Курсовая работа по предмету "Менеджмент и трудовые отношения"


Общая схема процесса управления риском


39

КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему: "Общая схема процесса управления риском"

Содержание

Введение

1. Общая схема управления риском

1.1 Этапы управления риском

1.2 Меры по устранению и минимизации риска

2. Виды рисков

2.1 Классификация предпринимательских рисков

2.2 Классификация банковских рисков

3. Управление банковскими рисками

4. Практическая часть

4.1 Задача 1

4.2 Задача 2

Заключение

Литература

Введение

Актуальность данной курсовой работы связана с нестабильным состоянием международных финансовых рынков, неполнотой исследований в данной области, открывающимися возможностями для использования методов оценки инвестиционных рисков в российской экономике.

Значимость управления риском заключается в возможности, во-первых, прогнозировать в определенной степени наступление рискового события, во-вторых, заблаговременно принимать необходимые меры к снижению размера возможных неблагоприятных последствий. Для того чтобы управлять риском, необходимо иметь его количественную оценку, т.е. уметь измерять вероятность наступления неблагоприятных событий и величину потерь сопутствующих им.

Российская экономика является переходной, сочетающей в себе черты открытой рыночной и административной систем. Процесс реформ оказался связан с крупнейшими макроэкономическими проблемами: инфляция, инвестиционный кризис, бюджетный дефицит, быстро растущий государственный долг, демонетизация экономики, высокие риски и нестабильность. Поэтому модели, используемые при оценке рисков, которые возникали на российском финансовом рынке, позволили банкам и предприятиям сглаживать негативные последствия таких экономических тенденций. Управление риском предполагает осуществление ряда процессов и действий, реализующих целенаправленное воздействие на риск. К ним можно отнести: определение целей рисковых вложений капитала, сбор и обработку данных по аспектам риска, определение вероятности наступления рисковых событий, выявление степени и величины риска, выбор приемов управления риском и способов его снижения.

1. Общая схема управления риском

1.1 Этапы управления риском

Известно, что управление как целенаправленное воздействие управляющей системы на управляемую обычно проявляется в виде множества взаимосвязанных между собой процессов подготовки, принятия и организации выполнения управленческих решений, составляющих технологию процесса управления.

Как система управления, управление риском также предполагает осуществление ряда процессов и действий, реализующих целенаправленное воздействие на риск. К ним можно отнести: определение целей рисковых вложений капитала, сбор и обработку данных по аспектам риска, определение вероятности наступления рисковых событий, выявление степени и величины риска, выбор приемов управления риском и способов его снижения.

Рис. 1 Общая схема процесса управления риском

Представленные на схеме этапы процесса управления риском можно подразделить на две составляющие (группы) - анализ риска и меры по устранению и минимизации риска.

Анализ риска включает сбор и обработку данных по аспектам риска, качественный и количественный анализ риска.

Меры по устранению и минимизации риска включают выбор и обоснование предельно допустимых уровней риска, выбор методов снижения риска, формирование вариантов рискового вложения капитала, оценку их оптимальности на основе сопоставления ожидаемой отдачи (прибыли и т.п.) и величины риска.

Сбор и обработка данных по аспектам риска - один из важнейших этапов процесса управление риском, поскольку процесс управления в первую очередь предполагает получение, переработку, передачу и практическое использование различного рода информации.

Полученная на этом этапе информация должна быть достоверной, качественно полноценной и своевременной. В зависимости от целей и характера рискового вложения капитала это может быть информация:

· о вероятности наступления рискового события;

· о финансовой устойчивости и платежеспособности партнеров, клиентов, конкурентов;

· о политической и экономической ситуации в стране партнера по внешнеэкономической деятельности;

· о состоянии рынка определенных товаров и услуг;

· об условиях страхования и др.

Источником такой информации могут быть данные об опыте подобных проектов в прошлом, мнения экспертов, различного рода аналитические обзоры, данные специализированных компаний.

Сбор и обработка информации является важным этапом процесса управления независимо от его конкретного содержания. Однако в процессе управления риском к полноте и качеству информации предъявляются особые требования. Это обусловлено тем, что отсутствие полной информации является одним из существенных факторов риска, и принятие решений в условиях неполной информации служит источником дополнительных финансовых и других потерь и, следовательно, уменьшения прибыли.

В этих условиях информационное обеспечение процесса управления риском служит не только в качестве источника данных для анализа риска, но и само по себе является важным средством снижения уровня риска.

Таким образом, в процессе сбора и обработки информации следует стремиться к получению и использованию наиболее полной и достоверной информации.

Следует также учитывать и фактор времени - получение полной и достоверной информации требует значительных затрат времени, а в большинстве случаев решение необходимо принимать в ограниченные сроки.

В процессе сбора и обработки информации по аспектам риска следует стремиться к достижению оптимальной соотносительности между полнотой и качеством информации, с одной стороны, и стоимостью ее получения - с другой. В ряде случаев экономически целесообразнее работать с неполной информацией, чем собирать практически полную, но крайне дорогую информацию, требующую к тому же недопустимых затрат времени.

Особо важную роль играет информация в процессе качественного и количественного анализа риска.

Качественный анализ предполагает: выявление источников и причин риска, этапов и работ, при выполнении которых возникает риск, т.е.: установление потенциальных зон риска; идентификацию всех возможных рисков; выявление практических выгод и возможных негативных последствий, которые могут наступить при реализации содержащего риск решения.

В процессе качественного анализа важно не только установить все виды рисков, которые угрожают проекту, но и по возможности выявить возможные потери ресурсов, сопровождающие наступление рисковых событий.

Результаты качественного анализа служат важной исходной информацией для осуществления количественного анализа.

Количественный анализ предполагает численное определение отдельных рисков и риска проекта (решения) в целом. На этом этапе определяются численные значения вероятности наступления рисковых событий и их последствий, осуществляется количественная оценка уровня риска, определяется также допустимый в данной конкретной обстановке уровень риска.

Количественная оценка вероятности наступления отдельных рисков и то, во что они могут обойтись, позволяет выделить наиболее вероятные по возникновению и весомые по величине потерь риски, которые будут являться объектом дальнейшего анализа для принятия решения о целесообразности реализации проекта.

В литературе по проблеме риска приводится много различных методов количественной оценки риска, наиболее распространенными из которых являются статистический метод и метод экспертных оценок.

Суть статистического метода заключается в том, что изучается статистика потерь и прибылей, имевших место на данном или аналогичном производстве, устанавливается величина и частотность получения того или иного экономического результата и составляется наиболее вероятный прогноз на будущее.

Статистический метод количественной оценки риска требует наличия значительного массива данных, которые не всегда имеются в распоряжении предпринимателя. Сбор и обработка данных могут весьма дорого обойтись. Поэтому часто при недостатке информации приходится прибегать к другим методам.

Суть экспертного метода заключается в получении количественных оценок риска на основании обработки мнений опытных предпринимателей или специалистов.

Применение этого метода особенно эффективно при решении сложных неформализуемых проблемных ситуаций, когда неполнота и недостоверность информации не позволяют использовать статистический или другие формализованные методы для количественной оценки риска.

К недостаткам этого метода относятся отсутствие гарантий достоверности полученных оценок, а также трудности в проведении опроса экспертов и обработке полученных данных.

Наиболее приемлемым вариантом для практики является комбинация из статистического и экспертного методов.

В результате проведения анализа риска получается картина возможных рисковых событий, вероятность их наступления и последствий. После сравнения полученных значений рисков с предельно допустимыми вырабатывается стратегия управления риском, и на этой основе - меры предотвращения и уменьшения риска.

1.2 Меры по устранению и минимизации риска

Меры по устранению и минимизации включают следующие этапы:

· оценку приемлемости полученного уровня риска;

· оценку возможности снижения риска или его увеличения (в случае, когда полученные значения риска значительно ниже допустимого, а увеличение степени риска обеспечит повышение ожидаемой отдачи);

· выбор методов снижения (увеличения) рисков;

· формирование вариантов снижения (увеличения) рисков;

· оценку целесообразности и выбор вариантов снижения (увеличения) рисков.

После выбора определенного набора мер по устранению и минимизации риска следует принять решение о степени достаточности выбранных мер. В случае достаточности - осуществляется реализация проекта (принятие оставшейся части риска), в противном случае целесообразно отказаться от реализации проекта (избежать риска).

Характер и содержание перечисленных выше этапов и работ, используемые методы их выполнения в значительной степени зависят от специфики предпринимательской деятельности и характера возможных рисков.

Сущность и содержание рассмотренных здесь этапов - методы количественной оценки экономического риска, методы принятия решений по выбору вариантов в условиях риска и неопределенности, методы и пути снижения рисков - будут рассмотрены в последующих разделах.

2. Виды рисков

2.1 Классификация предпринимательских рисков

Предпринимательский риск - это вероятное ухудшение бизнеса. Предпринимательская деятельность всегда предполагает, что есть шанс получения прибыли, но есть и риск оказаться в убытке.

В каждом виде бизнеса, в работе каждой фирмы есть набор таких важных параметров, которые характеризуют их способность достигать свои цели, развиваться, выживать в этом сложном мире. Это размер и стабильность прибыли, доля рынка, объем оборотов, надежность партнеров, безопасность и многое другое.

Все эти параметры можно измерить с той или иной степенью точности. Предпринимательский риск может быть определен как вероятное уменьшение количественных и ухудшение качественных показателей бизнеса. Это предпринимательские потери, которые позволяют измерить объективную составляющую предпринимательского риска.

Вместе с тем, одни и те же характеристики бизнеса в разных случаях могут иметь разную значимость для центральной фигуры - предпринимателя, бизнесмена. Именно он определяет, что значит для него каждое изменение, как это влияет на его интересы. Субъективная, личная оценка предпринимательских потерь бизнесменом - это предпринимательский ущерб или ущерб интересам предпринимателя.

Управление предпринимательскими рисками - это деятельность по устранению, уменьшению или локализации потерь от предпринимательских рисков.

Цель управления предпринимательскими рисками - достичь и поддерживать такое состояние защищенности бизнеса от рисков, которое соответствует целям данной предпринимательской деятельности.

Для достижения целей управления предпринимательской деятельности мы выбираем такие методы управления рисками, которые действительно активно воздействуют на внешние и внутренние факторы риска, активно защищают объекты риска и приводят к устранению, уменьшению или локализации предпринимательских рисков.

Внешние факторы риска - это такие явления, события, организации и люди, которые извне влияют на деятельность и являются причинами вероятных потерь.

Таких внешних факторов риска существует множество, они взаимосвязаны и взаимозависимы, их влияние на бизнес подчинено сложным законам.

Можно разделить внешние факторы риска на следующие группы:

1. Факторы конкуренции;

2. Факторы региональной экономической ситуации;

3. Факторы национальной экономической ситуации;

4. Факторы техногенных ситуаций;

5. Факторы природных катаклизмов;

6. Факторы социальной ситуации;

7. Факторы политической ситуации;

8. Факторы ситуации на финансовых рынках;

9. Факторы правовой ситуации в сфере бизнеса;

10. Факторы криминального свойства.

Внутренние факторы риска - это причины предпринимательских потерь внутри бизнеса. Внутренними причинами предпринимательских рисков часто являются несовершенство структуры фирмы, ошибки управления бизнесом, отсутствие у персонала мотивации на добросовестный труд, а часто даже саботаж, вредительство, воровство, предательство сотрудников.

Для успешного управления предпринимательскими рисками выделим следующие группы внутренних факторов риска:

1. Факторы операционно-технологические;

2. Факторы административно-управленческие;

3. Факторы инженерно-научные;

4. Факторы организационно-структурные;

5. Факторы криминального свойства;

6. Человеческие факторы.

Классификация рисков - это описание предпринимательских рисков бизнеса, сделанное на основе их систематизации по различным признакам.

Основная классификация предпринимательских рисков делается на основе и в результате построения карты рисков (графическое отображение предпринимательских рисков). Эта классификация позволяет систематизировать предпринимательские риски по факторам риска, объектам риска, видам и величине потерь, степени их вероятности.

Наряду с основной классификацией для достижения целей управления предпринимательскими рисками применяется их классификация по следующим признакам:

1. Чистые и спекулятивные риски;

2. Первичные и вторичные риски;

3. Односторонние и многосторонние риски;

4. Срочные и бессрочные риски;

5. Массовые и уникальные риски;

6. Предсказуемые и непредсказуемые риски;

7. Количественные и качественные риски;

8. Редкие и частые риски;

9. Малые, средние, высокие и катастрофические;

10. Риски разных фаз жизнедеятельности фирмы.

2.2 Классификация банковских рисков

Современные коммерческие банки сталкиваются в процессе своей деятельности со многими видами рисков, однако не все риски поддаются банковскому контролю.

В зависимости от сферы влияния или возникновения банковского риска они подразделяются на внешние и внутренние.

К внешним относятся риски, не связанные с деятельностью банка или конкретного клиента, политические, экономические и другие. Это потери, возникающие в результате начавшейся войны, революции, национализации, запрета на платежи за границу, консолидации долгов, введения эмбарго, отмены импортной лицензии, обострения экономического кризиса в стране, стихийных бедствии. Внутренние риски в свою очередь делятся на потери по основной и по вспомогательной деятельности банка. Первые представляют самую распространённую группу рисков: кредитный, процентный, валютный и рыночный риски. Вторые включают потери по формированию депозитов, риски по новым видам деятельности, риски банковских злоупотреблений.

По характеру учёта банковские риски делятся на риски по балансовым и по забалансовым операциям. Очень часто кредитный риск, возникающий по балансовым операциям, распространяется и на внебалансовые операции, например, при банкротстве предприятия. Важным является правильный учёт степени возможных потерь от одной и той же деятельности, проходящей одновременно как по балансовым, так и по внебалансовым счетам.

По возможностям и методам регулирования риски бывают открытые и закрытые. Открытые риски не подлежат регулированию. Закрытые риски регулируются путём проведения политики диверсификации, то есть путём широкого перераспределения кредитов в мелких суммах, предоставленных большому количеству клиентов при сохранении общего объёма операций банка; введения депозитных сертификатов; страхования кредитов и депозитов и др.

По методам расчёта риски могут носить комплексный (общий) и частный характер. Комплексный риск включает оценку и прогнозирование величины риска банка от его дохода. Частный риск основывается на создании шкалы коэффициентов риска по отдельной банковской операции или их группам.

На устойчивость коммерческих банков оказывают воздействие экзогенные и эндогенные факторы, но только часть из них находится в сфере непосредственного или опосредованного влияния финансового посредника. Это положение можно использовать в качестве основы классификации банковских рисков (табл. 1).

В представленной классификации ключевым критерием деления рисков является способность банка контролировать факторы их возникновения (группы и классы рисков расположены в таблице по мере возрастания такой способности).

Таблица 1. Классификация банковских рисков

Группа

Класс риска

Категория риска

Внешние риски

Риски операционной среды

· Нормативно-правовые риски

· Риски конкуренции

· Экономические риски

· Страновой риск

Внутренние риски

Риски управления

· Риск мошенничества

· Риск неэффективной организации;

· Риск неспособности руководства банка принимать твердые целесообразные решения

· Риск того, что банковская система вознаграждений не обеспечивает соответствующего стимула

Риски поставки финансовых услуг

· Технологический риск

· Операционный риск

· Риск внедрения новых финансовых инструментов

· Стратегический риск

Финансовые риски

· Риск процентной ставки

· Кредитный риск

· Риск ликвидности

· Внебалансовый риск

· Валютный риск

· Риск использования заемного капитала

Риски операционной среды банк принимает на себя как регулируемая фирма, являющаяся ключевым звеном платежной системы. Они объединяют в себе те риски, которые стоят на страже интересов банка, но посредством которых над банком осуществляется контроль, а также те, которые генерируются средой деятельности коммерческого банка.

Законодательный риск возникает в связи с изменением законодательства, касающегося деятельности коммерческих банков.

Правовые и нормативные риски заключаются в том, что некоторые правила могут поставить банк в невыгодное положение по отношению к конкурентам, а также в постоянно существующей угрозе возникновения новых правил, неблагоприятных для банка.

Риски конкуренции обусловлены тем, что банковские продукты и услуги предоставляют финансовые и нефинансовые фирмы, являющиеся как резидентами, так и нерезидентами, образуя три слоя конкуренции (между банками, банками и небанковскими финансовыми институтами, резидентами и нерезидентами).

Экономические риски связаны с национальными и региональными экономическими факторами, способными существенно повлиять на деятельность банка.

Страновой риск является более серьезным кредитным риском, чем тот, который принимает на себя финансовый посредник, когда вкладывает средства в отечественные активы. Это связано с тем, что, во-первых, правительство страны может запретить выплату задолженности или ограничить платежи из-за дефицита иностранной валюты или политических причин, а, во-вторых, держатели требований к иностранным заемщикам подвергаются большему риску невозврата в случае банкротства контрагента, чем инвесторы отечественных должников, имеющих возможность обратиться в суд по делам о банкротстве.

Риски управления включают в себя риск мошенничества со стороны персонала банка, риск неэффективной организации, риск неспособности руководства банка принимать твердые целесообразные решения, а также риск того, что банковская система вознаграждений не обеспечивает соответствующего стимула. То есть риски данной категории вызваны недостаточной квалификацией банковского персонала, корыстными целями, преследуемыми сотрудниками банка.

Риски, связанные с поставкой финансовых услуг, возникают в процессе предоставления банковских услуг и продуктов и подразделяются на технологический, операционный, стратегический риски и риск внедрения новой продукции.

Технологический риск возникает в каждом случае, когда имеющаяся система предоставления услуг становится менее эффективной, чем вновь созданная. Технологический риск возникает, когда инвестиции в технологию не приводят к ожидаемому снижению издержек от экономии масштаба или границ. Отрицательный эффект масштаба, например, есть следствие избыточной (неиспользуемой) мощности, излишней технологии, и / или неэффективной бюрократической организации предприятия, ведущей к замедлению его роста. Технологический риск для банка чреват потерей конкурентоспособностии, в долгосрочной перспективе, банкротством. И, наоборот, выгоды от инвестиций в технологию могут обеспечить значительные преимущества перед конкурентами, а также предоставить возможности для создания и внедрения новых банковских продуктов и услуг.

Операционный риск, иногда называемый риском бремени, состоит в способности банка предоставлять финансовые услуги прибыльным способом. То есть, как способность предоставлять услуги, так и способность контролировать расходы, связанные с предоставлением этих услуг, в равной степени являются важными элементами. Операционный риск частично относится к технологическому риску и может являться результатом неправильного срабатывания технологии или поломки систем поддержки операционного отдела банка.

Риск внедрения новых финансовых инструментов связан с предложением новых видов банковских продуктов и услуг. Подобные проблемы возникают в том случае, когда спрос на новые виды услуг меньше ожидаемого, затраты выше ожидаемых, а действия руководства банка на новом рынке не слишком продуманы.

Стратегический риск отражает способность банка выбирать географические и продуктовые сегменты, предположительно прибыльные для банка в будущем, с учетом комплексного анализа будущей операционной среды.

В наибольшей степени банковскому контролю поддаются риски, непосредственно связанные с формированием банковского баланса.

Финансовые риски подразделяются на шесть категорий: процентный риск, кредитный риск, риск ликвидности, внебалансовый и валютный риск, а также риск использования заемного капитала. Первые три вида рисков являются ключевыми для банковской деятельности и составляют основу эффективного управления активами и пассивами банка.

Процентный риск - возможность понести убытки вследствие непредвиденных, неблагоприятных для банка изменений процентных ставок и значительного уменьшения маржи, сведения ее к нулю или к отрицательному показателю. Процентный риск возникает в случаях, когда не совпадают сроки возврата предоставленных привлеченных средств или когда ставки по активным и пассивным операциям устанавливаются различными способами (фиксированные ставки против переменных и наоборот). В последнем случае примером может служить ситуация, когда средства заимствуются на короткий срок по переменным ставкам, а кредиты выдаются на длительный срок по фиксированным ставкам в расчете на то, что переменные ставки не превысят ожидаемый уровень. Процентному риску наиболее подвержены те банки, которые регулярно практикуют игру на процентных ставках с целью извлечения спекулятивной прибыли, а также те, которые не уделяют достаточного внимания прогнозированию изменений ставок процента.

Кредитный риск - вероятность потерь в связи с несвоевременным возвратом заемщиком основного долга и процентов по нему. Кредитный риск - весьма емкое понятие, объединяющее в себе все вышерассмотренные риски (стратегический риск, риск инноваций, операционный и технологический риски, риск несбалансированной ликвидности и риск формирования ресурсной базы, процентный риск, валютный риск, рыночный риск). Выражением степени риска кредитных операций является наиболее высокая процентная ставка по операциям, имеющим кредитную природу (собственно кредиты, факторинг, учет векселей, предоставление гарантий) по сравнению с другими активами. Ставки по кредиту должны компенсировать банку стоимость предоставляемых на срок средств, риск изменения стоимости обеспечения и риск неисполнения заемщиком обязательств. Риск неисполнения заемщиком обязательств определяется большим количеством факторов, объединенным в понятие кредитоспособность клиента: юридическая правоспособность, финансовое положение, репутация клиента, качество предлагаемого обеспечения, прогноз развития фирмы, рыночный риск и так далее. Правильность оценки зависит от обоснованности выбора методики оценки, своевременного реагирования на изменение финансового состояния клиента.

Риск несбалансированной ликвидности - опасность потерь в случае неспособности банка покрыть свои обязательства по пассивам баланса требованиями по активам. При этом следует различать внутреннюю и внешнюю ликвидность. Внутренняя ликвидность воплощена в определенных видах быстрореализуемых активов, для которых имеется устойчивый рынок и которые являются надежным объектом помещения денег в глазах инвестора.

Риски внебалансовой деятельности обусловлены тем, что забалансовые инструменты перемещаются в активную или пассивную часть банковского баланса с вероятностью менее единицы, и выражаются в том, что внебалансовые инструменты, создавая позитивные и негативные будущие денежные потоки, могут привести финансового посредника к экономической неплатежеспособности и / или повлечь за собой несбалансированность активов и пассивов.

Валютный риск связан с неопределенностью будущего движения валютных курсов, то есть цены национальной валюты по отношению к иностранным, и выражается в том, что может произойти неблагоприятное изменение чистой банковской прибыли и / или чистой стоимости финансового посредника. Валютный риск особенно высок у тех банков, которые стремятся получить спекулятивный доход, образующийся из-за несовпадения курсов одних и тех же валют на различных валютных рынках или различия курса валюты в разные моменты времени. Валютный риск можно подразделить на курсовой риск и инфляционный риск.

Риск использования заемного капитала определяется тем, что собственный капитал банка может быть использован в качестве «подушки» для смягчения последствий снижения стоимости активов для вкладчиков и кредиторов банка, и выражается в том, что банковского капитала может оказаться недостаточно для завершения операций.

Некоторые авторы выделяют, кроме рассмотренных, следующие категории банковских рисков:

Рыночный риск - тесно связан с процентным и валютным рисками. Рыночный риск означает возможные потери, непредвиденные расходы от изменения рыночной стоимости активов или пассивов, изменения степени их ликвидности. Особо подвержены такого рода риску вложения в ценные бумаги. Рыночная стоимость формируется соотношением спроса и предложения, то есть котируется. На котировку ценных бумаг могут оказать влияние и колебание нормы ссудного процента (рост процентных ставок ведет к обесценению ценных бумаг), изменение прибыльности и финансового благополучия компаний-эмитентов, инфляционное обесценение денег.

Особенно важно учитывать рыночный риск при принятии обеспечения по кредитным операциям, так как изменения котировок ценных бумаг или ухудшение положения на рынке недвижимости может привести к потерям при взыскании.

Риск по формированию депозитов (ресурсной базы) - тесно связан с рыночным, процентным и валютным рисками. При формировании ресурсной базы банк должен учитывать вероятность увеличения расходов по привлечению ресурсов в случае изменения ситуации на финансовом рынке. Депозитная политика банка имеет цель обеспечить банк ресурсами на определенное время по определенной цене для осуществления определенных активных операций. Ее осуществление означает решение двух противоположных задач: стабильность ресурсной базы и минимизация расходов по ее формированию. Идеальный вариант - долгосрочные вложения должны быть сбалансированы долгосрочными депозитами. В противном случае по завершении срока депозита банк может оказаться перед проблемой удорожания ресурсов и понести потери от долгосрочного вложения средств. Особое внимание на это должны обращать небольшие банки, которые обслуживают небольшое количество клиентов, где платежи десятка клиентов определяют состояние корсчета. Более крупные банки могут позволить себе меньший процент соответствия по срокам активных и пассивных операций из-за большей стабильности средних остатков по счетам и возможности быстрого выхода на внешний рынок заимствования ресурсов.

Другая форма проявления риска формирования депозитной базы - это убытки в виде недополученных доходов из-за необходимости держать определенный процент от объема ресурсной базы в виде наличных для осуществления расчетно-кассового обслуживания (выплата аванса на командировки, заработной платы, снятие депозита наличными и т.д.). Для банка это активы, не приносящие доход. Их размер зависит от внешних обстоятельств (степень доверия к банку, государству) и от структуры клиентуры банка (например: высокий процент торговых организаций означает большой объем инкассации наличности, следовательно, необходимость в специальном резервировании наличности для обеспечения обязательств по возврату наличными депозитов населения отпадает). Немаловажен и учет сезонных, месячных колебаний потоков наличности.

Риск структуры капитала - состоит в том, что при структуре капитала с большим удельным весом статей переоценки основных средств банк, вложивший значительные средства клиентов в кредитные операции со сроком погашения, превышающим сроки привлечения ресурсов при изменении ситуации на рынке может понести как дополнительные расходы (в случае удорожания ресурсов), так и оказаться банкротом из-за признания неплатежеспособным.

3. Управление банковскими рисками

Деятельность любого предприятия неразрывно связана с понятием «риск»: банк, в котором вы держите свои денежные средства, может обанкротиться, деловой партнер, с которым заключена сделка, - оказаться недобросовестным, а сотрудник, принятый на работу, - некомпетентным. Не стоит забывать и о стихийных бедствиях, компьютерных вирусах, экономических кризисах и других явлениях, способных нанести урон компании. Вместе с тем рисками можно управлять так же, как процессами производства или закупки материалов.

Для того чтобы компания могла принимать обоснованные решения в условиях неопределенности, она должна выработать политику по управлению рисками. Управление рисками следует регламентировать специальным внутренним документом - программой по управлению рисками.

Основная цель, которую преследуют компании при создании системы управления рисками, - это повышение эффективности работы, снижение потерь и максимизация дохода

При управлении кредитными рисками компания предварительно определяет приемлемый размер потерь, который она может себе позволить (лимит потерь). В том случае, если та или иная сделка характеризуется риском потерь, размер которых превышает установленный лимит, она отклоняется. Тем самым компания регулирует уровень риска по осуществляемым сделкам.

В качестве основного показателя рассматривается объем убытков на одного клиента. В мировой практике максимальный размер кредитного риска на одного клиента варьируется в пределах 15-25% от собственного капитала компании. Каждая организация выбирает для себя эту величину в зависимости от отношения к риску. Если у компании большое количество клиентов, то устанавливается граница стоимости сделки, ниже которой предприятие считает нецелесообразным управлять риском.

После определения максимально допустимого размера кредитного риска на одного клиента необходимо оценить вероятность неисполнения каждым конкретным покупателем (заемщиком) своих обязательств. Сделать это можно путем анализа внутренних факторов, влияющих на кредитоспособность клиента, таких как стабильность денежных потоков, величина собственного капитала, кредитная история, качество управления и т.д. Каждому из вышеперечисленных факторов риск-менеджер присваивает определенный вес (оценку значимости показателя в процентах) и балл (качественную оценку). По результатам кредитного анализа составляется сводная рейтинговая таблица, в которой каждому контрагенту присваивается риск-класс (рейтинг кредитоспособности).

Рассмотрим упрощенный пример рейтинговой таблицы, используемой в компании «Объединенная финансовая группа» (см. таблицу 2). В рейтинговой таблице представлена трехуровневая структура факторов, влияющих на кредитоспособность клиента.

Все факторы делятся на внутренние и внешние. Балл группы факторов определяется как сумма произведений оценок факторов и их веса. Так, балл качественных факторов определяется следующим образом: 8х0,25+4х0,15+1х0,5+3х0,2+5х0,15=4,2. При этом качественным факторам присваивается вес 55%.

Аналогично определяются балл и вес количественных, отраслевых и страновых факторов.

Итоговый балл является суммой оценок внешних и внутренних факторов.

Риск-класс устанавливается на основе рассчитанного итогового балла оценки клиента. Каждое предприятие разрабатывает свою шкалу, в которой итоговому баллу соответствует определенный риск-класс. В рассматриваемом случае для итогового балла от 10 до 12 единиц соответствует риск-класс 4, от 12 до 14 - риск-класс 5 и т.д.

Затем на основе каждого риск-класса определяется размер кредитных лимитов, который может варьироваться от максимально возможного до нуля.

Таким образом, определенному риск-классу соответствует определенный размер лимита. Чем выше риск-класс, тем ниже вероятность дефолта со стороны покупателя и тем больший кредитный лимит ему будет установлен.

Таблица 2

Клиент

Баллы

Вес, %

Внутренние факторы

5,1

Качественные: Кредитная история на рынке

8

25

Доля на рынке

4

15

Наличие гарантий или обеспеченности

1

25

Поддержка акционеров

3

20

Качество управления

5

15

Итого

4,2

55

Количественные: Ликвидность

7

25

Достаточность собственного капитала

8

30

Рентабельность

4

20

Стабильность денежных потоков

5

25

Итого

6,2

45

Внешние факторы

6,76

Отраслевые: Состояние конкурентной среды

8

60

Фаза делового цикла

9

40

Итого

9,4

60

Страновые: Кредитный рейтинг страны

5

30

Государственная поддержка

4

70

Итого

4,3

40

Итоговый балл

11,86

Риск-класс

4

Для эффективного управления кредитными рисками не достаточно установить кредитные лимиты для клиентов - необходимо осуществлять регулярный мониторинг клиентской кредитоспособности, периодически корректировать рейтинговые таблицы и пересматривать установленные лимиты. Делать это целесообразно раз в квартал либо при наступлении любого значительного события, которое прямо или косвенно может повлиять на кредитоспособность клиента.

4. Практическая часть

4.1 Задача 1

Исходные данные:

По данным условного предприятия рассчитать значения показателей по системе Бивера на начало и на конец периода и проанализировать полученные результаты. На начало 2007 года чистая прибыль предприятия составила 653 тыс. рублей, амортизация - 894 тыс. рублей. На конец 2007 года чистая прибыль предприятия составила 726 тыс. рублей, амортизация - 962 тыс. рублей.

Оценить вероятность наступления банкроства условного предприятия, используя пятифакторную Z-модель Альтмана и два различных варианта двухфакторной модели прогнозирования банкроства на конец отчетного периода. Сделать выводы. Пусть выручка предприятия в 200 (Х-1) году составляет 1500 тыс. рублей, в 200Х - 1800 рублей. Прибыль до налогообложения - 773 тыс. рублей и 900 тыс. рублей соответственно.

Бухгалтерский баланс ООО «ПРОМ» на 31 декабря 2007 г.

(тыс. руб.)

АКТИВ

Код строки

На начало года

На конец года

1

2

3

4

I. Внеоборотные активы

Нематериальные активы

110

75

128

Основные средства

120

1547

1547

Незавершенное строительство

130

Доходные вложения в материальные ценности

135

Долгосрочные финансовые вложения

140

Отложенные налоговые активы

145

Прочие внеоборотные активы

150

Итого разделу I

190

1622

1675

II. Оборотные активы

Запасы

210

1169

2314

в том числе:

сырье, материалы и другие аналогичные ценности

211

943

1260

животные на выращивании и откорме

212

затраты в незавершенном производстве

213

76

63

готовая продукция и товары для перепродажи

214

150

991

товары отгруженные

215

расходы будущих периодов

216

прочие запасы и затраты

217

Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям

220

139

143

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты)

230

в том числе:

покупатели и заказчики

231

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)

240

313

594

в том числе:

покупатели и заказчики

241

307

451

прочие дебиторы

246

6

143

Краткосрочные финансовые вложения

250

138

Денежные средства

260

565

507

Прочие оборотные активы

270

Итого по разделу II

290

2186

3696

БАЛАНС

300

3808

5371

ПАССИВ

Код строки

На начало года

На конец года

1

2

3

4

III. Капитал и резервы

Уставный капитал

410

1000

1000

Добавочный капитал

420

831

831

Резервный капитал

430

150

150

в том числе:

резервы, образованные в соответствии с законодательством

431

150

150

резервы, образованные в соответствии с учредительными документами

432

Нераспределенная прибыль

470

692

1133

Итого по разделу III

490

2673

3114

IV. долгосрочные обязательства

Займы и кредиты

510

1042

в том числе:

кредиты банков, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты

511

756

займы, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты

512

286

Отложенные налоговые обязательства

515

Прочие долгосрочные обязательства

520

Итого по разделу IV

590

1042

V. Краткосрочные обязательства

Займы и кредиты

610

370

570

в том числе:

кредиты банков, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты

611

370

570

займы, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты

612

Кредиторская задолженность

620

765

645

в том числе:

поставщики и подрядчики

471

322

задолженность перед персоналом

170

19

задолженность перед государственными внебюджетными фондами

44

27

задолженность перед бюджетом

80

40

авансы полученные

237

прочие кредиторы

628

Задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов

630

Доходы будущих периодов

640

Резервы предстоящих расходов

650

Прочие краткосрочные обязательства

660

Итого по разделу V

690

1135

1215

БАЛАНС

700

3808

5371

Решение:

Показатель

Формула расчета по данным финансовой отчетности

Группа 1: «Благополучные компании»

Группа 2:

«За 5 лет до банкротства»

Группа 3:

«За 1 год до банкротства»

Коэффициент Бивера (Кб1)

0,4-0,45

0,17

-0,15

Коэффициент текущей ликвидности (Кл1)

<=3.2

<2

<=1

Экономическая рентабельность (Кр)

6-8

4

-22

Финансовый леверидж (Кфл)

<=37

<=50

<=80

Коэффициент покрытия активов собственными оборотными средствами

0,4

<=0,3

0,06

На начало года На конец года

Наибольшую известность в области прогнозирования угрозы банкротства получила работа известного западного экономиста Э. Альтмана. Он разработал методику расчета кредитоспособности, которая позволяет в первом приближении разделить на хозяйствующие субъекты на потенциальных банкротов и не банкротов.

Альтман из 22 исследуемых финансовых показателей отобрал 5 наиболее значимых для прогноза:

1. Х1 - доля чистого оборотного капитала в активах (отношение собственных оборотных активов (чистого оборотного капитала) к сумме активов):

Разность текущих активов и текущих пассивов

Общая сумма всех активов

На начало периода На конец периода

2. Х2 - рентабельность активов по нераспределенной прибыли;

Нераспределенная прибыль

Общая сумма активов

3. Х3 - уровень доходности активов:

Прибыль (убыток) до налогообложения

Общая сумма активов

4. Х4 - коэффициент соотношения собственного и заемного капитала или отношение рыночной стоимости акций к заемному капиталу (коэффициент покрытия по рыночной стоимости собственного капитала) Возможен следующий расчет коэффициента:

Суммарная рыночная стоимость всех обычных и привилегированных акций предприятия

Заемные средства

5. Х5 - Оборачиваемость активов, отдача всех активов (или отношение выручки от реализации к сумме активов)

Выручка от реализации

Общая сумма активов

На основе данных коэффициентов Альтман разработал пятифакторную Z-модель, которая является одним из основных методов оценки вероятности банкротства предприятий и широко используется в США:

На начало года:

Вероятность банкротства средняя

На конец года:

Вероятность банкротства средняя.

В американской практике помимо модели Альтмана используется двухфакторная модель. Для неё выбирают два ключевых показателя, от которых зависит вероятность банкроства организации: Х1 - показатель текущей ликвидности и Х2 - показатель удельного веса заемных средств в активах.

Формула двухфакторной модели записывается в следующем виде:

На начало периода:

Вероятность банкротства невелика.

На конец периода:

Вероятность банкротства невелика.

Оценить риск банкротства предприятий среднего класса производственного типа позволяет оценить двухфакторная модель прогнозирования банкроства.

В основе модели два фактора, характеризующие финансовую платежеспособность и финансовую независимость: коэффициент текущей ликвидности и коэффициент финансовой независимости (коэффициент автономии, т.е. удельный вес собственных источников средств в общей сумме источников финансирования).

Показатель

Формула расчета по данным финансовой отчетности

Рекомендуемые значения

Коэффициент текущей ликвидности (Кл1)

>=2

Коэффициент финансовой независимости (Кфн)

0.5-1.0

На начало периода На конец периода

Модель прогнозирования несостоятельности имеет вид:

На начало периода:

Средняя вероятность банкротства

На конец периода:

Вероятность банкротства низкая.

Оценить вероятность наступления банкроства условного предприятия, используя пятифакторную Z-модель Альтмана и два различных варианта двухфакторной модели прогнозирования банкроства на конец отчетного периода. Сделать выводы. Пусть выручка предприятия в 200 (Х-1) году составляет 1500 тыс. рублей, в 200Х - 1800 рублей. Прибыль до налогообложения - 773 тыс. рублей и 900 тыс. рублей соответственно.

На начало периода: На конец периода:

На начало отч. периода:

Очень низкая вероятность банкротства.

На конец отч. периода:

Вероятность банкротства средняя.

На начало периода:

Вероятность банкротства невелика.

На конец периода:

Вероятность банкротства невелика.

4.2 Задача 2

Оценить риск потери предприятием финансовой устойчивости по исходным данным.

Результаты расчетов показателей, характеризующих риск потери финансовой устойчивости, занести в таблицу 1. По результатам расчетов сделать выводы.

Исходные данные:

Структура методики оценки риска потери финансовой устойчивости представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Структура методики оценки риска потери финансовой устойчивости

Аналитический бухгалтерский баланс ОАО

(тыс. руб.)

Актив

Код строки

На начало отчетного периода

На конец отчетного периода

Раздел I. Внеоборотные активы

Нематериальные активы

Основные средства

Незавершенное строительство

Долгосрочные финансовые вложения

Прочие внеоборотные активы

110

120

130

140

150

2382

46642

4491

0

0

2389

46588

4619

0

0

Итого по разделу I

190

53515

53596

Раздел II. Оборотные активы

Запасы

НДС по приобретенным ценностям

Дебиторская задолженность (платежи - более 12 мес.)

Дебиторская задолженность (платежи - менее12 мес.)

Краткосрочные финансовые вложения

Денежные средства

Прочие оборотные активы

210

220

230

240

250

260

270

2532

396

0

27407

0

1132

6

4774

691

0

6199

21797

273

3

Итого по разделу II

290

31473

33737

БАЛАНС стр. (190 + 290)

300

84988

87333

Пассив

Раздел III. Капитал и резервы

Уставный капитал

Добавочный капитал

Резервный капитал

Нераспределенная прибыль прошлых лет

Непокрытый убыток прошлых лет

Нераспределенная прибыль отчетного года

Непокрытый убыток отчетного года

410

420

430

460

465

470

475

648

50883

0

1448

0

0

0

648

50833

0

491

0

1233

0

Итого по разделу III

490

52979

53205

Раздел IV. Долгосрочные обязательства

Займы и кредиты

Почие долгосрочные обязательства

510

520

0

0

0

0

Итого по разделу IV

590

0

0

Раздел V. Краткосрочные обязательства

Займы и кредиты

Кредиторская задолженность

Задолженность участникам по выплате доходов

Доходы будущих периодов

Резервы предстоящих периодов

Прочие краткосрочные обязательства

610

620

630

640

650

660

28450

3559

0

0

0

0

26719

7409

0

0

0

0

Итого по разделу V

690

32009

34128

БАЛАНС стр. (490 + 590 + 690)

700

84988

87333

Решение:

Таблица 1. Расчетные значения показателей финансовой устойчивости

№ п/п

Показатель

На начало периода

На конец периода

1

Общая величина запасов и затрат (ЗЗ)

2928

5465

2

Наличие собственных оборотных средств (СОС)

-536

-391

3

Наличие собственных и долгосрочных заемных источников - функционирующий капитал (СДИ)

-536

-391

4

Общая величина источников (ОВИ)

27914

26328

5

= СОС - ЗЗ

-3464

-5856

6

= СДИ - ЗЗ

-3464

-5856

7

= ОВИ - ЗЗ

24986

20863

8

Трехкомпонентный показатель типа финансовой ситуации

(0; 0; 1)

(0; 0; 1)

Неустойчивое финансовое состояние.

Заключение

Меры по устранению и минимизации риска включают выбор и обоснование предельно допустимых уровней риска, выбор методов снижения риска, формирование вариантов рискового вложения капитала, оценку их оптимальности на основе сопоставления ожидаемой отдачи (прибыли и т.п.) и величины риска.

Российская экономика является переходной, сочетающей в себе черты открытой рыночной и административной систем. Процесс реформ оказался связан с крупнейшими макроэкономическими проблемами: инфляция, инвестиционный кризис, бюджетный дефицит, быстро растущий государственный долг, демонетизация экономики, высокие риски и нестабильность. Управление риском предполагает осуществление ряда процессов и действий, реализующих целенаправленное воздействие на риск.

Для того чтобы управлять риском, необходимо иметь его количественную оценку, т.е. уметь измерять вероятность наступления неблагоприятных событий и величину потерь сопутствующих им.

Как система управления, управление риском предполагает осуществление ряда процессов и действий, реализующих целенаправленное воздействие на риск. К ним можно отнести: определение целей рисковых вложений капитала, сбор и обработку данных по аспектам риска, определение вероятности наступления рисковых событий, выявление степени и величины риска, выбор приемов управления риском и способов его снижения.

Список используемой литературы

1. Гранатуров В.М. Экономический риск: сущность, методы измерения, пути снижения: Учебное пособие. - М: Изд-во «Дело и Сервис», 2002. - 112 с.

2. Карданская Н.Л. Принятие управленческого решения: Учеб. для вузов. М.: ЮНИТИ, 2001.

3. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 768 с.

4. Лебедева О.Т., Каньковская А.Р. Основы менеджмента: Учеб. пособие. СПб.: МиМ, 2003. С. 165 - 178.

5. Хохлов Н.В. Управление риском: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ - ДАНА, 1999. - 239 с.

6. Чернов В.А. Анализ коммерческого риска / Под ред. М.И. Баканова - М.: Финансы и статистика, 1998. - 128 с.

7. Шапкин А.С. Экономические и финансовые риски. Оценка, управление, портфель инвестиций. - 2-е изд.-М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2004.-544 с.

8. http://www.fd.ru



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную курсовую работу Вы можете использовать для написания своего курсового проекта.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем курсовую работу самостоятельно:
! Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ.
! Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу.
! Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться.
! План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы.
! Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части?
! Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать.
! Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа.
! Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема.
! Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом.
! Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия.
Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта.
Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты.
Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести.
Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя.
Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика.

Сейчас смотрят :

Курсовая работа Убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны
Курсовая работа Почвообразовательные процессы и развитие почв во времени
Курсовая работа Управление финансами
Курсовая работа Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России
Курсовая работа Гражданский иск в уголовном процессе
Курсовая работа Защита авторских и смежных прав
Курсовая работа Syntax and semantics of verbals in English
Курсовая работа Формирование и использование финансовых результатов
Курсовая работа Теория потребительского поведения и ее развитие на современном рынке
Курсовая работа Управление оборотными средствами организации (на примере ОАО "Брянскпиво")
Курсовая работа Страхование транспортных средств КАСКО
Курсовая работа Комплексный анализ издержек обращения торгового предприятия
Курсовая работа Саморегуляция в учебной деятельности младших школьников
Курсовая работа Правовое регулирование перевозки автомобильным транспортом
Курсовая работа Послеуборочная обработка и хранение семян ячменя, озимой и яровой пшеницы в СПК Луч Богородс