Оглавление
Позитивные функции |
Негативные функции |
|
Разрядка напряженности между конфликтующими сторонами |
Большие эмоциональные, материальные затраты на участие в конфликте |
|
Получение новой информации об оппоненте |
Увольнение сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение социально-психологического климата в коллективе |
|
Сплочение коллектива организации при противоборстве с внешним врагом |
Представление о побежденных группах как о врагах |
|
Стимулирование к изменениям и развитию |
Чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе |
|
Снятие синдрома покорности у подчиненных |
После завершения конфликта - уменьшение степени сотрудничества между частью коллектива |
|
Диагностика возможностей оппонентов |
Сложное восстановление деловых отношений ("шлейф конфликта") |
|
Тактика поведения |
Содержание |
|
Согласительная тактика |
Сопровождающий выслушивает претензии туристов, соглашаясь со всем, что они говорят (это даст туристам возможность выговориться и успокоиться, внушит им доверие к сопровождающему) |
|
Тактика нападения |
Сопровождающий резко, но аргументировано выступает на защиту собственной фирмы и объясняет туристу несправедливость его требований и претензий |
|
Тактика разубеждения |
Ориентирована на изменение ожидания туристов, к примеру: "А чего вы ждали от трехзвездочного отеля?" Однако данная тактика применима только в случаях, когда турист явно переоценил возможности поездки либо неадекватно отнесся к ее ценности |
|
Тактика отсрочки |
Разрешение конфликтной ситуации пытаются отложить на более поздний срок. Чаще всего к данному стилю поведения сопровождающие прибегают в ситуациях, когда мгновенное разрешение конфликта на месте, во время поездки не представляется возможным или эффективным (например, требование туристов заменить отель на курорте в пиковый сезон). Достигают отсрочки обычно просьбой письменно изложить претензию туристов с целью ее рассмотрения по прибытии |
|
анализа |
Применима только при разрешении конфликтных ситуаций, стороны которых (и турист, и сопровождающий) готовы к сотрудничеству и преодолению сложившейся неприязни. |
|
соучастия |
Применима в отношении эмоциональных или индивидуальных клиентов, для которых зачастую наблюдение активного содействия со стороны сопровождающего важнее, чем сами результаты такого содействия |
|
персонализации |
Состоит во вступлении сопровождающего в более тесный контакт и общение с наиболее конфликтным туристом или туристами. Например, личные беседы во время приема пищи, совместный поход по магазинам и т. д. |
|
№ |
Этап конфликта |
Содержание управления (вид деятельности) |
|
1 |
Возникновение и развитие конфликтной ситуации |
Прогнозирование, предупреждение (стимулирование) |
|
2 |
Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социального взаимодействия |
Предупреждение (стимулирование) |
|
3 |
Начало открытого конфликтного взаимодействия |
Регулирование |
|
4 |
Развитие открытого конфликта |
Регулирование |
|
5 |
Завершение конфликта |
Разрешение |
|
№ |
Пол |
Возраст |
Должность |
Образование |
|
1 |
Муж |
42 |
Ген. Директор |
Высшее |
|
2 |
Муж |
42 |
Ком. Директор |
Высшее |
|
3 |
Жен |
24 |
Бухгалтер |
Среднее |
|
4 |
Жен |
38 |
Менеджер |
Н/ высшее |
|
5 |
Муж |
42 |
Техн. Директор |
Высшее |
|
6 |
Жен |
31 |
Диспетчер |
Высшее |
|
7 |
Муж |
28 |
Менеджер |
Среднее |
|
8 |
Муж |
26 |
Менеджер |
Среднее |
|
9 |
Жен |
40 |
Менеджер |
Высшее |
|
10 |
Жен |
24 |
Менеджер |
Высшее |
|
№ испытуемого |
Ранг экспертов* |
Диагностика стратегий поведения в конфликте К. Томаса |
Самооценка уровня конфликтности* |
Оценка экспертом конфликтности сотрудников |
|||||
Соперничество* |
Сотрудничество* |
Приспособление* |
Компромисс* |
Избегание* |
|||||
Группа № 1 (повышенная конфликтность) |
|||||||||
6 |
10 |
6 |
4 |
5 |
8 |
4 |
40 |
56 |
|
8 |
9 |
6 |
6 |
6 |
5 |
7 |
36 |
52 |
|
4 |
8 |
6 |
5 |
7 |
5 |
5 |
49 |
50 |
|
7 |
7 |
0 |
3 |
3 |
9 |
9 |
50 |
58 |
|
12 |
6 |
2 |
6 |
9 |
6 |
8 |
27 |
60 |
|
Группа № 2 (пониженная конфликтность) |
|||||||||
1 |
5 |
4 |
9 |
1 |
7 |
9 |
45 |
53 |
|
13 |
4 |
3 |
9 |
5 |
12 |
8 |
30 |
46 |
|
10 |
3 |
3 |
8 |
5 |
4 |
8 |
30 |
49 |
|
9 |
2 |
2 |
9 |
10 |
5 |
10 |
30 |
40 |
|
3 |
1 |
2 |
7 |
5 |
7 |
9 |
21 |
21 |
|
Конфликт в организации - это осознанное противоречие между общающимися членами этого коллектива, который сопровождается попытками его решить на фоне эмоциональных отношений.
Существуют пять типов стратегий поведения индивидов в конфликтной ситуации: сотрудничества, соперничества, избегания, компромисса, приспособления.
Было проведено экспериментальное исследование, включавшее наблюдение за поведением организации (ООО "Стар-Тревел"), диагностику стратегий поведения в конфликтной ситуации членов организации по методике К. Томаса, диагностика самооценки и оценки другими конфликтности личности, социометрия. Наблюдение обнаружило напряженность и преобладание негативных эмоций в отношениях в коллективе. По результатам оценок эксперта группа была проранжирована по уровню конфликтности. Тестирование выявило, что преобладающей стратегией поведения в конфликтной ситуации в коллективе является избегание, самооценка испытуемых значительно отличается от оценки экспертов, менее конфликтные люди в группе испытуемых получили больше положительных выборов.
В результате проведенного корреляционного анализа была обнаружена взаимосвязь между стратегией избегания (по К. Томасу) и степенью конфликтности личности (по нашей шкале рангов). Неконфликтные люди в группе испытуемых предпочитают уход от конфликта. Была обнаружена положительная корреляция между оценками независимого эксперта и количеством положительных выборов по результатам социометрии (r= - 0, 726), т. е. оценки независимого эксперта отражают то, что в отношениях предпочтение отдается неконфликтным членам коллектива. Менее привлекательными для построения отношений в группе испытуемых являются более конфликтные личности.
Таким образом, из результатов исследования в компании ООО "Стар-Тревел" можно сделать следующие выводы:
1. Существует взаимосвязь между самооценкой уровня конфликтности и предпочитаемой стратегией поведения в конфликте, которую можно проиллюстрировать корреляцией низкой самооценки уровня конфликтности личности и выбором стратегии сотрудничества в конфликте (по методике К. Томаса);
Сотрудники, которых воспринимают неконфликтными, предпочитают стратегию избегания (по методики К. Томаса);
Причиной конфликтности сотрудников в организации на психологическом уровне может являться неосознаваемая потребность в соперничестве, т. е. желание удовлетворить свои интересы в ущерб интересам других сотрудников на уровне скрытых мотивов.
Таким образом, гипотеза о наличии между осознаваемостью индивидами предпочтения стратегии соперничества в конфликте и конфликтностью испытуемого нашла свое подтверждение.
Библиографический список
1. Андреев В.И. Конфликтология. Искусство спора, конфликты. Казань, 2009. - 288 с.
2. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. Учебник. - М.: Юнити, 2007. - 375 с.
3. Баринов В.А., Баринов Н.В. Организационный подход к управлению конфликтом в кризисной ситуации //Менеджмент в России и за рубежом.-2006.-№ 5. С. 19-21.
4. Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Экономика туризма: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2009. -- 176 с.
5. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! - Новосибирск: "Наука", 2006. - 364 с.
6. Браймер Роберт А. Основы управления в индустрии гостеприимства. М.: Аспект, 2005. - 217 с.
7. Гагаринская Г. Конфликты и их предотвращение.//Кадры, 2007-№ 6. С. 12-14.
8. Глухов В.В. Менеджмент: Учеб. Спб.: Специальная литература, 2009. -- 700 с.
9. Гостиничный и туристический бизнес. Учеб. М.: Экмос, 2008. -- 352 с.
10. Горелик В.А. и др. Анализ конфликтных ситуаций в системах управления. М.: Радиосвязь, 2006. - 326 с.
11. Гришина Н. В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2009. - 299 с.
12. Дурович А.П., Копранев А.С. Маркетинг в туризме: Учеб. пособие. Мн.: Экономпресс, 2008. -- 400 с.
13. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта.- М.:Аспект-Пресс.-2005
14. Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма: Учеб. пособие. Мн.: БГЭУ, 2007. -- 644 с.
15. Квартальнов В.А. Стратегический менеджмент в туризме: современный опыт управления. М.: Финансы и статистика, 2008. -- 487 с.
16. Климова С. Трудовые конфликты на российских предприятиях.//Кадры, - № 5. - 2007. С. 19-23.
17. Попова Е. Внутрифирменные конфликты: природа и методы преодоления. //Кадры, - 2007.- № 5. С. 8-10.
18. Соловьев А.В. Конфликт в организации: увольнение за участие в ложной забастовке или за прогул //Менеджмент в России и за рубежом.-2008.-№4. С. 31-35
19. Скотт Дж. Сила ума. Способы разрешения конфликтов.-М. СПб., 2006. - 611 с.
20. Уткин Э. А. Конфликтология. Теория и практика. М.: Экмос, 2008. - 387 с.
21. Фомин Г.П. Модели конфликтов// Менеджмент в России и за рубежом.-2007.-№ 6. С. 55-57.
22. Фэйр М. Выиграть может каждый.- М., 2008. - 654 с.
23. Чумиков А.Н. Управление конфликтами. - М., 2009. - 357 с.
24. Чередниченко И.П. Тельных Н.В. Психология управления - Ростов Н/Д:Феникс,2005. - 608 с.
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |