44
Содержание
Одной из важнейших проблем на современном этапе развития экономики большинства стран мира является проблема в области работы с персоналом. При всем многообразии существующих подходов к этой проблеме в различных промышленно развитых странах основными наиболее общими тенденциями являются следующие: формализация методов и процедур отбора кадров, разработка научных критериев их оценки, научный подход к анализу потребностей в управленческом персонале, выдвижение молодых и перспективных работников, повышение обоснованности кадровых решений и расширение их гласности, системная увязка хозяйственных и государственных решений с основными элементами кадровой политики.
Эти общие тенденции должны учитываться в отечественной практике управления производством при становлении рыночной экономики. Вряд ли кто-нибудь станет оспаривать утверждение о том, что доходы любой организации в первую очередь зависят от того, насколько профессионально в ней работают специалисты.
Результаты деятельности многих предприятий и накопленный опыт их работы с кадрами показывают, что формирование производственных коллективов, обеспечение высокого качества кадрового потенциала являются решающими факторами эффективности производства и конкурентоспособности продукции. Проблемы в области управления персоналом и повседневная работа с кадрами, по оценке специалистов, в ближайшей перспективе будут постоянно находиться в центре внимания руководства. В будущем, с развитием научно-технического прогресса, содержание и условия труда приобретут большее значение, чем материальная заинтересованность.
Научный подход к формированию систем оценки труда также предполагает необходимость учета требований физиологии и психологии к рациональной организации трудовой деятельности работающих.
Таким образом, в условиях становления рыночной экономики в нашей стране особое значение приобретают вопросы практического применения современных форм управления развитием персоналом, позволяющих повысить социально-экономическую эффективность любого производства.
Целью работы является оценка труда персонала ООО «Алькон-М» и анализ его влияния на деятельность предприятия.
В соответствии с данной целью, задачами при написании работы являются:
- рассмотрение теоретических основ оценки труда персонала;
- анализ уровня развития персонала ООО «Алькон-М»;
- разработка мероприятий по совершенствованию управления развитием персонала на предприятии.
Для решения этих задач были использованы статистические данные по Российской Федерации и Республике Марий Эл, годовая бухгалтерская отчетность ООО «Алькон-М» за 2004-2006 года деятельности предприятия.
На основании современных разработок в области управления персоналом предложены мероприятия по совершенствованию качественного кадрового состава предприятия, по подбору, оценке кадров, экономическому стимулированию труда работников ООО «Алькон-М».
1. Теоретические аспекты оценки трудовой деятельности
1.2 Методические аспекты оценки трудовой деятельности
Эффективность работы персонала правомерно рассмотреть как часть общей эффективности общественного производства.
В настоящее время нет единого подхода к проблеме измерения развития и эффективности работы персонала. Сложность заключается в том, что процесс трудовой деятельности персонала тесно связан с производственным процессом и его конечными результатами, социальной деятельностью общества, экономическим развитием предприятий и др. Анализ научных концепций позволяет выделить три методических подхода к оценке эффективности труда персонала.
Сторонники первого подхода считают, что персонал определяется объемом продукта совокупного общественного труда работника, поэтому отражает конечные результаты производства [6, с. 90].
В качестве примера принимаются численные значения конечных результатов производства за конкретный период (год, квартал, месяц): прибыль; затраты на 1 руб. продукции (себестоимость); объем товарной и реализованной продукции (выручка); доход организации; качество продукции (процент продукции, предъявления); дивиденды на 1 акцию, срок окупаемости и т.д. Перечисленные показатели, безусловно, отражают конечные результаты производства и могут служить основой расчета эффективности работы персонала.
Однако на них оказывают влияние и другие факторы производства:
· средства труда (структура основных производственных фондов, автоматизация производства, коэффициент сменности оборудования, фондоотдача основных производственных фондов);
· предметы труда (стоимость покупных материалов, качество комплектующих деталей, запасы материалов на складах, оборачиваемость оборотных средств, удельный вес материальных затрат в стоимости продукции и др.);
· технология производства (уровень специализации и кооперации, длительность производственного цикла, ритмичность производства, коэффициент сменности, надежность производства и др.).
Поэтому необходимо оценить воздействие трудовой деятельности персонала на конечные результаты производства.
Сторонники второго подхода к оценке труда персонала считают, что критериальные показатели должны отражать результативность, качество и сложность живого труда или трудовой деятельности [15, с. 52].
В качестве таких показателей оценки производственного и управленческого персонала выделяются:
- производительность труда (выработка на 1 работника);
- темпы роста производительности труда и заработной платы;
- удельный вес заработной платы в себестоимости продукции;
- общий фонд оплаты труда; процент выполнения норм выработки;
- потери рабочего времени (цельнодневные и внутрисменные);
- качество труда рабочих (процент брака);
- механовооруженность труда;
- фондовооруженность труда;
- трудоемкость продукции;
- коэффициенты сложности работ и труда;
- уровень производственного травматизма;
- общая численность персонала.
Данные показатели достаточно всесторонне отражают эффективность трудовой деятельности персонала и могут служить основой для выбора критериев. Вместе с тем они не характеризуют уровень организации работы персонала и социальную эффективность, которые также влияют на конечные результаты производства и непосредственно связаны с персоналом организации.
Сторонники третьего подхода считают, что развитие персонала в значительной степени определяется организацией его работы, мотивацией труда, социально-психологическим климатом в коллективе, т.е. больше зависит от форм и методов работы с персоналом [21, с. 91].
В качестве критериальных показателей оценки труда персонала предлагаются такие показатели:
- текучесть персонала;
- уровень квалификации персонала;
- уровень трудовой и исполнительской дисциплины;
- профессионально-квалификационная структура;
- соотношение рабочих и служащих;
- использование фонда рабочего времени;
- социальная структура персонала;
- удельный вес расхитителей собственности;
- равномерность загрузки персонала;
- надежность работы персонала; затраты на 1 работника;
- затраты на управление;
- уровень накладных расходов;
- выполнение плана социального развития;
- социально-психологический климат в коллективе;
- качество работы персонала.
Анализ подходов к оценке эффективности работы персонала свидетельствует о многообразии критериальных показателей. Необходим комплексный подход к оценке эффективности с позиций значимости конечных результатов производства, производительности и качества труда и организации работы персонала как социальной системы.
Потребности хозяйственной практики последних тридцати лет свидетельствуют о поиске методов интенсификации управленческого труда, объективной оценке трудового вклада работников в конечный результат, организации здоровой конкуренции между подразделениями предприятия, внедрении принципа социальной справедливости, стремлении к оплате по труду. Сочетание теории и практики управления позволило разработать и внедрить в производство целый ряд оригинальных методик оценки эффективности работы персонала.
В зависимости от предмета оценки существующие методики можно разделить на две основные группы: методики оценки качества труда; методики оценки результатов труда.
Предположительно, экономичная и надежная paбота персонала оказывает непосредственное влияние, наряду с другими факторами производства, на величину прибыли. Однако утверждение о наличии прямой связи между эффективностью работы персонала и величиной прибыли, безусловно, требует научного подтверждения. В научной литературе достаточно хорошо исследованы пути и методы решения данной задачи путем корреляционно-регрессионного анализа влияния факторов производства на прибыль.
В условиях взаимодействия административной системы, рыночной экономики и демократизации общества существенно возрастает значение научного обоснования состава показателей эффективности, отражающих конечные результаты экономического и социального развития предприятия. В рыночной экономике важное значение имеют такие экономические показатели, как прибыль, договорные обязательства, производительность труда, объем продаж, рентабельность. Существенное значение приобретает учет факторов, влияющих на эти конечные показатели, а также разработка рекомендаций по обеспечению рентабельной работы предприятия в условиях расширенного производства.
Основным обобщающим показателем финансовых результатов хозяйственной деятельности является прибыль. При всей ее важности и значимости прибыль, однако, не может быть единственным критериальным показателем эффективности работы предприятия, т.к. лишь опосредованно характеризует социальную деятельность предприятия, качество и организацию труда персонала. Поэтому назрела необходимость формирования комплексного показателя эффективности, отражающего, с одной стороны, результаты экономического развития предприятия, а с другой стороны - показатели социальной эффективности работы персонала.
Выбор критериальных показателей целесообразно сделать из таких экономических показателей, как прибыль, доход, себестоимость, уровень рентабельности, затраты на 1 руб. продукции.
Прибыль предприятия является основным финансовым результатом и исчисляет в денежной форме прибавочный продукт предприятия. В условиях рыночной экономики трудовой коллектив заинтересован как в увеличении объемов производства, так и в снижении затрат на производство, что позволяет увеличить массу прибыли. Недостаток показателя прибыли проявляемся при его использовании в качестве сравнительного показателя оценки работы нескольких предприятий. Однако, не зная объемов выпуска продукции, нельзя определить более эффективное предприятие. Такой же недостаток имеет и показатель себестоимости продукции. С этой точки зрения хорошим сравнительным показателем являются затраты на 1 руб. продукции. Затраты, характеризуя отношение себестоимости к стоимости продукции, применимы для оценки динамики развития предприятия в различные периоды времени при рентабельной и убыточной работе предприятия. Это универсальный показатель, характеризующий одновременно с себестоимостью прибыль и убытки в общей стоимости продукции. Поэтому он может наряду с прибылью также служить критериальным показателем эффективности работы.
Показатели результативности, качества и сложности труда должны характеризовать наиболее существенные результаты трудовой деятельности. К ним можно отнести производительность труда, соотношение темпов роста производительности труда и заработной платы, среднегодовую заработную плату работников, общие потери рабочего времени в расчете на 1 работника и текучесть рабочих кадров. Размеры и динамика среднегодовой заработной платы характеризуют денежный эквивалент стоимости рабочей силы и в определенной мере - уровень жизни работников. Показатель общих потерь рабочего времени на 1 работника из-за болезней, неявок, целодневных и внутрисменных простоев представляет резерв увеличения фонда рабочего времени на производстве.
Затраты на управление в виде абсолютной неличины расходов на содержание аппарата (тыс. руб.) или относительной величины и виде удельного веса и стоимости продукции (кон./руб.) характеризуют экономичность управления. Определение оптимальной величины затрат на управлении по критерию максимума балансовой прибыли позволяет контролировать расходы на аппарат управления предприятия.
Показатель качества груда объединяет целый ряд характеристик, не имеющих количественного измерения, однако допускающих качественные экспертные оценки. К ним следует отнести такие характеристики, как социально-психологический климат в коллективе, наличие деловой рабочей атмосферы, дизайн и чистоту помещений для персонала, качество оформления документов, отсутствие сбоев и ошибок в работе.
Указанные показатели отражают трудовую и социальную деятельность персонала предприятия и могут быть приняты в качестве критериев эффективности работы предприятия.
Выше мы рассматривали совокупность социальных показателей развития персонала. В их составе такие показатели, как текучесть персонала. уровень трудовой дисциплины, соотношение рабочих и служащих, надежность работы персонала, равномерность загрузки персонала, коэффициент трудового участия, социально-психологический климат в коллективе.
Показатель текучести персонала свидетельствует об уровне стабильности трудового коллектива. Высокая текучесть может быть следствием плохой постановки работы с кадрами, неудовлетворительных бытовых и жилищных условий, низкого уровня охраны труда, техники безопасности и механизации труда. Надежность работы персонала определяется вероятностной величиной возможных сбоев в работе всех подразделений из-за несвоевременного предоставления информации, ошибок в расчетах, нарушения трудовой дисциплины и является важным оценочным показателем эффективности работы персонала.
Равномерность загрузки персонала характеризует удельный вес потерь и перегрузок работников в обшей трудоемкости предприятия. Доказано влияние равномерной загрузки персонала на конечные результаты деятельности предприятий и обоснована целесообразность выбора ее в качестве критериального показателя эффективности.
Уровень трудовой дисциплины отражает отношение числа случаев нарушения трудовой и исполнительской дисциплины к общей численности персонала и позволяет судить о порядке на предприятии.
Соотношение рабочих и служащих показывает отношение численности производственного персонала к численности управленческого персонала и характеризует их влияние на производительность труда. Социально-психологический климат в коллективе - очень важный социальный показатель, позволяющий судить о мотивации, потребностях и конфликтности в трудовом коллективе.
Такой состав показателей позволяет оценить основные параметры организации работы персонала (экономичность, надежность, равномерность и качество), и их следует включить в перечень критериальных показателей эффективности. Очевидно, что состав показателей должен быть переменным в зависимости от особенностей развития рыночной экономики, должен уточняться и дополняться в условиях динамичного развития предприятия.
Для расчета эффективности работы организации используют балльную оценку эффективности работы, по данной методике эффективность рассчитывается как отношение фактически достигнутых критериальных показателей к базисным значениям конечных результатов деятельности, взвешенных с помощью весовых коэффициентов и функции стимулирования относительно нормативного значения эффективности, равного 100 баллам. Методика базируется на методах экономического анализа, экспертных опенках, балльном методе и теории классификации. Принципиальные положения оценки эффективности работы персонала организации изложены Румянцевой З.П. и заключаются в следующем [10, с. 63]:
1. Оценка осуществляется с помощью определенного перечня экономических, социальных и организационных показателей, отбираемых методами экспертных оценок и корреляционного анализа и характеризующих конечные результаты деятельности организаций, трудовую и социальную деятельность персонала.
2. Вводится экономическое стимулирование достижения конечных результатов с наименьшими затратами ресурсов и высоким качеством продукции, труда, управления. Оно реализуется путем введения математических функций стимулирования, отражающих закономерности хозяйственной деятельности организации.
3. Соизмерение различных экономических и социальных показателей с весом их важности осуществляется в комплексном показателе эффективности работы персонала с помощью весовых коэффициентов, определенных методом экспертных оценок и ранговой корреляции.
4. Комплексный показатель эффективности рассчитывается в виде баллов с приведением к процентной шкале измерения (100 баллам).
Комплексный показатель рассчитывается путем суммирования частных показателей эффективности, отражающих конечные результаты производства, использование ресурсов, социальную деятельность и результативность персонала. Частные показатели определяются по результатам выполнения экономических и социальных показателей путем умножения процентов их выполнения на весовые коэффициенты. Весовой коэффициент показывает относительную важность экономического или социального показателя в общей совокупности показателей эффективности. Полученное значение в баллах отражает "вклад" конкретного частного показателя в эффективность работы персонала организации.
Разработка метода оценки эффективности работы состоит из следующих этапов: определение номенклатуры экономических и социальных показателей, характеризующих эффективность работы персонала;
· выбор математических функций экономического стимулирования частных показателей эффективности работы;
· определение весовых коэффициентов частных показателей эффективности работы (важности);
· обоснование способа расчета комплексного показателя эффективности работы персонала;
· проведение контрольных расчетов и внедрение методики в практику работы предприятий и организаций.
Номенклатура экономических и социальных показателей устанавливается на основе изучения нормативно-законодательных актов рыночной экономики, форм и инструкций но составлению статистической и оперативной отчетности, положений об организации соревнования. В процессе исследования номенклатура показателей уточняется и корректируется методом экспертных оценок при определении весовых коэффициентов частных показателей эффективности работы.
Оценка стратегии производится путем сравнения результатов работы со стратегическими целями. Зарубежные компании используют критерии оценки, которые приведены в табл. 1.
Таблица 1 - Количественные и качественные критерии оценки развития персонала
Количественные |
|
Доля рынка Удовлетворенность работников Рост объем а продаж Чистая прибыль Дни, потерянные из-за забастовок Курс акций Уровень затрат эффективности производства Норма дивидендов Уровень затрат н эффективности сбыта Доход в расчете на акцию Текучесть кадров Прибыль на капитал Невыходы на работу Выплаты по ценным бумагам |
|
Качественные |
|
Способность привлечь высококвалифицированных менеджеровРасширение объема услуг клиентамУглубление знания рынкаСнижение количества опасностейИспользование возможностей |
|
Общество с ограниченной ответственностью «Алькон-М» создано в марте 2001 года. Данное предприятие входит в концерн ЗАО «ИПК «Алькон» г. Москва по производству запорно-пломбировочных устройств на железно-дорожные вагоны, цистерны и контейнера. Данные запорно-пломбировочные устройства согласно инструкций Министерства путей сообщения РФ обязательны в применении на всей территории РФ. Предприятия, входящие в концерн, являются юридическими лицами, имеющими самостоятельный баланс. Таким образом, основная продукция предприятия ООО «Алькон-М» - комплектующие к запорно-пломбировочным устройствам, основной покупатель которых - концерн.
Предприятие ООО «Алькон-М» не имеет собственных производственных площадей. Фирма размещает заказы на изготовление и производство комплектующих к запорно-пломбировочным устройствам на производственных площадях предприятий Уголовно-исправительной системы РМЭ. Таким образом, достигается ряд преимуществ и реализуются следующие цели:
· обеспечение занятости осужденных;
· оплата труда осужденных;
· социальная адаптация осужденных по их освобождении;
· техническое вооружение имеющихся на базе колоний производств;
· обеспечение данных предприятий оборотными средствами;
· обеспечение стабильной работы данных предприятий.
Краткая характеристика деятельности предприятия:
· основной вид деятельности предприятия - оптовая торговля;
· планы и объемы выпускаемой продукции разрабатывает и утверждает концерн;
· фирма самостоятельно распределяет заказы под плановый выпуск на предприятия УИС РФ по РМЭ согласно организованной специфике производств;
· отношения с предприятиями - поставщиками построены на договорной основе;
· полностью берет на себя функцию обеспечения производства расходными материалами и контроля за их расходом на производствах;
· полностью берет на себя функцию разработки технических процессов, их отладке, выпуска и испытания опытных образцов новых изделий;
· осуществляет контроль качества и упаковку поставляемой продукции согласно технический требований заказчика;
· ведет оперативный учет, бухгалтерскую отчетность в установленном порядке.
Общество с ограниченной ответственностью ООО «Алькон-М» является юридическим лицом с момента его государственной регистрации (зарегистрирован Государственной регистрационной палатой при Министерстве юстиции РМЭ 17.03.98 г.). ООО «Алькон-М» относится к категории малых предприятий в соответствии с действующим законодательством. Юридический адрес: 424007, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Крылова, д. 53а.
Учредители ООО - физические лица, граждане РФ и юридическое лицо - Государственное унитарное предприятие Учреждение ОШ-25/3 УИН МВД Республики Марий Эл. Уставный капитал составляет 623 тыс. рублей. Уставный капитал оплачен полностью.
«Алькон-М» имеет самостоятельный баланс, расчетные счета и иные счета на территории Российской Федерации и за ее пределами.
Для реализации Уставных целей и задач Общество в порядке, установленном действующим законодательством имеет право:
· от своего имени заключать договоры, сделки, контракты;
· пользоваться и распоряжаться своим имуществом и предметом деятельности предприятия;
· определять порядок и размеры оплаты труда специалистов штатного и внештатного состава фирмы и др.
Цель деятельности общества - это осуществление предпринимательской деятельности для производства продукции, изделий производственно-технического и бытового назначения, извлечение прибыли, обеспечение жизнедеятельности Учреждений УИНа МВД Республики Марий Эл.
Органы управления Обществом
Высший орган Общества - Общее собрание участников Общества.
Все участники организации имеют право присутствовать на собрании участников, принимать участие в обсуждении вопросов повестки дня и голосовать при принятии решений.
Общее собрание образуется из участников или их полномочных представителей.
Очередное Общее собрание проводится раз в квартал или, если это необходимо, может быть внеочередным.
Исполнительный орган Общества - генеральный директор Общества.
Генеральный директор осуществляет следующие функции:
· осуществляет оперативное руководство работой;
· отвечает перед собранием за результаты деятельности Общества;
· распоряжается имуществом Общества;
· утверждает должностные инструкции сотрудников;
· принимает на работу и увольняет сотрудников;
· совершает иные действия, предоставленные ему собранием.
Видами деятельности предприятия являются:
· производство изделий производственно - технического и бытового назначения;
оптовая и розничная торговля продовольственными и непродовольственными товарами;
оптовая реализация товаров;
снабженческо-сбытовая, посредническая деятельность по обеспечению организаций ресурсами и товарами;
другая, не запрещенная законодательством деятельность.
ООО «Алькон - М» продает детали к замкам типа ЗПУ «Спрут - Универсал», ЗПУ «Клещ - 60 СЦ», ЗПУ «Закрутка», ЗПУ «Скат», ЗПУ «Спрут М - 4», ЗПУ «Спрут 777», ЗПУ «Кобра», а также сами запорные устройства, замки различного типа, железный порошок для изготовления замков и другие сопутствующие товары. При формировании ассортимента товаров предприятие учитывает спрос на различного вида замки и свои технические, трудовые, финансовые возможности.
Наименование |
2004 |
2005 |
2006 |
Отклонение |
|||||||
чел |
% |
чел |
% |
чел |
% |
чел |
% |
||||
2005-2004 |
2006-2005 |
2005-2004 |
2006-2005 |
||||||||
Среднесписочная численность персонала, всего: |
38 |
100 |
37 |
100 |
39 |
100 |
-1 |
2 |
0 |
105,4 |
|
из нихрабочие: |
28 |
73,7 |
27 |
73 |
29 |
73 |
-1 |
0 |
0,7 |
0 |
|
служащие: |
10 |
26,3 |
10 |
27 |
10 |
27 |
0 |
0 |
-0,7 |
0 |
|
Для характеристики движения рабочей силы рассчитываем и проанализируем следующие показатели:
1. Коэффициент оборота по приёму
Кпр2004 = 5 / 38 = 0,131 (13,1%)
Кпр2005 = 12 / 37 = 0,324 (32,4%)
Кпр2006 = 9 / 37 = 0,243 (24,3%)
2. Коэффициент по выбытию
Кв2004 = 6 / 38 = 0,158 (15,8%)
Кв2005 = 11 / 37 = 0,297 (29,7%)
Кв2006 = 10 / 37 = 0,270 (27,0%)
3. Коэффициент текучести кадров
Кт2004 = 6 / 38 = 0,158 (15,8%)
Кт2005 = 9 / 37 = 0,243 (24,3%)
Кт2006 = 10 / 37 = 0,270 (27,0%)
4. Коэффициент постоянства персонала
Кпс2004 = 32 / 38 = 0,842 (84,2%)
Кпс2005 = 26 / 37 = 0,703 (70,3%)
Кпс
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |
Курсовая работа | Содержание, анализ и управление финансовой устойчивостью предприятия |
Курсовая работа | Система применения удобрений в севообороте |
Курсовая работа | Управление персоналом на предприятии |
Курсовая работа | Стратегическое планирование деятельности коммерческого банка |
Курсовая работа | Проблема детско-родительских отношений в неполных семьях |
Курсовая работа | Экономическое значение "Нового Курса" Рузвельта |
Курсовая работа | Социальное развитие трудовых коллективов |
Курсовая работа | Организация нормирования труда в сфере управления |
Курсовая работа | Социальная работа в школе |
Курсовая работа | Бухгалтерская и финансовая отчетность на малых предприятиях |
Курсовая работа | Электроснабжение и электрооборудование механического цеха |
Курсовая работа | Острый панкреатит |
Курсовая работа | Организация архивного хранения документов |
Курсовая работа | Анализ фонда заработанной платы |
Курсовая работа | Оценка платёжеспособности клиентов банка |