Курсовая работа по предмету "Педагогика"


Развитие образной выразительности у детей на занятиях по изодеятельности



9

Муниципальное Детское Образовательное Учреждение Детский сад №61

"ФЛАЖОК"

Творческий отчет

педагога дополнительного образования (изодеятельность)

"Развитие образной выразительности у детей на занятиях по изодеятельности"

Погодиной Татьяны Петровны

Смоленск 2009

Содержание

1. Художественный образ - основа эстетического развития
  • 2. Методы, применяемые на занятиях по изодеятельности
  • 3. Конспект занятия в подготовительной группе на тему: "Золотая осень в гости к нам пришла"
  • Список литературы

1. Художественный образ - основа эстетического развития

Ребенок живет в огромном реальном мире, в котором многое для него пока еще недосягаемо в силу его возрастных особенностей. Воспитание чувств ребенка начинается с красоты. Красота - это первая ступень в воспитании чувств эмоциональной отзывчивости. Только на эмоциональной основе устанавливаются прочные связи ребенка с окружающим миром и с удивительным миром искусства. Красота и доброта идут всегда рядом.

Художественная деятельность - это специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства. Сущность художественного воспитания в формировании эстетического отношения к окружающему посредством развития умения понимать и создавать художественные образы.

Художественный образ лежит в основе эстетического опыта, передаваемого детям, и является связующим в системе эстетического воспитания развития и обучения детей дошкольного возраста. Эстетическое отношение формируется только в установке на восприятие художественных образов и выразительных явлений.

Развитие изобразительных навыков у детей происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности и реализуется в активном участии ребенка в творческом процессе, а не только в созерцательном сопереживании. В эстетическом развитии детей основной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельное создание выразительного образа, который отличается новизной, оригинальностью, вариативностью.

Путь к искусству ребенок прокладывает через свой жизненный опыт.

В практических работах он идет от искусства к жизненным темам, поэтому его работа - это показатель того, как глубоко он усвоил содержание темы и сумел соединить её со своими внутренними переживаниями. Создается целостная картина - ребенок - искусство - действительность. Детская работа - это главный ответ, для которого ребенок мобилизует все свои внутренние силы.

Дошкольник в своем эстетическом развитии проходит путь от простого образа - представления к обобщению, от восприятия целого образа к осознанию его внутреннего смысла.

2. Методы, применяемые на занятиях по изодеятельности

Художественно - творческая деятельность многогранна. Каждый ребенок в детстве строит, украшает, изображает, как бы моделируя через игру отношения человека с человеком, человека с природой, с реальностью. Дети строят из песка дворцы замки. Строят из снега, из кубиков. Создают прекрасные украшения из природных материалов: гирлянды из листьев, венки из одуванчиков и колосков. Детская фантазия не знает границ. Чем только не рисуют дети - цветными мелками на асфальте, угольком на стене, палочкой по сырому песку, карандашами, фломастерами, красками. Через игру дети приходят к пониманию того, что в каждом виде деятельности первоосновой является природа - щедрый и мудрый учитель, наставник для любого художника. Творения художницы природы прекрасны в любое время года. Вот почему художник в своем творчестве старается проникнуть в тайны её совершенства, сделать её своей союзницей, но без фантазии ему никогда не приблизится к совершенству и красоте. Реальный мир во всём его многообразии проявлений - это бесценная кладовая, из которой художник черпает жизненно важные темы. Человек, природа, предметный мир… да разве перечислишь все, что может увидеть художник в реальном мире, неисчерпаемом и бесконечном, как океан, чтобы затем переосмыслить его в своем творчестве. Ребенок должен иметь представление об истоках творчества художников. Именно природа, реальность - первооснова творчества во всех видах деятельности. Для творчества необходима фантазия. Это прекрасная способность любого человека. Умение фантазировать - это начало пути, точка отсчета, стартовая площадка, с которой можно уверенно и свободно отправляться на поиск новых открытий в области фантазий. Ребенок осмысливает механизм конструирования художественных образов и от этого испытывает истинную радость. Творчество - это сокровенный процесс, в ходе, которого, человек обнажает свою душу. Как важно, чтобы маленький художник поверил в свои силы, не вздрагивал, не прятал свой рисунок от посторонних глаз, а уверенно и спокойно вел его к завершению. В начале творческой деятельности дети выражают чувства и отношения в своих рисунках чисто интуитивно, не зная о средствах художественной выразительности. Через содержание образа, эмоциональный настрой выходят дети на средства изображения подсознательно. Дети знакомятся с выразительными средствами, чтобы в дальнейшем осмыслить и начать создавать художественные образы. Элементы художественного языка разнообразны: цвет, пятно, объем, линия, ритм. В каждой возрастной группе дети постепенно ознакамливаются со средствами художественной выразительности, чтобы передавать настроения, чувства, свои наблюдения.

Искусство - не догма: оно находится в постоянном движении, развитии, изменении. На основе вышесказанного мною реализуются поставленные задачи для ознакомления и обучения детей художественному творчеству. На своих занятиях я продолжаю знакомить детей с разными видами искусства: живописью, графикой, народными и декоративно-прикладными видами искусства, чтобы обогатить зрительные впечатления и сформировать эстетические чувства ребенка. Показывая детям произведения искусства различных художников, акцентирую их внимание на различиях, как по тематике, так и по средствам выразительности. Обсуждаю с детьми содержание того или иного произведения - всё это развивает творческое воображение, формирует эстетическое отношение к миру. В детях дошкольного возраста стараюсь поддерживать стремление видеть в окружающем их мире красивые предметы и явления, стараюсь знакомить с новыми произведениями искусства. В доступной для их возраста форме рассказываю о творческом замысле художника, и какими средствами передается состояние природы, настроения людей. Обращаю внимание детей на образную выразительность разных объектов в искусстве, природном и бытовом окружении, например: произведения русских народных промыслов, архитектурные сооружения (смоленская крепостная стена) природные явления, мебель, посуда, игрушки, книги. Учу замечать общие черты и отдельные мелкие детали. Знакомлю с понятиями колорита, контура, линии, мазка, узора. Стараюсь учить детей правильно отбирать содержание рисунка, скульптуры, аппликации. Поощряю и поддерживаю личностное творческое начало, активизирую выбор сюжета о семье, о доме, детском саде, городе, деревне, о космических путешествиях, о дальних странах; поощряю интерес к изображению человека (портрет, семейный портрет, бытовые сюжеты). При создании пейзажей и сюжетов на тему природы поддерживаю желание детей изображать животных в движении, при создании сказочных образов преобразовании реальных образов в фантазии. Учу детей различать реальный и выдуманный мир в произведениях изобразительного и декоративно прикладного искусства и переносу этого понимания в свою художественную деятельность. Учу ребенка самостоятельно определять замысел и сохранять его на протяжении всей работы; передавать впечатления, об окружающем мире, отражая свои эстетические чувства, передавать доступными выразительными средствами настроение и характер образа. Стараюсь объяснять и развивать композиционные умения: размещать объекты в соответствии с особенностями их формы, величины, протяженности, создавать композицию в зависимости от сюжета - располагать объекты на узком или широком пространстве земли (неба), обозначив линию горизонта изображать более близкие и далекие предметы, не изменяя их размера, выделять в композиции главное - основные действующие лица, предметы, окружающую обстановку; учить планированию. Для дошкольников изодеятельность подразделяется на три вида: рисование скульптура и аппликация. На занятиях по рисованию учу пользоваться акварельными и гуашевыми красками, даю задания на экспериментирование с красками, смешивание различных красок для получения задуманных цветов и оттенков, пользоваться цветными карандашами и мелками. На занятиях по скульптуре учу детей создавать динамичные выразительные образы и сюжетные коллективные композиции на различные темы и различными материалами, а также различными способами. На занятиях по аппликации учу детей различным способам создания художественного образа, знакомлю с ленточным способом вырезания для получения многофигурных изображений, показываю способы вырезания из бумаги, сложенной несколько раз по диагонали, знакомлю детей с новыми видами аппликации из природного материала. Использую дидактические игры с художественным содержанием, учу составлять разные варианты композиции. Лучшие детские работы оформляются на выставку в детском саду. Дети принимали участие в городских выставках на темы: "Мой любимый город Смоленск", "Загорелся Кошкин дом". Мною было проведено открытое занятие по рисованию на тему: "Космические путешествия на Марс"

3. Конспект занятия в подготовительной группе на тему: "Золотая осень в гости к нам пришла"

Тема занятия: "Золотая осень в гости к нам пришла".

Цели: научить детей создавать картину осеннего леса по замыслу. Учить располагать предметы на полосе земли "ближе" и "дальше". Учить передавать в рисунке строение деревьев, соотношение частей. Отрабатывать прием рисования концом кисти для тонких веток и листвы, прием вертикального мазка.

Предварительная работа: рассматривание рисунков с изображением деревьев, природы осени, репродукции художников фотографии.

Материалы, инструменты, оборудование: листы бумаги - тонированные, краски акварельные, кисти №2 №5, стаканчик для воды.

Наглядность: рисунки, фотографии, репродукции.

План

организационный момент - готовность к занятию.

вступление: рассказ об изменении природы об изменении цвета листвы, травы, о богатстве цветовых оттенков, о красоте.

показ иллюстраций, рисунков, фотографий.

Практическая часть.

Фронтальная работа с группой.

Поэтапное выполнение осеннего пейзажа.

Подведение итогов: выставка лучших работ

Ход занятия

Детям раздаются тонированные листы бумаги. Ребята, давайте представим, что в гости к нам пришел Незнайка. Незнайка - это ручная кукла. Он просит детей помочь ему нарисовать осеннюю природу, так как он не знает, как это сделать. Дети стараются помогать сказочному герою и поочередно рассказывают об осени, об изменениях в природе, как начать рисовать осенний пейзаж.

Первый этап - выполнение земли - подбор правильного цвета.

Второй этап - выполнение стволов деревьев с расположением их на листе "ближе" и "дальше".

Третий этап - выполнение веток деревьев методом конца кисти для рисования тонких линий.

Четвертый этап - подбор красок для передачи осенних оттенков, желтого, оранжевого, красного оттенков для изображения листвы. Все советы по выполнению работы даются от имени Незнайки. В конце занятия выбираются лучшие по цвету и композиции работы, и делается выставка с комментариями и похвалой за удачное исполнение. В конце занятия Незнайку спрашиваю, чему он научился на занятии.

Старшая группа.

Тема: "Слепи свой остров"

Цели: научить детей составлять сюжетную композицию из разнородных элементов (пальма остров).

Расширять возможности лепки: цилиндры (валики) разной длины разного диаметра способом надрезания, воспитывать любовь к природе.

Предварительная работа: беседа о поездках и путешествиях в другие страны. Беседа о разных островах с показом иллюстраций, фото с изображением экзотической природы, плодов, птиц, животных.

Материалы, инструменты, оборудование: пластилин, стеки, подставки, салфетки, дощечки.

Наглядность: плакаты, фото, иллюстрации.

Ход занятия

Дети слушают музыку из мультфильма чунга-чанга про чудо остров (создаем нужный психологический настрой). Беседа о том, что далеко - далеко в море - океане есть прекрасный необитаемый остров, и живут там лишь обезьяны и красивые невиданные птицы. Растут на острове необычные деревья - пальмы, а на пальмах растут кокосы. Каждый может представить свой остров и слепить его, проявив фантазию. Основа - это море (синий пластилин), на нем остров (желтый цвет), а на нем распустились пальмы с кокосами. Стволы пальм делаются стекой методом подрезания, листья выполняются из зеленого пластилина из валиков, кокосы в форме шариков (черный цвет). Дети начинают лепить и создавать композицию. В конце занятия работы выставляются на выставку.

Список литературы

1. "Обучение детей 2-4 лет рисованию лепке аппликации в игре" Москва Просвещение 1992г.

2. Т.Н. Даронова, С.Т. Якобсон. "Первые шаги в мире искусства" Москва Просвещение 1991г.

3. Н.А. Горяева. "Занятия по изодеятельности в детском саду" Москва "Владос" 2000 г.

4. Г.С. Швейко, И.А. Лыкова "Изобразительная деятельность в детском саду (младшая группа, средняя группа, старшая группа, подготовительная группа)" методические пособия специалистов дошкольных образовательных учреждений издательство Карапуз - дидактика 2007.




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную курсовую работу Вы можете использовать для написания своего курсового проекта.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем курсовую работу самостоятельно:
! Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ.
! Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу.
! Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться.
! План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы.
! Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части?
! Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать.
! Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа.
! Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема.
! Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом.
! Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия.
Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта.
Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты.
Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести.
Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя.
Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика.

Сейчас смотрят :

Курсовая работа Оплата труда
Курсовая работа Незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ
Курсовая работа Финансовые результаты и распределение прибыли предприятия
Курсовая работа Состав слова и методика его изучения на уроках русского языка в начальной школе
Курсовая работа Понятие структуры предприятия, его характеристика
Курсовая работа Порядок организации управленческого учета постоянных и переменных затрат
Курсовая работа Сегнетоэлектрики, их свойства и применение
Курсовая работа Формы и методы проверки знаний, умений, навыков по математике начальных классов
Курсовая работа Социализация младших школьников средствами культурно-досуговых учреждений
Курсовая работа Современная концепция национальной безопасности РФ
Курсовая работа Организация внеклассной работы по экологическому образованию и воспитанию младших школьников
Курсовая работа Судебное следствие в уголовном процессе
Курсовая работа Защита земельных ресурсов от негативных природно-антропогенных процессов
Курсовая работа Расчет эффективности земельно-кадастровых работ
Курсовая работа Значение выбора цвета при разработке фирменного стиля