1
Очень большой конкурентной силой обладают производите-ли замещающей продукции. Особенность трансформации рынка в случае с появлением замещающего продукта состоит в том, что, если им был убит рынок старого продукта, то он уже обычно не поддается восстановлению. Поэтому для того чтобы суметь достойно встретить вызов со стороны фирм, производя-щих замещающий продукт, организация должна иметь доста-точный потенциал для перехода к созданию продукта нового типа.
Под "конкурентоспособностью" организации понимается ее способность приносить прибыль на вложенный капитал в краткосрочном периоде не ниже заданной, или как превышение прибыльности в краткосрочном периоде над среднестатистической прибыльностью в соответствующей сфере бизнеса, а в общем виде - как эффективность функционирования организации в краткосрочном периоде.
Важнейшим понятием является "конкурентный потенциал" организации, под которым подразумевается ее потенциальная возможность (текущие предпосылки) сохранять или увеличивать конкурентоспособность в долгосрочном периоде. Другими словами, конкурентный потенциал организации определяется совокупностью параметров, определяющих возможность (потенциал) и способность организации эффективно функционировать на рынке (удерживать или увеличивать свою рыночную долю, иметь достаточно высокий уровень рентабельности) в перспективе.
Конкурентное преимущество - величина, интегральная по отношению к конкурентоспособности и конкурентному потенциалу. В теории стратегического управления также используется термин "конкурентный статус", введенный А. Ансоффом и совпадающий по смыслу с термином "конкурентное преимущество".
Иногда используется понятие "сила конкурентной позиции", под которым понимается конкурентный потенциал организации.
Исходя из определения конкурентного преимущества, можно сказать, что стратегическое управление занимается изучением того, как организация может его создавать и развивать в условиях повышенной нестабильности факторов внешней среды и их неопределенности.
Изучение конкурентов, т.е. тех, с кем организации приходится бо-роться за покупателя и за ресурсы, которые она стремится полу-чить из внешней среды, чтобы обеспечить свое существование, за-нимает особое и очень важное место в стратегическом управлении. Такое изучение направлено на то, чтобы выявить слабые и сильные стороны конкурентов и на базе этого построить свою стратегию конкурентной борьбы.
Конкурентная среда формируется не только внутриотрасле-выми конкурентами, производящими аналогичную продукцию и реализующими ее на одном и том же рынке. Субъектами конку-рентной среды являются и те фирмы, которые могут войти на рынок, а также те, которые производят замещающий продукт. Кроме них на конкурентную среду организации оказывают за-метное влияние покупатели ее продукта и поставщики, которые, обладая силой к торгу, могут заметно ослабить позицию органи-зации. Изучение данных аспектов стратегического управления ставится задачей данной работы.
В теоретической части работы проводится анализ конкурентных преимуществ фирм и влияние входных барьеров на интенсивность конкуренции. В аналитической части проведена оценка данного этапа стратегического анализа предприятия на примере ОАО «Шелангерский химзавод «Сайвер».
В качестве исходной информации использовалась учебная, на-учная, методическая, справочная литература, инструктивный матери-ал, отчетные данные анализируемого предприятия.
1. Анализ конкурентных преимуществ фирмы
Чистая монополия и чистая монопсония -- сравнительно ред-кие явления. Гораздо чаще в ряде отраслей в странах с рыночной экономикой складывается так называемая олигополия ( от греч. oli-gos -- немногий и poleo -- продаю). Этот вид конкуренции пред-полагает существование на рынке нескольких крупных фирм, продукция которых может быть как разнородной (автомобили), так и однородной (алюминий, сталь). Вступление новых фирм в отрасль, как правило, затруднено. Особенностью олигополии яв-ляется взаимная зависимость фирм в принятии решений о ценах на свою продукцию.
Модель рынка совершенной конкуренции исхо-дит из многих предпосылок, которые далеко не всегда реализуются на практике. Более адекватной реальности является модель рынка несовер-шенной конкуренции. Выдающийся вклад в анализ рынка несовершенной конкуренции вне-сли такие экономисты, как Ангуан Курно, Эдвард Чемберлин, Джоан Ро-бинсон, Джон Хикс и другие знаменитые ученые.
Для лучшего понимания механизма рынка несовершенной конкуренции важно рассмотреть классификацию рыночных структур, при этом яснее будут видны различия между совершенной и не-совершенной конкуренцией [ 9 ] (табл. 1).
Таблица 1
Модели рынка несовершенной конкуренции |
Количество фирм в отрасли |
Характер продукции |
Входные барьеры |
Контроль над ценой |
|
Чистая монополия |
Отрасль представлена одной фирмой |
Однородная про-дукция, не имею-щая субститутов |
Высокие |
Полный |
|
Дуополия |
Две фирмы |
Однородная |
Высокие |
Частичный |
|
Олигополия |
Малое количество фирм |
Однородная пли с незначительной дифференциацией |
Высокие |
Частичный |
|
Монополистичес-кая конкуренция |
Множество фирм |
Разнородная продукция |
Низкие |
Слабый |
|
В реальной действительности не существу-ет только совершенной конкуренции или только чистой (абсолютной) мо-нополии. Мы наблюдаем смешение различных элементов рассмотренных в таблице 1 рыночных структур.
Остановимся подробнее на существовании препятствий, затрудняющих доступ новым фирмам на рынок. Речь идет о проблеме входных барьеров, впервые рассмотренной в работах американского экономиста Джо Бейна.
Входной барьер при вступлении на рынок это условие, которое затрудня-ет вступление фирм-новичков в отрасль, где хозяйствуют «старожилы» дан-ной отрасли.
К основным видам входных барьеров относятся следующие.
1. Правительство наделяет фирму исключительными правами (выдача правительственной лицензии на определенный вид деятельности, напри-мер, почтовая служба, кабельное телевидение, транспортные услуги). Мно-гие из такого рода барьеров тесно связаны с деятельностью естественных монополий.
2. Собственность на невоспроизводимые и редкие ресурсы. Классичес-кий пример власть компании «Де Бирс» на рынке алмазов. Или, напри-мер, профессиональный спортивный клуб препятствует образованию кон-курирующих с ним клубов путем заключения долгосрочных контрактов с выдающимися спортсменами.
3. Авторские нрава и патенты. Фирма, чья деятельность защищена па-тентом, обладает исключительным нравом на продажу лицензий, а это дает ей монопольные преимущества. Нередко такой тип монополии называется закрытой монополией, в отличие от открытой монополии, не имеющей защиты от конкуренции в виде патентов, авторских прав или преимуществ естественной монополии.
4. Эффект масштаба, т. е. преимущества крупного производства, позволя-ющие снижать издержки, наращивая объем выпуска продукции. Так, на ры-нок автомобилестроения нелегко войти новым фирмам, не обладающим зна-чительными капиталами для создания крупномасштабного производства.
5. Вступлению в отрасль могут препятствовать и нелегальные метод!.. борьбы с новыми потенциальными конкурентами, вплоть до угрозы физического уничтожения (мафиозные структуры).
Входные барьеры помогают лучше понять, почему так различна кон-центрация рынка в различных сферах хозяйственной деятельности, а так-же причины отклонения от идеальной модели совершенной конкуренции, где действует множество атомизированных фирм.
Монопольная прибыль в модели несовершенной конкуренции трактует-ся как излишек над нормальной прибылью в условиях совершенной конку-ренции. Монопольная прибыль проявляется как нарушение совершенной конкуренции, как проявление монопольного фактора на рынке.
Насколько устойчиво это превышение над нормальной прибылью, будет зависеть от возможностей притока в отрасль но-вых фирм. При совершенной конкуренции прибыль выше но шальной срав-нительно быстро исчезает под влиянием наплыва новых фирм. Если же барьеры для вхождения в отрасль достаточно высоки, то монопольная прибыль приобретает устойчивый характер. В долгосрочном периоде любая монополия является открытой, поэтому в длительном временном периоде действует тенденция к исчезновению монопольной прибыли по мере внедрения в отрасль новых производителей.
Рис. 2. Схема анализа конкурента
Анализ проводится по двум направлениям:
* устанавливается, что движет конкурентом;
* выясняется, что конкурент делает и может делать. Изучение того, что движет конкурентом, концентрируется на двух аспектах его функционирования:
* будущие цели конкурента, определенные для всех уровней управления;
* предположения, которые имеет конкурент относительно себя и отрасли.
При изучении того, что делает конкурент и что он может де-лать, анализ также проводится по двум направлениям:
* текущая стратегия конкурента, проявляющаяся в том, как она осуществляется;
* возможности конкурента с точки зрения его сильных сторон и слабостей.
Итогом анализа по перечисленным направлениям должно стать составление прогноза действий конкурента -- профиля конкурент-ного поведения.
Возможности конкурента по реализации стратегии отражают пре-имущественно то, в какой мере конкурент может справиться с до-стижением целей и реализовать выбранные стратегии в случае, если произойдут изменения в его окружении. Хотя при изучении возможностей конкурента определенный интерес также представ-ляет и анализ того, насколько он способен осуществлять те или иные действия по реализации выбранной стратегии в условиях, не предполагающих заметных отклонений от тех, применительно к ко-торым она была разработана, анализ возможностей конкурента обязательно должен проводиться для выяснения как его сильных сторон, так и слабых.
Как предлагает М. Портер (Porter, p. 64--65), анализ сильных и слабых сторон ключевых возможностей, которые может использо-вать конкурент, должен проводиться по следующим функциональ-ным сферам его деятельности:
* продукты;
* системы распределения (посредничество);
* маркетинг и сбыт;
* производство;
* исследования и разработки;
* общие издержки;
* финансовая мощь;
* организация;
* общие возможности управления;
* портфель бизнесов (продукции);
* кадры;
* отношения с ключевыми общественными институтами, на-пример с правительством.
Анализу возможностей отводится исключительно важная роль в изучении конкурента. Поэтому по каждому из вышеозначенных на-правлений должен быть проведен широкий сбор и доскональный ана-лиз информации. Например, при изучении физических ресур-сов конкурента должны быть проанализированы:
* емкость его производственных мощностей;
* возраст, расположение и размер завода (заводов);
* гибкость, степень автоматизации оборудования и вспомога-тельной техники;
* гибкость и уникальность технологического процесса;
* степень интегрированности производственных процессов;
* стоимость сырья;
* производственные издержки.
По отношению к финансам это анализ:
* долгосрочных долговых обязательств как с точки зрения вели-чины взятых долгосрочных кредитов, так и с точки зрения их отно-шения к собственному капиталу;
* анализ краткосрочных задолженностей с точки зрения их ве-личины, типа и источников кредитования;
* анализ поступления денег, отражающий сроки поступления, обо-рачиваемость продукции на складах, систему учета движения денег.
Аналогичные списки необходимых пунктов изучения возмож-ностей конкурентов могут быть приведены для каждого функцио-нального направления анализа силы и слабости конкурента.
Анализ возможностей конкурента предполагает не только до-скональное изучение его потенциала с точки зрения того, что он имеет и чего не имеет, но и изучение того, насколько конкурент может использовать свой потенциал в изменяющейся обстановке. Для этого выясняются сильные и слабые стороны конкурента в сле-дующих процессах:
* адаптация к изменениям;
* быстрое реагирование на изменения;
* затяжная конкурентная битва;
* рост.
Анализ возможностей конкурента в каждом из данных процес-сов проводится под углом выяснения его финансового потенциала, потенциала менеджеров и остального персонала, гибкости техноло-гических процессов, связанности конкурента внешними обязатель-ствами и т.п.
В результате проведенного анализа того, чем движим конкурент, что он делает и что он способен делать, можно попытаться соста-вить представление о том, что собой представляет данный конку-рент, как он будет вести себя в конкурентной борьбе. Для того чтобы составить профиль его конкурентного поведения, необходимо ответить на следующие вопросы:
* доволен ли конкурент своим существующим положением в конкурентной среде или нет;
* какие возможные шаги и изменения в стратегии может пред-принять конкурент;
* в чем уязвим конкурент;
* какие конкурентные действия вызовут самое сильное и наи-более эффективное возмездие со стороны конкурента.
Анализ конкурентной среды и структуры конкурентных сил, изуче-ние конкурентов дают очень важную и ценную информацию для выработки стратегии конкуренции. Однако, основываясь только на данной информации, фирма не сможет выработать стратегии. Ей необходимо также ясно представлять свое положение в конкурент-ной среде. Подробно данный вопрос рассматривается Ф. Котлером и Р. Тернером в учебнике по управлению маркетингом [8]. Выделяется четыре достаточно четко опреде-ленных позиции, в которых могут находиться фирмы на поле кон-куренции:
* позиция лидера на рынке;
* позиция бросающего вызов рыночному окружению;
* позиция последователя;
* позиция знающего свое надлежащее место на рынке.
Находясь в разных конкурентных позициях, фирмы выбирают совершенно различные стратегии конкуренции, даже если они имеют совершенно одинаковые стратегии роста. Рассмотрим воз-можные стратегии конкуренции фирм, занимающих различное по-ложение на рынке, при условии, что все они реализуют стратегию концентрированного роста.
Привлекательность и прибыльность отрасли зависят от ее структуры, которая, по М. Портеру, определяется рядом составляющих. Это помогает понять конкуренцию, рассмотреть ее как функцию ряда факторов, выделить ключевые факторы успеха отрасли. Совокупность составляющих конкуренции в конечном итоге определяет возможность получения прибыли в отрасли, или дохода на инвестиции. Ориентиром для инвесторов может служить уровень доходности государственных ценных бумаг. В случае их сопоставимости инвесторы, как правило, предпочитают вкладывать средства в другие отрасли. Если прибыль в отрасли выше доходности государственных ценных бумаг, то отрасль становится привлекательной для инвесторов и компаний, которые готовы войти в эту отрасль либо вложить средства в существующие предприятия. В этом смысле конкуренция определяет привлекательность отрасли для притока инвестиций и способность предприятий получать более высокий уровень прибыли. Сильная конкуренция обычно приводит к снижению прибыльности отрасли.
Чем сильнее воздействие перечисленных факторов, тем более ог-раниченными становятся возможности каждого предприятия для ус-тановления высоких цен и получения прибыли. В краткосрочный пе-риод факторы конкуренции определяют ограничения деловой актив-ности предприятия, в долгосрочной перспективе, выбирая опреде-ленную стратегию, предприятие, возможно, сумеет использовать ка-кие-либо из них для достижения успеха. Поэтому основная задача предприятия заключается в том, чтобы найти такую сферу деятель-ности, где была бы обеспечена защита от действия этих конкурент-ных сил и/или появилась бы возможность использовать их в своих целях. Из пяти факторов конкуренции в отрасли доминирует, как правило, один фактор, который и становится решающим при разра-ботке стратегии предприятия.
Интенсивность конкуренции среди существующих предприя-тий зависит от множества факторов: числа фирм и их размеров; специфики продукции; характера спроса и перспектив развития от-расли; затрат, связанных с переключением потребителей с одного поставщика на другого; наличия барьеров выхода из отрасли и т. д. Необходимо определить правила конкуренции в отрасли, оценить внутриотраслевую конкуренцию в текущий момент времени и в пер-спективе. В некоторых отраслях компании «толкают» друг друга, в других -- существуют «джентльменские» отношения, в третьих -- имеется компания-лидер, играющая координирующую роль. Конку-ренция в отрасли снижает прибыльность, так как приходится тра-тить деньги на рекламу, совершенствование продукции, другие формы соперничества с конкурентами.
Возможности появления новых конкурентов в отрасли зависят от так называемых барьеров входа в отрасль. Барьеры входа в от-расль -- это препятствия, которые необходимо преодолеть для орга-низации бизнеса и успешной конкуренции в отрасли. Барьерами входа в отрасль могут быть:
* приверженность покупателей торговой марке;
* контроль над каналами сбыта;
* экономия на масштабе производства;
* переходные затраты (одноразовые затраты, связанные со сме-ной поставщика);
* трудность доступа к производственному опыту;
* политика правительства, направленная на защиту отрасли через требование лицензирования, введение импортных пошлин, ограни-чение доступа к источникам сырья и т. д.
Например, фармацевтическая промышленность является одной из самых прибыльных отраслей после торговли наркотиками и ору-жием, но доступ новых конкурентов сильно затруднен (отрасль за-щищена патентами, нужны большие средства на проведение научных исследований, создание сбытовой сети). Другими показательны-ми примерами являются производство компьютеров, копироваль-ной техники, торговля спиртными напитками, авиационный и железнодорожный транспорт, нефтегазовая отрасль.
Фирма может не обращать внимания на конкурентов. Однако зна-ние конкурентов, их товаров и методов работы на рынке может по-мочь повысить конкурентоспособность предприятия даже при неболь-ших изменениях в работе. Конкуренция присутствует почти во всех сферах деятельности, это самый очевидный фактор внешней среды предприятия. Но несмотря на свою очевидность, это наименее изу-ченный фактор. Важность наблюдения за деятельностью конкурентов определяется тем, что это в некотором смысле зеркальное отображе-ние собственной деятельности предприятия. Анализ конкурентов не-обходим для определения границ, в пределах которых возможно стра-тегическое продвижение конкурентов, а также для оценки возмож-ной реакции и стратегического потенциала конкурентов. Осуществле-ние такого анализа связано с обработкой обширной информации, которую необходимо добыть, обобщить и на ее основе сделать соот-ветствующие выводы. Естественно, что создание системы по изуче-нию конкурентов требует немалых вложений средств.
При анализе конкурентов важны следующие факторы:
* выявление их сильных/слабых сторон, исходящих от них угроз;
* прогноз будущих стратегий и решений конкурентов;
* предсказание реакции конкурентов на стратегию и действия фирмы;
* определение влияния конкурентов на преимущества фирмы.
Главные проблемы при анализе конкурентов связаны с тем, что сложно выявить всех конкурентов, также сложно наблюдать за всеми, поскольку конкурентов может быть очень много. Предложенная М. Портером идея выделения стратегических групп конкурентов, а по сути -- сегментации конкурентов может сделать процесс анали-за конкуренции управляемым. Данный подход полезен в тех случа-ях, когда отрасль состоит из нескольких групп конкурентов, при-чем каждая из них занимает четко различаемую покупателями, от-личную от других позицию на рынке и имеет собственные способы работы с покупателями.
Стратегическая группа конкурентов -- это множество соперни-чающих фирм в определенной отрасли, имеющих общие черты. Такими чертами могут быть схожие стратегии конкуренции, одинаковые пози-ции на рынке, схожие товары, каналы сбыта, сервис и другие элементы маркетинга. Установить стратегическую группу -- значит определить барьеры, которые отделяют одну группу от другой. Такими барьерами могут быть размер предприятий, дифференциация товаров, специа-лизированная рабочая сила, уникальные технологии, наличие па-тентов и т. д. На рынке финансовых услуг можно выделить, например, такие группы:
местные банки;
филиалы крупных иногородних банков;
небанковские учреждения.
Обычно анализ стратегических групп конкурентов проводится в дополнение к общему анализу межфирменной конкурентной борьбы. Какие выводы можно сделать на основе этого анализа?
1. Фирмы одной стратегической группы являются более очевид-ными конкурентами, чем фирмы разных групп. Обычно жесткая кон-курентная борьба идет внутри группы.
2. Фирмы в различных стратегических группах будут иметь разные конкурентные преимущества и потенциальную прибыльность. Часто они испытывают различную степень угрозы со стороны товаров-заме-нителей.
3. Изменение рыночных условий нередко может иметь различный эффект для разных групп, в том числе может стимулировать фирмы к переходу в другие стратегические группы.
4. Увеличение числа стратегических групп в отрасли может усили-вать конкуренцию.
Наглядной формой представления об отрасли в целом и об от-дельных стратегических группах конкурентов являются позиционные карты (рис. 3).
Построение позиционной карты представляет собой последова-тельность следующих шагов:
1. Выбрать размерность -- весомые характеристики, позволяющие дифференцировать различные предприятия в отрасли. В данном слу-чае такими характеристиками являются цена и качество продукции.
2. На основе предварительного исследования и анализа классифици-ровать предприятия в соответствии с заданными характеристиками.
3. Предприятия со схожими характеристиками объединить в стра-тегические группы. В идеальном случае размер круга, изображающего каждую группу, должен быть прямо пропорционален объему продаж группы в соответствующей области позиционной карты.
Предприятия одной стратегической группы являются очевидны-ми соперниками, в то время как предприятия из расположенных далеко друг от друга групп вряд ли вообще могут конкурировать. Слож-ности построения позиционных карт связаны с тем, что если выб-ранные характеристики коррелированны между собой, то такая карта не представляет интереса.
Что надо знать о своих ближайших конкурентах? Выделяют коли-чественные, или фактические, данные и качественные, или субъек-тивные, данные. Количественные данные -- это сведения о том, ка-кие фирмы являются конкурентами; какие товары они продают; ка-ким образом и на каких рынках; кто их основные клиенты; как осу-ществляется продвижение товаров на рынок. При этом учитываются и другие важные факторы (рис. 4).
Качественными характеристиками являются известность предпри-ятия, квалификация его персонала, качество товаров, привержен-ность потребителей торговой марке предприятия, система управле-ния, стратегия деятельности на рынке и другие неформализуемые параметры, оценить которые достаточно сложно. Такая информация всегда будет субъективной.
Рис. 4. Основы анализа конкуренции
Практически деятельность конкурентов анализируется по тем же направлениям, что и собственная деятельность предприятия. Источ-ники информации могут быть самые разные:
* статистические данные;
* прайс-листы;
* средства массовой информации;
* каталоги, проспекты, выставочные экземпляры, другие реклам-ные материалы;
* годовые отчеты фирм, мнения экспертов и покупателей, вплоть до промышленного шпионажа.
Широко используется метод «конструирования наоборот», кото-рый, по данным английских исследователей, применяют 8 из 10 европейских фирм. Это означает, что покупается товар конкурен-тов, который разбирается на составные части, и проводится соот-ветствующий анализ. В России также широко используется этот ме-тод, но в основном для определения конструкции и технических характеристик продукции конкурентов, тогда как западные и япон-ские фирмы применяют его в основном для оценки себестоимости продукции конкурентов, поскольку эти сведения являются предме-том коммерческой тайны.
Следует отметить, что хорошее знание конкурентов позволяет не только вырабатывать меры конкурентной борьбы, но и вести опреде-ленную согласованную политику на рынке, поскольку прямая кон-куренция всегда разорительна для фирм. По М. Портеру, «хорошие» конкуренты обычно соблюдают неписаные отраслевые правила, под-держивают статус-кво, избегают агрессивных ценовых изменений.
Отраслевые условия могут сильно отличаться. Отличия отражаются в уровне отраслевой рентабельности, разбросе рентабельности отдельных предприятий, сложившейся структуре затрат на производство продукции, интенсивности конкуренции и других характеристиках. Изучение этих характеристик, выявление тенденций их изменения создают «профиль» отрасли и дают важную информацию для определения возможных направлений развития организации.
Состояние рыночной среды в отрасли может быть представлено значениями ряда технических и экономических характеристик, важнейшими из которых являются:
продукты;
размер рынка;
темпы роста рынка;
суммарные производственные мощности;
уровень удовлетворения спроса;
количество конкурентов и их структура;
количество покупателей и их структура;
характер вертикальной интеграции
степень дифференциации продукции;
уровень заработной платы; величина инвестиций; продуктивность, выраженная через рентабельность.
Рассмотрим состояние лакокрасочной отрасли в Российской Федерации.
Инвестиционный кризис обусловил падение объемов капитального строительства, и, как следствие, сокращение выпуска строительных материалов, в том числе и лакокрасочной продукции.
В условиях падения производства потребительский рынок строительных красок по большинству позиций имеет превышение предложения над спросом. Положение усугубляется и затовариванием самих предприятий промышленности лакокрасочной продукции, не находящей сбыта из-за неплатежеспособности потребителей.
Обращает на себя внимание то обстоятельство, что насыщенность потребительского рынка красками в Москве, Санкт-Петербурге, областных центрах намного выше, чем в средних городах. Однако полагают, что наличный резерв периферийного потребительского рынка красок России большой, хотя и плохо изучен.
Несмотря на явное превышение предложения над спросом, цены на краски не снижались, а продолжали расти.
Со второй половины 1992 г. начинается активное проникновение на отечественный потребительский рынок лакокрасочной продукции зарубежных компаний. Его быстрое освоение иностранными фирмами стало возможным благодаря полной либерализации импорта, что было одним из главных требований МВФ, которое принесло неисчислимые беды отечественной промышленности. Потребительский рынок строительных материалов России притягивает иностранные компании, как магнит, ибо они могут с помощью не всегда объективной рекламы представить свои товары в качестве образцов качества, элегантности, эстетики, совершенства и получить при реализации этих материалов максимальную прибыль без особых затрат.
Основными критериями, по которым определяется рейтинг краски, являются потребительские качества, продолжительность эксплуатации при условии сохранения внешнего вида и характеристик, экологическая чистота, технологичность, постоянство качества. По этим критериям лакокрасочная продукция на отечественном рынке совершенно отчетливо разделяется на «дешевую», хорошего качества и элитную.
В разряд дешевой попадает почти вся отечественная масляная краска, алкидные эмали незаводского производства; водные краски, изготовленные производителями масляно-клеевой шпатлевки, а также большая часть дешевых болгарских, польских, турецкий красок и некоторая часть немецких.
Краски постоянно хорошего качества выпускают известные в СНГ АО «Лакокраска» (Беларусь), Котовский лакокрасочный завод, а также менее крупные фирмы: «Стройкомплекс», «Палитра Руси», ОА «Колор-студия КВИО», фирма ИНИКОМ, «МАВ», ОА «Оливеста» и некоторые другие.
Вместе с тем, по современным краскам явное преимущество по ассортименту и качеству у небольших профессиональных фирм, гибко следующим потребностям рынка и интенсивно осваивающим и внедряющим новую продукцию (марки Святозар, ДИВА, БЕЛФАС, АКВА).
Кризис «17 августа» усложнил жизнь отечественного производителя, но и снизил прессинг импорта, вынудив российских производителей и потребителей повернуться лицом друг к другу.
Примеры хороших импортных красок - знакомые марки Pufas, Mipa (Германия), Alpa (Франция), Isaval (Испания). Дешевые крски импортного производства к разряду хороших не относятся.
Элитные краски - пока только импортные и очень дорогие ( изветных у нас фирм ICI, Beckers, Lacufa, Tikkurila - но не все производимые этими фирмами краски относятся к элитным). При нашей экологии применение красок этого разряда зачастую непрактично - через 3 года их не отличишь от просто хороших.
Расширение ассортимента продукции наиболее продвинутых отечественных фирм существенно сдерживается отсутствием массового спроса на многие виды современных красок в силу безденежья и «неграмотности» нашего внутреннего рынка.
Мир красок велик, и необходимы четкие характеристики продукта для их определения. Эти ориентиры:
назначение краски (внутренние или внешние работы);
внешний вид краски (матовая, глянцевая, фактурная, цвет);
срок службы;
условия нанесения (материал, температурные условия, время высыхания);
условия эксплуатации (климат);
цена 1 кв. м покрытия;
наличие гарантий изготовителя, сертификатов соответствия и гигиенических сертификатов.
Сейчас уже многие торговые фирмы начали правильно понимать свое назначение: грамотно продавать специализированные товары, обеспечивая необходимый уровень сервиса, изучая и развивая потребности рынка, и ориентируя производителей на удовлетворение этих потребностей.
Положительный эффект (социально-экономический и эстетический) от применения лакокрасочных материалов трудно переоценить. Поэтому можно надеяться, что количество лакокрасочных материалов и их ассортимент будет увеличиваться.
Анализ движущих сил состоит в определении того, что способствует развитию отрасли, в каком направлении оно осуществляется, как будут меняться рыночные условия. В ходе анализа выясняются происходящие изменения в уровне технико-экономических показателей, соотношение спроса-предложения, составе покупателей, интенсивности конкурентной борьбы, продукте и способах его изготовления и др.
Анализ включает следующие работы:
выявление движущих сил, оказывающих влияние на отрасль;
определение главных движущих сил;
оценка влияния главных сил на отрасль.
Для рассматриваемой отрасли производства лакокрасочных материалов выделим следующие движущие силы.
Обновление продукта. Продуктовые инновации стимулируют рост спроса, увеличивают дифференциацию среди продавцов, влияют на методы изготовления продукции и эффективные масштабы выпуска, каналы распределения.
Технологические инновации, т.е. инновации в методы производства, влияют на издержки производства, минимальный эффективный размер производства, возможности вертикальной интеграции. Они могут привести к изменению количества предприятий, действующих на рынке, напряженности конкурентной борьбы, позиции организаций-конкурентов.
Инновации в маркетинге призваны возбудить спрос, снизить издержки. Поэтому они способствуют изменению ситуации на рынке.
Увеличение знаний об отрасли дает более точную информацию о величине спроса, товаре и т.д., что снижает уровень неопределенности и риска и будет способствовать привлечению на рынок новых предпринимателей. В итоге будет меняться структура рынка.
Главными движущими силами, оказывающими влияние на отрасль лакокрасочных материалов, будут являться продуктовые и технологические инновации.
Анализ должен установить, какие силы определяют степень интенсивности конкурентной борьбы.
Конкурентная среда формируется не только под влиянием борьбы внутриотраслевых конкурентов. Определенное влияние на конкурентную среду в отрасли оказывают предприятия, производящие товары-заменители, предприятия-пришельцы из других отраслей, а также поставщики и потребители продукции. При определенных условиях все они могут значительно влиять на силу, с которой ведется конкурентная борьба, на изменение позиции организаций на рынке.
Для понимания природы и характера конкурентной среды в отрасли М.Портер считает необходимым учитывать:
соперничество среди конкурирующих на данном рынке продавцов;
конкуренция со стороны товаров, являющихся заменителями;
угрозу появления новых конкурентов;
позиции поставщиков, их экономические возможности;
позиции потребителей, их экономические возможности.
В итоге эти силы определяют характеристики конкурентной борьбы в отрасли; прибыльность отрасли; место организации, которое ей отводится в «табели о рангах» и ее благополучие.
Оценим конкурентную среду в отрасли химической промышленности производства лакокрасочных материалов.
Мы рассматриваем региональный рынок лакокрасочной продукции. В республике Марий Эл функционирует ОАО «Шелангерский химзавод «Сайвер», который в большей мере удовлетворяет спрос на лакокрасочную продукцию.
Наиболее интенсивная конкуренция имеет место между конкурентами в отрасли. Данное изучение направлено на то, чтобы выявить слабые и сильные стороны конкурентов и на базе этого строить свою стратегию конкурентной борьбы.
ОАО «Шелангерский химзавод «Сайвер» в республике Марий Эл не имеет конкурентов-производителей лакокрасочной продукции.
Зарубежные производители импортных лакокрасочных материалов не являются конкурентами рассматриваемого предприятия в силу их высокой стоимости после «обвала рубля 17 августа». Импортные краски и в стабильный период не менее, чем в 2 раза дороже отечественных аналогичного качества, так как у нас дешевле простое сырье и рабочая сила. Зарубежные фирмы вкладывают много больше денег в рекламу, хорошая упаковка стоит дорого, импорт облагается дополнительными налогами при переходе границы.
На рынке Волго-вятского региона конкурентами являются Казанский химзавод “Хитон”, предприятие «Химпром» г. Новочебоксарск, а также Ярославский лакокрасочный завод. Анализ деятельности конкурентов на отечественном рынке показывает, что существенных преимуществ в технологии и организации производства, организации сбыта и уровня цен, они не имеют.
Конкурентная борьба идет за величину рыночной доли (особенно на этапе отраслевого роста), так как в большинстве случаев именно этот параметр в долгосрочном периоде определяет прочие. Проигрыш в конкурентной борьбе нередко предопределен уже на стадии соперничества за ресурсы и возможности рыночного продвижения.
Инструментами конкурентной борьбы на рынке лакокрасочной продукции являются качество продукции, цены, дизайн, гарантии и реклама. При всем разнообразии форм конкурентной борьбы главным средством ее ведения является продукт. Тот или иной успех определяется имеющимися у организации конкурентными преимуществами.
Проигрыш российских предприятий в конкурентной борьбе происходит не из-за чрезмерной дороговизны или очень низкого качества их товаров, а вследствие потерь в борьбе за рекламу. Иностранные конкуренты, располагая большими финансовыми возможностями, проводят более массированные рекламные кампании и привлекают тем самым интерес покупателей к своим товарам даже в тех случаях, когда они по своим качественным характеристикам не лучше российских.
При анализе внутриотраслевой конкуренции определим степень ее интенсивности как среднюю. Но интенсивность конкуренции может увеличиться по мере роста количества конкурирующих организаций; стабилизации спроса или медленного его роста; осуществления финансовой поддержки мощными компаниями.
Предприятия вступают в конкуренцию не только друг с другом, но и с предприятиями других отраслей, производящими товары, являющиеся заменителями.
При разработке стратегии предприятие ОАО «Шелангерский химзавод «Сайвер» обязан учитывать заменители, выступающие как сила, определяющая ценовую политику предприятия, политику предприятия в области обновления продукции. Для рассматриваемого предприятия конкурентами являются фирмы, производящие товары-заменители лакокрасочной продукции - обои, керамическая плитка, отделочные пластмассы.
Цены и доступность заменителей создают потолок цен для основных товаров. Когда цены основных товаров выше этого потолка, потребитель в определенных ситуациях отдаст предпочтение заменителям.
Конкуренция со стороны заменителей зависит от того, легко или трудно потребителям переориентироваться на него, какова стоимость переориентации. В нашем случае стоимость переориентации с красок на товары-заменители высокая, и острота конкуренции незначительная.
Влияние товаров-заменителей практически можно не принимать во внимание из-за их высокой стоимости по сравнению с лакокрасочной продукцией.
Угроза появления в отрасли новых конкурентов - сила, с которой также приходится считаться. Серьезность этой угрозы зависит от величины отраслевых входных барьеров. Эти трудности изначально ставят его в невыгодное положение как с точки зрения цены, так и издержек по сравнению со «старожилами отрасли».
Угроза химзаводу «Сайвер» со стороны новых предприятий отсутствует из-за того, что велики входные барьеры. Основным барьером является значительная потребность в капитале - велика стоимость основных производственных фондов и оборотных средств. У ОАО «Шелангерский химзавод «Сайвер» имеются также отраслевые преимущества действующего предприятия, обеспечивающие ему более низкие издержки производства и доступ к каналам распределения.
Поставщики взаимодействуют с предприятиями, оказывая на них непосредственное влияние. Поставщики материалов и комплектующих изделий, если они обладают большой силой, могут поставить организацию в очень сильную зависимость от себя.
Влияние поставщиков химзавода «Сайвер» значительно, поскольку многие ресурсы приходится завозить из других регионов страны. Чтобы обезопасить себя от влияния поставщиков, для усиления независимости рассматриваемое предприятие создает резервные запасы сырья и комплектующих на имеющихся у хозяйства складах.
Подобно поставщикам, покупатели в большей или меньшей степени могут влиять на силу конкуренции в отрасли.
Основными покупателями продукции предприятия являются индивидуальные покупатели, физические и юридические лица, также различные по размерам организации, расположенные в Республике Марий Эл и ближайших регионах России. Многие из этих организаций являются постоянными клиентами предприятия.
Изучая покупателей, следует выяснить следующие его характеристики:
географическое положение - Республика Марий Эл, регионы РФ, страны СНГ;
юридический статус - юридические лица, физические лица;
вид деятельности юридических лиц - индивидуальные заказчики, предприятия, продающие аналогичные виды товаров, прочие организации;
размер потребителей юридических лиц - крупные, средние, мелкие;
статус пользователя и приверженность предприятию - постоянные потребители предприятия, постоянные потребители конкурентов, «странники», покупающие как у химического завода, так и у конкурентов, потенциальные пользователи;
уровень информированности покупателя - высокий, так как продукция Шелангерского химзавода и ее качество давно известны жителям не только Республики Марий Эл;
наличие товаров-заменителей - обои, керамическая плитка, отделочные пластмассы;
стоимость переориентации потребителя на другой продукт - высокая.
Особо следует отметить покупателей строительной индустрии, которые потребляют значительное количество лакокрасочных материалов различного назначения - около 60% от их общего производства. Причем, как правило, для отделки поверхностей внутри помещений используются преимущественно лакокрасочные материалы на водной основе, а для внешних работ более широкое применение имеют лакокрасочные материалы на органической основе.
Влияние потребителей на силу конкуренции в отрасли практически отсутствует, так как у завода нет ближайших конкурентов и спрос на лакокрасочную продукцию в регионе велик. Эта сила возрастет, если покупаемый товар будет иметь по мнению покупателя завышенную цену и недостаточный уровень качества.
Выявив ближайших конкурентов, необходимо исследовать, что движет ими и их действия. При анализе необходимо изучить характеристики и возможности конкурентов. Этот анализ имеет исключительно важной значение, поскольку раскрывает источники и уровень конкурентных преимуществ, достигнутый потенциал и способность его реализовать.
Анализ проблем начнем с оценки того, насколько успешно идет продажа товаров фирм-конкурентов уже имеющегося ассортимента. Из-за нехватки финансовых ресурсов предприятия не могут заниматься вопросами повышения конкурентоспособности всех производимых ранее им товаров. Поэтому необходимо концентрировать ресурсы на производстве наиболее значимых из них. При этом «значимость» для разных предприятий неодинаково: для отечественных - синоним прибыльности продаж, зарубежных - темпы роста продаж на перспективном рынке. Фирма должна уметь рационально анализировать ассортимент производимых ею товаров. В настоящее время имеется предложение широкой гаммы импортных лакокрасочных материалов. Если говорить конкретно о строительных лакокрасочных материалах, на которых специализируется ОАО «Шелангерский химзавод «Сайвер», то это группа в мировой практике представлена более чем 40 наименованиями. Несмотря на то, что выпуск их большинства освоен отечественными производителями, с ними эффективно конкурируют зарубежные аналоги.
Текущее положение конкурентов можно оценить как стабильное. Увеличение спроса в отрасли позволяет конкурентам усиливать позиции на рынке.
Раскрывая потенциал конкурентов, следует отметить, что если зарубежные фирмы имеют большие финансовые возможности, то отечественные производители лакокрасочной продукции в широкой мере используют технологические.
Рассмотрим конкурентные стратегии конкурентов. Отечественные производители лакокрасочной продукции придерживаются в основном двух типов стратегии. Первая - это стратегия фирмы, которая решила завоевать сегмент рынка наименее обеспеченных и менее требовательных покупателей, что связано со снижением платежеспособного спроса потребителей. Благодаря низким издержкам в отрасли, предприятия либо производят массовую дешевую продукцию с высокой прибыльностью, либо получают большую прибыль при невысокой прибыльности и ценах, неприемлемых для менее эффективных конкурентов. Другие предприятия, ориентированные на рыночные условия, при том же уровне цены стараются улучшить параметры товара или придать ему новые свойства. Данная стратегия направлена на создание у покупателей представления о существенных отличиях данного товара от товаров конкурентов.
Вторая стратегическая группа конкурентов придерживается конкурентной стратегии, которой соответствует ситуация, когда фирма тратит средства на улучшение товара, но при этом пытается получить за него на рынке и более высокую цену. Эффект от данной стратегии с позиции объемов продаж зависит от наличия на рынке группы покупателей, готовых платить такую цену за более совершенный товар. Что касается отечественных потребителей, то такая комбинация свойств товара и цены оказывается привлекательной для очень малого числа обеспеченных покупателей.
Для нашей фирмы-лидера на рынке разумным является принять стратегию снижения цены без ухудшения экономической ценности товара. Проводить такую конкурентную стратегию ОАО «Шелангерский химзавод «Сайвер» может, поскольку низкие издержки предприятия обусловлены конкурентными преимуществами высокого порядка - применением наиболее совершенной технологии производства, обеспечивающей снижение издержек. Реализация данной стратегии улучшит конкурентную позицию фирмы на рынке и рост продаж.
Среди наиболее заметных конкурентных преимуществ химзавода «Сайвер» можно выделить удобство расположения для потребителей, предприятие находится на пересечении автодороги и железной дороги, Возможность выбора способа доставки для потребителя - так же является неоспоримым преимуществом.
Что касается ожидаемых действий конкурентов, то можно сказать, что они будут направлены на внутреннюю среду организации и будут затрагивать производственную и финансовую сферу. Возможные действия конкурирующих товаропроизводителей будут направлены на активизацию спроса со стороны потребителей, что объясняется борьбой за «свой» сегмент рынка. Инструменты конкурентной борьбы (цены, реклама, система стимулирования) этими предприятиями используются достаточно широко, у них имеются разработанные приемлемые для них конкурентные стратегии.
Анализ конкурентной среды в отрасли, состава и структуры конкурентов, намерений и действий конкурентов, давая ценную информацию, должен дополняться анализом состояния и конкурентных возможностей организации, разрабатывающей свои стратегии.
Ключевые факторы успеха - это характерные для данной отрасли факторы, приносящие ей преимущества. Даже для одной отрасли эти факторы неодинаковы, так как могут меняться во времени.
Выделение ключевых факторов успеха, действующих в ближайшей перспективе, и определение среди них важнейших составляет заметную часть работы по стратегическому планированию.
Для рассматриваемой отрасли ключевыми факторами успеха на будущий период являются:
Факторы, основанные на научно-техническом превосходстве (хорошая исследовательская и экспериментальная база, способность быстрой разработки нововведений и др.).
Факторы, основанные на маркетинге (наличие квалифицированного персонала, хорошая распределительная сеть, низкие затраты на распределение товаров и др.).
Предприятие должно представлять, какие из факторов оно в состоянии реализовать, причем это надо сделать лучше, чем конкурент, если необходимо усилить свои позиции на рынке.
В данное время положение ОАО «Шелангерский химзавод «Сайвер» можно с уверенностью назвать устойчивым: растут объемы производства, увеличивается прибыль, с каждым годом вводятся новые мощности предприятия, развиваются новые сферы деятельности, в следствие чего улучшается текущая деятельность предприятия. Предприятие освоило региональные рынки сбыта лакокрасочной продукции. По рейтингам специалистов в отрасли химической промышленности, опубликованным в профессиональных журналах, по объемам выпускаемой продукции данной предприятие занимает 5-е место в стране. Уровень производительности труда на одного рабочего на предприятии растет, в 1999 году он составил 137,5% от уровня предыдущего года, что также характеризует значительный потенциал роста объемов продаж и прибыли у химзавода «Сайвер».
Исходя из всего выше перечисленного можно сделать вывод о том, что сегодня химзаводу «Сайвер» необходимо использовать стратегию роста.
Предприятие уже освоило рынки сбыта продукции, и сейчас его стратегия должна быть направлена на укрепление своих позиций в отрасли. Чтобы «идти в ногу со временем» предприятие должно повышать качество продукции и расширять ее ассортимент путем внедрения новых технологий. Кроме традиционных продуктов, предприятие начало и планирует продолжать выпуск таких новых товаров как олифа, грунтовка, сурик, шпатлевка, акриловые краски и др. Завод постоянно развивает свои производственные мощности. Чтобы «удерживать планку» на рынке, основным направлением развития предприятия на перспективу должно быть установление делового сотрудничества и работа с контрагентами путем разработки системы скидок, развития дилерской деятельности, стимулирования продаж, и таким образом, расширения каналов сбыта. Задачей является также завоевание репутации и формирование имиджа фирмы на рынке.
Выберем стратегию бизнеса на основе матрицы Портера. Для этого построим матрицу для лакокрасочных видов продукции (см. рис. 7).
Для предприятия «Сайвер» предпочтительнее выбрать как наступательную стратегию, ориентированную на завоевание ведущих позиций организации в определенных сферах деятельности или рынка, так и промежуточную, которая сводится к разумной конкуренции, использованию упущений и слабых сторон других предприятий и следованию к фарватере ведущей фирмы. Успех последней стратегии достигается за счет самостоя-тельного проведения эффективной политики, позволяющей не отставать от ведущей фирмы.
Афанасьев М.П. Маркетинг: стратегия и тактика фирмы. - М.: Финстатинформ, 1995. - 104 с.
Баранчеев В. Стратегический анализ: технология, инструменты, организация // Проблемы теории и практики управления. - 1998. - №5. - с. 85-90.
Винокуров В.А. Организация стратегического управления на предприятии. - М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. - 160с.
Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. - М.: Изд-во МГУ, 1998. - 252 с.
Голубков Е.П. Маркетинг: стратегии, планы, структуры.-- М.: Дело, 1995.-- 192 с.
Гусев Ю.В. Стратегическое управление: учебное пособие. / Ч.I. НГАЭиУ. - Новосибирск, 1995. -119с.
Забелин П.В., Моисеева Н.К. Основы стратегического управления : Учеб. пособие. - М.: Информационный центр «Маркетинг», 1998. - 195 с.
Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ./ Общ. ред. и вступ. ст. Е.М.Пеньковой.-- М.: Прогресс, 1990.-- 736 с.
Круглов М.И. Стратегическое управление компанией. - М.: Деловая литература, 1998. - 758 с.
Липсиц И. Конкурентная стратегия фирмы // Вопросы экономики. - 1998. - №9. - с. 87-105.
Мельник А.Н. Стратегическое планирование деятельности фирмы. - СПб, 1996. - 102 с.
Моисеева Н.К., Анискин Ю.П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление. -М.: Внешторгиздат, 1999 - 234 с..
Современный маркетинг/ В.Е. Хруцкий, И.В.Корнеева, Е.Э. Автухова. Под ред. В.Е. Хруцкого.-- М.: Финансы и статистика, 1991.-- 256 с.
Стратегическое планирование / Под ред. Уткина Э.А. -М.: Экмос, 1998. - 438 с.
Тихоновский А., Сенкевич В.А. Как определить возможности компании и направления ее развития // Рынок ценных бумаг. - 1999. - №10. - с. 22-23.
Хирсик Роберт Д. Маркетинг: пер с анг. / Под ред. Куракова Л.П. - М.: Пресс-сервис, 1997. - 400 с.
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |