2
Министерство образования и науки Украины
Национальный технический университет «Харьковский политехничексий институт»
Кафедра менеджмента и контролинга
Курсовая работа
на тему:
«Разработка системы управления затратами на предприятии «Электромашина»
Эффективное управление организацией в целом, и её затратами - в частности. В нынешнее время, время быстрого изменения в технологиях производства, наличия нестабильности в экономической и политической ситуации, усиления конкуренции, затратность производства на любом предприятии - наиболее актуальный показатель, обеспечивающий или развитие или спад в деятельности организации.
При сложившемся положении в Украине, цены на энергоносители, сырьё, материалы и покупные комплектующие изделия неуклонно растут. Соответственно растут и затраты на производство продукции, что при низкой покупательной способности украинского потребителя может вызвать появление серьёзных убытков, или, как минимум, - существенное снижение прибыли. Для производственного предприятия ОАО «Электромашина» эта проблема имеет огромное значение, так как оно, имея достаточно большой потенциал производственных возможностей, не всегда может их реализовать из-за необходимого для этого увеличения затрат на производство.
Харьковское коллективное производственное предприятие открытое акционерное общество «Электромашина» работает в одной из старейших отраслей украинской промышленности - машиностроении. Это предприятие является само по себе одним из старейших в Харьковской области и ведёт отсчёт своей истории с 1868 года, когда оно было основано как паровозоремонтные мастерские. Претерпев серьёзные изменения после образования Советского Союза, с 1969 года завод стал специализироваться на производстве электрических машин постоянного тока. В условиях приобретения Украиной независимости, предприятие было в 1996 году реорганизовано в Открытое акционерное общество с тем же названием - «Электромашина».
Основная деятельность предприятия в данное время заключается в производстве электрических машин, таких как двигатели, генераторы, трансформаторы. На предприятии работают более восьми с половиной сотен работников - специалистов разного класса.
Сформулирована основная общая цель данного курсового проекта:
Разработка системы, позволяющей наиболее эффективно управлять всеми видами затрат предприятия ОАО «Электромашина», экономить, где это возможно, для обеспечения его нормального функционирования организации в данной отрасли.
1.1 Анализ внутренней среды организации
Внутреннюю среду организации образует совокупность средств производства, персонал, производственные и информационные процессы, взаимоотношения в коллективе. Исходя из этого, в данном курсовом проекте внутренняя среда будет анализироваться в направлениях производства, организационной структуры, финансов, маркетинга на предприятии ОАО «Электромашина». Учитывая рассматриваемую в работе тему будет сделан акцент на производственный и финансовый срезы.
Разработка и освоение производства новых изделий входит в утверждённый на 2005 год бизнес-план.
Один из основных показателей эффективности производства, показатель годового экономического эффекта, для предприятия ОАО «Электромашина» составляет 2920,8 тыс. грн., при себестоимости реализованной продукции в 22766,2 тыс. грн.
Оценивая степень реализации главных принципов организации производственных процессов, следует указать величину общего показателя специализации производства, учитывающего отношение объёма профильной продукции к объёму общей. Он составит 91%, что является достаточно высоким показателем для существующих основных задач предприятия. При этом затраты на побочное производство не минимальны и могут превышать возможности предприятия.
Итак, основная проблема производства на предприятии ОАО «Электромашина» - это рост себестоимости производства. Это видно и из производственного среза предприятия.
Статья |
Сумма (прош. год), тыс грн. |
Сумма (за этот года), тыс грн. |
|
Расходы на материалы, полуфабрикаты |
11812.500 |
16404.000 |
|
Затраты на заработную плату |
3879.500 |
4895.400 |
|
Социальные отчисления |
1495.300 |
1957.200 |
|
Отчисления на амортизацию |
857.100 |
741.500 |
|
Другие расходы |
2973.100 |
2193.700 |
|
Себестоимость всей продукции |
21017.500 |
26191.800 |
|
Прибыль |
5254,375 |
6547,95 |
|
Цена предприятия |
26271,875 |
32739,75 |
|
Небольшая величина этого показателя свидетельствует о наличии минимальных административных затрат, то исключает возможность экономии на этом пункте.
Подводя итоги маркетинговой деятельности предприятия можно сказать, что существует ряд возможностей уменьшения затрат в этой сфере, которые будут включены в стратегию организации.
Нормальное качественное взаимодействие руководства с персоналом является важным для мотивации работающих. Это может повышать качество работы на предприятии, что не сможет не повлиять положительно на качество продукции.
1.2.1 Анализ факторов макросреды
Экономическая среда. На данный момент экономическая ситуация в Украине не стабильна. По последним данным Госкомстата в стране наблюдается спад производства, существенное снижение темпов роста валового национального продукта, увеличение темпов инфляции, отсутствие положительных тенденций в плане занятости.
Эти факторы и являются основными причинами проблем ОАО «Электромашина». В результате действия этих факторов уменьшается покупательная способность потребителей, что может не дать возможность окупиться затратам в будущем.
В сфере экспорта так же существуют определённые проблемы: неопределённость в ситуации с курсом национальной валюты, колебания курсов иностранных валют отрицательно влияют на получение прибыли от экспорта.
По официальным прогнозам на 2006 год инфляция составит не более 12%. Реальная же ситуация может существенно отличаться из-за предстоящих выборов в парламент. Это может усугубить рост затрат предприятия.
Политико-правовая среда. Налоговое законодательство Украины не оказывает существенного негативного влияния на работу предприятия. Хотя на предприятии и складывается задолженность в налоговой сфере, выплаты разного рода штрафов и пени удаётся избежать за счёт реструктуризации задолженности.
ОАО «Электромашина» не является монополистом в своей отрасли, а потому антимонопольное законодательство на предприятие не распространяется.
ОАО «Электромашина» неукоснительно выполняет все экологические нормы, предусмотренные существующим законодательством, заботясь о здоровье украинской нации и, прежде всего, о здоровье своих сотрудников.
Государство прикладывает некоторые усилия для развития машиностроительной отрасли. В частности, Верховной Радой Украины принят закон «О содействии развития машиностроительной отрасли в Украине» от 07.02.2002. Отсутствие ограничивающего эффекта со стороны законодательства значительно облегчает работу в отрасли в таких сложных условиях, которые сложились в государстве на данный момент.
Политическая обстановка в Украине тоже нестабильна, и это обстоятельство так же негативно влияет на работу предприятия. В перспективе предстоящих выборов в парламент, и, учитывая политические изменения, произошедшие в стране к данному моменту, можно выявить неопределённость и неуверенность в завтрашнем дне. Это влияет на ценовую политику всех предприятий, включая поставщиков полуфабрикатов, и косвенно - на ОАО «Электромашина».
Научно-техническая среда. Как и любое предприятие машиностроительной отрасли, ОАО «Элекромашина» подвержено влиянию научно-технического прогресса в большей степени, чем предприятия других отраслей.
В план производства на следующий год входят разработка и освоение новых изделий. Это обеспечивается за счёт функционирования дочернего предприятия «НИП электрических машин и систем» на базе опытно-конструкторского бюро завода. Работа этого подразделения предприятия обеспечивает возможность производства собственной инновационной продукции, разработки новых технологий производства, совершенствования существующей продукции и технологий. К сожалению, при этом политика уменьшения затрат существенно сдерживает работу в этом направлении.
Одним из важных моментов в научно-технической деятельности предприятия является запланированное введение в эксплуатацию в следующем году системы автоматизированного управления материальными затратами. Это важнейший шаг на пути к сокращению расходов и увеличению прибыли. В результате успешного внедрения этой технологии обеспечивается темп экономического роста предприятия в 118%, увеличение объёмов реализации до 2,8 млн грн. ежемесячно или почти на 120%.
Продукция ОАО «Электромашина» является полностью конкурентоспособной и испытывает положительное влияние научно-технической среда.
Демографическая среда. Анализ демографической составляющей макросреды не является актуальным, что вызвано направленностью продукции предприятия, не являющейся конечным продуктом, а требующей дальнейшего использования при производстве конечной продукции. На конкретного потребителя - физического лица направлено только производство товаров народного потребления, которое не является профильным.
Культурная среда. Так как ОАО «Электромашина» - достаточно старое предприятие, большая доля работающих здесь - люди пришедшие на завод во времена СССР. Обновляемость кадров на данном предприятии низкая из-за непопулярности необходимых специальностей. Это необходимо учитывать как при проведении руководством кадровой политики, так и при анализе эффективности работы сотрудников.
Это так же свидетельствует об определённой специфичности корпоративной культуры организации, которая имеет уровень, не менявшийся со времён получения независимости Украиной. Необходимо корректировать ценностную ориентацию работников, мотивировать их работу в соответствии с целями и миссией организации. Это необходимо для развития внутриорганизационного патриотизма и улучшения качества работы сотрудников.
1.2.2 Анализ факторов микросреды
Поставщики организации. Для осуществления производства предприятие ОАО «Электромашина» вынуждено закупать такие полуфабрикаты как изолирующие материалы, кабельно-проводная продукция, прокат черных металлов и электротехническая сталь. Вся указанная продукция, за исключением электротехнической стали, производится и закупается предприятием в Украине. Электротехническая сталь закупается у российских производителей.
Основными предприятиями-поставщиками кабельно-проводной продукции и проката чёрных металлов являются следующие предприятия: ОАО «Стальметиз», АОЗТ «Завод Метиз». Так же предприятие работает с такими известными заводами как ХК «Теко-Днепрометиз» (Украина), Белорецкий металлургический комбинат им. Калинина (Россия). Эти организации в большинстве своём давно зарекомендовали себя лучшими в своей отрасли и работают на рынке уже не первый год. ОАО «Электромашина» доверяет опыту их работы и признаёт качество выпускаемой ими продукции. Поэтому именно с этими предприятиями, как с наиболее надёжными, заключаются долгосрочные контракты. Ценовая политика этих организаций в отношении ОАО «Электромашина» проводится на общих основаниях, поэтому в сложившейся ситуации цены на их продукцию растут. Поиск новых поставщиков - трудоёмкое, затратное мероприятие, требующее времени, следовательно смена поставщиков на данном этапе не предусмотрена. Рост расходов на закупку их продукции планируется перекрывать за счёт внутренних ресурсов ОАО «Электромашина». В пользу сохранения существующих связей говорят так же и следующие положения:
наиболее удачное географическое расположение:
наибольший положительный имидж;
высокое качество продукции;
средний уровень зависимости от поставщиков;
полное отсутствие тенденции навязывания предприятию их условий.
Такое описание поставщиков даёт понять, что уменьшение затрат за счёт их изменения не целесообразна.
Посредники организации. Предприятие использует посредников только для реализации товаров народного потребления. Это могут быть продовольственные магазины, частные предприниматели, торговые центры.
Реализацией основной продукции занимается отдел сбыта предприятия.
Клиенты организации. Так как продукция ОАО «Электромашина не вся является конечной, то основными её потребителями являются предприятия машиностроения, занимающиеся сборкой готовой продукции (электровозов, насосных станций, систем и комплексов), а так же предприятия, использующие готовую продукцию ОАО «Электромашина».
Как уже отмечалось, доля экспорта в продажах предприятия достаточно значительна и составляет 46,6% всей продукции. Распределение потребителей по регионам наглядно показывает таблица 3.
Таблица 3. - Сегментация потребителей по регионам
Наименование продукции |
Доля в общем объёме реализации (%) |
|||
Украина |
Страны СНГ и Балтии |
Страны дальнего зарубежья |
||
Другие товары |
81.00 |
19.00 |
0.00 |
|
Низковольтная продукция |
60.00 |
40.00 |
0.00 |
|
Электронасосы |
30.00 |
55.00 |
15.00 |
|
Электрооборуд. поездов |
49.00 |
42.00 |
9.00 |
|
Машины постоянного тока |
35.00 |
60.00 |
5.00 |
|
Показатель экспорта достаточно высок. Это положительно влияет на прибыль предприятия за счёт ценовой дискриминации иностранного потребителя, но даёт отрицательную характеристику отрасли в целом. Это говорит о низкой покупательной способности потребителя в стране, неспособного приобретать продукцию по реальной стоимости.
Необходимо заметить, что при дальнейшем увеличении цен на полуфабрикаты, предприятие будет вынуждено поднимать цену на свою продукцию, что отсеет часть неплатёжеспособных потребителей. Это обязательно учитывать при составлении стратегии.
Конкуренты организации. При сложившемся положении на предприятии конкурентная ситуация в отрасли предельно важна. Это объясняется тем, что при растущих расходах ОАО «Электромашина» не сможет быстро и эффективно реагировать на изменения цен конкурентами, и при их понижении не сможет в ближайшее время отреагировать тем же, так как экономия ещё не позволяет полностью покрывать растущие расходы.
Машиностроительная отрасль, в которой работает предприятие, в нынешнее время переживает не лучшие времена. В течение почти полутора десятков лет нет экономической стабильности, положение практически всё время оставалось критическим за исключением нескольких предыдущих лет. Государство не оставляет деятельность отрасли без внимания, хотя этого и не достаточно.
Основными и самыми мощными конкурентами ОАО «Электромашина» являются российские предприятия. Эти предприятия почти все так же давно работают в отрасли. В основном это мощные крупные предприятия со своей фиксированной долей рынка. Основным преимуществом ОАО «Электромашина» над этими конкурентами - это географическая отдалённость и государственная граница, отделяющая рынки сбыта России и Украины. В отличие от Украины в России машиностроению уделяется большее внимание как в законодательном, так и в фактическом содействии. Это даёт возможность названным конкурентам вытеснять продукцию заграничных предприятий с рынка России, что может затруднить экспорт в эту страну. Сравнительная характеристика предприятиям-конкурентам дана в Приложении Б.
Кратко влияние действий конкурентов на предприятие представлено в таблице 4.
Таблица 4. - Влияние основных конкурентов в отрасли на ОАО «Электромашина»
Продукция |
Название предприятия |
Страна |
Влияние |
|||
< |
= |
> |
||||
Електромашини серiй 4П, 5П |
ОАО "Електромашина-М" |
Россия |
X |
|||
Електромашини |
ОАО "Електромашина" |
Россия |
X |
|||
Електроприводи |
ОАО "Чебоксарський електроапаратний завод" |
Россия |
X |
|||
Електромашини серiї Д |
ЗАО "Кросна Мотор" |
Россия |
X |
|||
Данные таблицы подтверждают мощность конкурентов и силу их влияния на работу ОАО «Электромашина». Имеют место и ценовая и не ценовая конкуренция. Ценовая заключается в возможности фирм-конкурентов, снижая цену, перебирать на свою сторону конкурентов. В плане неценовой конкуренции преимущество на стороне ОАО «Электромашина»: украинский потребитель предпочитает украинскую продукцию, а географическое расположение усугубляет этот фактор; в ожиданиях преобладает мнение о нестабильности отношений с Россией, что может повлечь неполадки с заказом продукции там. Высокая конкурентоспособность продукции предприятия является основополагающим фактором, дающим возможность удерживать нормальное состояние производства.
Сильное влияние конкурентов отрасли на предприятие следует учесть при разработке стратегии в планировании рекламной деятельности, так как единственный способ привлечь потребителя на свою сторону - эффективная реклама.
3. Миссия и цели организации
3.1 Миссия организации
Определив и изучив все основные виды деятельности предприятия, можно сформулировать миссию ОАО «Электромашина», которая будет заключаться в следующих положениях:
Смысл существования организации ОАО «Электромашина» на рынке машиностроительной продукции заключается в обеспечении украинского потребителя качественной отечественной продукцией, отвечающей всем международным стандартам и потребностям самого потребителя.
Предлагаемая продукция - продукт научно-технической деятельности подразделений предприятия многих лет, направлена на удовлетворение потребностей как конечного потребителя, так и предприятия по сборке готовой продукции.
Успешная конкуренция предприятия на международном уровне обеспечивает положительный имидж как ему самому, так и Украине в целом.
Высокий технологический уровень продукции и производственного цикла - залог успешного развития машиностроения Украины;
Основная ценность для предприятия - жизнь человека. Её сбережение стало одним из главных факторов как на производстве, так и при реализации продукции.
Миссия открывает широкое поле деятельности для организации, в рамках этой миссии предприятие старается добиться конкретных целей.
3.2 Цели организации
Основная цель предприятия ОАО «Электромашина», как и любой организации - получение прибыли. В сложившейся ситуации для осуществления этого, необходимо придерживаться следующих целей:
Минимизация расходов предприятия за счёт экономии, где это возможно;
Проведение эффективной рекламной кампании, разработанной в маркетинговом срезе;
Повышение контролируемой доли рынка за счёт эффективной рекламы и соблюдения качества продукции;
Установление уровня цен максимально соответствующих конкурентной ситуации при возможностях в сложившейся ситуации;
Поддержание положительного имиджа организации у потребителя за счёт соблюдения качества продукции и соответствующих услуг.
4.1 Анализ сильных и слабых сторон
Сильные стороны |
Слабые стороны |
|
1. Большой возраст предприятия, и, соответственно, накоплен большой опыт работы на рынке при разных условиях. |
Высокая затратность производства для предприятия; 2. Слаборазвитая инфраструктура предприятия; |
|
2. Мощные производственные возможности предприятия. |
3. Недостаток квалификации у производственного и обслуживающего персонала; |
|
3. Удобное географическое расположение поставщиков. |
4. Неплатёжеспособность основных потребителей; |
|
4. Удобное расположение производства возле транспортных узлов. |
5. Наличие задолженностей предприятия; |
|
5. Высокая конкурентоспособность продукции. |
6. Физический и моральный износ всех видов оборудования; |
|
6. Наличие дочернего предприятия на базе опытно-конструкторского бюро. |
7. Наличие давно не обновлявшегося ассортимента; |
|
7. Возможность экономии средств по некоторым статьям. |
8. Отсутствие региональных представительств; |
|
8. Наличие удобоваримого ассортимента разноплановой продукции. |
9. Дефицит средств для закупки полуфабрикатов. |
|
4.2 Анализ возможностей и угроз
Возможности |
Угрозы |
|
1. Возможность расширения производства за счёт существующих мощностей. |
1. Изменение ценовой политики конкурентами может вызвать потерю части потребителей. |
|
2. Возможность снижения затрат при определённых усилиях. |
2. Нестабильность политической ситуации. |
|
3. Конкурентоспособная продукция привлекает основную массу клиентов. |
3. Наличие экономической нестабильности. |
|
4. Снижение цен на покупные полуфабрикаты позволит, уменьшив затраты, увеличить прибыльность. |
4. Угроза дальнейшего повышения цен на полуфабрикаты заставит повысить цену, что уменьшит долю рынка. |
|
5. Широкие возможности в сфере внедрения новых технологий из за наличия научно-технического дочернего предприятия. |
5. Угроза увеличения долга предприятия и потери возможности его реструктуризации. |
|
6. Небольшое количество сильных конкурентов в Украине. |
6. Нестабильность валютных курсов может вызвать потери прибыли. |
|
7. Внедрение автоматизированной системы управления затратами позволит экономить. |
7. Недостаток резервных финансовых средств может негативно проявиться при непредвиденной ситуации. |
|
4.3 Матрица SWOT
Возможности |
Угрозы |
||
Сильные стороны |
Расширять производство в рамках существующих производственных возможностей, так как это обеспечивается наличием широких производственных возможностей, большим опытом работы и наличием мощного научно-технического подразделения в составе предприятия. Удерживать значительную долю рынка, чему способствует высокая конкурентоспособность продукции предприятия. Осуществлять поставки продукции удобно, так как размещение производства относительно потребителя и транспортных узлов является оптимальным. |
В случае, если конкуренты начнут снижение цен, попытка экономить может провалиться из-за необходимости повышения затрат. Необходимо разработать меры, препятствующие неблагоприятному воздействию роста производственных расходов, а так же нехватке резервных фондов предприятия. При составлении цены продажи на экспортную продукцию необходимо учитывать, что дополнительная прибыль от экспорта может быть перекрыта неблагоприятными изменениями обменного курса гривны и иностранных валют. |
|
Слабые стороны |
Для избежания отрицательного влияния износа основного и вспомогательного оборудования, дальнейшего роста цен на покупные материалы и полуфабрикаты необходимо в дальнейшем работать над сменой производственного оборудования на новое, более технологичного. Возможно брать небольшие кредиты на наиболее выгодных условиях или по льготных инновационным программам для внедрения нововведений. |
Необходимо открывать региональные представительства для стимуляции спроса за пределами Харьковской области. Нужно заранее обеспечить в полном объёме финансирование рекламной кампании и сразу заключить все необходимые для этого контракты, чтобы избежать негативного влияния роста цен в процессе кампании. |
|
ПредприятиеФактор |
ОАО «Электромашина» |
ОАО «Электро-машина-З» (Россия) |
ОАО «Электрома-шина» (Россия) |
ОАО "Чебоксарский електроапаратний завод" (Россия) |
ЗАО "Кросна Мотор" |
||||||||||||||||||||||||||||||
Объёмы производства |
5 |
4 |
4 |
3 |
3 |
||||||||||||||||||||||||||||||
Потенциальная мощность предприятия |
5 |
4 |
4 |
4 |
4 |
||||||||||||||||||||||||||||||
Технология |
5 |
4 |
4 |
4 |
4 |
||||||||||||||||||||||||||||||
Внедрение инноваций |
4 |
4 |
4 |
4 |
3 |
||||||||||||||||||||||||||||||
Качество товара |
5 |
3 |
4 |
4 |
3 |
||||||||||||||||||||||||||||||
Производствен-ный цикл |
5 |
3 |
5 |
4 |
3 |
||||||||||||||||||||||||||||||
Уровень специализации продукции |
5 |
< p align="left">5
|
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |