4
Южно-Российский Гуманитарный институт.
ФИО:
Факультет: пр. психологии
Курс: 1 курс, 4 семестр
Набор: март 2007 года
Практическая работа по социальной психологии:
"Социометрический тест, на определение коммуникативных и деловых
отношений в коллективе"
Преподаватель:
Оценка:
Подпись:
Ростов-на-Дону, 2008 / 2009 учебный год
Методика проведения социометрического опроса
Проанализировать характер взаимоотношений в коллективе и принять меры по их оптимизации позволяет метод социометрии. Его основу составляет социометрический опрос.
1. Социометрический опрос - одна из разновидностей опроса, в ходе которого выясняются взаимоотношения между членами коллектива, положение в нем отдельных членов путем взаимовыборов по предложенным критериям.
2. Возможности метода. Позволяет анализировать внутриколлективные и внутригрупповые отношения, изучать структуру микрогрупп в коллективе и положение в нем отдельных членов (проблемы авторитетности, лидерства), оценить психологическую совместимость и уровень его группового единства.
3. Условия и требования проведения опроса:
проводить в коллективах, имеющих опыт совместной деятельности не менее 6 месяцев;
оптимальное количество членов группы 8-15 человек;
все члены коллектива имеют возможность непосредственного активного общения;
содержание вопросов должно быть ясным и понятным каждому опрашиваемому.
4. Процедура опроса.
а) Подготовительный этап:
определение проблемы, выбор объекта;
формулировка социометрических критериев;
разработка бланка социометрического опроса;
б) Основной этап:
установление психологического контакта и инструктаж опрашиваемых о порядке работы;
проведение социометрического опроса;
построение социоматрицы, социограмм, вычисление индексов;
в) Завершающий этап:
анализ результатов опроса;
формулировка выводов;
разработка мер психолого-педагогической коррекции взаимоотношений в коллективе.
5. Социометрический критерий (СК).
СК принято обозначать тот вид деятельности, для выполнения которой нужно выбрать или отвергнуть одного или нескольких членов коллектива. Критерии формулируются в виде вопросов о желании опрашиваемого совместно с кем-либо участвовать в определенной деятельности. Например, рассмотрим варианты СК в двух сферах деятельности (служебно-функциональной и социально-бытовой).
Уважаемый товарищ!
В целях изучения взаимоотношений в Вашем коллективе просим Вас ответить на предлагаемые вопросы, вписывая фамилии ваших товарищей (или их номера по списку группы). Предварительно просим Вас указать свою фамилию или ее номер в общем списке, при этом анонимность результатов опроса гарантируется.
6. Социометрическая матрица. По результатам опроса строится социометрическая матрица. В горизонтальных строках по числу членов коллектива указываются субъекты выбора (кто выбирает), а в вертикальных столбцах - объекты выбора (кого выбирают). Выборы обозначаются в клетках матрицы: положительный “+”, отрицательный “-”.
Вариант.
7. Социограмма - схема межличностных отношений в коллективе. Она строится по данным социоматрицы и представляет односторонние или взаимные выборы в виде соответствующих стрелок.
Социограмма позволяет выявить структурные элементы межличностных отношений внутри коллектива - лидеров, изолированных элементов, “отверженных”, подгруппы, которых может насчитываться несколько, и типы их коммуникативных связей. Лидер - это наиболее авторитетный член группы, получающий максимальное количество позитивных выборов. Изолированный элемент - член группы, которого не выбирают товарищи. “Отверженный” - член группы, получивший максимальное количество отрицательных выборов при отсутствии даже одного положительного.
8. Социометрические индексы (СИ) позволяют представить результаты опроса в количественной форме. Различают персональные и групповые СИ. К персональным относят:
а) индекс социометрического статуса (Ист) - определяет положение, место конкретного человека в коллективе по выделенному критерию
где и - количество полученных положительных и отрицательных выборов соответственно; N - число испытуемых.
В качестве примера, определим Ист члена коллектива “А”:
б) индекс потребности в общении () - показывает степень потребности в общении по отношению к теоретически возможной (1,0):
В качестве примера определим члена коллектива “А”:
в) индекс психологической совместимости():
где и - количество взаимных положительных и отрицательных выборов соответственно; N - число испытуемых.
К групповым индексам относят:
а) индекс психологической сплоченности группы () - определяет степень ее группового единства:
где - сумма взаимных положительных выборов в группе; N - число испытуемых.
б) индекс психологической разобщенности группы () - определяется как степень групповой разобщенности.
где - сумма взаимных отрицательных выборов в группе.
На основе анализа социоматрицы, расчета социометрических индексов можно сделать выводы, о том что:
1. Наибольшей потребностью в общении обладают респонденты “В” и “Е”, которые сделали соответственно 5 и 4 положительных выборов. Очевидно, у них хорошо развито чувство коллективизма.
2. Наиболее высокий статус имеют респонденты “А” и “Д”, получившие максимум положительных и минимум отрицательных выборов. Можно предположить, что воспитательную работу с членами коллектива целесообразно опосредованно проводить через этих респондентов, предварительно выяснив, что лежит в основе их авторитета (опрос, наблюдение, беседа, анализ документов и др. методы).
3. Ярко выраженных “изолированных” и “отверженных” респондентов в группе нет. Хотя, надо иметь в виду, что при разрыве взаимоотношений между “Ж” и “Б”, первый не будет иметь не одного положительного выбора со стороны товарищей, при четырёх отрицательных.
4. Анализ социометрии и полученных групповых индексов показывает, что, если в процессе индивидуально - воспитательной работы удастся преодолеть антипатию “Г” к “Б” и “З” к “Е”, то это позволит увеличить количество взаимных положительных выборов и тем самым повысить индекс психологической сплоченности ()
Тестирование проводится в организации "ЛТЛ-Ростов".
Список членов группы:
1. Комарова Елена
2. Гриценко Светлана
3. Шаповалов Артем
4. Кибасов Никита
5. Бакулова Анастасия
6. Шурдукова Раиса Яковлевна
7. Безуглая Анна
8. Новикова Иннеса
Таблица. Социометрическая матрица.
Вопрос № 1 коммуникативные отношения
№ пп |
Кто выбирает |
Кого выбирают |
Потребность в общении |
||||||||||
ФИО |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Кп+ |
Кп- |
Ист |
||
1 |
Комарова Е. |
* |
+ |
+ |
- |
2 |
1 |
0,14 |
|||||
2 |
Гриценко С. |
+ |
* |
+ |
- |
2 |
1 |
0,14 |
|||||
3 |
Шаповалов А. |
+ |
+ |
* |
- |
- |
2 |
2 |
0 |
||||
4 |
Кибасов Н. |
- |
+ |
- |
+ |
2 |
2 |
0 |
|||||
5 |
Бакулова А. |
- |
+ |
+ |
2 |
1 |
0,14 |
||||||
6 |
Шурдукова Р. |
+ |
- |
1 |
1 |
0 |
|||||||
7 |
Безуглая А. |
+ |
- |
+ |
2 |
1 |
0,14 |
||||||
8 |
Новикова И. |
- |
+ |
1 |
1 |
0 |
|||||||
Социометрический статус |
Кп+ |
2 |
3 |
3 |
0 |
2 |
0 |
2 |
2 |
||||
Кп- |
1 |
1 |
0 |
2 |
1 |
4 |
1 |
0 |
|||||
Ист |
0,14 |
0,28 |
0,43 |
-0,28 |
0,14 |
-0,57 |
0,14 |
0,28 |
Анализ тестирования:
На основе анализа социоматрицы, расчета социометрических индексов можно сделать выводы, о том что:
Потребность в общении развита у всех респондентов одинаково, кроме Шурдуковой и Новиковой. Что касается этих респондентов, чья потребность в общении меньше чем у остальных, можно сказать, что у них плохо развито чувство коллективизма.
Наиболее высокий статус имеют респонденты Гриценко и Шаповалов получившие максимум положительных и минимум отрицательных выборов. Можно предположить, что воспитательную работу с членами коллектива целесообразно опосредованно проводить через этих респондентов, предварительно выяснив, что лежит в основе их авторитета (опрос, наблюдение, беседа, анализ документов и др. методы).
Ярко выражено "изолированные" и "отверженные респонденты", это Кибасов и Шурдукова. Следует провести с ними беседы, выявляющие причину их отстраненности от коллектива. Так же провести определенные мероприятия, для того что бы этих респондентов влить в коллектив.
Анализ социометрии и полученных групповых индексов показывает, что, если в процессе индивидуально - воспитательной работы удастся преодолеть антипатию Комаровой к Шурдуковой, Кибасова к Комаровой и к Безуглой, и Новиковой к Гриценко, то это позволит увеличить количество взаимных положительных выборов и тем самым повысить индекс психологической сплоченности.
Вопрос № 2 деловые отношения
№ пп |
Кто выбирает |
Кого выбирают |
Потребность в общении |
||||||||||
ФИО |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Кп+ |
Кп- |
Ист |
||
1 |
Комарова Е. |
* |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
0 |
7 |
-1 |
|
2 |
Гриценко С. |
+ |
* |
- |
1 |
1 |
0 |
||||||
3 |
Шаповалов А. |
+ |
* |
- |
- |
1 |
2 |
-0,14 |
|||||
4 |
Кибасов Н. |
* |
- |
+ |
1 |
1 |
0 |
||||||
5 |
Бакулова А. |
- |
* |
+ |
1 |
1 |
0 |
||||||
6 |
Шурдукова Р. |
+ |
- |
* |
+ |
2 |
1 |
0,14 |
|||||
7 |
Безуглая А. |
- |
+ |
* |
1 |
1 |
0 |
||||||
8 |
Новикова И. |
- |
+ |
+ |
* |
2 |
1 |
0,14 |
|||||
Социометрический статус |
Кп+ |
3 |
0 |
0 |
1 |
0 |
2 |
0 |
3 |
||||
Кп- |
0 |
1 |
2 |
1 |
5 |
2 |
2 |
1 |
|||||
Ист |
0,43 |
-0,14 |
-0,28 |
0 |
-0,71 |
0 |
-0,28 |
0,28 |
Анализ тестирования:
Наибольшей потребностью в деловом общении обладают респонденты Шурдукова и Новикова, которые сделали соответственно 2 положительных выборов. Очевидно, у них хорошо развито чувство коллективизма.
Наиболее высокий деловой статус имеют респонденты Комарова и Новикова, получившие максимум положительных и минимум отрицательных выборов. Они по всем видимости являются лидерами.
Ярко выраженным "отверженным" респондентом является Бакулова, но также и респонденты Гриценко, Шаповалов и Безуглая тоже не получили положительных ответов.
Анализ социометрии показывает, что если в коллективе провести курсы повышений квалификации, тренинги то можно в коллективе образовать намного больше лидеров, чем в данный момент
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |
Курсовая работа | Стратегическое управление организацией на примере ОАО "РЖД" |
Курсовая работа | Анализ финансового состояния предприятия |
Курсовая работа | Негосударственные пенсионные фонды в РФ. Современное состояние. Перспективы развития |
Курсовая работа | Организация и развитие складского хозяйства оптового предприятия |
Курсовая работа | Анализ и оценка кредитоспособности заемщика |
Курсовая работа | Подходы и оценки эффективности розничной продажи товаров на примере магазина ООО "Аннушка" |
Курсовая работа | Формирование системы мотивации персонала |
Курсовая работа | Адаптивная технология возделывания горчицы в ООО "Тингутинское" Светлоярского района Волгоградской области |
Курсовая работа | Корпоративная культура |
Курсовая работа | Административная ответственность |
Курсовая работа | Юбка |
Курсовая работа | Развитие памяти у детей дошкольного возраста |
Курсовая работа | Структура оценки персонала |
Курсовая работа | Бизнес-план пекарни |
Курсовая работа | Организация технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей |