2
Федеральное агентство по образованию.
Государственное Образовательное Учреждение
Высшего Профессионального Образования
«Челябинский государственный университет»
Факультет управления
Кафедра менеджмента
Курсовая работа
по курсу «Теория организации»
Процессы организации
Челябинск 2007
Введение
Любая организация представляет собой сложную систему, внутри которой постоянно протекают различные процессы. Если бы не существовало никаких процессов, то нельзя было бы говорить и о существовании организации, так как только через происходящие изменения мы можем изучать любую систему. Изучение процессов организации является неотъемлемой частью теории организации.
Процессы организации как системы наиболее полно раскрыты в теории систем, кибернетике, биологии, экологии. В трудах таких ученых как А. Богданов, П. Г. Олдак, У. Росс Эшби, М. Хеннон, Д. Фриман, Н. Винер и других. При рассмотрении теоретической части в работе использовалась учебная литература по курсу теории организации таких авторов как Акимова Т.А., Мильнер Б. З., Смирнов Э.А., Шеметов П.В.
Так как процессы организации охватывают практически все сферы науки, для их полного раскрытия требуется проведение разностороннего исследования, требующего привлечения самых разных научных дисциплин. В рамках данной работы мы остановимся на слияниях и поглощениях компаний, как ярком примере процессов, протекающих внутри коммерческих организаций.
Слияния и поглощения компаний -- один из самых распространенных путей развития, к которому прибегают в настоящее время большинство даже самых успешных компаний. Этот процесс в современных условиях становится явлением обычным, практически повседневным [2].
Данное направление достаточно хорошо проработано в литературе, особенно в периодических изданиях таких как «Менеджмент в России и за рубежом», «Рынок ценных бумаг» и других. Такой большой объем информации связан с актуальностью изучения слияний и поглощений в настоящее время.
Целью данной работы является рассмотрение слияний и поглощений компаний с точки зрения процессов организации.
Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи работы:
1. выявить сущность процессов слияний и поглощений, дать определение;
2. классифицировать слияния и поглощения по основным признакам;
3. выявить мотивы, т.е. причины, побуждающие участников рынка к осуществлению интеграции;
4. определить преимущества и недостатки перед стратегией органического роста, взаимосвязь между данными процессами;
5. выделить методы оценки эффективности слияний и поглощений;
6. рассмотреть процесс слияний и поглощений на примере объединения «Русала», СУАЛа и Glencore в компанию «Российский алюминий», классифицировать сделку, определить ее мотивы, рассчитать эффективность.
Объектом данной работы являются сделки по слиянию и поглощению компаний, в частности сделка по объединению алюминиевых активов «Русала», СУАЛа и Glencore в компанию «Российский алюминий».
Предметом работы является определения понятия слияний и поглощений, их классификация, мотивы проведения, преимущества и недостатки перед стратегией органического роста, взаимосвязь между данными процессами, методы оценки эффективности; классификация, оценка и мотивы объединения алюминиевых активов «Русала», СУАЛа и Glencore в компанию «Российский алюминий».
1.1 Процессы структурного преобразования организаций
1.2 Дифференциация и интеграция
1.3 Отбор как важный элемент процессов организации
Системы сохраняют и изменяют свою устойчивость благодаря механизму отбора.
Впервые он был выявлен в биологии, но его действие в дальнейшем стали наблюдать в различных областях знаний: в астрономии, физике, химии, психологии, социологии, языкознании и т. д., хотя и в разных формах. Изучение действия отбора в разных областях показало, что он имеет универсальный всеобщий характер - как механизм регулирования устойчивости систем и применим ко всем классам явлений.
Универсализация принципа отбора вовсе не означает биологизацию всех типов организационных систем. В теории организации принцип отбора освобожден от его биологической специфики, формализован и понимается очень абстрактно. Термин «отбор» используется, в сущности, лишь по традиции, за неимением лучшего.
Вслед за естественными науками механизм отбора был использован в кибернетике. Как указывал У. Росс Эшби, в результате всякой однозначной операции происходит отбор форм, обладающих особой способностью противостоять ее изменяющему действию.
Существует тесная и существенная связь между мыслительной деятельностью и отбором, аналогия между процессом решения задачи и процессом эволюции. В частности, можно обнаружить тесное формальное сходство между процессом естественного отбора (в дарвинском смысле) и процессом отыскания управленческого решения задачи, в котором получение ответа состоит, по существу, в отборе.
Основная идея отбора заключается в дифференциальном уничтожении и закреплении компонентов и связей между ними, конечно, если между ними есть хотя бы самые малые различия, другими словами, есть что отбирать. То есть системы сохраняют свое равновесие благодаря отбору и закреплению в своей структуре полезных (активных) компонентов и связей, развивающих качественную определенность системы, или уничтожению (разрушению) компонентов и связей, препятствующих развитию.
Отбор как механизм регулирования устойчивости действует в разных классах и типах систем с разной направленностью. При прочих равных условиях, в гомогенных системах отбор будет происходить менее интенсивно, чем в гетерогенных, вследствие отсутствия разнообразия. В системах с большой взаимозависимостью элементов отбор так же неизбежно ограничен, как ограничен везде, где имеются жесткие связи между элементами.
Естественный отбор подразумевает изменения по линии наименьшего сопротивления. Система развивается путем замены элементов, обладающих наименьшим сопротивлением внешним воздействиям.
Основной и элементарной формой отбора является простое сохранение или уничтожение компонентов. Сохранение устойчивых компонентов и отбор новых изменений и новых комбинаций (положительный отбор) увеличивают число остаточных форм и разнообразие систем. Уничтожение (отрицательный отбор) упрощает разнообразие, устраняя из него все непрочное, противоречивое и внося в него упорядоченность.
Механизм отбора содержит три элемента:
· объект - то, что подвергается отбору: сами компоненты системы, связи и отношения между компонентами;
· фактор - то, что действует на систему;
· основа или базис отбора - часть (элемент, компонент) системы от которой зависит ее сохранение или уничтожение, т. е. та «критическая масса» системы, при которой сохраняется ее качественная определенность.
Отбор осуществляется в двух глубоко различных формах:
1) эмержентной (творческой, созидательной), когда благодаря новой, ранее не существующей комбинации тех или иных элементов возникают новые связи, новые формы, новые системы, новые свойства и качества системы;
2) матричной, когда отбор направлен не на создание чего-то нового, а лишь на копирование существующих систем: копии как бы штампуются по матрице (шаблону).
Принципиальное отличие эмержентной формы отбора от матричной заключается в том, что при эмержентной форме в качестве фактора отбора служит непосредственно внешняя среда, в то время как при матричном отборе - матрица, модель существующей системы.
1.4 Процессы самоорганизации
Рассмотренные выше организационные процессы, ведущие к преобразованию систем, могут осуществляться в двух формах: 1) целенаправленной сознательной деятельности человека - организации и 2) самоорганизации.
Выделяются три типа процессов самоорганизации:
· процессы, благодаря которым происходит самозарождение организационной формы, т. е. возникновение качественно нового целостного формирования из некоторой совокупности объектов определенного уровня;
· процессы, поддерживающие определенный уровень организационной формы при изменении внешних и внутренних условий ее функционирования;
· процессы совершенствования и саморазвития организационной формы, которые способны накапливать и использовать прошлый опыт.
Интенсивно проблема самоорганизации стала разрабатываться в кибернетике, в частности, в работах Н. Винера, Дж. фон Неймана, У. Эшби и др., где неразрывно связывалась со свойством управления и акцент делался на проблеме организации. Нетрудно убедиться, что самоорганизация здесь явно или неявно предполагает наличие либо внешнего агента (человека-организатора), либо цели, которая задается самоорганизующейся системе опять-таки человеком.
Однако только в синергетике разработка проблемы самоорганизации вносит новый вклад в развитие теории организации, рассматривая вопрос об организации вне связи с управлением и акцентируя внимание больше на проблеме связи понятий организации и самоорганизации, порядка и беспорядка, энтропии и информации.
Эта точка зрения, на наш взгляд, более продуктивна, так как раскрывая содержание понятия «самоорганизация», мы тем самым автоматически обогащаем понятие «организация». Организацию можно понять и определить через самоорганизацию, но не в коей мере не наоборот. Вполне возможно, что многочисленные попытки построения общей теории организации до сих пор остаются тщетными, в том числе из-за недостаточного внимания, проявляемого к изучению феномена самоорганизации. Синергетика ставит перед собой задачу не только изучения данного феномена и задачу максимизации (минимизации) синергетических эффектов, но и управления процессами самоорганизации. Существующий термин «управляемое развитие» должен быть заменен термином «направляемое развитие».
Существует точка зрения, согласно которой в формировании организационных форм роль внешней среды доминирует, т. е. само возникновение материальных структур почти полностью определяется внешними факторами, поэтому рассматривать самоорганизацию лишь как чисто внутреннее свойство системы было бы в принципе неверно: самоорганизация невозможна без внешней среды.
Самоорганизация не является каким-то локальным процессом, протекающим независимо от внешней среды. Наряду с фактом очевидной связи со всей внешней пространственно-временной средой самоорганизация материальных систем зависит от предыдущей истории. Но хотя самоорганизация и зависит от типа внешней среды, от истории развития и возможных форм ее реализации, хотя внешние условия играют важную роль в выборе поведения материальных систем, невозможно объяснить последнее исходя только из внешних факторов как определяющих детерминантов.
Раскрытие принципов самоорганизации существенно зависит от понимания и адекватного определения понятия самоорганизации. Как следует из литературных источников, самоорганизация - это понятие для обозначения процесса структурообразования в результате действия внутренних детерминантов при специфических внешних условиях. Причем причиной возникновения структур являются внутренние детерминанты, внутренние свойства системы, внешние же условия (факторы) - всего лишь повод.
Таким образом, многие авторы при определении понятия самоорганизации совершенно верно указывают в качестве определяющих внутренние причины, однако при этом игнорируют (или опускают как нечто несущественное) факт открытости системы для внешних инициирующих воздействий. Вместе с тем некоторые философы отдают предпочтение внешним детерминантам, т. е. считают, что роль внешней среды доминирует. В предложенном определении понятия самоорганизации, как нетрудно увидеть, наблюдается сближение двух точек зрения, но именно такой подход к пониманию самоорганизации является наиболее перспективным.
Самоорганизация в синергетическом понимании - это процесс спонтанного образования высокоупорядоченных по времени и (или) в пространстве устойчивых структур в гетерогенных открытых неравновесных динамических системах любой природы вследствие внутрисистемных закономерностей при индуцировании внешними воздействиями.
Понятие самоорганизации тесно связано с более фундаментальными понятиями порядка и беспорядка.
Проблема порядок-беспорядок привлекает внимание исследователей самых различных областей современной науки. Эти понятия впервые возникшие в физике, используются для изучения широкого круга явлений не только в естественных, технических, но и в общественных науках, что говорит о необходимости последовательно развивать и уточнять представление о порядке и беспорядке в структуре материи.
Понятия «порядок» и «беспорядок» наряду с понятием самоорганизации являются ключевыми в синергетике, исследующей не только процессы образования устойчивых макроскопических структур в сложных неравновесных открытых динамических системах любой природы как во времени, так и в пространстве, но и обратное явление - переход от упорядоченного состояния к хаосу. Самоорганизация и хаос или, в более общем смысле, порядок и беспорядок - это основные структурные характеристики материи [19].
2.1 Сущность процесса слияний и поглощений компаний
Слияния и поглощения компаний -- один из самых распространенных путей развития, к которому прибегают в настоящее время большинство даже самых успешных компаний. Этот процесс в современных условиях становится явлением обычным, практически повседневным [2].
В экономической литературе существуют различные подходы к определению и классификации сделок слияния и поглощения. В узком понимании под слиянием понимается передача всех прав и обязанностей двух или более компаний новому юридическому лицу в процессе реорганизации. Соответственно, поглощением считается прекращение деятельности одного или нескольких обществ передачей всех их прав и обязанностей другому юридическому лицу. В широком понимании слияние и поглощение связано с переходом контроля над деятельностью компаний, который может носить как формальный, так и неформальный характер [12].
Слияния и поглощения традиционно понимаются как передача корпоративного контроля во всех формах, включая покупку и обмен акциями. В слияния и поглощения включают сами слияния (соединения двух или более компаний в одну), поглощения, приобретение компаний, а в широкой трактовке - выкуп акций заёмными средствами, враждебные поглощения, рекапитализацию, изменение структуры собственности, выделение и продажу бизнес-единицы.
Большинство сделок слияний и поглощений не случайно приходятся на периоды промышленных кризисов и резких подъемов, усиления инфляции и пиков технологических революций, то есть на периоды явных структурных изменений. Именно сейчас мировая экономика (включая отечественную) переживает такой период, когда слияния и поглощения наряду с другими интеграционными методами становятся важнейшими из инструментов конкурентной стратегии.
У компаний зачастую не бывает лучшей альтернативы, чем искать долгосрочного союзника или партнера. Сильные игроки на рынке могут себе позволить отказаться от получения прямой выгоды при слиянии и рассчитать отсроченный эффект от реструктуризации даже в прогнозируемый кризисный период; в любом случае проведённая сделка приведет к росту их бизнеса [15].
2.2 Классификация слияний и поглощений
Подход к идентификации процессов слияния и поглощения базируется на появлении новой компании в результате интеграции либо осуществлении процессов в рамках существующих форм. В этом случае можно рассмотреть два основных вида интеграционных процессов с некоторой степенью их детализации до подвидов. Под приобретением мы будем понимать процесс приобретения прав корпоративного контроля в одностороннем порядке и в рамках существующих организационных форм. Если же речь идет об интеграции на базе вновь создаваемых компаний, мы говорим о слиянии.
Подвиды процесса приобретения:
1. В качестве присоединения рассматривается процесс, в результате которого присоединяемая компания становится частью компании-покупателя.
2. При полном приобретении происходит принятие прав единственного участника уставного капитала, полного контроля над участником с сохранением его юридической самостоятельности. Число юрлиц в момент и после процесса не меняется.
3. Частичное приобретение характеризуется принятием прав на участие в уставном капитале, частичного контроля через участие в составе совета директоров. Число участников в результате процесса не меняется. Отличительной особенностью частичного приобретения является непостоянство степени корпоративного контроля. Здесь имеется в виду не только смена владельцев в результате сделки купли-продажи акций, но и снижение степени контроля в результате увеличения размера уставного капитала компании, например путем проведения дополнительной эмиссии акций в форме открытой подписки среди неограниченного круга лиц или в форме закрытой подписки среди части существующих акционеров.
При рассмотрении процессов слияния мы имеем дело с появлением нового участника (нового юридического лица); если при слиянии форм мы имеем дело с процессом, установленным в законодательстве, то при слиянии активов имеет место несколько иная картина.
Процесс слияния активов характерен осуществлением процесса на базе вновь организуемой компании (основной в терминах российского законодательства) с передачей собственникам компаний-участниц в качестве вклада в уставный капитал прав контроля над своими компаниями и сохранением деятельности и организационно-правовой формы последних. Еще раз отметим, что это один из вариантов процесса создания компании, но вкладом в данном случае могут быть исключительно права контроля над компанией [5].
В зависимости от целей и способов (перекупка, выкуп контрольного пакета акций) приобретения бывают: дружественные, на основе официального предложения, поддерживаемого руководством поглощаемой компании, например, стратегические поглощения, или слияния, основанные на анализе выгод от объединения; враждебные, когда компания-поглотитель делает тендерное предложение о скупке обычно 95-100% акций за наличные деньги акционерам приобретаемой компании, с которым ее руководство и совет директоров не согласны, но акционеры могут поддерживать такую меру. Основными разновидностями враждебного приобретения являются: постепенная скупка акций, направленная на смену совета директоров; обмен акций, когда акционерам приобретаемой компании предлагается обменять их акции на акции компании-поглотителя [17].
В зависимости от национальной принадлежности объединяемых компаний можно выделить два вида слияний и поглощений: национальные -- объединение компаний, находящихся в рамках одного государства, и транснациональные (трансграничные) слияния и поглощения -- слияния и поглощения компаний, находящихся в разных странах, приобретение компаний в других странах [2].
В зависимости от характера интеграционных процессов на уровне компаний выделяются следующие виды сделок по слияниям и поглощениям компаний:
· горизонтальные слияния и поглощения -- объединение компаний одной отрасли, производящих одно и то же изделие или осуществляющих одни и те же стадии производства;
· вертикальные слияния и поглощения -- объединение компаний разных отраслей, связанных технологическим процессом производства готового продукта, т.е. расширение компанией-покупателем своей деятельности либо на предыдущие производственные стадии, вплоть до источников сырья, либо на последующие -- до конечного потребителя;
· конгломератные слияния и поглощения -- объединение компаний различных отраслей без наличия производственной общности, т.е. слияние такого типа -- это слияние фирмы одной отрасли с фирмой другой отрасли, не являющейся ни поставщиком, ни клиентом, ни конкурентом. В рамках конгломерата объединяемые компании не имеют ни технологического, ни целевого единства с основной сферой деятельности фирмы-интегратора. Профилирующее производство в такого вида объединениях принимает расплывчатые очертания или исчезает вовсе [2].
2.3 Мотивы осуществления слияний и поглощений
Одним из основополагающих направлений анализа процессов слияния и поглощения является лежащая в их основе мотивация, т.е. причины, побуждающие участников рынка к осуществлению интеграции.
Учёные выделяют 9 групп мотивов:
1. Стратегические: быстрое достижение стратегических целей.
2. Технологические; получение и широкое внедрение «ноу-хау», новых технологий, необходимых патентов и лицензий; повышение потенциала и увеличение отдачи от НИОКР за счет объединения и расширения сферы НИОКР.
3. Производственные: балансировка производственных мощностей в рамках технологической цепи; загрузка избыточных производственных мощностей; объединение взаимодополняющих ресурсов; снижение зависимости от ключевых поставщиков и клиентов.
4. Отраслевые: преодоление входного барьера и быстрое проникновение в новые для компании отрасли; диверсификация отраслевых рисков; получение дополнительных преимуществ в новой отрасли на начальном этапе ее жизненного цикла.
5. Товарные (рыночные): быстрый выход на новый рынок с основным товаром; быстрый выход нового товара на традиционный для компании рынок; увеличение рыночной доли на медленно растущем рынке, рост, опережающий отраслевой.
6. Продуктовые: расширение / диверсификация продуктовой линии; реализация стратегии «всё в одном месте»; производство взаимодополняющих товаров и услуг.
7. Экономические: экономия на масштабах производства (сокращение операционных расходов, снижение производственных, транспортных, логистических затрат); повышение точности планирования производства о оптимизации производственной программы; снижение трансакционных издержек (контракция, поиск и отбор поставщика).
8. Инвестиционные и финансовые: стабилизация денежных потоков за счет формирования портфеля активов с разными жизненными циклами и циклами колебания спроса на продукцию4 повышение привлекательности компании для привлечения дополнительного инвестиционного капитала; налоговая оптимизация; спекулятивные надежды.
9. Политические: увеличение политического влияния компании в регионе/стране для отстаивания своих интересов; снижение национальных рисков за счет международной диверсификации; преодоление законодательных барьеров и ограничений; препятствование укреплению позиций конкурентов за счёт приобретения «свободных» активов [7].
2.4 Сравнение стратегий развития компаний: слияний и поглощений и стратегии органического роста
Стремление к расширению масштабов деятельности является неотъемлемой чертой любого бизнеса. Однако, чтобы такое расширение происходило тем или иным путем, необходимо, чтобы этот путь был более эффективным по сравнению с возможными альтернативами.
На протяжении своего существования компании используют различные стратегии развития: от органического роста до сделок по слияниям и поглощениям. В текущем десятилетии интернациональное производство росло преимущественно на основе транснациональных слияний и поглощений, а не путем инвестиций в создание новых филиалов, предприятий, в осуществление новых проектов («инвестиции на зеленой лужайке»). Рассмотрим, почему же компании отдают предпочтение именно этому пути развития, и сравним его со стратегией органического роста
Органический рост является наиболее распространенным способом корпоративного развития, все компании используют эту стратегию на том или ином этапе развития. Сущность его состоит в том, что накопленная прибыль прошлых лет, а также заемные средства инвестируются в существующий бизнес. Таким способом достигается наращивание производственных мощностей, увеличение числа работающих и соответственно объема реализации продукции и услуг.
Для стратегии органического роста компаний можно отметить следующие положительные стороны:
· меньшая степень риска при расширении бизнеса;
· органический рост имеет своей основой знания, опыт и ресурсы, уже накопленные внутри компании;
· если рассматривать органический рост как расширение действующего бизнеса, то он представляет собой более дешевый способ развития по сравнению со стратегией слияния и поглощения компаний.
В то же время можно отметить и ряд отрицательных моментов органического роста как стратегии развития компании:
· требует намного больше затрат времени для достижения результатов, которые при использовании иных стратегий роста могут быть достигнуты значительно быстрее;
· представляет ограниченные возможности при диверсификации бизнеса и новые перспективные сферы деятельности ввиду отсутствия необходимых знаний и опыта внутри компании;
· при диверсификации деятельности в новые, не связанные с основной, сферы требуется очень длительный период времени (от восьми до десяти лет), чтобы была достигнута точка безубыточности и инвестиции стали приносить прибыль;
· получение таких стратегически важных активов, как результаты НИОКР, ноу-хау, патенты путем органического роста может потребовать значительных затрат финансовых ресурсов и длительного времени.
Аналогично рассмотрим положительные и отрицательные стороны слияний и поглощений как стратегии развития компании.
Преимущества и недостатки слияний и поглощений как стратегии развития компании
Преимущества |
Недостатки |
|
§ Возможность скорейшего достижения цели § Быстрое приобретение стратегически важных активов § Стратегия способна одновременно ослабить конкуренцию § Достижение синергетического эффекта за счет снижения издержек вследствие экономии на масштабе и устранении дублирующих функций § Выход на новые географические рынки § Быстрая покупка доли рынка § Возможность приобрести недооцененные активы |
§ Стратегия связана со значительными финансовыми затратами § Высокий риск в случае неверной оценки компании и ситуации § Сложность интеграции компаний, особенно, если они действуют в разных, незнакомых друг для друга сферах § Возможность возникновения проблем с персоналом купленной компании после реализации сделки § Возможность несовместимости культур двух компаний, особенно при трансграничных поглощениях |
|
Несомненно, преимущество стратегии слияний и поглощений компаний по сравнению с органическим ростом (посредством накопления капитала) состоит в быстроте ее осуществления. Слияния и поглощения являются средством скорейшего достижения целей роста при экспансии как внутри страны, так и за ее пределами, эта стратегия позволяет компаниям быстро приобрести портфель «экономико-географических активов», который превратился в один из ключевых источников конкурентной мощи в условиях глобализации экономики. С точки зрения критерия времени, приобретение уже существующей компании с отлаженной маркетинго-распределительной системой предпочтительнее альтернативы, связанной с развертыванием новой подобной системы. Для новичков на данном рынке или для тех, кто еще не работал в области данных технологий, именно слияния и поглощения позволяют быстро догнать конкурентов.
Несмотря на то, что отмечаются большие затраты при проведении слияний и поглощений, эта стратегия как способ корпоративного роста может быть более выгодной с финансовой точки зрения, чем органический рост, когда речь идет о нематериальных активах, как то: ноу-хау, патенты, торговые марки, лицензии, имидж продуктов, результаты НИОКР.
Следует отметить, что порой трудности, связанные со слияниями и поглощениями, вынуждают многие компании обращаться к более гибкой форме делового сотрудничества, а именно к заключению стратегических альянсов. Если брать в среднем, то каждая крупная компания, которая еще десять лет назад вела свои дела в полном одиночестве, в настоящее время имеет договоры о стратегическом сотрудничестве примерно с 30-ю партнерами [2].
2.5 Методы оценки эффективности слияний и поглощений компаний
Сделку по слиянию и поглощению можно считать эффективной, если в результате ее проведения увеличивается благосостояние акционеров. Это классический подход к вопросу оценки эффективности.
Можно выделить четыре основных метода сбора и анализа информации для оценки слияний и поглощений.
1. Метод изучения событий. Сравниваются котировки акций до и после объявления о сделке. Под нормальной доходностью понимается изменение стоимости акций на данный момент времени по сравнению с отчетным. Под аномальной доходностью понимается изменение стоимости акций анализируемой компании за вычетом изменения, например соответствующего индекса (чтобы исключить изменения, вызванные общими для всего фондового рынка или компаний конкретной отрасли факторами).
2. Метод анализа бухгалтерской отчетности. Предполагает анализ производственных и финансовых показателей компании. Исходя из динамики изменения данных показателей до и после сделки, делается заключение об эффективности или неэффективности слияния и поглощения. Преимуществом подхода является доступность и относительная простота фактических данных, ограниченная лишь достоверностью бухгалтерской отчетности компании. С другой стороны, у метода есть ряд недостатков: 1) бухгалтерская отчетность базируется на данных прошлых периодов, часто игнорируется текущая ситуация на рынке; 2) изменения в показателях деятельности компании до и после сделки, рассчитанных на основе бухгалтерской отчетности, могут быть следствием не только слияния, но и других событий; полное игнорирование будущих событий, которые могут оказывать существенное влияние на финансовое состояние анализируемого предприятия, однако никак не отражены в бухгалтерской отчетности.
3. Опрос менеджеров. Способ широко используется консалтинговыми агентствами для анализа рынка слияний и поглощений. Представляет собой опрос руководства компаний, которые за последнее время участвовали в подобных сделках. Опрос производится заполнением стандартных анкет, а обобщенные результаты являются выводами исследования. Чаще других задаются два вопроса: 1) каковы были мотивы для проведения подобной сделки; 2) считаете ли Вы сделку успешной, либо ее проведение ничего не изменило, или привело к ухудшению финансового состояния компании.
4. Клинические исследования. Проводится тщательный анализ одной или нескольких сделок. Он включает в себя все выше перечисленные методы сбора информации, а также интервью с менеджерами компаний-участниц и учёными.
Выгода от слияния и поглощения для акционеров или владельцев выражается через чистую стоимость поглощения, которая рассчитывается как:
,
где NAV - чистая выгода компании;
PVАБ - совокупная стоимость объединенной компании;
PVА - рыночная стоимость компании А (как правило, равная рыночной капитализации компании);
PVБ - рыночная стоимость компании Б;
Р - размер уплаченной премии;
Е - затраты на проведение сделки
Данное выражение может быть преобразовано в
,
где выражение в квадратных скобках оценивает синергетический эффект. Таким образом, сделка является экономически обоснованной, когда синергетический эффект превышает затраты на осуществление сделки (Р+Е) [3].
3.1 Общие сведения о сделке
ОАО «Русал», ОАО «Сибирско-Уральская алюминиевая компания» (СУАЛ) и швейцарская горно-добывающая компания Glencore International AG подписали соглашение об объединении. В состав совета директоров новой объединенной компании под названием «Российский алюминий» войдут 6 представителей «Русала», 2 - СУАЛа, 1 - Glencore и 2 независимых директора.
СУАЛу и «Русалу» принадлежат почти все добывающие и производственные мощности алюминиевой промышленности России. При этом компания Вексельберга сильна своими сырьевыми активами, а активы Дерипаски - производственными мощностями. В результате объединения бизнесмены получали полный контроль над российским алюминиевым рынком.
По мнению участников рынка, все это время Дерипаска и Вексельберг не могли договориться об условиях слияния. «В течение последних нескольких лет мы действительно не раз обсуждали с руководством СУАЛа возможное объединение, но достичь соглашения смогли именно при сегодняшнем формате сделки», - комментирует директор по связям со СМИ «Русала» Вера Курочкина.
Решение проблемы нашлось неожиданно. По версии представителей «Русского алюминия», выходом из тупика стало появление в сделке третьей стороны - крупнейшего в мире трейдера алюминия и глинозема компании Glencore. Швейцарская Glencore с активами $32 млрд не новичок в России. Компания торговала российским алюминием, являлась совладельцем «Мечела», кредитовала Михаила Гуцериева, когда тот создавал «Русснефть». В 2004 году «Русал» попытался купить глиноземные активы Glencore в Ирландии, затем компания Дерипаски проиграла швейцарцам в конкурсе за контроль над глиноземным заводом Alpart. После этой неудачи полтора года назад руководство «Русского алюминия» начало переговоры о возможном присоединении глиноземных активов Glencore. В июле «Русал» достиг принципиальной договоренности с швейцарцами и «предъявил» ее СУАЛу как аргумент в пользу объединения.
В конце августа три компании подписали предварительное соглашение об объединении. Предполагалось, что «Русал» будет владеть 64,5% объединенного предприятия, СУАЛ - 21,5%, Glencore - 14%. Сделку обещали объявить со дня на день, но ничего не происходило. По некоторым данным, Glencore и «Русал» были недовольны завышенной оценкой активов СУАЛа (около $5 млрд) и требовали снижения его доли в объединенной компании.
РУСАЛ входит в тройку мировых лидеров по производству первичного алюминия. Компания была создана в марте 2000 года в результате слияния ряда крупнейших алюминиевых и прокатных заводов СНГ. Предприятия, входящие в состав РУСАЛа, контролируются холдинговой компанией RUSAL Ltd, зарегистрированной на о.Джерси. Бенефициарным собственником RUSAL Ltd является Олег Дерипаска. На долю РУСАЛа приходится 75% российского первичного алюминия и 10% мирового. РУСАЛ - вертикально-интегрированная компания, на предприятиях которой осуществляется полный цикл: от добычи и переработки сырья до производства первичного алюминия, сплавов и продукции высокого передела.
Группа СУАЛ была создана в 1996 году. Это вертикально интегрированная компания, входящая в десятку крупнейших мировых производителей алюминия и объединяющая предприятия по добыче бокситов, производству глинозема, кремния, алюминиевых полуфабрикатов и готовой продукции. Активы компании принадлежат зарегистрированной на Британских Виргинских островах SUAL International, контрольный пакет которой принадлежит В.Вексельбергу и Леонарду Блаватнику. Предприятия группы СУАЛ в год добывают более 5 млн. т бокситов, производят около 2,1 млн. т глинозема, более 920 тыс. т первичного алюминия, около 60 тыс. т кремния и свыше 135 тыс. т продукции из алюминия.
Glencore International AG - частная компания, подчиняющаяся законодательству Швейцарии. Glencore владеет 100% акций глиноземного завода Aughinish (Ирландия, мощностью 1,85 млн. т глинозема в год), 93% акций Windalco (Ямайка, 1,26 млн. т), 65 проц Alpart (Ямайка, 1,65 млн. т) и 44% акций Eurallumina (Италия, 1,08 млн. т), о покупке контроля в котором РУСАЛ недавно договорился с Rio Tinto Aluminium.
В компанию «Российский алюминий» передаются бокситовые, глиноземные и алюминиевые предприятия «Русала» и СУАЛа и глиноземные активы Glencore. Туда же войдут 50% акций «Русала» в Богучанском энергометаллургическом объединении и принадлежащее на паритетных началах «Русалу» и СУАЛу ЗАО «Коми Алюминий». СУАЛ оставит за собой Демидовский завод, Каменск-Уральский метзавод, «Русал» не включает в сделку производства алюминиевых конструкций и тары. Не войдет в объединенную компанию и принадлежащий «En+» черногорский Kombinat Alumina Podgorice.
По оценкам аналитиков, стоимость объединенной компании, составит примерно 25-30 млрд. долл. Инвестиции компании «Российский алюминий» в течение 5 лет составят 3-3,5 млрд. долл. Ежегодный объем производства составит около 4 млн. тонн алюминия и 11 млн. тонн глинозема. После интеграции на долю компании придется около 12,5 % мирового рынка первичного алюминия и 16 % - производства глинозема. Объединенная компания «Российский алюминий» планирует экспортировать 3,5 млн. тонн глинозема в год. Планируемая годовая выручка объединенной компании составит 10 млрд. долл. [16].
3.2 Мотивы слияния
Можно выделить несколько основных мотивов данного объединения:
1. Стратегические. В результате слияния компания «Российский алюминий» становится монополистом российского рынка производства алюминия и глинозема.
2. Производственные. Решение проблем «Русала» с нехваткой сырья за счет производственных мощностей СУАЛа. К началу 2006 года предприятия, входящие в группу «Русский алюминий», производили 60% необходимого компании сырья. Было очевидно, что за счет объединения с СУАЛом «Русал» сможет частично решить проблемы дефицита сырья.
3. Экономические. По мнению аналитика «Русских фондов» Дмитрия Парфенова, Glencore понизила свою долю в объединенной компании в обмен на гарантии продаж через свои трейдерские структуры огромных объемов производимого алюминия.
4. Инвестиционные и финансовые. Если слияние «Русала» с СУАЛом позволяло монополизировать отечественный алюминиевый рынок, то привлечение в партнеры международной организации предоставило российским участникам сделки массу дополнительных возможностей. В частности, стать активным игроком на рынках поглощений зарубежных металлургических активов и получить статус международной компании. Это будет способствовать повышению привлекательности компании для привлечения дополнительного инвестиционного капитала.
5. Политические. Объединенная компания, став монополистом российского рынка, безусловно, будет иметь огромное политическое влияние в стране. Это позволит преодолевать многие законодательные барьеры и ограничения гораздо быстрее.
3.3 Оценка слияния
Таким образом, сделка по объединению «Русала», СУАЛа и Glencore по форме проведения представляет собой объединение активов, так как в результате образуется новое юридическое лицо ОАО «Российский алюминий», с передачей собственникам компаний-участниц в качестве вклада в уставный капитал прав контроля над своими компаниями и сохранением деятельности и организационно-правовой формы последних.
Данную сделку можно отнести к разряду дружественных, осуществляемых на основе официального предложения, поддерживаемого руководством объединяемых компании: никто из участников не возражал против слияния.
По национальной принадлежности объединяемых компаний данную сделку можно отнести к транснациональным (трансграничным) слияниям и поглощениям - Glencore является зарубежной (швейцарской) горно-добывающей компанией.
По характеру интеграционных процессов на уровне компаний данная сделка относится к горизонтальным слияниям и поглощениям -- объединение компаний горно-металлургической отрасли, основное направление деятельности - производство алюминия и глинозема.
К сожалению, расчет эффективности проведения слияния требует точных данных о проведенной сделке. Полученные в ходе сбора материала данные являются оценочными и могут отличаться от реальных. Поэтому точность результатов будет не высока.
Стоимость объединенной компании оценивается в размере 25-30 млрд. долл. Стоимость активов «Русал», участвующих в сделке, оцениваются в 6 млрд. долл. Капитализация СУАЛа - 5-6 млрд. долл. Алюминиевые активы Glencore оцениваются в 6 - 8 млрд. долл. Премия приблизительно составляет 30 млн. долл. Расходы на проведение сделки оцениваются в 2 млрд. долл.
Воспользуемся формулой для расчета синергетического эффекта
млрд. долл.
млрд. долл.
При максимальных оценках стоимости компаний синергетический эффект от сделки составляет 10 млрд. долл. При минимальных оценках стоимости - 8 млрд. долл.
Для расчета эффективности воспользуемся формулой:
млрд. долл.
млрд. долл.
Выгода от сделки по слиянию активов составляет от 6 до 8 млрд. долл.
Таким образом, сделку по слиянию «Русала», СУАЛа и Glencore можно считать вполне успешной, оправдывающей издержки по объединению.
1. Акимова Т.А. Теория организации: учеб. пособие для вузов - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003 г. - 367 с.
2. Владимирова И.Г. Слияния и поглощения компаний: характеристика современной волны// Менеджмент в России и за рубежом. - 2002 г. - №1. - с. 26-41.
3. Генске М. А. Оценки эффективности и неэффективности слияний и поглощений// Менеджмент в России и за рубежом. - 2004 г. - №6. - с. 73-79.
4. Игнатишин Ю.В. Исследование российского рынка слияний и поглощений в 2004 г.// Рынок ценных бумаг. - 2005 г. - №6. - с. 42-45.
5. Игнатишин Ю. В. Слияния и поглощения: стратегия, тактика, финансы - СПб.: Питер, 2005 г. - 208 с.
6. Игнатишин Ю.В., Титов А. Российский рынок M&A в 1-2 кв. 2006 г.// Рынок ценных бумаг. - 2006 г. - №22. - с. 52-54.
7. Лапшин П. П., Хачатуров А. Е. Синергетический эффект при слияниях и поглощениях// Менеджмент в России и за рубежом. - 2005 г. - №2. - с. 21-30.
8. Маркова В. Д., Кузнецова С. А. Стратегический менеджмент: Курс лекций. -- М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2004. -- 288 с.
9. Менеджмент: теория и практика в России: Учебник/Под ред. А.Г. Портнева, М.Л. Разу, А.В. Тихомировой.-- М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2003.-- 528 с.
10. Мильнер Б.З. Теория организации: учеб. пособие для вузов - М.: Инфра-М, 2006 г. - 720 с.
11. Парахина В.Н., Федоренко Т.М. Теория организации: Учеб. пособие. - М.: КНОРУС, 2004 г. - 254 с.
12. Пирогов А.Н. Слияния и поглощения компаний: зарубежная и российская теория и практика// Менеджмент в России и за рубежом. - 2001 г. - №5. - с. 11-15.
13. Смирнов Э.А. Основы теории организации: учеб. пособие для вузов - М.: ЮНИТИ, 2000 г. - 375 с.
14. Томпсон А.А., Стрикленд III А.Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации: Учебник для вузов. - М.: ИНФРА-М, 2000. - XX, 412 с.
15. Уваров В. В. Слияния и поглощения в свете современных технологий конкуренции (сделки M&A в системе факторов повышения конкурентоспособности компании)// Менеджмент в России и за рубежом. - 2005 г. - №2. - с. 3-8.
16. Факты и комментарии// Рынок ценных бумаг. - 2006 г. - №21. - с. 4-5.
17. Хмыз О. Международные слияния и поглощения акционерных компаний// Экономист. - 2002 г. - №8. - с. 84-87.
18. Холл Р.Х. Организация: структура, процессы, результаты - СПб.: Питер, 2001 г. - 275 с.
19. Шеметов П.В., Петухова С.В. Теория организации: Курс лекций - М.: Инфра-М, 2004 г. - 175 с.
20. Шуверова И. Как не купить кота в мешке. Актуальные вопросы раскрытия информации перед сделкой M&A// Рынок ценных бумаг. - 2006 г. - №21. - с. 72.
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |