29
Министерство образования и науки Украины
Национальный технический университет «Харьковский политехничексий институт»
Кафедра менеджмента и налогообложения
Курсовая работа
на тему: «Обеспечение финансовой устойчивости ОАО «Свет шахтёра» для решения его стратегических задач»
1.1 Анализ факторов внутренней среды организации
Для анализа хозяйственно-экономической деятельности предприятия следует дать определение внутренней среды организации. Внутренняя среда организации - это часть общей среды, которая находится в рамках данной организации и непосредственно влияет на неё изнутри. Внутренняя среда имеет такие составные элементы как: организационный, производственный, маркетинговый и финансовый срезы. Основываясь на выбранной тематике курсового проекта более тщательно будут рассмотрены производственный и финансовый срезы.
Всё это указывает на большой потенциал завода при ограниченных возможностях его использования в данный момент.
Статья |
Предыдущий период |
Текущий период |
|
Материальные затраты, тыс. грн. |
47926.100 |
99102.000 |
|
Затраты на оплату труда, тыс. грн. |
16435.200 |
26996.800 |
|
Отчисления на социальные нужды, тыс. грн. |
6105.500 |
10516.000 |
|
Амортизация, тыс. грн. |
7137.100 |
9137.800 |
|
Другие операционные расходы, тыс. грн. |
7382.800 |
7609.800 |
|
Себестоимость товаров и услуг, тыс. грн. |
67865,70 |
118489,20 |
|
Прибыль, из расчёта 25% от себестоимости |
16966,43 |
29622,3 |
|
Цена продукции, тыс. грн. |
84832,13 |
148111,5 |
Основные экономические показатели предприятия ОАО «Свет Шахтёра» представляют собой объект особого рассмотрения при поставленной цели работы. Эти показатели представлены в таблице ниже и отражают положение на начало и конец текущего периода.
Таблица 2. - Экономические показатели предприятия.
Показатели |
На начало периода |
На конец периода |
|
Необоротные активы, тыс. грн. |
44423.50 |
41774.80 |
|
Оборотные средства, тыс. грн. |
135202.30 |
160707.10 |
|
Расходы будущих периодов, тыс. грн. |
23.20 |
36.10 |
|
Собственный капитал, тыс. грн. |
148202.50 |
184662.60 |
|
Долгосрочные обязательства, тыс. грн. |
9040.40 |
1197.60 |
|
Краткосрочные обязательства, тыс. грн. |
22406.10 |
16657.80 |
Собственный капитал ОАО «Свет Шахтёра», согласно таблице, составляет около 185 млн. грн., а оборотные средства на конец текущего периода составляют более 160 млн. грн.
Для того, чтобы охарактеризовать нынешний показатель финансовой устойчивости, зная объём краткосрочных обязательств предприятия в размере почти 17 млн. грн., можно сосчитать отношение оборотных средств к краткосрочных обязательствам, которое составит 9,5. Эти данные показывают, что работа в данной области необходима.
Затраты на сбыт отображаются в затратах предприятия, связанных с реализацией продукции и включают в себя расходы на содержание отделов сбыта, рекламу, доставку продукции покупателю, и составляют на конец текущего года 15,3 млн. грн.
Следует так же указать уровень дебиторской задолженности, для окончательной конкретизации причин, вызвавших необходимость реализации указанной цели. По состоянию на 31.12.2004 дебиторская задолженность составила около 54 млн. грн. в том числе:
за профильную продукцию - 26200,8 тыс. грн.;
за товары - 3049,8 тыс. грн.;
с бюджетом - 119,3 тыс. грн.;
резерв сомнительных обязательств - 958,2 тыс. грн.;
другие - 24412,5 тыс. грн.
Уменьшение дебиторской задолженности предприятию становиться одной из основных задач менеджмента ОАО «Свет Шахтёра». Решение этой задачи может стать основной составляющей осуществления цели организации.
Необходимо помимо прочего сравнить размеры привлечённых средств с размерами собственных. Значение показателя коэффициента соотношения привлечённых и собственных средств свидетельствует о степени зависимости предприятия от кредиторов. В случае ОАО «Свет Шахтёра» этот коэффициент будет равен 0,21, что свидетельствует о достаточно невысокой степени зависимости завода от кредиторов в данное время.
Можно сделать вывод о том, что исходя из финансового среза видно, что наиболее важным моментом в реализации цели организации является уменьшение дебиторской задолженности. Разработка стратегии предприятия и будет проводиться далее в курсовом проекте.
2. Анализ влияния факторов внешней среды
Внешняя среда любой организации подразделяется на макросреду, которая включает экономический, политико-правовой, научно-технический, демографический и культурный сегменты, и микросреду, состоящую из поставщиков, посредников, конкурентов и клиентов организации. Эти среды и сегменты будут рассмотрены далее.
Наименование продукции |
Доля в общем объёме реализации (по регионам),% |
|||
Украина |
Страны СНГ и Балтии |
Страны дальнего зарубежья |
||
Всего: |
97.972 |
2.028 |
0.000 |
|
Другие товары |
98.954 |
1.046 |
0.000 |
|
Шахтные конвейеры |
97.685 |
2.315 |
0.000 |
Конкуренты организации. Конкуренты организации могут существенно влиять на реализацию ею своих основных целей, поэтому чрезвычайно важно изучение этого сектора микросреды.
Продукцию, аналогичную выпускаемой на заводе «Свет Шахтёра», освоили заводы России «Анжеромаш», Юргинский машиностроительный завод, Скопинский машиностроительный завод. В последнее время быстро растёт конкуренция продукции завода со стороны украинских заводов. Имеет место конкуренция и со стороны предприятий Германии и Польши.
Стоит особенно отметить конкуренцию, которую всё больше испытывает завод по составным частям скребковых конвейеров. Навесное оснащение конвейеров фактически выпускает Свердловский машиностроительный завод и поставляет ОАО «Свет Шахтёра» и другим предприятиям и шахтам как комплектующие изделия. Скребки, соединительные звенья цепочек поставляет на рынок ЗАО «Артёмовский машиностроительный завод «ВИСТЕК» и фирма «Тиле»(Германия), а так же соединительные звенья цепей производит ОАО «Мотор Сечь». Головные аккумуляторные светильники поставляют на рынок так же консорциум «Укрбат», производственное объединение «Электроточприбор», ОАО «Прокоповский завод шахтной автоматики», ОАО «Импульс», Россия (см. Приложение Б. Табл. Пофакторное сравнение конкурентов).
Как правило продукция конкурентов, уступая в качестве продукции ОАО «Свет Шахтёра», поставляется на рынок по более низким ценам, что в условиях недостатка финансовых средств у потребителей, значительно обостряет ценовую конкуренцию на рынке.
3.1 Миссия организации
Официальной формулировки миссии предприятия ОАО «Свет Шахтёра» не существует. Но, как и на любом предприятии, на этом заводе миссия существует. Признаки этого можно проследить в действиях и планировании действий организации.
Отсутствие формулировки миссии предприятия - это одна из существенных ошибок руководства завода, так как она отражает предназначение предприятия, потребности, удовлетворяемые результатами работы предприятия. Эту шубку можно исправить тезисной формулировкой состояния организации, не являющегося конечным желаемым, а выражающим лишь причины деятельности предприятия.
ОАО «Свет Шахтёра» видит себя значительный участником процесса восстановления украинской добывающей промышленности, и концентрирует свои усилия на совершенствовании своей продукции и улучшении качества поставляемых потребителю товаров.
ОАО «Свет Шахтёра» считает, что возрождение угольной отрасли в Украине станет толчком во всеобщем развитии промышленности страны, и потому прикладывает все возможные усилия для обеспечения потребительского отрасли всеми необходимыми материально-техническими средствами.
ОАО «Свет Шахтёра» стремиться всегда улучшать качество своей продукции, совершенствовать её для обеспечения угольной промышленности Украины наиболее современными, технологичными и конкурентоспособными средствами производства.
ОАО «Свет Шахтёра»единственной ценностью для себя процветающую украинскую экономику, а поскольку сегмент угольной отрасли в ней достаточно велик, именно его возрождение - одна из основных целей организации.
3.2 Цели организации
Основная цель предприятия ОАО «Харьковский машиностроительный завод «Свет Шахтёра» - стабилизация и улучшение финансового положения завода. Для её осуществления будет осуществляться реализация следующих промежуточных целей:
Уменьшение дебиторской задолженности предприятию;
Не допущение снижения объёмов производства;
Повышение качества существующей продукции;
Усовершенствование выпускаемой продукции;
Установление уровня цен в соответствии с конкуренцией;
Выпуск на рынок новых видов продукции;
Повышение контролируемой доли рынка;
Поддержание надлежащих социально-бытовых условий работы сотрудников акционерного общества.
4. Анализ сильных и слабых сторон организации
Сильные стороны |
Слабые стороны |
|
Наличие давно завоёванной доли рынка и постоянных покупателей; Накоплен уникальный опыт в области проектирования продукции и разработки технологий её изготовления; Завод владеет большим объёмом информации об опыте эксплуатации шахтных скребковых конвейеров разных типов; Силами сотрудников выполнены масштабные научные исследования, проведены испытания конвейеров и их составляющих частей; Завод владеет монопольными авторскими правами на большое количество оригинальных инженерных решений и «ноу-хау»; Предприятие зарекомендовало себя как одно из ведущих в данной отрасли как среди предпринимателей, так и в кругах научной и инженерной общественности; Предприятие обладает незапятнанной репутацией; Все договоры по состоянию на 01.01.2005 выполнены. |
Большой объём накопившейся дебиторской задолженности и отсутствие постоянной тенденции к его уменьшению; Ценовая конкуренция со стороны украинских предприятий в их пользу; Неплатёжеспособность потребителей профильной продукции; Большое количество сильных конкурентов в данной отрасли, продающих продукцию по более низким ценам; Устаревание существующего ассортимента выпускаемой на заводе продукции; Физический и моральный износ более чем половины всех основных фондов предприятия; Наличие штрафов за нарушение налогового законодательства на сумму 291 тыс. грн.; Ограничение возможностей технического развития при использовании принципа самостоятельного финансирования; |
4.1 Анализ внешних возможностей и опасностей
Возможности |
Угрозы |
|
Мощности предприятия позволяют проводить совершенствование выпускаемой продукции, повышать её качество; Мощности предприятия дают возможность внедрять новые технологии и выпускать новые виды продукции; Предприятие стабильно удерживает лидерство в качестве продукции, которое превосходит качество продукции конкурентов; Высокоорганизованный производственный цикл и качественные комплектующие обеспечивают минимизацию отказов изделий; Развитая и стабильно работающая инфраструктура делает приемлемой как деятельность организации, так и облегчает условия жизни персонала. |
Тяжёлое экономическое состояние угольной промышленности, как основного потребителя; Предыдущее так же усугубляется нежеланием властей принимать меры в направлении улучшения положения; Более широкие возможности конкурентов в сфере нововведений, что грозит потерей части доли рынка; Вероятность роста цен на используемые в производстве сырьё и покупные комплектующие в ближайшей перспективе; Увеличение вероятности нестабильности в законодательстве страны в свете политических изменений; Постоянные непредсказуемые колебания обменного курса иностранных валют и гривны; |
Возможности |
Угрозы |
||
Сильные стороны |
Редкий опыт разработки продукции, разработки технологий её изготовления, используя мощности предприятия, а так же объём информации об опыте эксплуатации шахтных скребковых конвейеров, масштабные научные исследования, проведенные испытания позволяют совершенствовать выпускаемую продукцию, повышать её качество и внедрять в производство новые виды продукции, от чего может возрасти спрос. Указанные факторы позволяют создать мощную информационную базу, позволяющую торговать информацией, осуществлять заказы на выполнение кардинально новых услуг - консультаций по использованию и обучения работе с оборудованием. |
Нелегкое экономическое положение угольной промышленности, как основного потребителя товаров, выпускаемых «Свет Шахтёра», а так же возможность роста цен на сырьё, материалы и покупные комплектующие из-за нестабильности множества важных факторов ставит по угрозу возможность достижения целей организации. Высокий уровень ценовой конкуренции может заставить предприятие снизить цену, что повлечёт за собой потери прибыли организацией. |
|
Слабые стороны |
Недостаток финансовых средств не даёт возможности обновлять материально-техническую базу предприятия, что может в скором времени негативно сказаться на качестве выпускаемой им продукции; Отсутствие невыполненных контрактов может стать временным явлением, так как из-за повышения цен на материалы и сырьё, предприятие может не справляться с осуществлением необходимых закупок для производства необходимых товаров. |
Государство выделяет мало средств на развитие как угольной, так и машиностроительной отрасли, поддержание принципа самофинансирования высокая вероятность роста цен на закупаемые материалы и комплектующие может привести к серьёзным убыткам на предприятии. Так же это отдаляет перспективу, в которой предприятие могло бы постоять за себя при реализации конкурентами своей возможности выпуска новой продукции на рынок горнодобывающей промышленности. |
Благодаря реализации такой модели планируемых действий предприятия станет возможным достижение его основной цели.
Приложение А
Приложение Б
Сравнение конкурентов по факторам
Предприятие Фактор |
«Свет Шахтёра» (Харьков) |
«Вистек» (Артёмовск) |
Юргинский машзавод (Россия) |
Анжероммаш (Россия) |
«Тиле» (Германия) |
|
Цена за единицу изделия |
5 |
4 |
3 |
3 |
2 |
|
Технология |
5 |
4 |
4 |
4 |
4 |
|
Внедрение инноваций |
4 |
4 |
4 |
4 |
5 |
|
Качество товара |
5 |
3 |
4 |
4 |
5 |
|
Производствен-ный цикл |
5 |
3 |
5 |
4 |
5 |
|
Уровень специализации продукции |
5 |
5 |
5 |
5 |
4 |
|
Опыт работы на рынке |
5 |
4 |
4 |
5 |
5 |
|
Уровень послепродажного обслуживание |
5 |
4 |
4 |
5 |
5 |
|
Объёмы производства |
5 |
4 |
4 |
5 |
5 |
|
Размещение производства |
5 |
5 |
5 |
4 |
4 |
|
Потенциальная мощность предприятия |
5 |
4 |
4 |
4 |
4 |
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |
Курсовая работа | Управление как система знаний |
Курсовая работа | Анализ эффективности использования материальных ресурсов |
Курсовая работа | Планирование прибыли и рентабельности предприятия питания |
Курсовая работа | Социальная политика в отношении инвалидов |
Курсовая работа | Продажа товаров и услуг |
Курсовая работа | Организация лизинговых операций в России |
Курсовая работа | Государственная регистрация недвижимости |
Курсовая работа | Кейнсианская концепция экономического развития |
Курсовая работа | Ценовая политика предприятия в рыночных условиях (на примере ООО "КЕВ") |
Курсовая работа | Этапы финансового планирования на предприятии |
Курсовая работа | Безработица и ее современные особенности в России |
Курсовая работа | Особенности денежно-кредитной политики в современной России |
Курсовая работа | Кассационное производство |
Курсовая работа | Стратегии функционирования предприятия. Уровни разработки стратегий |
Курсовая работа | Детская периодика и критика в истории детской литературы |