке уменьшилась до 62%. Сравните: в 2001 году -- 88%.
По информации Госкомстата, в 2007 году было ввезено живых растений и продуктов цветоводства (луковиц, клубнелуковиц, деревьев, кустарников, свежих и засушенных цветов и т.д.) на $10,2 млн., что почти на $2,6 млн. больше, чем в 2001-м.
По-прежнему основной поставщик живых и сушеных цветов, луковиц, декоративных растений -- Нидерланды. Продукция из этой страны обеспечивает 43% продаж импортного ассортимента. Уверенно чувствует себя на рынке товар из Эквадора, Колумбии, Израиля, Польши, Франции, Турции. Но с ростом конкуренции все больше беспокоит цветочников контрабандный товар, доля которого на рынке не уменьшается и, по данным операторов, составляет около 40% от легального импорта. Не секрет, что подобная продукция дешевле на 20-30%, а значит, и более конкурентоспособна.
В то же время, несмотря на усиливающуюся конкуренцию со стороны импортеров, растут продажи и отечественной продукции. В 2002 году, по данным Госкомстата, ее было продано на $5,18 млн. (в оптовых ценах), что почти в 5,3 раза (!) больше, чем в 2001 году. Производители изучили иностранный опыт, внедрили новинки и... изрядно потеснили иностранных конкурентов.
Индустрия цветочно-декоративного бизнеса развивается сегодня одновременно в нескольких направлениях: выращивание цветущих декоративно-лиственных растений, оказание услуг по озеленению зданий, офисов и приусадебных территорий, ландшафтное строительство, создание современных систем орошения и полива.
Ситуация на декоративно-цветочном рынке, по мнению операторов, стабилизируется. Выращивать самый ходовой товар -- розы, герберы, гвоздики, хризантемы -- в России уже умеют не хуже голландцев. Научились, однако. Если еще в 2001 году доля отечественной продукции составляла, по данным официальной статистики, около 30% импорта, то сегодня борьба за этот сегмент рынка идет на равных -- 50 на 50. По данным статистики, объем этого рынка оценивается не менее чем в $8 млн. в оптовых ценах. Хотя операторы считают эту цифру заниженной почти в 2 раза. В прошлом году цветоводы России закупили за границей саженцев новых сортов роз почти в два раза больше, чем в 2001-м, что позволит уже в этом году значительно увеличить на рынке долю отечественных цветов для высадки в грунт.
Но говорить о том, что отечественные цветоводы сумеют уменьшить ежегодно возрастающий на 20-25% импорт растений в Россию, пока все же рано. Недостаточный ассортимент отечественной продукции, слабая агротехника, высокая стоимость технологических новинок и неудовлетворенный спрос нашего рынка еще долго не позволят на равных конкурировать с западными производителями. К примеру, только для того чтобы “закрыть” потребность России в саженцах роз, необходимо около 200 га открытого грунта, считают некоторые операторы. Сегодня же, по разным оценкам производителей, площадь под ними составляет всего 25-30 га.
По мнению специалистов, строительство 1 га супертехнологичных теплиц обходится в $1 млн., и позволить себе такое могут только крупные производители. А их единицы.
В последнее время растет количество частных пленочных теплиц по выращиванию летних растений. Только в окрестностях Киева десятки частных фирм арендовали землю или заключили договоры с фермерами на выращивание саженцев декоративных и цветочных растений.
Как утверждают торговцы, в летнее время ощутимую выгоду им приносит именно эта продукция. А импортеры и промышленные цветоводы в это время жалуются на снижение спроса -- мелкие предприниматели сбивают цену, и продать товар становится сложнее. Однако, как утверждают операторы, рассчитывать на массовое появление мелкого тепличного цветоводства в ближайшие 4-5 лет не стоит. Причина тому -- дороговизна тепловой и электрической энергии. К тому же вопрос с частной собственностью на землю пока окончательно не решен. Поэтому строительство капитальных теплиц по-прежнему остается рискованным вложением денег.
В нынешнем году цветоводы и торговцы прогнозируют увеличение, по сравнению с прошлым годом, объемов декоративно-лиственного рынка на 15-25% и планируют:
продать продукции не менее чем на $70 млн в розничных ценах;
расширить ассортимент горшечных культур, луковичных растений, семян и др.;
увеличить площадь посадки не менее чем на 10%.
В 2002 году в Украине были построены современные теплицы на площади около 5 га. По данным БИЗНЕСа, к осени 2003 года планируется ввести еще 2-3 га теплиц. По ряду причин (мода на сорта, появление новинок, снижение цен и пр.) многие “тепличники” расширят ассортимент горшечных, вечнозеленых и лиственных растений, спрос на которые обещает оставаться устойчивым еще долгое время.
В нынешнем году на 5-6 га увеличатся посадочные площади гербер, что в конце года приведет к снижению рыночной стоимости этих цветов. Очевидно, что изменится и структура продаж. Не менее (с учетом изменений в площадях) 65% продаж придется на розы, около 15-20% -- на герберы.
Остальное “поделят” между собой горшечные культуры и другие цветы. Уменьшится количество продаваемых гвоздик, хризантем.
Запоздалый приход весны уменьшил продолжительность сезона ландшафтных работ и, скорее всего, ландшафтные фирмы потеряют 5-10% планируемого на лето объема работ.
2.2 Анализ внешних факторов развития нового предприятия
К внешним факторам развития относят состояние экономики, уровень валюты, закупочные цены, цены на транспортировку, цены на обслуживание товара, расценки на аренду торговой точки.
Магазин может находиться на первом этаже жилого здания, в отдельно стоящем здании, внутри торгового центра и т.д. Магазин представляет собой цивилизованную форму торговли цветами, при которой человек может войти внутрь магазина, осмотреться, выбрать букет или попросить составить букет на его вкус. В магазине представлены горшечные растения и аксессуары, земля и немного кашпо для пересадки растений, иногда осуществляется упаковка подарков. Сами букеты, однако, часто оставляют желать лучшего, в них может быть много упаковки и мало цветов, а в корзиночках - находиться испорченные цветы, которые надо продать.
Цены у большинства магазинов - вполне приемлемые для покупателей, поэтому посетителей может быть достаточно много, но и расхо дов у владельца значительно больше, чем при содержании павильона, начиная от необходимости постоянно поддерживать ассортимент и платить зарплату более квалифицированному персоналу заканчивая более высокой арендной платой. Поэтому, несмотря на большую торговую площадь, более значительный ассортимент и затрачиваемый труд, прибыль магазина часто сопоставима с прибылью обычного павильона.
Многие владельцы магазинов, которые могут себе это позволить, открывают сети (например, одной из самых быстроразвивающихся сетей на сегодняшний день является сеть магазинов "Ирис"; магазинчики множатся, и их уже можно встретить на каждом крупном шоссе).
Что делать, чтобы открыть магазин. Ищите место! В этом случае вариантов больше, но они и существенно более трудоемкие. Вы можете заказать и установить отдельно стоящий красивый павильон-магазин в выделенном Вам месте, однако, я бы не советовала идти по этому пути, если Вы не собираетесь открывать сеть магазинчиков. Затраты на изготовление конструкции, утверждение, установку и все регистрации по земле займут месяцы, если не годы, и срок окупаемости сдвинется в далекое и туманное будущее. Ищите место, которое сдают в аренду для розничного магазина. В случае с магазином расположение помещения тоже важно, но тут уже Вы можете позволить себе быть менее разборчивым - подойдет вторая линия домов, полуподвал, субаренда половины магазина детских вещей и так далее.
2.3 Маркетинговое исследование рынка в выбранном районе
А) наличие в данном районе других цветочных магазинов и ларьков;
Б) Оживленность пешеходного движения возле цветочного магазина;
В) Удобство парковки;
Г) Наличие рядом жилого массива, крупных торговых центров и промышленных предприятий;
Д) Близость цветочного магазина к остановкам общественного транспорта
А) Ценовая стратегия (доступные цены)
Указанный кредит необходим для финансирования затрат по открытию цветочного магазина.
Уставной капитал имеет постоянную величину, зафиксированную в учредительных документах, а его увеличение или уменьшение может быть произведено лишь путем внесения изменений в устав. Таким образом, уставной капитал - это сумма затрат, которые необходимы для того, чтобы предприятие начало работать.
2.4 Аналитическая оценка деятельности конкурентов
Главным конкурентом является рынок “ Садовод”, расположенный на МКАД, а также магазин “Экзотические растения”.
Рынок “Садовод” -- крупнейший в Москве садоводческий рынок, основой ассортимента которого являются товары для приусадебного хозяйства (не всегда надлежащего качества), наша же фирма продаёт преимущественно комнатные растения и цветочные букеты и композиции.
Кроме того, дорога до рынка на общественном транспорте занимает много времени.
Магазин “Экзотические растения” реализует комнатные растения и ряд сопутствующих товаров, но их цены ориентированы на покупателей с достатком выше среднего, и не всякий рядовой покупатель может позволить себе покупку именно в этом магазине.
Наша фирма опережает конкурентов по уровню цен и уровню предоставляемых услуг.Новый магазин будет располагаться на сравнительно небольшом расстоянии от теплиц поставщиков (подмосковных совхозов) и складских помещений, что приводит к снижению транспортных расходов.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что у нашей фирмы есть довольно перспективная возможность сбыта своей продукции по относительно невысоким ценам.
2.5 Анализ поставщиков
Поставщик, с которым мы планируем работать, находится по адресу ул. Херсонская, д. 20, стр. 2.
Надежный поставщик цветочной продукции в Россию и страны СНГ. Основные наиболее сильные позиции это поставки цветов оптом из Эквадора и Колумбии где имеются собственные плантации и торговые компании, а в скором времени планируется открытие представительства в Голландии, а это значит что Вы получаете конкурентные преимущества на Вашем рынке, работая с нами.
Основной принцип работы основан на честных взаимоотношениях, у нас нет клиентов - у нас есть партнеры с кем мы ведем совместный бизнес на благо друг друга, мы не гонимся за сверхприбылью и наши партнеры знают об этом, мы работаем в открытую и это позволяет достигать больших результатов, как в финансовом, так и в моральном плане.
Это современный подход к цветочному бизнесу. Сотрудничая с нами Вы никогда не пожалеете, Вы всегда будете своевременно получать высоко качественные цветы оптом по самым низким ценам в России благодаря прямым поставкам, оптимальным транспортным схемам и прямым закупкам у производителей Эквадора, Колумбии, Голландии, Дании, Испании, Израиля и Турции, а также наличию региональных складов для повышения качества обслуживания.
Это проект динамично развивающейся структуры созданной компанией “Flores de America” для улучшаюшения качества обслуживания благодаря применению современных тенденций развития цветочного бизнеса и передовых технологий. Мы постоянно разрабатываем и внедряем новые бизнес модели для повышения эффективности нашего бизнеса и бизнеса наших партнеров.
Они предлагают поставки цветов из Эквадора, Голландии, Колумбии, Израиля, Дании, Турции, среди поставляемого ассортимента:
Весь ассортимент срезанных цветов в продаже более 4000 наименований:
· розы, гвоздики, хризантемы, герберы, лилии, орхидеи, зелень, и многие другие.
· Горшечные комнатные растения оптом.
· Деревья и цветы для ландшафтного дизайна.
· Сухоцветы
· Семена
· Аксессуары
Продажа цветов осуществляется как оптовыми, так и мелко оптовыми партиями.
Доставка цветов на точки продаж по Москве в течении 1 часа.
Оперативные поставки цветов в регионы в течении 24 часов.
Доставка цветов и горшечных растений в регионы осуществляется авиа, ж/д или наземным транспортом. Для экономии на транспорте они предусматривают возможность консолидации грузов для региональных партнеров.
2.6 Выводы по аналитической части
Рассмотрев второй раздел, мы проанализировали факторы развития отрасли за 3-5 последних лет, проанализировали возможные места расположения нового цветочного магазина.
С целью изучения маркетинговой ситуации на цветочном рынке, мы разработали анкету для потенциальных потребителей нашего товара, и рассчитали производственную программу открытия цветочного магазина.
Также провели аналитическую оценку деятельности ближайших конкурентов, и проанализировали возможного поставщика.
3.1 Мероприятия по созданию нового предприятия
Для создания магазина необходимо 290 000 рублей. Из них:
Фирма обладает собственным торговым павильоном площадью 70 кв. м, складскими помещениями, автомобилем и имеет постоянных поставщиков продукции.
Источники финансирования:
Таблица 3.1. Калькуляция затрат
Период времени |
Объём продаж (ед.товара) |
Выручка от реализации (руб.) |
Затраты |
Прибыль (руб.) |
Налоги с прибыли (руб.) |
Чистая прибыль (руб.) |
|
1 год |
36000 |
3.6 млн. |
2.34 млн. |
1.26 млн. |
872000 |
388000 |
|
НДС--20% от валового дохода=252000руб.,
НСП--24% от нераспределенной прибыли=242000руб.,
налог на имущество, транспортный налог, а также отчисления в пенсионный фонд, в органы государственного страхования, обязательного медицинского страхования, в фонд занятости (всего 30% от дохода=378 000).
В затратах учитывались следующие расходы:
Заработная плата персонала и начисления на неё, амортизация основных средств, телефонные переговоры, отопление, канцтовары, реклама, изготовление дисконтных карт, себестоимость товара, стоимость упаковочных материалов, электроэнергии и содержание временных торговых точек.
Расчёт коэффициентов финансовой оценки.
Рентабельность продаж = Чистая прибыль / прибыль=
388 000/1 260 000 =31 %
Норма прибыли = Чистая прибыль / Инвестиции =
388 000 / 2 340 000 = 16,6 %
Предприятие будет носить статус Общества с Ограниченной Ответственностью. Именно такой вид правовой формы будет самым оптимальным для нашей организации, так как он имеет следующий ряд преимуществ:
Для государственной регистрации требуется представить:
1)регистрация в администрации (администрация выдает свидетельство; для этого требуется предоставить устав)
2)открытие счета в банке
3)подписи у нотариуса
5)регистрация в статистическом управлении (выдается письмо о регистрации, о присвоении кодов по виду деятельности, формы собственности, адресу и прочее)
Срок действия свидетельства о внесении в общий торговый реестр - это срок договора аренды (но не более трех лет).
Перечень документов и сведений, необходимых для получения разрешения на торговлю:
Устав;
Учредительный договор (если более двух учредителей);
Свидетельство о государственной регистрации юр. лица или свидетельство о регистрации права индивидуальной трудовой деятельности (для физического лица);
Свидетельство о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц;
Свидетельство об изменениях (если были изменения);
Свидетельство о постановке на учет в ИМНС;
Банковские реквизиты, ФИО руководителя и главного бухгалтера;
Договор аренды (свидетельство на право собственности) (для павильонов, киосков);
Заключение СЭС, ГПН (оригиналы);
Договор на вывоз мусора;
Санитарный паспорт помещения;
Справка из налоговой инспекции об отсутствии задолженности в городской бюджет;
Карточки регистрации ККМ;
Ассортиментный перечень продукции, согласованный с СЭН;
Контрольный журнал;
Паспорт предприятия;
Приказ о назначении ответственного по ГО;
Журнал осмотра помещения;
Паспорт транспортного средства, выданного органами ГИБДД (для автоприцепов, автофургонов и других мобильных средств);
3.2 Мероприятия по организации деятельности нового предприятия
Руководство деятельностью предприятия ведёт ген.директор, принимаемый по контракту Советом учредителей. Ген.директор несёт материальную и административную ответственность за достоверность данных статистического и бухгалтерского учётов.
Заработная плата - это вознаграждение, которое получает работник предприятия в зависимости от количества и качества затраченного им труда и результатов деятельности всего коллектива предприятия. Она является важным стимулом для работников предприятия, поскольку выполняет воспроизводственную и стимулирующую (мотивационную) функции. Существуют две формы оплаты труда - «сдельная» и «повременная». На предприятии для производственного персонала используется простая повременная оплата труда с учетом часовых тарифных ставок. Для оплаты труда директора и бухгалтера используется штатно-окладная система оплаты труда, так как их рабочий день ненормируемый.
При данном количестве работников возможно увеличение объёма продаж на 20 %.
Подбор персонала будет осуществляться с учетом следующих требований:
Наличие профессиональной подготовки и квалификации по данной специальности.
Знание нормативных документов, регламентирующих работу в сфере торговли и изготовления продукции.
Таблица 3.2. Штат предприятия
специальность |
Количество человек |
Размер заработной платы, Руб./мес. |
|
Руководящий состав |
|||
Генеральный директор |
1 |
16 000 |
|
Коммерческий директор |
1 |
14 000 |
|
Бухгалтер |
1 |
11 000 |
|
Производственнный персонал |
|||
Флорист |
1 |
8 000 |
|
Продавец |
2 |
4 000 *2= 8 000 |
|
Кассир |
1 |
5 000 |
|
Секретарь |
1 |
6 000 |
|
Уборщица |
1 |
2 500 |
|
Водитель |
1 |
6 000 |
|
Сторож |
1 |
4 000 |
|
Разнорабочие |
1 |
3 000 |
|
Итого: 83 500 руб./мес.
Есть два пути набора персонала в компанию. Первый -- перекупить специалиста из какой-нибудь известной фирмы на более выгодных условиях. Второй -- оплачивать обучение своих сотрудников. Правда, по первому пути мы не пошли, ведь когда начинали, даже такого понятия как дизайнер-флорист просто не было.
Сейчас, конечно, ситуация изменилась: в Москве существуют две очень хорошие школы «Николь» и «Элита Флора Дизайн». Мы либо отправляем туда на обучение наших сотрудников, либо приглашаем их выпускников к себе на работу. Привлеките как можно больше высокопрофессиональных дизайнеров-флористов, которые обучались у ведущих мировых мастеров в Швейцарии, Швеции, Голландии.
У нас созданы условия для карьерного роста сотрудников. Кроме того, как и в любой торговой организации, принята система бонусов в зависимости от уровня продаж. Что же касается карьерного роста дизайнеров-флористов, помните, что здесь очень важна конкуренция за место в составе, как в спортивных состязаниях. Сотрудники должны находиться в непрерывном творческом процессе, быть всегда в форме и востребованными клиентами. Наберите, по нашему примеру, больше флористов, чем нужно, чтобы они знали: если что-то не сделают они, это обязательно осуществит кто-то другой. Такой стимул подстегивает человека и заставляет все время двигаться вперед.
Лучшему сотруднику дайте возможность заявить о себе в различных конкурсах. К примеру, если какой-то дизайнер-флорист хочет принять участие в конкурсе, особенно в международном, ему необходимо внести взнос в размере от 150 до 300 долларов. Все материалы и цветы он тоже закупает за свой счет, словом, удовольствие не из дешевых. Мы же, как правило, всегда все расходы своих специалистов берем на себя. Кроме того, даем возможность нашим дизайнерам-флористам участвовать в выставках. Им это всегда интересно: появляется возможность проявить себя, показать, на что они способны. Безусловно, это огромный и тяжелый труд, но для них это праздник. Они растут творчески и еще очень многому учатся у своих коллег. Всегда на виду, работают на свой имидж и на имидж компании. Поэтому у нас никогда не бывает проблем с персоналом, так как работать здесь очень интересно.
Фирма планирует реализовать следующие методы стимулирования сбыта:
Особое внимание планируется уделить качеству продукции и её оформлению, а также фирменной упаковке и маркировке.
Для завоевания нового рынка необходимо проведение рекламной кампании.
Описание товара.
Наименование товара |
Цена за 1 шт., руб |
|
Роза плетистая |
90--120 |
|
Азалия |
110--130 |
|
Фиалка |
50--90 |
|
Хризантемы |
110--170 |
|
Гиацинты |
30--50 |
|
Герберы |
50-70 |
|
Тюльпаны |
40--70 |
|
Горшки цветочные керамические |
50--170 |
|
Семена |
15--80 |
|
Печатная продукция |
50--300 |
|
Удобрения, подкормки |
10--150 |
|
Земля |
30--70 |
|
Луковицы |
20--80 |
|
Как видно из таблицы, цены на наши товары примерно на 10--14 % ниже, чем цены у основных конкурентов.
Простые риски |
Веса Wi |
|
Неустойчивость спроса |
1/7 |
|
Появление альтернативного продукта |
1/7 |
|
Снижение цен конкурентами |
1/7 |
|
Увеличение объёма продаж у конкурентов |
1/7 |
|
Рост налогов |
1/7 |
|
Неплатежеспособность потребителей |
1/7 |
|
Рост цен на материалы и перевозки |
1/7 |
|
Простые риски |
Веса Wi |
|
Трудности с набором квалифицированной силы |
1/4 |
|
Угроза забастовки |
1/4 |
|
Недостаточный уровень зарплаты |
1/4 |
|
Квалификация кадов |
1/4 |
|
Оценка рисков
Таблица 3.6. Оценка рисков
Простые риски |
Эксперты |
Vi средняя вероятность ( 1+2+3)/3 |
Балл Wi * Vi |
|||
1 |
2 |
3 |
||||
Неустойчивость спроса |
0 |
0 |
25 |
8 |
2 |
|
Появление альтернативного продукта |
50 |
75 |
25 |
33 |
4.7 |
|
Снижение цен конкурентами |
100 |
75 |
50 |
71 |
10 |
|
Увеличение объёма продаж у конкурентов |
75 |
100 |
75 |
92 |
13.1 |
|
Рост налогов |
50 |
75 |
50 |
58 |
8.2 |
|
Неплатежеспособность потребителей |
25 |
0 |
0 |
8 |
2 |
|
Рост цен на материалы перевозки |
75 |
50 |
75 |
66 |
9.4 |
|
Трудности с набором квалифицированной силы |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Угроза забастовки |
25 |
0 |
0 |
8 |
2 |
|
Недостаточный уровень зарплаты |
50 |
0 |
25 |
25 |
6.25 |
|
Квалификация кадров |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Простой риск |
Мероприятия, снижающие отрицательное воздействие риска |
|
Снижение цен конкурентами |
Цены фирмы ниже, чем у конкурентов, поэтому уменьшение числа покупателей маловероятно. Но цены можно снизить |
|
Увеличение объёма продаж у конкурентов |
Увеличение рекламной кампании |
|
факторы |
Отрицательное влияние риска на ожидаемую прибыль от проекта |
|
1. Стабильность поставок |
1. Нестабильность поставок товара |
|
2. Приобретение новых потребителей |
2. Потеря существующих связей с потребителем |
|
3. Потребители удовлетворены качеством нашего товара |
3. Неудовлетворённость потребители качеством нашего товара |
|
4. Положительное отношение контактной аудитории |
4. Плохое отношение к фирме контактной аудитории |
|
Уменьшить отрицательное влияние вышеперечисленных факторов можно следующим образом:
Наладить контакты с новыми поставщиками;
3. Постоянный контроль за качеством;
4. Действовать по обстоятельствам.
Факторы |
Отрицательное влияние риска на ожидаемую прибыль от проекта |
|
1. Спад инфляции |
1. Рост инфляции |
|
2. Повышение общего уровня покупательной способности |
2. Снижение общего уровня покупательной способности |
|
Кроме того, возможны следующие риски:
Выставка "Фестиваль цветов и ландшафта" проводится в Санкт-Петербурге
Впервые в рамках деловой программы будет организована международная конференция "Развитие цветочного бизнеса в России" при участии Голландии, Эквадора и Израиля
В рамках деловой программы будет организована Региональная конференция "Благоустройство городских территорий Северо-запада".
В выставке включены новые направления:
В этом году впервые будет проведена специализированная выставка "Загородная жизнь: дизайн и технологии обустройства загородного участка", которая включит в себя следующие направления:
Проведение рекламной кампании необходимо при открытии нового магазина.Она будет состоять из следующих мероприятий:
1)Заказ и размещение рекламного щита фирмы в переходе ст.метро “Братиславская”
2)Реклама в СМИ: в газете “Комсомольская правда”, 1 публикация в неделю.Тираж газеты--26 млн.
3.3 Информационное обеспечение проекта
Об открытии нашего цветочного магазина пройдет реклама в средствах массовой информации, на телевидении, будут красочные плакаты в метро и местах наибольшего скопления населения.
3.4 Правовое обеспечение проекта
Что нужно сделать, чтобы открыть цветочный магазин:
1. Разработать учредительные документы: заявление, протокол собрания учредителей, устав фирмы.
2. Пройти регистрацию учредительных документов в налоговой инспекции.
3. Заказать и получить коды и печать фирмы.
4. Встать на учет в фондах: Пенсионном, Занятости, Медицинского страхования, Социального страхования.
5. Внести фирму в реестр малых предприятий Тулы (для получения льгот).
6. Найти помещение под магазин.
7. Оформить лицензию на торговлю, для чего надо получить разрешение от: городского центра Госсанэпидемнадзора, Управления госпожнадзора, районной администрации.
Приготовься к проверкам!
Время от времени к тебе будут заглядывать...
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |
Курсовая работа | Аудит расчетов с покупателями и заказчиками |
Курсовая работа | Организация коммерческой деятельности предприятия |
Курсовая работа | Цены и ценообразование в рыночной экономике |
Курсовая работа | Оборотный капитал предприятий |
Курсовая работа | Развитие внимания у младших школьников |
Курсовая работа | Пути достижения конкурентного преимущества продукции на рынке |
Курсовая работа | Порядок осуществления государственного кадастрового учета земель на уровне муниципального образования |
Курсовая работа | Обстоятельства, смягчающие наказание |
Курсовая работа | Формирование программы лояльности клиентов |
Курсовая работа | Характеристика методов управления |
Курсовая работа | Совершенствование организационной структуры системы управления предприятием |
Курсовая работа | Исследование ценностных ориентаций в подростковом возрасте |
Курсовая работа | Учет выбытия основных средств |
Курсовая работа | Особенности функционирования рынка труда России в современных условиях |
Курсовая работа | Методы стимулирования сбыта товаров |