Курсовая работа по предмету "Менеджмент и трудовые отношения"


Рынок труда в Ханты-Мансийском автономном округе Российской Федерации


38

Содержание.

Введение…………………………………………………………………….с.3-5

1. Особенности рынка труда в России……………………………..с.5-7

2. Рынок труда в Ханты-Мансийском автономном округе……..с.7-10

3. Мероприятия по стабилизации рынка труда в Ханты-Мансийском автономном округе.

3.1 Служба занятости населения……………………………..с.11-13

3.2 Поддержка малого предпринимательства…………...…с.13-20

3.3 Обеспечение трудовой занятости молодежи…………. с.20-25

Заключение……………………………………………………………… с.26

Список использованной литературы…………………………………с.27

Приложение………………………………………………………………с.28-39

Введение.

Производство материальных благ и услуг предполагает наличие двух факторов, а именно материальных и человеческих ресурсов. Если ранее основное внимание уделялось первому фактору, то в настоящее время все больше говорят о гуманизации экономики, что означает перемещение акцента на человека. Таким образом, признается, что необходимым условием успешного функционирования экономики является соблюдение интересов человека.

В экономической теории и статистике России принято использовать термин «трудовые ресурсы». Сущность этого понятия можно определить следующим образом: трудовые ресурсы - часть населения страны, которая в силу психофизиологических и интеллектуальных качеств способна производить материальные ценности и услуги. Трудовые ресурсы включают занятых и незанятых, но могущих трудиться граждан. Таким образом, это реальные и потенциальные работники.

Для работы человеку необходим некоторый уровень физического развития, определенные духовные качества. Особую важность развитие личности приобретает в условиях экономической реконструкции. Во многом уровень развития вышеуказанных качеств личности зависит от возраста. Таким образом, именно возраст является критерием отнесения к трудовым ресурсам. Согласно статистической практике, трудовые ресурсы состоят из трудоспособных граждан в трудоспособном возрасте и работающих в экономике страны граждан моложе и старше этого возраста, который для женщин от 16 до 54 лет, для мужчин о 16 до 59 лет.

Понятие «трудовые ресурсы» шире понятия «экономически активное население», так как трудовые ресурсы включают учащихся трудоспособного возраста, домохозяек и всех остальных граждан, которые, не являясь безработными, не заняты в хозяйстве страны.

Формирование трудовых ресурсов - это процесс их непрерывного воспроизводства, возобновления их численности. В 1994 году структура трудовых ресурсов была следующей: трудоспособное население в трудоспособном возрасте - 95,17%, работающие пенсионеры - 4,47%, работающие подростки - 0,06% общей численности трудовых ресурсов. По результатам наблюдений за ряд лет были отмечены следующие тенденции: в первой группе - относительная устойчивость, в группе работающих пенсионеров - повышение численности, в группе работающих подростков - понижение. Исходя из этого, можно сделать вывод, что развитие рынка труда связано с населением трудоспособного возраста, и динамика численности трудовых ресурсов определяется динамикой численности этой категории населения, которая зависит от ряда демографических факторов, а именно от уровня смертности и соотношения между численностью молодежи, достигшей трудоспособного возраста и численностью граждан, достигающих пенсионного возраста. Для России в целом характерны крутые подъемы и спады численности населения трудоспособного возраста, что обусловлено общим развитием страны. Данное обстоятельство ставит перед экономикой задачу постоянного приспособления к этой динамике. С середины 80-х гг. в России начался очередной затяжной спад, который не вызвал всплеска безработицы в результате спада производства. Но ожидается, что к началу 21 в. ситуация вновь изменится, что может вызвать обострение проблемы безработицы.

Численность работающих подростков также находится под влиянием демографических факторов, а также уровня благосостояния семьи: чем он выше, тем меньше подростков работает.

Относительно численности работающих пенсионеров отметим, что чем больше людей пенсионного возраста, тем больше среди них работающих. Эта категория наиболее быстро увеличивается, так как возрастно-половая структура населения сильно деформирована.

В целом, численность работающих подростков и пенсионеров зависит также от спроса на рабочую силу и от наличия рабочих мест, соответствующих особенностям применения их труда.

Использование трудовых ресурсов предполагает их распределения и эффективность применения их труда. Распределение происходит по видам занятости на занятых и незанятых, в свою очередь занятые распределяются по отраслям, по режимам труда, по территории страны, по полу, возрасту, уровню образования и здоровья, а также по видам экономической деятельности:

-наемные работники;

-работодатели;

-лица, работающие за свой счет;

-члены производственных кооперативов;

-работники, не классифицируемые по статусу.

Таким образом, трудовые или человеческие ресурсы являются основой развития экономики. Их роль в современных условиях возрастает, так как в условиях рынка нужно делать ставку именно на человека и его потенциал. Несомненно, экономическая реконструкция повлияла на эту категорию населения и на рынок труда в целом.

1. Особенности рынка труда в России.

Главным работодателем в России остается государство, а значит, классического рынка здесь нет, производительность труда низкая. Это основной вывод доклада Мирового банка “Рынок труда в России: движение от кризиса к выживанию”, который представила руководитель программ банка в социальном секторе Мансура Рашид.

Причина низкой производительности труда (с начала 90-х годов она уменьшилась на 30%) - “раздутые штаты сотрудников” и “использование работников с квалификацией и опытом работы, который нигде не требуется”.
В докладе говорится о том, что российские институты, регулирующие отношения на рынке труда, не получили серьезного развития, поскольку эти институты - Минфин и Минтруд - “были созданы еще при социализме и являются крайне неэффективными”. Ситуация на рынке труда такова: “низкая заработная плата, получение которой не гарантировано, усиливающееся неравенство в оплате, плохие санитарно-гигиенические условия и низкая охрана труда”. Правда, в последние два года вместе с экономическим ростом был зафиксирован и рост занятости - он сравнялся с передовыми странами Центральной и Восточной Европы.
Однако эксперты Мирового банка считают, что Россия - все-таки страна с переходной, а не с рыночной экономикой. Именно в таких странах зарплата в частном секторе выше, чем в государственном; кроме того, в ряде случаев зарплата может выплачиваться в “виде экономически неоправданных социальных услуг” и “черным налом”.

В настоящее время, по подсчетам специалистов, в России проживают от 5 до 10 млн. мигрантов более чем из 100 стран ближнего и дальнего зарубежья. Подавляющее большинство этих людей приехали из бывших советских республик, при этом они успешно вытесняют россиян с рынка труда и из стратегически важных отраслей российской экономики. Поэтому миграционные проблемы сегодня приобретают иное звучание, чем пять-шесть лет назад. Хотя и поздно, но это сейчас стала понимать и верховная российская власть. Остается надеяться и на ее оперативность, которой не наблюдалось при решении данных проблем на протяжении всего последнего десятилетия.

Сегодняшняя экономическая ситуация в странах СНГ (обозначенная статистикой как стабильно улучшающаяся) почему-то до сих пор провоцирует все новые миграционные волны на территорию России, причем уже не только русского, но и коренного населения, которое довольно быстро адаптируется на чужбине и всяческими способами старается уклониться от возвращения на историческую родину. Вполне возможно, что в какой-то степени здесь срабатывает и некий стереотип: в России всегда было лучше, пусть и ненамного. Хотя, что и говорить, до сих пор Москва притоку гастарбайтеров особо не препятствовала: старение нации, снижение рождаемости и нехватка рабочей силы - все это побуждало местные власти регионов создавать для мигрантов довольно привлекательные условия. Сейчас, когда иностранцы стали представлять опасность не только для российского рынка труда, но и для социума, взять под контроль миграционный процесс будет весьма сложно, не говоря уже о том, что приостановить его в ближайшие годы вообще нереально.

2. Рынок труда в Ханты-Мансийском автономном округе.

Уровень безработицы в округе, рассчитанный как отношение численности безработных к численности экономически активного населения, за 1999 год сократился в 1,8 раза и составил на 1 января 2000 года 2,6% (за 1998 год уровень безработицы возрос в 1,5 раза).
По состоянию на начало 2000 года численность официально зарегистрированных в службе занятости безработных составила 23660 человек.
Уровень безработицы по территориям округа отличается неравномерностью. В группу с уровнем безработицы свыше 10% входит одна территория - Октябрьский район. В 16 из 22 территорий уровень безработицы превышает среднероссийский показатель. Прирост уровня безработицы по сравнению с 1998 годом отмечен в 2 территориях: в г.Нефтеюганске - на 1,3 и в Нефтеюганском районе - на 0,6. (Таблица 6).
Средняя продолжительность безработицы возросла с 7,5 в 1998г., до 9 месяцев - в 1999 году.
Среди безработных, стоящих на учете в службе занятости на 1.01.2000 г., женщины составляют 72,6%, молодежь - 27,4%, выпускники различных учебных заведений - 5,6%.

В 1965 г. наибольшее количество работающего в различных отраслях экономики населения было занято в промышленности - 31,5 %, в строительстве - 18,1 %, в торговле и общепите - 11,8 %. Наименьшее - в финансировании, кредитовании и государственном страховании - 0,3 %; культуре и искусстве - 0,7 %; в жилищно-коммунальном и бытовом обслуживании населения 1,0 %. Удельный вес занятых на транспорте составлял всего 3,6 %, а в лесном хозяйстве - 1,1%.

В 1980 г. в связи с развернувшимся строительством поменялись приоритеты занятости населения. Наибольший удельный вес занимают работающие в строительстве - 33,7 %; в промышленности - 18,2 %; на транспорте - 17,9 % . В жилищно-коммунальном и бытовом обслуживании населения было занято уже 3,3 %. Остается небольшим удельный вес занятых в финансировании, кредитовании и государственном страховании - 0,5 %; в культуре и искусстве - 0,6 %. Доля занятых в информационно-вычислительном обслуживании увеличивается в 1,5 раза и достигает 4,5 % от всего занятого населения. Количество работников лесного хозяйства сокращается до 0,2%.

В 1960 - 1980 гг. безработица существует в скрытой форме, особенно среди женщин в городах с узкой градообразующей базой, что понижает жизненный уровень многих семей.

В 1990 г. удельный вес занятых в промышленности и на транспорте остается на уровне 1980 года (18,8 и 18,5 % соответственно). Количество населения, работающего в строительстве, сокращается до 27,5 %. Неуклонно растет удельный вес занятых в жилищно-коммунальном и бытовом обслуживании населения и достигает уже 4,6 %. Показатель удельного веса занятых в культуре, финансово-кредитных учреждениях, торговле и общепите остается стабильным. Неуклонно падает доля работающих в лесном хозяйстве - до 0,1 %.

В 1994 г. удельный вес работающего населения, занятого в промышленности - 23,3 %; в информационно-вычислительном обслуживании - 3,8 %. Неуклонно увеличивается количество работающих в финансово-кредитных учреждениях - 1,1 %; в жилищно-коммунальном и бытовом обслуживании населения - 5,7 %.

Доля занятых в некоторых отраслях экономики имеет стабильную, равномерную по годам, тенденцию к снижению. Это:

в сельском хозяйстве: в 1965 году было 5,5 %, в 1994 году - 1,2 %;

в лесном хозяйстве: в 1965 году было 1,1 %, в 1994 году - 0,2 %;

в геологии и разведке недр: в 1965 году было 6,8 %, в 1994 году -

1,7 %; в торговле и общепите: в 1965 году было 11,8 %, в 1994 году - 5,7 %.

В течение 1965 - 1994 гг. почти не меняется ситуация по удельному весу занятых в народном образовании, здравоохранении, материально-техническом снабжении и сбыте.

В середине 90-х гг. уровень безработицы превысил общероссийский показатель, равный 3,5 %. Особенно сложным оказалось положение на западе округа - в районах, где 30 лет назад начиналась нефтегазовая "эпопея", была развитая лесная промышленность.

На конец 1996 года в округе было официально зарегистрировано 28 975 безработных. На одно свободное рабочее место (вакансию) претендовали в среднем 10 человек.

В 1997 г. в условиях затяжного кризиса и попыток рационализации производства безработица стала реальностью. На 1 января уровень безработицы в округе (отношение численности безработных к численности экономически активного населения) составил 3 %, и вырос за год на 15 % (среднероссийский показатель на то же время составил 6 %).

Численность безработных на начало1999 года составляла 35,7 тыс. человек.

Численность безработных на начало 2000 года составляла 23,7 тыс. человек. Уровень безработицы на конец июня по округу составил 2,1 % от экономически активного населения.

Численность экономически активного населения округа (по оценке) на 1 июля составила 802,8 тыс. человек, или 58,1 % от общей численности постоянного населения округа; 677,6 тыс. человек (84,4 % от экономически активного населения) имели работу и были заняты в различных отраслях экономики.

Официальный статус безработного имели 16917 человек, что составляет 81,9 % от числа незанятого трудоспособного населения.

Потребность в работниках, заявленная предприятиями и организациями в службу занятости, на 1 июля составила 13734 человека, а нагрузка незанятого населения на одну заявленную вакансию - 1,5 человека.

3. Мероприятия по стабилизации рынка труда в Ханты-Мансийском автономном округе.

3.1 Служба занятости населения.

В настоящее время на территории округа действуют 22 органа службы занятости (территориальные отделы), из них: городских - 12 единиц, районных - 9 единиц, межрайонных (городских с обслуживанием сельской местности) - 1 единица.

Численность персонала службы занятости по округу составляет 338 человек. Из числа работающих в службах: руководителей (разных уровней, включая начальников территориальных ценров занятости населения, начальников и заместителей отделов) - 86 чел., специалистов - 215 человек, работников МОП - 41 человек.

В первые годы существования Службы занятости основное внимание уделялось наиболее результативному варианту политики занятости - активному.

Основными направлениями активной политики занятости являются:

-содействие в трудоустройстве с целью минимизации времени поиска гражданином работы;

-профессиональное обучение с целью предоставления возможности безработным приобрести новую профессию, повысить квалификацию;

-временная занятость подростков;

-общественные работы;

-поддержка предпринимательства и самозанятости;

-создание и сохранение рабочих мест.

Затем, в период роста безработицы, с нехваткой денежных средств фонда занятости приоритеты несколько изменились, и активная политика уступила место пассивной, ориентированной на материальную поддержку безработных и предоставление простейших услуг по подбору рабочего места.

Однако, в последнее время в связи со стабилизацией экономики в нашем регионе, со снижением численности безработных в нашем округе, ростом числа вакансий, задачи специалистов Службы занятости несколько усложнились. Предлагаемая рабочая сила стала менее конкурентоспособной - это, как правило, граждане, не имеющие достаточного образования и необходимого для самостоятельного трудоустройства опыта либо безработные, относящиеся к социально незащищенным категориям, нуждающимся в особых условиях труда.

Поэтому на сегодняшний день деятельность СЗН округа представляет некоторый симбиоз - сочетание активной политики и материальной поддержки безработных и членов их семей.

Основным источником поступления средств в Фонд Занятости населения являются обязательные страховые отчисления работодателей (предприятий, организаций, учреждений и др.), которые составляют 1,5% от фонда оплаты труда.

Из средств Окружного Фонда Занятости предусмотрены отчисления в Федеральную Службу Занятости в размере 20%. Большая часть оставшихся средств Окружного Фонда Занятости уходит на дотации нуждающимся территориям.

Постоянно пополняется банк вакансий в нашем округе. Предприятиями округа на 01.10.2000 г. было заявлено о наличии 13949 вакантных рабочих мест. И хотя уровень напряженности (число незанятых граждан, состоящих на учете в СЗ, приходящихся на одну заявленную предприятиями вакансию) находится на довольно невысоком уровне - 1,3 человека на одну вакансию, подбор подходящего специалиста на заявленное рабочее место усложнился.

Поэтому такое направление как профессиональное обучение и переобучение (повышение квалификации, получение второй (смежной специальности) - одно из приоритетных направлений активной политики СЗ. За январь-сентябрь текущего года финансировалось переобучение для 3029 человек.

В общественных работах за текущий период участвовало 2339 человек.

Следует также отметить, что 01.05.2000 года была полностью погашена задолженность по выплате пособий по безработице.

В связи с эффективной политикой, проводимой Департаментом Федеральной государственной службы занятости населения по Ханты-Мансийскому автономному округу, и расширением банка вакансий почти в 2 раза, на рынке труда округа в 1999 году наблюдалась стабилизация: число безработных снизилось на 12 тыс. человек.
По прогнозным оценкам, численность официально зарегистрированных безработных уже в первом квартале 2000 года сократится на 900 человек и достигнет 22,8 тыс. человек, при уровне регистрируемой безработицы 3%. К концу 2000 года численность официально зарегистрированных безработных уменьшится до 20,8 тыс.человек.

3.2 Поддержка малого предпринимательства.

Администрацией Ханты-Мансийского автономного округа в 1995-1999 годах заложены основы системы государственной поддержки малого предпринимательства в округе. Созданы Окружной фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции и его филиалы в городах Сургут, Советский, Лангепас, а также ряд специализированных организаций окружной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства; в бюджете округа ежегодно предусматриваются отдельной строкой средства на развитие этого сектора экономики, осуществлен переход от отдельных мероприятий к программно-целевому методу поддержки предпринимателей.
Постановлениями Думы Ханты-Мансийского автономного округа утверждены 4 Программы государственной поддержки малого предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе. На реализацию Программ было направлено 69,34 млн. рублей, в том числе: средств окружного бюджета -53%, средств местных бюджетов - 7%, средств Федерального Фонда поддержки малого предпринимательства - 10%, привлеченных средств - 10%.

Всего с 1995 по 1999 годы Окружным фондом поддержки предпринимательства и развития конкуренции на 1 рубль бюджетных средств привлечено дополнительно - 0,5 рубля.

Первая окружная Программа государственной поддержки малого предпринимательства (1995г.) была направлена на создание необходимых правовых, экономических и организационных условий для формирования окружной инфраструктуры поддержки малых предприятий, обеспечивающей их ускоренный рост. Создан Окружной фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции. Определены приоритетные направления развития малого предпринимательства в округе.
Вторая окружная Программа (1996-1997 г.г.) исходит из принципа преемственности по отношению к ранее принятой программе. На реализацию Программы из различных источников направлено более 22,03 млн. рублей, в т.ч. из средств округа 11,80 млн. рублей.
Открыты три филиала фонда и создана ОАО "Югорская лизинговая компания". Реализованы проекты по очистке воды в г.Сургуте и производству обуви в г.Лангепасе, начато деревообрабатывающее производство в городах Ханты-Мансийск и Советский, открыты парикмахерские салоны в городах Нягань и Лангепас, ряд предприятий общественного питания и мини-пекарен в городах и районах округа.
Открыта постоянно-действующая выставка "Малый бизнес Югры".
За два года количество малых предприятий возросло в 2 раза, доля выпуска продукции, произведенной малыми предприятиями, достигла 8,1% в валовом продукте округа, 12,5 % экономически активного населения занято в малом бизнесе.
Третья Программа (1998-1999г.г.) была направлена на обеспечение устойчивого развития малого предпринимательства как неотъемлемой части экономики округа, основного инструмента создания рабочих мест и источника формирования бюджетов всех уровней.
Направив на реализацию Программы 47,82 млн. руб., Фонд профинансировал проекты по открытию химчисток в г.г. Сургуте, Ханты-Мансийске, Лангепасе, производство пива, установку водоочистного оборудования, реконструкцию гостиницы в г.Ханты-Мансийске, производство макаронных изделий и безалкогольных напитков в г. Радужном, установку линии по производству майонеза в г.Пыть-Яхе, производство кондитерских изделий в г.Лянторе, производство молочной продукции в Ханты-Мансийском районе, благоустройство городских мини-рынков в Лангепасе и Югорске, открытие нескольких предприятий общественного питания.
Количество малых предприятий увеличилось на 6% и в расчете на 1000 жителей составляет 6 предприятий. Число предпринимателей без образования юридического лица выросло на 10% и составило 45170 человек.

Итоги реализации Программы государственной поддержки малого предпринимательства в ХМАО на 1998-1999 годы.

Всего через Фонд и его инфраструктуру на исполнение Программы государственной поддержки малого предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе на 1998-1999 годы направлено 47,82 млн. рублей, структура финансирования мероприятий Программы отражена на рис1.

Финансирование Программы из федеральных средств предусмотрено на условиях конкурса, где основными направлениями на 1998-1999 годы являются развитие новых и совершенствование уже действующих объектов инфраструктуры.
Данные средства использовались для реализации следующих подпрограмм.

1.Инвестиционная и финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства.

С целью обеспечения благоприятных условий для развития мелких товаропроизводителей, повышения предпринимательской активности профинансировано 52 бизнес-проекта на конкурсной основе на общую сумму 16,10 млн. рублей, в т.ч. по следующим направлениям:

сельское хозяйство - 2 проекта на сумму 0,85 млн.рублей;

промышленность - 11 проектов на сумму 10,65 млн.рублей;

строительство - 3 проекта на сумму 1,40 млн.рублей;

лесопереработка - 1 проект на сумму 0,30 млн.рублей;

торговля - 33 проекта на сумму 1,13 млн.рублей

бытовые услуги - 1 проект на сумму 1,25 млн.рублей;

общественное питание - 2 проекта на сумму 0,52 млн.рублей;

Окружным фондом разработана и с 1997 года работает программа формирования системы обеспечения кредитных ресурсов, предоставляемых субъектам малого предпринимательства. В том числе в рамках реализации программы "Гарантия" ОАО "Ханты-Мансийский банк" профинансировало проекты на сумму 2,6 млн. рублей, где гарантийные обязательства Фонда составили 1,2 млн. рублей.
Инвестиционная поддержка малого предпринимательства позволила сохранить 385 рабочих мест и вновь создать 234 рабочих места.
Оплачено налогов в бюджеты всех уровней в сумме 2,60 млн. рублей субъектами малого предпринимательства получивших финансовую поддержку в ОФПП и РК.

2. Инфраструктура поддержки малого предпринимательства.

На финансирование проектов через филиалы Окружного фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции направлено всего 7,30 млн. руб., в том числе:

из средств Окружного бюджета - 2,85 млн. рублей,

из средств местных бюджетов - 3,95 млн. рублей,

средств рефинансирования - 0,50 млн. рублей.

Сургутским филиалом профинансировано на конкурсной основе 32 проекта в сумме 2,75 млн. рублей, Лангепасским филиалом профинансировано на конкурсной основе 43 проектов в сумме 3,60 млн. рублей, Советским филиалом профинансировано на конкурсной основе 9 проекта в сумме 0,95 млн. рублей.
В 1997 году была создана и активно работает ОАО "Югорская лизинговая компания". Являясь основным учредителем, фонд приобрел акций компании на сумму 3,10 млн.рублей. Развитие финансового лизинга в округе позволило открыть новое производство по лесопереработке, расширить сеть общественного питания, привело к увеличению количества объектов пищевой промышленности, магазинов различного профиля, а также решить проблему чистой воды в окружном центре и увеличить объем оказываемых услуг по химической чистке одежды в г.г. Сургут, Ханты-Мансийск, Лангепас.
3. Поддержка малого предпринимательства в области маркетинга, рекламы и информации.

Окружным фондом ведется работа по пополнению банка данных предпринимательских проектов и программ. В настоящее время банк данных содержит 241 предпринимательских бизнес-идеи, в т.ч.:

-строительство - 54;
-ЖКХ - 15;
-сельское хозяйство - 18;
-промышленность - 46;
-услуги - 36;
-транспорт и связь - 32;
-торговля - 40.

Выполняются и заявки по экспертизе проектов для Фонда занятости населения, Комитета по экономической политике Администрации Ханты-Мансийского автономного округа.
На выставочную, рекламную и информационную деятельность израсходовано 0,38 млн. рублей. На развитие межрегионального и международного сотрудничества израсходовано 0,25 млн. рублей. С целью проведения рекламы и продвижения предпринимательских идей в обществе ежегодно выпускается календарь несущий в себе информацию о реализованных проектах.
В феврале 1999 года Фонд принимал участие во Всероссийской выставке "Регионы России-99", проходившей в г. Москве. На выставке были представлены субъекты малого предпринимательства, получившие финансовую поддержку в Окружном фонде ПП и РК и успешно реализовавшие социально-значимые проекты.
В апреле 1999 года Окружной фонд принял активное участие в Международной выставке-ярмарке "Ганновер-99" в рамках экономического форума, организованного МА "Сибирское соглашение". На ней была представлена информация об основных направлениях деятельности и достижениях Фонда и субъектах малого бизнеса в Ханты-Мансийском автономном округе.
В целях расширения видов услуг и получения дополнительных доходов проводится оценка недвижимости, оборудования, автотранспортных средств специалистом, прошедшим обучение и получившим соответствующий сертификат.

4. Содействие развитию малого предпринимательства путем создания нормативно-правовой базы.

На программу обучения предпринимателей направлено за отчетный период 34,5 тыс. рублей.
Для повышения инвестиционной активности малого предпринимательства в округе и исполнения налоговой дисциплины субъектами малого бизнеса необходима законодательная база. В этих целях Фондом проводится работа совместно с Комитетом по экономической политике Администрации округа в следующих направлениях:
- Принят Закон Ханты-Мансийского автономного округа "О едином налоге на вмененный доход", во втором чтении принят Закон Ханты-Мансийского автономного округа "О государственной поддержке лизинговой деятельности".
- Внесено изменение в Закон Ханты-Мансийского автономного округа "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства".
- Принят в первом чтении проект Закона Ханты-Мансийского автономного округа "О государственной поддержке малого предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе", определяющий меры и приоритеты государственной поддержки предпринимательства на территории округа, с установлением суммы и строки бюджета на инвестирование программ и проектов через Фонды поддержки предпринимательства, а также предусматривающий участие малых предприятий в исполнении государственных заказов.
В 1998 году Фондом впервые был издан ежегодник "Малый бизнес Югры", позволивший определить эффективность деятельности малого предпринимательства и его вклад в развитие экономики округа. Расходы на издание ежегодника составили 0,03 млн. рублей.
Возвратность средств, полученных предпринимателями с начала деятельности Окружного фонда ПП и РК, на сегодняшний день составляет 92,6%.
По состоянию на 1 июля 1999 года задолженности по платежам в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды нет. Решением Думы г. Ханты-Мансийска № 10 от 08.02.99 Окружной фонд ПП и РК освобожден от уплаты налогов в части местного бюджета. Высвобождающаяся сумма средств направляется на финансирование субъектов малого предпринимательства, располагающихся в г. Ханты-Мансийске.

3.3 Обеспечение трудовой занятости молодежи.

До недавнего времени округ, считавшийся благополучным в вопросах занятости, сегодня вынужден решать проблему безработицы. Не в последнюю очередь это касается молодежной безработицы.
Целенаправленность работы в этом направлении имеет определенные результаты.
В округе происходит увеличение потока подростков в возрасте 14-17 лет, которые претендуют на временные рабочие места в период каникул, а также в другое внеучебное время.
В течение 1998 года в органы службы занятости Ханты-Мансийского автономного округа обратилось 32 754 подростка 14-17 лет. Приоритетным правом трудоустройства пользовались молодые люди из малообеспеченных семей, семей, где оба родителя являются безработными.
За 1998 год при посредничестве и финансовой поддержке служб занятости округа трудоустроено 28 252 подростка, из них 27 607 человек - на условиях временной занятости.
Затраты Фонда занятости Ханты-мансийского автономного округа составили 18 млн. рублей.
В летний период 9975 подростков работали в округе, 1602 человека выезжали в Санкт-Петербург, Саратовскую область, Краснодарский край. 30% из них составили подростки и дети малоимущих и из неблагополучных семей.
Дети выполняли работы, не требующие высокой квалификации:

сельхозработы (сбор урожая, прополка);

благоустройство города, поселка;

социальная помощь (работа в поликлинике, больницах, помощь престарелым);

услуги населению (прачечные, пункты проката, парикмахерские, работа в библиотеках, аптеках, фотолабораториях, ателье по пошиву одежды, репетиторство);

швейное, вязальное, вышивальное производство;

тепличное хозяйство;

общественное питание (молодежные кафе, доставка продуктов на дом);

подсобные работы в строительстве, торговле;

шелкографическое производство;

распространение и доставка печатной продукции;

изготовление предметов народного творчества.

Помогая молодежи адаптироваться в новых экономических условиях на рынке труда и приобрести базовые трудовые навыки, службы занятости совместно с другими заинтересованными ведомствами, в первую очередь - с органами по делам молодежи, содействовали организации молодежных трудовых отрядов, созданию молодежных агентств, бирж труда для подростков и молодежи, организации рабочих мест для молодежи на предприятиях округа.
На предприятиях округа создаются временные ученические рабочие места, на которые по направлениям служб занятости населения оформляются выпускники учебных заведений.
В ряде территорий округа органами местного самоуправления установлена квота для работодателя, в счет которой он принимает на работу выпускников общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений профессионального начального образования, а также лиц моложе 18 лет, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети особой категории: имеющие отсрочку исполнения приговора, вернувшиеся из ИТУ).
В 1998 году прокуратурой автономного округа выявлены факты нарушений действующего трудового законодательства в отношении несовершеннолетних:

в некоторых территориях квотирование рабочих мест носит формальный характер, поскольку в договорах, заключенных органами местного самоуправления и работодателем, не предусмотрена ответственность за невыполнение условий договора, не указаны источники финансирования (налоговые льготы и платежи);

имели место случаи увольнения подростков без согласования с комиссиями по делам несовершеннолетних (г. Белоярский, Югорск, Урай, Нижневартовск);

некоторые предприятия, учреждения нарушали организацию режима и условия работы, установленные для несовершеннолетних.

Одной из эффективных форм работы по трудоустройству выпускников является "Молодежная практика". На предприятиях создаются временные ученические рабочие места, на которые по направлениям СЗН оформляются выпускники учебных заведений. Цель, которую преследует такая форма работы - дать молодому специалисту возможность получить практические навыки работы и быстрее адаптироваться. В 1996 году этой программой было охвачено 309 чел., в 1997 - 163 чел., в 1998 - 264 чел. Процент трудоустройства после прохождения "Молодежной практики" колеблется от 60 до 80. Среди 736 человек, принявших участие за 3 года в программе "Молодежная практика": 24,2% с общим средним и незаконченным средним образованием, 25,7% - имеющих профессиональное начальное образование, 37,5% - со средним профессиональным, 12,6% - с высшим профессиональным образованием.
Частично заработная плата молодому специалисту в период молодежной практики выплачивается за счет средств Фонда занятости. Не редки случаи, когда по завершению стажировки предприятие предоставляет молодому человеку постоянную работу.
Службы занятости населения при взаимодействии с местными администрациями и работодателями создают временные рабочие места для проведения общественных работ, на которые в приоритетном порядке направляется молодежь в возрасте 16-29 лет. Однако следует отметить, что, возможно, непрестижность такого рода работ обусловила сокращение численности молодежи, принимающей в них участие: с 2135 человек в 1996 году до 618 человек в 1998 году.
С целью повышения конкурентоспособности молодежи ей предоставляется возможность профессионального начального образования, либо переобучения или обучения второй смежной специальности за счет средств Фонда занятости. Доля молодежи, среди направленных на переобучение, с целью их последующего трудоустройства составляла в 1996 году -65,9%, в1997 году - 57,8%, в 1998 году - 66,1%.
Целенаправленное и более эффективное использование средств, выделяемых Фондом занятости на профессиональную подготовку молодых людей возможно только при условии, что службы занятости будут располагать реальными данными об имеющихся и перспективных вакансиях на предприятиях округа. Согласно заявленной предприятиями потребности в определенных специалистах СЗН может оказать содействие в их квалифицированной подготовке.
Успех в деле организации эффективной занятости подростков и молодежи во многом зависит от согласованной работы заинтересованных подразделений администраций территорий округа и служб занятости на местах.

Работа в области молодежно-подростковой занятости предполагает создание специализированных молодежных бирж труда и предприятий по трудозанятости подростков. В настоящее время на территории округа действуют организованные при участии комитета и соответствующих территориальных органов по делам молодежи 11 специализированных предприятий и молодежных бирж труда, которые дали временную работу в 1999 году более 13 000 молодым людям и подросткам.
Примером наиболее эффективных муниципальных предприятий могут служить:
МП "Наше время" (г. Сургут), (опорно-экспериментальный центр Госкомитета РФ по молодежной политике), которое ежегодно трудоустраивает и занимает полезным трудом более 4000 подростков, и для 800 детей и подростков организует при своих 12 клубах по месту жительства досуговую программу;
МП "Молодежная биржа труда" (г. Нижневартовск), которая ежегодно трудоустраивает более 2500 подростков. На данном предприятии работает социальный педагог не только с детьми, но и с семьями, для налаживания нормальных отношений между подростками и родителями. Центр социальной и трудовой адаптации молодежи "Шанс" (Советский район), который имеет производство - филиалы в поселках и свои торговые точки для реализации выпускаемой им продукции.
Мощным импульсом для развития движения молодежных трудовых отрядов стал I Окружной фестиваль МТО, проходивший 29.05.- 01.06.2000 г. в г. Сургуте и собравший 12 трудовых отрядов из 11 территорий округа.
В настоящее время Комитетом принимаются необходимые меры нормативного и программного характера для содействия занятости молодежи. Они включают:
обеспечение льготного налогообложения предприятий и учреждений, основным видом деятельности которых является трудоустройство несовершеннолетней молодежи;
создание учебно-методических программ по вопросам трудозанятости;
поддержку молодых предпринимателей через программу "Бизнес-инкубатор" координацию работы Совета директоров молодежных бирж труда и молодежных предприятий.

Заключение.

В связи с эффективной политикой, проводимой Департаментом Федеральной государственной службы занятости населения по Ханты-Мансийскому автономному округу, и расширением банка вакансий почти в 2 раза, на рынке труда округа в 1999 году наблюдалась стабилизация: число безработных снизилось на 12 тыс. человек.
По прогнозным оценкам, численность официально зарегистрированных безработных уже в первом квартале 2000 года сократится на 900 человек и достигнет 22,8 тыс. человек, при уровне регистрируемой безработицы 3%. К концу 2000 года численность официально зарегистрированных безработных уменьшится до 20,8 тыс.человек.

Количество малых предприятий в округе в 1999г. увеличилось по сравнению с 1997г. на 6%, составив б962. Число частных предпринимателей без образования юридического лица за тот же период возросло на 10,4% и составило 45 168 чел. Это свидетельствует о том, что малое предпринимательство становится еще более привлекательным в глазах экономически активного населения, ищущего пути реализации своих бизнес-идей и повышения своего жизненного уровня.

За 1998 год при посредничестве и финансовой поддержке служб занятости округа трудоустроено 28 252 подростка, из них 27 607 человек - на условиях временной занятости.

Список использованной литературы.

1. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: учебник. - М.: Финансы и статистика, 1999.

2. Башкатов Б.И., Карпухина Г.Ю. Международная статистика труда,--М.,

2001.

3. Василина В. Россия теряет свой рынок труда // Независимая газета -- 2002-№7.

4. Ведяпин В.И. Общая экономическая теория,-- Москва, 1995.

5. Капелюшников Р.И. Российский рынок труда: адаптация без реструктуризации,--

М., 2001.

6.Кереев А. Международная экономика - М.: МЭО 1997.

7. Клейнер Г.Б. Пути стабилизации экономики России,-- М., 2000.

8. Постановление Губернатора автономного округа от 06.04.99 № 137

Приложение.

Таблица 1.

Сводная таблица спроса и предложения рабочей силы

на рынке труда Ханты-Мансийского автономного округа.

Перечень характеристик

2000 год

2001 год

2002 год

2003 год

1

2

3

4

5

Спрос на рабочую силу

ВСЕГО (тыс.чел.)

в том числе:

потребность в работниках на начало прогнозируемого периода на имеющиеся вакансии

потребность в работниках на новых рабочих местах, предусмотренных к вводу в прогнозируемом периоде

потребность в работниках на замену выбывающих по собственному желанию и другим причинам, не связанным с сокращением численности персонала

222,8

9,4

10,1

203,3

221,4

11,4

10,0

200,0

208,0

7,0

11,0

190,0

197,0

5,0

12,0

180,0

Предложение рабочей силы

ВСЕГО (тыс. чел.)

в том числе:

321,4

302,8

285,1

274,1

численность безработных на начало года

72,1

88,2

74,4

72,1

в том числе:

зарегистрированных в территориальных центрах занятости населения

23,7

17,2

20,0

22,0

численность высвобожденных в течение года работников

3,5

4,0

4,5

5,0

численность работников, уволившихся по собственному желанию

133,0

120,0

110,0

100,0

численность выпускников общеобразовательных школ и профессиональных учебных заведений всех уровней, а также лиц, прекративших обучение до окончания учебного заведения

17,0

18,0

18,5

19,0

численность граждан, уволенных из Вооруженных сил Российской Федерации

5,0

5,0

5,0

5,0

численность граждан, освобожденных из мест лишения свободы

1,5

1,8

1,8

1,8

механический приток населения в трудоспособном возрасте

2,5

2,8

3,0

3,0

численность граждан, не имеющих работы по другим причинам

86,8

63,0

69,7

68,2

Соотношение спроса и предложения

Неудовлетворенный спрос на рабочую силу

98,6

81,4

77,1

77,1

Количество вакансий на конец года

11,4

7,0

5,0

5,0

Общая численность безработных

88,2

74,4

72,1

72,1

Численность официально зарегистрированных безработных

17,2

20,0

22,0

25,0

Справочно

Численность занятых в экономике

706,4

708,5

710,0

711,3

Численность экономически активного населения

767,0

772,0

774,0

775,0

Уровень общей безработицы, в процентах к экономически активному населению

11,5

9,6

9,3

9,3

Уровень регистрируемой безработицы, в процентах к экономически активному населению

2,2

2,6

2,8

3,2

Таблица 2.

Приложение 3
к постановлению Губернатора
автономного округа от 06.04.99 № 137

Перечень
первоочередных мероприятий по стабилизации рынка труда
в Ханты-Мансийском автономном округе.

№ пп.

</ td>

Мероприятия

Механизм реализации

Срок испол-
нения

Ответственные исполнители

1.

Создать экономическую заинтересованность работодателей в создании и сохранении рабочих мест

Разработать порядок предоставления целевых налоговых кредитов на перевооружение, реконструкцию предприятий для повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции, создания дополнительных рабочих мест, предоставления других льгот.

II квартал 1999 года

Комитет по экономической политике, Комитет по финансам, Государственная налоговая инспекция по Ханты-Мансийскому автономному округу

2.

Заменять работников, привлекаемых из-за пределов автономного округа, для работы по вахтовому методу организации работ, на имеющихся в округе безработных (формирование "внутренней вахты"). Проводить обучение, переобучение безработных в соответствии с потребностями экономики округа

Разработать положение о порядке обеспечения трудовыми ресурсами организаций, осуществляющих свою деятельность на территории округа, и обеспечить его реализацию.

II квартал 1999 года

постоянно

Управление по труду, Департамент Федеральной государственной службы занятости по Ханты-Мансийскому автономному округу, Комитет по экономической политике,

3.

Установить ответственность (штраф в размере 10-20 минимальных зарплат) за невыполнение окружного Закона "О вахтовом методе организации работ на территории Ханты-Мансийского автономного округа"

Подготовить проект закона о внесении дополнения в окружной Закон "Об административной ответственности за отдельные виды правонарушений, совершенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа"

II квартал 1999 года

Управление по труду, Департамент государственной Федеральной службы занятости населения, Комитет по экономической политике

4.

Более широко использовать общественные работы

Использовать бюджетные средства, предусмотренные бюджетом на благоустройство, санитарную очистку населённых пунктов для выплаты заработной платы безработным, занятым на общественных работах по этим направлениям. Предусматривать в договорах при их заключении с подрядными организациями привлечение безработных на выполнение этих работ

постоянно

Комитет по финансам органы местного самоуправления

5.

Усилить работу по проведению процедур финансового оздоровления предприятий, особенно в части передачи управления более эффективному собственнику, руководителю

Усилить контроль за экономической деятельностью предприятий, вносить предложения о проведении процедур финансового оздоровления конкретных предприятий с целью сохранения и создания дополнительных рабочих мест

постоянно

Комитет по экономической политике, Комитет по финансам, территориальное агентство по делам несостоятельности и финансовому оздоровлению предприятий, Комитет по управлению госимуществом автономного округа

6.

Содействовать развитию малого предпринимательства.

Выйти в окружную Думу с законодательной инициативой об освобождении начинающих предпринимателей, создающих новые рабочие места и развивающих приоритетные для округа производства (составить перечень и утвердить), от окружных налогов (части налогов) на срок до трёх лет, в то же время не допуская использования этой льготы два и более раза и осуществляя контроль за выполнением условий, при которых эта льгота предоставляется; о создании бизнес-инкубаторов: консультирование по вопросам малого бизнеса; профобучение граждан по профессиям и специальностям, позволяющим заняться малым бизнесом; организационно - методическая помощь; конкурсное бюджетное финансирование проектов, направленных на развитие приоритетных для округа производств; создание организационно - финансовых механизмов стимулирования развития общей сбытовой и снабженческой сети однотипных малых производств (включая предприятия сферы услуг ), в т. ч. с привлечением механизма финансового лизинга; использование для развития малого предпринимательства в сфере услуг крупных инфраструктурных проектов, обеспеченных относительно надежными инвестициями (например, "дорожные" проекты).

II квартал 1999 года

постоянно

Комитет по экономической политике, Комитет по финансам, окружной фонд поддержки предпринимательства, Комитет по делам молодёжи, Управление по труду, Департамент Федеральной государственной службы занятости населения по округу

7.

Стимулировать строительство, строить в округе небольшие нефтеперерабатывающие заводы для удовлетворения нужд территорий округа в ГСМ

Организовать привлечение финансовых средств заинтересованных организаций для долевого участия в строительстве, выделить для этого бюджетные средства. Разработать порядок, при котором выделяются бюджетные средства для долевого участия в строительстве

1999 -
2000 год

Комитет по экономической политике, Комитет по финансам, окружной фонд поддержки предпринимательства

8.

Требовать при получении лицензии на разработку газонефтяных месторождений от инвесторов программу перспективного развития социальной инфраструктуры региона за счёт собственных средств

Внести дополнение в форму лицензионного соглашения

II квартал 1999 года

Комитет по нефти, газу и минеральным ресурсам, "Тендерресурс", Комитет по экономической политике

9.

Включать в лицензионные соглашения при выдаче лицензий на право пользования недрами использование работников из числа безработных округа, установив норму привлечения. Обеспечить контроль за выполнением этих условий. Ввести окружной сбор за использование рабочей силы, привлекаемой из-за пределов округа

Внести дополнение в форму лицензионного соглашения Выйти с законодательной инициативой в Думу автономного округа

II квартал 1999 года

III квартал 1999 года

Комитет по нефти, газу и минеральным ресурсам, "Тендерресурс", Комитет по экономической политике Комитет по экономической политике, Комитет по финансам

10.

Ограничить иммиграцию в округ в связи с повышенными по сравнению с более южными территориями России затратами на содержание социальной инфраструктуры

Выйти с законодательной инициативой в федеральные органы власти о присвоении округу статуса закрытого административно-территориального образования Органам местного самоуправления регулярно проводить совместно с паспортновизовой службой проверки по использованию иностранной рабочей силы и рабочей силы, привлекаемой из-за пределов округа для работы по вахтовому методу организации работ

1999 год

постоянно

Управление по внешнеэкономическим и межрегиональным связям, Комитет по экономической политике, органы местного самоуправления, УВД

11.

При привлечении путём проведения торгов строительных организаций отдавать предпочтение, при прочих равных условиях, строительным организациям округа

постоянно

Управление капитального строительства Администрации автономного округа, органы местного самоуправления

12.

Привлекать средства ЖКО, фонда соцстраха, предприятий для сохранения и расширения сети учреждений, предоставляющих. услуги в досуговой сфере (спортивно - оздоровительные, культурные и т. д.), что в том числе позволит сохранить и увеличить рабочие места в этих учреждениях

Выйти с законодательной инициативой в Думу автономного округа об освобождении от налогов хозрасчётные организации, предоставляющие услуги в досуговой сфере (спортивно-оздоровительные, культурные и т.д.) частично финансируемые из бюджета и (или) предлагающие коммерческие услуги населению по ценам ниже рыночных

3 квартал 1999 года

Комитет по физической культуре и спорту, региональное отделение фонда социального страхования, Управление жилищно-коммуналь-
ного хозяйства, органы местного самоуправления, Комитет по финансам

13.

Завершить строительство предприятий по производству конкурентной проукции (мебельная плита МДФ в АО "Юкон"- 400 рабочих мест, мебельная плита МДФ в АО "Советсклес"- 400 рабочих мест, кирпичный завод в пос. Ваховск - 80 рабочих мест, Новоаганский ликероводочный завод - 80 рабочих мест и др.)

Организовать привлечение финансовых средств заинтересованных организаций для долевого участия в строительстве, выделить для этого бюджетные средства. Разработать порядок, при котором выделяются бюджетные средства для долевого участия в строительстве

1999 -
2000 год

Комитет по экономической политике, Комитет по финансам, окружной фонд поддержки предпринимательства

14.

Увеличить численность переселяемых граждан из округа (пенсионеры, безработные в депрессивных территориях)

Освободить от налогов часть средств предприятий, направляемых на переселение своих бывших работников за пределы округа. Добиться выделения средств из федерального бюджета на переселение жителей округа в более южную часть России.

IV квартал 1999 года

Комитет по экономической политике, Комитет по финансам, объединение "Ассоциация офицеров запаса".


15.

При заключении договоров на строительство в Ханты-Мансийске предусматривать в договорах привлечение безработных Ханты-Мансийского, Кондинского районов

постоянно

Управление капитального строительства Администрации автономного округа, администрации муниципальных образований город Ханты-Мансийск, Ханты-Мансийский, Кондинский районы.

16.

Повысить сбор налогов (в том числе на ВМСБ) и погасить задолженность перед геологическими организациями округа

постоянно

Государственная налоговая инспекция, отдел Департамента налоговой полиции РФ по Ханты-Мансийскому автономному округу, Комитет по экономической политике, Комитет по нефти, газу и минеральным ресурсам

17.

Максимально использовать возможности квотирования рабочих мест для социально незащищённых категорий населения (частичная оплата их труда, введение платежей за невыполнение квот)

Разработать и внести на рассмотрение Думы автономного округа проект закона "О квотировании рабочих мест для социально незащищённых категорий населения Ханты-Мансийского автономного округа"

IV кв. 1999 года

Департамент Федеральной государственной службы занятости населения, Управление по труду

18.

Расширить применение "Молодёжной практики" для устройства на работу молодёжи

Разработать и внести на рассмотрение Думы автономного округа проект закона "О занятости молодежи"

IV кв. 1999 года

Комитет по делам молодёжи, Департамент Федеральной государственной службы занятости населения

19.

Выйти с законодательной инициативой об ускорении внесения изменений в федеральное законодательство о занятости населения с целью стимулирования безработных к более активному поиску работы, самозанятости, принятия мер самими работниками к сохранению за собой существующего рабочего места

Подготовить проект обращения в Думу РФ об ускорении внесения изменений в федеральное законодательство о занятости населения и внести его в Думу автономного округа

II кв. 1999 года

Департамент Федеральной государственной службы занятости населения, Управление по труду

20.

Не допускать искусственного занижения стоимости нефти, другой продукции

постоянно

Комитет ценовой политике, территориальное управление по Ханты-Мансийскому автономному округу Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства

21.

Повысить занятость населения, занимающегося сельским хозяйством, выловом рыбы, сбором дикоросов

Подготовить проект закона "О сельском предпринимательстве в Ханты-Мансийском автономном округе", стимулирующий предпринимателей, осуществляющих производство (вылов, сбор), закуп сельскохозяйственной продукции, рыбы, дикоросов у населения, занимающегося переработкой этой продукции

IV квартал 1999 года

Управление агропромышленного комплекса, Комитет по делам малочисленных народов Севера

Таблица 3.

Возрастной состав безработных.

Возраст

Численность безработных, тыс.человек

в % от общего числа безработных

16-29 лет

8,75

37

с 30 лет до предпенсионного возраста

13,55

57,3

предпенсионный возраст
(за 2 года до установленного законом возраста)

1,9

5,5

Таблица 4.

Распределение безработных по образовательному уровню.

Численность безработных, тыс.человек

в % от общего числа безработных

Высшее и среднее профессиональное образование

7,91

33,4

Начальное профессиональное и среднее общее образование

12,7

53,7

Не имеющие полного среднего образования

3,03

12,8

Таблица 5.

Причины безработицы.

Численность безработных, тыс.человек

в % от общего числа безработных

Уволенные по собственному желанию

10,17

43

Высвобожденные работники

5,65

23,9

Выпускники учебных заведений

1,33

5,6

Другие причины

6,51

27,5

Таблица 6.

Группировка территорий
по уровню безработицы.

Уровень безработицы в %

1998

1999

от 1 до 3%

г. Сургут

1,1

0,6

г. Нижневартовск

3,1

1,1

г. Когалым

3,2

1,7

г. Ханты-Мансийск

3,0

1,8

г. Мегион

3,3

1,9

г. Лангепас

5,9

2,2

г. Покачи

7,9

2,4

Сургутский р-н

3,5

2,4

г. Урай

6,2

2,6

от 3 до 6%

г. Пыть-Ях

5,0

4,2

Нижневартовский р-н

5,0

4,7

г. Югорск

5,4

4,8

Советский р-н

9,1

4,8

г. Нягань

6,5

5,0

Нефтеюганский р-н

4,8

5,4

г. Белоярский

9,9

5,8

от 6 до 10%

Кондинский р-н

14,2

6,2

г. Нефтеюганск

6,4

7,7

г. Радужный

9,4

8,0

Березовский р-н

14,5

9,4

Ханты-Мансийский р-н

12,0

9,7

свыше 10%

Октябрьский р-н

12,2

11,0

Таблица 7.

Динамика численности граждан, обратившихся в службы занятости округа.

Годы

Число безработных граждан
(за год)

Число безработных граждан, получающих пособие (за год)

Число трудоустроен- ных граждан
(за год)

Число граждан, направленных на переобучение
(за год)

Число граждан, направленных на досрочную пенсию (за год)

1991

401

120

6626

0

0

1992

4574

2548

7095

0

0

1993

9123

7437

6992

866

125

1994

24862

22616

9756

1936

362

1995

40888

37765

15151

2957

616

1996

53257

50829

26821

2536

492

1997

61157

60473

40886

2418

409

1998

72701

71243

47540

2611

453

1999

71547

69473

49765

2824

524

2000(оценка)

48974

47625

52052

2695

396

2001(прогноз)

48000

45000

52000

4000

742

Таблица 8.

Финансирование Программы государственной поддержки малого предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе в 1995-1999 годах.

Основные мероприятия Программы

Сумма, млн. рублей

1995-1999 годы

1998-1999 годы

Всего

в т.ч. бюджет округа

Всего

в т.ч. бюджет округа

1.Инвестиционная и финансово-кредитная деятельность

30,08

13,02

16,10

5,79

2.Инфраструктура поддержки малого предпринимательства

36,25

21,10

30,75

17,40

3. Международное и межрегиональное сотрудничество в развитии малого предпринимательства

0,40

0,40

0,35

0,35

4. Поддержка малого предпринимательства в области маркетинга, рекламы и информатизации

0,56

0,53

0,52

0,49

5. Содействие развитию малого предпринимательства созданием нормативно-правовой базы

0,15

0,05

0,10

0,07

6. Формирование резервно-гарантийного фонда

1,90

1,90

-

-

ИТОГО :

69,34

37,00

47,82

24,10

Таблици 9.

Основные показатели развития малого предпринимательства
в Ханты-Мансийском автономном округе в 1995-1999 гг.

Показатели

1995

1996

1997

1998

1999 оценка

2000 прогноз

1. Количество малых предприятий, всего (ед.)

3133

6556

6570

6907

6962

6890

2. Среднесписочная численность работающих на малых предприятиях, всего (чел.)

23984

52186

50968

45222

41985

41300

3. Занято на условиях совместительства и по договорам подряда (чел.)

3957

4220

4430

1595

1645

1734

4. Объем произведенной продукции (работ, услуг) в действующих ценах каждого года (млн. руб.)

710

6230

7068

5595

9600

10760

5. Объем капитальных вложении всего (млн. рублей)

Нет данных

129

338

85

119

252

6. Балансовая прибыль или убыток (млн. рублей)

193

531

626

304

379

398

7. Число субъектов малого предпринимательства без образования юридического лица (чел.)

Нет данных

Нет данных

40919

43551

45168

48376

Рисунок 1.

Структура финансирования мероприятий Программы государственной поддержки МП в ХМАО на 1998-1999 годы.

Рисунок 2.

Расходы Фонда занятости населения за 1999 год.

Рисунок 3.

Доходы Фонда занятости населения за 1999 год.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную курсовую работу Вы можете использовать для написания своего курсового проекта.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем курсовую работу самостоятельно:
! Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ.
! Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу.
! Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться.
! План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы.
! Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части?
! Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать.
! Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа.
! Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема.
! Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом.
! Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия.
Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта.
Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты.
Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести.
Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя.
Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика.

Сейчас смотрят :

Курсовая работа Экспортный контроль
Курсовая работа Планирование на предприятии
Курсовая работа Истязание
Курсовая работа Управление персоналом в организации и его эффективность
Курсовая работа Особенности развития внимания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Курсовая работа Формирование положительного отношения к миру труда и профессий у младших школьников
Курсовая работа Система оценки кредитоспособности клиентов банка
Курсовая работа Особенности развития эмоционально-волевой сферы подростка
Курсовая работа Франчайзинг
Курсовая работа Социально-педагогическая поддержка детей группы риска
Курсовая работа Правонарушение и юридическая ответственность
Курсовая работа Анализ трудовых ресурсов предприятия
Курсовая работа Профессиональная деформация сотрудников органов внутренних дел и пути её преодоления
Курсовая работа Разработка маркетингового комплекса строительного предприятия
Курсовая работа Анализ бухгалтерского баланса