Введение
НЛП - нейро-лингвистическое программирование. Технология достижения совершенства. Цель - моделирование необходимых стратегий. Преобладание практики. Относится в большей степени к поведенческой терапии.
НЛП (Коннер, Сейман) - искусство и наука о личном мастерстве, практическое руководство, которое позволяет добиться тех результатов, к которым мы стремимся в этом мире, это описание того, что создает различие между выдающимися и обычными людьми, система техник и технологий, позволяющая использовать колоссальные возможности человеческого разума.
Нейро (имеет отношение к мышлению и чувственному восприятию). В основе психических процессов лежат физиологические. НЛП рассматривает:
- процессы, протекающие в НС и лежащие в основе поведения
- нейрологические процессы в сфере восприятия
Лингвистический. Необходимость изучения языковых моделей - на них держатся коммуникационные процессы. Чем больше знаем, тем лучше взаимопонимание общающихся людей, выше эффективность коммуникации.
Программирование. Это способ, при помощи которого мы организовываем наше мышление, включая чувства и убеждения, чтобы достичь поставленных целей.
История: Университет Санта-Круз. Джон Гриндер (ассистент кафедры лингвистики) и Ричард Бэндлер (студент психол. и матем. факультетов). Попытались смоделировать «стратегии» деятельности трёх ведущих психиатров: М.Эриксон (эриксоновский гипноз), Ф.Перлз (гештальт-терапия), В.Сатир(семейная терапия). Вывод: в их работе существуют общие базовые элементы, модели общения. Результат: не целостная теория, а набор техник для повышения эффективности общения, обучения и личностного роста.
Позже к ним примкнули Грегори Бейтсон (брит. антрополог), Андреас, Обычный человек использует свои возможности на 3%, выдающиеся люди до 10%. Но и при таком использовании человеческий мозг намного эффективнее любого компьютера.
Причины НЛП эффективности:
1. Стратегичность, постоянная нацеленность на результат (важна не причина расстройства, а результат, который мы хотим получить).
2. Опора на экологичность, экологическую систему убеждений (задача должна быть такой, чтобы привести к положительному).
3. Ориентация на БС.
Убеждения НЛП:
1. Каждая проблема имеет свое решение.
2. Каждый имеет уже всё, что ему необходимо.
3. Каждая ситуация имеет несколько выборов.
4. Проблемы и боль - механизмы обратной связи.
5. Не существует поражений, существует только обратная связь.
6. Любое поведение представляет собой выбор самого лучшего варианта из имеющихся в данный момент.
7. Сознание и тело - части одной и той же биокибернетической системы.
8. Вселенная - сфера дружественная.
Положения НЛП:
1. Карта - это не территория.
2. Жизнь и разум - систематические процессы.
В жизни мы воспринимаем мир через определенные призмы - карты (притча о слоне и слепых). Чем большей информацией человек владеет, чем полнее у него карта. Через такие фильтры чел строит свои убеждения. Задача - отказаться от карт. Один из примеров карт - наша репрезентативная система.
Практическое применение НЛП:
1.обучение
2. психотерапия
3. медицина
Циклическая модель успешной деятельности
отмечайте обратную связь
1. Решите, что Вам нужно.
Без правильно поставленной цели любая деятельность окажется малопродуктивной - успешной или неуспешной она может быть только относительно какого-то критерия. Если вы не знаете, куда идете, дорога будет длинной.
2. Действуйте.
Даже сильная мотивация не гарантирует успеха, все в реальном мире достигается за счет тех или иных действий. Действия, которые мы выбираем, являются, на наш взгляд, лучшим способом достижения цели, поэтому важно четко сформулировать свою цель. Даже чтобы понять, что мы делаем что-то ошибочно, важно начать действовать.
3. Наблюдайте за переменами.
Пробуй, действуй, пробуй, получай результат. Во время действия необходимо отслеживать все изменения: насколько мы отклонились от цели? происходит то, что мы ожидали? Прохождение цикла несколько раз, прежде чем мы добьёмся результата.
4. Будьте гибкими.
Готовность отказаться от привычного образа действия, если он не приносит результат.
Технологии достижения целей (модели стратегичности в НЛП)
Способы рассмотрения и достижения целей:
1. модель «ТОТЕ». Т - тест О - результат Е - выход
Кибернетическая модель достижения цели включает в себя четко сформулированную цель, механизм обратной связи, который показывает нам, насколько далеко мы вышли за допустимые рамки, а также некоторые средства последовательной корректировки курса, применяемые до тех пор, пока мы не получим то, что хотели. Тот же принцип, что и в циклической модели успешности.
2.НС - ЖС (желаемое состояние).
Понятие состояние достаточно широкое и означает, в том числе и «состояние сознания». Наиболее значимые цели обычно связаны именно с состоянием сознания, нежели с объективными или материальными факторами. Как только цель четко определена, процесс переходит в стадию реализации. Но сам процесс включает в себя разнообразные изменения в нашем поведении, мыслях и настроениях. Все они потребуют решимости и энергии. Вы должны действительно захотеть перейти в новое состояние.
ресурсы
исходное состояние техники желаемое состояние
SCORE
S - симптом, настоящее время
C - причина, прошлое
O - результат
R - ресурсы + техники
E - эффекты
C S R O E
1. Результат: чего я хочу добиться?
2. Признаки: как я узнаю, что достигну цели? Что увижу, услышу, смогу сделать?
3. Условия: где, когда и с кем мне желательно вести себя так, достичь этой цели? не желательно?
4. средства: чего мне не достаёт, чтобы достичь цели?
5. Ограничения: почему я не достиг цели раньше?
6. Последствия: что произойдёт, если я достигну не достигну цели?
7. Ценность: стоит ли цель моих усилий?
3. Иерархия целей.
Насколько повседневные дела, отнимающие большую часть энергии и времени, соответствуют целям среднего и высшего уровня. Правильное распределение времени.
4. Модель жизненной стратегии.
Основные категории целей:
· иметь
· действовать
· знать
· относиться
· быть
Правильная постановка целей
1. Конкретность цели
Максимальная конкретность, подкрепление высших целей, временные ограничения, циклическая модель успешной деятельности.
2. Критерии достижения результата
Установить конкретные критерии достижения цели. Чем более конкретна цель, тем легче определить критерии (чувственная достоверность) её достижения. Во многих сферах это просто (награды, деньги, документы), однако в сфере отношений необходима выработка этих критериев (по чему можно судить, что я хороший отец).
3. Оценка сложности задачи
· оптимальный уровень эффективности (закон мотивации, разбиение на подэтапы общей задачи)
· сроки
4. Позитивность цели
Сбросить 3-4 килограмма - Достичь определённого веса к определённому времени.
5. Необходимые ресурсы
Внешние и внутренние.
6. Экологичность
Экология - среда, в которой происходят все перемены в модели изменения состояния. Одна цель служит предпосылкой и необходимым условием для другой и сама испытывает влияние со стороны. Разделение на части и их согласованность между собой.
7. Действия
Создать иерархию на листе и оценить свои цели.
Техника самооценки и ревизия убеждений
Записать цель, которую вы хотите достичь. Создать шкалу:
1 2 3 4 5
1 - самая низкая степень веры.
Указать как сильно верим в свою цель по отношению к суждениям:
- моя цель желанна и стоит этого
- эта цель достижима
- то, что мне нужно сделать для достижения этой цели, нормально и естественно
- у меня есть необходимые способности для достижения этой цели
- я заслуживаю достижения этой цели
1. ………. потому что………
2. И я ее достигну до того как……
3. И я ее достигну после того как …….
4. Пока…….
5. Если……..
6. Хотя и ……..
7. Так же как…….
8. В любое время…….
9. Так что…….
Если ниже 4, то цель никогда не будет достигнута.
Как работаем:
1 выделяем проблемные области (2 и 3)
Записываем фразу: «У меня есть все необходимые способности для достижения этой конкретной цели» (получение работы по специальности).
2. предлагаем челу вообразить некого своего двойника, сидящего напротив него. Фраза 1, 2, …., 9.
3. Потом тест проводится заново (новая шкала).
Если мы работаем со способностями, которые необходимы для достижения цели, то выявляем способности.
Творческая визуализация
Закон 3*3: если 3 раза промоделировать нереальную ситуацию в трех модальностях, то мы будем воспринимать эту ситуацию как реальную.
Самоисполняющиеся образы. Добейтесь появления у вас ясного образа, представьте вашу цель во всей полноте её чувственных ощущений - зрительные образы, звуки, запахи, вкус, тактильные ощущения. Позитивно настроенный человек порождает позитивные действия. «Не могу себе этого представить» - внутренняя цель не сформирована.
· постановка целей - необходимый момент любой деятельности. Без цели кибернетическая система человека работать не может.
· существуют более сильные способы фиксировать цели, чем простое записывание на бумаге.
· желаемый результат сначала может быть создан у нас в мозгу в мельчайших подробностях. Проигрывание сценариев. Можно «примерить» на себя всё, что угодно без реального риска, а потом решить подходить ли это вам.
· приобретение внутреннего опыта пребывания в различных состояниях, аналогично реальному опыту с людьми, вещами. Если что-то проиграно внутри нас, в реальности это будет легче сделать, т.к. будет опыт.
· техника визуализации позволяет сделать цель более привлекательной и яркой. Для этого требуется настроить субмодальности.
· интернализация (создание внутреннего образа) цели позволяет подключиться к подсознанию, как бы включается автопилот. Мозг работает сам по себе, без сознательных усилий с вашей стороны.
· чем привлекательнее цель, тем ярче и отчетливее будет её образ.
· нет необходимости визуализировать, как будет осуществляться цель. На деле это дает гибкость действия.
· четко визуализированную цель проще описать другим людям.
Эффективное общение
Сосредоточьтесь на том, чего вы хотите.
Разработайте для себя стандартную процедуру оценки целей общения.
· Чего именно я хочу добиться?
· Существуют ли какие-то цели, противоречащие данной?
· Как лучше всего организовать общение?
· Каким образом я могу установить и поддерживать контакт с партнером?
· Действительно ли мне удобнее, чем другим, говорить об этом?
· Как воспримут мое сообщение мои собеседники?
Тщательно обдумайте форму и содержание вашего сообщения, чтобы оно было подходящим для вашего собеседника.
Принцип уподобления
Залог эффективности контакта - быть таким, как ваш собеседник. Приобщение к «карте реальности» вашего собеседника. Перцептивная карта реальности - уникальная модель восприятия каждого человека, являющаяся результатом его предшествующего опыта, в «правильности» и «очевидности» которого он убежден. Например, оптимисту легче найти общий язык с другим оптимистом, чем с пессимистом. Деятельным людям трудно понять мечтателей.
Уподобление как внешнее, так и внутреннее.
Подстройка
Подстраиваться к манере общения и позам, которые использует ваш собеседник. Зеркальное отражение - подстраивание под поведение собеседника с целью установления более тесного контакта (позы собеседников одинаковые, зеркально отражают друг друга). Аспекты подстройки: скорость, громкость и тон речи, «язык тела», мимика, дыхание.
«Калибровка» контакта - сознательное и активное повторение телодвижений и поз вашего собеседника, наблюдение за эффективностью ваших действий, реакцией партнера на подстройку. Подстройка к группе. Чаще люди следуют за «языком тела» лидера этой группы. Можно наблюдать, кто из членов группы находится в тесном контакте друг с другом, кто занимает контрпозицию по отношению к коллективу, кто погружен в собственные мысли. Частичная подстройка - не полное повторение за партнером, а смягченное. Например, крутит ручку в руках - сделайте то же, но несколько иначе; опирается подбородком на руки - дотроньтесь рукой до своего лица. Подстройка и ведение за собой. Сначала подстроиться под собеседник, при этом контролируя свои действия (например, не поддаваться аффективным моментам, которые несет с собой партнер), затем постепенно изменять что-то в себе, ожидая пока это вслед за вами изменить другой (например, разжать руки, дождаться этого от другого, затем изменить положение ног; постепенный переход на спокойный тон).
Конгруентность. Конгруентность - полное соответствие между произносимыми словами и другими составляющими коммуникационного процесса (поза, мимика, интонация).
Способы восприятия мира
Модальность - сенсорный канал, через который поступает информация (зрение, слух, осязание и т.д.).
Репрезентативная система - система, кодирующая в нашем сознании сенсорную информацию, поступающую к нам через органы зрения, слуха, осязания, вкуса и обоняния.
Субмодальность - детальная характеристика нашей репрезентативной системы (например, яркость зрительного образа).
Каждый из нас по-своему воспринимает окружающее. Один мыслит в зрительных образах, а другой - в звуковых. Это предпочтение может быть очень слабо выражено, или же это может быть значительная степень доминирования (тогда нам трудно понять, как другой может мыслить иначе). Всем мы в большей степени пользуемся зрительными образами, затем идут звуковые, кинестетические; обонятельные и вкусовые образы не столь значимы в повседневности.
Если общаются люди с разными ведущими репрезентативными системами, то возникает проблема понимания. Чел должен быть гибким.
Дискретный канал - с ним не рождаются, он формируется позже (в результате психотравмы). Люди-компьютеры - чел, у которого в результате психотравмы закрылся один из его ведущих каналов (например, наши депутаты).
Типичные предикаты (фразы и обороты):
Визуальный тип |
Аудиальный тип |
Кинестетический тип |
|
Видеть Наблюдать Ясный Сверкать Сиять Блестеть Мерцать Светиться Цветной Различные цвета Яркий Темный Представлять картинку Видеть проблему Вспыхнуть Следить Мысленно представлять Отражать Тусклый Затуманить Освящать Походить на… Казаться Нарисовать картину Рисунок, фото Вижу, что вы имеете в виду темное место это выглядит… давайте ещё раз взглянем на это отрадно видеть при ближайшем рассмотрении туманное представление пролить некоторый свет |
Хихикать Высказывать мнение Выговариваться Слышать Слушать Звучать Щелкать Настраивать Отключаться Рычать Грохотать Свистеть Ломать Шуршать Хлопать Треск Хруст Громкотихо Орать Вопить Многословный визжать Интонация Диалог Общение По правде говоря попускать мимо ушей растрезвонить слово за слова скажите мне неслыханный |
Хватать Держать Ласкать Трогать Чувствовать Удобнонеудобно Больно Болезненно Тяжелый Легкий Гладкий Шершавый Теплый Холодный Шелковистый Бархатистый Грубый Чувственный Закупоренный Застрять приблизиться Обернуться идти Бежать Ползти Выпустить Расслабиться Возбудиться сердиться Беситься Гневаться падать Тесный Поддерживать контакт Потерять связь Прорубаться Врубаться устойчивый Погодите секунду холодный человек сердечный человек толстокожий человек уловил идею убийственный аргумент ловко сделано и пальцем не пошевелю ради этого это меня задевает я это печенкой чувствую я свяжусь с вами |
Обонятельный и вкусовой типы
Это дурно пахнет
горькая пилюля
свежий как роза
ядовитое замечание
это надо хорошо переварить
проглоти это
дело вкуса
о вкусах не спорят
Предикаты можно исследовать не только в устной, но и в письменной речи, особенно, если она носит неофициальный характер. При написании писем, отчетов и т.д. помните о сенсорных предпочтениях адресата.
Определение репрезентативной системы по физиологическим реакциям.
паттерн |
визуал |
аудиал |
кинестетик |
дискрет |
|
Поза Типы тела и движения Дыхание Тональность, скорость и сила голоса Направление взгляда |
Прямая, расправленная, голова и плечи подняты Как тощий, так и тучный, движения скованны, судорожны Высокое грудное Высокий, чистый, быстрый, громкий Взгляд над окружающими |
Искривленная, согнутая, голова и плечи опущены Чаще пухлый, округленный, мягкий, движения свободны и плавны Низкое брюшное Низкий, медленный, мягкий Взгляд под окружающими |
«Телефонная поза», голова наклонена в бок Неустойчивый тип тела, движения то зажатые, то свободные Полное брюшное и грудное Мелодичный, Ритмично-меняющийся Глаза опущены |
Скрещенные на груди руки, прямая осанка, поднятая голова Мягкая, полная, движения не гибкие Ограничено Монотонный, прерывистый, густой Над окружающими |
1. Визуальные воспоминания - ВВ
- Какого цвета ваша зубная щетка?
- Сколько дверей в вашем доме?
- Какого цвета волосы у вашего друга?
- Кого первым вы сегодня увидели?
- Какой цвет у светофора вверху: красный или зеленый?
2. Визуальное конструирование - ВК
- Представьте, что парадная дверь в вашем подъезде окрашена в зеленый цвет и розовый горошек.
- Представьте корову красного цвета.
- Представьте себя, похудевшего на десять килограмм.
- Представьте, что у вас розовые волосы.
- Представьте себе рогатую мышь.
3. Слуховое воспоминание - СВ.
- Услышьте, как вас зовет ваша мама.
- Услышьте звук падающего кирпича.
- Услышьте, как звенит ваш будильник.
- Услышьте, как шумят волны.
4. Кинестетические ощущения - КО.
- Какая ваша рука теплее: левая или правая?
- Какое у вас бывает ощущение, если вы прикусите язык.
- Вспомните ощущение от укола.
- Опишите свои ощущения после переедания.
- Вспомните свои ощущения, когда целовались первый раз.
5. Дискретный
-Задайтесь вопросом, что вам надо сделать на будущую неделю.
- Расскажите самому себе как вы прекрасны.
- Вспомните самый смешной эпизод в прошлом году.
Определение репрезентативной системы по движению глаз
Определение собственных сенсорных предпочтений
Насколько легко вы можете представить нижеприведенные ситуации?
Ясный, хорошо сфокусированный образ, почти реальный - 9 баллов. Чем сложнее представить образ, тем меньше баллов. Затруднения с получением четкого образа или его не удается зафиксировать - 1 или 2 балла. Необходимо подчеркнуть выбранный балл в бланке.
Визуальные представления.
1. У кого из ваших друзей или родственников самые длинные волосы?
2. Вспомните лицо своего школьного учителя.
3. Представьте себе полоски на шкуре тигра.
4. Вспомните цвет входной двери в том доме, где вы живете или работаете.
5. Представьте себе своего любимого телевизионного ведущего в какой-нибудь высокой шляпе.
6. Представьте себе самую большую книгу из своей домашней библиотеки.
Аудиальные представления.
1. Вспомните свою любимую мелодию.
2. Попробуйте услышать в своем воображении отдаленный звон церковных колоколов.
3. У кого из ваших друзей самый тихий голос?
4. Вспомните голос своего детского друга.
5. Представьте себе, как звучал бы ваш голос под водой.
6. Постарайтесь в воображении услышать шум морского прибоя.
Кинестетические представления.
1. Попробуйте представить, что вы окунаете левую ногу в холодную воду.
2. Представьте себе, что вы держите в руках гладкий бумажный стаканчик.
3. Представьте себе, что вы пихаете ногой кошку или собаку.
4. Представьте себе, что вы надели на ноги мокрые носки.
5. Представьте себе, что вы прыгаете с высокой стены.
6. Представьте себе, что вы катите по дороге колесо от машины.
Визуальные представления.
1. 1 2 3 4 5 6 7 8 9
2. 1 2 3 4 5 6 7 8 9
3. 1 2 3 4 5 6 7 8 9
4. 1 2 3 4 5 6 7 8 9
5. 1 2 3 4 5 6 7 8 9
6. 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Аудиальные представления.
1. 1 2 3 4 5 6 7 8 9
2. 1 2 3 4 5 6 7 8 9
3. 1 2 3 4 5 6 7 8 9
4. 1 2 3 4 5 6 7 8 9
5. 1 2 3 4 5 6 7 8 9
6. 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Кинестетические представления.
1. 1 2 3 4 5 6 7 8 9
2. 1 2 3 4 5 6 7 8 9
3. 1 2 3 4 5 6 7 8 9
4. 1 2 3 4 5 6 7 8 9
5. 1 2 3 4 5 6 7 8 9
6. 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Разделить общее количество баллов по каждой модальности на 6. Что преобладает?
Дискретная субмодальная система
Зрительные особенности этой системы:
§ способ написания слова (печатныеписьменные, заглавныестрочные буквы, вашне ваш почерк, ваш сегодняшнийболее ранний почерк)
§ характер изображения букв в слове (на плоскостиобъемные, из чего ни сделаны)
§ величина букв в слове (большие как на плакатах, средние как на заголовке газеты, маленькие)
§ цвет букв (цветные, какие именночерно-белые)
§ особенности формы букв (круглые, острые, тонкие,…)
§ начертание букв (прямоенаклонное, симметричноене симметричное)
§ месторасположение слова (над вами, перед, под, сбоку…)
Слуховые особенности этой системы:
§ голос, который произносит слово(ваш, чей, мж, ребенок, одинмного)
§ громкость, высота, темп, пространственное расположение источник звука
§ эмоциональный тон (положительный отрицательный нейтральный)
Кинестетические особенности этой системы:
§ материал, из которого сделано слово (мягкийтвердый, колющийгладкий, легкийтяжелый, плотныйрыхлый, гладкийшероховатый)
§ запах и вкус (ассоциируется ли какой-то конкретный запахвкус с данным изображением)
Метод 0-кольца
Физиологическая закономерность - расслабление проходит легче при воспроизведении отрицательного, чем положительного. У 20-30% это наоборот.
Жизненные стратегии
Мета-программа - макростратегия высокого уровня, определяющая принципы сортировки человеком собственного опыта, ориентирования в нем и организации его. Мета-программы более абстрактны, чем конкретные стратегии мышления, и определяют скорее общий подход к теме, чем детали процесса мышления.
Например, ваш подход к работе или к жизни вообще, оптимистический или пессимистический. Каким бы ни было конкретное содержание события, каждый человек фильтрует свой опыт в соответствии со сформировавшимися у него представлениями о реальности.
Некоторые виды мета-программ:
1. Боль или удовольствие.
Стремление к тому, что приносит удовольствие, или избежание того, что ведет к боли (оба сильные и могут приводить к сходным результатам, но первый всё же позитивнее).
Один человек говорит о том, чего он хочет, другой - чего не хочет.
«Если ты не сделаешь, то…». «Если ты сделаешь это, то…».
2. Внешнее или внутренне признание.
Один человек нуждается во внешнем признании (деньги, награды, похвала авторитета), у другого есть внутренне мерило успеха. Второму виду людей противопоказан мелочный контроль, они лучше справляются с работой при отсутствии широких контактов с людьми (узнать их мнение о своей работе) и постоянного надзора, их не нужно подкреплять извне.
3. Отношение ко времени.
«Сквозь время» - представляют образы будущего и прошлого перед собой, как бы глядя на них со стороны. Прошлое - с одной стороны, будущее - с другой.
«Во времени» - время представляют в виде прямой, проходящей спереди назад. Прошлое располагается сзади, как бы оборачиваются назад.
Есть культуральные различия в представлении времени.
Чтобы лучше понять представления других о времени, что способствует повышению эффективности взаимодействия, необходимо задаться вопросами:
· Что их больше всего заботит, живут ли они преимущественно прошлым или будущим, или всецело поглощены настоящим?
· Каким видится им будущее - ясным и светлым или же туманным и угрожающим?
· Как они представляют свое далекое прошлое и события недавних дней?
· насколько реальны их представления о прошлом и о будущем? И могут ли эти их представления призвать к действиям?
4. Основные категории целей:
· иметь
· действовать
· знать
· относиться
· быть
Кто-то сначала действует, а потом думает (если на это остается время), другой напротив сначала размышляет, а затем только действует (если на это остаются силы). Один человек, согласно своей жизненной модели, занимает потребительскую позицию (он озабочен тем, чтобы иметь и приобретать, наибольшее значение для него имею некие зримые, осязаемые свидетельства его успеха). А другой человек должен узнать обо всем, что касается любого предстоящего ему действия, прежде чем приступить к делу. Третьего больше всего заботят отношения - что подумают окружающие о каком-либо его поступке, как к этому поступку отнесутся дети, начальник, соседи. А четвертый больше всего печется о своем внутреннем мире, самочувствии и сохранении самоуважения. Делать или знать для такого человека менее важно, чем быть удовлетворенным жизнью, быть счастливым, быть хорошим инженером, отцом или кем-то еще.
ЯЗЫК -ВАШ СОЮЗНИК. Язык дает лишь слабое представление о том богатстве и разнообразии мыслей, которые роятся в нашем сознании и которыми мы пытаемся поделиться с окружающими. в основном, мы используем язык лишь на поверхностном уровне. Конечно, язык является единственным разумным средством для поддержания социальных контактов, но для людей, склонных к опрометчивым поступка, неправильное его использование чревато массой неожиданных проблем. Чрезмерное упрощение речи приводит к тому, что мы:
генерализуем (обобщаем), так что значительная часть конкретных деталей не доходит до адресата
опускаем любую информацию, которую, как мы полагаем, собеседник и так имеет или же которая является, с нашей точки зрения, несущественной в данном случае
искажаем значение слов, причем иногда до неузнаваемости.
1. ОБОБЩЕНИЯ.
3.1 модальные операторы обобщения
каждый, все, никто
явное обобщение - ты всегда так говоришь
скрытое обобщение - молодежь нынче не та
За обобщением стоит совершенно непримиримая позиция, исключающая возможность диалога: моя карта реальности единственно верная.
3.2 модальные операторы возможности
могу, не могу, возможно, невозможно
вы не можете поступить так, это совершенно невозможно
я бы никогда так никогда не смог - что вас останавливает? что произойдет? что нужно сделать, чтобы такое стало возможным?
Эта схема мешает достижению целей, негативная установка, способная к самореализации.
3.3 модальные операторы необходимости
должен, не должен, обязан, не обязан
не следует привлекать к делу такого0то сотрудника - а что собственно произойдет?
За этой схемой стоит высший авторитет, невидимый свод правил.
3.4 комплексный эквивалент
несколько выражений употребляются вместе, создавая у нас впечатление, что они означают одно и то же.
Ее это, должно быть, не волнует, она не проронила ни слова.
4. ОПУСКАНИЕ ИНФОРМЦИИ
4.1 деперсонализация
Меня это раздражает. Что раздражает? Они не понимают меня. Кто не понимает?
Опускается действующее лицо.
4.2 опускание глаголов
Его отношение меня беспокоит. Почему его отношение вас беспокоит, что именно он делает?
Она «зарубила» мое предложение. Что именно она сказала и сделала?
Как именно?
4.3 номинализации
Мне не хватает чувства неудовлетворенности. Что для вас, для меня или для кого-то другого это значит? Что же должно произойти, чтобы вы обрели это чувство?
страх, поражение, успех, уважение, счастье - примеры номинализации.
4.4 суждения
Диета может быть опасна для вашего здоровья. Кто так сказал? На каком основании Вы так считаете?
4.5 сравнения
лучше, лучший, т.е наречия сравнительной степени; слова, предполагающие сравнение (богатый, интеллектуальный, слабый)
Не хватает сравнительного критерия.
Марина - самая лучшая. По сравнению с кем? в чем?
5. ИСКАЖЕНИЯ
3.1чтение мыслей
Иногда кажется, что один человек знает, о чем другой думает в данный момент. Или другой человек ожидает от вас понимания. Как именно, по вашему мнению, я смогу узнать ваши чувства и мысли?
Ты не ценишь того, что я делаю. Почему ты решил, что я тебя не ценю?
Откуда вы все это знаете? Как я могу все это знать?
3.2 причина и следствие
Я бы уже закончил работу, но Макса не оказалось на месте.
Макс не отвечал на звонки или ещё что-то?
Отличие от комплексного эквивалента - утверждения следуют одно за другим часто в хронологическом порядке, а не объединены в конструкцию.
Признаком может быть союз «но». Я бы сказал ему, но он ведь с ума сойдет.
3.3. пресуппозиции
Отражают наш взгляд на мир.
Нельзя начинать новую карьеру в моем возрасте.
Какое платье вы выбрали, мадам, черное или красное? (продавец заранее решил за покупательницу)
Почему вы не внесли их в список? (вы неправильно составили список)
Вы такой же медлительный, как Боб. (Боб - медлительный чел)
Техника якорения
Якорение - связь состояний с событиями. Надо научиться ловить состояния и заякоревать их сопровождение. St (V, K, A).
Может возникать однократно (в результате сильного эмоционального потрясения).
Может быть за счет многократного повторения (условный рефлекс).
Будем якорить наши ресурсные состояния.
1. необходимо выбрать ситуацию, в которой ты менее всего эффективен (может быть состояние). Например, состояние волнения - надо получить спокойствие.
2. надо вспомнить 2-3 случая, когда (в данном случае) был максимально спокойным. Можно выбрать эталон спокойствия (человек, кино).
3. надо вспомнить это состояние (спокойное) по всем модальностям.
4. начинаем усиливать это состояние за счет добавления всех модальностей.
5. после максимального - сбрасываем состояние.
6. выбираем якорь (может быть V, K, A). Чаще используют кинест. якоря (лучше работают якоря на ногах). Активно используются точки на руках. Может быть некое слово (все якоря должны быть одинакового тона, нажима, яркости). Зрительный якорь - образ, картинка. Якорь - ресурсное состояние (поменять место). Необходимо около 7 раз погрузиться в состояние. Желательно создать якоря на большое число ресурсных состояний.
Техника наложения якоря на некоторые проблемные ситуации
Триггер - пусковой механизм, который запускает, например, ситуацию тревоги (преподаватель). Вспоминаем и накладываем якорь. Якорь необходимо постоянно обновлять.
Сфера использования: от работы с негативными состояниями до самолечения.
Техника скрещивания якорей
1. Берем триггер и накладываем якорь (на одном колене).
2. Берем ресурсное состояние. Его мы якорим на другом колене.
3. После того, как мы наводим якоря до совершенства - мы нажимаем сразу на два колена. Холодное с горячим - теплое. Проблема: если ресурсное состояние +3, проблемное состояние -10, то итог -7.
Для этого используют технику наложения множественных якорей. Мы якорим несколько ресурсных состояний (счастье, спокойствие, успех) в одну точку.
Техника взмаха
Якорение в визуальной модальности.
1. Отпустить спусковой механизм, запускающий негативную реакцию (триггер). Картинка.
2. Вспомнить свое поведение, которое было бы предпочтительнее (можно смоделировать - киногерой, вымышленный образ), примерить образ на себя. Снять. Смотреть как на картинку, ловим ощущения, если что-то не так, то примерят до тех пор, пока не получим положительные ощущения.
3. Представляем негативную картинку (большая, как на ТВ, четкая, яркая). Делаем всё то (цвет, яркость), что усиливает негативную картинку.
4. Положительную картинку помещаем вниз экрана (она размыта)
5. Команда (например, поехали!)
старая картинка уменьшается, теряет яркость. Новая увеличивается, приобретает четкость. Обязательно первой старую!
И так семь раз.
6. Просим чела воссоздать негативную картинку. Если правильно - не увидит, или нечетко. Другой способ проверки - в конкретной ситуации.
Понятие нейрологических уровней
уровни:
1. окружение
2. поведение
3. способности
4. ценности
5. идентификация
Теорию нейрологических уровней выдвинул Бейтси. Согласно этой теории:
- изменения на нижележащем уровне не обязательно вызывают изменения на вышележащем уровне.
- изменения на вышележащем уровне всегда вызывают изменения на нижележащих.
Поведенческая терапия работает со вторым уровнем.
НЛП:
1. мы всегда начинаем с 1 уровня. Берем конкретную ситуацию, которую мы хотим разрешить.
2. рассматриваем наши коммуникации
3. осознаем, что нам не хватает (какие способности)
4. работаем с 4 уровнем
5. появляется целостный образ. Пройдя путь с 1 по 5 нам легче изменить свою идентификацию.
Существуют определенные физиологические системы, которые можно отнести к каждому уровню.
5 уровень - иммунная
3 уровень - кора БП
Используются метафоры (притчи)
Страх: хорошо работают на втором уровне, но потом все возвращается.
Трансовые методики
тренинг на развитие интуиции.
Визуал:
друг на против друга
один закрывает глаза
другой закрывает глаза
мысленно обходим партнера (представляем его)
мысленно дотрагиваемся
задача партнера - определить
Слуховой образ:
закрывает глаза только принимающий, другой говорит цифры 1-3
может представить туннель, по которому транслируется цифра
Эмоция: возьмем состояние гнева, радости, печали, наслаждения,тревоги (2 полож., 2 отриц.) Вызвать, усилить состояние и пытаться передать другому челу. Воспринимающий закрывает глаза, другой - по желанию.
Трансовое состояние.
Одно из измененных состояний сознания. В трансе восприимчивость чела к внушению увеличено в несколько раз, например: аутогенная тренировка - необходим транс.
Эриксоновский терапия.
Эстрадный гипноз. Метод напряжения рук. На счет 1 - напрячь руки, вы не сможете разжать руки, на счет 10 разжать.
В эриксоновской терапии транс наводится косвенными методами.
Утилизация. Использование определенных внешних сигналов в расслабление чела.
Директивный метод - «расслабляйтесь».
Вхождение в транс помогает созданию образов. Например, в этом состоянии будет более эффективной работа с якорением.
Внешние признаки нахождения в трансе:
- изменяется дыхание (более поверхностное)
- на весах: одна рука тяжелее, чем другая (руки теплеют, тяжелеют)
- повышение температуры
- при закрытых глазах прекращается движение век
- глубокое состояние каталепсии - состояние гибкости
Транс может возникнуть спонтанно.
Метод Куе: в момент засыпания вы проговариваете какую-то фразу. Например, я здоров.
школа |
Понятия БС |
Природа ключевого понятия |
Функция ключевого понятия |
Способ терапевтического воздействия |
|
аналитическая |
Центральное место |
Врожденное, биологическое, разрушительное, эгоистическое, изначально негативное |
Источник энергии организма, вместилище подавленных побуждений, генератор симптоматических реакций |
Внесение в сознание содержимого подсознания для видоизменения социальной гармонии негативной энергии ИД. Ориентация на ЭГО. |
|
Юнговская |
Центральное место |
Врожденное, коллективное, трансцендентная, архетипическая, изначально позитивная |
Направляющая основа психики, вместилище личных воспоминаний и переживаний, и коллективных образных структур |
Процесс индивидуализации, с помощью которого содержимое БС выводится на сознательный уровень для воссоздания единого Я целостной личности. Трансличностная ориентация. |
|
Бихевиоризм |
Отрицание БС |
- |
- |
- |
|
Гуманистическая |
Нейтральное отношение |
- |
- |
- |
|
Когнитивная |
Нейтральное отношение |
- |
- |
- |
|
Эриксоновская и НЛП |
Центральное место |
Врожденное, поддающееся изучению, основанное на опыте, автономное, изначально положительное. |
БС - хранилище всего опыта (памяти и знаний). Главный источник беспредельных возможностей. Главная решаемая проблема - устранение симптома. |
Косвенная активизация БС резервов и возможностей для устранения проблемы - симптома и улучшения работы организма, ориентация на целостную личность |
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |