Курсовая работа по предмету "Психология"


Дж. Уотсон. Выработка реакции страха. Опыты с маленьким Альбертом



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Технологический институт

Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Южный федеральный университет»

Творческая работа по общей психологии

на тему:

Дж. Уотсон. Выработка реакции страха. Опыты с маленьким Альбертом

выполнила студентка II курса

гр. Псв-168 Осинцева Т.В.

Проверила: Истратова О.Н.

Таганрог

2009г.

«Я никогда не хотел проводить опыты на людях.

Мне самому всегда претило быть подопытным.

Мне никогда не нравились тупые, искусственные инструкции,

которые даются испытуемым.

В таких случаях я всегда ощущал неловкость и действовал неестественно…»

Дж. Уотсон

Дж. Уотсон, американский психолог, первым попытался изучить врожденные эмоциональные состояния человека. Эксперимент ставится на мальчике Альберте. Альберт, является 11-ти (по некоторым данным 9-ти Психологические эксперименты. Архив рубрики «Хочу знать» http://www.infforall.ru/?cat=1) месячным ребенком, сыном сотрудницы Дж. Уотсона (по другим сведениям крошка Альберт был сиротой Там же и статья «10 самых жестоких опытов психологов»

http://vlasti.net/news/22471). Это уже не младенец. Альберт может иметь определенный опыт в своей жизни. Проведенный эксперимент на восприятие пространства не может стать показательным на все 100%. Ребенка кладут на поверхность стола, середина которого прозрачная, на другом конце ребенка подзывает мама. В эксперименте ребенок подползает к прозрачному участку стола и начинает испытывать беспокойство и т.п. Если ребенок за 11 месяцев уже имел опыт падения, то он мог запечатлеть его и высота для него становится очевидной угрозой для жизни. Поэтому, подползая к стеклу, через которое можно попасть к маме, он эмоционально выражает ощущение страха. Эксперимент, связанный с неожиданным выдергиванием матрасика из-под ребенка вообще нельзя воспринимать как объективную оценку чистого эмоционального состояния, как реакцию на потерю опоры. При выдергивании матрасика у ребенка могло возникнуть болевое ощущение от трения или падения с матрасика, что привело к крику и плачу.

Но если взять ребенка без опыта падения, то у такого ребенка возможно не будет возникать чувство страха перед высотой или другой опасностью. В различных мультфильмах («Осторожно, обезьянки!») сатирах Бидструпа («Познание мира», «Родительские переживания» и д.р.), в кинофильмах ("Младенец на прогулке, или ползком от гангстеров"), наглядно иллюстрируются как младенец, не задумываясь, может ползти по узкой доске без страха высоты, перейти через дорогу с движущимися автомобилями, не испытывать дискомфорта от громких звуков. Подталкивая своего 5ти месячного ребенка, который лежал животом на кровати, под стопы, я увидела, что он испытывает интерес и продолжает ползти к её краю. Он продолжал отталкиваться от моих рук даже тогда, когда его тело почти на половину было в воздухе. Провести эксперимент в лабораторных условиях у меня нет возможности, но могу сказать точно, что ребенок 5ти месяцев абсолютно не испытывал страха высоты, страха падения с кровати.

Навешивание железного бруска над кроватью ребенка и удар по бруску изо всех сил приводит к реакции, где у ребенка начинается прерывистое дыхание, а затем плач. Дж. Уотсон характеризует эту реакцию как страх или испуг в ответ на безусловный стимул. Но если мы воспримем звук Звук, в широком смысле -- упругие волны, распространяющиеся в среде и создающие в ней механические колебания; в узком смысле -- субъективное восприятие этих колебаний специальным органом чувств животных или человека. не как абстрактное звучание, а как физическую волну, воздействующую на еще не окрепший организм, на тонкий слух, то плач можно рассматривать как ответ на болевой шок от силы воздействия волны. Боль является следствием физического воздействия, а не эмоциональной составляющей. Когда звуковые волны достигнут нашего уха, они заставляют колебаться его барабанную перепонку. В тот момент, когда до барабанной перепонки уха доходит часть звуковой волны, в которой воздух сгущен, последний оказывает давление на барабанную перепонку, и она несколько прогибается внутрь. Когда же до барабанной перепонки доходит часть звуковой волны, в которой имеет место разрежение воздуха, то под действием этого разрежения барабанная перепонка выгибается несколько наружу. Так как в звуковой волне сгущения и разрежения воздуха следуют все время друг за другом, то, следовательно, барабанная перепонка будет то прогибаться внутрь, то выгибаться наружу. Чем больше амплитуда колебаний волны и чем ближе мы находимся к источнику звука, тем больше энергии дойдет до нашего уха, тем сильнее будет испытываемый болевой шок.

А если звуковая волна войдет в резонанс с сердцебиением, то пульсация может усилиться до такой степени, что вполне вероятен летальный эффект. В мире существуют звуки, влияющие на нервную систему и приводящие к необоснованному страху. Например, звук низкой частоты (ниже 20 Гц) вызывает тошноту и звон в ушах, а также ухудшение зрения и безотчетный страх. Воздействие может усилиться, если оба колебания совпадают по фазе и частоте. Мускулы, циркуляция крови, нервы - все приводится в движение силой вибрации, поэтому тело человека является живым звуковым резонатором. При уровне интенсивности свыше 150 дБ возможна акустическая травма внутреннего уха, а также разрыв легочной ткани, отек миокарда, деструктивные изменения клеток печени и поджелудочной железы, кровоизлияния во внутренних органах. При этом наблюдаются рвота, нарушения дыхания, глотания, пространственная дезориентация. Биологическое действие упругих волн слышимого диапазона частот связано главным образом с наличием в окружающей среде шумов. Их неблагоприятное влияние сказывается как непосредственно на слуховом анализаторе, так и на состоянии всего организма, звук высокой интенсивности (свыше 130 дБ) и шум могут вызвать острую акустическую травму или при длительном воздействии медленное развитие тугоухости, а также нарушение функций сердечно-сосудистой системы, двигательного анализатора, Ц.Н.С. и других систем. Кроме того, мощное звуковое воздействие может привести к денатурации ряда тканевых белков и повышению проницаемости цитоплазматических мембран. При средних уровнях интенсивности (110--130 дБ) могут возникнуть нарушение мозгового кровообращения, изменение частоты и ритма сердечных сокращений, частоты дыхания, снижение остроты зрения, вестибулярные реакции (тошнота, головокружение). Так же известно, что у разных людей порог болевой чувствительности отличается. Следовательно, результаты, проведенных экспериментов над мальчиком Альбертом и другими детьми говорят о чисто индивидуальных особенностях каждого конкретного ребенка.

Следующий эксперимент с мальчиком Альбертом тоже можно подвергнуть сомнению. Суть эксперимента заключалась в произведении громкого шума, когда ребенок тянулся к зверьку. Результатом был первоначально испуг, в дальнейшем фобия при виде данного зверька. Но, предположим, что ребенок не звука пугался, а реакции того животного, к которому он подползает. Если по-другому трактовать результаты эксперимента, то можно сказать, что мы наблюдаем не врожденные страхи, а приобретенные, посредством визуализации с контактируемым объектом. Животное стало наглядным примером как надо реагировать на данный шум.

Когда В. Мессинг «читал» информацию с рук - это было не чтение мыслей, а если так можно выразиться чтение мускулов. В последствии было доказано, что человек имеет не ощущаемые для самого себя направляющие действия, когда думает о чём-либо. Клетки головного мозга передают импульсы всем мышцам организма, а их движения не заметны не подготовленному глазу. Тоже самое можно сказать и о зверьках. В эксперименте Дж. Уотсона крыса могла вырабатывать такие импульсы, а ребенок, подобно В. Мессингу, «считывать» её мысли на расстоянии. Это возможно потому, что маленькие дети воспринимают все более чутко, в отличие от взрослых, т.к. сознание и память не «забиты» информацией. Поведение зверька, который не мог не отреагировать на громкий звук, стало примерной реакцией на данное событие. А если бы мы провели другой эксперимент, в котором ребенок будет тянуться не к зверьку, а к неодушевленному предмету, например яркой и незнакомой игрушке. Тут уже наверняка он не увидит реакции со стороны предмета и теперь уже не факт, что во время произведения громкого шума ребенок отреагирует на него. Теперь в поле его внимания есть точка фиксации (по Вундту), и сознание ребенка полностью может быть поглощено стремлением добраться до предмета, изучить его. В качестве примера можно привести ситуацию на улице, если идут мать и ребенок. Мать держит ребенка за руку. Они проходят мимо забора, за которым внезапно залаяла собака. Что можно наблюдать со стороны в данной ситуации?

1. Мать, имея «багаж» знаний и собственных страхов воспринимает собаку как угрозу, неосознанно хочет защититься и уберечь ребенка, она одергивает свою руку и руку ребенка. Рывок может быть кратковременным, но отчетливо воспринят ребенком как призыв к укрытию (ведь мать уже предположительно не раз одергивала его от опасностей). А если нет опыта, когда мать одергивает из предостережения, то, почувствовав новую реакцию со стороны матери, ребенок будет испытывать только чувство интереса и удивления, но не страха. Данное восприятие можно назвать перцепцией Перцепция обозначает простое, еще не дошедшее до сознания впечатление, которое известное явление производит на органы наших чувств. в понимании В. Вундта.

2. Мать идет с ребенком, не держа его за руку. Тогда при лае собаки ребенок моментально смотрит на мать, как она реагирует на данную ситуацию и реагирует точно так же! Я надувала воздушный шар возле своего 5-ти месячного ребенка, и шар внезапно лопнул от перенадувания. Ребенок сразу посмотрел на меня и, увидев, что я смеюсь и весело удивляюсь, тоже улыбнулся.

Из этого следует, что эксперимент, проведенный Дж. Уотсоном не может быть показательным и окончательным. Посторонний звук, может привлечь наше внимание или внимание ребенка и может быть охарактеризован как апперцепция по В. Вундту.

Понятие апперцепции Апперцепция (лат. ad -- к и лат. perceptio -- восприятие) -- одно из фундаментальных свойств психики человека. Термин «Апперцепция» ввёл Г. Лейбниц, обозначив им процесс осознания еще не дошедшего до сознания впечатления. В XIX веке И. Ф. Гербарт через понятие апперцепция объяснял обусловленность содержания нового представления запасом уже имеющихся представлений. получило широкое распространение в психологии, В. Вундт объединил в нём все три аспекта:

- осознание воспринятого,

- его целостность,

- его зависимость от прежнего опыта.

С помощью апперцепции он пытался объяснить избирательный характер сознания и поведения. Так, например, если раздающийся вблизи нас звук потрясает барабанную перепонку нашего уха, но до нашего сознания этот звук не доходит, тогда имеет место простая перцепция. Когда же мы обращаем на него свое внимание и сознательно его слышим, тогда имеем факт апперцепции. Поэтому апперцепция -- сознательное восприятие известного чувственного впечатления и является переходом от впечатления к познаванию.

Эксперименты с Альбертом так никогда и не были успешно завершены. Уотсон описал это исследование как предварительное, а психологи обнаружили в его методологии существенные изъяны. Тем не менее, результаты экспериментов с Альбертом были восприняты в качестве научного свидетельства и цитируются практически в каждом учебнике по основам психологии - причем обычно неправильно (см. Harris. 1979; Samcison. 1980). Исследование 130 вводных учебников психологии, опубликованных с 1920 по 1989 годы, выявило, что эксперименты с Альбертом вошли в число наиболее часто цитируемых (Todd.1994).

Несмотря на то, что Альберта успешно приучили бояться белых крыс, кроликов и Санта Клауса, Уотсону не удалось отучить его от этих страхов, потому что Альберта уже нельзя было использовать в качестве подопытного материала. Вскоре после этих экспериментов Уотсон покинул мир академической науки и больше не занимался подобными проблемами.

Список использованной литературы:

1. Истратова О.Н., Давыдюк Л.В. «Введение в общую психологию»

2. Словари и энциклопедии на Академике. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/2632

3. О природе звука и его свойствах http://www.junradio.ru/o_zvuke/o_zvuke_2.php

4. Звуковые волны.11-й класс. 2 ч. Гуманитарный курс

http://fiz.1september.ru/2002/15/no15_1.htm

5. Биения. http://www.junradio.ru/o_zvuke/o_zvuke_4.php

6. О некоторых взаимосвязях звука и состояния человека

Статья. Опубликовано 5 Декабря, 2009

http://ru.wikipedia.org/wiki/Апперцепция

7. Влияние инфразвука на организм человека. http://andreyrazdrogin.narod.ru/infzvuk.html

8. Звук - Медицинская энциклопедия. Все о здоровье сердца. http://www.serdechno.ru/enciklopediya/5228.html

9. Орешкин П. «Чтение мускулов», а не мыслей // Техника-молодёжи. 1961. № 1. с.32

10. Шульц Д., Шульц С. История современной психологии. 1998г. Глава 9

11. Психологические эксперименты. Архив рубрики «Хочу знать» http://www.infforall.ru/?cat=1

12. Статья. «10 самых жестоких опытов психологов»

http://vlasti.net/news/22471




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную курсовую работу Вы можете использовать для написания своего курсового проекта.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем курсовую работу самостоятельно:
! Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ.
! Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу.
! Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться.
! План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы.
! Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части?
! Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать.
! Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа.
! Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема.
! Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом.
! Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия.
Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта.
Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты.
Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести.
Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя.
Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика.

Сейчас смотрят :

Курсовая работа ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Курсовая работа Конкуренция и ее роль в рыночной экономике
Курсовая работа Организация работы вагоносборочного участка ремонтного депо пассажирских вагонов
Курсовая работа Педагогический рисунок
Курсовая работа Роль государственного сектора в экономике
Курсовая работа Устав муниципального образования
Курсовая работа Методы и приемы словарной работы на уроках русского языка в начальной школе.
Курсовая работа Планирование ассортимента выпускаемой продукции
Курсовая работа Технология обслуживания пассажиров в аэропортах
Курсовая работа Учетная политика предприятия
Курсовая работа Понятие потребительского кредита его проблемы и перспективы развития
Курсовая работа Анализ и описание работы, разработка требований к кандидатам (на примере должности инспектора по кадрам ООО "Вита")
Курсовая работа Отношение студентов к браку
Курсовая работа Пневмония
Курсовая работа Мотивация производительности труда