Творческая работа на тему:
В чем заключается дружба подростков.
Выполнила:
Ученица 11 кл
ООШ I-III ст.
С. Терновая
Скрыпник Надежда
Храните, о, друзья, храните
Ту ж дружбу с тою же душой,
То ж к славе сильное стремленье,
То ж правде-да, неправде-нет,
В несчастье гордое терпенье,
И в счастье-всем равно привет!
Вряд ли найдется человек, который не задумывался бы о сущности дружбы.
Что такое дружба с точки зрения психологии? Все ее житейские определения суть метафоры, каждая из которых высвечивает кокой-то один ракурс проблемы. «Друг-товарищ» подразумевает наличие совместной деятельности и общих интересов. «Друг-сострадальник» олицетворяет эмоциональное сопереживание. «Друг-собеседник» высвечивает коммуникативную сторону дружбы, самораскрытие и взаимопонимание.
Люди всех времен и народов почитают дружбу величайшей социальной и нравственной ценностью. «Если найдешь разумного друга, готового идти вместе, праведно живущего, мудрого, превозмогающего все невзгоды,-- -- иди с ним, радостный и вдумчивый. Если не найдешь разумного друга, готового идти вместе, праведно живущего, мудрого,- иди один, как царь, отказавшийся от завоеванного царства…» - учит Дхаммапада, собрание религиозно-этических изречений раннего буддизма (III- I вв. до н. э.)
Своеобразный итог древнегреческой философии дружбы подвел Аристотель, который дал в «Никомаховой этике» первый цельный очерк теории дружбы как самостоятельного нравственного отношения, не совпадающего с другими видами социальных связей и эмоциональных привязанностей. Дружба по Аристотелю, величайшая социальная и личная ценность, «самое необходимое для жизни. Действительно, никто не выберет жизнь без друзей, даже в обмен на все прочие блага». Дружба, основанная на соображениях пользы не может быть ни истинной, ни прочной. Эта дружба постольку поскольку, ибо не тем, что он именно таков, каков есть, вызывает дружбу к себе тот, к кому ее питают, но в одном случае тем, что он доставляет какое-нибудь благо, и в другом - из-за удовольствия. Конечно, такие дружбы легко расторгаются, так как стороны не постоянны (в расположении друг к другу).
Совершенная же дружба бескорыстна и не знает разграничения. Соображения пользы, удовольствия, взаимопомощи, не имеют в такой дружбе решающего значения, потому что отношение к другу в принципе не отличается от отношения к самому себе. «Все проявления дружбы из отношения к самому себе распространяются на отношение к другим. И все поговорки в этом согласны, например: «душа в душу», и «у друзей все общее», и «уравненность - это дружность», и «своя рубашка ближе к телу…»
Друг - наше второе Я. Ближе друга у человека никого нет, поэтому, считает Аристотель, количество друзей имеет пределы. В понимании Аристотеля, дружба уже не является ни традиционным социальным институтом, ни разновидностью расчетливого товарищества, ни проявлением влечения , ни абстрактной добродетелью, а самостоятельным высокоиндивидуализированным межличностным отношением.
Еще Аристотель писал, что «дружба-это самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если бы он имел все блага». И действительно, трудно человеку в жизни, если он один, если нет рядом верного друга. Как же его найти, того, единственного, настоящего? Как узнать его?
Многие, кажется, вообще перестали понимать, что такое дружба и кто твой друг. Часто дети говорят: «Мы дружим: вместе идем в школу, вместе возвращаемся домой». И это все? Неужели это и есть дружба? Неужели этих двоих можно считать друзьями? Думаю, нет. Им просто по пути. Или вот такой пример. Дал списать контрольную - друг. Не дал - не друг. Поступки, продиктованные корыстью, - это поступки не друга, а ищущего выгоду человека.
Мы часто слышим в своей жизни, что настоящий друг познается в беде. Но неужели, чтобы найти друга, или убедиться в том, что он «настоящий», нужно обязательно попасть в беду? Наверное, не только в беде познаются друзья. Тут я согласна с мудрецом, который говорил, что истинный друг не только тот, кто поможет тебе в беде, а тот, кто искренне порадуется с тобой в светлые минуты твоей жизни. Настоящий друг-это тот, на кого ты можешь положиться, как на самого себя, тот, с кем тебя объединяют общие дела и интересы. А вместе преодоленные трудности, безусловно, добавляют доверия. Станешь ли ты открывать свое сердце всем своим знакомым, какими бы хорошими людьми они ни были? Нет, наверное. Поэтому и говорим мы про единственного друга, которому можно довериться и в беде и в радости. Дружба проверяется испытаниями (как в песне В.Высоцкого):
Если друг оказался вдруг
И не друг, и не враг, атак…
Если сразу не разберешь,
Плох он или хорош,-
Парня в горы тяни - рискни,
Не бросай одного его!
Пусть он в связке одной с тобой-
Там поймешь, кто такой.
Вот именно: в одной связке, на всю жизнь. Тогда это друг. А про беду говорят, наверное, потому, что в критических ситуациях острее и четче понимаешь, на что способен человек. Но не менее важно и умение разделить радость, не поддаться зависти, а то и просто суметь помолчать.
Настоящий друг - это тот, который сам и неожиданно появляется в самые сложные моменты жизни, тот, кого не нужно просить о помощи, - он сам тебе ее предложит. Настоящий друг- это тот, кто, достигнув определенных высот, останется твоим другом.
Настоящий друг - это, во-первых, человек, который тебя понимает. С ним всегда можно поделиться самыми сокровенными мыслями. Все наши тайны и секреты должны оставаться между нами. С другой стороны, настоящий друг - это всегда хороший собеседник, и надежный спутник. Конечно, очень важно, чтобы настоящий друг был сговорчивым и добрым, честным и справедливым. Важно, чтобы он с уважением относился к своим одноклассникам и старшим людям. Многие думают, что настоящий друг может быть только один. Наоборот, чем больше у человека друзей, тем интереснее ему жить. Ведь недаром в народе говорят: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Часто считают, что настоящим другом может быть только ровесник. Но это не совсем так. Очень хорошо, когда есть друзья, которые старше тебя. У них всегда можно чему-то поучиться, получить мудрый совет. Старшие друзья - это, прежде всего родители, они во всем помогут, поддержат. Но очень интересно иметь также друзей, которые младше тебя. Приятно думать, что кому-то ты можешь помочь как старший товарищ.
Иметь настоящего друга всегда важно и ответственно. Настоящие товарищи должны дорожить дружбой и уважать друг друга. Без друзей жить не только трудно, но просто невозможно.
Как же формируется потребность и способность к дружбе в процессе развития ребенка? Хотя этот вопрос имеет важное практически-педагогическое значение, изучение общения и дружбы маленьких детей очень долго недооценивалось психологами.
Психоаналитическая теория мало интересовалось общением ребенка со сверстниками, потому что ее внимание было приковано к взаимоотношениям ребенка с матерью.
Между тем коммуникативные навыки и соответствующие свойства личности ребенка формируются в общении не только с родителями и другими взрослыми, но и со сверстниками.
Чем яснее мы осознаем, что ребенок не пассивный объект нашего воздействия, а активный субъект развития, тем важнее представляется общение ребенка со сверстниками, в ходе которого формируется эмоциональная восприимчивость. Интерес к психологии детского общения, включая дружбу, в последние годы растет.
Генезис дружеских привязанностей ребенка имеет ряд относительно автономных параметров.
Во-первых, поведенческие характеристики дружбы: круг людей, из которых выбираются друзья, формы общения и т. д.
Во-вторых, когнитивные аспекты дружбы: представления о дружбе, характерные для данного возраста; уровень взаимопонимания, доступный на данном этапе развития и т. п.
В-третьих, эмоциональные аспекты дружбы: характерная для данного возраста тональность дружеских отношений; уровень развития эмпатии и т.д.В-четвертых, коммуникативные аспекты дружбы: уровень межличностной компетенции индивида; умение завязывать знакомство, переходить от низших уровней общения к высшим и т. д.
В-пятых, ценностно-нормативные аспекты дружбы, связанные с развитием самосознания: тип личностных потребностей, удовлетворяемых дружбой.
В современной психологии детская дружба рассматривается либо как аспект, функция и показатель индивидуального развития ребенка, либо в контексте развития групповых, коллективных отношений, либо в русле сравнительных исследований, основанных на наблюдении за функционированием детских и юношеских групп, компаний и пар в естественных условиях.
В возрасте с шести-двенадцати лет дружбу понимают как взаимовыгодную кооперацию: дети осознают необходимость взаимопомощи, но придают собственным интересам большее значение, чем принципу взаимности. Далее девять-пятнадцать лет на авансцену выходит потребность совместно переживать, делиться сокровенным; ребенок начинает смотреть на свои дружеские отношения с точки зрения третьего лица, понимая их как сотрудничество ради общих интересов и одновременно - как исключительное, всеобъемлющее отношение. Наконец, в подростковом возрасте старше двенадцати лет дружбу понимают как автономную взаимозависимость: подросток сознает, что не может удовлетворять в дружбе все свои эмоциональные и психологические запросы; поэтому друзьям дозволено устанавливать независимые отношения с третьими лицами, что делает участников дружеского союза одновременно зависимыми и автономными друг от друга.
Раздав анонимные анкеты в 4-11 классах, я получила такие результаты. На вопрос: « существует ли дружба между мальчиком и девочкой?» учащиеся 4-11 классов ответили 99% положительно, а лишь 1% учащихся выбрали отрицательный ответ. На вопрос: « дружба это главное?» 55% опрошенных ответили положительно, а 44.9% считают, что не во всех ситуациях дружба является главной. 50%считают «подлинную дружбу редкой» иногда, а 49% считают подлинную дружбу редкой, но всего лишь 1% не считают подлинную дружбу редкой.
В нашей стране мальчики и девочки воспитываются в школьных учреждениях совместно и совершенно одинаково считают, что нужно заботиться о сохранении дружбы.
Наверное, каждый хочет иметь много друзей, но ни каждому удается обзавестись ими у 98.24% , опрошенных, друзей много, по их мнению, а лишь 1.76% имеют не очень много друзей.
Нужно ли заботиться о сохранении дружбы?
Да.-100%
Возможна ли дружба между девочкой мальчиком?
Да.-99.% Нет.-1%
Как ты думаешь дружба, это главное?
Да.-55.% Смотря, в каких ситуашиях-44% Нет-0.1%
Считаешь ли ты подлинную дружбу редкой?
Да.-49.% Иногда.-50%. Нет-1%
Много ли у вас друзей?
Да.-98%. Нет, не очень.-1.76%.
98.1% учащихся на вопрос: «Нужна ли дружба вообще?» ответили положительно, а 1.9% считают, что дружба важна не всегда. Меня очень обрадовало, что 94.64% учащихся дружат со всеми без исключения, а 3.6% дружат только с нужными им людьми, а 1.76% еще об этом не задумывались.
Мы рассмотрели важнейшие закономерности дружбы, стараясь всюду, где только можно, опираться не на общие рассуждения, а на строгие факты науки. Рационально объяснить дружбу - значит свести ее к каким-то утилитарным, нормативным соображениям. Наука обязана делать это. Но при этом остается как раз та нерассуждающая самоценность, в которой нравственное сознание усматривает самую сущность дружбы.
Противоречие существует уже на уровне обыденного сознания. С одной стороны, мы говорим, что необходимо знать своих друзей, не бояться указывать им на недостатки. С другой стороны, моральный кодекс дружбы осуждает взгляд на друга со стороны, обсуждение его характера, внутреннего мира и своих взаимоотношений с ним с посторонними и тем более манипулирование его личностью. Отношение к другу как к вещи этика считает безнравственным, приписывая дружбе абсолютную, самодовлеющую ценность.
В дружбе эти свойства выражены особенно наглядно. Как моральное отношение дружба возникает лишь после того, как межличностная связь перестает считаться простым проявлением эмоционального влечения, социальной обязанностью или результатом рационального расчета. Ни влечение, ни ритуал, ни расчет не перестают от этого существовать и не утрачивают своего автономного значения. Однако они подчиняются теперь более высоким нравственным соображениям, совмещаются с понятиями долга и добродетели. Отныне «настоящая дружба» становится эталоном, по которому оцениваются все реальные личные отношения. Как бы ни варьировался этот эталон в разных обществах и у разных классов, в нем всегда представлены такие личности константы, верность, независимость от ситуативных соображений. Ведь, по выражению К. Маркса, «мораль живится на автономии человеческого духа…».
Регулируя поведение людей, всякая мораль постулирует какие-то нормы взаимозависимости, дисциплины, солидарности. При этом, выступая всеобщим эталоном человеческих отношений, дружба являет собой воплощение альтруизма, сотрудничества, мира. Разумеется, эта всеобщность обманчива. Античный человек и подумать не мог о равенстве и дружбе между свободными и робами. Какие-то ограничения такого рода присущи любому классовоантагонистическому обществу. Кроме того, реальные межличностные отношения всегда предполагают сложную совокупность мотивов. Социально-психологические теории, описывающие дружбу как обмен, взаимное подкрепление или ролевое взаимодействие, отражают реальные поведенческие, эмоциональные и познавательные процессы. Недаром слово «дружба» применяется не только к межличностным контактом, но и к отношениям между народами, государствам. При всей интимности дружеских отношений масштаб дружбы определяется, прежде всего, социально - нравственной ценностью деятельности, которой посвятили себя друзья, тех идей и интересов, на которых сойдется их союз. Примером античной дружбы неизменно связаны с героическими деяниями, воинскими подвигами или борьбой за свободу. Романтическая дружба опосредствуется совместными духовными исканиями, протестом против холодного «вечного» мира, художественным творчеством. Много ярких примеров дружбы дает история революционного движения.
Сама потребность в дружбе - нравственная потребность, которая возвышает личность, делает ее добрее, гуманнее, щедрее к людям.
Анкета.
1.Нужна ли дружба вообще?
А.Конечно, без нее никак
Б.Не всегда
В.Нет
2.Дружба это когда:
А.Ты уверен в друге и доверяешь ему
Б.Не критикуешь друга публично
В.Ты сохраняешь его доверенные тайны
3.Возможна ли дружба между мальчиком и девочкой?
А.Да
Б.Возможно
В.Ни в коем случае
4.Как ты думаешь дружба это главное?
А.Да
Б.Смотря в каких случаях
В.Нет
5.Какие признаки отличают дружбу от прочих межличностных отношений и привязанностей?
А.Отношение самоценное
Б.Отношение бескорыстное
В.Отношение глубокое
6.Считаешь ли ты подлинную дружбу редкой?
А.Да
Б.Иногда
В.Нет
7.Много ли у вас друзей?
А.Да, много
Б.Нет, не очень
В.У меня вообще их нет
8.Как ты считаешь дружить нужно со всеми или только по расчету?
А.Я дружу со всеми без исключения
Б.Дружу только с нужными мне людьми
В.Я об этом еще не думала (думал)
9.Нужно ли заботиться о сохранении дружбы?
А.Да
Б.Нет
В.Нужно, но смотря, в каких ситуациях.
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |