Курсовая работа по предмету "Менеджмент и трудовые отношения"


Разработка системы менеджмента ОАО МПК "Пензенский"


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА «МЕНЕДЖМЕНТ»

КУРСОВАЯ РАБОТА

дисциплине «Основы менеджмента»

на тему:

"Разработка системы менеджмента ОАО МПК "Пензенский"

Пенза 2008

Введение

В настоящее время происходят коренные изменения в управлении всеми сферами человеческой деятельности. Ликвидация старой административно-командной системы управления открыла дорогу для внедрения в России новейших достижений науки управления, накопленного в мире в течение многих десятилетий опыта рациональной организации человеческой деятельности, стимулирования работников к высокопродуктивному труду в условиях либерализации экономики.

Сегодня, в начале двадцать первого века весь цивилизованный мир продолжает идти по пути быстрых перемен и преобразований, которые характеризуются технологическим и социальным прогрессом, усилением конкуренции внутри стран и между ними, а также стремлением к свободе и демократии. В свою очередь бизнес изыскивает новые методы, программы, концепции и лидеров, способных справиться с реальным темпом перемен. Организационные структуры, методы управления людскими ресурсами, системы мотивации и стили управления, которые срабатывали в ХХ веке, не всегда будут соответствовать нынешним условиям и тенденциям, которые сложатся в ХХI веке.

Целью данной курсовой работы является попытка организовать работу «виртуального» предприятия или уже существующей организации, с использованием опыта других предприятий; попытка решить все возникающие при этом проблемы, разработка для нее всех параметров реальной фирмы. При этом возникает необходимость учета конкуренции, технологического и социального прогрессов, а также стремление к свободе и демократии. В данной работе объектом исследования является мясоптицекомбинат «Пензенский», именно на его примере рассмотрены все перечисленные параметры.

Под организацией понимается организационно-правовая форма, созданная и объединенная группой лиц, взаимодействующих друг с другом на основе принятой системы и структуры, методов и функций управления, во имя достижения корпоративных целей и решения социальных потребностей общества, путем поиска и реализации организацией новых экономических возможностей.

Основными признаками организации являются: наличие цели, правовой статус, обособленность, саморегулирование, организационная культура и др.

Главная цель деятельности мясоптицекомбината «Пензенский»- получение максимальной прибыли, за счет реализации своей продукции.

В рамках достижения главной цели перед специалистами организации встает ряд важных задач:

1. разработка новых видов продукции и оптимизация ассортимента совместно с технологическими подразделениями предприятий, входящих в состав ОАО АПК «Черкизовский»;

2. построение и развитие дистрибьюторских сетей, осуществляющих продвижение продукции до конечных потребителей;

3. расширение клиентской базы в сегменте дорогостоящих продуктов и, соответственно увеличение объемов продаж мясоколбасных изделий «премиум»- сегмента.

Правовой статус характеризует обособленность юридического лица, функционирующего на основе определенной организационно-правовой формы. Пензенский МПК является филиалом № 1 АПК «Черкизовский».

Обособленность выражается в замкнутости внутренних процессов, которая обеспечивает наличие границ, отделяющих организацию от внешнего окружения. Эти границы могут быть материальными в виде стен или «идеальными», основывающимися на различного рода предписаниях и запретах в отношении тех или иных действий.

Саморегулирование является третьим признаком организации можно считать осуществление её деятельности на основе принципа, который предполагает возможность в определенных рамках самостоятельно решать те или иные вопросы организационной жизни и по-своему с учетом конкретных обстоятельств реализовывать внешние команды. Такое саморегулирование осуществляется с помощью внутриорганизационной структуры, координирующей деятельность членов организации и обеспечивающей их единство.

Организационная культура еще один важный признак организации, представляющий собой совокупность установившихся традиций, символов, ценностей, верований, которые во многом определяют характер взаимоотношений и направленность поведения людей.

1. Сфера деятельности ОАО МПК «Пензенский»

ОАО «Мясоптицекомбинат «Пензенский»»- лидер мясоперерабатывающей промышленности Поволжского региона. Предприятие осуществляет переработку скота, вырабатывает различную мясную продукцию- колбасные изделия, мясные и куриные полуфабрикаты; производит субпродукты, пищевые животные жиры, эндокринно- ферментное сырье и др.

Ассортимент продукции мясоптицекомбината «Пензенский» насчитывает около 200 наименований колбасных изделий: вареные колбасы, сосиски, сардельки, полукопченые и варенокопченые колбасы, копчености, ветчины и др.

Продукция мясоптицекомбината «Пензенский» награждена более 30 всероссийскими и региональными медалями, дипломами и титулами в рамках конкурса «100 лучших товаров России», программы «Знак качества ХХI века», выставки «Продмаркет» (г. Пенза), «Продэкспо» (Г.Москва).

Мясоптицекомбинат ведет активную политику по поддержке отечественного сельскохозяйственного производителя, осуществляет закупки крупного рогатого скота в Пензенской области и 9 регионах Поволжья (Саратовская, Самарская, Волгоградская, Нижегородская, Ульяновская, Тамбовской области, Татарстан, Мордовия, Чувашия).

В 2002 г. мясоптицекомбинат «Пензенский» совместно со Сбербанком Пензенский области разработал и успешно реализует схему кредитования сельскохозяйственных производителей, развивающих мясное производство в Поволжье. В настоящее время в регионе насчитывается около 70 хозяйств, работающих по данной системе кредитования.

Мясоптицекомбинат реализует социально- экономическую политику, которая направлена на создание новых рабочих мест, поддержание стабильного уровня заработной платы сотрудников. Так на данный момент в организации работает 850 человек.

Мясоптицекомбинат «Пензенский» оказывает большую благотворительную и гуманитарную помощь учреждениям и организациям г.Пенза, Пензенской области: детскому дому №1, детским садам №14, 15, 76, 144 и др., федерации «Самбо» Пензенской области, общественной организации «Солдатская мать», Всероссийской общественной организации инвалидов, Всероссийскому обществу слепых, Пензенской епархии на восстановление женского Троице- Сканова монастыря, детскому оздоровительному лагерю «Черемушки».

В Пензенской государственной сельскохозяйственной академии утверждена стипендия для поддержки талантливых студентов на средства, выделяемые мясоптицекомбинатом «Пензенский».

На предприятии реализуется политика в области качества. Ее основная цель заключается в обеспечении стабильности качества выпускаемой продукции, которая бы удовлетворяла и стремилась превысить запросы и ожидания потребителей.

Система качества предприятия сертифицирована в соответствии с требованиями международных стандартов. «Пензенский» одним из первых в России получил сертификат по международной системе обеспечения безопасности производства пищевой продукции ХАССП (2001 г.), а также сертификат по системе менеджмента качества ГОСТ ИСО 9001-2001 (2002 г.).

С 2001 г. независимой аккредитованной компанией «EFSIS» (Великобритания) проводится проверка мясоптицекомбината «Пензенский» на соответствие требованиям к поставщикам мяса для компании «McDonald`s», в результате которой ежегодно подтверждается высокое качество и безопасность выпускаемой мясных продуктов.

За внесение достойного вклада в развитие производства и высокое качество продукции мясоптицекомбинат неоднократно награждался дипломами, благодарственными письмами правительства Пензенской области. ОАО ТК АПК «Черкизовский» - крупнейший в России агропромышленный комплекс, специализирующийся на производстве, переработке и реализации мясной продукции. Он объединяет 30 предприятий, расположенных в различных регионах России.

Вертикально- интегрированная мобильная структура комплекса позволяет осуществлять внутри холдинга замкнутый производственно- сбытовой цикл по принципу «земля-производство- реализация».

Мясоптицекомбинат «Пензенский» в 1998 г. Вошел в состав агропромышленного комплекса «Черкизовский», инвестиции которого в размере около 8 млн. долл. позволили провести масштабную реконструкцию и модернизацию производства (1998-2001гг.). В производстве мясоптицекомбината «Пензенский» используется оборудование ведущих мировых производителей: «Alpine», «Stefan», «Velatti», «Vemag», «Townsend».

2. Методология системы менеджмента

2.1 Управление. Виды управления

Управление -- профессиональная деятельность, направленная на оптимальное формирование, мобилизацию и приведение в движение всех видов ресурсов (интеллектуальных, финансовых, материальных, трудовых и др.) путем совокупного использования принципов, методов, средств и форм управления, с целью решения поставленных задач и получения прибыли.

Управление многообразно и выступает в различных формах, которые можно сгруппировать как:

техническое управление различного рода естественными и технологическими процессами;

государственное (муниципальное) управление социально-экономической жизнью общества через законы, реализуемые через соответствующие институты власти;

идеологическое управление через общественные и политические институты;

управление социальными процессами;

хозяйственное управление социально - экономическими процессами организаций.

2.2 Объекты и субъекты управления

При реализации любого вида управления возникает объект и субъект управления. Взаимодействие между субъектами и объектами управления на уровне физических лиц реализуется в управленческих отношениях с принятием управленческих решений. Чтобы такое взаимодействие было эффективным необходимо, чтобы субъект и объект управления соответствовали друг другу, обладали самостоятельностью и в тоже время были заинтересованы во взаимодействии.

-Отдел кадров включает в себя менеджера по персоналу, который занимается подборкой квалифицированного персонала.

-Бухгалтерия включает в себя главного бухгалтера и бухгалтера расчетного стола.

- Коммерческий отдел занимается заключением договоров, сбытом продукции, и исследованием рынка товаров.

-Генеральный директор является главой организации и принимает различные решения для роста эффективности производства в организации.

Соотношение субъектов и объектов управления можно определить как две части одного целого.

2.3 Источники информации

Принятие решений в организации происходит на основе информации разного рода. Основными внутренними источниками информации являются финансово-экономические документы, экономические, финансовые отчеты менеджеров, бухгалтерская документация, цифровые документы и т.д. Для получения информации используются средства Интернета, реклама, различные экономические журналы и справочники, также проводятся исследования рынка.

2.4 Методы управления

Методы управления - это совокупность способов и средств воздействия управляющего субъекта на объект управления для достижения определенных целей. Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности. Методы призваны развивать инициативу работников и их заинтересованность в достижении цели своей организации.

В зависимости от способа воздействия на управляемую систему среди этих методов выделяются административно-распорядительные, экономические и социально-психологические.

Административно-распорядительные методы - это система воздействия на организационные отношения для достижения целей. Они базируются на обязательном подчинении нижестоящих руководителей вышестоящим, на дисциплинарной ответственности, на принципе единоначалия. Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определенной организации и т.п. Эти методы воздействия отличает характер воздействия: любой регламентирующий или административный акт подлежит обязательному исполнению.

Экономические методы подразумевают совокупность способов воздействия путем создания экономических условий, побуждающих работников действовать в нужном направлении и добиваться решения поставленных задач. Экономическое управление отличается тем, что работающий приобретает глубокий, собственный интерес к конечному результату своего труда.

Социально-психологические методы - это совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на социальные процессы, протекающие в них. Эти методы направлены как на группу сотрудников, так и на отдельные личности. Они основаны на использовании моральных стимулов к труду, воздействуют на личность с помощью психологических приемов в целях превращения административного задания в осознанный долг, внутреннюю потребность человека.

На ОАО МПК «Пензенский» присутствуют все методы управления, но преобладает экономический метод, так как рабочие стимулируются денежными премиями и повышенной заработной платой. Благодаря этому производство эффективно развивается. Менеджер на производстве контролирует выпуск продукта и четкость выполнения рабочего плана, а также следит за качеством продукции. Если его отдел перевыполнил план работы, то менеджер получает надбавку к заработной плате.

2.5 Функции управления

Сущность деятельности в менеджменте проявляется в ее функциях. Впервые функции менеджмента были сформулированы одним из основоположников Анри Файолем.

В настоящее время принято выделять следующие основные функции:

· организация и управление организационными процессами функционирования и развития в рамках управленческой системы и структуры;

· прогнозирование, планирование и учет в деятельности организации;

· реализация полномочий в целях координации работы подразделений и сотрудников организации и принятие в рамках полномочий управленческих решений;

· разработка системы контроля и выработка стандартов контролируемых объектов;

· мотивация труда и формирование побудительных причин эффективной работы сотрудников.

Все эти функции должны быть направлены не только на решение внутренних проблем организации, но и на адаптацию к внешней среде, т.е. выживание и развитие.

В определенной степени адаптация это некая интегральная функция всех функций менеджмента.

Основными функциями управления на ОАО МПК «Пензенский» являются:

· контроль,

· координация,

· планирование (для прогнозирования возможных результатов),

· организация и мотивация (мотивация труда на предприятии заложена в системе оплаты труда- премии по итогам работы за месяц),

· анализ (исследование рынка),

· адаптация (приспособление к изменению внешних факторов),

· централизация (все подсистемы предприятия подчиняются генеральному директору).

На предприятии ОАО МПК «Пензенский» каждый отдел выполняет следующие функции:

· Отдел кадров - организация и мотивация персонала, подборка кадров.

· Коммерческий отдел - занимается заключением договоров, сбытом продукции, и исследованием рынка товаров.

· Генеральный директор является главой организации и принимает различные решения для роста эффективности производства в организации. Осуществляет планирование, координацию и контроль.

Производственная лаборатория ведет контроль за качеством и разработкой новой продукции.

3. Планирование деятельности организации

Миссия, цели предприятия. SWOT-анализ. Бизнес- план. Ценообразование. Планирование

Миссия - это предназначение и смысл существования организации для ее собственников и сотрудников, покупателей и деловых партнеров, среды обитания и общества в целом. В миссии проявляется отличие организации от ей подобных, и это отличие затем формируется и реализуется в стратегии ее функционирования и развития.

В миссии должны быть отражены следующие характеристики организации:

целевые ориентиры, т.е. то, на что направлена деятельность организации, и к чему она стремится в своей долгосрочной перспективе;

сфера деятельности и рынок, на котором организация осуществляет реализацию своего продукта;

философия организации, выраженная в принятых ею ценностях и верованиях.

Эти характеристики формируют имидж организации, ее организационную культуру и способность к выживанию в конкурентной среде.

Миссия дает субъектам внутренней и внешней среды общее представление об организации, к чему она стремится, какие средства она готова при этом использовать; способствует внутреннему единению организации и формированию ее корпоративного духа; создает возможность для более эффективного управления организацией, поскольку является базой для установления ее целей и стратегии, распределения ее ресурсов; раскрывает для сотрудников организации смысл и содержание их деятельности.

Миссия ОАО МПК «Пензенский» заключается в предоставление качественной мясной продукции, соответствующей всем требованиям системы менеджмента качества и удовлетворяющей основным клиентским предпочтениям.

Если миссия задает общие ориентиры, то цели выражают конкретное состояние организации, достижение которого является желательным в ее настоящем и будущем.

Главная цель деятельности Мясоптицекомбината «Пензенский»- получение максимальной прибыли за счет реализации продукции (долгосрочная цель).

В рамках достижения главной цели перед специалистами ставятся среднесрочные и краткосрочные цели, которые можно представить в виде «дерева» целей.

1. Разработка новых видов продукции и оптимизация ассортимента совместно с технологическими подразделениями предприятий, входящих в состав ОАО АПК «Черкизовский».

1.1. Совершенствование технологий.

1.2. Анализ тенденций рынка.

1.3. Улучшение продукции, расширение ассортимента.

1.4. Контроль над ценами конкурентов на аналогичные товары.

1.1.1. Анализ технологии производства предприятий, входящих в АПК «Черкизовский».

1.1.2. На основе результатов анализа, совершенствование своих технологий.

1.2.1. Анализ продукции конкурентов, спрос на продукцию.

1.3.1. Разработка на основе результатов анализа новой продукции и улучшение старой.

1.4.1. Корректировка цен на продукции в соответствии с ценами конкурентов.

2. Построение и развитие дистрибьюторских сетей, осуществляющих продвижение продукции до конечных потребителей.

2.1. Развитие старых каналов сбыта, разработка для них льготных условий работы.

2.2. Нахождение новых каналов сбыта, с помощью анализа рынка покупателей.

2.2.1. За каждым крупным каналом сбыта закреплено отдельное подразделение коммерческой службы.

2.2.2. Для нахождения новых посредников, необходима разработка соответствующей рекламы.

3. Расширение клиентской базы в сегменте дорогостоящих продуктов и, соответственно увеличение объемов продаж мясоколбасных изделий «премиум»- сегмента.

3.1. Анализ рынка дорогостоящих продуктов, определение спроса и конкурентов.

3.1.1. Составление рекламной политики компании, направленной на увеличение объемов продаж данной продукции.

3.1.2. Формирование бюджета для продвижения продукции, анализа рынка и достижения всех поставленных целей.

Ценообразование ОАО МПК «Пензенский» прописано в маркетинговой политике компании. Ценовая политика регулирует вопросы формирования отпускных цен на продукцию, тактику коррекции отпускных цен, исходя из ценовой конъюнктуры рынка. Сущность ценовой политики торговой компании заключается в установлении оптимального уровня цен, способствующего повышению прибыльности предприятия.

Формирование отпускной цены продукта осуществляется по методу «ценообразования на основе текущих цен». Цена на конкретный продукт устанавливается в зависимости от цен на аналогичные товары, присутствующие на рынке.

Для каждого отдельного продукта или целой товарной категории определяется конкретная стратегия ценообразования в соответствии с тем сегментом потребительского рынка, на который он рассчитан.

Корректировка цен осуществляется под влиянием следующих факторов:

- изменение потребительского спроса (увеличение или уменьшение);

- изменение рыночной среды (появление новых или ликвидация существующих конкурентов);

- изменение взаимоотношений с деловыми партнерами (увеличение или уменьшение закупочных цен на продукцию, повышение цен на транспортные и другие виды услуг, и т.п.);

- изменение политики государства (увеличение прямых и косвенных налогов на предпринимательство, установление антимонопольных, демпинговых запретов и др.)

Для функционирования любого предприятия ему необходимы ресурсы. По системе менеджмента качества ОАО МПК «Пензенский», они будут включать, непосредственно, ресурсы, требующиеся при производстве, а также, человеческие ресурсы.

Для анализа угроз и возможностей, которые могут возникнуть во внешней среде по отношению к организации, а также ее сильных и слабых сторон применяют метод SWOT-анализа (аббревиатура составлена из английских слов: сила, слабость, возможности и угрозы).

Матрица SWOT-анализа. Слева от матрицы выделяются сильные и слабые стороны организации, сверху - возможности и угрозы. На пересечении разделов образуются четыре поля: СИВ (сила и возможности), СИУ (сила и угрозы), СЛУ (слабость и угрозы) и СЛВ (слабость и возможности). Для каждых пар, выбранных в том или ином поле, разрабатывается соответствующая стратегия организации.

Выделим сильные, слабые стороны, а также возможности и угрозы ОАО ПМК «Пензенский».

Возможности:

Угрозы:

выход на новые рынки или сегменты рынка;

увеличение масштабов производства;

расширение ассортимента выпускаемого продукта;

добавление сопутствующих продуктов;

возможность перейти в группу с лучшей стратегией;

государственная поддержка отрасли;

научно-технические изобретения, дающие возможность проведения инноваций;

возникновение новых потребностей;

ослабление рыночных позиций конкурента;

открытие новых видов ресурсов;

появление дополнительных источников инвестирования

возможность появления новых конкурентов;

замедление роста рынка;

возрастающее конкурентное давление;

появление на рынке товаров-субститутов;

скупка патентов фирмой конкурентом;

неблагоприятные демографические изменения;

финансовые кризисы;

ухудшение экологической обстановки.

Основные конкурентами мясоптицекомбината «Пензенский» на пензенском рынке являются такие компании, как «Фамильные колбасы»; «Колбасы провинции»; «Зареченские»; «Дубки»; «Васильевские».

Стратегия развития связана с потенциалом организации и существует в четырех видах: роста, умеренного роста, сокращения, комбинирования.

После проведения анализа миссии, целей, конкурентов, ценообразования, угроз, возможностей, слабых и сильных сторон, ресурсов,можно сделать вывод, что мясоптицекомбинату «Пензенский» присуща стратегия умеренного роста, которая характерна для организаций, твердо стоящих в бизнесе и действующих в традиционных сферах, например в мясной отрасли.

Стратегия функционирования, может строиться в трех вариантах: лидерства в снижении издержек, дифференциации и фокусирования.

Для ОАО МПК «Пензенский» наиболее приемлемой стратегией функционирования является стратегия дифференциации, смысл которой состоит в концентрации усилий организации в определенных приоритетных направлениях, где она пытается достичь превосходства над другими. Мясоптицекомбинат выпускает широкий ассортимент продукции, выделяет среди него приоритетный, например «премиум»- сегмент, и пытается достичь в нем наибольших объемов продаж. При этом работа в других сегментах не останавливается.

Бизнес-план сочетает в себе черты стратегических и обычных долгосрочных и среднесрочных планов, а также целевых комплексных программ. Этот план обычно разрабатывается при создании организации, при расширении масштабов ее деятельности, привлечении крупных займов и т.п.

Унифицированная структура типового бизнес-плана имеет следующий вид:

A. Обобщенное резюме;

B. Описание товара (услуги);

C. Конкуренты и конкурентоспособность товара;

D. Изучение рынка товара;

E. План маркетинга;

F. План производства товара;

G. Инвестирование и финансовый план;

H. Приложения к бизнес-плану.

Обобщенное резюме дает общее представление о разрабатываемом проекте. В условиях дефицита времени ознакомление с резюме позволяет сразу выделить основной замысел проекта, его парадигму, дающую ответ на вопрос: «За счет чего будет обеспечено получение прибыли?». В обобщенном резюме приводятся данные о фирме, ее владельцах или учредителях; описание товара (услуги), являющегося основным объектом разрабатываемого проекта, его преимущества; краткая характеристика производства, если оно уже существует, или параметры планируемого производства и др.

Если рассматривать данное определение на ОАО МПК «Пензенский», то резюме бизнес-плана, примерно, будет содержать следующие сведения.

ОАО «Мясоптицекомбинат «Пензенский»»- лидер мясоперерабатывающей промышленности Поволжского региона. Предприятие осуществляет переработку скота, вырабатывает различную мясную продукцию- колбасные изделия, мясные и куриные полуфабрикаты; производит субпродукты, пищевые животные жиры, эндокринно- ферментное сырье и др. Один из 30 предприятий, входящих в АПК «Черкизовский». Президентом АПК является И.А.Бабаев. Генеральным директором ОАО МПК является Хайров Р.Р.

Колбаса вареная «Докторская традиционная» в натуральной оболочке. Техническая себестоимость 58, 0 руб. Цена 80 руб. Выведена на рынок в июле 2005 г. Продажи по месяцам. Технологический процесс производства выбранной продукции. Методическая инструкция по разработке паспорта процесса.

Жизненный цикл организации

Становление - организация находится на стадии становления, формируется жизненный цикл продукции, однако цели еще не полностью сформировались, продвижение к следующему этапу требует стабильного обеспечения ресурсами.

Развитие - развиваются инновационные процессы предыдущего этапа, формируется миссия организации, коммуникации в рамках организации и ее структуры и цели.

Зрелость - структура организации стабилизируется, растет роль руководящего звена, процесс принятия решений становится взвешенным, растет выпуск продукции, расширяется рынок оказания услуг. Упадок - в результате конкуренции организация сталкивается со спадом спроса на ее продукцию и услуги, снижается мотивационный эффект, отсутствуют новые идеи. В результате этого организация начинает распадаться. Она вынуждена либо принять жесткую схему обновления, либо погибнуть как самостоятельная структура.

Жизненный цикл ОАО МПК «Пензенский» показан на рис. 3.

ОАО МПК «Пензенский» находится на стадии зрелости, поэтому для него характерна стратегия умеренного роста.

Бизнес-план

Бизнес-план - специфическая форма стратегического плана, основываясь на котором можно осуществлять стратегическое планирование, сочетающий в себе черты стратегических и обычных долгосрочных и среднесрочных планов, а также целевых комплексных программ. Этот план обычно разрабатывается при создании организации, при расширении масштабов ее деятельности, привлечении крупных займов и т.п.

Деятельность предпринимателя обычно связана с проведением отдельных сделок, успешность реализации которых диктует необходимость тщательной предварительной подготовки. Принятая у нас последовательность разработки проектов начинается с формирования технико-экономического обоснования и плана реализации. Нацеленность предпринимательских проектов на получение дохода и прибыли предопределяет целесообразность усиления их финансово-экономической стороны как предпосылки достижения успеха. Можно полагать, что именно это объясняет причину общепринятого использования термина «бизнес-план». Как план, он представляет собой обусловленную последовательность действий предпринимателя для достижения поставленных целей. Обусловленность действий объясняется тем, что предпринимательский проект реализуется в условиях внешней и внутренней среды, которая не остается постоянной. Поэтому действия предпринимателя в одной и той же ситуации, но при различных состояниях среды не будут одинаковыми.

Для составления бизнес- плана предприятия ОАО МПК «Пензенский» необходимо включить следующие разделы:

1. Обобщенное резюме

2. Описание товара

3. Конкуренты и конкурентоспособность товара

4. Изучение рынка товара

5. план маркетинга

6. План производства товара

7. Инвестирование и финансовый план

Большое внимание администрация ОАО МПК «Пензенский» уделяет формированию коммерческой структуры. За два последних года численность отдела сбыта и отдела снабжения существенно увеличилась.

Потребителями продукции предприятия являются практически все регионы России, поэтому ОАО МПК «Пензенский» уделяет большое внимание региональному рынку.

В работе с торговыми партнерами ОАО МПК «Пензенский» использует такие методы привлечения к сотрудничеству, как гибкая система скидок, отсрочки платежей, торговый кредит и другие формы расчетов.

В настоящий момент ведется целенаправленная работа по расширению экспортно-импортных операций.

Вашей фирме необходимо провести маркетинговые исследования с целью определения удовлетворенности потребителей выпускаемым вашей фирмой продуктом (оказываемой услугой). Спланируйте процесс подготовки и проведения этого мероприятия. Помните, что план включает, по крайней мере, три компонента:

точные цели;

конкретные действия;

назначение ресурсов.

Основной целью проведения маркетингового исследования является определение удовлетворенности потребителей выпускаемой продукцией предприятием ОАО МПК «Пензенский».

Основными действиями являются проведение акций по проверке удовлетворенности потребителей выпускаемой продукцией, а также анкетирование потребителей продукцией ОАО МПК «Пензенский».

Анкета.

1. От кого вы узнали о нашей продукции?

А. Из рекламных акций.

Б. От друзей.

2. Давно ли Вы покупаете продукцию нашего предприятия?

А. Очень давно;

Б. Около 3 - 5 лет;

В. Первый раз.

3. Довольны ли Вы ценой?

А. Да;

Б. Нет.

4. Удовлетворены ли Вы качеством?

А. Да;

Б. Нет.

5. Устраивает ли Вас ассортимент нашей продукции?

А. Да;

Б. Нет.

6. Нравится ли Вам дизайн упаковки и расфасовка?

А. Да

Б. Не очень

В. Мне все равно

7. Ваши пожелания:

Результаты анкетирования:

Было опрошено 60 человек покупающих продукцию ОАО МПК «Пензенский»:

· На первый вопрос большинство покупателей ответило, что продукцию ОАО МПК «Пензенский» покупают около 3 - 5 лет. Значит большую популярность наша продукция приобрела когда организация вошла в стадию зрелости.

· На второй вопрос большинство потребителей дали положительный ответ, что говорит о высокой степени удовлетворенности покупателей ценой производимой продукции.

· На вопрос о качестве продукции потребители дали равное количество ответов.

· На вопрос об ассортименте продукции большинство ответили положительно, но все равно нужно расширять ассортиментную группу, что бы потребитель мог найти все что ему нужно на нашем предприятии.

· На вопрос о дизайне упаковке потребители дали равное количество ответов.

Таким образом, можно сделать вывод, что в целом потребители удовлетворены выпускаемой продукцией. Однако необходимо сделать акцент на рекламную деятельность и контроль за качеством продукции, так как в будущем из-за низкого качества продукции предприятие может потерять конкурентоспособность, а из-за плохой рекламы потребитель не узнает о нашей продукции.

Третий этап - система управления организацией

Управление, как основа успешной деятельности предприятия

С управлением человек соприкасается на всем протяжении своей жизни. Управлять можно всем: автомобилем, оборудованием, химическими реакциями, цехом, поведением других людей. Следовательно, управление многообразно и выступает в различных формах, которые можно сгруппировать как:

- техническое управление различного рода естественными и технологическими процессами;

- государственное (муниципальное) управление социально-экономической жизнью общества через законы, реализуемые через соответствующие институты власти;

- идеологическое управление через общественные и политические институты;

- управление социальными процессами;

- хозяйственное управление социально - экономическими процессами организаций.

Анализируя сказанное, можно сделать вывод о том, что в общем виде управление представляет собой осознанную целенаправленную деятельность человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим целям элементы внешней среды, а именно общества, живой и неживой природы, техники.

Применительно к хозяйственному управлению в организации управление представляет собой профессиональную деятельность, направленную на оптимальное формирование, мобилизацию и приведение в движение всех видов ресурсов (интеллектуальных, финансовых, материальных, трудовых и др.) путем совокупного использования принципов, методов, средств и форм управления, с целью решения поставленных задач и получения прибыли.

При реализации любого вида управления возникает объект и субъект управления, порождающие субъекты управленческой деятельности (физические лица). Взаимодействие между субъектами и объектами управления на уровне физических лиц реализуется в управленческих отношениях с принятием управленческих решений. Чтобы такое взаимодействие было эффективным необходимо, чтобы субъект и объект управления соответствовали друг другу, обладали самостоятельностью и в тоже время были заинтересованы во взаимодействии.

Субъектом управления на мясоптицекомбинате «Пензенский», как и в любом другом крупном предприятии, выступает менеджер (управляющий, руководитель, администратор), лицо, несущее ответственность за управление или руководство подразделением или организацией. Предметом и продуктом труда менеджера является информация на основе, которой рождается решение. Принятие решений для менеджера выступает как его управленческий труд, который проявляется, трансформируется и реализуется в трех формах:

- эвристического (анализ);

- функционального (планирование и учет, организация, координация, мотивация, контроль и др.;

- технического (реальное доведение до исполнителя).

Объектами управления на производстве являются:

- персонал организации, то есть управленцы, служащие, специалисты, рабочие;

- производство - технологические процессы, техническая подготовка, контроль качества продукции, производственные мощности и др.;

- финансы - движение денежных потоков, бухгалтерские операции, инвестиции и др.;

- рынок - конкуренты, выпускающие аналогичную продукцию, покупательский спрос и предложения, исследование рынков сбыта, ценовая политика, реклама и т. д.;

- материальные ресурсы, а именно их продвижение от закупки у поставщиков, движения в технологическом процессе, вплоть до выхода и сбыта готовой продукции или услуги;

- качество продукции, а именно система качества, используемая в данной организации;

- проекты, внедряемые на этапе создания новых объектов и реструктуризации существующих;

- внешне - экономическая деятельность организации в рамках реализации продукции и деловых контактов;

- экология и мероприятия, связанные с ее улучшением и др.

Каждый из перечисленных объектов порождает специфический менеджмент, а именно: кадровой, производственный, финансовый, экологический и др.

Примером множества «субъектов управления» и множества «объектов управления» можно представить в виде следующей связи, выделенной из организационной структуры управления ОАО ПМК «Пензенский»:

Субъекты управления Объекты управления

1. Генеральный директор Зам. ген. директора по производству

2. Зам. ген. директора по База предубойного производству содержания скота

3. База предубойного Мясожировой цех содержания скота

4. Мясожировой цех Колбасный цех

5. Колбасный цех Отдел главного технолога

6. Отдел главного технолога Отдел снабжения пр-ва

основными и вспомогат. материалами

Информация, используемая на данном предприятии удовлетворяет условиям полезности, достоверности и актуальности, полноты и точности. Информация необходима для принятия эффективных управленческих решений.

Информация, используемая на ОАО МПК «Пензенский», делится на внутреннюю и внешнюю. К внутренней относится информация, которая непосредственно принадлежит нашей организации, а именно: бухгалтерская отчетность, различные цифровые данные и т.д. Внешняя информация добывается организацией извне. К ней относят информация о поставщиках, потребителях, конкурентах, а также различная правовая информация, которая регулирует деятельность предприятия.

Типы власти в обществе сформировали три основных и один комбинированный стиль руководства: авторитарный, демократический, либеральный, смешанный. На мясоптицекомбинате «Пензенский» используется авторитарный стиль руководства, характеризуемый тем, что руководитель в принятии решений всегда ориентируется на собственные цели, критерии и интересы, практически не советуется с трудовым коллективом, ограничивается узким кругом единомышленников. В проведении решений занимает жесткие позиции, активно используя методы административного и экономического воздействия на людей. Оппозицию не принимает. Руководитель такого типа может привести свою фирму к большему успеху, но также и к полному краху.

Методы управления - это совокупность способов и средств воздействия управляющего субъекта на объект управления для достижения определенных целей. Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности. Методы призваны развивать инициативу работников и их заинтересованность в достижении цели своей организации.

В зависимости от способа воздействия на управляемую систему среди этих методов выделяются административно-распорядительные, экономические и социально-психологические.

В данной организации на первый план выходят административные, экономические методы управления. Что касается социально-психологических, воспитательных методов, то они становятся вспомогательными, занимают второстепенное место. Это объясняется тем, что существует тесная связь с таким крупным холдингом, как «Черкизовский» и необходимо понимать, что на таком крупном предприятии без организационного и распорядительного воздействия, регламентирования, нормирования и инструктирования, а также без экономического стимулирования, невозможно его нормальное функционирование. Еще одной не менее значительной причиной выбора именно этих методов управления является и то, что на предприятии введена система менеджмента качества, которая требует для себя дополнительных административно- командных установок.

Сущность деятельности в менеджменте проявляется в ее функциях. Впервые функции менеджмента были сформулированы одним из основоположников Анри Файолем.

В настоящее время на мясоптицекомбинате применяются следующие основные функции управления:

- организация и управление организационными процессами функционирования и развития в рамках управленческой системы и структуры;

- прогнозирование, планирование и учет в деятельности организации;

- реализация полномочий в целях координации работы подразделений и сотрудников организации и принятие в рамках полномочий управленческих решений;

- разработка системы контроля и выработка стандартов контролируемых объектов;

- мотивация труда и формирование побудительных причин эффективной работы сотрудников.

Матрица распределения функций управления между структурными подразделениями представляет собой таблицу, строками которой являются конкретные функции управления производством, а столбцами- структурные подразделения аппарата управления. На пересечении столбцов и строк показываются основные операции управления по конкретной функции, за реализацию которых отвечает структурное подразделение.

Матрица распределения функций управления позволяет четко распределить их между руководством предприятия и подразделениями аппарата управления, определить технологическую последовательность операций управления и четко закрепить операции за конкретными руководителями или специалистами.

4. Координация деятельности организации

Структура управления организацией, или организационная структура управления (ОСУ) - одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий. В рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации и принятие управленческих решений), в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации. Структуру можно сравнить с каркасом здания управленческой системы, построенным для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно. Отсюда то внимание, которое руководители организаций уделяют принципам и методам построения структур управления, выбору их типов и видов, изучению тенденций изменения и оценкам соответствия задачам организаций.

Под организационной структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. ОСУ определяется также как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей. С этих позиций структура управления представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми.

Ключевыми понятиями структур управления являются элементы, связи (отношения), уровни и полномочия.

Элементами ОСУ могут быть как отдельные работники (руководители, специалисты, служащие), так и службы либо органы аппарата управления, в которых занято то или иное количество специалистов, выполняющих определенные функциональные обязанности.

Есть два направления специализации элементов ОСУ:

а) в зависимости от состава структурных подразделений организации вычленяются звенья структуры управления, осуществляющие маркетинг, менеджмент производства, научно-технического прогресса и т.п.;

б) исходя из характера общих функций, выполняемых в процессе управления, формируются органы, занимающиеся планированием, организующие производство, труд и управление, контролирующие все процессы в организации.

Отношения между элементами структуры управления поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные. Первые носят характер согласования и являются одноуровневыми. Вторые - это отношения подчинения. Необходимость в них возникает при иерархичности построения системы управления, то есть при наличии различных уровней управления, на каждом из которых преследуются свои цели.

Соответственно используется такое понятие, как полномочия: линейного персонала, штабного персонала и функциональные. Полномочия линейных руководителей дают право решать все вопросы развития вверенных им организаций и подразделений, а также отдавать распоряжения, обязательные для выполнения другими членами организации (подразделений). Полномочия штабного персонала ограничиваются правом планировать, рекомендовать, советовать или помогать, но не приказывать другим членам организации выполнять их распоряжения. Если тому или иному работнику управленческого аппарата предоставляется право принимать решения и совершать действия, обычно выполняемые линейными менеджерами, он получает так называемые функциональные полномочия.

Из организационной структуры управления ОАО ПМК «Пензенский» можно выделить следующие горизонтальные и вертикальные связи.

1. Горизонтальные связи:

Зам.ген. директора по коммерции; Зам.ген. директора по заготовкам скота и мясосырья; Зам. ген. директора; Зам.ген. директора по финансам; Зам.ген. директора по производству; Гл. инженер.

2. Вертикальные связи: Генеральный директор

Зам.ген. директора

Отдел снабжения

Центральный склад

Транспортный цех

Полномочия руководителей при горизонтальных связях дают право решать им все вопросы развития вверенных им организаций и подразделений, а также отдавать распоряжения, обязательные для выполнения другими членами организации (подразделений). При развитии вертикальных связей, каждый последующий уровень подчиняется предыдущему. Если первый уровень издает приказы, второй распоряжения, то нижеследующие уровни ограничиваются правом планировать, рекомендовать, советовать или помогать, но не приказывать другим членам организации выполнять их распоряжения. Перечень выполняемых работ, круг обязанностей каждого руководителя, менеджера, рабочего и т.д. излагается в соответствующей ему должностной инструкции.

Философия организации- это совокупность внутрифирменных принципов и правил взаимоотношений рабочих и служащих, своеобразная система ценностей и убеждений, воспринимаемая добровольно или в процессе воспитания всем персоналом организации. Можно сказать проще- это «моральный кодекс поведения организации». Соблюдение философии гарантирует успех и благополучие во взаимоотношениях персонала и в итоге эффективное развитие организации. Несоблюдение философии организации ведет к развитию конфликтов между всеми участниками деятельности предприятия.

Исходными документами организации для разработки философии являются:

Конституция (Основной Закон); Гражданский кодекс; Кодекс законов о труде; Декларация прав человека; коллективный договор; религиозное писание; программа правящей партии; устав; опыт лучших организаций предприятий.

При разработке философии необходимо учитывать особенности функционирования организации: национальный состав сотрудников; региональную специфику; тип производства; отрасль народного хозяйства; количественный состав; уровень жизни работников; культурный уровень персонала; взгляды и позицию собственника; личные убеждения директора.

На ОАО МПК «Пензенский» основными элементами философии организации являются: цели и задачи организации; декларация прав сотрудников; поощрения и запреты; качества сотрудника; условия труда; оплата труда; социальные блага; социальные гарантии; увлечения (хобби).

Организационная структура базируется на разделении работы по отдельным функциям и частям. Соответствующие подразделения и отделы тем или иным образом связаны между собой для решения общих целей. Процесс такого взаимодействия называют координацией, которая в значительной степени позволяет путем согласованных действий обеспечить достижение поставленных целей. Следовательно, координация - это один из элементов реализации управленческих полномочий через процесс принятия решений.

Хорошо скоординированное предприятие достигает высокой степени сотрудничества, как между подразделениями, так и внутри них с высокой общей культурой, позволяющей преодолевать противоречия и возникающие трудности. Тем не менее, проблемы в координации постоянно возникают. На ОАО МПК «Пензенский» это:

Различия в функциональном подходе. Например, в отделе сбыта цели наилучшим образом достигаются при помощи увеличения числа модификаций продукции, в бухгалтерии - посредством контроля за уровнем издержек, в отделе кадров - за счет профессионального подбора и подготовки кадров. Вследствие того, что каждое подразделение имеет свою специальную и ограниченную точку зрения, то неизбежно возникают сложности в их координации.

Различия в сроках выполнения работы. Одни подразделения стремятся выполнить работу быстро (например, эксплуатационные), другие, например отдел разработок, работают над проблемой долгие месяцы, т.е. такого рода различия тоже трудно согласовать.

Различия в стиле руководства. В одних отделах принят авторитарный стиль управления, в другом - более демократичный. Это приводит к нарушению коммуникаций и консультаций между подразделениями, антагонизму, нарушающему совместную работу.

Различия в сроках контроля служащих. Возникают из-за различия в характере решаемых задач и также влияют на проблемы их интеграции.

Основным способом достижения координации является организационная структура. Эта иерархия создается для обеспечения того, чтобы в ключевых вопросах, где работа смежных подразделений нуждается в интеграции, существовал определенный уровень координации. При этом создаются системы коммуникации между управленцами и исполнителями, чьи совместные усилия необходимы для достижения конкретных целей, также коммуникация осуществляется и между различными подразделениями. Основными техническими средствами для коммуникации на предприятии являются телефон, электронная почта, факс, также происходит непосредственная вербальная коммуникация.

Полномочия руководителей при горизонтальных связях дают право решать им все вопросы развития вверенных им организаций и подразделений, а также отдавать распоряжения, обязательные для выполнения другими членами организации (подразделений). При развитии вертикальных связей, каждый последующий уровень подчиняется предыдущему. Если первый уровень издает приказы, второй распоряжения, то нижеследующие уровни ограничиваются правом планировать, рекомендовать, советовать или помогать, но не приказывать другим членам организации выполнять их распоряжения. Перечень выполняемых работ, круг обязанностей каждого руководителя, менеджера, рабочего и т.д. излагается в соответствующей ему должностной инструкции.

Обратная связь на предприятии осуществляется в зависимости от уровня управления. Второй уровень предоставляют отчеты о результатах работы своих подразделений непосредственно генеральному директору. Нижеследующие уровни представляют документы, накладные своему начальству. Также осуществляется связь между подразделениями организации в целом, например, коммерческо-сбытовой отдел связан с маркетинговым отделом. Первый предоставляет второму запрос на анализ регионального рынка, конкурентов, а также спроса на товар мясоптицекомбината. Ведущий маркетолог составляет смету на проведение этой работы, согласует его с бухгалтерией и принимается за работу. После ее завершения, составляет отчет, анализ и предоставляет его коммерческому отделу. Тот, в свою очередь, на основе проведенного анализа делает выводы, проводит работу с покупателем и обращается в отдел снабжения, который выдает распоряжение центральному складу. Затем происходит загрузка транспортного средства и товар отправляется покупателю. После получения покупатель подписывает товарно-транспортные накладные, которые потом предоставляются центральному цеху, затем в отдел снабжения и в последнюю очередь отправляются в бухгалтерию на поверку. Таким образом, из этой связи видно, что на предприятии все подразделения связаны между собой, т.е. работа мясоптицекомбината хорошо скоординирована.


Контроль за исполнением документов и принятых решений- одна из важнейших функций управления и является обязательной составной частью документационного обеспечения управления, а массив контрольных сведений входит в состав информационно- поисковой системы организации.

Цель контроля - содействие своевременному и качественному исполнению документов, обеспечение получения аналитической информации, необходимой для оценки деятельности структурных подразделений, конкретных сотрудников. На предприятии ОАО МПК «Пензенский» основные требования к документации предъявляет система менеджмента качества.

Все исполнители в равной степени ответственны за своевременное и качественное исполнение приказов, распоряжений и представление ответственному исполнителю в установленные им сроки необходимых материалов (проектов документов, справок, сведений).

Исполнитель знакомится с документами (либо устными распоряжениями) в день их получения. Для заданий с длительными сроками исполнения исполнитель намечает этапы исполнения, даты промежуточного контроля, сообщает их службе контроля или вводит в автоматизированную систему контроля исполнения.

При решении оперативных вопросов по телефону или лично на исполненном документе и в регистрационно-контрольной форме исполнитель делает отметку, содержащую справку об исполнении.

Если исполнение документируется, исполнитель готовит проект ответного документа. При подготовке проекта исполнитель должен учитывать содержание ранее изданных по данному вопросу документов и действующих нормативных актов.

Проект документа, напечатанный и оформленный в соответствии с действующими государственными стандартами, исполнитель согласовывает с руководителем, заинтересованными структурными подразделениями и организациями.

После согласования проект документа передается на подписание. Подписанный документ исполнитель передает на регистрацию и отправку.

При постановке на контроль документов, содержащих ряд заданий, различных исполнителей и сроков исполнения, контрольный входной формат заполняется на каждое контролируемое поручение или задание. На левом поле документа на уровне заголовков в ГОСТ 6-30-97 предусмотрено место для простановки специальной отметки о контроле исполнения.

При контроле устных поручений руководителя, незарегистрированных документов контрольный экземпляр входного формата заполняется в самой контрольной службе.

Наиболее наглядно результаты работы исполнителей выглядят, если в месячных сводках, представляемых руководству, указываются:

общее количество документов, находящихся в работе у исполнителя;

количество выполненных с опережением установленных сроков;

количество не выполненных или выполненных позднее установленных сроков;

задержки исполнения в рабочих долях;

причины задержек исполнения документов.

Характерными причинами неисполнения документов в срок являются:

слишком высокая степень централизации полномочий;

перегрузка исполнителей и руководителей разного уровня;

недисциплинированность сотрудников и подведомственных организаций;

недостаточные сроки для качественного исполнения;

нерациональная система документооборота.

На основе результатов анализа разрабатываются и принимаются меры по ускорению исполнения документов, повышению исполнительской дисциплины, совершенствованию организации контроля и управления в целом.

5. Организационный контроль

Контроль представляет собой одну из важных функций в менеджменте. Как неотъемлемая часть деятельности организации, контроль является непрерывным процессом, который строится на трех основных этапах:

выработки стандартов деятельности организации, подлежащих контролю;

измерения и анализ ее результатов, полученных в результате контроля;

корректировки хозяйственных, технологических, организационных и других процессов деятельности организации в соответствии со сделанными выводами контроля.

В практике используют три вида управленческого контроля: предварительный; текущий; итоговый.

Предварительный контроль (контроль по правилу рецептурных книг) по своему содержанию относится к организационному контролю, в задачу которого входит проверка готовности организации, ее персонала, производственного аппарата, системы управления к работе.

Управленческая система проверяется на соответствие существующей структуре организации, на качество принятых решений, подготовленных документов, степень ознакомления с ними исполнителей и усвоения ими стоящих задач. Контроль за персоналом призван определить готовность его к решению предусмотренных задач, понимание людьми целей своей деятельности, знание прав и обязанностей, норм выработки, условий поощрения. Предварительный контроль затрагивает состояние материальных и финансовых ресурсов организации или соответствующего подразделения, их наличия, соответствие потребностям по структуре и количеству, гарантированность поставок и пр.

Текущий контроль воплощается в формах стратегической и оперативной. Стратегический выявляет эффективность использования ресурсов организации с точки зрения достижения ее конечных целей как по количественным, так и по качественным показателям. Он сводится к сбору, обработке и оценке информации о производительности труда, внедрении и использовании достижений НТР, новых методах работы и др.

Оперативный контроль ориентирован на текущую производственную и хозяйственную деятельность, в частности соблюдение технологического процесса и графика работы, загрузку оборудования, наличие запасов, незавершенного производства и готовой продукции, уровень затрат, расходование денежных средств и т.д.

Итоговый контроль связан с оценкой выполнения организацией планов и составления новых, он предполагает всесторонний анализ не только конкретных результатов деятельности за истекший период, но и сильных и слабых ее сторон.

На ОАО МПК «Пензенский» введена система менеджмента качества, поэтому все виды контроля на предприятии существуют в соответствии с ней.

6. Кадровый менеджмент организации

Коллектив - это группа людей, объединенных по определенному принципу и включенных в систему управленческих отношений организации. Чтобы считаться коллективом, группа должна обладать несколькими признаками:

1. наличием совместной единой цели у всех членов коллектива (посетители у кабинета врача не могут считаться коллективом, поскольку имеют индивидуальные цели);

2. психологическим признанием и отождествлением членами коллектива друг друга на основе совместных интересов, идеалов, принципов и т.п.;

3. практическим взаимодействием людей, основанным на психологическом признании друг друга, в результате которого начинает работать синергия потенциала коллектива;

4. постоянством взаимодействия в коллективе, в результате которого становится возможным влияние друг на друга его членов.

В рамках коллектива между его членами могут возникать следующие типы отношений:

дружеская кооперация, взаимопомощь, основанные на доверии;

дружеское соревнование в рамках позитивных взаимоотношений;

невмешательство и дистанцирование при отсутствии как сотрудничества, так и соперничества;

соперничество, ориентация на индивидуальные цели, основанные на общем недоверии;

кооперация антагонистов и негативное отношение друг к другу.

Деятельность членов коллектива подчинена ряду законов, среди которых можно выделить два - закон сохранения личного положения, достоинства, социального статуса и закон компенсаций недостатка одних способностей другими. В соответствии с первым законом каждый член коллектива будет прикладывать максимум усилий, чтобы сохранить свое место "под солнцем", но действия могут быть весьма неоднозначными. С одной стороны, они могут выражаться в улучшении результативности, качества работы, в самосовершенствовании, с другой - сводиться к интригам, бюрократическим приемам и защите от всего, что несет возможность каких-либо изменений. Действия, исходящие из второго закона, также неоднозначны, ибо компенсировать недостаток можно также и лестью, угодничеством, "подсиживанием" соперников и др.

Как правило, большинство людей одновременно являются членами официального коллектива и неформальных групп, поэтому хорошее отношение с товарищами они ценят выше благодарности начальства. Если эти цели совпадают или не противоречат, то официальная линия будет охотно поддерживаться, в противном случае линия предпочтения будет отдаваться целям неформального коллектива.

На таком крупном предприятии как, ОАО МПК «Пензенский», где работает 850 человек, невозможно дать характеристику всему коллективу, поэтому ограничимся коллективом одного подразделения, например коммерческого отдела, в котором работает 9 человек.

Данное подразделение имеет некоторые совпадающие функции с отделом маркетинга, но отношение всего коллектива мясоптицекомбината к этим двум отделам совершенно различно. Так, любой работник предприятия понимает, что от работы коммерческого отдела зависит очень многое, в том числе и дальнейшая работоспособность «Пензенского». А маркетинговый отдел не полностью выполняет свои обязанности и поэтому соответственное к ним отношение. Результаты работы исследуемого отдела, намного выше, чем второго.

Внутри данного коллектива, как и в любом другом, есть неформальная группа, которая, в этом случае, совпадает с официальным коллективом. Поэтому здесь, хорошее отношение с коллегами ценится намного больше, чем благодарность руководства. В нерабочее время ими проводятся встречи с семьями, выезды за город, на день рождения или другие знаменательные праздники устраиваются мини- праздники. Такое отношение работников между собой повышает их работоспособность, любые сложные, ответственные задачи решаются совместными усилиями, поэтому любое недовольство начальства работой персонала, любая неудача коллеги воспринимается как личная.

Коллектив - это ячейка общества, в которой сочетаются общественные, групповые и индивидуальные интересы; организованная общность людей, объединенных конкретным видом деятельности и складывающимися в ходе этой деятельности отношениями, интересами и нормами поведения.

В традиционной схеме формирования коллектива сначала создается организационная структура, затем она "заполняется" людьми, отношения между которыми складываются стихийно, что является далеко не оптимальным.

Характеристика персонала:

1. Семейное положение (% от численности)

Мужчины Женщины

Холост 11.1% Не замужем 11.1%

Женат 22.2% Замужем 33.3%

Разведен 11.1% Разведена 0%

Вдовец 0% Вдова 11.1%

2. Национальный состав

Русские 77.7%

Татары 22.2%

3. Образовательная структура коллектива

Среднее общее (11 кл.) 22.2%

Среднее профессиональное 44,4 %

Высшее профессиональное 33.3%

4. Половозрастная структура коллектива

Всего

Мужчины 44,4% Женщины 55,6%

До 20 лет 0 % До 20 лет 0%

От 20 до 30 лет 22.2% От 20 до 30 лет 22.2%

От 30 до 40 лет 11.1% От 30 до 40 лет 22.2%

От 40 до 50 лет 11.1% От 40 до 50 лет 11.1%

По мере развития коллективы обычно проходят через определенный ряд последовательных этапов.

1. Притирка.

2. «Дворцовый» переворот.

3. Результативность.

4. Эффективность.

5. Мастерство.

6. Старение.

7. Смерть.

Если рассматривать выбранное для анализа подразделение «Пензенского» по этому ряду последовательных этапов, можно утверждать, что оно находится на стадии эффективности, медленно перетекающей в стадию мастерство. Это обстоятельство не является странным, т.к. данное подразделение существует около десяти лет, а в нынешнем составе около двух. Но не смотря на то, что данный коллектив уже сформировавшийся, сплоченный, вхождение в него достаточно безболезненно как для новичка, так и для самих сотрудник. Новый человек попадает в круговорот событий, сразу вовлекается в общую работу, а процесс адаптации проходит для него легчайшим образом.

Проанализировав коллектив коммерческого отдела, можно сделать следующий вывод. Работать в данной организации доставляет удовольствие каждому сотруднику. Каждый из членов команды способен легко и непринужденно выполнять, как минимум, одну, а возможно, и до нескольких командных ролей. Также сотрудники являются носителями вторичных, не совсем естественных ролей, которые могут, с некоторым усилием, исполняться

в интересах всей команды.

На основе анализа работы коммерческого подразделения ОАО МПК «Пензенский» можно предположить, что в организации, в целом, царит благоприятный фон для работы. Проводятся корпоративные мероприятия не только в отдельно взятых подразделениях, но и, в целом, для всего предприятия, что служит сближающим фактором для сотрудников организации. Практически для всех работников мясоптицекомбината проводятся обучение и повышение квалификации, также сотрудники посещают другие предприятия, входящие в состав ОАО АПК «Черкизовский» и делятся своим опытом. Но в отделах, организованных позже, чем другие (отдел маркетинга), данные мероприятия не проводятся, это временное затруднение и в ближайшее время оно будет решено.

Коллектив - это группа людей, объединенных по определенному принципу и включенных в систему управленческих отношений организации. Чтобы считаться коллективом, группа должна обладать несколькими признаками:

· наличием совместной единой цели у всех членов коллектива (посетители у кабинета врача не могут считаться коллективом, поскольку имеют индивидуальные цели);

· психологическим признанием и отождествлением членами коллектива друг друга на основе совместных интересов, идеалов, принципов и т.п.;

· практическим взаимодействием людей, основанным на психологическом признании друг друга, в результате которого начинает работать синергия потенциала коллектива;

· постоянством взаимодействия в коллективе, в результате которого становится возможным влияние друг на друга его членов.

Коллектив играет огромную роль, которую трудно переоценить, в жизни каждого человека. Прежде всего, в его рамках удовлетворяется естественная потребность человека в общении, деловом взаимодействии и принадлежности к группе себе подобных; в коллективе человек обретает поддержку и защиту; в коллективе он находит признание своих успехов и достижений. В зависимости от микроклимата коллектива его влияние на личность может быть как позитивным, так и негативным. В свою очередь человек также пытается воздействовать на коллектив, трансформировать его под свое видение достижения цели, а также стремится делать его более "удобным" для себя. Результативность такого воздействия зависит от силы обеих сторон. Сильная личность (лидер) может подчинить себе коллектив, слабая растворяется в нем.

Коллективы различаются между собой психологически, исходя из чего внутри них формируется определенный микроклимат, характеризующийся социально- психологической совместимостью. Социально-психологическая совместимость достигается:

· соответствием личных возможностей каждого структуре и содержанию его деятельности, что нивелирует зависть по отношению к успехам других;

· близостью и совпадением моральных позиций, создающих основу взаимного доверия между людьми;

· однородностью основных мотивов деятельности и индивидуальных устремлений членов коллектива, способствующих их лучшему взаимопониманию;

· возможностью взаимного дополнения и органического соединения способностей каждого в едином трудовом и творческом процессе (синергия);

· рациональным распределением функций между членами коллектива, при котором ни один не может добиться успеха за счет другого.

На восприятие влияют избирательность и глобальность. Восприятие окружающих во многом осложняется предсказуемостью их поведения, которое зависит от слишком многих, порой самых неожиданных обстоятельств, в том числе сознательных действий, направленных на защиту своего статуса, достоинства, внутренней жизни, сокрытия или искажения информации о себе, неспособности себя правильно преподнести и т.п. В результате человек или группа людей воспринимаются не такими, каковы они на самом деле, а такими, какими хотят себя показать или их хотят увидеть. В то же время именно адекватное восприятие людьми друг друга является важнейшим условием формирования сплоченного, работоспособного коллектива.

Рассмотрим полномочия которыми наделены сотрудники организации:

Ген. Директор и его заместители - Распорядительные, координационные, согласительные полномочия, рекомендательные.

Начальники отделов и их заместители - Рекомендательные; координационые; Контрольно-отчетные полномочия.

Разнорабочие - Исполнительные.

Рассмотрим распределение полномочий в процентном соотношении.

65% - Исполнительные;

20% - Согласительные; контрольно- отчетные;

15% - Распорядительные; координационные.

Проанализировав данные диаграммы составим диаграмму профильного статуса сотрудника.

1. - 15% сотрудников занимают высшие должности, имеют высшее образование и заработную плату от 8 до12 тыс.

2. - 25% сотрудников занимают средние должности, имеют неполное высшее образование и заработную плату от 6 до 8 тыс.

3. - 60% сотрудников занимают низкие должности, имеют средне-техническое образование и заработную плату от 3 до 6 тыс.

Степень социального контроля

Социальный контроль - это одно из свойств неформальных групп. Мое предприятие - формального типа и мы стремимся, что бы в нашей организации не возникало таких неформальных группировок, которые могли бы помешать эффективности работы, хотя полное их отсутствие может привести к ухудшению отношений в коллективе и ухудшению социально психологического климата организации.

На предприятии существует возможность для сотрудников расти как профессионально так и в плане карьерного роста

Как я уже говорила выше, мое предприятие уже достаточно зрелое и устойчивое, сформировавшейся коллектив дружелюбно принимает новых сотрудников. Социально психологический климат в организации положителен и хорошо влияет на эффективность работы в целом.

Понятие «команда» означает самый сплоченный и развитый коллектив.

Я считаю, что на моем предприятии очень сплоченный и дружный коллектив, не смотря на то что разные отделы находятся достаточно далеко друг от друга, сотрудники все равно дружат между собой. Руководство всячески способствует тому, чтобы не происходило нарушении уже сложившегося положительного социально-психологического климата в коллективе.

Заключение

После выполнения данной работы и проведения анализа некоторых сторон деятельности мясоптицекомбината «Пензенский», можно дать некоторые рекомендации.

На данном предприятии введена система менеджмента качества, которая была необходима и, на данный момент, вырабатывается самими предприятиями для наилучшей реализации и развития их потенциала. Если руководство будет следить за выполнением всех ее требований, предприятие будет продолжать нормально функционировать (система менеджмента качества; ответственность руководства; менеджмент ресурсов; процессы жизненного цикла продукции; измерение, анализ, улучшение.).

Также для более эффективной работы некоторых подразделений предприятия можно ввести дополнительное экономическое стимулирование сотрудников, например, для коммерческого отдела- если увеличивается объем совершаемых сделок, увеличивается и размер оплаты труда.

Из-за связи с крупным холдингом «Черкизовский», для «Пензенского» остается мало «пространства» для самостоятельной деятельности, возникает необходимость согласования всех своих действий с другими предприятиями, но это будет отрицательно действовать на результативность работы предприятия, т.к. для этого требуется время, а региональные конкуренты ждать не будут.

ОАО МПК «Пензенский» имеет потенциал для дальнейшего расширения, т.е. для образования дополнительных рабочих мест, поэтому правительству Пензенской области необходимо всячески поддерживать деятельность данного предприятия.

Список литературы

1. Менеджмент: Учебник для вузов / Под общ. ред. В.Д. Дорофеева. - 2006. - 400 с.

2. Основы современного менеджмента. Бочкарев В.К., Дорофеев Д.В. -Пенза., 1999.

3. Смирнов Э.А. Теория организации. М., 2002

4. Веснин В.Р, Основы менеджмента. - М., 1996

5. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 1992.

6. Санталайнен Т. Управление по результатам. - М.: Прогресс, 1993.

7. Питерс Т., Уотерман Р.В поисках эффективного управления. М.: Прогресс, 1986.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную курсовую работу Вы можете использовать для написания своего курсового проекта.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем курсовую работу самостоятельно:
! Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ.
! Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу.
! Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться.
! План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы.
! Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части?
! Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать.
! Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа.
! Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема.
! Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом.
! Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия.
Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта.
Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты.
Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести.
Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя.
Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика.

Сейчас смотрят :

Курсовая работа Оценка финансовой устойчивости предприятия
Курсовая работа Аттестация муниципальных служащих
Курсовая работа Договорные взаимоотношения и партнерские связи в предпринимательской деятельности
Курсовая работа Создание педагогических условий в семье для развития творческих способностей детей в музыкальной деятельности
Курсовая работа Валютные операции коммерческого банка
Курсовая работа Технология изготовления сварной конструкции "Рама"
Курсовая работа Типы семей и стили семейного воспитания
Курсовая работа Брачный договор как способ регулирования имущественных отношений супругов
Курсовая работа Роль налогов в формировании доходов бюджета РФ
Курсовая работа Рынок ценных бумаг
Курсовая работа Охрана труда
Курсовая работа Развитие ипотечного кредитования в России
Курсовая работа Происхождение, сущность, функции денег
Курсовая работа Характеристика качеств личности руководителя
Курсовая работа Номенклатура дел виды, роль и значение