41
МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ
Москва
2000 г.
ПЛАН
стр.
Введение
Роль магазина в совершенствовании торгового 5
обслуживания
Общая организационно-экономическая
характеристика универсама 23
2.1. Понятие розничного товарооборота 15
2.2. Анализ товарооборота 15
Организация торгово-технологического процесса в
универсаме: 21
3.1. Ознакомление с организацией ТТП 21
3.2. Планирование торгового зала и торгового оборудования 23
3.3. Размещение товаров и организация
контрольно-кассовых операций 30
4. Экономическая эффективность работы магазина 35
Выводы и предложения 42
Список используемой литературы 44
Введение
Сегодня для любого гражданина России не секрет, что экономика его страны практически перешла на рыночные рельсы и функционирует исключительно по законам рынка.
Переход России к цивилизованной рыночной экономике вызывает необходимость кардинальных изменений в деятельности всех отраслей народного хозяйства страны. Особую значимость приобретает формирование адекватного рыночной модели хозяйственного механизма сферы обращения и услуг, поскольку именно торговля, являясь конечным звеном экономической активности субъектов рынка, обеспечивает эффективное удовлетворение нужд и запросов потребителя.
Торговое предприятие - основное звено сферы обращения, обладающее хозяйственной и юридической самостоятельностью, осуществляющее продвижение товаров от производителя к потребителям посредством купли-продажи и реализующее собственные интересы на основе удовлетворения потребностей людей, представленных на рынке.
В непростых условиях российской сферы обращения выживают те предприятия, которые наилучшим образом используют имеющиеся у него ресурсы для получения максимального количества прибыли. Одним из решающих факторов является правильная организация торговых процессов.
Этому вопросу посвящена не одна книга. Внести свою скромную лепту в практическое использование существующих теоретических наработок в данной сфере решила и автор данной курсовой работы.
При этом основную цель данной работы можно сформулировать следующим образом:
Используя предложенную преподавателем литературу и другие источники информации, практически закрепить полученные на занятиях навыки по организации торговых процессов на примере конкретного предприятия розничной торговли.
При этом будут решены следующие задачи:
Определение теоретических аспектов организации торговых процессов на универсамах розничной торговли
Анализ торговой деятельности конкретного универсама.
Объектом исследования выбран супермаркет «Перекресток» (в дальнейшем по тексту работы - предприятие, универсам, магазин самообслуживания), занимающийся продажей продовольственных и сопутствующих товаров населению Москвы. Магазин расположен по адресу: Алтуфьевское шоссе, 49. Ассортимент товаров в магазине с торговой площадью 3200 м2 насчитывает около 11000 наименований. Скоропортя-щиеся товары составляют 53%, бакалейные и напитки - 42%, непродовольственные товары - 5%. Длина выкладки - 450 погонных метров. Режим работы - с 8 до 21 часов.
В работе будут рассмотрены следующие проблемы:
общая организационно-экономическая характеристика магазина (анализ товарооборота, показатели деятельности, состав помещений);
вопросы непосредственной организации торгово-технологического процесса;
экономическая эффективность работы магазина.
Анализ хозяйственной деятельности осуществлен за 1998 (прошлый) - 1999 (отчетный) год.
Роль магазина в совершенствовании торгового
обслуживания
В магазине “Перекресток” продажа товаров ведется на основе самообслуживания и через прилавок обслуживания.
Продажа товаров на основе самообслуживания - один из самых удобных для покупателей методов продажи товаров. Са-мообслуживание позволяет ускорить операции по продаже това-ров, увеличить пропускную способность магазинов, расширить объем реализации товаров. Этот метод предусматривает свобод-ный доступ покупателей к выложенным в торговом зале товарам, возможность самостоятельно осматривать и отбирать их без по-мощи продавца, что позволяет более рационально распределять функции между работниками магазина. Оплата за отобранные товары осуществляется в узлах расчета, обслуживаемых кон-троллерами-кассирами. При самообслуживании изменяются тех-нологическая планировка торгового зала и других помещений магазина, организация материальной ответственности, товароснабжение, а также функции работников магазина.
Этот метод применяется при продаже большинства продо-вольственных и непродовольственных товаров. Исключение со-ставляют бытовые электроприборы и машины, холодильники, ковры и ковровые изделия, сервизы и хрусталь, велосипеды, мотоциклы, моторы, лодки, палатки, радио- и телевизионная ап-паратура, радиодетали, ювелирные изделия, часы, сувениры и некоторые другие товары, требующие других методов продажи, так как при выборе указанных товаров покупателям, как прави-ло, необходимы индивидуальная помощь и консультация со сто-роны продавцов. Товары, требующие нарезки, упаковки и т. д., продают в магазинах самообслуживания через прилавок инди-видуального обслуживания.
В магазинах самообслуживания функции работников торго-вого зала сводятся в основном к консультированию покупателей, выкладке товаров и контролю за их сохранностью, выполнению расчетных операций. Процесс продажи здесь состоит из следую-щих основных операций:
встреча покупателя и предоставление ему необходимой ин-формации о реализуемых товарах, оказываемых услугах и т. д.;
получение покупателем инвентарной корзины или тележки для отбора товаров;
самостоятельный отбор товаров покупателем и доставка их в узел расчета;
подсчет стоимости отобранных товаров и получение чека;
оплата купленных товаров;
упаковка приобретенных товаров и укладка их в сумку поку-пателя;
возврат инвентарной корзины или тележки для отбора това-ров на место их концентрации.
Перечень этих операций может быть расширен при продаже технически сложных товаров, когда требуется помощь продавца-консультанта (его консультация, проверка исправности товаров и т. д.).
Торговый персонал должен обеспечивать строгое соблюдение установленных правил торговли. Так, не разрешается требовать от покупателей, входящих в торговый зала магазина самообслу-живания, предъявления приобретенных ими в других магази-нах товаров, ставить на них штампы или какие-либо отметки, а также обязывать оставлять личные вещи. При желании поку-патель может оставить у входа в торговый зал хозяйственную сумку, портфель и т. д., при этом магазин обязан обеспечить их сохранность.
Отобранные товары покупатели укладывают в инвентарную корзину или тележку и доставляют в узел расчета. Здесь проис-ходит расчет как за товары, отобранные покупателем, так и за товары, отпущенные ему через прилавок обслуживания (в мага-зинах, где не все товары продают по методу самообслуживания). В узле расчета покупателю вручают кассовые чеки, служащие подтверждением правильности расчетов, и в случае необходи-мости, основанием для обмена товаров. Запрещено устраивать двойной контроль при расчетах с покупателями. Администра-ция магазина имеет право проводить лишь выборочную провер-ку правильности оплаты и контролировать работу кассира.
Для того, чтобы ускорить расчетные операции с покупателя-ми, в магазине рекомендуется оборудовать единый узел расче-та. Напряженность работы контролеров-кассиров в часы «пик» следует регулировать. Для расчетов с покупателями, совершив-шими мелкие покупки (1-2 предмета), выделяют «экспресс-кас-сы». Ускорению расчетов с покупателями способствует также применение быстродействующих и автоматизированных кассо-вых машин, а также механизированных расчетных узлов с ме-ханизмом для автоматической выдачи сдачи, конвейером для пе-ремещения товаров и другими устройствами, облегчающими и ускоряющими расчетные операции с покупателями. Несмотря на существенные преимущества метода самообслуживания, в пери-од перехода к рыночным отношениям годами создававшаяся сеть магазинов самообслуживания оказалась практически полностью разрушенной. Если до начала перестройки в городах магазинов самообслуживания было более половины от общего числа, то в период перестройки осталось 5-7 процентов. Основной причиной такого сокращения этих магазинов явилась боязнь владельцами риска хищений товаров.
Продажа товаров через прилавок обслуживания включает выполнение следующих операций: встреча покупателя и выявле-ние его намерения; предложение и показ товаров; помощь в вы-боре товаров и консультация; предложение сопутствующих и но-вых товаров; проведение технологических операций, связанных с нарезкой, взвешиванием, отмериванием; расчетные операции; упаковка и выдача покупок.
Пришедший в магазин покупатель должен встретить приве-тливое отношение со стороны торгового персонала. При этом благоприятное впечатление оставляют опрятный внешний вид работников магазина, порядок и чистота в торговом зале. Вы-явление намерения покупателей заключается в определении их отношения к моделям, фасонам и другим признакам товаров. Эта операция должна выполняться торговым персоналом нена-вязчиво, в вежливой форме.
После выявления намерения покупателя продавец показывает соответствующие товары. При этом он обращает внимание на особенности отдельных товаров, предлагает взамен отсутству-ющих другие однородные товары. Если потребуется, продавец обязан дать квалифицированную консультацию покупателю, ко-торая может включать сведения о назначении товаров и способах их эксплуатации, нормах потребления, соответствии предлага-емых товаров современной моде и т. д. Консультация должна способствовать пропаганде новых товаров, воспитанию у потре-бителей эстетических вкусов. Для проведения консультаций в крупных магазинах приглашают специалистов промышленных предприятий, производящих товары народного потребления, мо-дельеров, врачей-косметологов и других специалистов. В обязан-ности продавца входит и предложение покупателю сопутствую-щих товаров.
На выполнение технологических операций, связанных с на-резкой, взвешиванием, отмериванием, затрачивается много тру-да и времени. На качество их выполнения, а следовательно, и на уровень обслуживания покупателей существенно влияет квали-фикация торгового персонала, а также огранизация и обслужи-вание рабочего места продавца.
Завершается продажа товаров расчетом с покупателями и вы-дачей им покупок. Эти операции могут выполняться на рабочем месте продавца или контролера-кассира.
При продаже технически сложных товаров с гарантийным сроком службы, кроме перечисленных операций, продавец обязан сделать отметку в паспорте на изделие, выписать товарный чек и его копию вручить покупателю.
Продажа товаров по образцам предусматривает выкладку образцов в торговом зале и самостоятельное (или с помощью продавца) ознакомление с ними покупателей. После выбора то-варов и оплаты покупки продавец вручает покупателю товары, соответствующие образцам. При этом методе продажи рабочие запасы размещают отдельно от образцов. Он удобен тем, что на сравнительно небольшой площади торгового зала можно вы-ставить образцы достаточно широкого ассортимента товаров. Обычно этот метод применяется при продаже технически слож-ных и крупногабаритных товаров, а также тех товаров, которые требуют перед их отпуском покупателю отмеривания и нарезки. Этим методом осуществляют продажу бытовых холодильников, стиральных машин, осветительных, отопительных и нагрева-тельных приборов, швейных машин, телевизоров, радиоприем-ников, музыкальных инструментов, мотоциклов, мотороллеров, велосипедов, мебели, тканей и других товаров.
Выставленные в торговом зале образцы товаров должны быть снабжены четко оформленными ярлыками; в которых указыва-ют наименование товара, артикул, сорт, наименование изгото-вителя, цену. В случае необходимости продавцы оказывают по-купателям консультативную помощь.
Продажу крупногабаритных товаров по образцам сочетают с доставкой их покупателям на дом со складов магазина, оптовых баз или промышленных предприятий-изготовителей. Это позво-ляет сократить потребность розничных торговых предприятий в складских помещениях, уменьшить совокупные транспортные расходы и избавить покупателей от хлопот, связанных с достав-кой приобретенных товаров.
При продаже товаров с открытой выкладкой покупатели имеют возможность самостоятельно ознакомиться и отобрать выложенные на рабочем месте продавца товары. Их выклады-вают на прилавках, горках, стендах. Функции продавца при этом методе продажи сводятся к консультированию покупате-лей, взвешиванию, упаковке и отпуску отобранных ими това-ров. Расчетные операции могут осуществляться в кассах, уста-новленных в торговом зале или на рабочем месте продавца. Про-дажа товаров с открытой выкладкой более удобна по сравнению с традиционными методами, так как многие покупатели имеют возможность одновременно знакомиться с открыто выложенны-ми образцами товаров, не отвлекая при этом продавцов на вы-полнение функций, связанных с показом товаров и информацией об их ассортименте. Применение этого метода позволяет уско-рить операции по продаже товаров, увеличить пропускную спо-собность магазина и повысить производительность труда про-давцов. Обычно этот метод применяется при продаже тех то-варов, реализация которых в магазинах самообслуживания осу-ществляется через прилавки обслуживания (тканей, обуви, чулочно-носочных изделий, бельевых товаров, галантереи, школь-но-письменных товаров, посудо-хозяйственных и других непро-довольственных и некоторых продовольственных товаров).
При продаже товаров по этому методу особое внимание должно быть уделено размещению и выкладке их на рабочем месте продавца. Мелкие предметы выкладывают насыпью в кассетах открытых наприлавочных витрин. Более крупные товары располагают стопками на прилавке. Выкладывая товары, их группируют по видам и ценам. Выложенные товары нельзя накрывать стеклом, скреплять их между собой. Товары должны быть снабжены ярлыками-ценниками, прикрепленными к ячей-кам кассет специальными зажимами.
Торговля по предварительным заказам удобна для покупате-лей, так как позволяет им экономить время на приобретение то-варов. По предварительным заказам продают преимущественно продовольственные товары, а также непродовольственные това-ры сложного ассортимента. Заказы могут быть приняты в мага-зине, автомагазине, по месту работы или на дому покупателей. Они могут быть поданы в устной или письменной форме. Расчет осуществляется путем предварительной оплаты в кассе магази-на или посредством почтового перевода (при продаже топлива и строительных материалов), а также путем оплаты стоимости товаров в момент их получения. Предварительно заказанные то-вары могут быть доставлены на дом или вручены покупателю в магазине. Заказы на продовольственные товары должны быть выполнены в течение 4-8 час. По непродовольственным това-рам срок выполнения заказа устанавливается в зависимости от вида товаров и возможностей его исполнения. Особенно удобен этот метод продажи товаров для жителей небольших населен-ных пунктов, которые через магазины «Товары повседневного спроса» или автомагазины могут заказать технически сложные товары или другие товары длительного пользования, не теряя при этом время на поездки в другие населенные пункты для их приобретения.
Независимо от применяемого метода продажи товаров работ-ники магазинов должны строго соблюдать правила торговли, содержащиеся в основных правилах работы магазина, правилах розничной торговли отдельными продовольственными и непро-довольственными товарами и в других документах (санитарных правилах для продовольственных магазинов, правилах пользо-вания мерами и измерительными приборами и т. д.)
Помимо рассмотренных выше методов розничной продажи товаров в зарубежной практике получили и другие, достаточ-но эффективные методы продажи товаров. Растущая тенденция на Западе - приближение розничного обслуживания к потре-бителю - нашла свое выражение в торговле через автоматы. Наибольшее распространение она получила в США, где через автоматы ежегодно реализуется свыше 1,5% розничного товаро-оборота. Здесь с помощью автоматов продаются, кроме табач-ных и кондитерских изделий, книги, аптекарские и косметиче-ские товары, канцелярские принадлежности и предметы домаш-него обихода. Имеются полностью автоматизированные магази-ны, где торговля производится круглосуточно.
Торговля по почте - особая форма универсальной торго-вли без магазина. Посылочная торговля получила большое рас-пространение в высокоразвитых капиталистических странах. В Великобритании эту форму торговли используют 18 млн. чело-век - почти треть населения страны.
В Германии с помощью посылочной торговли осуществляется свыше 5% объема розничного товарооборота. Главное удобство посылочной торговли для населения - это продажа товаров в кредит с рассрочкой платежа. При покупке товара покупатель обязан уплатить 5% стоимости товара (товар высылается на седьмой день после оформления заказа), а остальная сумма по-гашается в течение 5-9 месяцев в зависимости от вида товара. Торговля по почте особенно популярна среди работающих за-мужних женщин, а также в районах, где недостаточно развита розничная торговая сеть.
В последние годы появляется новый вид безмагазинной торго-вли, имеющей много общего с почтовой, - «электронная». Под «электронной» торговлей понимается осуществление покупок на дому с помощью персональных компьютеров. Здесь же при по-мощи специальных кредитных карточек производится оплата за купленный товар.
Торговые услуги. Качество торгового обслуживания в значительной степени определяется количеством и качеством до-полнительных торговых услуг, оказываемых магазинами поку-пателям товаров. В развитой торговле их удельный вес весьма высок. Осуществление актов купли-продажи товаров обраста-ет разнообразными операциями по обслуживанию покупателей. Именно эти дополнительные услуги по своей сущности стано-вятся доминирующими по массе затрачиваемого на них труда (раскрой купленных тканей, прием заказов на пошив одежды, доставка товаров на дом, установка купленных технически слож-ных товаров на дому у покупателей, прием заказов от покупате-лей на вязку и ремонт трикотажных изделий, мелкая переделка и подгонка одежды, мелкий ремонт технически сложных това-ров, растяжка головных уборов и обуви, выполнение граверных работ, комплектование и оформление подарков и т. д.).
Дополнительные торговые услуги можно подразделить на три вида: во-первых, связанные с покупкой товаров; во-вто-рых, связанные с оказанием помощи покупателям при исполь-зовании приобретенных товаров; в-третьих, связанные с созда-нием благоприятной обстановки для посещения магазина.
Первая группа услуг включает: прием предварительных за-казов на временно отсутствующие в продаже товары, упаковку товаров, доставку крупногабаритных товаров на дом покупате-лю и др.
Довольно обширен круг услуг, оказываемых покупателям по-сле приобретения товаров. К ним относят: раскрой купленных в магазине тканей; мелкую переделку и подгонку по росту и фигу-ре покупателя готового платья, приобретенного в магазине; при-ем заказов на пошив одежды, столового и постельного белья из ткани, купленной в магазине; установку на дому у покупателей приобретенных в магазине холодильников, телевизоров, радио-приемников и другие услуги.
В третью группу входят следующие услуги: организация ка-фетерия или буфета при универмаге или другом крупном мага-зине; ремонт технически сложных товаров; устройство при ма-газинах детских комнат или уголков, камер хранения купленных в магазине товаров и вещей покупателей, оборудование вблизи магазинов стоянок для велосипедов, мотоциклов, автомашин и крытых площадок для детских колясок и др.
Услуги, оказываемые магазинами, могут быть платными или бесплатными. К бесплатным относят услуги, непосредственно связанные с продажей товаров (консультации продавцов и спе-циалистов, рекламная информация, организация сборных касс ч т. д.).
Другие услуги, предоставление которых связано для магази-нов с дополнительными затратами (раскрой тканей, доставка товаров на дом и др.), должны выполняться за плату по тари-фам, утвержденным на местах.
Наиболее благоприятные условия для оказания дополни-тельных услуг имеются в универмагах, универсамах и круп-ных специализированных магазинах. При этом преимуществен-ное распространение получили такие виды услуг: раскрой тка-ней; прием заказов на пошив одежды и подгонка одежды по фи-гуре покупателя; доставка товаров на дом; установка куплен-ных в магазине технически сложных товаров на дому у покупа-телей; организация коллективных выездов жителей отдаленных населенных пунктов для приобретения товаров в универсальных и специализированных кооперативных магазинах; организация при крупных магазинах кафетериев и др.
Раскрой купленных в магазине тканей выполняет закрой-щик. Для этих целей в торговом зале, в стороне покупательского потока, вне зоны самообслуживания отводится часть торговой площади (до 12 м2), на которой оборудуется рабочее место за-кройщика. Здесь устанавливают примерочную кабину с зерка-лом, стол для закройщика, шкаф для хранения принятых в рас-крой тканей и раскроенных изделий, стулья для покупателей, вешалки для верхней одежды и т. д.
Раскрой тканей осуществляется по выбранному покупателем фасону, по возможности в его присутствии. По просьбе поку-пателя закройщик дает ему консультацию. Здесь же покупа-тель может приобрести различные принадлежности для кройки и шитья (альбомы, выкройки и пр.). Закройщик может выез-жать в отдаленные населенные пункты с автомагазином и там раскраивать ткани, приобретенные покупателями в автомагази-не.
Крупные универмаги и специализированные магазины про-водят прием заказов на пошив одежды из приобретенных здесь материалов. Для приема и выполнения заказов кооперативные организации приглашают мастеров местных ателье или швей-ных мастерских.
Одним из распространенных видов услуг является доставка товаров на дом покупателя. Доставке подлежат крупногаба-ритные и тяжелые товары (мебель, телевизоры, холодильники, строительные материалы и т. д.). Заказы на эту услугу следует принимать в течение всего рабочего дня магазина. День и вре-мя доставки товаров должны быть согласованы с покупателем. Для доставки товаров используют транспорт городских или рай-онных транспортно-экспедиционных контор, либо транспортного хозяйства кооперативной организации.
Установку купленных в магазине технически сложных товаров на дому у покупателей (телевизоров, холодильников, сти-ральных машин и т. п.) обеспечивают преимущественно универ-маги и крупные специализированные магазины.
Для жителей малых и отдаленных населенных пунктов удоб-ными являются коллективные выезды для приобретения то-варов в универмагах и крупных специализированных магазинах особенно для покупок товаров сложного ассортимента. Для этих целей сельскохозяйственные универсама выделяют транспорт. Выезд покупателей организуется по графикам.
Кафетерии организуют в крупных универмагах, универса-мах и специализированных магазинах. Их размещают вне зо-ны самообслуживания и оснащают холодильным оборудовани-ем, кофеваркой, оборудованием для продажи соков, кафетерийной стойкой, специальными обеденными столами и другим обо-рудованием. В них продают кофе, чай, молочные коктейли, бу-терброды, кондитерские изделия и т. д.
Кроме перечисленных дополнительных услуг в магазинах мо-гут оказываться и другие, удобные для покупателей услуги. Например, в универмагах рекомендовано предоставлять и та-кие услуги, как: комплектование праздничных наборов из имею-щихся товаров; продажа цветов, периодических изданий, лекар-ственных средств и др.; в продовольственных магазинах прием стеклопосуды на дому у населения; консультации покупателей по домашнему консервированию продуктов; организация отделов обслуживания инвалидов, престарелых и многодетных семей (с доставкой товаров на дом).
Широкий набор торговых услуг, оказываемых населению, по-зволяет привлечь в магазин большее количество покупателей и увеличить получаемые доходы.
2. Общая организационно-экономическая характеристика универсама
2.1. Понятие розничного товарооборота
Под розничным товарооборотом понимают передачу това-ров конечным потребителям. На этом процесс обращения то-вара завершается - он поступает в сферу потребления.
Как экономический показатель розничный товарооборот отражает объем товарной массы (в денежном выражении), пере-ходящей в сферу личного потребления, и характеризует, с од-ной стороны, денежную выручку торговли, с другой - сумму расходов населения на покупку товаров. Динамика розничного товарооборота отражает пропорции между производством и потреблением, потребности предприятий в материальных и трудовых ресурсах, развитие торговой сети.
Согласно Инструкции Госкомстата Российской Федерации11 Инструкция по определению розничного товарооборота и товарных запасов юридическими лицами, их обособленными подразделениями независимо от форм собственности, осуществляющими розничную тор-говлю и общественное питание. Утверждено постановлением Госком-стата России от 1 апреля 1996 г. № 25. розничным товарооборотом является продажа товаров населе-нию; кроме того, в розничный товарооборот включается про-дажа товаров организациям, учреждениям и предприятиям для обслуживаемых ими контингентов населения.
Розничный товарооборот как статистический показатель отражает объем продажи товаров населению через все каналы реализации: в официально учтенных предприятиях, на веще-вых, смешанных и продуктовых рынках.
Объем розничного товарооборота во многом характеризует состояние национальной экономики, отражая положение дел в промышленности и сельском хозяйстве, инфляционные про-цессы, изменение благосостояния населения, конъюнктуру и емкость внутреннего рынка.
Показатель розничного товарооборота (как и оптового) имеет количественную и качественную характеристики.
Количественная характеристика товарооборота - объем ре-ализации в денежном исчислении, качественная - структура товарооборота. Структура (или ассортиментный состав) това-рооборота - это доля отдельных товарных групп в общем объеме реализации.
Состав розничного товарооборота классифицируют по ви-дам продаж:
* выручка от продаж продовольственных и непродовольст-венных товаров в магазинах, палатках, автоматах, развозной и разносной торговле;
* товарооборот предприятий общественного питания, состо-ящий из оборота по продаже продукции собственного произ-водства и покупных товаров, включая наценку;
* выручка от реализации медикаментов в аптеках;
* выручка от реализации книг, газет, журналов, в том числе и по подписке, и др.
Необходимо четко разграничить понятия "состав" и "вели-чина" товарооборота: состав товарооборота складывается из раз-личных видов продаж, а величина - из сумм торговой выруч-ки, сданной в банк или кассу, объема мелкооптовых продаж (по безналичному расчету), расходов, произведенных за счет кассовой выручки (по документам).
Товарная структура розничного товарооборота включает в себя продовольственные и непродовольственные товары, ко-торые разделены на ассортиментные группы и подгруппы. При дальнейшей детализации рассматривают виды, сорта, модели, размеры товаров.
Структура продовольственных товаров состоит из следую-щих ассортиментных групп:
мясо и мясопродукты;
рыба и рыбопродукты;
жиры;
молоко и молочные продукты;
яйца;
сахар;
кондитерские изделия;
чай;
соль;
хлеб и хлебобулочные изделия;
мука, крупа и макаронные изделия;
картофель;
овощи;
плоды, фрукты, ягоды, арбузы и дыни;
другие продовольственные товары;
сопутствующие товары.
2.2. Анализ товарооборота
Задачи анализа товарооборота:
изучение динамики показателя;
анализ и оценка ассортиментной структуры;
определение и оценка факторов, влияющих на объем и струк-туру товарооборота;
анализ товарооборачиваемости.
Методы анализа:
построение динамических рядов;
использование относительных и средних величин;
сравнение;
индексный метод;
построение трендовых и регрессионных моделей динамики;
цепная подстановка;
балансовая увязка показателей;
построение графиков и др.
Анализ товарооборота начинают с определения его объема (в стоимостном выражении или в натуральных показателях) за исследуемый период. Полученные данные (отчетные) сравни-вают с плановыми показателями и с показателями (базисны-ми) соответствующих предшествующих временных интервалов (декада, месяц, квартал, полугодие, год). Подобные сопостав-ления позволяют оценить степень соответствия фактических результатов деятельности предприятия намеченной стратегии развития.
В процессе анализа динамики товарооборота используют систему индексов:
индекс физического объема товарооборота (Iф);
индекс товарооборота в фактически действовавших (теку-щих) ценах (Iт);
индекс цен (Iц).
Индекс физического объема товарооборота характеризует вли-яние изменения количества и структуры реализованных това-ров на динамику показателя.
Индекс рассчитывают по формуле:
где р0 - цена i-го товара в базисном периоде;
р1, - цена i-го товара в отчетном периоде;
q0 - количество i-го товара, реализованного в отчетном периоде;
q1 - количество i-го товара, реализованного в базисном периоде;
i - вид товара;
п - число видов товаров.
Индекс товарооборота в фактически действовавших (теку-щих) ценах отражает изменение совокупной стоимости продан-ных товаров за анализируемый период. На состояние показа-теля влияют два фактора - количество реализованных товаров и динамика цен. Индекс рассчитывают по формуле:
Использование индекса цен в анализе товарооборота в усло-виях заметного влияния инфляционных процессов на эконо-мическую жизнь страны, обусловивших высокие темпы обес-ценения денег и роста цен, приобретает исключительное зна-чение. Индекс цен показывает изменение совокупной стои-мости определенного количества товаров в течение рассматри-ваемого периода. Индекс рассчитывают по формуле:
Между рассмотренными индексами существует математи-ческая зависимость:
Таблица 1.
Исходная информация для расчетов
Показатели
|
Базисный период |
Отчетный период |
|
Объем реализации товаров первой группы |
200 |
300 |
|
Объем реализации товара второй группы |
100 |
50 |
|
Продажная цена товара "А", млн. руб. |
5 |
6 |
|
Продажная цена товара "Б", млн. руб. |
8 |
12 |
|
Рассчитаем:
индекс физического объема товарооборота Iф = (5 х 300 + + 8 х 50) : (5 х 200 + 8 х 100) = (1900 : 1800) = 1,055;
индекс товарооборота в фактически действовавших (теку-щих) ценах Iт = (6 х 300 + 12 х 50) : (5 х 200 + 8 х 100) = (2400 : 1800)= 1,333;
индекс цен Iц = (6 х 300 + 12 х 50) : (5 х 300 + 8 х 50) = =(2400: 1900) = 1,263.
Проверим выведенную ранее зависимость между изучаемы-ми показателями: Iф= Iт : Iц, или 1,055 = 1,333 : 1,263.
Способом цепной подстановки можно определить степень влияния на объем товарооборота отдельных факторов: количе-ства реализованных товаров и изменения цен на них.
В приведенном примере прирост товарооборота составил 600 млн. руб. (2400 - 1800).
За счет изменения реализации товаров товарооборот увели-чился на 100 млн. руб. (рi0 - рi1):
в том числе по товару "А" прирост составил 500 млн. руб. (5 х 300 - 5 х 200), а по товару "Б" отмечается уменьшение - 400 млн. руб. (8 х 50 - 8 х 100).
За счет изменения цен товарооборот возрос на 500 млн. руб.
(p i1 qi1 - p i0qi1)
в том числе по товару "А" - на 300 млн. руб. (6 х 300 - 5 х 300), по товару "Б" - на 200 млн. руб. (12 х 50 - 8 х 50).
Для наглядности сведем полученные данные в таблицу 2:
Таблица 2.
Факторы |
Товар "А" |
Товар "Б" |
Итого |
|
Изменение объема реализацииИзменение продажных ценИтого |
+500+300+800 |
-400+200-200 |
+100 +500 +600 |
|
Понятие торговых и технологических процессов
Оперативные (торгово-технологические) процессы в мага-зине - это совокупность торговых и технологических процес-сов, последовательно взаимосвязанных, целью которых явля-ется доведение товаров в широком ассортименте и надлежаще-го качества до потребителей с наименьшими затратами труда и времени.
Торговый процесс обеспечивает смену формы стоимости. Предметом труда здесь являются не только товары, но и поку-патели. Он включает в себя не только доведение товаров до потребителя, но и изучение опроса населения, формирование ассортимента, рекламу товара. Структура торгового процесса, последовательность выполнения различных операций зависят от степени хозяйственной самостоятельности магазина, фор-мы продажи, вида и типа магазина.
Технологический процесс обеспечивает обработку товарных потоков, начиная с поступления товара в магазин и кончая полной подготовкой их к продаже. Он включает в себя такие операции, как приемка товаров по количеству и качеству, хра-нение, фасовка, упаковка, перемещение, выкладка на торго-вом оборудовании. Осуществляется без участия покупателей.
Приемка товаров
Приемка товаров по количеству и качеству осуществляется в соответствии с инструкциями "О порядке приемки продук-ции производственно-технического назначения и товаров на-родного потребления по количеству", "О порядке приемки про-дукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству"11 Утверждены Госарбитражем при Совете Министров СССР от 25 апреля 1966 г., если в договорах постав-ки, стандартах и ТУ не предусмотрен другой порядок приемки товаров
Приемка товаров по количеству - это сверка массы, числа мест, единиц фактически поступивших товаров с показателями сопроводительных документов (счет-фактура, товарно-транс-портная накладная). Проводят в определенные сроки, указан-ные в инструкциях Недостачу оформляют коммерческим ак-том
Приемка товаров по качеству - это выявление качества и комплектности товара, соответствия тары, упаковки, марки-ровки установленным требованиям, а также сопроводительным документам (сертификат качества, санитарный сертификат, ве-теринарный сертификат) Проводят в установленные инструк-циями сроки При обнаружении недоброкачественных или не-комплектных товаров приемку приостанавливают и составля-ют коммерческий акт
Технологическая карта - это форма документации, которая отражает пооперационную разработку выполнения того или иного процесса с указанием технических средств, затрат вре-мени и труда на его выполнение Технологические карты при-емки товаров должны содержать графики поступления товаров в течение дня, последовательность выполнения операций, ко-личество работников, занятых разгрузкой и приемкой товара.
3.2. Планирование торгового зала и торговое оборудование
K= Sm / Sо
где Sm - торговая площадь;
Sо - общая площадь.
Этот коэффициент показывает, какую часть общей площа-ди магазина занимает торговая площадь. Чем больше значение этого коэффициента, тем эффективнее используется площадь здания магазина.
Общая площадь универсама «Перекресток» составляет 3200 м2, из них 1200 м2 - торговая площадь. Находим коэффициент соотношения торговой площади к общей площади магазина:
К = 1200/3200 ?0,38.
Следовательно, торговая площадь универсама составляет лишь 38% общей площади, а неторговая площадь - 62%. На основании этого можно сделать вывод, что площадь здания магазина используется неэффективно, так как значительная ее часть предназначена не для обслуживания покупателей, а для выполнения функций складского звена.
В зарубежной практике торгового бизнеса наиболее прием-лемым является соотношение торговой и неторговой площади магазина, равное соответственно 70 : 30 (в процентах), что обу-словлено функциями розничного торгового звена - реализа-ция товара и обслуживание покупателей.
* Показатель рациональности расстановки оборудования (эф-фективности использования торговой площади) - устано-вочный коэффициент (К), который показывает отношение площади, занятой торговым оборудованием (установочная пло-щадь), к общей площади торгового з ала:
Kу= SТ.ОБ. / SТ.З..
где SТ.ОБ - площадь, занятая торговым оборудованием;
SТ.З. - общая площадь торгового зала. Оптимальное значение этого коэффициента должно состав-лять 0,3-0,32.
В универсаме становочная площадь различных видов торгового оборудова-ния (стационарного, немеханического, контейнеров, холодиль-ников и др.) - 408 м2. Находим установочный коэффициент:
Куст = 408/1200 = 0,34.
Следовательно, 34% торговой площади занято установлен-ным торговым оборудованием, а 66% торговой площади - это проходы для покупателей и продавцов, размещения мест до-полнительного обслуживания покупателей, продвижения то-варов.
Виды помещений (площадей) магазина, технологическая планировка
Помещения (площади) магазинов разделяются на торговые и неторговые.
К торговым помещениям магазина относятся:
торговые залы;
залы кафетериев;
места для продажи соков;
места для игровых автоматов.
К неторговым относятся помещения, разделенные по при-знаку их назначения:
помещения и площади для приемки, хранения и подготов-ки товаров к продаже;
помещения хозяйственного обслуживания оперативных про-цессов: хранения тары и упаковочных материалов, запасного оборудования, инструментов, прочего инвентаря, спецодежды, мастерские для ремонта тары и оборудования, ремонтно-декорационная мастерская, камера для мусора и др.;
административно-бытовые помещения;
технологические помещения;
коридоры для перемещения товаров и движения работни-ков магазина.
Технологическая планировка магазина - это совокупность всех помещений магазина в определенной взаимосвязи, позволяю-щей обеспечить рациональную организацию оперативных про-цессов. Планировка формирует пути, траектории движения людей и товаров.
Требования, предъявляемые к планировке магазина:
* торговые залы должны быть технологически связаны с по-мещениями для подготовки товаров к продаже;
* кладовые и помещения для подготовки товаров к продаже не должны быть проходными;
* приемочные следует располагать вблизи помещений для хранения товаров;
* помещения для приема, хранения и подготовки товаров к продаже должны обеспечивать кратчайшие пути движения то-варов в торговый зал;
* планировка магазина должна создавать для покупателей условия беспрепятственного выбора товаров в минимально ко-роткий срок; предусматривать оптимальное использование пло-щадей, создание необходимых условий работникам магазина для рациональной организации оперативных процессов;
* планировка должна обеспечить легкость и простоту совер-шения покупок, создать максимальную видимость выложен-ных товаров и обеспечить обозримость ассортимента, стиму-лировать совершение импульсивных покупок, минимизировать время поиска нужных товаров и расстояние, которое требуется пройти для того, чтобы приобрести все намеченные товары.
Виды технологических планировок торгового зала (в зависи-мости от размеров и конфигурации торгового зала, ассорти-мента реализуемых товаров, форм и методов продажи):
* линейная - размещение товаров и проходов для покупа-телей в виде параллельных линий торгового оборудования, пер-пендикулярно линии узла расчета. Используется в основном в магазинах самообслуживания. Может быть продольной, попере-чной, смешанной;
* боксовая - торговый зал разбит на отделы, изолирован-ные друг от друга. Используется в крупных магазинах, при про-даже через прилавок;
* смешанная - расстановка оборудования в магазине с ис-пользованием комбинаций линейной и боксовой планировок;
* выставочная - размещение крупногабаритных товаров на различном оборудовании, т.е. выставка товаров. Используется при продаже товаров по образцам;
* свободная - расстановка оборудования без определенной геометрической системы в соответствии с формой торгового зала.
В универсаме «Перекресток» используется смешанная планировка торгового зала (рис. 3, 4).
Рис. 3. Планировка помещений универсама (схема):
1 - торговый зал; 2 - отдел заказов; 3 - кафетерий; 4 - кладо-вая продовольственных товаров; 5 - охлаждаемые камеры; 6 - кладовые непродовольственных товаров; 7 - помещение для хранения тары; 8 - служебно-бытовые помещения; 9 - разгру-зочная; 10 - технические помещения; 11 - пункт приема посу-ды от населения
Рис. 4. Торговый зал универсама (схема). Смешанная (комбинированная планировка)
Товарооборачиваемость - это скорость обращения товаров или время, в течение которого реализуются товарные запасы.
Товарные запасы в днях на определенную дату показывают, на сколько дней торговли организация (предприятие) обеспече-ны товарами. Показатель товарных запасов в днях рассчитыва-ется путем деления суммы товарных запасов на определенную дату на однодневный оборот предстоящего периода, ибо эти то-вары предназначены для торговли в предстоящем периоде. Това-рооборачиваемость отражает среднее время обращения товарно-го запаса за определенный период (год, квартал) или выражает число оборотов среднего запаса за указанный период.
В первом случае товарооборачиваемость рассчитывается в днях к обороту, во втором - числом оборотов среднего запаса.
Товарооборачиваемость в днях к обороту рассчигывается пу-тем деления среднего запаса товаров на среднедневной оборот за какой-то период по формуле
где О - Товарооборачиваемость в днях (продолжительность од-ного оборота); Зс - средний запас товаров за определенный пе-риод; Тс/д - среднедневной товарооборот за тот же период.
Товарооборачиваемость, выражаемая числом оборотов сред-него запаса за какой-то период времени (обычно за год), рассчи-тываются по следующим формулам:
где К - количество оборотов товарной массы за отчетный пери-од; П - объем продажи товаров за тот же период; Зс - средний запас товаров за указанный период; Ч - число дней в отчетном периоде; О - Товарооборачиваемость в днях (продолжитель-ность одного оборота). Рассчитанная Товарооборачиваемость по торговой организации отражает среднее время, в течение кото-рого товары находились в данной организации с момента полу-чения их от поставщика до момента их продажи.
Оборачиваемость товаров характеризует качество управле-ния коммерческими процессами, положение дел с товарной мас-сой и товарными запасами.
Ускорение времени обращения товаров имеет большое эконо-мическое значение как для отдельной торговой организации, так и для всей торговли в целом.
Вспомогательными показателями скорости обращения това-ров являются такие показатели, как розничный товарооборот на один квадратный метр торговой площади, оптово-складской оборот на 1 м2 (1 м3) складской площади, имеющие органиче-скую связь со скоростью обращения товаров и эффективностью использования основных средств торговой организации.
Сравнивая фактические показатели товарооборота на ква-дратный метр торговой или складской площади с оптимальными (нормативными), можно сделать вывод об эффективности использования торговой (складской) площади магазина или скла-да. Каждый из рассмотренных выше показателей эффективно-сти коммерческой деятельности, взятый в отдельности, недоста-точно полно учитывает и характеризует эффективность торго-вой организации (предприятия) в целом.
Конечным результатом деятельности торгового предпри-ятия является стоимость реализованных товаров и услуг. Поэтому эффективность коммерческой деятельности торгового предприятия может быть выражена обобщающим показателем, рассматриваемым как отношение стоимости реализованных то-варов и услуг к затратам на их реализацию по формуле
В то же время для более полной оценки эффективности ком-мерческой деятельности предприятия возможно использование обобщающего показателя, когда сопоставляются результаты де-ятельности предприятия со всеми затраченными средствами, включая вложения средств в основные и оборотные фонды.
Торговое предприятие, независимо от своих масштабов и профиля деятельности, должно заниматься так называе-мым внутрифирменным планированием. Коммерсант - это прежде всего организатор. Организовать-значит опре-делить цель, знать финансовые и материальные ресурсы и уметь использовать их для достижения целей. Организатор должен уметь формулировать задачу, доводить ее до непосредственного исполнителя и контролировать выполнение. Организация ком-мерческой деятельности предполагает умение принимать пра-вильные решения, распределять обязанности и ответственность.
Необходимым элементом организации является умение пла-нировать коммерческую деятельность, управлять ею и анализи-ровать. Планирование подразумевает определение целей пред-приятия на определенную перспективу, нахождение и анализ способов их реализации и ресурсного обеспечения.
Планирование определяется теми задачами, которые ста-вит перед собой предприятие на перспективу. В соответствии с этим планирование может быть долгосрочным, среднесроч-ным и краткосрочным. Долгосрочный план обычно охватыва-ет трехлетний или пятилетний периоды, он вырабатывается ру-ководством компании и содержит главные стратегические це-ли предприятия на перспективу. Среднесрочный план содер-жит вполне конкретные цели и количественные характеристики. Среднесрочные планы составляются обычно на двухлетний пе-риод. Краткосрочное планирование может быть рассчитано на год, полгода, месяц и т. д.
Важнейшими целями, которые преследуются при планиро-вании коммерческой деятельности предприятия, как правило, являются определения объема продаж товарной массы, прибы-ли и доли на рынке. Если долгосрочное планирование в основ-ном является сферой деятельности наиболее крупных коммерче-ских фирм, то текущее оперативное планирование - необходи-мый элемент управленческой деятельности на самых различных предприятиях. К этому виду краткосрочного планирования от-носят так называемый бизнес-план предприятия, включающий расчет возможных доходов и расходов, оценку рынка сбыта кон-кретных товаров (услуг), оценку конкурентов, систему марке-тинговых мероприятий, план реализации, финансовый план и др. Структура бизнес-плана разрабатывается на основе обобще-ния опыта работы отечественных и зарубежных бизнесменов в той или иной сфере деятельности.
Предприятия питания выполняют три тесно связанные между собой функции:
производство собственной продукции;
реализацию выпущенной продукции и покупных товаров;
организацию потребления пищи.
Отсюда издержки обществен-ного питания включают наряду с расходами на производство продукции издержки реализации и потребления собственной продукции и покупных товаров. В планировании и учете издер-жки общественного питания таким образом не подразделяются, а отражаются вместе, хотя такое деление позволяет глубже изучить и полнее выявить резервы их относительного сокраще-ния. По данным проведенных исследований примерно 50% от всех расходов предприятий питания занимают издержки произ-водства; более 30% - расходы по организации потребления пищи и до 20% - издержки реализации. Расходы в общественном питании принято называть издержками производства и обраще-ния. Издержки предприятий регламентируются «Основ-ными положениями по составу затрат, включаемых в себестои-мость продукции (работ и услуг)», утвержденными Министер-ством финансов, Министерством экономики и Министерством по статистике и анализу Республики Беларусь.
Издержки производства и обращения являются важнейшим качественным показателем деятельности предприятий питания. Они планируются, учитываются и изучаются в сумме и по уровню. Уровень издержек общественного питания определяется отношением их суммы к товарообороту и выражается в процен-тах. Он обычно исчисляется к валовому (общему) товарообороту предприятий питания. Уровень издержек показывает, сколько процентов занимают расходы в товарообороте.
Основная задача анализа издержек предприятий - выявление путей, возможностей и резервов сокращения расходов и разработка мер по их использованию. В процессе анализа изучают степень выполнения плана и динамику издержек про-изводства и обращения; выявляют и измеряют влияние основ-ных факторов. Анализ издержек проводят в увязке с изучением других показателей производственно-торговой и финансово-хо-зяйственной деятельности предприятий. Все это позволяет дать всестороннюю и глубокую оценку соблюдению сметы расходов, их динамики и выявить резервы повышения эффективности хозяйствования.
Анализ издержек производства и обращения начинают с сопоставления фактических данных с плановыми и данными прошлых периодов. Разница между фактической и плановой суммой издержек (или в динамике) представляют собой абсолют-ное отклонение (экономию или перерасход). На основе абсолют-ных данных нельзя давать объективную оценку выполнению плана и динамики издержек производства и обращения. С увеличением объема товарооборота растет сумма издержек и, наоборот, уменьшение товарооборота, как правило, приводит к абсолютной их экономии. Следовательно, анализ издержек пред-приятий следует увязывать с изучением товарооборо-та, т.е. давать оценку расходам не по сумме, а по их уровню в про-центах к товарообороту. Отклонение по уровню издержек произ-водства и обращения (от плана или от данных прошлых периодов) называется размером снижения или повышения их уровня. Он показывает, на сколько процентов к товарообороту фактический уровень расходов выше или ниже базисного (планового или фак-тического за прошлый период). Отношение размера снижения или повышения уровня издержек к базисному уровню, выражен-ное в процентах, называется темпом изменения (снижения или повышения) уровня издержек производства и обращения. Темп изменения показывает, на сколько процентов снизился или по-высился уровень расходов предприятий питания по отношению к базисному (плановому или фактическому за прошлый период), если последний принять за 100%.
Для изучения изменений издержек в динамике фактические данные за анализируемый период сопоставляют не только с дан-ными за прошлый год (квартал или месяц), но и за ряд прошлых периодов. Сопоставление фактических издержек предприятия питания с расходами других однотипных предприятий позволяет" выявлять, изучать и обобщать опыт работы лучших из них по рациональному использованию экономического потенциала. Прежде чем проводить анализ издержек производства и обраще-ния, следует проверить достоверность, реальность используемой информации. В частности, необходимо установить обоснованность и полноту отнесения расходов на издержки, своевремен-ность и правильность начисления резервов предстоящих расходов и платежей и списания сумм на счет «Расходы будущих периодов», правильность исчисления издержек на остаток товаров и т. п.
При проведении общего анализа издержек отдельно выделя-ют материальные и приравненные к ним расходы, что позволяет увязать его результаты с данными изучения доходов, прибыли, рентабельности, налогообложения, эффективности функциони-рования предприятий.
Выводы и предложения
В данной курсовой работе были рассмотрены вопросы организации технологии работы супермаркета «Перекресток», ведущего торговую деятельность в городе Москва, адрес магазина: Алтуфьевское шоссе, 49. Данное предприятие является структурным подразделением (отделом) предприятия с иностранными инвестициями «JBG», и юридически является его филиалом В соответствии с п. 2 ст. 55 ГК РФ филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства..
Форма собственности предприятия - общество с ограниченной ответственностью. Деятельность таких предприятий регулируется ст. 87-94 Гражданского кодекса Российской Федерации (части первая и вторая) (с изм. и доп. на 24 октября 1997 г.) и Федеральном законом РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью». Однако в новом ГК существование ТОО не предусматривается. В связи с этим предстоит перерегистрация предприятия в другую организационно-правовую форму.
Ассортиментным профилем супермаркета является продовольственная и сопутствующая продукция отечественных и иностранных производителей. Ассортимент разбит на товарные группы с совокупным ассортиментным объемом 11000 наименований. Форма продажи товаров - розничная реализация методом самообслуживания. Общая площадь магазина - 3200 кв. м., торговая площадь предприятия - 1200 кв. м., здание построено по типовому проекту, расположение - во встроенном помещении жилого дома. Как видно, торговая площадь универсама составляет лишь 38% общей площади, а неторговая площадь - 62%. На основании этого можно сделать вывод, что площадь здания магазина используется неэффективно, так как значительная ее часть предназначена не для обслуживания покупателей, а для выполнения функций складского звена.
Численность работников супермаркета - 53 человека. Это профессиональный кадровый состав с опытом работы на предприятиях розничной торговой сети.
В рыночных условиях розничная торговля России ориентирована на развитие торговой отрасли в соответствии передовым зарубежном опытом, где доля торговли в общем числе занятых превышает 20% общего числа работающих. В этом отношении супермаркет «Перекресток» не представляет исключения - на предприятии требуются решения ряда ключевых задач, главный из которых, несомненно, повышение товарооборота и прибыли. Для этого необходимо организовать работу магазина в соответствии с мировыми стандартами: эффективно организованная продажа товаров способствует росту товарооборота магазина, лучшему удовлетворению спроса населения и обеспечивает рентабельную работу предприятия.
Список использованной литературы
Аванесов Ю. А., Клочко А. Н., Васькин Е. В. Основы коммерции. ВУЗ. - М., 1995.
Баканов М.И. , Шеремет А.Д. «Теория экономического анализа: учеб-ник.». - М.: Финансы и статистика, 1996.
Балабанов И.Т. "Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом?". - М.: Финансы и Статистика, 1994.
Болдырев Ю. Н. Покупатель и магазин. - М., 1990. - 112 с.
Гражданский кодекс РФ. Ч. I и II. - М.: Юридическая литература, 1996.
Крейнина М.Н. «Финансовое состояние предприятия. Методы оценки». - М.: ИКЦ «Дис», 1997.
Памбухчиянц О. В. Организация, технология и проектирование торговых предприятий. - М., ИВЦ «Маркетинг», 1998.
Памбухчиянц О. В. Технология розничной торговли: Учебник. - М.: ИД «Дашков и К», 2000. - 184 с.
Панкратов Ф. Г., Серегина Т. К. Коммерческая деятельность. - М.: ИВЦ «Маркетинг», 1998.
Примерное правило работы предприятий розничной торговли. Комитет РФ по торговле 17.03.94. г., № 1-314/32-9
Прохоров В. И. Справочник контроллера-кассира. - М.: Высшая школа, 1992. - 239 с.
Справочник предпринимателя. - М.: Наука, 1994. - 592 с.
Торговое дело: экономика и организация: Учебник / Под общ. ред. проф. Л. А. Брагина и проф. Т. П. Данько. -М.: ИНФРА-М, 1997.
Федеральный закон РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью»
Шеремет А.Д., Сайфулин Р. С. Методика финансового анализа предприятия. - М.: Инфра-М, 1996.
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |
Курсовая работа | Влияние полных и неполных семей на развитие ребенка |
Курсовая работа | Неустойка и ее виды |
Курсовая работа | Орфографические словари на уроках русского языка в начальной школе |
Курсовая работа | Социальные стереотипы поведения современной молодежи |
Курсовая работа | Денежный рынок |
Курсовая работа | Источники формирования капитала предприятия и его размещение |
Курсовая работа | Трудовой договор: его понятие, виды, значение, содержание |
Курсовая работа | Статистика цен и инфляции |
Курсовая работа | Формирование конкурентных преимуществ промышленных предприятий на примере ОАО "Рудгормаш" |
Курсовая работа | Тревожность как фактор формирования мотивации достижения успеха, избегания неудачи |
Курсовая работа | Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами |
Курсовая работа | Жизненный цикл товара, политика маркетинга на разных этапах |
Курсовая работа | Технология приготовления блюд из мяса |
Курсовая работа | Совершенствование работы кадровой службы организации |
Курсовая работа | Профессиональная этика |