29
Ульяновский государственный технический университет
Курсовая работа
по предмету: «Управление качеством»
Тема: Разработка системы качества на мясоперерабатывающем предприятии
Все это свидетельствует об изменении нашего отношения к качеству товаров, причем не только как потребителей, но и как производителей. И это понятно: в рыночных условиях никакие инвестиции не спасут предприятие, если оно не сможет обеспечить конкурентоспособность своей продукции. Основой конкурентоспособности является качество. Именно ему отдают предпочтение покупатели и заказчики при выборе продукции. Отсюда такой повышенный интерес к управлению качеством со стороны предприятий, осознавших истину: нельзя рассчитывать на стабильное обеспечение качества продукции без внедрения системы качества.
Целью данной курсовой работы является анализ внедрения системы качества на малом мясоперерабатывающем предприятии, выпускающем колбасные изделия на основе импортного оборудования, поскольку одной из важных задач социально-экономического развития России является обеспечение населения высококачественными продуктами питания отечественного производства в условиях жесткой конкуренции. Как показывает практика, наибольший эффект достигается за счёт соединения в рамках одной организационной структуры производства, переработки и сбыта.
Данный проект позволит приблизить предприятие к месту потребления готовой продукции, что обеспечит существенное уменьшение роли посредников в процессе реализации изделий.
Производство подобного рода создаёт условия для уменьшения зависимости продовольствия от импорта (в настоящее время Россия по импорту закупает 32% необходимого мяса и мясопродуктов).
Проект ориентирован на производство высококачественных колбасных изделий на основе импортных технологий при использовании сырьевых ресурсов области.
1. АНАЛИЗ РЫНОЧНОЙ СИТУАЦИИ
Изучение товара включает и анализ его конкурентоспособности, которую всегда исследуют по отношению к конкретному рынку. Известно, что если товар пользуется спросом на внутреннем рынке, он может оказаться неконкурентоспособным на внешнем.
Невозможно создать конкурентоспособный товар, не зная условий конкуренции на рынке и своих конкурентов.
Сложившийся рынок сбыта продукции в области характеризуется богатым ассортиментом. Анализ рынка выявил платёжеспособный спрос на колбасные изделия (сардельки, сосиски, варёные колбасы).
Реализация основной части продукции будет осуществляться через собственный фирменный магазин, а также по каналам имеющейся торговой сети.
Для современных рынков характерна неценовая конкуренция, и одним из её видов является конкуренция качества. В арсенал неценовой конкуренции включают более высокие, чем у конкурентов, показатели качества и надёжности, лучший дизайн, более низкую цену потребления. Оценивая стратегию конкурентов, изучают и уровень сервиса, который он предоставляет покупателям, и торговые марки его товаров, практику товародвижения, рекламу. Чем полнее знания о конкурентах, тем обоснованнее и эффективнее окажутся стратегия и тактика работы на рынке.
Среди разнообразных видов мясных продуктов повышенным спросом у покупателей пользуются различные виды варёной колбасы, вырабатываемой из свинины, говядины и другого мясного сырья. Ассортимент колбасных изделий, выпускаемых мясоперерабатывающими предприятиями России, а в частности Ульяновской области, довольно широк. Многие ульяновские предприятия по выпуску мясной продукции вырабатывают колбасные изделия с использованием импортных вкусоароматических и многофункциональных добавок. Однако при значительном увеличении выхода готовой продукции эти добавки не обеспечивают традиционно русский вкус и аромат.
По Ульяновской области насчитывается около 15 мясоперерабатывающих предприятий, из них 3 располагаются на левом берегу. Отсюда видно, что конкурентов достаточно, и это не даёт повода расслабляться и выпускать продукцию невысокого качества.
Руководство предприятия должно с самого начала (еще до процесса производства) создать такой механизм, где крайне трудно сделать плохо.
Должен идти непрерывный процесс повышения квалификации работников, и их работа должна хорошо оплачиваться, чтобы они не ушли с нашего предприятия и не стали работать на конкурентов.
Команда должна работать слаженно, как единое целое, и стараться перевести противников в партнеров, работающих на одну цель.
Необходимо максимально учитывать запросы потребителей, учитывать потенциальных потребителей помимо действующих.
В результате выполнения всех вышеперечисленных мероприятий, мы убеждены, что на рассматриваемом предприятии ускорится процесс роста объемов выпускаемой продукции, постоянно будет повышаться ее качество, и, следовательно, будут удовлетворяться запросы потребителей.
Как всякий процесс управления, управление качеством осуществляется путем реализации управленческих функций, содержание и состав которых можно представить следующим образом:
политика в области качества;
планирование качества;
обучение и мотивация персонала;
организация работы по качеству;
контроль качества;
информация о качестве продукции, потребностях рынка и НТП;
разработка необходимых мероприятий;
принятие решений руководством предприятия;
реализация мероприятий;
взаимодействие с внешней средой (решение вопросов качества с поставщиками, потребителями, государственными органами).
Важно подчеркнуть, что все они тесно связаны между собой, и их последовательная реализация представляет собой процесс управления качеством продукции. Этот процесс должен охватывать все этапы производства и может быть представлен в виде «петли качества». Причем, если по результатам контроля качества и анализа полученной информации будут подготовлены, утверждены руководством и внедрены все необходимые мероприятия, то следующий цикл управления повторится уже на более высоком уровне. В результате "петля качества" превратится в
"спираль качества" с повышением качества продукции после каждого успешного цикла управления.
4. РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА
Для обеспечения необходимого уровня качества на предприятии разрабатывается система качества, которая должна охватывать весь жизненный цикл изделия.
Употребляя термин «система качества», нужно иметь в виду специфику этого термина и отметить, что под этой системой понимается широкая организационная структура, которая выполняет не только функции управления качеством, но и включает элементы из других сфер деятельности, в наибольшей степени влияющие на качество продукции.
Система качества включает в себя: обеспечение качества, управление качеством и улучшение качества.
Обеспечение качества достигается оказанием организационными структурами наибольшего влияния на качество при выполнении своих функций установленными методами с использованием необходимых ресурсов предприятия.
Центральной частью системы качества является служба качества, в состав которой, как правило, включаются: отдел технического контроля, отдел управления качеством, метрологическая служба, отдел стандартизации и лаборатория. Служба качества организует работу по качеству на предприятии (создает систему качества), контролирует качество продукции, обеспечивает производство средствами измерений, координирует, контролирует и осуществляет методическое руководство работой других структур, выполняющих функции в системе качества. Эффективность этой работы в любом случае обеспечивается лишь тогда, когда за качество отвечает не только служба качества, но и все другие подразделения предприятия, каждый отдельный сотрудник. При условии дальнейшего улучшения качества работы и качества продукции может быть достигнуто существенное повышение эффективности производства и ускорение темпов НТП.
Успешная деятельность предприятия зависит не только от внутренних факторов. Предприятие -- открытая система и его успех зависит также от того, насколько оно учитывает влияние постоянно меняющейся внешней среды, как приспосабливает к ней свою внутреннюю структуру и методы управления. Решить эту проблему помогает известный в менеджменте ситуационный подход к управлению, при котором учитываются внешние и внутренние факторы. Такой подход целесообразно использовать и при управлении качеством. Основными факторами внешней среды, в наибольшей степени влияющими на качество, являются:
потребители и заказчики, требования которых должны учитываться при создании продукции и оказании услуг;
научно-технический прогресс и достижения конкурентов, дающие ориентиры при определении требуемого уровня качества;
поставщики трудовых ресурсов, от которых во многом зависит формирование главного, «человеческого» фактора, влияющего на качество;
поставщики материалов и комплектующих изделий уровень качества которых напрямую влияет на качество продукции и услуг;
законы и государственные органы, устанавливающие правила и регулирующие деятельность в области стандартизации, сертификации, метрологии и защиты прав потребителей.
Для учета влияния приведенных факторов на качество необходимо организовать на предприятии выполнение следующих основных работ:
изучение рынка;
активный поиск и взаимодействие с заказчиками и потребителями;
выполнение требований заказчиков и рынков сбыта к качеству продукции при ее разработке, изготовления и сервисном обслуживании;
проведение сертификации продукции и системы качества;
выбор квалифицированных поставщиков трудовых ресурсов, материалов и комплектующих изделий;
сбор и анализ информации о НТП и достижениях конкурентов, патентно-лицензионная работа;
отслеживание действующего законодательства в области качества;
участие в выставках, семинарах по качеству, рекламная работа.
Отметим, что одно их перечисление говорит о том, насколько важны указанные направления работ не только с точки зрения качества, но и вообще для успешной деятельности предприятия.
Для достижения необходимого эффекта в работе по обеспечению качества широко используются рекомендации международных стандартов ИСО 9000 и системы QS-9000, представляющих собой современный уровень организации работ по управлению и обеспечению качества продукции на предприятии.
При определении функций и задач системы качества сначала нужно провести тщательный анализ процесса создания продукции и представить его в виде подробного перечня этапов работ. Основу этого перечня составляют стадии жизненного цикла продукции, характерные для данного предприятия. Для организации эффективного управления качеством перечень этапов должен быть в достаточной степени детализирован, чтобы ни один из них не остался без воздействия системы качества.
Такой детальный перечень этапов создания продукции для варианта производства с полным циклом работ включает в себя:
Определение потребностей рынка или анализ контракта.
Научно-исследовательские и опытно конструкторские работы.
Разработка технологических процессов, нестандартного оборудования и оснастки.
Подготовка производства, в том числе:
-подготовка персонала;
-обеспечение производства комплектом необходимой документации;
-снабжение материалами и комплектующими изделиями;
-подготовка технологического оборудования, инструмента, приспособлений и оснастки;
-подготовка средств измерений и испытательного оборудования.
Изготовление продукции, операционный контроль качества и авторский надзор.
Испытания и приемка готовых изделий.
Упаковка и хранение продукции на предприятии.
Транспортирование продукции и ее хранение на объектах.
Монтаж и отладка.
Испытания и сдача в эксплуатацию.
Гарантийное и послегарантийное обслуживание и ремонт при эксплуатации.
Исходя из варианта производственного процесса, определяется базовая модель системы качества для предприятия: в соответствии со стандартом ИСО 9001, 9002 или 9003. Затем, в соответствии с рекомендациями выбранного стандарта, а также соответствующей части стандарта ИСО 9004
и спецификой предприятия определяется перечень функций и задач системы качества. Этот перечень может включать дополнительные элементы или только часть элементов, рекомендованных указанными стандартами. Отсутствие того или иного элемента в системе качества должно быть достаточно обоснованным, чтобы можно было убедительно объяснить это заказчику или организации, проверяющей систему качества.
Опишем петлю качества, которая определяет основные этапы жизненного цикла изделий на рассматриваемом предприятии.
Рис. 4.1 Петля качества.
Как же достигается эффективность комплексной системы управления качеством продукции?
1. Прежде чем начать производство продукции, необходимо провести маркетинговые исследования, в ходе которых определяются потребности рынка данной продукции, запросы потребителей, анализируются сегменты рынка и выявляются пустые ниши, анализируются доходы и вкусы потребителей и планируется клиентская база и т.п.
2. На этапе проектных работ проводятся опытно-конструкторские работы, разрабатываются технологические процессы, подбирается необходимое оборудование и т.д.
3. Этап снабжения включает в себя поставку сырья и материалов в нужное время, в нужное место и в определенных количествах, для чего необходимо предварительно найти постоянных и надежных поставщиков и заключить с ними договор.
4. Перед началом производства необходимо тщательно подготовить оборудование, инструментарий, документацию и т. п., чтобы исключить возможность отказов в ходе процесса. Особое внимание надо уделить подготовке персонала и мотивации качественного труда. Здесь можно применить хорошо всем известную справедливую формулу: “платить людям хорошую заработную плату и давать шанс заработать больше за лучшее и качественное выполнение своих обязанностей”. Необходимо объяснить им причину, дать обоснование существования их рабочих мест и пояснить позицию фирмы по отношению к каждому рабочему месту - сфокусировать на нём. Общаться с сотрудниками, как с человеческими существами, хоть и плохо запрограммированными и информированными, которые хотят работать на компанию и полностью разделяют все точки зрения компании, т.е. полностью стоят на её стороне. Необходимо громко хвалить тех сотрудников, которые качественно выполняют свою работу и прикладывают к этому максимум усилий, но балансировать их тихим, но тактичным замечанием (нареканием), когда заметили, что человек не дорабатывает.
Непосредственное производство продукции.
На этапе контроля оценивается соответствие выпускаемой продкции требуемым параметрам. Для ускорения внедрения контроля качества на самом высоком уровне руководством фирмы применяется так называемая диагностика качества. При этом руководящее звено фирмы получает непосредственную информацию от исполнителей на рабочих местах о достижениях и недостатках применяемых методов контроля качества. В результате можно вовремя скорректировать осуществляемые мероприятия по обеспечению контроля качества, усилить подготовку кадров, поддержать высокий моральный уровень подчинённых. Блок контроля должен включать: анализ информации о качестве, контроль надёжности, испытание материалов, проверку опытных образцов и серийные испытания.
Упаковка продукции и её маркировка - лицо товара. Подробная информация о составе и условиях хранения продукта, а также высокое качество печати вызывает большое доверие покупателя. Колбасные изделия с этикеткой, на которой не указаны дата изготовления, срок годности продукта и адрес производителя или содержащие неясно пропечатанные и плохо читаемые данные, как правило, вызывают подозрение и отвергаются покупателем. В производстве нашей продукции мы будем пользоваться маркировкой соответствующей ГОСТу Р 51074-97, принятому и введённому в действие Постановлением Госстандарта от 17.07.97 г. №225 “Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования”. На этикетке будет тщательно указаны: состав продукции, его энергетическая и пищевая ценность. Наличие на товаре этикетки с подробной информацией на русском языке, датой и временем изготовления мясного продукта, сроком годности, условиями хранения, а также штрихового кода, как средство идентификации и защиты качества товара будет вызывать доверие у покупателей. Предполагается разработать упаковку с особым цветным дизайном, по которой будет узнаваться наша продукция.
Для хранения продукции на предприятии необходимо наличие холодильных помещений. Постоянное изучение спроса способствует производству продукции необходимого объёма, что исключает излишки продукции.
Реализацию продукции предполагается осуществлять по следующей системе: первоначально торговые точки будут размещены только на левом берегу города Ульяновска- это рынки Нового города, Верхней и Нижней террасы, собственный магазин, а также поставки под заказ в продовольственные магазины города.
Маркетинговая деятельность заключается в позиционировании продукции, освоении и завоевании новых рынков сбыта. Реклама поможет привлечь больше покупателей. Важной особенностью маркетинга нашей фирмы является стремление осуществлять сбыт произведённой продукции без промежуточного складирования непосредственному покупателю.
Современная система качества позволяет анализировать и оценивать все важнейшие показатели качества, от которых зависит пригодность удовлетворять потребности потребителей.
Необходимо устранять причины отклонений, для того, чтобы идти дальше и развиваться.
Улучшение качества предусматривает реализацию концепции непрерывных улучшений, проявляющихся в постоянной разработке и внедрении мероприятий по росту качества продукции и технологии ее создания. Эта концепция предусматривает непрерывное повышение качества каждого действия, совершаемого отдельным работником или подразделением.
5. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА
Оценка качества производится после внедрения системы качества, а затем разрабатываются дополнительные мероприятия по улучшению качества, которые обычно предусматривают:
модернизацию выпускаемых изделий с повышением их качества;
разработку и освоение новых изделий;
проведение научно-исследовательских работ.
Функция планирования качества на предприятии должна отвечать на три вопроса:
1) где мы находимся в настоящее время;
2) куда мы хотим двигаться;
3) как мы собираемся делать это.
Планирование качества осуществляется, исходя из требований заказчиков и рынков сбыта и направлено на их удовлетворение.
После внедрения системы качества и ее доработки проводится сертификация системы качества на соответствие стандартам ИСО 9000. Получение такого сертификата от авторитетного независимого органа существенно укрепляет позиции предприятия на рынках сбыта, т.к. дает заказчикам дополнительную уверенность в возможности предприятия стабильно обеспечивать требуемый уровень качества.
После внедрения системы качества потребуется проведение плановых внутренних проверок системы для поддержания ее эффективного функционирования и совершенствования. После сертификации системы потребуется организация инспекторских проверок с целью подтверждения выданного сертификата.
Крайне важно обратить внимание на то, чтобы на всех этапах производственного процесса было предусмотрено все необходимое для обеспечения качества продукции: хорошие материалы, современное оборудование, инструмент и средства измерений, хорошо обученный дисциплинированный персонал и необходимая документация.
Обеспечение эффективного функционирования системы качества и ее дальнейшее совершенствование составляют основное содержание управления качеством на предприятии.
Оценкой эффективности системы качества служит уровень качества выпускаемой продукции.
На стадии изготовления продукции наше предприятие стремится к тому, чтобы продукция обеспечивала эффект потребителю и была экономичной в производстве. Это зависит от качества разработки конструкции, организации производства, сокращение потерь от брака. А от реализации продукции повышенного качества предприятие имеет рост доходов.
В управлении качеством продукции важное место занимает вопрос о затратах на качество. Они могут составлять значительную часть себестои-мости, а себестоимость - важнейший фактор конкурентоспособности. Виды издержек качества показаны в приложении1.
Расходы на качество делятся на предупредительные, оценочные, затраты из-за внутренних отказов.
Предупредительные затраты включают в себя следующие статьи:
планирование качества;
контроль технологического процесса;
работа с кадрами;
расходы на обеспечение качества и надёжности.
Оценочные затраты подразделяют на следующие статьи:
испытания сырья и материалов;
аттестация качества продукции;
расходы на отгрузку продукции;
проверка и обслуживание контрольно-измерительных приборов.
Затраты из-за внутренних отказов возникают в следствие:
неудовлетворительного качества работы; переделок брака.
Все затраты и доходы по проекту рассчитаны в рублях. Для начала его реализации необходимо произвести закупки сырья: мясо, оболочка, смеси, специи, усилители вкуса, ароматизаторы. Калькуляция проекта осуществлена на основе действующих правил с учётом использования договорных цен.
Все налоги рассчитаны в соответствии с действующим в настоящее время законодательством с учётом льгот для малых предприятий (налог на прибыль, НДС, налог на имущество и ряд других- местных налогов ).
Рассмотрены два источника финансирования:
Инвестиционный кредит, равный потребностям в ресурсах, для приобретения многофункциональных добавок и высококачественной оболочки (200 000 руб. на 4 мес. Под 23%). Общая потребность в кредите для реализации проекта рассчитана из условия обеспечения нормального управления проектом в каждом интервале расчётного периода. При этом процентная ставка принята в размере 23% годовых.
Предусмотрена поквартальная выплата процентов. Первый платёж должен быть осуществлён на следующий месяц после получения кредита.
Собственные средства использованы для проведения работ по подготовке проекта.
При выходе на проектную мощность:
Годовой объём реализации продукции, руб...................более 1000 000
Общая стоимость проекта, руб....................................................400 000
Объём заёмных средств, руб........................................................200 000
Собственные средства, руб..........................................................200 000
Расчётные показатели эффективности проекта:
Срок окупаемости, мес.........................................................……...........4
Чистая текущая прибыль, руб..........................................………200 000
Рентабельность, %...........................................................................…..52
Такая высокая рентабельность дает возможность предприятию расширять производство (увеличивать количество выпускаемой продукции, расширять ассортимент), возможно- снижать цены на выпускаемые изделия, повышая таким образом спрос на них. В результате чего увеличиться прибыль и может повыситься рентабельность.
При исследовании финансовой устойчивости данного проекта существует риск несвоевременного возврата кредита или процентов по нему. Это может быть вызвано, например, следующими причинами:
нарушением графика ввода в эксплуатацию оборудования и сдвигом начала выпуска продукции (необходимо усилить контроль за соблюдением намеченного и согласованного со всеми участниками проекта графика его реализации);
значительным снижением цен на продукты питания (однако подобная ситуация маловероятна в перспективе, вероятнее всего можно ожидать незначительного повышения цен в связи с введением таможенных пошлин);
повышением цен на сырьё (возможные действия в связи с этим фактором заключение долгосрочных договоров с внешними поставщиками, а также проведение гибкой политики в области реализации продукции с целью стабилизации рентабельности производства; как возможный вариант- расширение ассортимента наиболее рентабельной продукции).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наша работа имела своей целью показать, что повышение качества продукции было и остаётся одной из важнейших задач экономического развития. Здесь приведены организационно-методические подходы к улучшению качества продукции, на примере мясоперерабатывающего предприятия. Анализ возможности внедрения системы качества на уже функционирующем предприятии показал, что реализация проекта будет эффективна. Применение многофункциональных добавок «Арома Рос» способствует повышению объемов выпуска продукции и гарантирует высокое качество колбасных изделий.
Повышение качества продукции в значительной мере определяет темпы НТП. Оно должно стать одним из главных рычагов повышения эффектив-ности производства, экономии материальных и финансовых ресурсов.
Можно считать, что правильно построенная модель системы качества продукции с учётом интересов потребителя, наверняка окажется конкурентоспособной и будет пользоваться спросом.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Богатова Г.А., Коломиец В.В., Шмелёв С.Н. Маркировка колбасных
оболочек.// Мясная индустрия.- №3.- 1999.
Лисицин А.Б., Любченко В.И. К вопросу разработки и сертификации систем качества на предприятиях отрасли. //Мясная индустрия.-№1.- 1999.
Митасева Л.Ф., Пыльцова Л.А. Новые виды варёной колбасы с многофункциональными добавками //Мясная индустрия .-№2.- 1999.
Огвоздин В.Ю. Управление качеством. Основы теории и практики: Учебное пособие. - М.: Дело и Сервис, 1999.- 160с.
Управление качеством / Под ред. С.Д. Ильенковой. - М.: Банки и биржи «ЮНИТИ», 1999.
Приложение 1
Приложение 2
Таблица 1
Комплекты оборудования для колбасных цехов
Наименование |
Основной параметр |
Производительность, Кг/ час |
Установленная мощность, кВт |
Число в комплекте |
Габаритные размеры, мм |
Масса, кг |
|
Волчок ВРД- 125М |
Диаметр выходной решётки 125 мм |
1000 |
3 |
1 |
780*680 |
||
2. Фаршемешалка ФШТ-М |
Вместимость чаши 180 л |
4,4 |
1 |
1100-812 |
300 |
||
3. Куттер ФРЕ |
Вместимость 80 л |
720 |
8,6 |
1 |
1228*925 |
500 |
|
4. Шприц ФРБ |
8300 |
4,3 |
1 |
2050*920 |
210 |
||
5. Камера термодымовая |
Однорамная |
50 |
7,5 |
1 |
1050*800 |
360 |
|
6. Измельчитель специй ИУ |
Объём цилиндра 10 л |
0,55 |
1 |
390*400 |
50 |
Таблица 2
Наименование |
Число в комплекте |
Габаритные размеры, мм |
Масса, кг |
|
7. Стол обвалочный |
1 |
1500*890 |
||
8. Тележка для перевозки мяса |
3 |
850*720 |
47 |
|
9. Стол формовочный |
1 |
2360*920 |
||
10.Чан для посола мяса |
1 |
1200*1000 |
100 |
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |