МОУ «Жерновецкая средняя общеобразовательная школа»
Золотухинского района Курской области
Афганистан - незаживающая рана
Устный журнал
Подготовила учитель истории,
руководитель кружка «Наш край»
Натарова Татьяна Николаевна
Цели:
- воспитание патриотических чувств и гражданской ответственности у молодого поколения;
- развитие интереса к истории родного края.
Оборудование: интерактивное оборудование для демонстрации слайдов с фотографиями афганцев -односельчан и т.д.; музыкальное сопровождение (песни группы «Голубые береты», «Каскад»).
Ход мероприятия
(Слайды об Афганистане под песню «Вспомним, ребята…»)
1-й ведущий: 25 декабря 1979 г. начался ввод советских войск в Афганистан. Имея 4 дивизии, 5 отдельных бригад, 4 отдельных полка, смешанный авиакорпус, трубопроводную бригаду материального обеспечения, 40-я армия вошла в Афганистан.
2-й ведущий: Это был «ограниченный контингент советских войск». Никто не ожидал, что он останется там на 10 лет войны. 10 мучительных лет для матерей и отцов, чьи сыновья подлежали призыву, для тысяч советских семей, чьи близкие, выполняя свой интернациональный долг, отправились в республику Афганистан.
Чтец: Птицы ниже летят,
тучи ниже плывут.
Мир прекрасен, солдат,
да нелегок твой труд.
Ты стоишь наверху,
Ты приблизил рассвет,
как отец твой в цеху,
как на фронте твой дед.
Путь пройдешь до конца,
свет над миром спасешь -
ты похож на отца,
ты на деда похож.
1-й ведущий: Многих наших односельчан тоже не обошла Афганская война. Тогда еще совсем юные ребята, только, что окончившие школу и строившие планы на будущее, даже представить не могли, что им выпадет служить в далекой республике Афганистан, а незнакомые названия «Баграм», «Герат», «Кабул» станут почти родными.
(на фоне слов ведущего идет демонстрация школьных фотографий афганцев)
2-й ведущий: Есть замечательное четверостишие поэтессы Юлии Друниной, будто созданное на все времена.
Я только раз видала рукопашный.
Раз - наяву. И тысячу -во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
1-й ведущий: Что они знали о войне? Разве, что из рассказов и художественных фильмов. И вот им безусым 18-летним мальчишкам довелось столкнуться с ужасами войны, посмотреть в лицо смерти, пережить потерю товарищей.
(демонстрация фрагмента из к-ф «9 рота» под песню группы «Голубые береты» «Братан»)
2-й ведущий: 16 наших односельчан прошли службу в республике Афганистан. Сегодня мы расскажем о некоторых из них.
Чтец: Под северным небом
родился и жил,
российской речушкою вспоен,
вдали от Отчизны ты ей послужил,
свободы и равенства воин.
Нет горя чужого для русских сердец,
у нас не такие истоки!
Об этом в Европе поведал отец,
и ты подтвердил на Востоке.
( рассказ о Ковалеве В.И.)
1-й ведущий:
Афганистан болит в моей душе.
И все, кого я встретил и не встретил,
Пусть долго будут жить на этом свете,
Как тишина на дальнем рубеже.
В 1980 г. вместе с Валерием Ивановичем школу окончил и Жданов Петр Викторович. Сегодня он находится у нас в гостях.
(выступление Жданова П.В.)
Звучит песня «Я вернусь»
2-й ведущий: Среди тех, кто исполнив интернациональный долг в Афганистане, вернулся домой был и Седых Игорь Михайлович.
(рассказ о Седых И.М.)
1-й ведущий: Интернациональный долг выполняли не только мужчины, но и женщины.
Чтец: Еще на сердце каждого из вас
есть облик женщины. И в трудный час
он нам напоминает дом и детство,
веселых братьев за столом соседство
И ласку добрых и усталых глаз.
И так же, как и в горькую годину,
Мы славим подвиг павшего в бою.
А подвиг тот- он твой наполовину
Ты половину вынесла свою.
Живет в деревне Будановка Забелина Любовь Ивановна, чья судьба тесно связана с афганской землей.
(рассказ о Забелиной Л.И.)
2-й ведущий: Чем дальше находится человек от родимой земли, тем острее возникает у него чувство Родины. Родины, где тебя помнят, любят и ждут.
(демонстрация слайдов о родной природе под песню «Кукушка»)
1-й ведущий: Тревожно было матерям. Каждое письмо, прилетавшее из далекой страны от любимого сына, было утешением для материнского сердца.
«Здравствуйте, дорогие мама, папа, Лариса, Люба, Володя. У меня все хорошо, скоро я буду дома. Снится мне наш дом, сад. Наверное, в этом году много в нем яблок. Чувствую даже во сне их запах. Мама, не волнуйся за меня, я обязательно вернусь…»
Это строки из последнего письма нашего земляка Умеренкова Юрия, которому не суждено было увидеть родных и близких.
2-й ведущий: Осенью 1981 г. в дом, где жила семья Умеренковых, военком принес страшную весть. 6 сентября в ущелье горного массива Луркох в провинции Фарах погиб их сын Юрий Владимирович Умеренков.
(рассказ об Умеренкове Ю.В.)
Чтец: Как мало лет он прожил… Только двадцать!
Но миг победы -больше ,чем года.
Как трудно умереть, чтобы остаться,
Остаться в наших думах навсегда.
Нет, мужество случайным не бывает.
Оно в душе солдата родилось,
Когда он о друзьях не забывает
И с Родиной себя не мыслит врозь.
Смотрю, смотрю в его лицо простое.
Печальное тире между двух дат.
И верю я, что только так и стоит
Жить на земле, как жил на ней солдат.
(звучит песня «Война» С.Михайлова на фоне фотографии Умеренкова Ю.В.)
1-й ведущий: 15 февраля для многих стал днем, когда кончился счет потерям наших солдат и офицеров. Итог афганской войны печален. Более 13 тысяч матерей и отцов не дождались своих сыновей и не сказали они «мама, я жив…».
(слайды с армейскими фотографиями афганцев под песню «А разве это было зря?»)
2-й ведущий: 2589 курян несли воинскую службу в Афганистане, из них 68 уроженцев Золотухинского района.
47 человек награждены орденами;
336 -медалями;
52 удостоены боевых наград посмертно;
95 человек погибло;
2 пропали без вести;
108 получили ранения и контузии.
1-й ведущий: Поэт из села Казанка Пушечников посвятил погибшим золотухинским парням, Умеренкову Юрию и Попову Александру стихотворение «Два дубочка».
Чтец: Ох, под корень так жестоко
Подрубили два дубочка,
Что надеждой леса были
На поляне красовалися вдвоем
Злой хозяин подрубил их белым днем.
Плачет белая береза, плачет ясень
- Светлый месяц стал нам хмур, без них не ясен.
Солнце красное без них нам потемнело
Будь же проклят, кто свершил то злое дело!
Стихли птицы на поляне той лесной
Стихли травы, зарыдавшие росой
Лишь дрожит, не успокоится осина
-Два дубочка потеряли мы, два сына.
По деревням ходит жуткий, черный слух
Светлый день двум матерям, как ночь потух…
- Сына Саши, сына Юры нет теперь
Птицей траурной влетело горе в дверь.
За той дверью бы шампанскому стрелять.
За той дверью не запить слез, не заесть.
За той дверью гнездо свила злая весть.
- Лучше мне бы во сырой земле лежать,
Как береза побелела, сникла мать,
Словно ясень побелел, застыл отец
- Вот, сынок мой, отслужил ты наконец…
Вновь весна коснулась до земли крылом,
Как магнитом тянет птиц в родимый дом.
С юга гуси треугольником летят
над могилами афганцев, тех ребят.
С юга птицы пусть летят, а не гробы.
За что ж нам испытание судьбы?
За что ж боль? Войны трясина?
Два дубочка потеряли мы, два сына.
2-й ведущий:
Вспомним гордо и прямо
погибших в борьбе.
Есть великое право:
забывать о себе.
Есть высокое право:
пожелать и посметь!
Стала вечною славой мгновенная смерть.
Почтим память солдат, погибших в Афганистане минутой молчания.
Чтец: Замер ключ внезапно
на последней точке.
Смерть вонзилась в сердце
пулеметной строчкой.
В онемевших пальцах -
ложе автомата.
И зовут в эфире:
«Где ты, ноль двадцатый?»
А в глазах угасших
неба синь и звезды.
Мать вдали заплачет,
прислонясь к березе.
Пулей грудь пробита,
песня не допета.
«Где ты, ноль двадцатый»?
Тишина в эфире.
Словно все убито в этом странном мире.
Словно все оглохло
в пламени и дыме.
Там отцы остались
вечно молодыми…
В бронзе обелисков
Встали над планетой
русские мальчишки.
Юностью бессмертной,
памятью священной.
Встали над планетой вечной и нетленной.
(демонстрация слайдов с именами погибших курян под песню «Память»)
Заключение
В истории российским солдатам много раз приходилось сражаться вдали от Родины, афганская война не была исключением. Для нашей страны Афганистан, действительно незаживающая рана. Ведь по сей день ведутся споры, что же это было: защита интересов страны или историческая ошибка советского руководства? Но, чтобы сегодня не говорили, мы не должны забывать о том, что на афганской земле погибло большое количество советских солдат, которые просто выполнили воинский долг.
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |
Курсовая работа | Место и проблемы развивающихся стран в мировом хозяйстве |
Курсовая работа | Стили управления |
Курсовая работа | Договор международных перевозок |
Курсовая работа | Производственная и общая структура предприятия |
Курсовая работа | Учет и анализ наличных и безналичных денежных потоков |
Курсовая работа | Сертификация по стандартам системы менеджмента качества |
Курсовая работа | Нравственное воспитание младших школьников |
Курсовая работа | Формирование основ здорового образа жизни у учащихся общеобразовательных школ |
Курсовая работа | Правовое регулирование трудового договора |
Курсовая работа | Семья как основа развития личности |
Курсовая работа | Прогнозирование и программирование социально-экономического развития региона |
Курсовая работа | Бюджетирование на предприятии |
Курсовая работа | Этика и морально-нравственные основы гражданской службы |
Курсовая работа | Инвестиционная деятельность коммерческих банков |
Курсовая работа | Туберкулез |