Городская открытая научно-практическая конференция
Тема: Система художественных образов сборника Н.Гумилева
«Романтические цветы»
2007г
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Литературные направления
1.1. Романтизм
1.2. Символизм
1.3. Акмеизм
Глава 2. Художественные образы в стихотворениях Н. Гумилева из сборника «Романтические цветы»
2.1. Героический тип, обобщенный образ героя
2.2. Он и Она
2.3. Образы животных
2.4. Образ смерти
2.5. Люцифер (Дьявол)
2.6. Море
2.7. Краски
2.8. Детали
Выводы
Список используемой литературы
Введение
Н. Гумилев вместе с С. Городецким стал основателем акмеизма, основные положения которого были изложены им в статье «Наследие символизма и акмеизм», изданной в 1913 г. и ставшей манифестом нового литературного направления.
Акмеизм (или адамизм, как его еще называли основатели этого течения), возник в начале 1910-х гг. и генетически был связан с символизмом. Наиболее авторитетными учителями для акмеистов стали поэты, сыгравшие заметную роль в символизме, - М.Кузмин, И.Анненский, А.Блок. Можно сказать, что акмеисты наследовали достижения символизма.
Незадолго до возникновения акмеизма, в 1908 г., появился сборник стихотворений Н.Гумилева «Романтические цветы» с посвящением А. Горенко (А.Ахматовой, первой жене поэта).
Этот сборник представлял собой послание А. Ахматовой для того, чтобы завоевать ее любовь. Само название сборника («Романтические цветы») возвращает читателя к романтической поэзии начала XIX в. с ее особенностями и эстетикой.
Так кто же Н. Гумилев 1908 г.: романтик? символист? Актуальность этой темы и состоит в том, чтобы разрешить эту дилемму.
С помощью анализа художественных образов сборника «Романтические цветы» мы и попытаемся ответить на этот вопрос.
Итак, целью нашей работы является выявление своеобразия художественных образов сборника Н. Гумилева «Романтические цветы».
Логичным следствием этого явились поставленные нами задачи:
1. изучить литературу по поэтике романтизма и символизма;
2. изучить поэтическую концепцию Н. Гумилева (акмеизм);
3. проанализировать художественные образы сборника Н. Гумилева в связи с поэтическими концепциями романтизма, символизма и акмеизма.
Глава 1
Литературные направления: романтизм, акмеизм и символизм
1.1. Романтизм
Романтизм (Romanticism), идейное и художественное направление, возникшее в европейской и американской культуре конца 18 века - первой половины 19 века, как реакция на эстетику классицизма. Первоначально сложился (1790-е гг.) в философии и поэзии в Германии, а позднее (1820-е гг.) распространился в Англии, Франции и других странах. Он предопределил последнее развитие искусства, даже те его направления, которые выступали против него.
В романтизме автор создает свой мир, цветной, красивый, пронизанный солнцем и запахом моря, населенный сильными, благородными, красивыми людьми. В этом мире торжествует справедливость, и судьба человека - в его собственных руках. Писателя-романтика могут привлекать далекие, экзотические страны и народы, со своими обычаями, образом жизни, понятия-ми чести и долга. Романтики любят горы и море - ведь они возвышенны, величественны, непокорны, и под стать им должны быть люди.
У романтического героя есть ощущение ценности и независимости человеческой лич-ности, ее внутренней свободы.
Романтизм - это, прежде всего, особое миропонимание, основанное на убеждении о превосходстве «духа» над «материей». Творческим началом, по мнению романтиков, обладает все подлинно духовное, которое они отождествляли с истинно человеческим. И, напротив, все материальное, по их мысли, выдвигаясь на первый план, уродует подлинную природу человека, не позволяет проявиться его сущности, оно в условиях буржуазной действительности разобщает людей, становится источником вражды между ними, приводит к трагическим ситуациям. Положительный герой в романтизме, как правило, возвышается по уровню своего созна-ния над окружающим его миром корысти, несовместим с ним, цель жизни он видит не в накоплении богатств, а в служении высоким идеалам человечества - гуман-ности, свободе, братству. Романтизм - не только устремленность к идеалу и поэтизация всего духовно прекрасного, это в то же время обличение безобразного в его конкретной социально-исторической форме.
Романтическое миропонимание в силу своей дуалистичности (разомкнутость «духа» и «материи») обусловливает изображение жизни в резких контрастах. Наличие контрастности - одна из характерных черт романтического типа творчества и, следовательно, стиля. Духовное и материальное в творчестве романтиков резко противопоставлены друг другу. Положительный романтический герой обычно рисуется как существо одинокое, кроме того, обреченное на страдание в современном ему обществе. На основе романтического миропонимания возможно создание не только отдельных образов, но и целых произведений, реалистических по типу творчества.
В романтической литературе немало образов героев, зараженных индивидуализмом, но они выглядят как существа глубоко трагические, страдающие от одиночества, жаждущие слияния с миром простых людей. Раскрывая трагизм человека - индивидуалиста, романтизм показал сущность подлинной героики, проявляющей себя в беззаветном служении идеалам человечества. Личность в романтической эстетике ценна не сама по себе. Ее ценность возрастает по мере возрастания той пользы, которую она приносит народу. Утверждение в романтизме человека состоит, прежде всего, в освобождении его от индивидуализма, от пагубных воздействий частнособственнической психологии.
В центре романтического искусства находится человеческая личность, ее духовный мир, ее идеалы, тревоги и печали в условиях буржуазного строя жизни, жажда свободы, независимости. Романтический герой страдает от отчуждения, от невозможности изменить свое положение. Поэтому популярными жанрами романтической литературы, наиболее полно отражающими сущность романтического миропонимания, являются трагедии, драматическая, лиро-эпическая и лирическая поэмы, новелла, элегия. Романтизм раскрыл несовместимость всего подлинно человеческого с частнособственническим принципом жизни, и в этом его большое историческое значение. Он ввел в литературу человека-борца, который, несмотря на свою обреченность, действует свободно, потому что осознает, что для достижения цели необходима борьба.
Для романтиков характерна широта, масштабность художественного мышления. Для воплощения идей общечеловеческого значения они используют христианские легенды, библейские сказания, античную мифологию, народные предания. Поэты романтического направления прибе-гают к фантастике, к символике и другим условным приемам художественной изобразительности, что дает им возможность показывать действительность в таком широком развороте, какой был совершенно немыслим в реалистическом искусстве.
Интерес к условным приемам художественной изобразительности объясняется тем, что романтики часто ставят на разрешение философские, мировоззренческие вопросы, хотя, они не избегают и изображения будничного, прозаически-повседневного, всего того, что несовместимо с духовным, человеческим. В романтической литературе (в драматической поэме) конфликт строится обычно на столкновении не характеров, а идей, целых мировоззренческих концепций, что, выводило искусство за пределы реалистической конкретности.
Романтизм как определенное миропонимание и тип творчества не следует смешивать с романтикой, т.е. мечтой о прекрасной цели, с устремленностью к идеалу и страстным желанием видеть его осуществленным.
1.2. Символизм
Символизм (от франц. simbolism, от греч. simbolon -- знак, символ) -- художественное направление, появившееся во Франции в конце 60 - начале 70-х гг. XIX в. (первоначально в литературе, а затем и в других видах искусства - изобразительном, музыкальном, театральном) и вскоре включившее в себя иные явления культуры -- философию, религию, мифологию. Излюбленными темами, к которым обращались символисты, являлись смерть, любовь, страдание, ожидание каких-либо событий. Среди сюжетов преобладали сцены евангельской истории, полумифические-полуисторические события средневековья, античная мифология.
Символизм был связан с современными ему идеалистическими философскими течениями, основу которых составляло представление о двух мирах - кажущемся мире повседневной реальности и трансцендентном мире истинных ценностей. В соответствии с этим символизм занимается поисками высшей реальности, находящейся за пределами чувственного восприятия. Символизм не охватывал всего поэтического творчества в стране, но обозначил собой особый, характерный для своего времени этап литературной жизни. Движение символистов возникло как протест против оскудения русской поэзии, как стремление сказать в ней свежее слово, вернуть ей жизненную силу.
Символизм возник в России не изолированно от Запада. На русских символистов в известной мере влияла и французская поэзия, и английская, и немецкая, где символизм проявил себя в поэзии десятилетием раньше.
Однако они решительно отрицали свою принципиальную зависимость от западноевропейской литературы. Они искали свои корни в русской поэзии.
В первое время, в девяностые годы, стихи символистов, с их непривычными для публики словосочетаниями и образами, часто подвергались насмешкам и даже глумлению. К поэтам-символистам прилагали название декадентов, подразумевая под этим термином упаднические настроения безнадежности, чувство неприятия жизни, резко выраженный индивидуализм.
Но уже к первым годам двадцатого столетия символизм как литературное течение, как школа выделился со всей определенностью, во всех своих гранях. Его уже трудно было спутать с другими явлениями в искусстве, у него уже был свой поэтический строй, свои эстетика и поэтика, свое учение.
Символизм в литературе был движением романтиков, воодушевляемых философией идеализма.
Символисты заняли свое место в русском искусстве в эпоху, когда социальная действительность в России, да и во всей Европе была до чрезвычайности зыбкой, чреватой взрывами и катастрофами. Резкие классовые противоречия, вражда и столкновения держав, глубокий духовный кризис общества грозили небывалым потрясением. Это и русская революция 1905 года, и разразившаяся через девять лет мировая война, а затем две революции 1917 года в России.
Но на смену символизму пришло новое течение - акмеизм.
1.3. Акмеизм
Акмеизм (от греч. аkme - высшая степень, вершина, цветение, цветущая пора) - литературное течение, противостоящее символизму и возникшее в начале 20 века в России.
Поэтическое слово имеет четкое очертание границ. Повышенная склонность к культурным ассоциациям, она вступила в перекличку с минувшими литературными эпохами. В поэзии Н.Гумилева звучал порой гимн «сильной личности». Акмеизм стремился преодолеть мистицизм символистов и искал опору в творчестве декадентов, обращаясь в первую очередь к наследию Анненского.
Как литературное направление акмеизм просуществовал недолго - около двух лет (1913-1914) В поэзии Н.Гумилева акмеизм реализуется в тяге к открытию новых миров, экзотическим образам и сюжетам. Путь поэта в лирике Гумилева - путь воина, конквистадора, первооткрывателя. Муза, вдохновляющая стихотворца - Муза Дальних Странствий. Обновление поэтической образности, уважение к «явлению как таковому» осуществлялось в творчестве Гумилева посредством путешествий к неведомым, но вполне реальным землям. Путешествия в стихах Н.Гумилева несли впечатления от конкретных экспедиций поэта в Африку и, в то же время, перекликались с символическими странствиями в «мирах иных». Заоблачным мирам символистов Гумилев противопоставил первооткрытые им для русской поэзии континенты.
Акмеизм объединил поэтов, различных по идейно-художественным установкам и литературным судьбам. В этом отношении акмеизм был, может быть, ещё более неоднородным, чем символизм. Общее, что объединяло акмеистов, - поиски выхода из кризиса символизма. Однако создать целостную мировоззренческую и эстетическую систему акмеисты не смогли, да и не ставили перед собой такой задачи. Более того, отталкиваясь от символизма, они подчёркивали глубокие внутренние связи акмеизма с символизмом.
Глава 2
Художественные образы в стихотворениях Н.Гумилева из сборника «Романтические цветы»
2.1. Героический тип, обобщенный образ героя
Мореплаватели, исторические лица, конквистадоры - это тот тип героя, который представлен в произведениях Гумилева.
В стихотворении «Сонет» речь идет не о каком-то конкретном герое (конквистадоре), а о героическом типе отважных мечтателей, упрямых и сильных, не боящихся испытаний. Он одинаково «весело» относится и к «радостным садам» и к «пропастям и безднам», его не пугает туман, которого он ждет, смеясь; его не страшит и смерть: со смертью он будет «биться до конца».
Отважный Помпей («Помпей у пиратов»), находясь на судне среди пиратов, ведет себя независимо и гордо, не боясь их расправы над собой. Его уверенность и мужественность противопоставлены трусости и раболепию пиратов. Пираты «с угрожающим видом» скрываются в трюме, но они охвачены «волнением» (хоть и опасным); говорят о казни Помпея с «затаенною злобою», но эта злоба - злоба «боязни», и казни они требуют «вполголоса»; они служат робами и уже несколько дней не смеют «бродить под шатрами» на корме. А Помпей, «окруженный стаей голубей», на корме «изукрашенной красным», лениво приподнявшись на лотке, вдыхая дорогие ароматы и посыпая «толченым рубином розоватые длинные ногти», приказывает им принести вина, и пираты, смущенно умолкнув, «несут раболепно и вино, и цветы, и гранаты».
Описание Помпея и пиратов изобилует выразительными реалистичными деталями и подробностями, и помогают ярко увидеть образы Помпея и пиратов.
В стихотворениях «Императору» и «Каракалла» лирический герой обращается к неизвестному для нас, но, скорее всего, властительному императору.
В стихотворении «Императору» герой изображается как «призрак какой-то передовой силы», «указавший законы судьбе», «император, во мраке могилы». Лирический герой же очень ярко противопоставлен императору: «бедный бродячий певец», «вечный раб». Император хочет, чтобы лирический герой восхвалял его, но лирический герой пытается сказать, что он не может это сделать, потому что «он не трибун, не сенатор». Его песни слушают только «бездомные звери да на высоких горах петухи» и все богатые двери для него заперты. Он не может понять, почему император на него «возглашает венец», если его голос слаб, «очи не горбки» и «старый хитон изодран и черен». Но в конце он соглашается на его миссию - восславлять императора, потому что он «вечный раб».
В стихотворении «Каракалла» описывается, что бы было с императором, «каким бы он стал властелином», если бы не его принципы, «если бы не был он самим собой». Император «с профилем орлиным», «с черной кучерявой бородой», он бы мог «раскинуть ратный стан, бросить пламя в храм Иерусалима, укротить бунтующих парфян». Лирический герой говорит, что:
Юлий Цезарь, Август и Помпей,-
Это тень, бледна и еле зрима,
Перед тихой тайною твоей.
Но, желая оставаться самим собой, он не хочет быть знаменитым правителем.
Обобщенный образ героя отличается ясностью, конкретностью позиций. Это уверенный в себе человек, не доверяющий чужим призывам, полагающийся на собственный разум, мужественно идущий к намеченной цели.
2.2. Он и Она
В стихотворениях цикла «Романтические цветы» можно увидеть драму любовных отношений поэта. Он - влюбленный, готовый пожертвовать всем ради своей любимой; она - независимая, гордая, холодная, принимающая снисходительно его любовь.
Одиночество и отчужденность героев выражены в стихотворении «Жираф». Она - грустна, он - пытается отвлечь любимую от грустных мыслей, рассказывая ей об «изысканном жирафе», приукрашая и без того прекрасную африканскую реальность.
Жираф «изысканный», ему дана «грациозная стройность», «шкуру его украшает волшебный узор». Жираф сравнивается с цветными парусами корабля, а бег его «плавный» уподобляется радостному птичьему полету. Это красивое животное на закате «прячется в мраморный грот».
Все это сказочное описание лирический герой дает для того, чтобы отвлечь возлюбленную от грустных мыслей, но «веселые сказки таинственных стран» лишь усугубляют одиночество и отчужденность героев: Последние строки стихотворения почти повторяют окончание первой строфы, но звучат уже почти безнадежно:
Ты плачешь? Послушай…далеко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.
Лирический герой понимает безуспешность свой попытки развеять грусть возлюбленной, и поэтому последние слова звучат уже не столь уверенно. Он теряет надежду на то, что она может его услышать («ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя…») и тогда нет смысла рассказывать «про тропические сады», про «стройные пальмы», про «запах немыслимых трав».
В стихотворении «Заклинание» Он - «юный маг», она - «царица беззаконий». Он бросает к ее ногам все свое волшебство:
Аромат сжигаемых растений
Открывал пространства без границ…
Она видит «сумрачные тени», похожие на рыб и на птиц; видит опущенные, как у рабов, взоры гордых военных трибун; она слышит плач «невидимых струн».
Юный маг отдает ей все, «чем была жива его душа», а взамен от нее он получает только небрежно брошенный для него «алеющий цветок». На чувства «юного мага», «бледная царица беззаконий» отвечает только снисходительной подачкой.
Мы не видим описание Его, только то, что маг «юный» в «Пурпуровом хитоне». Описание Ее дано лишь в деталях: «атласная кожа снежной белизны», «маленькие груди», браслеты на «вытянутых руках» («Заклинание»); «грустный взгляд», «тонкие руки» обнимающие колени, плач влюбленной («Жираф»).
В стихотворении «Ягуар» Он (во сне) превращен в жестокого, но влюбленного ягуара. Она - нежная, влюбленная, «белая невеста», «призрак счастья». Лирическому герою снится, что судьба «выкинула недобрый жребий». Он был превращен в жестокого ягуара:
В сердце - пламя грозного пожара
В мускулах - безумье содроганий.
Он жил обычной жизнью ягуара, но неожиданно он увидел «нежный образ девы».
В своей душе он возносил ее. Называл «Призраком Счастья, Белая Невеста», но она не хотела подпускать его к себе и крикнула ему «не с места!». Он полностью был зависим от нее и поэтому подчинился ей. Он сравнивает себя с шакалом, который достался собакам в добычу:
Я молча лежал, ее покорный кличу,
Я лежал, ее окован знаком,
И достался, как шакал, в добычу
Набежавшим яростным собаками.
Но Она не оценила этого и спокойно ушла:
А она прошла за перелеском
Тихими и легкими шагами,
Лунный луч кружился по подвескам,
Звезды говорили с жемчугами.
Лирический герой в начале стихотворения «Отказ» сравнивает героиню (царицу) с «печальным ребенком»:
Царица - иль, может быть, только печальный ребенок
Она стояла возле моря. Когда наступил вечер, «перед ней замелькали во влаге дельфины». «Они предлагали свои глянцевитые спины» «чтоб плыть к бирюзовым владениям принца». Но царица сказала: «Не надо…». Когда она произносила эти слова ее «голос хрустальный казался особенно звонок». Он как будто показывал хладнокровность и капризность царицы. В последнем четверостишии лирический герой уже сравнивает царицу с «капризным ребенком»:
Царица - иль, может быть, только капризный ребенок,
Усталый ребенок с бессильною мукою взгляда.
2.3. Образы животных
Особенностью Гумилевского художественного мира является изображение не только экзотических стран, но и экзотических животных, которые описываются с помощью красочных эпитетов и сравнений.
В стихотворении «Жираф» африканское животное - Жираф «изысканный», ему дана «грациозная стройность», «шкуру его украшает волшебный узор». Жираф сравнивается с цветными парусами корабля, а бег его «плавный» уподобляется радостному птичьему полету. Это красивое животное на закате «прячется в мраморный грот». Описание жирафа создает волшебную, яркую картину экзотической страны, которая противопоставлена реальности - «тяжелому туману» и дождю России.
Животные в художественном мире Н.Гумилева не только прекрасны, как жираф, но и ужасны, страшны, зачастую приносящие разрушение и смерть.
Таков и лев («Невеста льва») - «бог прекрасный», в жертву которому приносят, по решению жреца, молодую женщину, которая называет льва «солнце-зверь», «князь». И «золотой жених» по ее просьбе приходит «терзать добычу».
Таков и образ другого африканского животного - носорога («Носорог»), который разрушает все на своем пути: «обезьяны мчатся с диким криком на лианы», «буйвол сонный» «отступает глубже в грязь». Но скрыться от разъяренного носорога невозможно, нельзя найти спасенья, «убегая и таясь».
Но особенным ужасом наполнен образ гиены в стихотворениях «Гиена» и «Ужас».
В стихотворении «Гиена» говорится о гиене, которая сравнивает себя с царицей. На водах Нила скрывается забытая могила преступной царицы. Когда наступает ночь «из пещеры крадется гиена». Гиена наделена человеческими чертами: она умеет выражать свои мысли на человеческом языке и может сравнить себя с царицей беззаконий («Заклинание»):
Не правда ль, я такая же царица,
Как та, что спит под этими камнями?
***
Она была такою же гиеной,
Она, как я, любила запах крови
Этот вопрос она задает луне, звездам, Нилу, бабочкам, птицам и растеньям.
Также гиене присуще и звериные черты:
Ее стенанья яростны и грубы,
Ее глаза зловещи и унылы,
И страшны угрожающие зубы…
В стихотворении «Ужас» ужас проявляется через образ гиены. Лирический герой, блуждая по коридорам, встречает чудовище с головой гиены «на стройных девичьих плечах». Описание морды гиены делает картину особенно зловещей:
На острой морде кровь налипла
Глаза зияли пустотой
И мерзкий крался шепот хриплый
Образы животных, представленные в сборнике, являются представителями африканского континента и отличаются красочностью изображения. Эти образы помогают ясно увидеть Африку с ее экзотичными представителями и яркими красками.
2.4. Образ смерти
У символистов: смерть страшит человека, спасает от болезненного состояния мира, рок давит на человека.
В стихотворении «Выбор» говорится о том, что смерть неизбежна, она предназначена всем земным, но право каждого - «самому выбирать свою смерть».
Сорвется ли «созидающий башню» вниз, будет ли «разрушающий» «раздавлен обломками плит», или же «ушедший в ночные пещеры» повстречают свирепую пантеру - решать самому человеку.
Человек вправе выбирать и другую смерть.
В стихотворении «Самоубийство» смерть представляется, как «покой». Самоубийство совершается неторопливо, даже лениво, «капризно», и живой красный цвет («румянец») заменяется белым, набегают «чужие миру звуки», руки перебирают «незримый бисер», и героиня ждет, когда же придет смерть, и тело поникает, искривясь «в странной позе танца».
По мнению Гумилева («За гробом»), после смерти тебя не будет ждать «небесный храм» (независимо от того, «умрешь ты бесславно или со славой»), «ты увидишь перед собой блудницу», которая приникнет к тебе «острыми жемчужными зубами» «и это будет вечно»
В стихотворении «Смерть» есть и другая послезагробная жизнь. Это - рай.
Спутница лирического героя, как ангел, является ему «нежной», «бледной», «в пепельной одежде». Она «среди кровавого тумана» «к небесам прорезывала путь» т.е. после смерти она попала в рай. Лирический герой, после того, как героиня попала в рай, считает ее иной и хочет узнать ее «мечтою прежней». Он говорит, что они встретятся в раю, как будто хочет сказать, что он скоро умрет.
Смерть у Н.Гумилева - это «старик угрюмый и костлявый, медлительный рабочий», который добросовестно выполняет свою работу.
2.5. Люцифер (Дьявол)
Образ Люцифера (Дьявола) является одним из наиболее распространенных образов в художественном мире Н.Гумилева.
В стихотворении «Баллада» лирический герой называет Люцифера своим другом. И действительно, Люцифер дарит ему пять коней и «золотое с рубином кольцо». Это кольцо вроде своеобразного разрешения на то, чтобы подняться «на выси сознания», где «безумье и снег». Но когда он добрался до вершины, он «увидел там деву с печальным лицом» и тогда он отдал это кольцо «печальной деве луны». И Люцифер стал презирать его и подарил ему шестого коня - Отчаянье:
И смеясь, надо мной, презирая меня,
Люцифер распахнул мне ворота во тьму,
Люцифер подарил мне шестого коня -
И Отчаянье было названье ему.
Место действия стихотворения «Пещера сна» - «там, где похоронен старый маг». Повествование ведется в основном в будущем времени. Лирический герой и его спутница видят перед собой тень старого мага (который ночью «снова станет трупом»), а также сопровождающих: «Феи Маб», «Вечного жида», несколько робкого Люцифера и сопутствующих ему теней.
В стихотворении «Умный дьявол» лирический герой называет Дьявола «мой старый друг, мой верный Дьявол». В этом стихотворении Дьявол поет лирическому герою песню о моряке, который тонул, но ждал, что его спасет любовь. Но этого не произошло. Дьявол постоянно повторяет: «Но помни, он на заре пошел ко дну», - и поэтому лирический герой называет его умным дьяволом.
Люцифер не имеет зловещей окраски, он умный, добрый, верный, является другом человека, робкий и мечтательный.
2.6. Море
Образ море также очень часто встречается в стихотворениях цикла «Романтические цветы» Н.Гумилева.
В стихотворении «Корабль» образ моря является основным. Здесь идет диалог между мужчиной и женщиной. И она спрашивает: «Что ты видишь во взоре моем, в этом бледно-мерцающем взоре?». И мужчина отвечает, что он видит «глубокое море с потонувшим большим кораблем». Тот корабль плыл к девушке, которая «звала и ждала» «на дальнем утесе». И теперь «никто никогда не узнает», «где отдыхает корабль» и «о безумной, предсмертной борьбе». И лирический герой (мужчина) говорит о том, что «только тот, кто с тобою, царица, только тот вспоминает о нем».
В стихотворении «Воспоминание» говорится о птице, которая должна постоянно лететь «над немым океаном»:
Заманила зеленая сеть
И окутала взоры туманом,
Ей осталось лететь и лететь
До конца над немым океаном.
Ее «мольбы и усилия» бесполезны, потому что «на землю ее не вернут утомленные белые крылья». И когда лирический герой смотрит на взор девы он «заметил в нем тот же укор, тот же ужас измученной птицы».
В стихотворении «Отказ» также упоминается море. Лирический герой сравнивает царицу с печальным ребенком. Она стояла, «наклоняясь над сонно вздыхающим морем», и дельфины «предлагали свои глянцевитые спины», чтобы плыть к «владеньям влюбленного принца». Но царица не захотела этого делать:
Но голос хрустальный казался особенно звонок,
Когда она упрямо сказала роковое: «Не надо»…
Если лирический герой в начале стихотворения сравнивает царицу с печальным ребенком, то в последнем четверостишии он уже говорит, что она «капризный ребенок»:
Царица - иль, может быть, только капризный ребенок,
Усталый ребенок с бессильною мукою взгляда.
В основе стихотворения «Умный дьявол» тоже лежит море. Песня дьявола была про моряка, который тонул в пучине.
Море - безжалостная природная стихия, которая губит все живое: моряков на корабле, для которых оно стало «голубой гробницей»; моряка, плывущего в пучине, которого погубили «волны-стены»; птицу, которую заманила зеленая сеть и которая не имеет сил вернуться на землю, а немой океан равнодушно наблюдает за происходящем.
2.7. Краски
Красочность мира, его экзотичность, яркость - характерная черта художественного мира Н.Гумилева и акмеизма в целом.
Основные цвета, которые Н.Гумилев использует в стихотворениях сборника «Романтические цветы», - это красный, белый, зеленый и голубой.
Красный: «багровела луна», «в красноватом отблеске лампадки», «среди кровавого тумана», «доли кровавой», «красный шарик», «кораллы нежных губок» (кораллы - красные), «повязка цвета крови», «рубины волшебства» (рубины - бардовые), «алеющий цветок», «алый пояс», «взор кровавый», «красные фески», «багровые пятна», «красный пламень», «губы красны», «изукрашенной красным», «с окровавленным мечом», «на арене кровавой», «хобот кровавый»;
Золотой: «золотое с рубином кольцо», «золотисто - огненное солнце», «золотистый хвост», «крест золотой»;
Розовый: «розовой кроватке», «розоватом мраморе могилы», «розовеют птицы», «розоватый жемчуг юга», «в розовых туманах», «розоватые длинные ногти», «розовеющих дворцов»;
Огненный (оранжевый): «огненные звенья», «бабочек оранжевые краски», «огненные столбы», «огневое стремленье», «огненные грезы»;
Белый: «серебреным зорям», «белые крылья», «был лебедем белым», «два белые, белые гроба», «беленькие кошки», «тенью белой», «белая голубка», «серебристый смех», «снежной белизной», «белесоватые туманы», «Белая Невеста», «бледный ужас», «белей восточных лилий», «белый воин», «тень бледна», «белый панцирь», «серебряном понтоне»;
Зеленый: «Зеленого Эрина войн», «изумруды Змея», «зеленая сеть океана», «на шелку зеленоватом», « изумрудно блистающих тел», « у зеленых подножий», «темно-изумрудный крокодил», «зеленом храме», «в пурпуровом уборе», «чешуею изумрудной»;
Голубой: «лилию добуду голубую», «голубые моря», «голубая гробница», «в голубых глазах», «синий блеск», «бирюзовым владеньям», «небес молодое лицо» (небо - голубое), «туман над водной степью» (водная степь - синяя), «влага широких озер», «заводь тихой реки» (завод - нежно-голубая), «голубой терем».
Разноцветный (пестрый, узорный): «узорные сады души», «разноцветное окно», «разноцветная палатка», «пестрые удавы»,
В стихотворения сборника «Романтические цветы», у Гумилева красный цвет - одновременно и цвет смерти, и цвет зарождающейся новой жизни.
Яркому колориту предметного мира Н.Гумилева соответствуют описываемые в стихотворениях время суток (яркий солнечный день), время года (лето); частые упоминания моря, неба рождают в сознании читателя определенный колорит цветовых образов (голубой, синий, белый, зеленый, красный, золотой).
2.8. Детали
Для художественного мира Гумилева характерно внимание к деталям, конкретность изображений, которые помогают лучше представить образ. Это еще одна особенность акмеизма.
Обобщенный образ героя: « в панцире железном», «приподнявшись лениво на локте», «с окровавленным мечом», «призрак какой-то неведомой силы», «император, во мраке могилы», «с профилем орлиным», «с черной кучерявой бородой», «любопытно-вдумчивая нежность в устах», «дикая мятежность в бровях», «неверный», «сокол на руке», «молодой», «могучий вождь».
Эти детали помогают создать образ воинственного, могущественного, гордого мужественного, решительного, дерзкого, уверенного, но и нежного героя.
Она: «грустный взгляд», «руки тонкие», «яркие подвески», «поступь лани», «взоры королевы», «атласистая кожа», «маленькие груди», «браслеты вытянутых рук», «бледная», «маленькие ножки трепетали».
Внимательно рассмотрев детали, можно увидеть, что героиня грустная, властная, грациозная, отчужденная, величественная.
Животные: «стенанья яростны и грубы», «глаза зловещи и унылы», «страшны угрожающие зубы», «шерсть дыбится», «изысканный жираф», «грациозная стройность», «волшебный узор», «подобен цветным парусам», «бег плавен», «разъяренный», «голодные тигры».
Детали в изображении животных помогают передать их красоту и изящество с одной стороны, а с другой - жестокость, ярость и грубость.
Смерть: «кровавая доля», «старик угрюмый и костлявый», «нудный и медлительный рабочий».
Смерть предстает в образе старика и рабочего и детали помогают нам ее лучше увидеть.
Люцифер и Дьявол: «старый друг», «верный», «умный», «робкий», «огненные грезы Люцифера».
Образ Люцифера, благодаря этим деталям, приобретает человеческие черты.
Море: «голубое», «сонно вздыхающее», «глубокое».
Море в художественном мире Гумилева не бурная стихия, а спокойное, умиротворенное пространство.
Выводы
1. а) Романтизм (Romanticism), идейное и художественное направление, возникшее в европейской и американской культуре конца 18 века - первой половины 19 века, как реакция на эстетику классицизма. Первоначально сложился (1790-е гг.) в философии и поэзии в Германии, а позднее (1820-е гг.) распространился в Англии, Франции и других странах. В романтизме автор создает свой мир, цветной, красивый, пронизанный солнцем и запахом моря, населенный сильными, благородными, красивыми людьми. В этом мире торжествует справедливость, и судьба человека - в его собственных руках. Писателя-романтика могут привлекать далекие, экзотические страны и народы, со своими обычаями, образом жизни, понятия-ми чести и долга. Романтики любят горы и море - ведь они возвышенны, величественны, непокорны, и под стать им должны быть люди.
б) Символизм (от франц. simbolism, от греч. simbolon -- знак, символ) -- художественное направление, появившееся во Франции в конце 60 - начале 70-х гг. XIX в. (первоначально в литературе, а затем и в других видах искусства - изобразительном, музыкальном, театральном). Излюбленными темами, к которым обращались символисты, являлись смерть, любовь, страдание, ожидание каких-либо событий. Среди сюжетов преобладали сцены евангельской истории, полумифические-полуисторические события средневековья, античная мифология.
в) Акмеизм (от греч. аkme - высшая степень, вершина, цветение, цветущая пора) - литературное течение, противостоящее символизму и возникшее в начале 20 века в России.
Акмеистов в отличие от символистов интересует реальный, а не потусторонний мир. Для него характерно мажорное восприятие действительности, достоверность образа, четкость композиции. Герой акмеистов - путешественник, человек сильной воли. Их интересует географическая и историческая экзотика.
2. Море, Люцифер и смерть - это романтические образы, но они наполнены другим содержанием.
а) Море в поэтике Н.Гумилева не бушующая, свободная стихия, как у романтиков, а «спокойное», «немое», «равнодушное» ко всему живому пространство. Море - безжалостная природная стихия, которая губит все живое: моряков на корабле, для которых оно стало «голубой гробницей»; моряка, плывущего в пучине, которого погубили «волны-стены»; птицу, которую заманила зеленая сеть и которая не имеет сил вернуться на землю, а немой океан равнодушно наблюдает за происходящем.
б) Люцифер не имеет зловещей окраски, он умный, добрый, верный, является другом человека, робкий и мечтательный. В романтизме Люцифер тоже положительно относится к человеку. Человек даже может раскрыть ему душу.
в) У символистов: смерть страшит человека, спасает от болезненного состояния мира, рок давит на человека, но герой Гумилева не боится ее. Он воспринимает ее как неизбежность, как закономерный акт бытия. Он призывает любую, он все равно будет драться с ней. Также он говорит, что у каждого есть право выбирать свою смерть.
3. В стихотворениях Н.Гумилева отсутствует обыденная реальность (особенность акмеизма), зато присутствует реальность экзотическая, характерная для романтизма. В своем художественном воображении поэт свободно перемещается в пространстве и времени: Африка, океанские просторы, античный мир, время великих географических открытий - всё является объектом его внимания. Из «тростников медлительного Нила» поэт попадает на «берега таинственного озера Чад», затем на судне отправляется к Каиру, а оттуда взбирается на Римский холм.
4. В своих произведениях Н.Гумилев создает обобщенный образ героя, который отличается ясностью, конкретностью позиций. Это уверенный в себе человек, не доверяющий чужим призывам, полагающийся на собственный разум, мужественно идущий к намеченной цели, что не характерно для романтизма.
5. В стихотворениях цикла «Романтические цветы» можно увидеть драму любовных отношений поэта. Он - влюбленный, готовый пожертвовать всем ради своей любимой; она - независимая, гордая, холодная, принимающая снисходительно его любовь. Лирический герой называет героиню: «царица беззаконий», «призрак счастья», «белая невеста», «нежный образ девы». Это тоже не характерно для Романтизма, т.к. у героя сборника «Романтические цветы» нет разлада с действительностью, он восхищен реальной женщиной и вспоминает реальные места действия.
6. Красочность мира, его экзотичность, яркость - характерная черта художественного мира Н.Гумилева и акмеизма в целом. В своих стихотворениях он в основном употребляет такие цвета, как: красный и все его оттенки, зеленый, белый и голубой. Красный - цвет любви, крови, огня; цвет, развивающий качество бойца, укрепляющий решительность и выносливость. У Н.Гумилева - это одновременно и цвет смерти, и цвет зарождающейся новой жизни: «среди кровавого тумана», «кораллы нежных губок», «с окровавленным мечем», «на арене кровавой», «золотисто-огненное солнце». Голубой - цвет надежды, мечты, постоянства, разума, вселенной, космоса: «лилию добуду голубую», «голубые моря», «небес молодое лицо». Зеленый - символ рождения, юности, надежды, мира, покоя, спасения: «зеленая сеть океана», «изумрудно блистающих тел». Белый - цвет чистоты, покоя: «белые крылья», «снежной белизной», «белей восточных лилий», но в то же время цвет смерти: «два белых, белых гроба», «бледный ужас».
7. Для художественного мира Гумилева характерно внимание к деталям, конкретность изображений, которые помогают лучше представить образ.
Детали, которые он использует в обобщенном образ героя, помогают создать образ воинственного, могущественного, гордого, мужественного, решительного, дерзкого, уверенного, но и нежного героя: « в панцире железном», «с профилем орлиным», «любопытно-вдумчивая нежность в устах», «призрак какой-то неведомой силы».
Внимательно рассмотрев детали, в образе она, можно увидеть, что героиня, грустная, властная, грациозная, отчужденная, величественная: «браслеты вытянутых рук», «атласистая кожа», «грустный взгляд».
Таким образом, уже в раннем сборнике перед нами предстает поэт со своей собственной эстетикой, отличающейся и от романтизма, и от символизма.
4. Список литературы
1. Баевский В.С. История русской поэзии. - Смоленск: Русич, 1994. - 303с., ил.
2. Баскер М. Ранний Гумилев: путь к акмеизму. - СПб: РХГИ, 2000. - 160с.
3. Бронгулев В.В. Последние странствия земного. Документальная повесть о жизни и творчестве Н.Гумилева. - М.: Мысль, 1995. - 351с., ил.
4. Гумилев Н. Избранное. - Красноярск: Красноярское книжное издательство, 1989. - 709с., ил.
5. Давидсон А.Б. Николай Гумилев. Поэт, путешественник, воин. - Смоленск: Русич, 2001. - 416с.
6. Давидсон А. Муза странствий Н.Гумилева. - Смоленск: Издательская фирма «Восточная литература», 1992. - 319с., ил.
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |