В широком понимании миссия - это философия и предназначение, смысл существования организации.
Философия организации определяет ценности, убеждения и принципы, в соответствии, с которыми организация намеревается осуществлять свою деятельность. Предназначение определяет действия, которые организация намеревается осуществлять, и то, какого типа организацией она намеревается быть. Философия организации редко меняется. Что касается второй части миссии, то она может меняться в зависимости от глубины возможных изменений в организации и в среде ее функционирования.
В узком понимании миссия - это сформулированное утверждение относительно того, для чего или по какой причине существует организация, т.е. миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных.
Правильно определенная миссия, хотя и имеет всегда общий философский смысл, тем не менее, обязательно несет в себе что-то, что делает ее уникальной в своем роде, характеризующей именно ту организацию, в которой она была выработана.
При принятии решений широко используется моделирование проблемных ситуаций. Моделирование - процесс исследования реальной системы, включающий построение модели, изучение ее свойств и перенос полученных сведений на моделируемую систему. Модель - это некоторый материальный или абстрактный объект, находящийся в определенном объективном соответствии с исследуемым объектом, несущий о нем определенную информацию и способный его замещать на определенных этапах познания. При разработке решений широко используются концептуальное моделирование, т.е. предварительное содержательное описание исследуемого объекта, которое не содержит управляемых переменных, играет вспомогательную роль.
Модели имеют вид схем, отражающих наши представления о том, какие переменные наиболее существенны и как они связаны между собой.
С точки зрения системного анализа концептуальное моделирование является структуризацией предметной области, для которой разрабатывается система. Ее цель - выявление перечня и иерархии предметов, объектов, факторов и явлений, полный набор которых позволяет реализовать поставленные перед системой цели и задачи. Выделяют следующие основные этапы построения концептуальных моделей:
1. Содержательное описание моделируемого объекта. Такое предварительное, приближенное представление объекта исследования называется концептуальной моделью. Этот этап является основой для последующего формального описания объекта.
2. Формализация операций. На основе содержательного описания определяется и анализируется исходное множество характеристик объекта, выделяются наиболее существенные из них. Затем выделяют управляемые и неуправляемые параметры, вводят символьные обозначения. Определяется система ограничений, строится целевая функция модели. Таким образом, происходит замена содержательного описания формальным (символьным, упорядоченным).
3. Проверка адекватности модели. По результатам проверки модели на адекватность принимается решение о возможности ее практического использования или о проведении корректировки.
4. Корректировка модели. На этом этапе уточняются имеющиеся сведения об объекте и все параметры построенной модели. Вносятся изменения в модель и вновь выполняется оценка адекватности.
5. Оптимизация модели. Сущность оптимизации (улучшения) моделей состоит в их упрощении при заданном уровне адекватности. В основе оптимизации лежит возможность преобразования моделей из одной формы в другую. Основными показателями, по которым возможна оптимизация модели, являются время и затраты средств для проведения исследований и принятия решений с помощью модели.[6, 94]
Системный анализ проекта предполагает на первом этапе рассмотрение и физическое моделирование предметной области. На данном этапе проводится расчленение (выделение, разбивка) предметной области, объектов системы на ряд подобластей или подсистем (уровней), характеризуемых целостностью их восприятия и однородностью выполняемых работ (функций).
При этом требуемый критерий целостности восприятия дает право продолжать расчленение до тех пор, пока предмет или объект (фактор системы) не перестанет восприниматься как в свою очередь состоящий из объектов, т.е. до элементарного, неделимого уровня.
Критерий однородности выполняемых работ (функций) дает возможность использовать концептуальную модель для корректировки дерева работ.
Результаты концептуального моделирования являются базисными для реализации этапов информационного моделирования и затем разработки моделей состояний (жизненных циклов системы) - моделей, определяющих функционирование разрабатываемой системы.
Для углубленного изучения и закрепления проделанной работы, немаловажную роль играет детальное рассмотрение различных объектов.
Именно в этом состоит задача концептуального моделирования. Говоря иными словами, концептуальное моделирование включает системное представление доменов предметной области с кратким описанием
назначения или функций объекта и структуризацию факторов (атрибутов).
Методы концептуального моделирования используют широкий диапазон математических средств и методов представления знаний. Широко используются как древовидные, так и сетевые конструкции, в которых различаются как вершины, так и ребра. Одним из видов являются графы связей, позволяющие разбивать структуру на узкие классы объектов системы. Очень часто графы связей отображаются таблицами в виде логических матриц отношений. Построение графов связей или таблиц один из распространённых методов формализации проектных задач.
Полное наименование предприятия: ОАО «Белгородасбестоцемент».
Сокращенное название предприятия: ОАО «БелАЦИ».
Организационно-правовая форма предприятия с 1995г.: открытое акционерное общество.
Миссия предприятия заключается в удовлетворении потребности частных лиц и промышленных застройщиков в различных по назначению, свойствам и цене строительных материалов, изготовленных на основе асбестоцементной смеси. При этом организация стремится обеспечить высокое качество изготовляемых изделий, доступные цены и располагает обоснованными сведениями об экологической безопасности хризотилового волокна, смешанного с цементом, что обеспечивает конкурентоспособность продукции как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
Белгородский комбинат асбестоцементных изделий расположен в северо-западной части г. Белгорода рядом с ЗАО “Белгородский цемент”. Цемент - основное сырье для производства асбестоцементных изделий, на заводы подается с ЗАО “Белцемент” пневмотранспортом (по трубопроводам). Ежегодно предприятие расходовало до 400 тыс. тонн цемента.
Второй составной частью для производства является асбест, который поступает в основном с Баженовского месторождения (Свердловская область) и Киембаевского месторождения (Оренбургская область) в железнодорожных вагонах, упакованный в мешках. Ежегодно предприятие потребляло примерно до 70 тыс. тонн асбеста.
ОАО “БелАЦИ”имеет в своем составе три основных завода: трубный, шиферный завод №1, шиферный завод №2 и вспомогательные цеха: парокотельный, ремонтно-механический, электроцех, ремонтно-строительный комплекс, транспортный и гараж. В основных заводах установлено 12 технологических линий. Из них 4 технологические линии по выпуску асбестоцементных труб (напорные и безнапорные) условным диаметром 100-500 мм., длиной 4 и 5 метров, а также в комплекте к ним асбестоцементные муфты. Трубы выпускаются напорностью 6,9,12 и 15 атм. Остальные восемь технологических линий обеспечивают производство асбестоцементных листов и комплектующих к ним.
Предприятие продолжает оставаться в ряду наиболее рентабельных производств страны в промышленности строительных материалов, что обусловило включение его в рейтинг 100 лучших предприятий России в 2001 году.
Расширение предлагаемого на рынке ассортимента кровельных материалов, необходимость сохранения и частичного восстановления доли рынка кровельных материалов, конкуренция с другими асбестоцементными комбинатами обусловили изменения в товарной политике ОАО “БелАЦИ”. Так особое внимание стало уделяться разработке новых ассортиментных групп и расширению существующих, что должно расширить емкость потребительского рынка продукции за счет использования в качестве конкурентных преимуществ не только низких цен на продукцию, но и более высоких ее потребительных свойств.
В рамках данного направления развития в 1999 году был освоен выпуск мелкоразмерной кровельной плитки и смонтирована вторая линия по окраске шифера на шиферном заводе №2.
В ноябре 1999 года в целях снижения себестоимости и повышения качества окрашенных изделий начато собственное производство неорганических красок для изделий из асбеста с гарантированным сроком эксплуатации без потери эстетических свойств 10 лет. Сегодня предприятие стремится предложить строителям и населению весь спектр строительных материалов для устройства коттеджей, садовых домиков.
Анализ внешней среды.
В рамках нашей работы ограничимся анализом внешней среды, относящейся к рынку шифера.
Производство асбестоцементных листов в Российской Федерации организовано на 23 предприятиях, относящихся к категории крупных и средних. Кроме того, в подотрасли насчитывается около 50 малых предприятий, которые производят менее 1% товарной продукции и занимаются в основном посреднической деятельностью. Численность работающих в подотрасли составляет более 12 тысяч человек.
Объем продаж в страны СНГ не является устойчивым, тем не менее можно отметить постоянное присутствие таких потребителей как Украина и Молдавия, а также тенденцию постепенного роста абсолютных объемов продаж шифера на Украину (в 3,7 раза за 4 года).
Объемы экспорта шифера также носят случайный характер за исключением двух потребителей: Венгрии и Эстонии. При этом, на долю Венгрии ежегодно приходилось около 90% от совокупного экспорта.
Устойчивыми потребителями белгородского шифера являются Краснодарский край, Ставропольский край, Воронежская область, на которые ежегодно приходилось около 50% от совокупного объема продаж. Южный Федеральный округ на протяжении последних четырех лет потреблял от 25% до 30% совокупных продаж АЦЛ ОАО “БелАЦИ”.
Существенное влияние на рынок асбестоцементных листов оказывает антиасбестовая кампания, которая проводится в странах Западной Европы.
Детальное исследование факторов непосредственного окружения необходимо для разработки стратегии развития предприятия, принятия управленческих решений, направленных на повышение конкурентоспособности предприятия.
К среде непосредственного окружения предприятия относят потребителей, конкурентов и поставщиков, контактные аудитории, т.е. ту часть внешней среды, с которой организация имеет конкретное и непосредственное взаимодействие.
Подробный анализ делового окружения ОАО “БелАЦИ”выполним с помощью таблицы 1.
Таблица 1
Факторы непосредственного окружения
Фактор |
Проявление |
Влияние на |
Возможная реакция со стороны предприятий |
|
Потребители |
Спрос на рынке кровельных материалов |
Прибыль, объем продаж, рентабельность |
Реклама, сегментация рынка, товар с подкреплением, ассортиментная политика |
|
Поставщики |
Поставка сырья и материалов |
Оборачиваемость оборотных активов, выполнение производственной программы |
Контроль за качеством сырья и материалов, сроками и объемами поставок |
|
Конкуренты |
Захват рынков, ценовое и неценовое давление, разработка новой продукции |
Ограничение прибыли, спад продаж, угроза банкротства, ухода с рынка |
Производство конкурентоспособной продукции (по цене, качеству, потреб. свойствам) |
|
Органы местной власти |
Административные стимулы и барьеры |
Влияют на объем продаж, конкурентоспособность фирмы |
Сотрудничество или стремление к независимости от власти |
|
Контактные аудитории |
Общественное мнение о продукции и предприятии |
Влияет на объем продаж |
PR, дни открытых дверей |
|
В соответствии с содержанием таблицы, применительно к ОАО “БелАЦИ”, влияние каждого из факторов непосредственного окружения может быть как положительным, так и отрицательным, остановимся на некоторых из них:
1. Асбестоцементные изделия, особенно шифер, проигрывают многим своим аналогам по эстетическим свойствам, но являются более дешевыми, именно низкая цена поддерживает спрос на асбестовые листы на высоком уровне, они являются (единственными) лидерами в своей ценовой группе.
Для конкуренции с более эстетичными и современными кровельными материалами необходимо расширение ассортимента без ущерба для качества изделий и сохранения незначительного преимущества в цене, в противном случае из сегмента кровель “среднего” класса шифер может быть вытеснен.
2. Качество и цена поставляемого асбестового волокна подвергается жесткому контролю, как со стороны потребителей, так и со стороны производителей. Имеющаяся взаимозависимость снижает риск недобросовестности как поставщиков, так и потребителей. Зависимость ОАО “БелАЦИ”от одного поставщика цемента является ярко выраженным отрицательным фактором из-за незначительных возможностей влиять на цену поставляемого сырья.
3. Конкуренция на рынке асбестоцементных изделий ограничена из-за широты географии распределения основных производителей, значительных транспортных издержек, различной производственной мощности предприятий, использования разработок одной научной организации (НИИ “Асбестоцемент”). Более значимой является конкуренция не в рамках отрасли, а в рамках продукции одинакового потребительского назначения (кровельные материалы, технические трубопровод.
4. Посредниками на рынке асбестовых строительных материалов выступают торговые и производственные строительные организации, с которыми существуют давно налаженные связи, что обеспечивает в основном доверительные отношения (поставки в кредит, скидки, соблюдение ценовой политики комбинат.
В тоже время, у некоторых строительных организаций наблюдается негативное отношение к новым видам продукции предприятия, которое выражается в их нежелании использовать ее в строительстве, продвигать на рынок.
5. Общественное мнение наиболее чутко реагирует на вопросы, связанные с экологической безопасностью асбестоцементных изделий, следовательно, необходимо целенаправленно информировать общество посредством наиболее распространенных средств массовой информации, не замыкаясь на специализированных изданиях.
После анализа внешней среды проанализируем сильные и слабые стороны предприятия, анализ которых необходим нам для того, чтобы перейти к диагностике проблемы, противоречиям, существующим на самом предприятии, а также к связанным со средой непосредственного окружения.
Анализ сильных и слабых сторон предприятия по основным элементам внутренней среды представим в табл. 2.
Таблица 2.
Сильные и слабые стороны ОАО “БелАЦИ”
Аспект среды |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
|
Производство |
1) Высокое качество выпускаемой продукции. 2) Контроль качества сырья и готовой продукции. 3) Высокая производственная мощность. 4) Широкий ассортимент выпускаемой продукции. |
1) Высокая степень износа ОФ (76%) 2) Технологические линии, требующие больших производственных площадей. |
|
Персонал |
1) Хорошая динамика структуры и опыт персонала. 2) Квалифицированный персонал. |
1) Определенная пассивность в деятельности по улучшению результатов работы организации. |
|
Финансы |
1) Устойчивое финансовое состояние. 2) Регулярно получаемая прибыль направляется на расширенное воспроизводство и выплату дивидендов. |
1) Неликвидный баланс. 2) Неспособность рассчитаться с текущими обязательствами максимально быстро. |
|
Организация |
1) Простота организационной структуры. 2) Четкие отношения подчинения. 3) Разделение труда. |
1) Осложнены горизонтальные связи. 2) Отсутствует отдел маркетинга. 3) Большой объем информации у руководителей. |
|
Маркетинг |
1) Налаженные каналы сбыта. 2) Участие в выставках, конференциях и т. п. |
1) Плохо изучена конъюнктура рынка. 2) Отсутствуют программы по продвижению товаров. 3) Отсутствие собственных каналов продвижения продукции до конечного потребителя. |
|
Отправной точкой для разработки стратегии является рыночная среда, которая является с высокой долей вероятности прогнозируемой.
Мы будем исходить из следующих основных факторов изменения спроса на асбестоцементные листы в ближайшие 5 лет:
1. Рост сельскохозяйственного производства в стране и странах СНГ.
2. Увеличение малоэтажного и индивидуального жилищного строительства.
3. Полная потеря эстетических свойств кровель домов послевоенной постройки.
4. Рост благосостояния основной массы населения будет сопоставим с темпами роста экономики.
5. Асбестосодержащие материалы и в дальнейшем будут применяться для покрытия кровель жилых зданий.
Наиболее перспективной для ОАО “БелАЦИ” является стратегия сочетания сил и возможностей. В рамках данной стратегии предполагается расширение производственной программы предприятия по трубопроводам и асбестоцементным кровельным листам, сворачивание непрофильных производств.
На сегодняшний день производственные мощности предприятия в среднем по трубам используются на 40%, по асбестоцементным листам - на 65%, то есть существуют существенные резервы повышения объемов производства без значительных капитальных вложений. Использование мощности сейчас ограничивается только спросом на продукцию, который последние пять лет постоянно растет, в тоже время это касается в первую очередь традиционных кровельных материалов.
Попытка предприятия в 2002 году выпустить мелкоразмерную “черепичную” плитку не увенчалась успехом, она не пользовалась спросом. Интегральный индекс конкурентоспособности данной продукции по сравнению с металлочерепицей (наиболее распространенного на рынке современного кровельного материала) при смелых допущениях превосходит единицу, но организации, занимающиеся кровельными работами, не взяли на себя обязанность продвижения данного товара на рынок, настил данной плитки требует специальных навыков. Поэтому, в рамках предлагаемой стратегии развития необходимо осуществления организационного проекта по созданию на предприятии подразделения по кровельным работам, что будет являться прекрасной возможностью продвижения новых товаров.
Конкурентоспособность данной услуги, оказываемой ОАО “БелАЦИ” будет основываться на низких расценках, обусловленных ценообразованием, нацеленным на покрытие издержек по текущей деятельности подразделения. Окупаемость данного проекта будет определяться главным образом с помощью учета операционной прибыли от производства новых видов кровельных материалов (плитки), монтаж которых был осуществлен с помощью данного подразделения. Основной статьей затрат по данному подразделению будут расходы на оплату труда, предполагается применение сдельно-премиальной системы, которая будет стимулировать работников к высокопроизводительному труду.
В рамках стратегии сочетания “сил и возможностей”, с учетом повышения жизненного уровня населения, ориентации на малоэтажное строительство, расширения и сегментации рынка сбыта продукции уже сейчас актуальным был бы проект по организации на предприятии выпуска цементно-песчаной черепицы, для чего предприятие располагает производственными площадями, частью необходимого оборудования, доступными и конкурентоспособными производителями основного сырья.
Данный вид кровельного материала сейчас наиболее распространен в Европе и его доля постоянно растет из-за сочетания высоких эксплуатационных свойств, эстетической привлекательности и т.д. Из-за высокой стоимости транспортировки данный материал практически отсутствует на российском рынке, но основная доля импорта приходится на Московскую область и юг России, где позиции ОАО “БелАЦИ”достаточно сильны. У предприятия есть возможность стать лидером в центральной части России по производству данного вида продукции. Оборудование для производства цементно-песчаной черепицы позволяет выходить на оптимальное использование производственной мощности при производстве сравнительно небольших объемов продукции.
Создание на предприятии проектной группы для производства нового вида неасбестового кровельного материала при четко определенной руководством стратегии и организационной структуры реализации данного проекта должны стать успешным опытом проектного управления на предприятии.
3. Зайцев Л. Г., Соколова М. И. Стратегический менеджмент: Учебник. - М.: Экономистъ, 2004.
4. Каширин М. Эффективный инструмент управления компанией // Ресурсы. Информация. Снабжение. Конкуренция. - 2004. - №2. - С.12-15.
5. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент / Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2003.
6. Локминов А. Н. Стратегический менеджмент: Учеб. Пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
7. Менеджмент организации: Учебное пособие.//Под общей ред. В.Е. Ланкина. - Таганрог: ТРТУ, 2006.
8. Пазовский А. М. Топ-менеджер российский // ЭКО - 2004. - №2. - С.80-81.
9. Попов А. И. Стратегический менеджмент: Учеб. Пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
10. Слиньков Д. Бизнес-моделирование для внедрения ИСУ предприятия // Директор информационной службы. - 2001. - № 3.- С.23.
11. Смирнов А. А. Бренд - простой и понятный. Инструмент стратегического менеджмента // Консультант директора - 2000. - №1. - С. 22-27.
12. Траут Джек, Рывкин Стив. Сила простоты: руководство по успешным бизнес - стратегиям. - СПб.: Питер, 2007.
13. Турусин Ю. Д., Ляпина С.Ю., Шаламова Н.Г. Стратегический менеджмент: Учеб. Пособие. - М: ИНФРА-М, 2003.
14. Фатхудинов Р. А. Стратегический менеджмент: Учебник - 4-е изд., перераб. и перераб и доп. - М.: Дело, 2001.
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |