2
Федеральное агентство по образованию РФ
Московский Государственный Университет Экономики, Статистики и Информатики
БЕЛГОРОДСКИЙ ФИЛИАЛ
КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА И МАРКЕТИНГА
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Теория управления проектом»
Тема:
«Управление персоналом проекта и психологические аспекты»
Выполнила: студентка группы ЗММ- 51
Титоренко М.
Проверила: КЭН, Демура Н.А.
Оглавление
Введение
Управление проектом представляет собой достижение целей проекта при соблюдении установленных ограничений на его продолжительность и сроки завершения, стоимость и бюджет проекта, качества выполненных работ и требований к результатам. Управление проектом включает в себя такие направления деятельности как определение сферы деятельности, управление временем, управление финансами, управление качеством, управление коммуникациями, а также управление человеческими ресурсами.
Управление человеческими ресурсами представляет собой важную и необходимую составляющую в управлении проектом, от которой зависит эффективность достижения целей проекта, а также получение запланированного конечного результата. В зависимости от того, как грамотно и эффективно будет сформирована команда проекта, так и будет реализован проект в будущем.
Соответствие особенностей личности сотрудника качествам того или иного типа участников проектной группы еще не гарантирует эффективность результатов ее работы -- менеджеру по персоналу необходимо помнить, что проектная группа -- временное образование, главная цель которой -- работа над новой идеей.
Чтобы построить команду -- победителя, вы должны не только показать людям, кто руководит компанией, но дать им понять, что они могут стать частью этого руководства. Иначе, вы не можете ожидать, что люди поддержат группу, если они не согласны с теми, кто ее возглавляется или даже не знают, кто и где ее возглавляет.
То есть, как HR-менеджер вы должны показать людям:
§ Ваше видение будущего
§ Вашу стратегию по достижению этого видения
§ Почему это -- лучшая стратегия
§ Каждое достижение, которого добивается эта команда, -- уже победа.
Причем, это не может быть сказано лишь однажды. Вы должны постоянно напоминать людям, что планирует ваша организация, и что это действительно будет иметь пользу для персонала в будущем.
Особую актуальность данная тема имеет в текущей ситуации финансового кризиса.
Целью данной курсовой работы является изучение теоретических основ управления персоналом команды, а также разработка и обоснование инвестиционного проекта для ОАО «Белгородский молочный комбинат».
Для достижения поставленной цели в данной курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть организационные вопросы управления персоналом проекта;
2. Рассмотреть психологические аспекты управления командой проекта;
3. Провести анализ потенциала ОАО «Белгородский молочный комбинат»;
4. Разработать проект повышения эффективности деятельности ОАО «Белгородский молочный комбинат» и обосновать его эффективность.
Объект исследования - ОАО «Белгородский молочный комбинат».
Для написания данной курсовой работы была использована специальная литература для ВУЗов по исследуемой теме.
1.1 Управление персоналом команды
Стратегия |
Содержание стратегии |
|
Подбор специалистов |
Этап определяет в значительной степени успешность работы команды и включает:? определение формальных требований (образование, опыт, специальные навыки). Формальные требования характеризуются тем, что они могут быть довольно точно измерены.? определение индивидуально-психологических требований, которые учитывают как специфику деятельности, так и особенности людей, с которыми предстоит взаимодействовать новому сотруднику.? проведение предварительного конкурса рекомендации и резюме и собеседование? проведение оценки претендентов на базе психодиагностических методик,профессионального тестирования и методов ситуативной диагностики |
|
Адаптация |
Содержит в себе цели и средства, позволяющие члену команды в совпадающий с испытательным сроком промежуток времени освоить свои обязанности, стандарты деятельности и поведения и выйти на приемлемый уровень эффективности деятельности в команде проекта. На завершающем этапе адаптационного периода проводятся контрольные процедуры, позволяющие оценить, насколько сотрудник освоил свое рабочее место, и принять решение об окончании испытательного срока. |
|
Кадровый мониторинг |
Предполагает проведение аттестации и планирования карьеры. Позволяет руководству проекта получить несколько результатов: ? позитивный «будоражащий» эффект;? возможность объективно оценить персонал;? получить информацию о том, какие характеристики? сотрудников являются наиболее проблемными;? поставить перед сотрудником цели на профессиональное? и личностное развитие до следующей аттестации;? сообщение сотрудникам о возможностях по развитию их карьеры, в том числе за счет придания новых функций и повышения ответственности |
|
Обучение и развитие |
Предполагается различие между повышением профессиональной квалификации (обучение) и совершенствованием личностных характеристик (развитие). В данной стратегии значимость личностных характеристик/ благоприятствующих реализации профессиональных задач, существенно выше значимости уровня квалификации, поскольку индивидуально-психологические характеристики могут радикально блокировать эффективность профессиональной деятельности. Стратегия обучения и развития формируется по результатам оценивания на этапе подбора специалистов и их аттестацииИспользуются три варианта обучения и развития:? постоянно обновляемая система инструктажей, которые реализуются внутренними ресурсами команды проекта;? совокупность краткосрочных обучающих и развивающих программ.(лекционных курсов, семинаров, программ психологического тренинга,предполагающих привлечение внешних ресурсов);? фундаментальная подготовка управленцев и специалистов в высших учебных заведениях |
|
Мотивация и стимулирование |
Стратегия направлена на то, чтобы члены команды испытывали желание интенсивно и результативно работать именно в этой команде.Выделяются следующие связанные между собой мотивационные подсистемы материального и нематериального стимулирования, связанные с:? результатами деятельности;? стажем деятельности;? стабильностью стилевых характеристик деятельности и соответствием поведения ценностям команды проекта.? статусом |
|
Обеспечение взаимодействия |
Стратегия направлена на достижение ясности и отчетливости в стандартах взаимодействия сотрудников в интересах достижения командой проекта своих целей. В рамках этой стратегии достигаются цели согласованных стилей управления, постановки задач, обязательных стандартов коммуникации и взаимной поддержки |
|
Стабилизация персонала |
Предназначение -- стабилизировать и сохранить наиболее полезных и лояльных сотрудников, костяк команды проекта, ориентированный на долгосрочную и эффективную работу |
|
Параметры |
Традиционное обучение внутри предприятия |
Обучение, совмещенное с организационным развитием |
|
Объект |
Отдельный руководитель |
Группы, межгрупповые связи, руководитель и группа |
|
Содержание |
Основы управленческих знаний и навыков |
Коммуникативные навыки, умения разрешать проблемы |
|
Параметры |
Традиционное обучение внутри предприятия |
Обучение, совмещенное с организационным развитием |
|
Обучающиеся |
Руководители младшего и среднего звена |
Все руководители вплоть до высшего звена |
|
Учебный процесс |
Основан на информации и рационализации |
Основан на информации, рационализации,коммуникации и эмоциях |
|
Стиль обучения |
Исходит из предметовИ особенностей преподавателей |
Исходит из особенностей участников, их опыта, проблем, отношении и умений консультантов |
|
Цели обучения |
Рациональность и эффективность |
Приспособление, изменение, информирование |
|
Форма проведения |
Местные семинары, курсы |
Свободный выбор форм в зависимости от необходимости и ситуации |
|
Ответственность за проведение |
Преподаватели, организаторы |
Участники |
|
Стабильность программы |
Стабильная |
Гибкая программа, адаптированная к ситуации |
|
Концепции обучения |
Адаптация руководителей к нуждам предприятия |
Одновременно изменить руководителей и организацию |
|
Участие в подготовке учебных и других программ |
Участники не включены в составление учебных программ |
Руководители принимают участие в составлении программ изменения предприятия |
|
Направленность |
Ориентация на знания, которые могут пригодиться в будущем |
Ориентация на конкретное изменение |
|
Активность участников |
Как правило, малоактивны |
Как правило, очень активны |
|
1.2 Психологические аспекты управления персоналом
2.1 Характеристика объекта иследования
ОАО "Белгородский молочный комбинат" группы компаний "Parmalat" является лидером по производству молочной и соковой продукции. Комбинат награжден дипломами и медалями международных выставок.
Фактический и юридический адрес:308032, г. Белгород ул. Привольная, 5.
Основными видами деятельности Общества являются:
закупка молока и молочных продуктов;
переработка молока и молочных продуктов;
производство молочной продукции, соков и детского питания;
разработка проектов технологии и оборудования для молочной промышленности;
внешнеэкономическая деятельность, связанная с реализацией уставных задач;
выполнение комплекса работ по организации комплексного строительства и проектирования перерабатывающих предприятий;
строительство и реконструкция объектов гражданского и промышленного назначения;
оказание услуг по транспортному обслуживанию;
эксплуатация объектов газового хозяйства, паровых котлов давлением пара более 0.7 кгс/кв.см., сосудов, работающих под давлением;
организация торговли и общественного питания, в том числе собственной сети столовых, ресторанов, магазинов;
реклама, маркетинг продукции и услуг российских и зарубежных предприятий и организаций с предоставлением посреднических услуг по организации сбыта (реализации) и сервисного обслуживания;
представительство иностранных фирм на территории РФ и третьих стран;
оказание услуг на коммерческой основе, включая не основную деятельность.
Ассортимент выпускаемой продукции: пастеризованная молочная продукция (молоко, кефир, сметана и пр ), мо локо стерилизованное, сливки и сметана стерилизованные, молочные коктейли, йогурты и десерты, масло "Крестьянское", "Бутербродное", "Белгородское", фруктовые соки, кондитерские изделия, маргарин, майонез, горчица, минеральная вода Используемые торговые марки "Белый Город", "4 Сезона", Parmalat, Santal
Производственную и организационную структуры предприятия ОАО «Белгородский молочный комбинат» можно представить виде таблицы 3 и рисунка 4:
Таблица 3
Производственная структура ОАО «Белгородский молочный комбинат»
Производственная структура предприятия |
|||
Основные цеха |
Вспомогательные цеха |
Обслуживающие цеха |
|
Сырный цех |
Электроцех |
Транспортное хозяйство |
|
Маслоцех |
Мехцех |
Складское хозяйство |
|
Творожный цех |
Цех КИПиА |
||
Лаборатория |
|||
Генеральный директорОАО «Белгородский молочный комбинат» |
|||||||||
Заместительген.директора |
Главный бухгалтер |
Главныйинженер |
Главныйэкономист |
Директорпроизводства |
|||||
КоммерческийДиректор |
Инженер по ОТ и ТБ |
Начальникавтогаража |
Начальник охраны |
Старшиймастер |
|||||
Менеджеры |
Бухгалтерия |
Энергетик |
Экономисты |
Сменные мастера |
|||||
Продавцы |
Оператортоваровед |
Механик |
Лаборанты |
||||||
Строительнаягруппа |
|||||||||
Персонал, работающий на предприятии подготовленный и высококвалифицированный. При принятии на работу учитывается: тип сотрудников, их квалификация, образование, опыт работы в данной сфере. компетентность и подготовка.
Культура предприятия (атмосфера или климат в организации) используется для привлечения работников отдельных типов и для стимулирования определенных типов поведения. Имидж ОАО «Белгородский молочный комбинат» создается с помощью сотрудников, клиентов и общественного мнения. Культура и образ фирмы подкрепляются или ослабевают под действием репутации организации.
Принятие каких либо решений на предприятии осуществляется по средствам приказов, распоряжений, соглашений и т.д.
На проводимых «планерках» начальники участков обсуждают и принимают решения вместе с генеральным директором. После принятия решения инспектор ОК подготавливает приказ, подписывает его генеральным директором и ознакамливает с изложенным в приказе всех касающихся его лиц под роспись. Контроль за исполнением приказов, распоряжений и т.д. генеральный директор оставляет за собой.
2.2 Анализ товарного рынка
Продуктовые границы товарного рынка определяются, исходя из вида деятельности, возможности взаимозаменяемости услуг и товаров.
Федеральным законом от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» определено понятие продовольственного сырья.
Под продовольственным сырьем понимается сырье растительного, животного, микробиологического, минерального и искусственного происхождения и вода, используемые для изготовления пищевых продуктов.
Сырьем для производства молочной продукции является молоко.
Существуют различные виды молока, в том числе коровье, козье, кобылье. По данным перерабатывающих предприятий в промышленной переработке используется (поступает) в основном коровье молоко, так как другие виды молока производятся в небольших количествах и используются чаще всего населением только для собственных нужд.
Для установления принадлежности молочного сырья к классификационной группе, использовался общероссийский классификатор продукции (ОКП).
Код молочного сырья по ОКП является - 98 1912, эта товарная группа включает в себя: молоко коровье.
Молоко как продукт относится к социально значимой группе товаров. В молоке содержится свыше 100 ценнейших компонентов: до 20 сбалансированных аминокислот, почти столько же жирных кислот и сахарлактоза. Молоко включено в состав потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети).
Молоко, предназначенное для промышленной переработки, должно соответствовать требованиям ГОСТа Р 52054-2003 (распространяется на молоко натуральное коровье (далее молоко), производимое для дальнейшей переработки в установленном ассортименте), ветеринарным и санитарным правилам. Молоко должно быть цельным, свежим, с минимальным количеством микробов, без дефектов вкуса, запаха, консистенции и цвета, не замороженным, плотностью не менее 1,027 г/см3.
По вопросу взаимозаменяемости сырого молока, как сырья для производства молочной продукции взаимозаменяемым сырьем, согласно технологического процесса изготовления молочной продукции можно считать сухое молоко. При существующей технологии при восстановлении сухого молока, восстановленное сырье добавляется к сырому молоку. Но не все виды молочной продукции возможно изготовить из сухого молока. Например, такой продукт, как масло животное, из сухого молока изготовить не возможно.
Как показал опрос хозяйствующих субъектов, осуществляющих переработку молока, в большинстве своем данный вид сырья не является актуальным в связи с дополнительными энергозатратами на его переработку и наличия емкостей больших размеров для его замачивания.
Основными причинами замены некоторыми молочными комбинатами сырья (сырое молоко на сухое молоко) является следующее:
- сезонный спад надоев молока;
- тенденция снижения поголовья скота, в частности молочного стада.
В соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОК 005 -93 (ОКП), утвержденным постановлением Госстандарта РФ от 30.12.93 (редакция от 01.09.2006 молоко и молочная продукция относится к коду 922001, к которому отнесены следующие отрасли: мясная, молочная, рыбная, комбикормовая и микробиологическая.
В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД), утвержденным постановлением Госстандарта России от 06.11.2001г. № 454-ст. деятельность по производству молочных продуктов относится к разделу D «Обрабатывающие производства», подраздела DA «Производство пищевых продуктов, включая напитки и табак» и классифицируется как «производство молочных продуктов» - код 15.5; «переработка молока и производство сыра» - код 15.51; производство цельномолочной продукции - код 15.51.1.
Таким образом, предприятия, выпускающие указанную продукцию, осуществляют деятельность по переработке молока.
В ходе проведенного анализа установлено, что все действующие молокозаводы производят закупку молочного сырья для производства собственной готовой молочной продукции, либо используют молочное сырье собственного производства. Переработка молочного сырья на давальческих условиях, когда сырье и готовая продукция являются собственностью заказчика, осуществляется комбинатами крайне редко.
На территории Белгородской области частично по давальческой схеме работают 3 хозяйствующих субъекта: ОАО «Содружество», Валуйское ОАО «Молоко» и ЗАО «Томмолоко». При этом заказчиками являются хозяйствующие субъекты, расположенные на территории других регионов (Воронежская и Московская области, г. Москва).
Таким образом, продуктовые границы анализируемого рынка определены как деятельность по переработке молока и производства цельномолочной продукции.
Отличительным аспектом данных рынков является также и то, что параллельно существуют два взаимосвязанных рынка переработки молока - (сырья для производства молочной продукции) и собственно переработки молока, технологический процесс которых изначально совпадает.
Географические границы товарного рынка
Географические границы товарного рынка определяют территорию, на которой покупатель имеет экономическую и технологическую возможность приобрести, а продавец реализовать рассматриваемый товар и такая возможность отсутствует за ее пределами.
Поскольку молоко является скоропортящимся продуктом, то на географические границы исследуемого рынка влияет такой фактор, как удаленность производителя молока от предприятий переработчиков.
Как для сельскохозяйственных, так и для молочных предприятий экономически целесообразно организовать доставку молока при минимизации транспортных расходов.
В этой связи при строительстве молокозаводов в Белгородской области (строительство осуществлялось в 60-70 годы 20 - го века) за основу был взят принцип размещения их по административно-территориальным районам региона, ныне муниципальным районам. При этом необходимым условием для обращения товара (молочного сырья) являлось :
- развитость транспортной составляющей (наличие и состояние дорог);
- размещение предприятий в районном центре, который практически был связан транспортной сетью со всеми сельхозпроизводителями района;
- доступность перемещения товара (цельномолочной продукции) к покупателю.
В последние годы транспортные расходы по доставке молока значительно увеличились в связи с постоянным ростом цен на бензин, запчасти и т.д. Это обусловило для сельскохозяйственных производителей ограничение выбора молочных предприятий для сдачи молока.
Молоко доставляется на предприятия транспортом как сельскохозяйственных, так и молочных предприятий, поэтому сельхозпроизводителям более выгодно поставлять молоко на предприятия, расположенные на территории Белгородской области, в основном в административных границах муниципальных районов или поселений. Но как показывает опрос среди производителей и переработчиков, вследствие нехватки сырья молочные предприятия вынуждены завозить молоко и из более отдаленных населенных пунктов или других областей, однако это не является постоянным и главным критерием при доставке молока.
Другими факторами, определяющими географические границы рынка переработки молока, являются: загрузка производственных мощностей, ценовая политика, сложившиеся хозяйственные связи, инфраструктура приемки и доставки молочного сырья.
Качество молока, поступающего на молочные комбинаты, является основой производства качественной молочной продукции. Поэтому переработчики молока и его производители по возможности помогают каждый своим партнерам. Это и охлаждение молока со стороны сельхозпроизводителей (в большинстве своем сельхозпроизводители обеспечены танками-охладителями), со стороны переработчиков (строительство мелкоприемных пунктов). Такой опыт есть практически во всех муниципальных районах области.
Суммарная производственная мощность по переработке молока на молочных предприятиях, расположенных на территории Белгородской области, составляет 2022,5. тонн в год.
В таблице 4 приведены показатели, характеризующие мощность и коэффициент использования мощности каждым молокозаводом, а также объема переработки сырья, в том числе в муниципальном районе:
Таблица 4
Характеристики производства молокозаводов
Наименование предприятий |
Мощность 2006 год |
Объем переработки молока 2008-2006гг., тонн |
||
Фактически установленная тонн/сутки/ туб |
Коэффициент использования, % |
|||
ЗАО «Алексеевский молочно-консервный комбинат » |
32/96 |
60/75 |
147501 |
|
ОАО «Белгородский молочный комбинат» |
255 |
80 |
123561 |
|
ОАО «Белмолпродукт» |
115,5 |
90 |
59942 |
|
ОАО Валуйское «Молоко» |
200 |
44,4 |
33640 |
|
ЗАО «Волоконовский молочно-консервный комбинат» |
- |
- |
- |
|
ООО «Молоко Вейделевки» |
82 |
60 |
20722 |
|
«Сыр-молоко» (Грайворон ) |
70 |
70 |
27170,5 |
|
ОАО «Ивнянский маслозавод» |
130 |
38 |
18881 |
|
ОАО ОАО «Русь-Молоко» (Короча) |
30 |
90 |
15721 |
|
ОАО «Красногвардейский молзавод» |
60 |
40 |
19037 |
|
ОАО «Михайловский сыр» |
100 |
100 |
42775 |
|
ООО «ОНКЕН» |
100 |
65 |
25593 |
|
ОАО «Молоко» (Ракитное) |
160 |
4 |
1794 |
|
ОАО «Содружество» (Ровеньки) |
120 |
94,1 |
53613 |
|
ОАО молочный комбинат «Авида» |
250 |
55 |
90297 |
|
ООО ПК «Стойленский» |
20 |
|
10438 |
|
ЗАО «Томмолоко» |
190 |
82 |
47763 |
|
ОАО «Молочный Комбинат Кристалл» |
150 |
40 |
24646 |
|
ОАО «Шебекинский маслозавод» |
75 |
64 |
43520 |
|
Как следует из приведенных данных в большинстве своем географические границы рынка переработки молочного сырья совпадают с административными границами Белгородской области, что позволяет отнести анализируемый рынок к региональному. В то же время отдельные предприятия, такие как ЗАО «Алексеевский молочный комбинат», ОАО Шебекинский маслозавод», ООО «ОНКЕН», ОАО «Белмолпродукт» расширяют географические границы закупок сырого молока, покупая его не только в муниципальном районе, где расположено предприятие, а по всей области и в других соседних регионах. Свыше половины предприятий осуществляют переработку молока, поставляемое от сельхозпредприятий муниципального района и поселений, где расположено перерабатывающее предприятие. При этом основным условием обращения товара на данных локальных рынках является:
- возможность перемещения товара к покупателю (обеспечивающие сохранение потребительских свойств товара;
-организационно-транспортные схемы приобретения товара покупателями.
Таким образом рынок переработки молочного сырья в целом по Белгородской области отнесен к региональному, а в границах муниципального образования - к локальному.
Объем рынка молочного сырья
По данным Белгородстата на территории Белгородской области производство молока осуществляют 262 сельскохозяйственных предприятия различной организационно-правовой формы и 570 фермерских хозяйств.
Всеми категориями хозяйств было произведено молока:
? в 2003 г. - 623,4 тыс. тн.;
? в 2007 г. - 552,3 тыс. тн.;
? в 2008 г. - 515,7 тыс. тн.;
? в 2006 г. (9 мес.) - 446,4 тыс. тн.
На долю хозяйств населения и фермеров приходится 40,8% объема производства молока.
Отмечается постоянный спад производства молока. В указанный период производство сократилось на 17,3 %.
Сокращение производства молока произошло как в сельхозпредприятиях, так и в личных хозяйствах населения.
Основной причиной снижения объемов производства молока остается сокращение поголовья коров, которое в отчетном периоде имело место как в сельхозпредприятиях, так и в личных хозяйствах населения.
С 2003 по 2005 год поголовье крупного рогатого скота сократилось с 410,64 тыс. голов до 334,1тыс. голов или на 18,7%. Необходимо отметить, что в структуре поголовья скота по прежнему наибольшую долю занимают сельхозпредприятия, на население и фермеров приходится 34,1% поголовья крупного рогатого скота.
Как показал опрос сельхозпроизводителей, одной из главных причин усиления тенденции сокращения поголовья коров является состояние кормовой базы. В соответствии с данными Белгородстата в 2007 году было заготовлено на 11,4% меньше, чем в 2008 году грубых и сочных кормов. Кроме того, низкое качество кормов не позволяет получить уровень молочной продуктивности коров, соответствующий генетическим возможностям используемых пород. На снижение поголовья скота влияет и такие факторы, как сохранность поголовья в связи с заболеванием животных, нехватка ремонтного молодняка и даже низкий уровень заработной платы в животноводстве.
Тенденция роста численности коров в крестьянских (фермерских) хозяйствах, а также и производства молока сохранилась, но, поскольку их доля в общем поголовье ниже на прирост это повлияло в незначительной степени.
Из общего произведенного количества молока закуплено перерабатывающими предприятиями, расположенными на территории Белгородской области:
? в 2007 году - 446,2 тыс. тонн.
? в 2008 году - 404,12 тыс. тонн.
? в 2009 году (9 мес.) - 333,46 тыс. тонн.
Необходимо отметить, что молоко и молочные продукты традиционно являются жизненно важным звеном в рационе жителей Белгородской области. В стоимости потребительской корзины их доля составляет 16%. На сегодняшний день на среднестатистического жителя нашей России приходится примерно 230 кг, в Белгородской области 262 кг, что почти в два раза ниже норм, рекомендованных специалистами по питанию.
Количественные показатели структуры рынка
Структура молочной отрасли Белгородской области как сказано выше сложилась еще во время плановой экономики. Область разделена на 21 муниципальный район и один городской округ. В 19 муниципальных районах имеется молокозавод. В анализируемый период переработку молочного сырья осуществляло также 19 хозяйствующих субъектов. Информацию представили 18 предприятий. Закупают переработчики молоко не только у сельхозпроизводителей, расположенных на территории муниципального района и его поселений, но и по всей территории Белгородской области, а некоторые из них и за ее пределами (Курская и Воронежская области).
Количественной характеристикой объема товарных ресурсов анализируемого рынка является общий объем переработки молочного сырья, осуществляемого в географических границах товарного рынка всеми хозяйствующими субъектами, функционирующими на данном товарном рынке, а также объем переработки молочного сырья, осуществляемого в границах муниципальных районов.
Количественными показателями, характеризующими структуру товарного рынка являются:
- численность хозяйствующих субъектов, действующих на анализируемом товарном рынке;
- доли каждого хозяйствующего субъекта, функционирующего на данном товарном рынке;
- показатели рыночной концентрации.
Анализ коэффициента использования мощности, приведенный в таблице 1 показал, что в разрезе предприятий данный показатель неоднозначен и колеблется от 4% (ОАО «Молоко», Ракитянский район) до 100% (ОАО «Михайловский сыр»). Как следует из опроса хозяйствующих субъектов низкий уровень загруженности производственных мощностей, объясняется недопоставками молочного сырья из-за сокращения его производства, о чем говорилось выше. Не мало важное значение имеет и высокая степень износа материальной базы.
На товарном рынке по переработке молочного сырья в целом по региональному рынку явно выраженных доминантов нет, разрыв между значениями долей хозяйствующих субъектов неравномерный, их доля в общем объеме товарного ресурса колеблется от 0,5% до 20%.
Уровень рыночной концентрации товарного рынка в целом характеризуется величиной коэффициента рыночной концентрации 3-х крупных хозяйствующих субъектов (CR3), которая составила:
? в 2008 году - 44,5%;
? 2009 год (9 месяцев)- 42,5%.
Индекс рыночной концентрации Герфиндаля - Гиршмана (НН1) соответственно составил 969 и 954.
Показатели рыночной концентрации рынка молочного сырья, свидетельствуют о неравномерности действующих на данном рынке хозяйствующих субъектов, приобретающих молочное сырье для переработки, и разномасштабности их деятельности.
Если анализировать количественные показатели регионального рынка в целом, то можно сделать вывод о низком уровне концентрации, так как крупные предприятия покупают молоко во всей Белгородской области. В то же время свыше половины молокозаводов большую часть молока приобретают в своих муниципальных районах, где доля их свыше 35%.
Товарный рынок по переработке молочного сырья на локальных рынках является высококонцентрированным.
Качественные показатели структуры товарного рынка
Качественными показателями, характеризующими структуру товарного рынка являются:
- наличие (или отсутствие) барьеров входа на рынок потенциальных конкурентов, степень их преодолимости;
- открытость рынка для межрегиональной и международной торговли.
В результате исследования рынка переработки молока установлено следующее:
Государственная и региональная политика
Региональная политика Белгородской области направлена на дальнейшее наращивание продукции сельского хозяйства и повышение его эффективности, что определено постановлением Правительства Белгородской области от 23.04.2007 №34-пп «О плане мероприятий по реализации стратегии развития сельского хозяйства Белгородской области». Указанным постановлением предусмотрено увеличение производства молока во всех категориях хозяйств к 2010 году до 1 млн. тонн в год. Приоритетным направлением считается организация крупных специализированных предприятий по производству молока.
В 2006 году во исполнение постановления №34 принято постановление правительства Белгородской области от 21.12.2006 №265-пп «Об областном проекте «Развитие молочного животноводства» до 2010 года». Главным направлением в развитии молочного животноводства Белгородской области является повышение качества продукции за счет строительства новых и реконструкции действующих ферм и комплексов с внедрением новых технологий, оборудования и техники.
Участниками реализации указанного Проекта будут являться крупные индустриальные агрохолдинговые компании и многоотраслевые сельскохозяйственные организации по производству молока, а также предприятия, у которых производство молока не является профильным.
Источники финансирования и меры государственной поддержки участников указанного Проекта предусматривают использование механизма частно-государственного партнерства в таких формах как:
- субсидирование части процентной ставки по банковским кредитам (из федерального и областного бюджетов);
- обеспечение подведения внешних инженерных сетей газа и энергоснабжения, подъездных путей и благоустройство территорий с твердым покрытием за счет областного бюджета;
- предоставление льгот по уплате налога на имущество, создаваемое при реализации инвестиционных проектов по строительству объектов молочного животноводства.
В 2007 году постановлением Правительства Белгородской области от 26.01.2007 №19-пп «О поддержке развития молочного животноводства» из областного бюджета выделяются дотации с целью обеспечения обновления дойного стада.
В целом рынок молочного сырья полностью открыт для межрегиональной торговли. Подтверждением открытости рынка молочного сырья является отсутствие административных барьеров при его передвижение между регионами.
Проведенный анализ рынка переработки молочного сырья показал, что:
1. Продуктовыми границами исследуемого рынка является деятельность по переработке молока.
2. Продавцами (поставщиками молочного сырья) на данном рынке в основном являются сельскохозяйственные предприятия, а также фермерские хозяйства и хозяйства населения, а покупателями - перерабатывающие предприятия- молочные комбинаты, осуществляющие деятельность по переработке молока и производства цельномолочной продукции,
3. Географические границы рынка переработки молочного сырья совпадают с административными границами муниципальных районов Белгородской области, что позволяет отнести анализируемый рынок не только к региональному, но и локальному.
4. Количественные показатели, характеризующие структуру анализируемого товарного рынка переработки молока, позволяют сделать вывод о разной степени развитости конкурентной среды на указанных рынках. На региональном рынке сложился низкий уровень концентрации, так как крупные предприятия покупают молоко во всей Белгородской области. В то же время свыше половины молокозаводов большую часть молока приобретают в своих муниципальных районах, где доля их свыше 35% и локальные товарные рынки по переработке молочного сырья является высококонцентрированными.
5. Молоко является быстро портящимся продуктом и для осуществления его переработки необходимы финансовые вложения, поэтому цены на молочное сырье устанавливают переработчики.
В большинстве своем производители молока не имеют возможности влиять на цену сдаваемого ими молочного сырья.
6. Рынок молочного сырья открыт для межрегиональной торговли.
Случаев отказов перерабатывающими молочными предприятиями в заключении договоров на закупку молока не выявлено.
В то же время увеличение затрат на транспортировку молочного сырья обуславливает сельхозпроизводителей к необходимости ограничения выбора молочных предприятий для сдачи молока. Это обстоятельство и привело к сужению в ряде случаев географических границ рассматриваемого рынка. Молочные предприятия в основном принимают молоко от хозяйств района своего местонахождения и близлежащих, так как транспортировка молока на дальние расстояния при отсутствии танков охладителей или приемных пунктов приводит к ухудшению качества молока, а сельхозпредприятия также из-за высоких транспортных затрат в большинстве своем поставляют молочное сырье на предприятия своего муниципального района.
В качестве негативных аспектов во взаимоотношениях между сельхозтоваропроизводителями молочного сырья и перерабатывающими организациями можно отметить следующее:
· не достаточная развитость рыночной инфраструктуры, а именно (нехватка специальных транспортных средств и специального холодильного оборудования для охлаждения молока);
· сезонные колебания цен, что в какой то мере снижает заинтересованность хозяйств-производителей молочного сырья в наращивании объемов производства продукта.
Развитие интеграционных процессов между сельскохозяйственными товаропроизводителями и перерабатывающими предприятиями в экономике АПК Белгородской области и в частности молочного животноводства, намеченное на период до 2010 года и предусматривающее увеличение производство молока с использованием новейших технологий, позволит улучшить его качество и снизить себестоимость. Установить равные условия конкуренции, что в конечном итоге положительно повлияет на весь рынок производства молокосырья и цельномолочной продукции.
2.3 Технико-экономический анализ деятельности ОАО «Белгородский молочный комбинат»
Целью для организации ОАО «Белгородский молочный комбинат» являлось производство и выпуск молочной и кисломолочной продукции.
В настоящее время производство молочной продукции производится на точно отрегулированной высокопроизводительной линии, которая позволяет делать продукцию высокого качества и в достаточном количестве. Основной отличительной особенностью завода является высокий уровень использования производственных мощностей (не менее 93%) и устойчивое положение на рынке сбыта. Это достигается за счет высокой квалификации рабочих, непрерывной модернизации производства, обеспечивающей снижения затрат на изготовление продукции, повышения требований к качеству, расширения ассортимента молочных продуктов, усовершенствований упаковки. Завод имеет все необходимые производственные мощности. С помощью этих производственных мощностей завод перерабатывает около 100 тонн молока в сутки. Производственные мощности постоянно обновляются. Общая территория, которую занимает данное предприятие, составляет 12,8 га.
Анализ основных фондов
Состояние, структуру и движение основных фондов (ОФ) характеризуют следующие показатели:
1.Коэффициент обновления (Кобн);
Кобн = Стоимость поступивших ОФ / Стоимость ОФ на конец периода;
Кобн = 49 734 тыс. руб. / 539 987 тыс. руб. = 0,092
2. Срок обновления ОФ (Тобн);
Тобн= Стоимость ОФ на начало периода /Стоимость поступивших ОФ
Тобн = 492 246 тыс. руб. / 49 734 тыс. руб. = 9,89 лет
3. Коэффициент выбытия (Кв):
Кв = Стоимость выбывших ОФ / Стоимость ОФ на начало периода
Кв = 1 993 тыс. руб. / 492 246 тыс. руб. = 0,004
4. Коэффициент прироста (К ):
Кпр -- Сумма прироста ОФ / Стоимость ОФ на начало периода
Кпр = 49 734 тыс. руб. / 492 246 тыс. руб. = 0,101
5. Коэффициент износа (Кизн):
Кизн= Сумма износа ОФ /Первоначальная стоимость ОФ
Кизн = 41 174 тыс. руб. / 492 246 тыс. руб. = 0,084
6. Коэффициент годности (Кг):
Кг= Остаточная стоимость ОФ / Первоначальная стоимость ОФ
Кг = 411 478 тыс. руб. / 492 246 тыс. руб. = 0,836
Полученные данные сведем в таблицу 5.
Таблица 5
Характеристика основных фондов ОАО «Белгородский молочный комбинат»
Показатель |
2007 год |
2008 год |
% откл. |
|
Коэффициент обновления |
0,096 |
0,092 |
-4,2 |
|
Срок обновления ОФ |
10,01 |
9,89 |
-1,2 |
|
Коэффициент выбытия |
0,006 |
0,004 |
-0,3 |
|
Коэффициент прироста |
0,12 |
0,101 |
-15,8 |
|
Коэффициент износа |
0,085 |
0,084 |
-1,18 |
|
Коэффициент годности |
8,83 |
8,836 |
0,06 |
|
Из проведенных расчетов можно сказать что по сравнению с 2007 годом в 2008 году коэффициент обновления ОФ довольно низок, всего 9,2 %. Но при этом степень износа основных средств сравнительно мала (8,4%). Срок обновления основных средств составляет практически 10 лет, это связано с тем, что на предприятии используется дорогостоящее оборудование.
Очень низкой остается величина коэффициента выбытия основных фондов (0,004). Благоприятным моментом в данном случае является то, что Коэффициент обновления больше, чем коэффициент выбытия на 8,8 %.
Для обобщающей характеристики уровня обеспеченности предприятия основными производственными фондами и эффективности их использования используются следующие показатели:
1. Фондоотдача показывает, какое количество выпускаемой продукции приходится на 1 рубль основных фондов.
Фо = Товарная продукция / Среднегодовая стоимость ОФ
2007 год: Фо = 450 134 тыс. руб. / 492 246 тыс. руб. = 0,914
2008 год: Фо = 662 227 тыс. руб. / 539 987 тыс. руб. = 1,226
2. Фондоемкость -- это показатель обратный фондоотдаче. Фе=1/Фо
2007год: Фе = 1 / 0,914 = 1,094
2008 год: Фе = 1 / 1,226 =0,816
3.Фондоотдача активной части ОФ (Ф) - показывает, какое количество выпускаемой продукции приходится на 1 руб. активной части ОФ.
(Ф) = товарная продукция/среднегодовая стоимость активной части основных средств
2007 год: (Ф) = 450 134 тыс.руб./95 977,39 тыс.руб. = 4,69
2008 год: (Ф) = 662 227 тыс.руб./142108,79 тыс.руб. = 4,66
Результаты вычислений сведем в таблицу 6:
Таблица 6
Показатели эффективности использования основных фондов ОАО «Белгородский молочный комбинат»
Показатель |
2007 г. |
2008 г. |
% откл. |
|
Фондоотдача |
0,914 |
1,226 |
34,1 |
|
Фондоотдача активной части ОФ |
4,69 |
4,66 |
-0,6 |
|
Фондоемкость |
1,094 |
0,816 |
-25,4 |
|
Проанализировав основные показатели обеспеченности предприятия основными фондами можно сказать, что рост значений показателей фондоотдачи на 34,1%, снижение значений фондоемкости на 25,4% и фондоотдачи активной части основных фондов на 0,6% свидетельствует о повышении эффективности использования основных фондов предприятия.
Обеспеченность оборотными средствами
Анализ обеспеченности оборотными средствами предприятия представлен в таблице 7:
Таблица 7
Состав оборотных средств ОАО «Белгородский молочный комбинат», тыс. руб.
Оборотные средства |
2007 год |
2008 год |
Отклонение |
||
Абсолютн. |
% |
||||
Запасы, в том числе: сырье и материалы незавершенное производство готовая продукция расходы будущих периодов |
54869 46097 2612 6005 155 |
103717 91171 2915 9302 329 |
48848 45074 303 3297 174 |
89,03 97,78 11,6 54,9 1,12 |
|
НДС по приобретенным ценностям |
4378 |
3551 |
-827 |
-18,89 |
|
Дебиторская задолженность, в том числе: покупатели и заказчики прочие дебиторы |
28970 5990 22980 |
38134 6624 31510 |
9164 634 8530 |
31,63 10,58 37,12 |
|
Краткосрочные финансовые вложения |
- |
23874 |
23874 |
- |
|
Денежные средства, в том числе: касса расчетный счет прочие денежные средства |
11555 8 25 11522 |
3168 17 3151 - |
-8387 9 3126 -11522 |
-72,60 112,50 125,04 - |
|
Итого |
99772 |
172444 |
72672 |
72,84 |
|
Таким образом, сумма оборотных средств ОАО «Белгородский молочный комбинат» за 2008 год возросла на 72,84 %. Это произошло в основном за счет роста стоимости сырья и материалов, готовой продукции, дебиторской задолженности, краткосрочных финансовых вложений и увеличения средств на расчетных счетах предприятия. Оборачиваемость капитала определяют с помощью следующих показателей (табл.8).
Таблица 8
Анализ оборачиваемости составляющих капитала ОАО «Белгородский молочный комбинат»
7. Коэффициент оборачиваемости товарных запасов |
75,03 |
71,26 |
-5,02 |
|
8. Время обращения товарных запасов |
4,86 |
5,12 |
5,35 |
|
9. Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности |
15,55 |
17,38 |
11,77 |
|
10. Время обращения дебиторской задолженности |
23,47 |
21,00 |
-10,52 |
|
11. Продолжительность операционного цикла |
28,33 |
26,12 |
-7,8 |
|
12. Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности |
7,41 |
15,66 |
111,3 |
|
13. Средний срок оборота кредиторской задолженности |
49,26 |
23,31 |
-52,68 |
|
Снижение коэффициента оборачиваемости оборотных средств на 14,89% свидетельствует о замедлении кругооборота средств и о менее эффективном их использовании.
Коэффициенты оборачиваемости материальных оборотных средств 22,17% и товарных запасов на 5,02% уменьшились в связи со снижением спроса на продукцию предприятия.
Увеличение времени обращения товаров приводит к иммобилизации или омертвлению средств в товарах на период, равный 5,12 дней - 4,86 дня = 0,26 дня.
Увеличение значения коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности на 11,27% свидетельствует об увеличении срока погашения дебиторской задолженности.
Увеличение значения коэффициента оборачиваемости кредиторской задолженности на 111,3% означает увеличение скорости оплаты задолженности предприятия, уменьшения роста покупок, осуществляемых за счет коммерческого кредита.
Анализ использования материальных ресурсов
Ресурсосбережение является необходимостью для хозяйственного развития. Для характеристики эффективности использования материальных ресурсов применяется система обобщающих и частных показателей. Исходные данные для анализа влияния изменения материальных ресурсов на объем продукции и фондоотдачу представлены в следующей таблице 9:
Таблица 9
Показатели использования материальных ресурсов
Показатель |
2007 г. |
2008 г. |
% откл. |
|
Материалоотдача |
4,347 |
3,381 |
-22,2 |
|
Материалоемкость |
0,3 |
0,296 |
1,3 |
|
Удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции |
0,466 |
0,474 |
1,72 |
|
Энергоемкость |
0,017 |
0,025 |
47,06 |
|
Топливоемкость |
0,033 |
0,037 |
12,12 |
|
Для анализа эффективности использования материальных ресурсов предприятия были использованы следующие показатели:
1. Материалоотдача характеризует отдачу материалов, то есть сколько произведено продукции с каждого рубля потребленных материальных ресурсов.
2007 год: Мо = 450 134 тыс.руб. / (80 966,238 + 14 875,995 + 7 707,971) тыс. руб = 450 134 тыс.руб. /10З 550,204 тыс. руб. = 4,347
2008 год: Мо = 662 227 тыс. руб./ (155 330,046 +24 255,019+16 255,234) тыс.руб. = 662 227 тыс. руб./195 840,299 тыс. руб. = 3,381
2. Материалоемкость показывает, сколько материальных затрат необходимо произвести или фактически приходится на производство 1 рубля товарной продукции.
2007 год: Ме = 103 550,204 тыс. руб. / 450 578 тыс. руб. = 0,300
2008 год: Ме = 195 840,299 тыс. руб. / 662 227 тыс. руб. = 0,296
3. Удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции
2007 год: Дмз = 103 550,204 тыс. руб. / 222 231 тыс. руб. = 0,466
2008 год: Дмз = 195 840,299 тыс. руб. / 413 290 тыс. руб. = 0,474
4. Энергоемкость - частный показатель материалоемкости, показывающий эффективность использования электроэнергии.
2007 год: Э, = 7 707,971 тыс. руб. / 450 134 тыс. руб. = 0,017
2008 год: Э, =16 255,234 тыс. руб. / 662 227 тыс. руб. = 0,025
5. Топливоемкость - частный показатель материалоемкости, показывающий эффективность использования топлива.
2007 год: Тэ =14 875,995 тыс. руб. / 450 134 тыс. руб. =0,033
2008 год: Тэ =24 255,019 тыс. руб. / 662 227 тыс. руб. =0,037
Уменьшение значения показателя материалоотдачи в 2008 году по сравнению с 2007 годом на 22,2% говорит о снижении эффективности использования материальных ресурсов предприятия. И наблюдается рост на 1,3% доли материальных затрат в себестоимости продукции.
Незначительное повышение величин энергоемкости 47,06% и топливоемкости 12,12% связано с ростом тарифов на электроэнергию и цен на топливо.
Анализ себестоимости
Себестоимость продукции является важным показателем, характеризующим работу промышленных предприятий. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятий, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние хозяйствующих субъектов.
Одна из актуальных проблем повышения эффективности производства -снижение себестоимости продукции. Неуклонное снижение издержек предприятия служит важным фактором роста накоплений, создает благоприятные условия для достижения успехов в конкурентной борьбе.
Снижение себестоимости продукции - одно из основных направлений повышения доходности предприятия, важный фактор роста накоплений и создания благоприятных условий для увеличения объема продаж.
Проанализируем данный показатель в таблицах 13 и 14.
Таким образом, себестоимость производимой продукции на ОАО «Белгородский молочный комбинат» в 2008 году возросла на 82,56 %. По всем элементам калькуляции наблюдается увеличение затрат. Это связано с значительным увеличением объемов производства кисломолочной продукции.
Но также данные таблицы свидетельствуют об эффективности работ по снижению себестоимости продукции на предприятии в 2008 году, так как фактическая себестоимость составила 99,81 % от плановой себестоимости. При этом экономия средств составила 888,492 тыс. руб.
Таблица 13
Калькуляция себестоимости продукции, тыс.руб.
Статьи затрат |
2007г. |
2008г. |
Отклонение по годам |
Отклонение по выпуску 2008г. |
|||||
план |
факт |
план |
факт |
абсолют. |
% |
абсолют. |
% |
||
Молоко |
8412,523 |
8364,753 |
15328,621 |
14933,447 |
6568,694 |
178,55 |
-395,174 |
-2,58 |
|
Кефир |
43715,211 |
42724,576 |
77110,015 |
76857,774 |
34133,2 |
179,89 |
-252,241 |
-0,33 |
|
Творог |
3841,216 |
3432,298 |
5813,691 |
5332,692 |
1900,394 |
155,37 |
-480,99 |
-8,27 |
|
Итого сырья: |
98163,427 |
95184,087 |
199611,931 |
198384,567 |
103200,5 |
208,42 |
-1227,36 |
-,061 |
|
Возвратные отходы |
14634,517 |
14217,847 |
43533,242 |
43054,527 |
28836,68 |
302,82 |
-478,715 |
-1,10 |
|
Всего сырья: |
83528,91 |
80966,238 |
156078,689 |
155330,046 |
74363,81 |
191,85 |
-748,643 |
-0,48 |
|
Вспом. материалы |
28921,602 |
28505,431 |
35658,423 |
35170,231 |
6664,8 |
123,38 |
-488,192 |
1,37 |
|
Припаки |
- |
- |
7891,672 |
7866,322 |
7866,322 |
- |
-25,35 |
-0,32 |
|
Топливо |
13974,101 |
14875,995 |
24014,794 |
24255,019 |
9379,024 |
163,05 |
-240,235 |
1,00 |
|
Энергия |
8115,216 |
7704,971 |
17104,458 |
16255,234 |
8547,263 |
210,89 |
-849,224 |
-4,96 |
|
Основная зарплата |
8031,129 |
7866,189 |
16521,803 |
16858,499 |
8992,31 |
214,32 |
336,696 |
2,04 |
|
Отчисления на соц. нужды |
2859,082 |
3323,429 |
5881,762 |
6350,115 |
3026,686 |
191,07 |
468,353 |
7,96 |
|
Вспомогательная зарплата |
703,514 |
725,975 |
2121,618 |
2118,722 |
1392,747 |
291,85 |
-2,896 |
-0,14 |
|
Амортизация |
6277 |
6277 |
33041 |
33041 |
26764 |
526,38 |
- |
- |
|
Цеховые расходы |
76492,615 |
76391,662 |
151938,553 |
152044,951 |
75653,29 |
199,03 |
106,398 |
0,07 |
|
Итого себестоимость |
188625,172 |
191177,46 |
401740,43 |
400150,276 |
208972,8 |
209,31 |
-1590,154 |
-0,68 |
|
Общезаводские расходы |
24998,513 |
24931,826 |
26564,841 |
26683,639 |
1751,813 |
107,03 |
118,798 |
0,45 |
|
Таблица 14
Структура себестоимости продукции ОАО «Белгородский молочный комбинат»
Статьи затрат |
2007г. |
2008г. |
Отклонение |
||||
тыс.руб. |
доля, % |
тыс.руб. |
доля, % |
тыс.руб. |
доля, % |
||
Молоко |
8364,753 |
3,33 |
14933,447 |
3,27 |
6568,694 |
78,53 |
|
Кефир |
42724,576 |
16,99 |
76857,774 |
16,84 |
34133,2 |
79,89 |
|
Творог |
3432,298 |
1,37 |
5332,692 |
1,17 |
1900,394 |
55,37 |
|
Итого сырья: |
95184,087 |
37,84 |
198384,567 |
43,46 |
103200,5 |
108,42 |
|
Возвратные отходы |
14127,847 |
5,66 |
43054,527 |
9,43 |
28836,68 |
202,82 |
|
Всего сырья: |
80966,238 |
32,2 |
155330,046 |
34,03 |
74363,81 |
91,85 |
|
Вспом. материалы |
28505,431 |
11,34 |
35170,231 |
7,70 |
6664,8 |
23,38 |
|
Припаки |
- |
- |
7866,322 |
1,72 |
7866,322 |
- |
|
Топливо |
14875,995 |
5,92 |
24255,019 |
5,31 |
9379,024 |
63,05 |
|
Энергия |
7707,971 |
3,07 |
16255,234 |
3,56 |
8547,263 |
110,89 |
|
Основная з/плата |
7866,189 |
3,13 |
16858,499 |
3,69 |
8992,31 |
114,32 |
|
Отчисления на соц. нужды |
3323,429 |
1,32 |
6350,115 |
1,39 |
3026,686 |
91,07 |
|
Вспомогательная зарплата |
725,975 |
0,29 |
2118,722 |
0,46 |
1392,747 |
191,85 |
|
Амортизация |
6277 |
2,5 |
33041 |
7,24 |
26764 |
426,38 |
|
Цеховые расходы |
76391,662 |
30,38 |
152044,951 |
33,31 |
75653,29 |
99,03 |
|
Итого себестоимость |
220362,89 |
87,65 |
400150,276 |
90,77 |
208972,8 |
88,04 |
|
Общезаводские р-ды |
24931,826 |
9,92 |
26683,639 |
5,05 |
1751,813 |
7,03 |
|
Производственная себестоимость |
245294,72 |
97,57 |
441046,283 |
96,62 |
195751,6 |
79,80 |
|
Внепроизводственные расходы |
6121,712 |
2,43 |
13544,085 |
2,97 |
7244,373 |
121,25 |
|
Всего себестоимость |
251416,43 |
100 |
45647,984 |
100 |
205065,4 |
81,56 |
|
Итого без припаков /тары/ |
- |
5,92 |
448613,518 |
98,28 |
448613,5 |
- |
|
Анализируя 2008 год в сравнении с 2007 годом можно сказать, что структура себестоимости значительно не изменялась. Значительные отклонения наблюдаются только по основному сырью (5,6%), возвратным отходам (3,77%), амортизации (4,74%) и цеховым расходам (2,93%). Увеличение амортизации связано с внедрением новых основных фондов. Значительно снизились затраты по вспомогательным материалам (3,64%) и общезаводским расходам (4,07%). Появление расходов на поддоны (1,72%) связано с увеличением объемов реализации продукции.
Важным обобщающим показателем себестоимости продукции являются затраты на рубль товарной продукции (3ртв). Данный показатель наглядно показывает связь между себестоимостью и прибылью предприятия.
Зртв = Себестоимость продукции / Товарная продукция
2007 год: Зртв = 251 416,432 тыс. руб. / 451 345 тыс. руб. = 0,557
2008 год: Зртв = 456 479,840 тыс. руб. / 643 960 тыс. руб. = 0,709
Таблица 15
Товарная продукция, себестоимость и затраты на рубль товарной продукции
Показатель |
2007 год |
2008 год |
% отк. |
|
Товарная продукция, тыс. руб. |
451345 |
643960 |
42,68 |
|
Себестоимость, тыс. руб. |
251416,432 |
456479,840 |
81,56 |
|
Затраты на рубль товарной продукции, коп. |
55,7 |
70,9 |
27,29 |
|
Таким образом, если сравнить затраты на рубль товарной продукции в 2008 году по сравнению с предыдущим годом увеличились на 15,2 коп. Это связано с увеличением количества использования основного сырья из-за роста объема производства и цен на основные виды сырья и материалов, а также из-за роста тарифов на электроэнергию и топливо.
Анализ финансовой устойчивости
Финансовая устойчивость - это определенное состояние счетов предприятия, гарантирующее его постоянную платежеспособность. Знание предельных границ изменения источников средств для покрытия вложений капитала в основные фонды или производственные запасы позволяет генерировать такие направления хозяйственных операций, которые ведут к улучшению финансового состояния предприятия, к повышению его устойчивости.
В соответствии с методикой финансового анализа, абсолютными показателями, отражающими сущность устойчивости финансового состояния, являются три показателя обеспеченности запасов и затрат источниками их формирования:
1) излишек (+), недостаток (-) собственных оборотных средств;
2) излишек (+), недостаток (-) собственных, долгосрочных и среднесрочных заемных источников формирования запасов и затрат;
3) излишек (+), недостаток (-) общей величины основных источников для формирования запасов и затрат.
Определение значения каждого из приведенных показателей дает возможность классифицировать финансовые ситуации по степени их устойчивости при помощи так называемого трехкомпонентного показателя типа финансовой ситуации, который может быть определен в качестве комплексной оценки степени финансовой устойчивости предприятия.
Для расчета указанных абсолютных показателей финансовой устойчивости и определения типа фактически сложившейся на предприятии ситуации необходимо использовать следующую аналитическую таблицу 16:
Таблица 16
Комплексная оценка финансовой устойчивости предприятия
№ пп |
Показатели |
Алгоритм расчета |
2007 |
2008 |
Откл. |
|
(+/-) |
||||||
1. |
Источники собственных средств |
|
825129 |
1436922 |
611793 |
|
Стр. 490 |
||||||
2. |
Основные средства и вложения |
Стр. 190 |
635083 |
627103 |
-7980 |
|
3. |
В наличие собственные оборотные средства |
Стр. 490 - Стр. 190 |
190046 |
809819 |
619773 |
|
4. |
Долгосрочные и среднесрочные кредиты и заемные средства |
Стр. 590 |
9511 |
14569 |
5058 |
|
5. |
Наличие собственных долгосрочных и среднесрочных заемных источников формирования запасов и затрат. |
(Стр. 490 - Стр. 190) + Стр. 590 |
199557 |
824388 |
624831 |
|
6. |
Краткосрочные кредиты и заемные средства |
Стр. 610 |
0 |
0 |
0 |
|
7. |
Общая величина основных источников формирования запасов и затрат |
(Стр. 490 - Стр. 190) + Стр. 590. + Стр. 610 |
199557 |
824388 |
624831 |
|
8. |
Общая величина запасов и затрат |
Стр. 210 |
122003 |
164215 |
42212 |
|
9. |
Излишек (+), недостаток (-) собственных оборотных средств. |
(Стр. 490 - Стр. 190) - Стр. 210 |
68043 |
645604 |
577561 |
|
(ОБ1) |
||||||
10. |
Излишек (+), недостаток (-) собственных долгосрочных и среднесрочных заемных источников формирования запасов и затрат. |
(Стр. 490 - Стр. 190) + Стр. 590 - Стр. 210 |
77554 |
660173 |
582619 |
|
|
||||||
(ОБ2) |
||||||
11. |
Излишек (+), недостаток (-) общей величины основных источников для формирования запасов и затрат. |
(Стр. 490 - Стр. 190) + Стр. 590. + Стр. 610 - Стр. 210 |
77554 |
660173 |
582619 |
|
(ОБ3) |
||||||
12. |
Трехкомпонентный показатель финансовой ситуации |
Расчет |
1,1,1 |
1,1,1 |
1,1,1 |
|
Таким образом, комплексная оценка финансовой устойчивости, в качестве которой выступает трехкомпонентный показатель типа финансовой ситуации ФС, определяется на основе поликритериального подхода с использованием системы трех абсолютных показателей финансовой устойчивости ОС1, ОС2 ОС3.
Для расчета трехкомпонентного показателя ФС, характеризующего тип финансовой ситуации (ФС), нужно иметь в виду, что:
ФС = (ОС1); (ОС2); (ОС3)
При этом функции ФС (ОС) определяются следующим образом:
1, ОС 0
ФС(ОС) =
0, ОС < 0
При помощи данного показателя можно установить IV типа финансовой ситуации:
- Абсолютно устойчивое финансовое положение.
ОС1 0
ОС2 0 ФС 1,1,1
ОС3 0
- Нормальная устойчивость финансового положения
ОС1 < 0
ОС2 ФС 0,1,1
ОС3 0
- Неустойчивое финансовое положение
ОС1 < 0
ОС2 < 0 ФС 0,0,1
ОС3 0
- Кризисное положение
ОС1 < 0
ОС2 < 0 ФС 0,0,0
ОС3 < 0
По данным расчета можно сделать вывод о том, что предприятие является абсолютно устойчивым. Это значит, что оно имеет излишек всех источников формирования запасов и затрат, обладает платежеспособностью в любой момент времени и не допускает задержек расчетов и платежей.
Расчетный анализ относительных показателей финансовой устойчивости или финансовых коэффициентов представляет собой оценку состава и структуры источников средств организации и их использования. Результатом такого анализа должна стать оценка независимости организации от внешних кредиторов.
Относительные показатели финансовой устойчивости (финансовые коэффициенты) анализируют, сравнивая их с базисными величинами, а также изучая их динамику за отчетный период и за несколько лет.
Для анализа относительных показателей финансовой устойчивости необходимо использовать следующую аналитическую таблицу 17:
Таблица 17.
Относительные показатели финансовой устойчивости
Показатели |
2007 |
2008 |
Отклон. (+/-) |
|
Коэффициент автономии |
0,85 |
0,89 |
0,04 |
|
Коэффициент соотношения заемных и собственных средств |
0,18 |
0,13 |
-0,05 |
|
Коэффициент маневренности собственных оборотных средств |
0,24 |
0,57 |
0,33 |
|
Коэффициент обеспеченности собственными средствами |
0,56 |
0,81 |
0,25 |
|
Анализ относительных показателей в сравнении с 2007 годом финансовой устойчивости выявил такую положительную тенденцию, что доля владельцев предприятия в общей сумме средств остается на уровне выше 50 %.
Но наряду с этим наблюдаются и негативные тенденции, такие как изменение в сторону уменьшения на 0,05% коэффициента соотношения заемных и собственных средств, причиной чего является увеличение заемных средств. Это может быть обусловлено спецификой деятельности фирмы на рынке.
Коэффициент маневренности собственных оборотных средств увеличился на 0,33% и в связи с этим можно сказать, что предприятие способно поддерживать уровень собственного оборотного капитала и пополнять оборотные средства в случае необходимости за счет собственных средств.
Коэффициент обеспеченности собственными средствами увеличился на 0,25%, что соответствует своему оптимальному значению, и в целом характеризует финансовое состояние предприятия как устойчивое.
Анализ платежеспособности и ликвидности
Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени убывающей ликвидности, с краткосрочными обязательствами по пассиву, которые группируются по степени срочности их погашения.
В зависимости от степени ликвидности, то есть от скорости превращения в деньги, активы любого предприятия разделяются на следующие группы:
Al - наиболее ликвидные активы, к которым относятся сами денежные средства предприятия и краткосрочные финансовые вложения в ЦБ;
А2 - быстро реализуемые активы, т. е. дебиторская задолженность до 12 месяцев и прочие оборотные активы.
A3 - медленно реализуемые активы - запасы (без строки 217 и расходов будущих периодов) и дебиторская задолженность более 12 месяцев, а также статьи из раздела I актива баланса «Долгосрочные финансовые вложения» (уменьшенные на величину вложения в уставные фонды других предприятий);
А4 - труднореализуемые активы - итог раздела I актива баланса, за исключением статей этого раздела, включенных в предыдущую группу.
Анализ платежеспособности предприятия требует также оценки его пассивов по степени срочности их оплаты.
Пассивы баланса делятся по степени срочности на 4 группы:
П1 - наиболее срочные обязательства - краткосрочная кредиторская задолженность, прочие пассивы, а также ссуды, не погашенные в срок;
П2 - краткосрочные пассивы - краткосрочные кредиты и заемные средства;
П3 - долгосрочные пассивы - долгосрочные кредиты и заемные средства;
П4 - постоянные пассивы (собственный капитал с учетом убытков, доходов будущих периодов, резервов предстоящих расходов).
Таблица 18
Баланс ликвидности
Актив |
2007 |
2008 |
Пассив |
2007 |
2008 |
Платежный излишек/недостаток тыс.руб. |
||
|
2007 |
2008 |
||||||
Наиболее ликвидные активы, А1 |
74373 |
688283 |
Наиболее срочные обязательства, П1 |
58821 |
63174 |
15552 |
625109 |
|
Быстрореализуемые активы, А2 |
138341 |
135026 |
Краткосрочные пассивы, П2 |
0 |
93 |
138341 |
134933 |
|
Медленно реализуемые активы, А3 |
124672 |
168699 |
Долгосрочные пассивы, П3 |
9511 |
14569 |
115161 |
154130 |
|
Трудно реализуемые активы, А4 |
635083 |
627103 |
Постоянные пассивы, П4 |
904137 |
1541275 |
-269054 |
-917172 |
|
Баланс |
972469 |
1619111 |
Баланс |
972469 |
1619111 |
|||
Проанализировав ликвидность баланса за последний год можно сказать, что стандартная система неравенств соблюдена:
Актив |
Сравнение |
Пассив |
|
А1 |
>= |
П1 |
|
А2 |
>= |
П2 |
|
А3 |
>= |
П3 |
|
А4 |
=< |
П4 |
|
Из этого следует, что баланс ОАО «Белгородский молочный комбинат» за 2008 году ликвиден.
Далее рассчитываются коэффициенты платежеспособности (ликвидности) (табл.19).
Рассчитав и проанализировав финансовые коэффициенты: коэффициент абсолютной ликвидности по сравнению с 2007 годом увеличился на 3,57, коэффициент срочной ликвидности на 3,37, коэффициент текущей ликвидности на 3,47, чистый оборотный капитал увеличился на 6248,31 и рассчитав коэффициент собственной платежеспособности видим, что он увеличился на 3,46.
Таблица 19
Коэффициенты, характеризующие финансовую устойчивость предприятия
№ п/п |
Показатель |
2007 год |
2008 год |
Изменение |
|
1 |
Коэф. абсолюдной ликвидности |
0,53 |
4,106 |
3,57 |
|
2 |
Коэф. срочной ликвидности |
1,54 |
4,91 |
3,37 |
|
3 |
Коэф. текущей ликвидности |
2,44 |
5,91 |
3,47 |
|
4 |
Чистый оборотный капитал |
199557 |
824388 |
624831 |
|
5 |
Коэф. собственной платежеспособности |
1,44 |
4,9 |
3,46 |
|
Из произведенных расходов мы видим, что предприятие находится в устойчивом финансовом положении. Но происходит некоторое превышение значений коэффициентов над их оптимальными границами, что может быть связано со спецификой деятельности предприятия на рынке.
Оценка прибыльности предприятия
Прибыль - это выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления предпринимательской деятельности; прибыль представляет собой разность между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления предпринимательской деятельности.
Основные источники информации для анализа: данные аналитического бухгалтерского учета по счетам результатов, «Отчет о прибылях и убытках» (форма № 2).
В процессе анализа необходимо изучить состав балансовой прибыли, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год (табл.20).
Таблица 20
Анализ состава и динамики прибыли
Показатели |
2007 год |
2008 год |
Отклонение (+/-) |
|
тыс. руб. |
тыс.руб. |
тыс.руб. |
||
Чистый объем продаж |
613786 |
699217 |
85431 |
|
Себестоимость |
467012 |
557332 |
90320 |
|
Валовая прибыль |
146774 |
141885 |
-4889 |
|
Коммерческие расходы и Управленческие расходы |
45308 |
56936 |
11628 |
|
Прибыль (убыток) от продаж |
101466 |
84949 |
-16517 |
|
Операционные доходы |
37510 |
34702 |
-2808 |
|
Операционные расходы |
39197 |
42790 |
3593 |
|
Операционная прибыль |
0 |
0 |
0 |
|
Внереализационные доходы |
4444 |
13750 |
9306 |
|
Внереализационные расходы |
4715 |
29505 |
24790 |
|
Прибыль до налога |
96303 |
68571 |
-27732 |
|
Налог на прибыль |
20891 |
14872 |
-6019 |
|
ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ |
70825 |
49068 |
-21757 |
|
Проанализировав финансовые результаты предприятия, можно сделать вывод, что за отчетный период произошло уменьшение размера чистой прибыли на 21757 тыс. руб. На это повлияло уменьшение прибыли от продаж. Уменьшение прибыли от продаж было вызвано увеличением коммерческих и управленческих расходов, увеличением себестоимости проданных товаров на 90320 тыс. руб.
Анализ показателей рентабельности
Для проведения анализ показателей рентабельности в динамике по данным бухгалтерского баланса и Отчета о прибылях и убытках необходимо использовать следующую аналитическую таблицу 21:
Таблица 21
Анализ показателей рентабельности
Показатели |
2007 год |
2008 год |
Отклн. (+, -) |
|
Рентабельность основной деят-сти |
0.15 |
0.08 |
-0.07 |
|
Рентабельность продаж |
0.11 |
0.07 |
-0.04 |
|
Рентабельность внеоборотного капитала |
0.111 |
0.07 |
-0.041 |
|
Рентабельность оборотного капитала |
0.20 |
0.04 |
-0.16 |
|
Рентабельность совокупных активов |
0.07 |
0.03 |
-0.04 |
|
Рентабельность акционерного капитала |
5.6 |
1.7 |
|
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |
Курсовая работа | Учет и анализ денежных средств ООО "Стрела" |
Курсовая работа | Социально-экономическая основа потребительской кооперации |
Курсовая работа | Законодательные основы правового регулирования сферы социального обеспечения в Российской Федерации |
Курсовая работа | Процессный подход к управлению |
Курсовая работа | Организация рабочего места |
Курсовая работа | Активные операции коммерческих банков и их доходность |
Курсовая работа | Товарная политика компании |
Курсовая работа | Фискальная политика: инструменты и эффективность |
Курсовая работа | Техническая подготовка производства |
Курсовая работа | Создание кадрового резерва |
Курсовая работа | Методика, формирование и анализ инновационной стратегии в организациях санаторно-курортной сферы |
Курсовая работа | Разработка электронного органайзера средствами C++ Builder 6 |
Курсовая работа | Государственная поддержка малого предпринимательства |
Курсовая работа | Аудит расчетов с подотчетными лицами |
Курсовая работа | Организация производства в АПК |