МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КАМСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра экономики и менеджмента
Специальность: менеджмент организации
Шифр: 061100
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: Основы менеджмента
На тему: Проблемы управления качеством продукции на российских предприятиях автомобильной промышленности
Выполнила: М. В. Галимова
студентка 121 группы ОДО
экономического факультета
Руководитель: И. А. Бочаров
Набережные Челны
2004
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ И ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ ПРОДУКЦИИ НА МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОМ ПРЕДПРИЯТИИ
1.1. Сущность качества продукции и его показатели
1.2. Система качества, стандартизация и сертификация продукции
1.3. Текущее управление, контроль за качеством
2. СОВЕРМЕННЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ЗАВОДЕ «КАМАЗ»
2.1. Общая характеристика ОАО «КАМАЗ»
2.2. Характеристика действующей системы качества на ОАО «КАМАЗ»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Проблема качества продукции на российских предприятиях автомобильной промышленности в последние пятнадцать лет стала более актуальным вопросом в России. Повышение качества конкурентоспособности продукции всегда находились в центре общественного внимания. Изменение акцента в оценке товара для удовлетворения потребностей общества с количественных показателей на качественные, который произошел практически во всех промышленно развитых странах, был вызван объективными причинами:
Первой объективной причиной такого изменения стало количественное удовлетворение потребностей по важнейшим видам продукции, необходимой обществу. В начале ХХ столетия потребитель покупал все, что производилось. Это привело, одновременно, к снижению его качества.
Во второй половине ХХ века по мере насыщения рынка, привело также к росту конкуренции. Это, в свою очередь, стало побудительным мотивом необходимости коренного повышения качества и изменения отношения к нему для наиболее полного удовлетворения потребностей покупателей.
Более важными для покупателей машин стали уровень удовлетворения потребности (степень соответствия моде, надежность, срок службы, удобство управления, внешний вид и отделка и т.д.) и его (покупателя) расходы в течение всего времени эксплуатации приобретенной машины.
Второй объективной причиной изменения отношения к качеству - является отчетливо проявившаяся уже в 70-80-х гг. прошлого века ограниченность мировых сырьевых ресурсов. В этих условиях повышение качества продукции стало одним из важнейших направлений рационального отношения к ресурсам. При этом необходимо учитывать, что повышение качества продукции играет двойную роль в ресурсосбережении. Во-первых, сама продукция может быть более долговечной и ремонтопригодной (т.е. удовлетворять определенную потребность в течение более длительного времени без замены). Во-вторых, эксплуатация такой продукции становится более экономичной. В силу этих причин человечество в последние десятилетия направляет усилия на максимально эффективное использование добытого (производственного) сырья, а также принимает усилия по повышению качества продукции, что также позволяет экономить сырье при производстве и эксплуатации продукции. Например, экономия топлива при эксплуатации автомобиля была в последние 15-20 лет одним из главных направлений повышения качества.
Третьей серьезной причиной явилось общепризнанное изменение роли качества продукции при оценке ее конкурентоспособности на внутреннем и международном рынке. Качество выступает в современной практике как самостоятельный фактор обеспечения конкурентоспособности. Сегодня расходы на эксплуатацию определенного изделия, зависящие от его качества, становятся зачастую более значимым фактором его конкурентоспособности чем затраты на приобретение. В этих условиях повешение качества и его значимости в достижении успеха на рынке является объективным процессом и становится главной целью в деятельности каждого предприятия.
Насыщенность нашей жизни техникой послужила причиной пересмотра отношения к качественным характеристикам продукции, отражающим ее воздействие на экологическую обстановку и безопасность общества в целом.
Проблема качества продукции во всем мире рассматривается как наиболее важная, поскольку она определяет престиж конкретных производителей и страны в целом на мировом рынке, а также научно-технический потенциал и степень развития экономики.
Квалифицированно проведенный анализ качества способствует развитии теории и практики построения новых и совершенствования действующих систем управления качеством, создают условия их более эффективного функционирования в дальнейшем.
Все вопросы курсовой работы рассматриваются применительно к управлению качеством в организации, а организация рассматривается как определенная целостность, представляющая собой, как правило, социально-экономическую хозяйственную систему.
Цель изучения курсовой дать общую характеристику состояния российских предприятий в автомобильной промышленности в таком из важных показателей как качество продукции, выявить проблемы в управлении качеством, дать оценку одному из крупнейших автомобильных заводов в России ОАО «КамАЗ».
Задача курсовой работы - представить деятельность по управлению качеством машиностроительных организаций, включающих все виды конкретных действий (мероприятий), непосредственно влияющих или способствующих повышению его эффективности и результативности, с целью получения выгоды для него и покупателей.
Объектом теоретико-практического исследования является российские машиностроительные организации. Конкретный пример для исследования выбран ОАО «КамАЗ» в городе Набережные Челны.
В курсовой работе рассматриваются такие приемы и методы в управлении качеством как стандартизация и сертификация системы качества, технический контроль, основы статистических методов, систематический учет и анализ брака.
При подготовке курсовой работы широко использовалась различные литературные труды Гончарова В.И., Скворцова Н.И., Ильенковой С.Д. , Мишина В.М. и т.д. и периодические издания - статьи Халимова М., Зиганшина Ф., Ерашовой О., Фомина И., Вагизова Д. и т д.
1. УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ И ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ ПРОДУКЦИИ НА МАШИНОСТРИТЕЛЬНОМ ПРЕДПРИЯТИИ
1.1. Сущность качества продукции и его показатели
Одним из основных путей повышения эффективности общественного производства является повышение качества продукции.
Под качеством понимается совокупность свойств продукции, относящихся к ее способности удовлетворять установленное и предполагаемые потребности общества [6; с. 241]. Таким образом, качество машин характеризуется теми свойствами, которые определяют ее эксплуатационную пригодность и, следовательно, проявляются в процессе эксплуатации. Многообразие свойств продукции определяют показатели качества, к которым относятся показатели назначения, надежности, эргономические, эстетические, технологичности, транспортабельности, стандартизации и унификации, экологические, патентно-правовые, безопасности, а также экономические показатели.
Экономический показатель является общественной оценкой [1; с.446-447], характеризующей степень удовлетворенности потребителей в конкретных условиях потребления той совокупностью свойств продукции, которой наделили ее изготовители. Экономические показатели качества проявляются двояко: через прибыль производителя от продажи качественно изготовленного продукта и через его затраты на обеспечение ожидаемого покупателем результата. Высокое качество изготовления прямо снижает издержки за счет увеличения доли продукции, которую можно продать, уменьшения случаев возврата продукции покупателями, вследствие проявившихся дефектов, а также за счет снижения потребительских затрат на гарантийный ремонт. По количеству характеризуемых свойств продукции показатели качества делятся на единичные комплексные, определяющие и интегральные. Единичные характеризуют одно свойство продукта [6; с. 242-243] (например, скорость, точность); комплексные - совокупность нескольких объединяемых свойств (например, надежность); определяющий - оценочный показатель, по которому принимается решение о качестве, интегральный показатель, который выражают через соответствующие экономические показатели. Он представляет собой отношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации или потребления продукции к суммарным затратам на ее создание и эксплуатацию или потребление .
Показатели качества продукции весьма разнообразны [6; с. 243-244].
Показатели надежности - безотказность, долговечность, ремонтопригодность ид др. Эргономические показатели - учитывают гигиенические, физиологические и психологические свойства человека. Эстетические показатели - стилевого соответствия, соответствия моде, объем, отделка и др. Показатели технологичности - трудоемкость. Показатели транспортабельности - средняя продолжительность и трудоемкость подготовки продукции к транспортировке и др. Показатели безопасности - вероятность безотказной работы, время срабатывания защитных устройств и др. Экологические показатели - содержание вредных примесей, выбрасываемых в окружающую среду, вероятность загрязнения окружающей среды вредными отходами (газ, излучение при хранении, транспортировке и эксплуатации).
1.2. Система качества, стандартизация и сертификация продукции
Управление качеством продукции - это установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня качества продукции при ее разработке, производстве и эксплуатации или потреблении, осуществляемые путем систематического контроля и целенаправленного воздействия на влияющие на него условия и факторы [4; с. 452]. В международном стандарте (МС) серии ИСО 9000 «Качество. Словарь» применяются два понятия: управление качеством и обеспечение качества. Обеспечение качества - это совокупность планируемых и систематических мероприятий, необходимых для создания уверенности в том, что продукция или услуга удовлетворяет требованиям к качеству. Таким образом, «управление качеством» более емкое понятие, обеспечение качества является составной частью управления качеством на уровне предприятия на этапе производства. Под системой качества понимается совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством [6. с.246]. Система качества функционирует одновременно со всеми остальными видами деятельности организации и взаимодействует с ними. Ее действие распространяется на все этапы от первоначального определения потребностей рынка и до конечного удовлетворения требований потребителя, на все этапы жизненного цикла продукции и процессов (ЖЦПП) (рис. 1)
Рис. 1 Схема жизненного цикла продукции и процессов в системе качества
Этапы ЖЦПП, замыкаясь, образуют петлю (или спираль) качества, так как после этапа утилизации старой модели условно начинается этап изучения рынка для новой модели продукции на другом уровне развития организации. Все этапы ЖЦПП можно разделить на три больших периода: допроизводственный период, когда качество продукции закладывается, производственный, когда оно обеспечивается, и послепроизводственный, когда качество реализуется (рис. 1).
Предприятие отвечает за качество конечной продукции в целом независимо от качества закупленных им материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий.
Для обеспечения качества поставок система качества включает: разработку требований к покупным материалам, полуфабрикатам, комплектующим деталям и узлам; процедуры, методы и формы работы с поставщиками; входной контроль; регистрацию данных о качестве покупной продукции, оценку и выбор поставщиков; процедуры и положения решения спорных вопросов по качеству и ведению претензионной работы.
Обязательными элементами системы качества должны быть контроль процесса производства и готовой продукции, в том числе статистические методы контроля.
Результаты оценки качества труда, производственного процесса, готовой продукции могут быть использованы для выработки корректирующих мероприятий, стимулирования подразделений и отдельных работников за качество, целенаправленного планомерного улучшения качества выпускаемой продукции [6; с. 248].
Система качества на послепроизводственных этапах должна обеспечивать качество продукции при упаковке, хранении, погрузке, разгрузке, транспортировке, монтаже, эксплуатации, техническом обслуживании, ремонте и утилизации. Необходимо обеспечить гарантированную работу по проведению технических консультаций, обучению персонала, эксплуатирующего сложную технику, техническому обслуживанию и ремонту изделий в период гарантийного срока, поставке запасных частей, обеспечению исчерпывающими и понятными инструкциями по использованию, сборке, монтажу, вводу в эксплуатацию, эксплуатации, обслуживанию, ремонту и утилизации изделий.
Основным регламентирующим элементом системы качества, ее методической, организационно-технической и правовой основой были стандарты предприятия [6;с.250]. они регламентировали проведение всех мероприятий, направленных на повышение качества продукции, устанавливали порядок действия и ответственность каждого исполнителя. Срок действия стандартов предприятия - год. Затем они должны были пересматриваться.
Развитием комплексной системы управления качеством промышленной продукции стала система управления качеством на основе международных стандартов ИСО серии 9000. Она является универсальной системой, которая направлена на обеспечение полного соответствия выпускаемой продукции требованиям соответствующих организационных, методических и технических стандартов.
С целью выработки единообразного подхода к решению вопросов качества продукции через системы качества Технический комитет ИСО/ТК 176 «Общее руководство качеством и обеспечение качества» отразил в стандартах обобщенный национальный опыт стран в этой области. Были разработаны и в 1987 г. опубликованы международные стандарты ИСО серии 9000 по управлению качеством продукции.
МС ИСО 9000 «Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Руководящие указания по выбору и применению».
МС ИСО 9001 «Системы качества. Модель для обеспечения качеством при проектировании, разработке, производстве, монтаже и облуживании».
МС ИСО 9002 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже»
МС ИСО 9003 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях».
МС ИСО 9004 «Общее руководство качеством и элементы системы качества. Руководящие указания».
Кроме того, был разработан трехъязычный словарь терминов и их определений в области обеспечения качества продукции МС ИСО 8402. Таким образом, о системе качества продукции, об управлении им стали говорить как бы на одном языке на межгосударственном уровне. Проблема перешла с уровня рабочего на участке, который сдавал продукцию с первого предъявления, и его проблемы понимались только его товарищами, на уровень межгосударственных отношений. Соответствие системы качества стандартам ИСО рассматривается как гарантия того, что поставщик способен выполнить требования контракта и обеспечить стабильное качество продукции. [1, с. 459-460]. В последующие годы были опубликованы стандарты серии 9000, конкретизирующие положения по обеспечению качества для таких результатов деятельности, как услуги (МС ИСО 9004-2), программное обеспечение (МС ИСО 9000-3), перерабатываемы материалы (МС ИСО 9004-3).
Основные элементы системы качества [6; с. 251]. Предприятия, внедряющие у себя системы обеспечения качества продукции, могут включать в них все этапы жизненного цикла продукции (МС ИСО 9001) либо только часть его: обеспечения качества при производстве и монтаже (МС ИСО 902) или контроль качества конечной продукции (МС ИСО 9003). Стандарт ИСМО 9000 дает рекомендации по выбору той системы обеспечения качества на предприятии, которая требуется в зависимости от конкретных условий. Например, критериями выбора той или иной системы управления качества являются:
- характеристика изделия;
- наличие процесса проектирования и степень его сложности;
- завершенность проекта (наличие результатов испытаний или эксплуатации продукции);
- сложность производственного процесса (возможность использования новых процессов, их количество, разнообразие и др.);
- экономические факторы;
- безопасность продукции или услуги.
Наиболее полной моделью системы обеспечения качества продукции является систем, рекомендуемая стандартом ИСО 9001. согласно данному стандарту предприятие-изготовитель разрабатывает и документально оформляет систему качества, обеспечивающую соответствие выпускаемых изделий установленным требованиям.
Международный стандарт ИСО 9002 устанавливает требования к системе качества для случая, когда контракт, заключенный между двумя сторонами, требует, чтобы была доказана способность поставщика в управлении процессами, которые определяют пригодность поставляемой продукции [1; с.460-461]. Требования, установленные данным стандартом, направлены на то, чтобы предупредить любое несоответствие в процессе производства, монтажа, а также предупреждать повторное возникновение несоответствия. МС ИСО 9002 применяется в случае, когда изделие уже спроектировано и его потребительские свойства удовлетворяют заказчика. В этом случае интересы заказчика могут ограничиваться оценкой производства и монтажа (например, продукция химической промышленности).
Назначение МС ИСО 9003 - способствовать предупреждению отклонений от заданных требований на стадии окончательного контроля и испытаний. Он определяет требования к системе качества для случая, когда контракт, заключенный между двумя сторонами, требует, чтобы была доказана способность поставщика выявлять и следить за изъятием любой несоответствующей продукции в процессе окончательного контроля и проведения испытаний.
МС ИСО 9004 определяет содержание всех вопросов, связанных с разработкой системы обеспечения качества продукции на предприятии. Стандарт содержит рекомендуемую структуру системы обеспечения качества. Особо оговаривается, что руководство предприятия определяет ответственных и их обязанности по каждому виду деятельности по вопросам качества, мероприятия по координации и контролю различных видов деятельности служб предприятия, проводит мероприятия предупредительного характера. Согласно МС серии ИСО 9000, система качества предприятия должна быть документирована. Документация системы качества обеспечивает единое понимание политики, целей и задач в области качества, четкое распределение ответственности, прав и обязанностей по качеству, порядок взаимодействия подразделений и исполнителей при выполнении своих функций по качеству, «прозрачность» системы (делает систему «видимой» для ее разработчиков, пользователей и контролирующих органов [1; с. 461].
Управление качеством в современных условиях базируется на стандартизации. Стандартизация представляет собой нормативный способ управления вообще и управления качеством в частности. Воздействие стандартизации на объект осуществляется путем установления норм и правил, оформленных в виде нормативных документов, имеющих юридическую силу. Основными видами нормативных документов являются стандарты и технические условия.
Стандарты - это нормативно-технический документ (НТД), устанавливающий основные требования к качеству продукции.
Технические условия - это научно-техническая документация, устанавливающая дополнительные к государственным и отраслевым стандартам, а при их отсутствии самостоятельные требования к показателям качества продукции, а также приравниваемые к ним другие стандарты предприятия. Требования, предусмотренные техническими условиями. Не могут быть ниже, чем в государственных и отраслевых стандартах.
Действующий с 1993 г. Закон РФ «О стандартизации» устанавливает правовые основы стандартизации в РФ, а также определяет меры государственной защиты интересов потребителей и государства на основе нормативных документов по стандартизации [6; с. 257].
Законом установлены требования к нормативным документам по стандартизации на продукцию и услуги, подлежащие в соответствии с законодательством обязательной сертификации.
Государственные органы управления и субъекты хозяйственной деятельности в обязательном порядке должны соблюдать требования, устанавливаемые государственными стандартами для обеспечения: а) безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; б) технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, единства методов их контроля и единства маркировки, а также иные требования, установленные законодательством РФ.
Соответствие продукции и услуг требованиям государственных стандартов может подтверждаться маркированием продукции и услуг знаком соответствия государственным стандартам [6; с. 258].
Сертификация продукции и системы качества. Сертификация в общем случае служит гарантией определенного уровня качества, в которой заинтересованы обе стороны: производитель и покупатель [1. с. 464]. Производителю сертификация обеспечивает создание условий для деятельности на отечественном рынке и участия в международной торговле. Сертификат высокого качества выпускаемой продукции способствует укреплению позиции предприятия на рынке. Потребителя сертификация защищает от недобросовестного производителя, содействуя одновременно ему в компетентном выборе продукции. Кроме того, сертификация обеспечивает контроль безопасности продукции и подтверждение заявленных показателей качества, что также способствует укреплению доверия производителю, хотя и требует от него дополнительных затрат.
Порядок сертификации продукции предусматривает: подачу заявки на сертификацию, принятие органом сертификации решения по заявке и выбор схемы сертификации; отбор образцов и их испытания, выдачу сертификата или лицензии на применение знака соответствия, осуществление инспекционного контроля сертифицированной продукции и корректирующие мероприятия при нарушениях. Основой проведения сертификации служит проведение сертификационных испытаний. Конкретную схему при проведении сертификации продукции определяет орган сертификации в соответствии с нормативной документацией. В соответствии с действующим отечественным законодательством сертификация может быть добровольной и обязательной. Обязательной является проверка соответствия продукции требованиям обеспечения безопасности для жизни и здоровья населения и охраны окружающей среды, а также по совместимости и взаимозаменяемости.
Подтверждение (доказательство) соответствия системы качества требованиям стандартов с учетом принятой модели качества и ее эффективности является обязанностью производителя. Для оценки доказательства соответствия системы качества выбранной модели используются следующие методы: предоставление поставщиков декларации о соответствии, представление документального доказательства, предоставление утверждений или регистраций потребителями, аудит потребителя (второго лица), аудит третьего лица (внешнего эксперта), предоставление сертификатов третьего компетентного лица. Любой из приведенных методов может быть использован как при конкретных ситуациях между первыми (поставщик/подрядчик) и вторыми (потребитель/покупатель) лицами, так и при утверждении или регистрации вторыми лицами.
Исходным и обязательным условием для проведения сертификации системы качества предприятия является документация системы, которая по форме (оформлению) и полноте содержания должна в полной мере отражать требования стандартов ИСО 9001, 9002, 9003 с учетом выбранной модели обеспечения качества.
Сертификация системы качества предприятия на соответствие ИСО 9000 не означает сертификации самого продукта, выпускаемого этим предприятием. Такая сертификация отражает только факт, что поставщик способен производить продукт с тем качеством, которое он предварительно обещает потребителю.
1.3. Текущее управление, контроль за качеством
На машиностроительных предприятиях контрольные операции выполняются представителями многих служб, цехов, отделов. Так, контроль за правильным использованием стандартов, технических условий, руководящих материалов и другой нормативно-технической документации в процессе подготовки производства осуществляет служба нормоконтроля [6;с. 265].
Контроль качества в процессе изготовления продукции осуществляют отдел технического контроля (ОТК), а также исполнители и руководители производственных подразделений. Основная задача ОТК - предотвратить выпуск продукции, не соответствующей требованиями стандартов и технических условий, проектно-конструкторской и технологической документации, условиям поставки и договоров, или некомплектной продукции, для чего необходимо укрепить производственную дисциплину и повысить ответственность всех звеньев производства за качество выпускаемой продукции. Чтобы обеспечить условия контроля, предотвращающего появление брака, проводится контроль качества поставляемой продукции.
Возглавляет ОТК начальник отдела, который подчиняется руководителю предприятия. Начальник ОТК имеет право прекращать приемочный контроль продукции, имеющей повторяющиеся дефекты, до устранения причин, вызывающих эти дефекты, запрещать использование сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий и инструмента, не отвечающих установленным требованиям изготовления новой продукции, если проектно-конструкторская и технологическая документация на эту продукцию не соответствует стандартам, техническим условиям.
Объектами технического контроля являются все составляющие элементы процесса производства, т. е. предметы труда, средства труда, технология трудовых процессов, труд исполнителей, условия труда.
К предметам труда, качество которых должно контролироваться, относятся материалы, изделия, конструкторская и технологическая документация. Контролируемые средства труда - это оборудование, инструмент, оснастика, производственные системы, контрольная аппаратура. Контроль технологии трудовых процессов включает контроль технологических процессов, а также процессов создания конструкторской, технологической и другой технической документации. Контроль труда исполнителей предусматривает установление качества труда конструкторов, технологов, операторов, рабочих. Контроль условий труда - выполнение требований по технике безопасности [5; с. 472].
В зависимости от места контроля качества продукции в процессе производства деталей и изделий различают входной контроль, операционный и контроль готовой продукции, который проводится непосредственно после изготовления или по результатам хранения, или транспортировки изделий [4; с.222]. Входной контроль имеет большое значение перед ответственными или дорогостоящими операциями, а также в случаях нестабильного качества исходных материалов, заготовок, комплектующих изделий и деталей. Операционный контроль требует больших затрат времени, позволяет выявить дефектные и бракованные детали в процессе изготовления, предупредить их попадание на последующие операции. Большую часть таких контрольных операций выполняют сами рабочие, наладчики, мастера. Служба ОТК, как правило, проводит инспекционный контроль. Качество готовых изделий контролируется по результатам испытаний., при котором изготавливается опытная партия и испытывается, чтоб проверить проектируемое изделие.
В решении проблем повышения качества продукции и эффективности производства важную роль играют статистические методы управления качеством. Для исследования используются статистические методы прогнозирования и обоснования технических норм и допусков, статистический анализ качества продукции, статистический анализ дефектов продукции, возникающих в процессе производства, испытания и эксплуатации. Для контроля качества используется статистический приемочный контроль продукции [6; с. 271]. Статистический приемочный контроль - это выборочный контроль качества продукции, при котором для обоснования плана контроля используются методы математической статистики. План контроля - это совокупность правил, по которым производится выборка из партии изготовленных изделий или деталей и на основании их качества делается заключение о качестве всей партии продукции. Методы статистического приемочного контроля применяются для входного контроля материалов, сырья и комплектующих изделий, при операционном контроле и контроле готовой продукции.
Статистическое регулирование технологического процесса. В практике текущего статистического регулирования процесса используют так называемые контрольные карты. На предприятиях применяются следующие разновидности текущего статистического контроля: 1) способ контрольных диаграмм для статистических параметров качества в пробах продукции; 2) способ контрольных диаграмм для индивидуальных значений качества изделий в пробах; 3) способ сортировки деталей на группы. Процедура текущего регулирования процесса заключается в том, что качество измеряется точно и данные каждой пробы заносятся в контрольную карту. Для каждой пробы определяется средняя арифметическая величина замеренного признака и полученные значения отмечаются точками на контрольной карте, построенной по определенным правилам.
Выявление причин недостаточного качества продукции и планирование мероприятий по его повышению решается с помощью диаграмм Парето. Методика анализа качества продукции машиностроения с помощью диаграмм Парето следующая:
1. Собирают статистические данные, которые могут иметь отношение к браку, выявляют количество видов брака и подсчитывают сумму потерь соответствующую каждому из видов.
2. Располагают виды браков по группам А, В, С в порядке убывания суммы потерь, а в конце ряда ставят «Прочие виды», не имеющие значения для данного анализа и поэтому недифференцированные.
3. Строят столбчатый график, по оси абсцисс которого откладывают виды брака а по оси ординат - сумму потерь, где каждому виду брака соответствует свой прямоугольник, столбик, вертикальная сторона которого соответствует величине потерь от этого вида брака (основания всех прямоугольников равны) и строят кривую кумулятивной суммы (кривою Лоренца). На правой стороне графика откладывают значение кумулятивного процента.
4. Подсчитывают накопленную сумму, принимая ее за 100%
При проведении анализа исследуют прежде всего факторы группы А и разрабатывают план мероприятий по устранению дефектов и повышению качества продуктов. Диаграммы Парето являются производственным документом и отвечают логике системы качества в стандартах ИСО- действия по повышению качества должны быть документированы.
Учет и анализ брака. Учет и анализ барака имеет целью своевременное и полное выявление всех видов, причин и виновников брака и дефектов; разработку организационно-технических мероприятий, обеспечивающих ликвидацию и предупреждение брака; учет потерь от брака и отнесение их за счет конкретных виновников; организацию работы по изготовлению продукции взамен забракованной.
Для ликвидации и предупреждения брака необходимо различать его виды, выявлять причины и виновников. При обнаружении в предъявленной продукции неисправимого брака контролер обязан его оформить актом. Исправимый брак возвращается на доработку. Если брак продукции обнаруживается у потребителя на предприятие поступает рекламация, в ней указываются причины, вследствие которых продукция не удовлетворяет требованиям заказчика. Предприятие проверяет обоснованность рекламации и бракованную продукцию заменяет годной, возвращая убытки потребителю.
2. Современный подход к управлению качеством на автомобильном заводе «КАМАЗ»
2.1. Общая характеристика ОАО «КАМАЗ»
КАМАЗ - это вертикально интегрированное производство, не имеющее аналогов в мире. Здесь собраны все технологические процессы, какие только существуют в машиностроении. Причем, детали и узлы выпускаются с высокой степенью готовности.
Основу крупномасштабной машиностроительной потенции Набережных Челнов составляют заводы по производству отливок, ковок, штамповок [16. с. 39].
Литейный завод с первых дней своей деятельности зарекомендовал себя как производитель литься очень высокого качества. Американские газеты времен всплесков «холодной войны» в эпоху уже наступившей мировой разрядки «выплеснули» на свои страницы такой стратегический факт: на Литейном заводе КАМАЗа изготавливают особой точности отливки используемые в ракетно-космической промышленности СССР. Потому надо ограничить участие фирм США в поставках оборудования для КАМАЗа и запасных частей к нему.
Литейщики всего мира знают: основа литейного дела - оснастка. Поэтому на литейном заводе КАМАЗа позднее была внедрена система трехмерного объемного проектирования «КАД/КАМ» (США), которая позволяет максимально автоматизировать процесс проектирования и изготовления литейной оснастки. Благодаря этой системе можно спроектировать и получить на станке сложные детали такой степени точности, какой традиционным путем достичь невозможно. Осуществляется программа реконструкции АСУ технологии.
Завод имеет в стране и за рубежом довольно высокий имидж, как надежный и стабильный партнер. И этой репутацией он обязан своей, отвечающей мировым стандартам продукции, которую производит высококвалифицированный 12-тысячный коллектив.
Кузнечный завод и Прессово-рамный завод, объединены в наши дни с литейным заводом в единую крупнейшую в стране технологическую фирму, которая обладает уникальными возможностями: здесь могут изготовить любую технологическую заготовку по заказу машиностроителей и поставить ее производство на поток.
В городе развивается производство деталей в том числе для машиностроения, из высокопрочных пластмасс (литейный завод, ЗМА и др.). здесь перспективы весьма значительны, учитывая близость сырьевой базы (в Нижнекамске).
В Набережных Челнах созданы крупнейшие мощности по производству разнообразного инструмента и технологической оснастки (номенклатуры в несколько десятков тысяч наименований), для машиностроительных цехов: некоторые виды инструмента (червячные фрезы сложных конструкций и др.) в России могут быть изготовлены только в нашем городе.
Гамма продукции машиностроения, которая может производиться в Набережных Челнах очень велика. Об этом, в частности, свидетельствуют примеры по освоению на заводах КАМАЗа очень сложных машин, по программе диверсификации (распространение хозяйственной деятельности на новые сферы, расширение номенклатуры продукции). Здесь осваиваются в частности, производство тракторов и автобусов. И не только. Заводы КАМАЗа давно освоили выпуск запасных частей к грузовым и легковым автомобилям (и не только своей марки), мотоциклам, сельхозмашинам, широкой номенклатуры инструментов и сложного оборудования, технологической оснастки (и не только для автомобильной промышленности), сборку компьютеров, электронных датчиков и т.д.
На КАМАЗе совместно с Кировским заводом (г. Санкт-Петербург) производится сборка универсальных малогабаритных тракторов. Они предназначены для механизации основных и вспомогательных работ в фермерских хозяйствах, выполнения различных транспортных работ в промышленном, дорожном строительстве и коммуникальном хозяйстве, пригодны для установки навесного оборудования. Этот мини-трактор отличается еще и прекрасной маневренностью, благодаря повороту всех четырех колес.
Городской автобус «КАМАЗ» имеет вместимость 120 пассажиров, современный дизайн, улучшенную компоновку: дизельный двигатель специальной автобусной модификации с микропроцессорным управлением. Машина соответствует требованиям общеевропейского стандарта.
Введен в строй корпус по производству газодизельных автомобилей, наложен их серийный выпуск. Дизельный двигатель КАМАЗа производится как энергетическая силовая установка для работы в стационарных условиях (небольшая электростанция), а также для установки на различных сельхоз хозяйственных машинах-тракторах, комбайнах.
Последние два года, начало «эпохи Когогина» на КАМАЗе были столь насыщены событиями самого широкого диапазона, масштаба и глубины. Первой масштабной операцией после его назначения генеральным директором стала «расчистка рынка». Того самого внутреннего рынка сбыта, который исконно был камазовским, но в результате различных махинаций конкурентов, собственных упущений «КамАЗа» в прежние годы и др.
После визита Председателя Правительства РФ Михаила Касьянова в Набережные Челны в июне 2002 года, правительство поддержало выдвинутую «КАМАЗом» инициативу по мерам поддержки отечественных производителей, внедрению новых технологий в автомобилестроение России и, в частности, более экологичных и экономичных двигателей. Правительство приняло решение в поэтапном освоении производства двигателей уровней «Евро -1», «Евро - 2», и «Евро-3», начиная с 1 января 2003 года, ввело заградительные таможенные барьеры на пути подержанных иномарок с длительным сроком эксплуатации. В течении 2003 г. доля продаж «КАМАЗа» на рынке России выросла с 28 до 37% (с учетом импорта в страну иномарок).
Российский рынок грузовых автомобилей не приемлет экзотики и прагматичен в выборе машин-фаворитов. Конкуренция с новыми и подержанными иномарками необычайно высока. Реально большинство отечественных грузовых автомобилей являются взаимозаменяемыми - МАЗ, ЗИЛ, УРАЛ, КАМАЗ.
Выиграть может тот, кто предложит оптимальный «сервис, новую схему продаж или «выбросит» на рынок новую модель «КАМАЗ» в ноябре выпустил первые 25 городских развозных грузовиков КАМАЗ - 4308. Надежды на реальный успех С.А. Когогин связывает и с новыми моделями: магистральным тягачом КАМАЗ - 5460 и тяжелым самосвалом КАМАЗ - 56210, военной серии «Мустанг».
Таким образом, «КАМАЗ» закрепил за собой флагманские позиции на внутреннем рынке, закрепил свое лидерство в классе грузовиков на территории стран СНГ.
2.2. Характеристика действующей системы качества на ОАО «КАМАЗ»
2.2.1. Вскрывать, а не скрывать. Причины и источники брака
В день 28-летия выпуска первого автомобиля, 16 февраля 2004 г, состоялась корпоративная конференция по качеству3 с участием представителей всех служб «КАМАЗа» [9. с.2].
Открывая конференцию, заместитель генерального директора ОАО «КАМАЗ» по качеству Николай Егошин отметил, что решения прошлогодней конференции полностью реализованы по увеличению гарантийного срока на грузовые автомобили с 1 до 1,5 лет, гарантийного пробега - с 30тысяч км до 45 тысяч, по освоению серийного выпуска автомобилей с двигателями экологического уровня «Евро - 2». Тем не менее, одно из основных требований по качеству - снижение уровня рекламаций в 8 раз по сравнению с 2002 годом - выполнено лишь частично: фактически в 1,6 раза.
В качестве первоочередных признаны пять направлений работы. Генеральный директор ОАО «КАМАЗ» Сергей Когогин отметил, что в прошлом году оставляла желать много лучшего работа с поставщиками . А ведь, именно здесь, собственно, и «обеспечивается» половина рекламаций к конечной продукции «КАМАЗа». В низком качестве покупных изделий и материалов скрыто большинство дефектов системного порядка. Они не устраняются годами. В этой связи «КАМАЗ» энергично ведет поиск альтернативных вариантов поставок, в том числе и в дальнем зарубежье. Как отметил генеральный директор, целый ряд автокомпонентов для наших грузовиков в некоторых странах Европы и Азии не только заметно превосходят отечественные аналоги по качеству изготовления, но и, в условиях безудержного роста цен в России, становится более выгодным для «КАМАЗа» по цене.
Разработка и ускоренное внедрение новых моделей автомобилей - это диктат времени: в противном случае, в условиях острейшей конкуренции, мы рискуем потерять наши позиции на рынке. Энергичная работа наших конструкторов оправдывает себя, поскольку новые грузовики КАМАЗ лучше по своим техническим характеристикам и потому конкурентоспособнее других отечественных аналогов. Однако запуск в производство новых моделей возможен только после проведения всех необходимых испытаний с безусловным достижением положительных результатов.
В этом случае более широкое применение зарубежных компонентов лучшего качества снимает часть системных недостатков, и причиной претензий к новым машинам оказываются в большинстве случаев наши собственные, внутренние упущения: низкий уровень технологической дисциплины, безответственность исполнителей, отсутствие должного контроля, самоконтроля и т.д. об этом говорил на конференции директор департамента маркетинга Торгово-финансовой компании «КАМАЗ» Сергей Блинов, излагая выводы своей службы по оценке состояния удовлетворенности потребителей нашей продукции.
Состояние оборудования было оценено так: несмотря на значительный физический и моральный износ, оно в условиях неполной загрузки производства, может обеспечить изготовление продукции с заданными требованиями - при надлежащей организации технического обслуживания.
Одним из важных факторов обеспечения качества была названа компетентность работников. Для ее повышения рекомендовано, в частности, ввести наставничество квалифицированных специалистов и руководителей в период прохождения стажировки вновь принимаемых и перемещаемых рабочих и мастеров, оборудовать она заводах учебные классы с тренажерами, регулярно проводить оценку соответствия работников требованиям определенного рабочего места, а также, для лучшей организации этой работы, значительно увеличить количество штатных менеджеров по системе качества.
Ответственность исполнителей - это, наверное, самая злободневная тема в вопросах качества. Программой «Качество - 2004» предусматривается, например, перевод работников и производственных подразделений на самоконтроль. Отныне в любом звене технологической цепочки появится возможность «вычислить» первоисточник брака или дефекта. Удержание причиненного ущерба станет неотвратимым средством наказания. Доля показателей качества в премии по итогам месяца резко вырастет - с нынешних 3-4 % до половины. Понятно, что одними административными воздействиями проблему качества в целом не решить. Как и все остальное на свете, это тоже требует соблюдения законов гармонии. Заместитель генерального директора по управлению персоналом и организационному развитию Ильшат Хазиев изложил планы руководства по внедрению целостной системы мотивации работников на обеспечение качества и эффективность труда.
Заместитель генерального директора по легковому автомобилю , генеральный директор ОАО «ЗМА» Васил Каюмов поделился опытом работы своего предприятия по обеспечению качества и удовлетворенности потребителей автомобилей «Ока».
С нетерпением ждали участники конференции выступлений представителей трудовых коллективов - специалистов низшего звена управления и служб качества. На прошлогодней конференции их устами было высказано немало конструктивной критики и дельных предложений по существу. В этом году было, к сожалению, наоборот: серьезно озабоченным выглядело только руководство. Пять делегатов от завода исправно зачитали подготовленные для них кем-то другим тексты, где все было шито-крыто и ровненько причесано: получалось, что в области качества у них на предприятии - тишь да гладь, божья благодать. А вот на «дополнительные вопросы» из президиума по более конкретным и острым проблемам ораторы, увы, не смогли достойно ответить…
Девизом конференции было такое выражение: «Качество - ключ к лучшей жизни». Однако же невозможно не согласиться с мнением Сергея Блинова: «Пока мы будем скрывать, а не вскрывать проблемы качества, каких-то реальных подвижек к лучшему ожидать трудно».
2.2.2. Качество не поспевает за ценами
8 апреля 2004 года в ОАО «КАМАЗ-Дизель» состоялась конференция по качеству с участием поставщиков комплектующих 24 предприятий [13.с. 4.].
Лучше один раз увидеть…
… А началось все с экскурсии по цехам завода двигателей. Ее для гостей организовала служба менеджмента качества предприятия. Эта часть конференции получилась наиболее живой и эмоциональной. Представители заводов-партнеров изучили технические характеристики современных станков ЧПУ, обрабатывающих центров и прочего оборудования. Они с интересом наблюдали работу гибких технологических линий - от закрепления заготовки и ввода ее в рабочую зону до запуска программы пооперационной обработки. Здесь же были выставлены образцы сложных деталей, сборных узлов, изделий осваиваемой номенклатуры для моторов класса «Евро -1» и «Евро-2». Увидели гости и технологическую линию обработки поршней немецкой фирмы «EMAG», которая в эти дни начала работать в пуско-наладочном режиме. Эти линия состоит из 13 обрабатывающих центров, полностью автоматизирована и выдает за смену до 120 комплектов поршней, выполняя 50 технологических операций с микронной точностью и высоким качеством. А обсуживать ее будут всего 7-8 наладчиков.
Теряет «КАМАЗ» - теряете и вы
Открывая конференцию, генеральный директор ОАО «КАМАЗ-Дизель» Евгений Федулов отметил, что с нового года руководство компании взяло курс на оснащение большегрузов силовыми агрегатами класса «Евро -2». И сегодня двигатели «Евро -1» и «Евро -2» составляют более 80 % производства моторов. Работа с поставщиками в вопросах повышения качества комплектующих становится наиболее актуальной. Цены на комплектующие детали вы подняли, а нужного качества не достигли. Если не будете принимать меры по устранению наших замечаний, мы вынуждены будем искать других партнеров. Теряет «КАМАЗ» - теряете и вы, - подчеркнул Евгений Павлович [13. с.4].
- В прошлом году, - продолжил тему директор завода по качеству Лев Баланцов, - на нашей первой конференции ставилась задача сократить количество поступающего брака на 50%. Удалось добиться снижения лишь на 21%. Мало. За прошедший период основными браконосными комплектующими изделиями стили генераторы - 623. форсунки - 549, стартеры - 180 случаев отказа. Хотя число таких позиций и сократилось, но оно пока не удовлетворяет производство ОАО «КАМАЗ-Дизель».
Впрочем, некоторым партнерам удалось добиться заметных результатов на этом поприще. К таким относится Саратовский завод «Серп и молот», к которого в начале прошлого года уровень дефектной продукции составлял почти 100%, а началу 2004 года этот показатель был сведен к нулю, претензий к его продукции (распредвалы) у завода двигателей почти нет. В 5 раз сократился уровень дефектности и в 3 раза - число рекламаций на комплектующие, поступающие из ОАО «Заречье» (Казань).
Но гораздо больше предприятий-поставщиков, где работа по повышению качества еще не поставлена на должный уровень. К таким относятся, например, ОАО «Белебейский завод «Автонормаль», ЗАО «Порошковые детали».
А у вас есть сертификаты?
Заместитель директора департамента качества ОАО «КАМАЗ» Александр Абраменко был более дипломатичен и ответил, что в совместной работе с поставщиками есть положительные сдвиги. Но поскольку сило вой агрегат КАМАЗа - наиболее ответственный узел во всей собираемой ныне машине, требования к продукции поставщиков становятся более жесткими. А именно: при заключении договоров на поставку комплектующих руководство ОАО «КАМАЗ» требует соблюдения одного из обязательных условий - наличия сертификата качества у партнеров. Кроме того, на правах заказчика «КАМАЗ» намерен производить аудиторские проверки производств поставщиков как минимум один раз в квартал. Затем под аплодисменты собравшихся генеральный директор ОАО «КАМАЗ - Дизель» вручил диплом «Лучший поставщик» представителю ОАО «Челябинский автомеханический завод» и дипломы за значительное улучшение в области качества ФГУП «Ижевский механический завод» и ОАО «Саратовский завод «Серп и молот».
Комментарии по поводу
После завершения конференции мы попросили двух ее участников дать оценку состоявшейся встрече.
Владимир Содовой, начальник ОТК ОАО «Челябинский АМЗ»:
- Мы поставляем «КАМАЗ - Дизелю» впускные и выпускные клапаны для головки блока цилиндров, двух видов. Продукция высокоточная и высокотехнологичная, которую, кстати, у нас покупают все автомобильные заводы России. Первый приз и диплом «Лучший поставщик» мы получаем уже второй год подряд. Наше производство сертифицировано и максимально приближено к международным требованиям качества. Претензий у «КАМАЗ - Дизеля» к нам практически нет, но отдельные замечания бывают.
В этом году конференция по качеству прошла «под диктовку» «КАМАЗ - Дизеля», это и не плохо. Нам нужен сильный партнер, умеющий требовать, настаивать на своем. Что особенно запомнилось, это, конечно же, современные технологические линии завода двигателей - с таким станочным парком грешно производить некачественную продукцию.
Лев Баланцов, директор по качеству ОАО «КАМАЗ-Дизель»:
- Конференция прошла в деловом ключе. После общего заседания представители предприятий-поставщиков разделились на группы, в которых они работали с нашими специалистами и конструкторами ДРиВНР. В итоге были разработаны и согласованы предложения по устранению имеющихся замечаний. Если на прошлой конференции были разработаны 30 предложений повышения качества, то в этот раз предложений было несколько больше. Мы намерены взять под контроль их реализацию и оценивать их эффективность с подведением итогов на следующей конференции.
2.2.3. О чем говорят диаграммы Парэто
Заметных результатов в сфере повышения ответственности исполнителей на своих местах за качество выполняемых работ удалось достичь службе менеджмента качества автомобильного завода. [14. c. 2].
По новой методике
Напомним, что весной 2003 года головное предприятие «КАМАЗа» получило Сертификат Российского Морского регистра по международным стандартам ИСО - 9000 версии 2000 г. По словам начальника отдела анализа и обеспечения качества (ОАиОК) Штерншиса, так на заводе был взят старт работы по практическому внедрению новых методов менеджмента качества.
- Мы начинали с внедрения на рабочих местах статистических методов контроля, - рассказывает Валерий Иосифович.- В результате в течение года нам удалось охватить ими все сборочное производства автомобильного завода, в том числе и главный конвейер. А в них заняты 3 тысячи рабочих и специалистов их 8-тысячного коллектива предприятия.
Статистический метод контроля качества означает введение специальных карт контроля на всех сборочных операциях. Эти карты ежедневно заполняются контролерами или назначенными работниками, в них фиксируются любые отклонения от норм при сборке тех ли иных узлов. фиксируются при этом и причины случившегося. Естественно, что человек, выполняющий какую-то операцию, должен при этом контролировать состояние оборудования и соблюдений технологического процесса. Если есть какие-либо отклонения - он должен принять меры по их устранению. Но более важным считается выявление причин отклонения от технологии сборки по независящим от исполнителя обстоятельствам. Над этим уже должны работать специалисты более высокого ранга.
Все карты поступают в ОАиОК, где они обрабатываются. На основе этих карт составляются так называемые диаграммы Парэто, наглядно демонстрирующие - на каких участках сборочного производства и какие дефекты выявлены. Они же показывают, где параметры техпроцесса приближаются к границе, за которой начинается дефект. То есть по таким картам мы можем контролировать технологию сборки, прогнозировать место появления дефекта и принять меры по его предупреждению.
Работа уже дала результат - уровень дефектности на сборочных операциях за истекший год снизился в 1,6 раза, число рекламаций сократилось на 40%.
Каждый рабочий - поставщик
Кроме того, специалисты завода ставили перед собой задачу перестроить сознание работников с тем, чтобы внушить им необходимость освоения новых методов менеджмента. Внедрение карт статистического контроля на сборочных производствах был первым этапом освоения новой методики. В апреле к этому процессу были подключены два сложных в технологическом плане цеха - изготовления картеров и тормозных систем. Это стало вторым этапом внедрения в практику процессного похода, но уже на отдельной технологической линии.
Суть ее в том, что каждый рабочий, обрабатывающий определенную деталь, как бы становится ее поставщиком для другого, выполняющего следующую технологическую операцию. Последнего в этой цепочек можно считать потребителем детали. В результате между рабочими должны сложиться партнерские отношения. При этом каждый исполнитель заполнят карты уже на своем месте, после чего отпадает необходимость в контроле за качеством изделия представителями ОТК - рабочий должен это делать сам.
Этим методом сегодня охвачены еще 300 человек (работники двух цехов). В идеале картами контроля качества должны быть снабжены все заводчане - от складских рабочих до руководящего персонала.
Цепочка ответственности
Наконец, третий этап - уже сегодня на автомобильном заводе начала работа по бездефектной сдаче машин. Эта задача решатся только при полнокомплектной сборке автомобилей и устранении причин дефектов. Они могут быть трех видов: исполнительские, технологические и конструкторские. Все они сегодня имеют место на автосборочном производстве, особенно при освоении новых модификаций машин, при разработке новых узлов, запуске новых технологических линий.
Так, за три первых месяца 2004 года на заводе выявлено 297 дефектов, из них - 27 повторяющихся. Их устранением сегодня заняты все руководители предприятия, в том числе и директор завода. На деле это выглядит так: за каждым руководителем закреплено несколько позиций дефектов, и он, изучив диаграммы Парэто, Техдокументацию, должен предложить меры по их устранению. Не снимается при этом ответственность и рабочего, производящего продукцию.
Заключение
Политика компании в области качества устанавливает, что «главной задачей ОАО «КАМАЗ» является выпуск продукции, оправдывающей и превосходящей ожидания потребителей». Повышение качества автомобилей позволяет сделать более успешным бизнес не только Камского автозавода и Предприятий поставщиков. Сейчас идет снижение рекламаций по причинам внутреннего производства. Связано это прежде всего, с тем, что на КАМАЗе внедрена система качества, отвечающая стандартам ИСО серии 9000. В этом году осваивается система менеджмента качества по ГОСТ Р ИСО 9001-2001, основанная на восьми принципах. Основные и самые сложные - процессный подход и принцип постоянного улучшения. Система качества должна постоянно совершенствоваться, и, как следствие, это будет отражаться на качестве продукции, потому что невозможно управлять бессистемно качеством такого сложного продукта, как автомобиль. Работа по усовершенствованию системы качества продукта будет продолжаться.
Переход к новым стандартам означает и ужесточение требований, которые «КАМАЗ» предъявляет к поставщикам комплектующих, процент дефектности по которым доходит до 50%, причем основные нарекания - по генераторам и стартерам.
Система управления качеством представляет собой совокупность управленческих органов и объектов управления, мероприятий, методов и средств, направленных на установление, обеспечение и поддержание высокого уровня продукции.
Одной из существенных проболеем на КАМАЗе является сопротивление нововведениям как со стороны руководителей подразделений, так и со стороны самих рабочих. Однако все же внедрили намеченные мероприятия программы «Качество», обучили персонал, начиная с заместителей генерального директора и заканчивая мастерами. Также усовершенствовали систему премирования за качество, причем в сторону ужесточения требований.
Необходимо распространять новые формы работы, способствовать их внедрению на местах, а также совершенствовать существующие методики. Кроме того, переработать стандарты предприятий, положение о порядке перевода рабочих бригад на самоконтроль. К сожалению, сознание наших работников еще не выросло до такого уровня, когда всех можно перевести на собственную оценку качества. Но к этому надо стремиться. Бывает, что место контролера занимает молоденькая девушка, не имеющая специального образования, стажа и опыта работы, добросовестному рабочему не стоит большого труда обмануть ее и «протолкнуть» брак.
Поэтому, ответственность за качество изготовленной продукции должен нести исполнитель, а не контролер. Таким образом, большую роль в контроле качества играют применение контрольных карт, статистические методы. Диаграммы Парэто служат для выявления немногочисленных, существенно важных дефектов и причин их возникновения.
Налаженная постановка комплектующих изделий с поставщиками и ежегодные вручения новых сертификатов качества как отечественных так и международных - показатели преуспевания и выхода ОАО «КАМАЗ» на новый этап своего развития.
Собирать хорошие автомобили и выгодно их продавать мы только не пути к этому. Наша героическая история, наш удивительный кадровый потенциал, наша вера в успех - это наши союзники. «КАМАЗ» высоко в мире поднял флаг российского автопрома. Блестящие победы на ралли «Париж-Дакар», прорыв в Европу, социальные программы в г. Набережные Челны свидетельствуют о динамичном развитии компании. «КАМАЗ» готов умножить славу нашего любимого города машиностроителей и занять новые высоты.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гончаров В. И. Менеджмент: Учебное пособие. - Мн.: Мисанта, 2003-
2. 624 с.
3. Производственный менеджмент: учебник для вузов/ С.Д. Ильекнова, А. В. Бандурин, Г.Я Горбовцев и др. Под ред. С.Д. Ильенковой. - М.: ЮНИТИ -ДАНА, 2001- 583 с.
4. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Даю, 1992.
5. Мишин В. М. Исследование систем управления: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 527 с.
6. Организация, планирование и управление предприятием машиностроения: Учебник для студентов машиностроительных специальностей вузов / И.М. Разумов, Л.А. Глаголева. - М.: Машиностроение. 1982 - 544с.
7. Организация и планирование производством в машиностроении: Учебник для вузов/ Н. И. Скворцова, А. И. Некрасова. - М.: Высшая школа, 2003 - 623 с.
8. Вагизова Д. Успех определяется качеством// Вести КАМАЗа. - 2003 год 24 июля. - с. 2
9. Ерашова О. Стандарты на бизнес// Вести КАМАЗа. - 2004. - 30 января. - с.1.
10. Заганшин Ф. Вскрывать, а не скрывать причины и источники брака// Вести КАМАЗа. - 2004. - 20 февраля. - с.2.
11. Жигульский В. А. важнейший фактор - человеческий: качество на КАМАЗе - приоритетное направление работы// Республика Татарстан. - 2003. - 14 февраля. - с.1.
12. Сивкова И. За качество отвечает: Н. Егоршин возглавил блок замевстителя генерального директора ОАО «КАМАЗ» по качеству// Вести КАМАЗа. - 2003. - 11 июля. - С.2.
13. Халимов М. Качество не поспевает за ценами. // Вести КАМАЗа. - 2004. - 16 апреля. С. 4.
14. Фомин И. Желаю вам покорения новых рынков// Вести КАМАЗа. - 2004. - 28 мая. - с. 2.
15. Халимов М. О чем говорят диаграммы Парэто// вести КАМАЗа. - 2004. - 23 апреля. С. 2.
16. Фатхутдинов Ш. От сотрудничества - к качеству. // Заводская газета. - 2003. 31 марта. - с. 2-3.
17. Ядровский А.Г. Из истории города Набережные Челны и Восточных регионов Нижнего Прикамья Республики Татарстан: Учебное пособие. - Набережные Челны: Нижняя Кама. - 2003.- 54 с.
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |
Курсовая работа | Управление затратами |
Курсовая работа | Романский и готический стили западноевропейского средневековья |
Курсовая работа | Право собственности |
Курсовая работа | Особенности профориентационной работы в общеобразовательных учреждениях с учениками старших классов |
Курсовая работа | Современные формы и системы организации оплаты труда в организации |
Курсовая работа | Усыновление (удочерение) |
Курсовая работа | Условия предоставления международного банковского кредита |
Курсовая работа | Учет и анализ готовой продукции (на примере ЗАО "Рабочий") |
Курсовая работа | Развитие логического мышления в процессе игровой деятельности младших школьников |
Курсовая работа | Оценка финансового состояния предприятия |
Курсовая работа | Оптимизация численности персонала |
Курсовая работа | Договор аренды предприятия |
Курсовая работа | Аудит расчетов с персоналом по оплате труда |
Курсовая работа | Место и проблемы развивающихся стран в мировом хозяйстве |
Курсовая работа | Стили управления |