Курсовая работа по предмету "Психология"


Программа диагностики познавательных психических процессов детей младшего школьного возраста


МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РБ

БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ

ПРОГРАММА ДИАГНОСТИКИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ВЫПОЛНИЛ: Бадмаев Б.Э., 15192 гр.,

Бадмаева Е.Н., 15191 гр.,

Дашиев Т.Д., 15191 гр.,

Хамаганов Ч.А., 15192 гр.

ПРОВЕРИЛ: Зудаев А.К

Улан-Удэ

2002

ПЛАН

Введение.

1. Практические задания по изучению ощущений и восприятия (опыты);

2. Методы диагностики памяти;

3. Методы диагностики мышления младших школьников;

4. Методы изучения воображения;

5. Метод оценки уровня речи;

6. Методы оценки внимания младшего школьника;

7. Метод изучения личности. Детский вариант личностного теста Р.Кеттела.

Литература.

Приложение.

ВВЕДЕНИЕ

Дети младшего школьного возраста существенно различаются по уровню психологического развития. Эти различия прежде всего проявляются в том, что дети отличаются друг от друга по интеллектуальному, моральному, межперсональному развитию. Они, следовательно, уже могут по-разному, реагировать на одни и те же инструкции и психодиагностические ситуации.

Поэтому прежде, чем применять ту или иную психодиагностическую методику к детям младшего школьного возраста, необходимо удостовериться в том, что она им интеллектуально доступна и не слишком проста для того, чтобы оценить реальный уровень психологического развития, достигнутый ребёнком.

Психодиагностической оценке в рамках данного комплекса подлежат:

1. ощущения и восприятие;

2. память;

3. мышление;

4. воображение;

5. речь;

6. внимание;

7. личностные качества.

Предлагаемая программа, включающая в себя систему психодиагностических методик, имеет своей целью - комплексную оценку уровня психологического развития детей, учащихся начальных классов (сферу познавательных процессов и личностную сферу).

Психодиагностика детей, проводимая с помощью представленного далее комплекса методик, должна решать следующие задачи:

1. выяснить, на каком уровне развития находятся познавательные психические процессы ребёнка и его личностное развитие;

2. выявить имеющиеся у него задатки и способности;

3. выяснить причины отставания ребёнка в учёбе;

4. выработка рекомендаций;

Объект исследования - дети младшего школьного возраста.

Предмет исследования - уровень развития познавательных психических процессов и личностных качеств.

Практическая ценность:

Результаты, полученные в ходе проведения предлагаемых методик, в виде практических рекомендаций будут представлять собой весьма ценную информацию для педагогов и психологов школьного учреждения, которая позволит создать правильные представления об уровне развития познавательных психических процессов младших школьников и применить на основе этих представлений соответствующие организационные, формирующие и коррекционные средства. Этим, по-нашему мнению, и будет определяться практическая значимость данной программы.

К тому же проведение комплексной систематической психодиагностики позволяет оценивать эффективность учебно-воспитательной работы в школе с точки зрения того, в какой мере она способствует продвижению детей вперёд в своём психологическом развитии.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ОЩУЩЕНИЙ И ВОСПРИЯТИЯ (опыты)

Опыт 1. Ощущения и восприятие.

Ход опыта. Испытуемый закрывает глаза, ему на ладонь кладут какой-нибудь небольшой предмет и, не ощупывая предмет, испытуемый отвечает на вопрос: «что вы можете сказать о предмете? Он легкий? Холодный?». Так выявляются отдельные ощущения. Затем с закрытыми глазами испытуемый ощупывают предмет, формируют целостный образ предмета, отвечая на вопрос: «что теперь вы можете сказать о предмете?». Так появляется восприятие и опознание предмета.

Опыт 2.Восприятие, чтение текста.

Ход опыта. Испытуемым предлагают за 3 минуты прочитать тексты (из художественной литературы) одинаковой длинны, при этом во время чтения они должны вслух говорить «ля-ля-ля», чтобы воспрепятствовать проговариванию текста. Затем испытуемые должны рассказать, о чём был текст, весь ли текст успели прочитать и какие были затруднения. Осуществляя подобную тренировку ежедневно по 20 минут в течение месяца, можно повысить скорость чтения, которая у многих людей она снижена из-за сохранения привычки внутреннего проговаривания читаемого текста.

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ПАМЯТИ

Память человека еще более многоаспектна, чем его внимание, и с помощью одной или двух методических проб, одного или двух частных показателей удовлетворительно оценить ее практичес-ки невозможно. Для успеш-ности обучения ребенка в младших классах необходимо знать, как минимум, следующие виды памяти и их показатели:

1. Кратковременную зрительную и слуховую, включая их объем и способность удерживать информацию в соответствующих ви-дах оперативной памяти. Без наличия хорошей кратковремен-ной и оперативной зрительной и слуховой памяти любая инфор-мация, воспринимаемая с помощью основных органов чувств, -- учебная, трудовая, социальная и другая, не будет попадать в дол-говременную память и там надолго сохраняться.

2. Опосредованную память, которая характеризуется наличи-ем и самостоятельным, инициативным использованием ребен-ком различных средств запоминания, хранения и воспроизведе-ния информации.

3. Важно также правильно и точно оценить динамические осо-бенности процесса запоминания и припоминания, включая та-кие показатели, как динамичность заучивания и его продуктив-ность, количество повторений, необходимых для безошибочно-го припоминания определенного набора единиц информации.

Память ребенка младшего школьного возраста должна оцениваться не в целом, а дифференцированно, по отдельным показателям, и по каждому из них необходимо де-лать о памяти ребенка независимое заключение. Что же касает-ся общих выводов о состоянии мнемических процессов у ребен-ка, то они имеют условное значение и только в общем характе-ризуют то, в какой степени развитой является его память.

Если большинство отдельных показателей, относящихся к ча-стным видам памяти, сравнительно высоки, а остальные нахо-дятся на среднем уровне, то это не позволяет с достаточной уве-ренностью судить о том, что память ребенка хорошая или сред-няя. Те виды памяти, которые в данном случае не изучались, мо-гут оказаться иными и как раз такими, которые важны в некото-рых видах деятельности. Так что правильнее будет, если в выводах о состоянии памяти ребенка опираться на частные показатели.

Методика 1. Определение объема кратковременной зрительной памяти

Ребенку поочередно предлагают каждый из следующих двух рисунков (рис. 1 А, Б). После предъявления каждой части рисунка, А и Б, ребенок получает трафаретную рамку (рис. 2 А, Б) с просьбой нарисовать на ней все линии, которые он видел и за-помнил на каждой части рис.1. По результатам двух опытов устанавливается среднее количество линий, которое он воспро-извел по памяти правильно.

Правильно воспроизведенной считается линия, длина и ори-ентация которой не намного отличаются от длины и ориентации соответствующей линии на исходном рисунке (отклонение на-чала и конца линии не более чем на одну клетку, при сохранении угла ее наклона).

Полученный показатель, равный числу правильно воспро-изведенных линий, рассматривается как объем зрительной памяти.

Методика 2. Оценка оперативной зрительной памяти

Этот вид памяти характеризуется тем, насколько долго чело-век может хранить и использовать в процессе решения задачи ту информацию, которая необходима для поиска правильного ре-шения. Время удержания информации в оперативной памяти служит ее основным показателем. В качестве дополнительной характеристики оперативной памяти можно использовать коли-чество ошибок, допускаемых ребенком во время решения зада-чи (имеются в виду такие ошибки, которые связаны с несохра-нением в памяти нужной для решения задачи информации).

Оперативную зрительную память ребенка и ее показатели можно определить при помощи следующей процедуры. Ребенку последовательно, на 15 сек. каждая, предлагаются карточки-за-дания, представленные в виде шести по-разному заштрихован-ных треугольников на рис.3. После просмотра очередной кар-точки она убирается и вместо нее предлагается матрица, вклю-чающая 24 разных треугольника (рис.4), среди которых нахо-дятся и те шесть треугольников, которые ребенок только что ви-дел на отдельной карточке. Задание заключается в том, чтобы отыскать и правильно указать в матрице все шесть изображен-ных на отдельной карточке треугольников.

Показателем развитости зрительной оперативной памяти яв-ляется частное от деления времени решения задачи в мин. на чис-ло ошибок, допущенных в процессе решения, плюс единица.

Ошибками считаются неправильно указанные в матрице тре-угольники или те из них, которые ребенок не смог по какой-либо причине найти.

Практически для получения этого показателя поступают сле-дующим образом. По всем четырем карточкам определяется ко-личество правильно найденных на матрице треугольников и их общая сумма делится на 4. Это и будет среднее число правильно указанных треугольников. Данное число затем вычитается из 6, и полученный результат рассматривается как среднее количест-во допущенных ошибок.

Затем определяют среднее время работы ребенка над заданием, которое в свою очередь получается путем деления общего суммарно-го времени работы ребенка над всеми четырьмя карточками на 4.

Момент окончания времени работы ребенка над поиском тре-угольников в общей матрице определяется экспериментатором при помощи вопроса к ребенку: «Ты уже все сделал, что мог?» Как только ребенок утвердительно ответит на данный вопрос и практически прекратит поиск треугольников в матрице, счита-ется, что он завершил свою работу. Деление среднего времени работы ребенка над поиском на матрице шести треугольников на количество допущенных ошибок позволяет, наконец, полу-чить искомый показатель.

Для того чтобы ускорить процесс добывания информации о том, правильно или неправильно ребенок отыскал в матрице нуж-ные треугольники, рекомендуется воспользоваться их иденти-фикацией по номерам, которые стоят в левом нижнем углу под каждым из треугольников в матрице на рис.4. Так, например, первому набору из шести треугольников (номер набора обозна-чен римской цифрой, расположенной под ним на рис.3) в мат-рице соответствуют треугольники со следующими номерами: 1,3,8,12,14,16; второму набору -- 2, 7,15,18,19,21; третьему на-бору - 4,6,10,11,17, 24; четвертому набору - 5,9,13,20, 22,23.

Методика 3. Оценка объема кратковременной слуховой памяти

Инструкция:

« Сейчас я буду называть тебе цифры, а ты повторяй их за мной сразу после того, как я скажу слово “ повтори “ ».

Далее экспериментатор зачитывает последовательно ребёнку сверху вниз ряд цифр, представленных на рисунке 5 А, с интервалом в одну секунду между цифрами. После прослушивания каждого ряда ребенок должен его повторить вслед за экспериментатором. Это продолжается до тех пор, пока ребёнок не допустит ошибки.

Если ошибка допущена, то экспериментатор повторяет соседний ряд цифр, находящийся справа (рис. 5 Б) и состоящий из такого же количества цифр, как и тот, в котором была допущена ошибка, и просит ребенка его воспроизвести. Если ребёнок дважды ошибается в воспроизведении ряда цифр одной и той же длины, то на этом данная часть психодиагностического эксперимента завершается, отмечается длина предыдущего ряда, хотя бы раз полностью и безошибочно воспроизведённого, и переходит к зачитыванию рядов цифр, следующих в противоположном порядке - убывающем (рис. 6 А, Б).

В заключение определяется объём кратковременной слуховой памяти ребёнка, который численно равен полусумме максимального количества цифр в ряду, правильно воспроизведённых ребёнком в первой и во второй попытках.

Выводы об уровне развития зрительной и слуховой памяти младших школьников:

В связи с тем, что средний объем кратковременной памяти взрослого человека составляет 7 плюс-минус 2 единицы, т.е. на-ходится в пределах от 5 до 9 единиц, то, пользуясь этими данны-ми и учитывая то обстоятельство, что средний объем кратковременной памяти ребенка приблизитель-но равен его возрасту в годах, можно предложить следующий способ перевода абсолютных показате-лей кратковременной памяти в стандартные показатели по де-сятибалльной шкале.

Оценка результатов:

10 баллов получает ребенок, имеющий объем кратковремен-ной памяти, равный 8 и более единицам. Это касается детей в возрасте 10-12 лет. Аналогичное количество баллов -- 10 -- по-лучают дети в возрасте от 6 до 9 лет, если объем их кратковре-менной памяти составляет 7-8 единиц.

В 8 баллов оценивается объем кратковременной памяти ре-бенка в возрасте от 6 до 9 лет, если он фактически равен 5 или 6 единицам. Такое же количество баллов -- 8 -- получает ребенок в возрасте от 10 до 12 лет, имеющий объем кратковременной па-мяти, равный 6-7 единицам.

4 балла получает 6-9-летний ребенок, имеющий объем крат-ковременной памяти, составляющий 3-4 единицы. Таким же ко-личеством баллов оценивается объем кратковременной памяти ребенка в 10-12 лет, если он равен 4-5 единицам.

2 балла ставится ребенку 6-9-летнего возраста в том случае, если его объем кратковременной памяти составляет 1-2 едини-цы. Столько же баллов получает ребенок в возрасте от 10 до 12 лет в случае, когда объем его кратковременной памяти равняет-ся 2-3 единицам.

В 0 баллов оценивается память 6-9-летнего ребенка, имею-щая показатель, равный нулю. Столько же баллов получает 10-12-летний ребенок с объемом кратковременной памяти; равным 0-1 единице.

Методика 4.Оценка оперативной слуховой памяти

Этот вид памяти проверяется способом, близким к ранее опи-санным. Ребенку с интервалом в 1 сек. поочередно зачитываются следующие четыре набора слов:

I

II

III

IV

месяц

ковер

вилка

школа

дерево

стакан

диван

человек

прыгать

плыть

шутить

спать

желтый

тяжелый

смелый

красный

кукла

книга

пальто

тетрадь

сумка

яблоко

телефон

цветок

После прослушивания каждого из наборов слов испытуемо-му примерно через 5 сек. после окончания чтения набора начи-нают, не торопясь, читать следующий набор из 36 слов с интерва-лами в 5 сек между отдельными словами:

Стакан, школа, вилка, пуговица, ковер, месяц, стул,

человек, диван, корова, телевизор, дерево, птица,

спать, смелый, шутите, красные лебедь, картинка,

тяжелый, плыть, мяч, желтый, дом, прыгать,

тетрадь, пальто, книга, цветок, телефон, яблоко,

кукла, сумка, конь, лежать, слон.

В этом наборе из 36 слов в случайном порядке располагают-ся воспринятые на слух слова из всех четырех прослушанных наборов, отмеченных выше римскими цифрами. Для их лучшей идентификации они подчеркнуты различными способами, при-чем каждому набору из 6 слов соответствует свой способ под-черкивания. Так, слова из первого малого набора подчеркнуты сплошной одинарной чертой, слова из второго набора -- сплош-ной двойной чертой, слова из третьего набора -- пунктирной оди-нарной чертой и, наконец, слова из четвертого набора -- двой-ной пунктирной чертой.

Ребенок должен на слух обнаружить в длинном наборе те сло-ва, которые ему только что были представлены в соответствую-щем малом наборе, подтверждая идентификацию найденного слова высказыванием «да», а его отсутствие -- высказыванием «нет». На поиск каждого слова в большом наборе ребенку отво-дится 5 сек. Если в течение этого времени он не смог его иденти-фицировать, то экспериментатор зачитывает следующее слово и так далее.

Оценка результатов:

Показатель оперативной слуховой памяти определяется как частное от деления среднего времени, затраченного на иденти-фикацию 6 слов в большом наборе (для этого общее время рабо-ты ребенка над заданием делится на 4), на среднее количество допущенных при этом ошибок плюс единица. Ошибками считаются все слова, которые указаны неправильно, или такие слова, которые ребенок не смог за отведенное время найти, т.е. пропустил.

Замечание.

Эта методика не имеет стандартизированных пока-зателей, поэтому выводы об уровне развития памя-ти ребенка на ее основе, равно как и на основе анало-гичной методики для оценки зрительной оператив-ной памяти, которая была описана ранее, не делают-ся. Показатели по этим методикам можно только сравнивать у разных детей и у одних и тех же детей при их повторном обследовании, делая относитель-ные выводы о том, как память одного ребенка отли-чается от памяти другого ребенка, или о том, какие изменения со временем произошли в памяти данно-го ребенка.

Методика 5. Диагностика опосредствованной памяти

Материалом, необходимым для проведения методики, слу-жат лист бумаги и ручка. Перед началом обследования ребенку говорят следующие слова:

«Сейчас я буду называть тебе разные слова и предложения и после этого делать паузу. Во время этой паузы ты должен будешь на листе бумаги нарисовать или написать что-нибудь такое, что позволит тебе запомнить и затем легко вспомнить те слова, ко-торые я произнес. Постарайся рисунки или записи делать как можно быстрее, иначе мы не успеем выполнить все задание. Слов , которые необходимо запомнить, довольно много».

Ребенку последовательно одно за другим зачитываются сле-дующие слова и выражения:

Дом. Палка. Дерево. Прыгать высоко. Солнце светит. Весе-лый человек. Дети играют в мяч. Часы стоят. Лодка плывет по реке. Кошка ест рыбу.

После прочтения ребенку каждого слова или словосочетания экспериментатор делает паузу на 20 сек. В это время ребенок дол-жен успеть изобразить на данном ему листе бумаги что-либо та-кое, что в дальнейшем позволит ему вспомнить нужные слова и выражения. Если за отведенное время ребенок не успел сделать запись или рисунок, то экспериментатор прерывает его и зачи-тывает очередное слово или выражение.

Как только эксперимент закончен, психолог просит ребенка, пользуясь сделанными им рисунками или записями, вспомнить те слова и выражения, которые ему были зачитаны.

Оценка результатов:

За каждое правильно воспроизведенное по собственному рисунку или записи слово или словосочетание ребенок получает 1 балл. Правильно воспроизведенными считаются не только те слова и словосочетания, которые восстановлены по памяти буквально, но и те, которые переданы другими словами, но точно по смыс-лу. Приблизительно правильное воспроизведение оценивается в 0,5 балла, а неверное -- в 0 баллов.

Максимальная общая оценка, которую ребенок может полу-чить в этой методике, равна 10 баллам. Такую оценку ребенок получит тогда, когда правильно вспомнит все без исключения слова и выражения. Минимально возможная оценка -- 0 баллов. Она соответствует тому случаю, если ребенок не мог вспомнить по своим рисункам и записям ни единого слова или не сделал ни к одному слову рисунка или записи.

Выводы об уровне развития:

10 баллов -- очень высоко развитая опосредованная слуховая память.

8-9 баллов -- высоко развитая опосредованная слуховая память.

4-7 баллов -- средне развитая опосредованная слуховая память.

2-3 балла -- низко развитая опосредованная слуховая память.

0-1 балл -- слабо развитая опосредованная слуховая память.

Методика 6. Характеристика динамических особенностей процесса запоминания

Ребенку предлагается ряд, состоящий из десяти простых слов, для их запоминания путем неоднократного повторения этого ряда.

После каждого очередного повторения определяется количество слов ряда, которое ребенок сумел безошибочно воспроизвести после данного повторения.

Для запоминания ребенку предлагается на выбор один из следующих наборов слов:

1. Дом, парта, белый, хорошо, груша, мел, сильный, чашка, свечa, стол.

2. Кот, ручка, синий, плохо, яблоко, пол, слабый, вилка, лампа, карандаш.

3. Кукла, ложка, красный, машина, высоко, кисть, мама, кни-га, курица.

4. Собака, окно, цветок, ковер низкий, конверт, небо, буква, сон.

5. Часы, ветер, рыба, звезда, слон, конфета, бумага, стул, ве-ревка.

Замечание. При диагностике динамических особенностей про-цесса запоминания у детей, обучающихся в разных классах начальной школы и поступающих в школу, следует применять разные наборы слов для того, чтобы не сказывался эффект прежнего заучивания ряда.

Рис. 7. Динамические особенности процесса заучивания ряда слов

Число повторных предъяв-лений ряда и последующих по-пыток его воспроизведения в данной методике ограничено шестью. С каждой попыткой воспроизведения соотносится число правильно воспроизве-денных слов, а полученные в ито-ге данные представляются в виде графика заучивания (рис.7).

На основе анализа кривой заучивания, представленной на этом графике, определяются следующие два показателя динамики заучивания:

1. Динамичность заучивания.

2. Продуктивность заучивания.

Динамичность процесса заучивания устанавливается по характеру кривой. Если от повторения к повторению эта кривая плавно поднимается вверх (сплошной вариант кривой на рис. 7), то процесс заучивания считается достаточно динамичным. Если от повторения к повторению результаты не ухудшаются, оставаясь на прежнем уровне (пунктирный вариант кривой на рис.7), то процесс заучивания характеризуется как среднединамичный. На-конец, если от повторения к повторению результаты то улучшаются, то ухудшаются (точечный вариант кривой на рис. 7), то это свидетельствует о нединамичном процессе заучивания.

Оценка результатов:

В соответствии с полученными данными о динамике процес-са заучивания ребенок получает одну из трех оценок по следую-щей шкале:

Достаточно динамичный процесс заучивания -- отлично. Среднединамичный процесс заучивания -- удовлетворительно. Нединамичный процесс заучивания -- неудовлетворительно. Продуктивность процесса заучивания оценивается иначе, в баллах при помощи следующей шкалы:

10 баллов -- ребенок сумел запомнить и безошибочно воспро-извести все десять слов, затратив на это меньше, чем шесть повторений, т.е. не более пяти.

8-9 баллов -- ребенок сумел воспроизвести все 10 слов ровно за шесть повторений.

6-7 баллов -- за шесть повторений ряда ребенку удалось пра-вильно воспроизвести от 7 до 9 слов.

4-5 баллов -- за шесть повторений ряда ребенок сумел верно вос-произвести 4-6 слов.

2-3 балла -- за шесть повторений ряда ребенку удалось пра-вильно вспомнить только 2-3 слова.

0-1 балл -- за шесть повторений ребенок сумел воспроизвес-ти всего лишь 1 слово или не вспомнил ни одного.

МЕТОДЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ МЫШЛЕНИЯ

МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

В младшем школьном возрасте под влия-нием учения как ведущей деятельности активно развиваются все три вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. Особенно значительные изменения про-исходят в развитии последнего вида мышления, которое в нача-ле данного периода жизни ребенка еще относительно слабо раз-вито, а к его концу, т.е. к началу подросткового возраста, стано-вится главным и по своим качествам уже мало чем отличается от аналогичного вида мышления взрослых людей. В этой связи практическая психодиагностика мышления детей младшего школьного возраста должна быть направлена, с одной стороны, на оценку всех видов мышления у ребенка, а с другой стороны, на особую оценку словесно-логического мышления.

Методика 1. «Матрица Равена»

Эта методика предназначается для оценивания наглядно-об-разного мышления у младшего школьника. Здесь под наглядно-образным мышлением понимается такое, которое связано с оперированием различными образами и наглядными представ-лениями при решении задач.

Конкретные задания, используемые для проверки уровня раз-вития наглядно-образного мышления, в данной методике взяты из известного теста Равена. Они представляют собой специаль-ным образом подобранную выборку из 10 постепенно усложняю-щихся матриц Равена (см. рис. 8А, Б, В, Г, Д).

Ребенку предлагается серия из десяти постепенно усложняю-щихся задач одинакового типа: на поиск закономерностей в рас-положении деталей на матрице (представлена в верхней части указанных рисунков в виде большого четырехугольника) и под-бор одного из восьми данных ниже рисунков в качестве недостаю-щей вставки к этой матрице, соответствующей ее рисунку (дан-ная часть матрицы представлена внизу в виде флажков с разны-ми рисунками на них). Изучив структуру большой матрицы, ре-бенок должен указать ту из деталей (тот из восьми имеющихся внизу флажков), которая лучше всего подходит к этой матрице, т.е. соответствует ее рисунку или логике расположения его дета-лей по вертикали и по горизонтали.

На выполнение всех десяти заданий ребенку отводится 10 ми-нут. По истечении этого времени эксперимент прекращается и определяется количество правильно решенных матриц, а также общая сумма баллов, набранных ребенком за их решения. Каж-дая правильно, решенная матрица оценивается в 1 балл1.

Выводы об уровне развития:

10 баллов

8-9 баллов

4-7 баллов

2-3 балла

0-1 балл

— очень высокий.

— высокий.

— средний.

— низкий.

-- очень низкий.

Правильные, решения всех десяти матриц следующие (первая из приво-димых ниже пар цифр указывает на номер матрицы, а вторая -- на правильный ответ [номер выбираемого флажка]): 1 -- 7,2 -- 6,3 -- 6,4 -- 1,5 -- 2,6 -- 5,7 -- 6, 8-1,9-3,10-5.

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ВООБРАЖЕНИЯ

Воображение ребенка оценивается по степени развитости у I него фантазии, которая в свою очередь может проявляться в рассказах, рисунках, поделках и других продуктах творческой деятельности. Ребенку в связи с этим предлагается выполнить три задания:

1. Придумать рассказ (историю, сказку) о каком-либо живом существе (человеке, животном) или о чем-либо ином по выбору ребенка и изложить его устно в течение 5 мин. На придумыва-ние темы или сюжета рассказа (истории, сказки) отводится до > одной минуты, и после этого ребенок приступает к рассказу.

Методика 1.«Скульптура»

Ребенку предлагается набор пластилина и задание: за 5 мин смастерить какую-либо поделку, вылепив ее из пластилина.

Фантазия ребенка оценивается от 0 до 10 баллов.

0-1 балл ставится ребенку в том случае, если за отведенное выполнение задания время (5 мин) он так и не смог ничего придумать и сделать руками.

2-3 балла ребенок получает тогда, когда он придумал и вылепил из пластилина что-то очень простое, например шарик, ку-бик, палочку, кольцо и т.п.

4-5 баллов ребенок зарабатывает в том случае, если он сделал сравнительно простую поделку, в которой имеется неболь-шое количество обычных деталей, не более двух-трех.

6-7 баллов ребенку ставится в том случае, если он придумал что-то необычное, но вместе с тем не отличающееся богатством фантазии.

8-9 баллов ребенок получает тогда, когда придуманная им вещь достаточно оригинальная, но детально не проработанная.

10 баллов по этому заданию ребенок может получить лишь в том случае, если придуманная им вещь весьма оригинальна, деталь-но проработана и отличается хорошим художественным вкусом.

Тест. «Особенности творческого воображения».

Задача 1. Выяснить некоторые особенности творческого воображения, выраженного в словесной форме.

Ход задачи. Дети прослушивают начало рассказа: «Темнело. Шёл нудный дождь. На трамвайной остановке под зонтиком стояли две девушки. Они о чём- то разговаривали. Вдруг…».

Необходимо придумать продолжение и окончание рассказа. Время на работу 10 минут.

В качестве оценки используются следующие показатели: законченность рассказа, яркость и оригинальность образов, необычность поворота сюжета, неожиданность концовки.

Задача 2. Проследить особенности творческого воображения.

Ход задачи. Студенты записывают слова: ключ, шляпа, лодка, сторож, кабинет, дорога, дождь. Необходимо составить логически связанный рассказ, используя все слова. Оценка рассказов по критерию предыдущей задачи.

Задача 3. Выяснить особенности творческого воображения.

Ход задачи. Детям предлагается начертить в тетради кружок диаметром 2см в центре чистого листа. Затем прибавить к нему сколько угодно штрихов и получить осмысленный законченный рисунок предмета.

Вывод. Воображение развертывается на основе какого-либо исходного материала (слова, текста, чертежа, схемы, знака); точность и яркость образов зависят от знаний человека, от умения извлекать их из памяти, увязать с задачей и исходными данными; воображение играет существенную роль в процессе усвоения знаний.

МЕТОД ОЦЕНКИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Речь у детей младшего школьного возраста обычно развивается параллельно с совершенствованием мыш-ления, особенно словесно-логического, поэтому, когда проводит-ся психодиагностика развития мышления, она частично затра-гивает речь, и наоборот: когда изучается речь ребенка, то в полу-чаемых показателях не может не отразиться уровень развития мышления. Однако в младшем школьном возрасте речь необхо-димо все же выделять и оценивать отдельно от мышления, при-чем ее диагностика может быть двоякой: лингвистической и пси-хологической. В первом случае выделяются и оцениваются те признаки речи, которые соответствуют ее лингвистическому ана-лизу, в том числе лексика, грамматика, стилистика, фонетика и т.п. Во втором случае изучению подлежит в основном то, как ре-бенок пользуется речью для управления своими познавательны-ми процессами, для регуляции поведения и общения с окружа-ющими людьми.

Полностью разделить лингвистический и психологический виды анализа речи на практике так же невозможно, как отдельно провести психодиагностику мышления и речи. Дело здесь в том, что речь человека в ее практическом виде содержит в себе как языковое (лингвистическое), так и человеческое (личностное, психологическое) начала.

Следующая методика психодиагнос-тики речи позво-ляет получить информацию о соответствующем познавательном процессе, а именно определения понятий (в данном случае в отличие от иссле-дования мышления обращается внимание на владение словом ври выражении мысли, а не на саму мысль).

Методика 1. Определение понятий

В этой методике ребенку предлагают следующие наборы слов:

1. Велосипед, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый.

2. Самолет, кнопка, книжка, плащ, перья, друг, двигаться, объ-единять, бить, тупой.

3. Автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, трус, бежать, связывать, щипать, колючий.

4. Автобус, скрепка, письмо, шляпа, пух, ябеда, вертеться, вкладывать, толкать, режущий.

5. Мотоцикл, прищепка, афиша, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, собирать, ударять, шершавый.

Перед началом диагностики ребенку предлагается следую-щая инструкция:

«Перед тобой несколько разных наборов слов. Представь себе, что ты встретился с человеком, который не знает значения ни одного из этих слов. Ты должен постараться объяснить этому человеку, что означает каждое слово например слово "велосипед". Как бы ты объяснил это?»

Далее ребенку предлагается дать определения последовательности слов, выбранной наугад из пяти предложенных наборов, к примеру, такой: автомобиль, гвоздь, газета, зонтик, чешуя, герой, связывать, щипать, шершавый, вертеться. За каждое правильно данное определение слова ребенок получает по 1 баллу. На то, чтобы дать определение каждого слова, отводится по 30 сек. Если в течение этого времени ребенок не смог дать определение предложенного слова, то экспериментатор оставляет его и зачитывает следующее по порядку слово.

Замечания.

1. Дети могут сами читать стимульные слова, если они умеют это делать и если чтение не вызывает у них затруднений. Во всех остальных случаях экспери-ментатор сам читает ребенку слова.

2. Перед тем как ребенок попытается дать определе-ние слову, необходимо убедиться в том, что он пони-мает его. Это можно сделать с помощью следующего вопроса: «Знаешь ли ты это слово?» или «Понима-ешь ли ты смысл этого слова?» Если получен со сто-роны ребенка утвердительный ответ, то после этого экспериментатор предлагает ребенку самостоятель-но дать определение этого слова и засекает отводи-мое на это время.

3. Если предложенное ребенком определение слова оказалось не вполне точным, то за данное определение ребенок получает промежуточную оценку -- 0,5 балла. При совершенно неточном определении -- 0 баллов.

Оценка результатов

Максимальное количество баллов, которое может ребенок получить за выполнение этого задания, равно 10, минимальное -- 0. В итоге проведения эксперимента подсчитывается сумма баллов, полученных ребенком за определения всех 10 слов из выбранно-го набора. При повторном проведении психодиагностики одно-го и того же ребенка при помощи данной методики рекоменду-ется пользоваться разными наборами слов, так как ранее дан-ные определения могут запоминаться и затем воспроизводиться по памяти.

Выводы об уровне развития:

10 баллов

-- очень высокий.

8-9 баллов

-- высокий.

4-7 баллов

-- средний.

2-3 балла

-- низкий.

0-1 балл

-- очень низкий.

МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ВНИМАНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Внимание - один из главных психологических процессов, от характеристики которого зависит успешность учебной деятельности ребенка. Многие проблемы, возникающие в учении, особенно в начальный его период, непосредственно связаны с недостатками в развитии внимания. Они могут быть устранены, если заранее известны индивидуальные особенности внимания ребенка и тот уровень, на котором оно находится в данный момент времени.

Хотя в целом в онтогенезе внимание изменяется мало (это особенно касается его природно обусловленных видов: непосредственного и непроизвольного) и его основные характеристики с возрастом остаются достаточно устойчивыми, все же со временем при достаточных и систематических усилиях можно избавиться от многих недостатков в развитии внимания ребенка. Это объясняется тем, что одни, слаборазвитые качества внимания можно компенсировать усиленным развитием других его качеств. Так, слабая устойчивость внимания нередко может быть восполнена его хорошей переключаемостью; относительно небольшой объем внимания как недостаток преодолевается за счет повышения продуктивности внимания; недостатки зрительного внимания могут быть частично уравновешены преимуществами слухового и двигательного внимания; дефицит механического - развитостью логического внимания и т.д.

Методика 1. Определение объема внимания

Используется стимульный материал, изображённый на рисунке 8. Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу квадрат с девятью точками.

Инструкция:

« Сейчас мы поиграем. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках ».

Далее ребёнку последовательно, на 1-2 сек., показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке (рис.9) за 15 сек.

Оценка результатов.

10 баллов - очень высокий уровень развития.

8-9 баллов - высокий.

4-7 баллов - средний.

0-3 балла - низкий.

Методика 2. «Таблицы Шульте»

Используется стимульный материал, изображенный на рис. 10. Даётся инструкция работать максимально быстро и внимательно. Затем экспериментатор замечает время по секундомеру, а испытуемый показывает числа от 1 до 25, называя при этом их вслух. Экспериментатор определяет затраченное на поиск 25-ти цифр по порядку сначала в первом, а затем во 2,3,4 и 5-ом квадратах. Экспериментатор отмечает в тетради время для каждого квадрата. Затем вычисляют среднее время для одного квадрата и выражают графически.

Рис. 1. Стимульные изображения ломаных линии для методики определе-ния объёма кратковременной и оперативной зрительной памяти.

(Рис. 2. Трафаретные рамки для воспроизводства стимульных изображений в методике определения объёма кратковременной зрительной памяти.

Рис. 3 . Карточки с треугольниками, предъявляемые ребёнку в методике оценки оперативной зрительной памяти.

Рис. 4 . Матрица для поиска (узнавания) экспонированных карточек с треугольниками в методике оценки оперативной зрительной памяти.

А Б

9 3

2 4 7 9

3 8 6 1 5 4

1 5 8 5 6 8 5 2

4 6 2 3 9 3 5 9 6 1

4 8 9 1 7 3 7 9 6 4 8 3

5 1 7 4 2 3 8 9 8 5 2 1 6 3

1 4 2 5 9 7 6 3 4 2 7 0 1 8 9 5

Рис.5

А Б

4 9 1 6 3 2 5 8 4 5 7 1 9 2 8 3

8 5 9 2 3 4 6 1 7 9 5 8 4 6

1 6 5 2 9 8 3 1 7 6 9 2

4 1 3 7 2 2 8 5 9 1

9 2 6 5 4 9 3 7

4 1 7 1 5 2

2 5 8 3

3 6

Рис.6

МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ. ДЕТСКИЙ ВАРИАНТ ЛИЧНОСТНОГО ТЕСТА Р. КЕТТЕЛА

Специальных методов изучения личности и межличностных отношений младших школьников не так уж много, во всяком случае гораздо меньше, чем аналогичных психодиагностических методов для взрослых, подростков и юношей. Однако потребность в точной личностной и коммуникативной диагностике детей этого возраста не меньше, чем в диагностике более старших детей, а если речь идет о сфере образования - то даже больше, так как становление личности и межличностных отношений - это одна из задач образования.

При проведении личностной и межличностной психодиагностики детей школьного возраста возникают проблемы. Младшие школьники, особенно учащиеся первых двух классов, по своей психологии и поведению ещё очень похожи на старших дошкольников.

Тем не менее, психологи располагают определенной совокупностью достаточно валидных и надёжных методик психодиагностики личности и межличностных отношений в младшем школьном возрасте. Многие из этих методик представляют собой адаптированные применительно к детям данного возраста тесты для взрослых, другие созданы и применяются только по отношению к детям младшего школьного возраста.

Методика. Детский вариант личностного теста Р. Кеттела

Данная методика представляет собой модификацию, адаптацию применительно к детям известного взрослого варианта 16-факторного личностного теста Р. Кеттела.

ОПИСАНИЕ ТЕСТА. Тест включает в себя 12 шкал, соответствующих основным чертам личности ребёнка. Каждая черта (фактор) может быть как положительной, так и отрицательной, например: « интеллектуальная развитость - интеллектуальная неразвитость », причём полная шкала оценки от минимального до максимального пункта составляет 10 баллов со средним значением 5,5 балла.

В методике принято выделять 3 уровня развития разных черт личности: низкий (от 1до 3 баллов), средний (от 4 до 7 баллов) и высокий (от 8 до 10 баллов). При описаниях разных личностных черт выделяются и представляются только 2 крайних полюса их развития: высокий и низкий. Указываются соответствующие им количественные оценки по принятой шкале и даётся краткое качественное описание. Названия большинства черт личности односложны в том смысле, что в них, как правило, не называется противоположный полюс шкалы, соответственно положительный или отрицательный. Он подразумевается, там, где это необходимо, представляется в отдельной, собственной формулировке. Так, например, первая из черт личности названа «экстраверсия». Предполагается что противоположная ей черта, также оцениваемая при помощи этой шкалы,- интроверсия, и она имеет место тогда, когда экстраверсия у ребёнка относительно слабо развита.

Черта 1.ЭКСТРАВЕРСИЯ.

Высокие баллы по соответствующей шкале - 8-10 баллов - характеризует ребёнка как открытого, доброжелательного, общительного, участливого к людям.

Низкие баллы по этой же шкале представляют его как замкнутого, недоверчивого, обособленного, равнодушного к окружающим - от 1 до 3 баллов.

Ребёнок с высокой оценкой по данной шкале характеризуется как эмоциональный, с доминированием положительных эмоций, весёлый и общительный. Ребёнок с низкой оценкой той же самой черты личности представляется недоверчивым, обидчивым, неспособным скрывать свои отрицательные эмоции, строить взаимоотношения с окружающими людьми на положительной основе. В его поведении часто встречаются эгоцентризм, упрямство.

Черта 2. УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ.

Ребёнок с высокими баллами по данной шкале (8-9 баллов) характеризуется как уверенный в себе, с низкой тревожностью.

Ребёнок с низкими баллами по данной шкале - от 1 до 3 - характеризуется как неуверенный в себе, легко ранимый.

Низкие значения данной черты личности обычно отмечаются у детей, которые эмоционально остро реагируют на свои неудачи, оценивают себя как менее способных по сравнению с большинством сверстников, плохо контролируют свои эмоции, испытывают психологические и поведенческие трудности в приспособлении к новой обстановке, условиям жизни. Высокие значения по данной шкале, напротив, отмечаются у хорошо социально адаптированных детей.

Черта 3. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НЕВОЗБУДИМОСТЬ .

Дети с высокой оценкой по данной шкале - 8-10 баллов - характеризуются как нетерпеливые, легко возбудимые, реактивные.

Дети, имеющие сравнительно низкие оценки - от 1 до 3 баллов, представляются сдержанными, невозбудим ыми и флегматичными, чаще всего спокойными.

Для детей с повышенной возбудимостью характерны неустойчивость внимания, повышенная двигательная активность. Низкая оценка по данному качеству личности рассматривается как признак эмоциональной уравновешенности, сдержанности.

Черта 4. НЕЗАВИСИМОСТЬ

Ребенок с высокими значениями по данной шкале - 8-10 баллов - является независимым, настойчивым, стремящимся доминировать над окружающими людьми, ни в чем не уступать им. Ребенок, имеющий низкие показатели - 1-3 балла - напротив, проявляет склонность к риску, беспечность.

Черта 5. БЛАГОРАЗУМИЕ.

Высокие показатели по данной шкале (8-10 баллов) говорят о благоразумии, рассудительности ребенка, его серьёзности и осторожности.

Низкие показатели, напротив, свидетельствуют о склонности к риску, беспечности (1-3 балла).

Дети, имеющие низкую оценку по этой черте личности, отличаются авантюризмом, безответственностью, переоценкой своих возможностей и чрезмерным, неоправданным оптимизмом. Дети, обладающие высокой оценкой, ведут себя разумно , взвешенно, стараются не рисковать там, где можно избежать риска и действовать наверняка.

Черты 6. ДОБРОСОВЕСТНОСТЬ.

Высокие значения по данной шкале - 8-10 баллов - свидетельствуют о добросовестности, исполнительности, ответственности ребёнка.

Низкие показатели по этой же шкале - 1-3 балла - являются признаком недобросовестности, безответственности.

Эта черта личности отражает то, как ребёнок воспринимает и выполняет принятые и одобренные большинством людей правила и норм поведения. Низкие оценки имеют дети, пренебрегающие своими обязанностями, не заслуживающие доверия, часто конфликтующие с родителями и учителями. На положительном полюсе по степени развитости данной личностной черты концентрируются дети с высокоразвитым чувством ответственности, добросовестные, целеустремлённые, аккуратные.

Черта 7. СМЕЛОСТЬ.

Высокие значения - 8-10 баллов - имеют смелые, решительные дети. Низкие значения - 1-3 балла имеют дети робкие и застенчивые, нерешительные в своих действиях и поступках.

Черта 8. ПРАКТИЧНОСТЬ.

Высокие баллы по данной шкале - 8-10 баллов - свидетельствуют о непрактичности, мечтательности, нереалистичности ребёнка.

Низкие баллы по этой же шкале - 1-3 балла, напротив, являются признаком реалистичности, практичности, умения полагаться на себя. Такой ребёнок часто ведёт себя как самостоятельный и независимый, в то время как ребёнок, имеющий высокие баллы, выступает как слишком сентиментальный, доверчивый, нуждающийся в поддержке, подверженный влияниям среды.

Черта 9. ОПТИМИЗМ.

Ребёнок, имеющий высокую оценку - 8-10 баллов, по данной шкале легко выводится из состояния душевного равновесия, часто имеет пониженное настроение.

Ребёнок с низкой оценкой - 1-3 балла - обычно спокоен и редко расстраивается.

Черта 10.САМОКОНТРОЛЬ.

Высокие баллы (8-10) по данной шкале свидетельствуют о хорошей социальной приспособленности и умении контролировать своё поведение.

Низкие баллы (1-3) по этой же черте личности являются признаком неумения контролировать своё поведение

Черта 11. НЕВОЗМУТИМОСТЬ.

Ребёнок с высокими значениями (8-10) по данной шкале отличается повышенной нервной напряжённостью.

Ребёнок с низкой оценкой (1-3), как правило, спокоен и невозмутим.

Вопросник по детскому варианту теста Кеттела содержит 110 суждений, которые касаются различных сторон жизни ребёнка и его взаимодействия с другими людьми. В них имеются прямые и косвенные вопросы, относящиеся к самой личности испытуемого, включая его социальные установки, самооценку и ряд других качеств.

К каждому вопросу теста даются на выбор два ответа, вернее - два возможных альтернативных суждения, с одним из которых опрашиваемый должен выразить своё согласие, отклонив другое.

Вопросник разделён на две части по 55 суждений вопросов в каждой. Все 11 шкал вопросника содержат 10 суждений (5 в каждой части), и значимый ответ на каждое суждение оценивание оценивается в 1 балл. Сумма баллов полученных по каждой шкале, с помощью соответствующих таблиц переводится в оценки по 10-балльной шкале.

Крайние оценки -- 1 и 10 баллов -- на практике встречаются редко и представляют собой экстремальные, чрезмерно акцентуированные черты личности. Психодиагностику по данной методике можно проводить как индивидуальным, так и групповым способом. Для проведения групповой психодиагностики детям, каждому в отдельности, раздаются приводимые далее в тексте списки суждений, для мальчиков -- одни, для девочек -- другие, а также специальные бланки для ответов на эти суждения (см. табл. 1.А, Б).

Перед началом обследования испытуемые получают следующую инструкцию:

«Дорогие ребята! Мы с помощью данной методики проводим изучение вашего характера и для этого предлагаем вам ответить на ряд вопросов. Они имеются перед вами (при начале группо-вого обследования) или будут вам зачитаны (перед индивиду-альным обследованием). На эти вопросы не существует «пра-вильных» или «неправильных» ответов, все они с точки зрения ценности одинаковые. Каждый из вас должен будет выбрать для себя наиболее подходящий ответ. Все вопросы состоят из двух частей, разделенных союзом «или». Познакомившись с вопро-сом, вы должны будете выбрать ответ, который вам больше все-го подходит. В опросном листе против номера каждого вопроса имеется два квадратика, соответствующие левой части сужде-ния (всему что расположено до союза «или») и его правой части (всему, что располагается после союза «или»). Поставьте, пожа-луйста, крестик в том из квадратиков, который по располо-жению соответствует выбранному вами ответу, т.е. справа или слева. В некоторых вопросах может не быть ответов, точно под-ходящих для вас. Тогда нужно немного подумать и все же вы-брать из двух возможных тот ответ, который больше для вас под-ходит. Пропускать вопросы или не выбирать один из двух пред-ложенных ответов не разрешается».



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную курсовую работу Вы можете использовать для написания своего курсового проекта.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем курсовую работу самостоятельно:
! Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ.
! Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу.
! Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться.
! План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы.
! Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части?
! Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать.
! Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа.
! Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема.
! Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом.
! Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия.
Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта.
Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты.
Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести.
Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя.
Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика.

Сейчас смотрят :

Курсовая работа Технология обслуживания клиентов в гостинице
Курсовая работа Особенности финансов унитарных предприятий
Курсовая работа Стратегия и миссия фирмы
Курсовая работа Организация складского хозяйства и направление его совершенствования на ОАО "Льнокомбинат" Орши
Курсовая работа Сенсорное развитие детей раннего возраста с нарушенным слухом
Курсовая работа Коммуникативная грамматика при обучении английскому языку на среднем этапе
Курсовая работа Налоговое планирование на предприятии
Курсовая работа Правоохранительная деятельность в таможенных органах
Курсовая работа Бизнес-план кофейни
Курсовая работа Повышение научно-технического уровня производства – важный фактор роста производительности труда и эффективности экономики
Курсовая работа Правовое положение мировых судей в судебной системе РФ
Курсовая работа Разработка комплекса маркетинговых коммуникаций в сфере туризма
Курсовая работа Состояние и пути совершенствования учета затрат на производство и исчисления себестоимости продукции молочного скотоводства на примере СПК "Коммунар" Кировского района Калужской области
Курсовая работа Разработка и оценка эффективности инвестиционного проекта
Курсовая работа Управление инвестиционными рисками предприятия