Курсовая работа по предмету "Психология"


Разработка опросника "Удовлетворенность работой"



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК

ОТДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ

Практическая работа

РАЗРАБОТКА ОПРОСНИКА «УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ РАБОТОЙ»

Выполнила студентка

3 курса, 14-33 группы

Васильева И.В.

Преподаватель:

Хмелёв Е.А.

Инструкция

Вам предлагается ответить на ряд вопросов. Отвечая на вопрос, вы можете выбрать один из трех предложенных вариантов ответа:

а. согласен

б. не уверен

в. не согласен.

Выбрав ответ, перечеркните крестиком нужный квадратик в бланке. Номер ответа на бланке должен соответствовать номеру вопроса.

Не существует верных или неверных ответов, так как каждый человек имеет свою точку зрения, свой личный опыт.

Не думайте очень долго над каждым высказыванием, отмечайте тот ответ, который первым приходит вам в голову.

Если есть вопросы, задайте их сейчас. Если вопросов нет, начинайте отвечать.

1. Руководство и коллеги считают меня уважаемым и компетентным сотрудником.

а. согласен

б. не уверен

в. не согласен

2. По утрам, вставая на работу, я чувствую подавленность, нежелание просыпаться, усталость.

а. согласен

б. не уверен

в. не согласен

3. Мои коллеги всегда готовы мне помочь.

а. согласен

б. не уверен

в. не согласен

4. На рабочем месте я чувствую себя комфортно, т.к. созданы все условия для выполнения моей деятельности (приятная температура, необходимое техническое оснащение, чистота, соблюдены правил безопасности).

а. согласен

б. не уверен

в. не согласен

5. Моя организация осуществляет хорошее планирование, что ведет к увеличению продуктивности и эффективности труда.

а. согласен

б. не уверен

в. не согласен

6. Если я захочу повысить свою квалификацию, моя организация поддержит меня (материально, изменение графика работы для удобства обучения).

а. согласен

б. не уверен

в. не согласен

7. Мой обеденный перерыв длится несколько дольше, чем это положено по правилам организации, в которой я работаю.

а. согласен

б. не уверен

в. не согласен

8. Мой начальник разбирается в своем деле.

а. согласен

б. не уверен

в. не согласен

9. Моя работа бесперспективная - нет возможностей для дальнейшего карьерного роста.

а. согласен

б. не уверен

в. не согласен

10. Некоторые правила и процедуры моей организации мне непонятны, я их не могу принять.

а. согласен

б. не уверен

в. не согласен

11. Я никогда не опаздываю на работу.

а. согласен

б. не уверен

в. не согласен

12. Я часто получаю незаслуженные нарекания от начальника.

а. согласен

б. не уверен

в. не согласен

13. Моя деятельность позволяет осуществлять свои идеи.

а. согласен

б. не уверен

в. не согласен

14. На рабочем месте я часто посматриваю на часы, т.к. с нетерпением жду окончания рабочего дня.

а. согласен

б. не уверен

в. не согласен

15. Моя работа ниже моих способностей.

а. согласен

б. не уверен

в. не согласен

16. Со мною рядом работают ленивые и упрямые люди.

а. согласен

б. не уверен

в. не согласен

Определяющим для развития личности в зрелости, по мнению большинства психологов, является стремление к наиболее полной самореализации в различных сферах жизни - профессиональной, семейной, творческой. Высокая продуктивность и удовлетворенность результатами собственной деятельности дают человеку чувство полноты и смысла жизни. Напротив, неспособность успешно включиться в жизнь общества, обрести свое место приводит к тягостным переживаниям личностного застоя. Удовлетворенность или неудовлетворенность жизнью примерно на 50 процентов связана с любимой или нелюбимой работой, а остальные с благополучием в семейно-брачных отношениях. Для большинства мужчин важнее первое, для женщин - второе.

В повседневной жизни неудовлетворенность собственной работы может вызывать следующие особенности поведения человека.

- негативные эмоциональные состояния (депрессия - понимание того, что жизнь не удалась, что был сделан неправильный профессиональный выбор; повышенная подверженность стрессу и, как следствие, болезням физиологического и психологического толка)

- снижение продуктивности труда (человеку не нравится, что он делает, следовательно, он будет постоянно уходить от выполнения своих профессиональных обязанностей)

- нереализованность (по крайней мере, в работе) творческого потенциала человека

- напряженность на работе может вызывать так же напряженность в семейных отношениях (недостаточность заработной платы; эмоциональная взвинченность в связи с работой отражается на семье)

Для выявления степени удовлетворенности человеком своим трудом следует рассматривать следующие параметры профессиональной деятельности:

1. Коллеги: номера вопросов в рассматриваемом опроснике - № 3, 16

2. Начальник (непосредственный): № 8, 12

3. Деятельность: № 1, 13, 15

4. Условия работы: № 4

5. Организация и руководство: № 5, 10

6. Возможности развития: № 6, 9

7. Эмоциональное отношение к работе: № 2, 7, 11, 14

Пилотажное исследование

1. Создание инструкции.

Инструкция. Ответьте, пожалуйста, на следующие утверждения. На каждое утверждение имеется три варианта ответа:

а. согласен

б. не уверен

в. не согласен.

Вы должны выбрать один из трех вариантов и зачеркнуть соответствующий квадратик в бланке. Номер ответа на бланке должен соответствовать номеру вопроса.

Работайте вдумчиво, не пропуская ни одного вопроса.

Не существует верных или неверных ответов, так как каждый человек имеет свою точку зрения, свой личный опыт.

Не думайте очень долго над каждым высказыванием, отмечайте тот ответ, который первым приходит вам в голову.

Если есть вопросы, задайте их сейчас. Если вопросов нет, начинайте отвечать.

2. Создание содержания вопросов.

3. Выбор системы оценки.

Выбрано трихотомическое задание типа «согласен - не уверен - не согласен».

4. Экспертиза инструкции и вопросов у коллег.

Экспертом выступила Воробьева Н. А. :

- заключение по инструкции отрицательное;

- средний арифметический балл за содержание вопросов равен 4,75.

Количество ответов, получивших оценку «4» равно 4, оценку «5» - 12.

5. Отладка инструмента.

- по результатам экспертизы была проведена коррекция инструкции, переформулированы несколько вопросов.

- проведена повторная экспертиза. Заключение: положительное.

- проведение отлаженным инструментом опроса испытуемого с крайней позицией выраженности диагностического признака.

Ключ.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

А

?

?

?

?

?

?

?

?

Б

В

?

?

?

?

?

?

?

?

Совпадение с ключом дает 6, 25%. (100% разделенное на 16 вопросов).

У данного испытуемого выраженность признака положительная, т.е человек удовлетворен своей работой (должностью, климатом в коллективе, зарплатой, реализацией своих профессиональных возможностей).

С ключом совпало 10 ответов, что составляет 62,5%, что превышает 60%, значит можно сделать вывод, что опросник пригоден.

6. Оценка некоторых (первичных) психометрических качеств.

Испытуемый с выраженным низким проявлением диагностического признака (удовлетворенность работой) - Сергей С.

С испытуемым проведена беседа, так же использованы данные наблюдения за испытуемым в повседневной жизни. Выявлены следующие поведенческие особенности испытуемого Сергей С., связанные с показателем удовлетворенность работой:

- Коллеги: нравятся люди, с которыми он непосредственно работает (общая смена, напарник). Часто рассказывает о своем напарнике, высказывается о нем, как об ответственном, трудолюбивом и хорошем человеке.

- Начальник (непосредственный), организация и руководство: отношение к управляющим структурам предприятия на словах безразличное, однако по поведению (некоторые реплики в адрес руководства, особенности интонации) можно предположить, что оно склоняется к отрицательному.

- Деятельность: в настоящий момент содержание работы удовлетворяет испытуемого, хотя он и признает ее сложность и тяжесть физической нагрузки. Вероятно, удовлетворенность процессом работы связана прежде всего с достигнутым определенным уровнем мастерства в данной области (то, что у человека хорошо получается, то, в чем он разбирается, всегда нравится) и с признанием со стороны коллег. Заработная плата соответствует ожиданиям испытуемого и вполне его устраивает.

- Условия работы: постоянно упоминает в своих рассказах о повышенной опасности своего рабочего места (высокий травматизм на данном предприятии объективно существует). Бывают замечания по поводу несовременной организации рабочего пространства.

- Возможности развития: прямо говорит, что перспектив развития на данном рабочем месте нет.

- Эмоциональное отношение к работе: положительное, однако не вследствие специфики самой работы, а за счет внутренней мотивации.

Сравнение данных наблюдения и беседы с показателями опросника.

Параметры профдеятельности

Реальное отношение (по наблюдению и беседе)

Отношение, показанное опросником.

Коллеги

+

+

Непосредственный начальник

-

-

Организация и руководство

-

-

Деятельность

му - и +

-

Условия работы

-

-

Возможности развития

-

-

Эмоциональное отношение

-

-

Наблюдается совпадение по шести пунктам из семи - прогноз подтвердился, а значит опросник условно валиден.

Испытуемый с явно выраженным проявлением диагностического признака (удовлетворенность работой) - Владимир В..

Использованы данные наблюдения за испытуемым в повседневной жизни. Выявлены следующие поведенческие особенности испытуемого Владимира В., связанные с показателем удовлетворенность работой:

- Коллеги: отношение к коллегам разное. В большинстве случаев коллеги рассматриваются не как личности, а как подчиненные, т.е. критерии оценки более строгие.

- Начальник (непосредственный): отношение положительное. Наблюдается большое уважение к начальнику, признание его заслуг и опыта.

- Организация и руководство: отношение положительное. Испытуемый высказывает твердую уверенность, что организация функционирует правильно, всегда поддержит его идеи, готова помочь ему в случае жизненных трудностей.

- Деятельность: содержание работы удовлетворяет испытуемого. В данном случае даже можно сказать, что испытуемый нашел свое признание, работа для него - удовлетворение многих потребностей, в том числе и амбициозных. Заработная плата не устраивает.

- Условия работы: полностью устраивают. Испытуемый упоминает в разговорах о своем удобном и большом кабинете, указывает на то, что он обеспечен всем необходимым.

- Возможности развития: есть вполне конкретные перспективы развития (новая должность, повышение звания).

- Эмоциональное отношение к работе: не однозначное. С желанием идет на работу, чувствуя там себя в своей стихии. Однако сильно эмоционально устает в силу специфики работы.

Сравнение данных наблюдения и беседы с показателями опросника.

Параметры профдеятельности

Реальное отношение (по наблюдению и беседе)

Отношение, показанное опросником.

Коллеги

му - и +

му - и +

Непосредственный начальник

+

му - и +

Организация и руководство

+

му - и +

Деятельность

+

+

Условия работы

+

+

Возможности развития

+

+

Эмоциональное отношение

му - и +

+

Наблюдается совпадение по четырем пунктам из семи, в остальных пунктах показатели также близки - прогноз подтвердился, а значит опросник условно валиден.

ФИО_______________________________________________

Возраст_____________________________________________

Место работы, должность______________________________

Дата________________________________________________

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

А

Б

В

ФИО_______________________________________________

Возраст_____________________________________________

Место работы, должность______________________________

Дата________________________________________________

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

А

Б

В

ФИО_______________________________________________

Возраст_____________________________________________

Место работы, должность______________________________

Дата________________________________________________

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

А

Б

В




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную курсовую работу Вы можете использовать для написания своего курсового проекта.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем курсовую работу самостоятельно:
! Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ.
! Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу.
! Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться.
! План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы.
! Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части?
! Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать.
! Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа.
! Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема.
! Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом.
! Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия.
Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта.
Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты.
Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести.
Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя.
Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика.

Сейчас смотрят :

Курсовая работа Формирование положительного отношения к миру труда и профессий у младших школьников
Курсовая работа Особенности развития внимания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Курсовая работа Система оценки кредитоспособности клиентов банка
Курсовая работа Особенности развития эмоционально-волевой сферы подростка
Курсовая работа Социально-педагогическая поддержка детей группы риска
Курсовая работа Франчайзинг
Курсовая работа Правонарушение и юридическая ответственность
Курсовая работа Анализ трудовых ресурсов предприятия
Курсовая работа Профессиональная деформация сотрудников органов внутренних дел и пути её преодоления
Курсовая работа Разработка маркетингового комплекса строительного предприятия
Курсовая работа Анализ бухгалтерского баланса
Курсовая работа Влияние подвижных игр для развития физических качеств у детей младшего школьного возраста
Курсовая работа Организация деятельности торгового предприятия на примере магазина "DENIM"
Курсовая работа Методика патриотического воспитания в начальной школе
Курсовая работа Формы обеспечения возвратности банковского кредита 2