40
ОГЛАВЛЕНИЕ
· сбор и анализ теоретического материала об имидже и корпоративной культуре в научной литературе;
· проведение экспериментального исследования с целью выявления реальной аудитории Калужского Дома музыки и степени сформированности имиджа организации у членов данной аудитории;
· проведение экспериментального исследования среди сотрудников Калужского Дома музыки с целью выявления степени сформированности корпоративной культуры организации;
· обработка и интерпретация данных экспериментального исследования;
· составление списка практических рекомендаций для высшего должностного лица Калужского Дома музыки.
Методы исследования: письменный опрос, метод семантического дифференциала.
Практическая значимость данной курсовой работы определяется тем, что подобное исследование проводится впервые на базе Калужского Дома музыки и его данные будут способствовать достижению более эффективного функционирования организации.
Структурно курсовая работа представлена введением, двумя главами, заключением, библиографическим списком и приложениями.
ГЛАВА 1. Имидж как характеристика организации
· профессионализм и компетентность: успешное формирование позитивного имиджа невозможно без достижения необходимого уровня указанных характеристик. При этом следует отметить, что процесс совершенствования качества и увеличения количества знаний должен иметь непрерывный характер;
· нравственная надёжность: соблюдение этики деловых отношений, уверенность в нравственной надёжности делового партнёра чрезвычайно важны в социокультурной сфере. Особенно высокие требования к нравственной культуре специалистов возникают при выходе на мировой рынок товаров и услуг;
· гуманитарная образованность: для качественного выполнения своей работы специалисту необходимы не только профессиональные знания и навыки, но и широкие познания в области мировой культуры, освоение общечеловеческих ценностей, таких, как духовность, здоровье, экологическая безопасность и т.д.
· коммуникативная привлекательность: основными факторами, способствующими коммуникативной привлекательности специалиста, являются конструктивная поведенческая стратегия, эффективная поведенческая техника и обоснованная поведенческая тактика. Правильно выбранный стиль поведения как руководителя, так и специалиста - значимый шаг на пути формирования их позитивного образа;
· использование психологических техник: знание закономерностей функционирования человеческой психики, а также законов психологии играет довольно важную роль при управленческом общении для достижения своих целей. [1, с.16]
В настоящее время существуют несколько вариантов типологии имиджа. Как сложное системное образование он представляет собой комплекс частных имиджей и имеет несколько критериев классификации. В.Е. Ланкин автор книги "Маркетинг" предлагает следующие из них:
по субъекту:
· личный: имидж конкретного человека;
· товарный: имидж товара, услуги;
· групповой: организационный, корпоративный, национальный имидж;
степень рациональности восприятия:
· когнитивный, дающий "сухую" специальную информацию и ориентированный, главным образом, на людей сведущих, узких специалистов;
· эмоциональный, чувственный, ориентированный на широкую аудиторию и призванный вызвать сильный эмоциональный отклик;
соотношение индивидуальных особенностей и социальных требований:
· конъюктурный: подчиняющийся требованиям окружающей среды и ожиданиям имиджевой аудитории;
· органичный: ориентированный на самоощущение и самовыражение;
· сбалансированный: сочетающий обе ориентации. [7, с.114]
Ф. Джефкинс и Д. Ядин авторы книги "Паблик рилейшнз" классифицируют имидж следующим образом:
· зеркальный: содержит собственное представление о человеке или организации;
· текущий: имидж человека или организации, воспринимаемый аудиторией в данный момент времени;
· желаемый: идеальный имидж, к которому стремится человек или организация;
· корпоративный: имидж организации в целом;
· множественный: имидж, образованный при наличии ряда независимых структур вместо единой корпорации. [4, с.18]
Английская исследовательница Э. Сэмпсон в качестве критерия при рассмотрении личностного имиджа выделяет сочетание внешних и внутренних факторов, задающих:
· самоимидж, который вытекает из прошлого опыта и отражает нынешнее состояние самоуважения;
· воспринимаемый имидж, который представляет переработанную и оценённую информацию;
· требуемый имидж, который в настоящее время в конкретной организации является самым необходимым. [см.13, с 36]
Как следует из приведённых выше определений, существует довольно большое количество оснований для классификации имиджа, что позволяет сделать вывод о многоуровневости и структурной сложности анализируемого понятия.
Изучение структурных особенностей имиджа позволяет обосновать преемственность и тесную взаимосвязь профессионально-личностного и корпоративного имиджей, а также технологий, используемых в процессе их формирования и функций выполняемых ими. Функции же имиджа в свою очередь проявляют его содержание и предназначение для конкретной сферы деятельности. Довольно полно основные из них описывает О.В. Лысикова:
· профессиональная функция позволяет человеку реализоваться в конкретной области современного производства, бизнеса, культуры, политики, образования;
· адаптационная функция необходима для комфортного приспособления к определённой среде, группе, беседе;
· функция личностной реализации позволяет максимально раскрыть индивидуальные способности и задатки применительно к конкретной сфере деятельности;
· аксиологическая ориентирует специалиста на индивидуальные и профессиональные ценности, являющиеся ориентиром в субъективном и объективном мире;
· эвристическая функция сосредоточивает внимание специалиста на реализации своего творческого потенциала в профессиональном успехе, научном открытии, создании уникального произведения;
· психотерапевтическая функция заключается в осознании своей значимости, психологической устойчивости, уверенности, оптимизме;
· коммуникативная функция позволяет специалисту позитивно организовать и осуществлять общение на всех уровнях, получать от него максимум информации, а также воздействовать на собеседника или аудиторию в нужном для себя направлении
Функции имиджа свидетельствуют о его значении в гармонизации внутреннего мира человека и формировании адаптационной способности к позитивным и негативным изменениям окружающей среды. [8, с.22]
Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что имидж - это характеристика, присущая человеку, группе людей, а также товару или услуге, представляющая собой образ того или иного объекта, воспринимаемый аудиторией. Имидж обладает сложной многоуровневой структурой, которая определяется его носителем и обусловливает множество подходов к его трактованию. Являясь на сегодняшний день одной из ключевых характеристик своего носителя имидж выполняет ряд важнейших функций как в коммуникационном процессе, так и в процессах социализации и личностного развития.
· определение миссии организации, базовых ценностей;
· формулирование стандартов поведения членов организации;
· формирование традиций организации;
· разработка символики.
Все эти шаги и их результаты очень удобно и целесообразно описать в таком документе, как корпоративное руководство. Этот документ особенно полезен в ситуациях приема на работу и адаптации новых сотрудников и дает возможность практически сразу понять, насколько потенциальный сотрудник разделяет ценности организации.
Источниками формирования корпоративной культуры выступают:
1) система личных ценностей и индивидуально-своеобразных способов их реализации;
2) способы, формы и структура организации деятельности, которые объективно воплощают некоторые ценности, в том числе и личные ценности руководителей предприятия;
3) представление об оптимальной и допустимой модели поведения сотрудника в коллективе, которые отражают систему стихийно сложившихся внутригрупповых ценностей.
Механизм формирования корпоративной культуры заключается во взаимном воздействии ее источников. Взаимно пересекаясь, они ограничивают область реально возможных на данном предприятии способов реализации личных ценностей и тем самым определяют их доминирующее в коллективе содержание и иерархию. Иерархическая система выделенных таким образом ценностей порождает наиболее адекватную уже именно ей совокупность способов их реализации, которые, воплощаясь в способах деятельности, формируют внутригрупповые нормы и модели поведения. [5, с.40]
Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что корпоративная культура представляет собой совокупность материальных и духовных ценностей, разделяемых всеми её сотрудниками и служащими ориентиром для их поведения. Корпоративная культура всегда имеет специфику, обусловленную как сферой деятельности организации, так и совокупностью социально-психологических характеристик её членов, грамотное и последовательное управление этими факторами является залогом эффективного формирования культуры организации.
Образ созданный
Образ идеальный Образ реальный
Рис.3. Соотношение разных вариантов образа.
При этом каждая точка треугольника соответствует разным точкам сознания. Образ идеальный представляет собой точку зрения аудитории на идеал носителя имиджа. Образ реальный соответствует имеющимся у объекта характеристикам с его сильными и слабыми сторонами. Созданный образ относится к точке массового сознания после проведённой имиджевой кампании. [13, с.300]
И.В. Алёшина говорит, что имидж может быть несколько различным для различных групп общественности, поскольку желаемое поведение этих групп в отношении организации может различаться (рис.4)
В данном случае имеет место синтез представлений об организации различных групп общественности, в результате которого создается более общее и емкое представление об организации. [2, с.50-53]
Рис.4. Варианты имиджа.
На сегодняшний день имиджеология располагает обширным арсеналом средств формирования имиджа. В книге "Имиджеология и паблик рилейшнз в социокультурной сфере" О.В. Лысиковой перечислены основные из них:
Позиционирование. Данная технология является наиболее значимой для имиджирования и представляет собой помещение объекта в благоприятную информационную среду.
Манипулирование. Достаточно распространённый способ коммуникативного воздействия, выполняющий функцию "легенды" или "мифа", маскирующего истинные намерения.
Мифологизация. Связана с построением двойного сообщения, которое воздействует на уровне сознания и подсознания. В каждом человеке на глубинном уровне присутствуют мифы и архетипы, и задача имиджмейкера заключается в том, чтобы активизировать эту символику в выгодном для себя направлении.
Эмоционализация. Данный метод связан с переводом какой либо информации с рационального языка на язык эмоциональный.
Формат. Под ним понимают процессы создания заданных для формирования необходимого имиджа контекстов.
Вербализация. Данный приём основан на умении имиджмейкера общаться на языке аудитории, направлять вербализацию в нужную сторону, когда необходимо скрыть реальное положение вещей.
Детализация. Данный приём повышает уровень воздействия информации, поскольку детали, являясь опорными сигналами, дольше сохраняются в памяти.
Дистанцирование. Данный метод связан с искусственным снятием всего негативного, отрицательного, что разрушает позитивный имидж, снижает его рейтинг.
Визуализация. Данный приём подразумевает воздействие на аудиторию сразу по нескольким каналам восприятия. [8, с.23-26]
Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что корпоративный имидж формируется на основе миссии организации, корпоративной индивидуальности и корпоративной идентичности, а сам процесс формирования имиджа организации включает в себя четыре этапа: определение требований целевой аудитории, выявление сильных и слабых сторон объекта, подведение характеристик объекта под требования аудитории и перевод требуемых характеристик объекта в вербальную, визуальную и событийную формы. К числу основных инструментов формирования имиджа организации относятся позиционирование, манипулирование, мифологизация, эмоционализация, формат, вербализация, детализация, дистанцирование и визуализация.
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование имиджа Калужского Дома музыки
· создание условий для концертно-просветительской деятельности творческих коллективов;
· пропаганда лучших образцов классического искусства;
· популяризация музыкального и изобразительного искусства;
· воспитание музыкального вкуса у населения г. Калуга.
Рис.5. Стаж работы в организации.
Как следует из рисунка 5, каждый сотрудник имеет довольно большой стаж работы в организации 2/3 (66%, 8 чел) коллектива работают в Калужском Доме музыки с момента его учреждения, 17% (2 чел) сотрудников заняты в организации 1,5 года, такое же количество опрошенных имеет стаж работы в 1 год. Данное обстоятельство позволяет сделать вывод о низкой текучести кадров характерной для организации.
С целью выявления уровня самоидентификации сотрудников с организацией, им было предложено ответить на вопрос, считают ли они работу в организации своим призванием. Соотношение ответов полученных на данный вопрос отражено на рисунке 6.
Рис.6. Распределение ответов на вопрос "считаете ли Вы работу в Калужском Доме музыки своим призванием".
Таким образом, ? сотрудников ответили на поставленный вопрос "безусловно да" либо "пожалуй да" (суммарно эти варианты ответов набрали 74%, 9 чел), что говорит о довольно высоком уровне самоидентификации с организацией характерном для коллектива Калужского Дома музыки. Большинство сотрудников считают работу в организации престижной и рассматривают её как вершину своей карьеры. Это позволяет сделать вывод о том, что сотрудники Калужского Дома музыки принимают и разделяют ценности и нормы организации. Также высокий показатель самоидентификации сотрудников может быть объяснён тем, что сфера, в которой функционирует Калужский Дом музыки - культура и искусство - предполагает сильную личностную вовлечённость в трудовой процесс.
Однако, следует отметить тот факт, что ответы, полученные на вопрос об уровне самоидентификации сотрудников, немного противоречат ответам на вопрос относительно мотивов занятости в Калужском Доме музыки, поскольку для 66% (8 чел) опрошенных наиболее привлекательным в организации является её удобное месторасположение и лишь для 34% (4 чел) - возможность реализовать свой творческий потенциал. Такие варианты ответов как "благоприятный климат внутри коллектива" и "заработная плата" респондентами не отмечались. На вопрос о том, какие методы мотивации сотрудников были бы наиболее эффективными, ответы распределились следующим образом: наиболее часто респондентами упоминался ответ "материальные поощрения" - 56%, далее следует вариант "моральные поощрения", который набрал 33% от общего количества ответов и наименее часто респондентами выбирали вариант "затрудняюсь ответить" - 11%. Таким образом, анализируя ответы на вопросы, касающиеся существующей трудовой мотивации сотрудников и способов её усиления, можно сделать вывод о том, что доминирующими мотивами занятости в Калужском Доме музыки являются удобное месторасположение организации, а также во зможность реализовать свой творческий потенциал. Следует отметить, что среди сотрудников существует некоторая неудовлетворённость размером заработной платы и как следствие, усиление мотивации, согласно результатам опроса, возможно за счёт увеличения её размера.
Далее сотрудникам было предложено ответить на вопрос относительно их общей удовлетворённости своей занятостью в Калужском Доме музыки. Ответы распределились следующим образом:
Рис.7. Уровень удовлетворённости трудом.
Как следует из рисунка 7, подавляющее большинство сотрудников ответили на поставленный вопрос "да" либо "скорее да, чем нет" (суммарно эти варианты ответов набрали 84%, 10 чел). Таким образом, несмотря на выявленное выше недовольство сотрудников уровнем заработной платы, показатель удовлетворённости трудом в организации в целом весьма высок. Это может быть объяснено, тем, что, как уже отмечалось выше, большинство сотрудников идентифицируют себя с организацией, разделяя её ценности и нормы и будучи готовыми работать "за идею".
Далее респондентам было предложено ответить на вопрос относительно наличия в коллективе корпоративных традиций. При подсчёте результатов было получено следующее соотношение ответов:
Рис.8. Корпоративные традиции.
Анализируя данные полученные по этому вопросу, можно сделать вывод о сформированной и существующей в организации традиции поздравления именинников - данный вариант ответа упоминался наиболее часто (39%). Варианты "корпоративные мероприятия" и "совместные праздники" набрали 22% и 17% упоминаний соответственно, что позволяет сделать вывод о наличии в организации корпоративных мероприятий, проведение которых на данный момент не стало традицией. Вариант "день рождения организации" респондентами не выбирался, поскольку проведение этого мероприятия на данный момент не практикуется. Формирование традиции его проведения может сыграть большую роль для создания позитивного имиджа Калужского Дома музыки. Также следует отметить довольно высокий процент упоминаний (22%), набранный вариантом "не знаю" или "не принимаю участия". Данный факт может быть объяснён распределением ответов респондентов на вопрос относительно наличия в коллективе непроизводственных конфликтов:
Рис.9. Наличие непроизводственных конфликтов в коллективе.
Как следует из рисунка 9, наиболее популярными ответами на вопрос "наблюдали ли Вы противоречия помимо производственных в коллективе" были "да" (41%, 5 чел) и "иногда" (41%, 5 чел), то есть, наличие непроизводственных конфликтов так или иначе отмечает 82% (10 чел) респондентов и только 18% (2 чел) утверждают, что их нет. Такое соотношение ответов на данный вопрос оказывает влияние и на социально-психологический климат в коллективе. По данному параметру были получены следующие оценки:
Рис.10. Социально-психологический климат в коллективе.
Как следует из рисунка 10, категоричные ответы "безусловно благоприятный" (8%, 1 чел) и "безусловно неблагоприятный" (8%, 1 чел) не пользовались популярностью у респондентов. Предпочтение отдавалось более нейтральным вариантам "пожалуй благоприятный" (42%, 5 чел) и "пожалуй неблагоприятный" (42%, 5 чел). Такое соотношение ответов позволяет говорить об отсутствии в коллективе ярко выраженного позитивного или негативного социально-психологического климата и существовании тенденций, имеющих как положительную, так и отрицательную направленность. К первым можно отнести высокий уровень самоидентификации сотрудников с организацией, высокую удовлетворённость трудом и готовность работать за идею, ко вторым - неудовлетворённость сотрудников заработной платой, отсутствие сложившихся традиций проведения корпоративных мероприятий, наличие непроизводственных конфликтов в коллективе.
Таким образом, подводя итоги анкетирования сотрудников Калужского Дома музыки, следует сказать, что коллективу организации свойственно сходство социально-демографических характеристик сотрудников - в основном это женщины средней и старшей возрастных групп, имеющие высшее образование. Для организации характерна низкая текучесть кадров, что может быть объяснено высоким уровнем самоидентификации сотрудников. Большинство из них принимают и разделяют ценности и нормы организации, считая работу в Калужском Доме музыки престижной и рассматривая её как вершину своей карьеры. Доминирующими мотивами занятости в организации являются её удобное месторасположение, а также возможность реализовать свой творческий потенциал. Следует отметить, что в коллективе существует некоторая неудовлетворённость размерами заработной платы, однако общий уровень удовлетворённости трудом довольно высок, что опять же обусловлено высокими показателями самоидентификации сотрудников с организацией и их готовностью работать "за идею". В коллективе существует традиция поздравления именинников, также практикуется проведение корпоративных мероприятий и совместных праздников, однако данная практика на данный момент в традицию не оформилась. Социально-психологический климат в коллективе не имеет ярко выраженной негативной или позитивной окраски, поскольку для него характерно наличие как положительно, так и отрицательно направленных тенденций, на данный момент уравновешивающих друг друга.
Исходя из данных, полученных в ходе исследования сотрудников Калужского Дома музыки, можно предложить следующие инструменты эффективного формирования корпоративной культуры организации:
· оформленное в традицию проведение корпоративных праздников и мероприятий, в частности дня рождения организации;
· создание легенды организации;
· разработка и введение системы материальных поощрений сотрудников.
На следующем этапе исследования было проведено анкетирование (см. прил.2) посетителей Калужского Дома музыки. В анкетировании приняли участие 110 респондентов, 57% (62 чел) которых составили женщины и 43% (48 чел) - мужчины. Градация респондентов по возрасту отображена на рисунке 11.
Рис.11. Градация респондентов по возрасту.
Как следует из рисунка 7, на данный момент в аудитории Калужского Дома музыки преобладают представители возрастной группы от 35 до 44 лет (36%, 39 чел), следующими по численности являются посетители в возрасте старше 54 лет (20%, 22 чел), далее с небольшим процентным отрывом друг от друга следуют представители возрастных групп от 25 до 34 лет (17%,19 чел), от 45 до 54 лет (16%, 18 чел), и от 18 до 24 лет (11%, 12 чел).
Градация респондентов по образовательному уровню выглядит следующим образом:
Рис.12. Градация респондентов по образовательному уровню.
Как следует из рисунка 12, 59% (64 чел) опрошенных имеет высшее образование, незаконченное высшее образование имеет 19%(22 чел) респондентов, средне-специальное и средне-техническое - 13%(14 чел) и наконец респонденты со средним образованием составляют 9%(10 чел) от общего числа опрошенных.
С точки зрения социально-профессиональных характеристик изучаемая аудитория достаточно однородна: в числе посетителей представлены государственные служащие, инженерно-технические работники, пенсионеры, студенты ВУЗов, но практически отсутствуют люди рабочих специальностей.
Также в процессе исследования сотрудникам Калужского Дома музыки было предложено ответить на вопрос относительно того, кто на их взгляд является аудиторией организации.58% (7 чел) сотрудников ответили, что это люди среднего возраста занятые интеллектуальным трудом, 42%(5 чел) сотрудников затруднились дать ответ. При сравнении данных результатов с результатами анкетирования посетителей Калужского Дома музыки следует отметить, что чуть больше половины сотрудников организации верно определяет её целевую общественную группу, однако при этом велика доля сотрудников затруднившихся ответить на данный вопрос.
Таким образом, в структуре аудитории Калужского Дома музыки наиболее выражены группа посетителей среднего возраста, пенсионеры, а также студенты. В целом для аудитории характерен высокий образовательный уровень, а также занятость в сфере интеллектуального труда.
В рамках исследования сотрудникам и посетителям Калужского Дома музыки было предложено дать оценку текущему имиджу организации. Соотношение ответов, полученных на данный вопрос, отражено на рисунке 13.
Рис.13. Оценка текущего имиджа Калужского Дома музыки.
Как следует из рисунка 13, наиболее распространёнными оценками, как среди посетителей, так и среди сотрудников являются 3 и 4 балла. Однако при анализе ответов посетителей прослеживается оптимистическая тенденция, поскольку среди их оценок присутствуют и максимальные (15% посетителей (17 чел) оценивают имидж на 5 баллов), анализ ответов сотрудников организации наоборот позволяет выявить скорее пессимистическую тенденцию, поскольку среди них есть минимальные оценки (25% сотрудников (3 чел) оценили имидж на 0 и 1 балл). В среднем посетители Калужского Дома музыки оценивают имидж организации на 3,6 балла, а сотрудники на 2,8 балла.
Далее посетителям Калужского Дома музыки было предложено ответить на вопрос, что позволяет сделать вывод о положительном имидже организации. Ответы здесь распределились следующим образом:
Рис.14. Что позволяет сделать вывод о положительном имидже организации.
Как следует из рисунка 14, наибольшее количество упоминаний получили ответы "высокое качество проводимых мероприятий"(26%), "положительные оценки со стороны посетителей"(24%), "тематическое разнообразие мероприятий"(23%) и "известность организации, её уникальный статус"(21%). Этот факт позволяет сделать вывод о том, что на данный момент Калужский Дом музыки является одной из наиболее развитых организаций, функционирующих в сфере культуры в г. Калуга.
Следующий вопрос, на который было предложено ответить респондентам, касался путей улучшения имиджа Калужского Дома музыки.
Рис.15. Возможные пути улучшения имиджа Калужского Дома музыки.
Наиболее частым по упоминаемости вариантом ответа стал "лучше освещать деятельность организации" (68%), этот ответ был популярен среди всех групп респондентов. Варианты "проводить больше мероприятий" (22%) и "расширить тематику мероприятий" (10%) чаще других упоминались в возрастной группе от 18 до 24 лет, а вариант касающийся снижения цен на входные билеты (20%) был характерен для пенсионеров.
Следующий вопрос был направлен на выявление элементов текущего имиджа Калужского Дома музыки, которые требуют доработки. Ответы респондентов распределились следующим образом:
Рис.16. Элементы текущего имиджа Калужского Дома музыки, требующие доработки.
Как следует из рисунка 16, наиболее упоминаемыми стали варианты "информационное освещение" (28%) и "информационные проспекты и буклеты" (28%). Далее с довольно большим разрывом следуют ответы "оформление информационных стендов" (15%) и "корпоративный стиль одежды сотрудников" (12%). Такие варианты ответов как "тематика проводимых мероприятий" (8%), "интерьер помещений" (5%) и "логотип организации" (4%) упоминались сравнительно редко.
Также в рамках данного этапа исследования респондентам были заданы вопросы, направленные на выявление эффективности функционирования таких элементов имиджа организации, как сайт и логотип.
На вопрос "посещали ли Вы сайт Калужского Дома музыки" 80% (88 чел) респондентов ответили "нет" и 20% (22 чел) - "да". Положительные ответы на данный вопрос наиболее часто встречались в возрастной группе от 18 до 24 лет. Все респонденты, посещавшие сайт Калужского Дома музыки характеризуют, впечатление, оставшееся от него как положительное. Таким образом, сайт Калужского Дома музыки можно рассматривать как эффективный ресурс для информирования посетителей в возрасте от 18 до 24 лет. Однако, небольшое количество респондентов посещавших сайт организации 20% (22 чел) говорит о том, что аудитория не вполне осведомлена о существовании данного источника информации.
Далее посетителям Калужского Дома музыки было предложено ответить на вопрос о том, с каким символом ассоциируется у них организация. По данному вопросу было получено следующее соотношение ответов:
Рис.17. Символ Калужского Дома музыки.
Таким образом, большинство респондентов (37%, 41 чел) затруднились ответить на вопрос относительно символа Калужского Дома музыки; 28% (31 чел) опрошенных считают, что это тот или иной элемент нотной записи (скрипичный ключ, нота, нотный стан); 16% (18 чел) ответили, что символом организации является само здание Калужского Дома музыки; 15% (17 чел) ответили, что это тот или иной музыкальный инструмент (гитара, арфа, скрипка) и, наконец, наиболее редко (4%, 3 чел) символом Калужского Дома музыки респонденты называли определённую личность (Олег Акимов). Таким образом, только 16% (18 чел) верно ответили на поставленный вопрос - на данный момент символом Калужского Дома музыки действительно является фасад здания организации, который в сочетании с её названием, начертанным авторским шрифтом, является одним из элементов её фирменного стиля. Следует отметить, что данный вариант ответа был третьим по популярности, вторым как уже отмечалось выше стал тот или иной символ нотной записи - скрипичный ключ, нота, нотный стан - , однако использование его для формирования уникальности организации может быть не столь эффективным, потому что скрипичный ключ уже является символом Московского Дома музыки. Следовательно, выбор символа Калужского Дома музыки можно считать успешным, однако большое количество респондентов (37%, 41 чел) затруднившихся ответить на поставленный вопрос говорит о недостаточно активном его позиционировании.
Следующий вопрос, на который было предложено ответить респондентам, касался их отношения к цене входных билетов на мероприятия Калужского Дома музыки. Ответы здесь распределились следующим образом:
Рис.18. Цена билетов на мероприятия Калужского Дома музыки.
Чуть больше половины респондентов (51%, 56 чел) считают, что цена билетов вполне приемлемая; 29% (32 чел) опрошенных считают цену высокой, однако, признавая при этом, что она соответствует уровню проводимых мероприятий; 20% (22 чел) ответили, что цена билетов является необоснованно высокой. Вариант ответа "низкая цена" респондентами не выбирался. Таким образом, около половины респондентов удовлетворены ценой билетов на мероприятия Калужского Дома музыки, однако, другая половина считает её высокой - обоснованно или необоснованно.
Следующий вопрос, на который было предложено ответить респондентам, был направлен на выявление роли мероприятий Калужского Дома музыки в культурной жизни г. Калуга.
Рис. 19. Роль мероприятий Калужского Дома музыки в культурной жизни г. Калуга.
Большинство опрошенных (70%, 77чел) считают, что мероприятия Калужского дома музыки вносят существенный вклад в культурную жизнь города; следующим по популярности стал ответ "мероприятия Калужского Дома музыки являются одними из многих подобных мероприятий" - 18% (20 чел) и, наконец, 12% (13 чел) считают, что данные мероприятия определяют культурную жизнь Калуги. Следует отметить, что вариант "культурная жизнь Калуги является насыщенной и без мероприятий Калужского Дома музыки" респондентами не упоминался, что позволяет сделать вывод о преобладании спроса над предложением в сфере культуры и искусства.
Следующий вопрос, адресованный респондентам, касался того, какие ассоциации вызывает у них Калужский Дом Музыки. Были получены следующие варианты ответов:
Рис. 20. Ассоциации, вызываемые Калужским Домом музыки.
Таким образом, наиболее часто респондентами указывались варианты ответов "известный" (26%), "элитный" (19%), "стильный" (19%), "доступный" (15%). Такие варианты ответов как "неизвестный", "хрупкий", "тёмный", "безвкусный" респондентами практически не отмечались, что позволяет сделать вывод о существовании положительной тенденции восприятия Калужского Дома музыки среди его посетителей.
Таким образом, подводя итоги данного этапа анкетирования, следует сказать, что в структуре реальной аудитории Калужского Дома музыки наиболее выраженными являются группы посетителей в возрасте от 35 до 44 лет и старше 54 лет. Как правило, это люди с высшим образованием, занятые в сфере умственного труда. Посетители Калужского Дома музыки оценивают текущий имидж организации на 3,6 балла, при этом в качестве способа его улучшения предлагая более активное освещение деятельности организации, а также увеличение количества проводимых мероприятий и расширение их тематической направленности. По мнению респондентов, среди существующих элементов корпоративного стиля организации доработки требуют информационные проспекты и буклеты, оформление информационных стендов, а также корпоративный стиль одежды сотрудников. Чуть более половины посетителей Калужского Дома музыки удовлетворены ценой входных билетов, однако, другая половина посетителей в той или иной мере считает её высокой (обоснованно или нет() той или иной мереосетителей Калужского Дома музыки удовлетворены ценой входных билетов, однако, другая половина посетителей с). Мероприятия Калужского Дома музыки, по мнению его посетителей, вносят существенный вклад в культурную жизнь г. Калуга, что говорит об общественной значимости организации. Также в процессе исследования была выявлена позитивная тенденция восприятия и оценки Калужского Дома музыки его посетителями, что может рассматриваться как хорошая отправная точка для целенаправленного формирования положительного образа организации.
Завершающим этапом исследования был опрос сотрудников и посетителей Калужского Дома музыки с использованием метода семантического дифференциала. В рамках данного этапа респондентам был предложен список биполярных семибальных шкал (от - 3 до +3), заданных антонимичными прилагательными, по которым требовалось оценить организацию (см. прил.3). Оценки, полученные по каждой шкале семантического дифференциала, подвергались статистической обработке (пакет статистических программ "Описательная статистика" EXCEL for WINDOWS XP) с вычислением параметра среднего значения. После чего производился факторный анализ полученных данных, в рамках которого высококоррелирующие шкалы были объединены в факторы, которые представляют собой отдельные черты, грани изучаемого объекта [3, с.436]. Таким образом было достигнуто снижение размерности знакового пространства до четырёх наиболее важных переменных:
Фактор идентичности (в данную группу попали шкалы "чистая-грязная", "приятная-неприятная", "холодная-тёплая", "открытая-закрытая", "дружелюбная-конфликтная", "мягкая-жёсткая", "родная-чужая"): наибольший средний балл среди посетителей Калужского Дома музыки в данной группе был получен такими характеристиками как "приятная"(+1,9), "чистая"(+1,7), "открытая"(+1,4), "дружелюбная"(+1,4). Общее среднее значение данного фактора, полученное при анализе ответов посетителей Калужского Дома музыки, +1,27. Такие результаты позволяет сделать вывод о принятии респондентами норм и ценностей, пропагандируемых организацией, а также об их склонности идентифицировать себя как с аудиторией Калужского Дома музыки, так и с аудиторией классического искусства в целом.
Фактор активности (в данную группу вошли шкалы "передовая-отсталая", "прогрессивная-консервативная", "прибыльная-убыточная", "эффективная-неэффективная", "маленькая-большая", "сильная-слабая", "активная-пассивная", "инициативная-безынициативная", "энергичная-спокойная"):: наибольший средний балл среди посетителей Калужского Дома музыки в данной группе был получен такими характеристиками как "активная"(+1,6), "передовая"(+1,5), "энергичная"(+1), "инициативная"(+1,4). Однако средний балл, полученный среди посетителей калужского Дома музыки по данной категории, не так велик +0,8. Это говорит о том, что организация воспринимается посетителями как недостаточно активная, что может быть объяснено ранее выявленным недостатком информации об организации, а также мероприятиях, проводимых ей.
Фактор эмоциональности (в данную группу вошли шкалы "предсказуемая-непредсказуемая", "прост ая-сложная", "практическая-творческая", "стабильная-нестабильная", "осторожная-рисковая", "интересная-скучная", "уверенная-тревожная", "творческая-практическая"): наибольший средний балл среди посетителей Калужского Дома музыки в данной группе был получен такими характеристиками как "творческая" (+2,3), "интересная" (+1,9), "уверенная" (+1,3). Общее среднее значение данного фактора, полученное при анализе ответов посетителей Калужского Дома музыки, +1. Такие результаты позволяют сделать вывод, о том, что аудитория Калужского Дома музыки эмоционально готова к восприятию мероприятий, проводимых организацией, а также имеет потребность в их посещении.
Фактор восприятия персонала (в данную группу вошли шкалы "сплоченная-разноголосая", "серьёзная-легкомысленная", "коллективная-индивидуальная", "дисциплинированная-недисциплинированная"): наибольший средний балл среди посетителей Калужского Дома музыки в данной группе был получен такими характеристиками как "серьёзная" (+1,7), "дисциплинированная" (+1,5). Общее среднее значение данного фактора, полученное при анализе ответов посетителей Калужского Дома музыки, +1,5. Такие результаты позволяют сделать вывод о том, что посетители Калужского Дома музыки положительно соотносят персонал организации с самой организацией.
Таким образом, обобщая результаты, полученные среди посетителей Калужского Дома музыки методом семантического дифференциала, следует сказать, что большинство респондентов принимает нормы и ценности, пропагандируемые организацией, а также идентифицирует себя с аудиторией Калужского Дома музыки и с аудиторией классического искусства в целом. Как следствие опрошенные эмоционально готовы к восприятию мероприятий, проводимых организацией, а также испытывают потребность в их посещении. Также для посетителей характерно положительное отношение к коллективу Калужского Дома музыки и соотнесение его с организацией. Однако следует отметить тот факт, что Калужский Дом музыки воспринимается опрошенными как недостаточно активная организация, что может быть связано с ранее выявленным малым количеством информации о ней.
Аналогичное исследование было проведено и среди сотрудников Калужского Дома музыки
Фактор идентичности: наибольший средний балл среди сотрудников Калужского Дома музыки в данной группе был получен такими характеристиками как "родная"(+1), "чистая"(+0,7). Общее среднее значение данного фактора, полученное при анализе ответов сотрудников Калужского Дома музыки, +0,4. Таким образом, данные, полученные методом семантического дифференциала, подтверждают результаты анкетирования сотрудников: большая часть коллектива разделяет ценности и нормы организации.
Фактор активности: наибольший средний балл среди сотрудников Калужского Дома музыки в данной группе был получен такими характеристиками как "передовая"(-0,3), "энергичная"(-0,7), "независимая"(-1). Средний балл, полученный среди сотрудников Калужского Дома музыки по данной категории, - 0,9. Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что организация воспринимается как недостаточно активная и посетителями и сотрудниками. Также в оценке организации сотрудниками прослеживается негативная тенденция, в то время как для посетителей характерен более оптимистичный подход.
Фактор эмоциональности: наибольший средний балл среди сотрудников Калужского Дома музыки в данной группе был получен такими характеристиками как "творческая" (-0,3), "простая" (-0,3). Общее среднее значение данного фактора, полученное при анализе ответов сотрудников Калужского Дома музыки, - 0,7. Довольно низкий средний балл, полученный по данному фактору может быть обусловлен ранее выявленной негативной направленностью характерной для оценки организации сотрудниками.
Фактор восприятия персонала: наибольший средний балл среди сотрудников Калужского Дома музыки в данной группе был получен такими характеристиками как "дисциплинированная" (+1) и "серьёзная" (+0,7). Также следует отметить низкий балл таких характеристик как "сплочённая" (-0,7) и "коллективная" (-0,3) Общее среднее значение данного фактора, полученное при анализе ответов сотрудников Калужского Дома музыки, - 0,3. Полученное соотношение голосов респондентов может быть обусловлено ранее выявленным наличием противоречий в коллективе, а также недостаточно благоприятным социально-психологическим климатом.
Таким образом, обобщая данные, полученные среди сотрудников Калужского Дома музыки методом семантического дифференциала, следует сказать, что большая часть коллектива разделяет ценности и нормы организации, однако при этом воспринимая организацию как недостаточно активную. Коллектив организации характеризуется недостаточно благоприятным социально-психологическим климатом.
Заключение.
В современном мире практика использования PR-технологий становится повсеместной. Сфера культуры и искусства также не обошлась без неё. Мало того, в силу специфики данной отрасли, её неподчиненности рыночным механизмам именно эффективная PR-деятельность становится залогом успешного функционирования организации в сфере культуры и искусства. Но, несмотря на этот факт, на сегодняшний день многие инструменты и приемы, использующиеся для налаживания связей между общественностью и социокультурными организациями, применяются несистемно и спонтанно, что в свою очередь открывает огромное поле деятельности для PR-специалистов, предлагая им большой выбор методов продвижения своей фирмы.
Подводя итоги данной работы, следует отметить, что в структуре реальной аудитории Калужского Дома музыки наиболее выраженными являются группы посетителей в возрасте от 35 до 44 лет и старше 54 лет. Как правило, это люди с высшим образованием, занятые в сфере умственного труда. Большинство посетителей принимает нормы и ценности, пропагандируемые организацией, а также идентифицирует себя с аудиторией Калужского Дома музыки и с аудиторией классического искусства в целом. Как следствие опрошенные эмоционально готовы к восприятию мероприятий, проводимых организацией, а также испытывают потребность в их посещении. Посетители Калужского Дома музыки оценивают текущий имидж организации на 3,6 балла, при этом в качестве способа его улучшения предлагая более активное освещение деятельности организации, а также увеличение количества проводимых мероприятий и расширение их тематической направленности. По мнению респондентов, среди существующих элементов корпоративного стиля организации доработки требуют информационные проспекты и буклеты, оформление информационных стендов, а также корпоративный стиль одежды сотрудников. Чуть более половины посетителей Калужского Дома музыки удовлетворены ценой входных билетов, однако, другая половина посетителей в той или иной мере считает её высокой (обоснованно или нет() той или иной мереосетителей Калужского Дома музыки удовлетворены ценой входных билетов, однако, другая половина посетителей с). Мероприятия Калужского Дома музыки, по мнению его посетителей, вносят существенный вклад в культурную жизнь г. Калуга, что говорит об общественной значимости организации. Также в процессе исследования была выявлена позитивная тенденция восприятия и оценки Калужского Дома музыки его посетителями. Говоря о коллективе организации как о носителе её корпоративной культуры, следует отметить, что ему свойственно сходство социально-демографических характеристик сотрудников - в основном это женщины средней и старшей возрастных групп, имеющие высшее образование. Для организации характерна низкая текучесть кадров, что может быть объяснено высоким уровнем самоидентификации сотрудников. Большинство из них принимают и разделяют ценности и нормы организации, считая работу в Калужском Доме музыки престижной и рассматривая её как вершину своей карьеры. Доминирующими мотивами занятости в организации являются её удобное месторасположение, а также возможность реализовать свой творческий потенциал. Следует отметить, что в коллективе существует некоторая неудовлетворённость размерами заработной платы, однако общий уровень удовлетворённости трудом довольно высок, что опять же обусловлено высокими показателями самоидентификации сотрудников с организацией и их готовностью работать "за идею". В коллективе существует традиция поздравления именинников, также практикуется проведение корпоративных мероприятий и совместных праздников, однако данная практика на данный момент в традицию не оформилась. Социально-психологический климат в коллективе не имеет ярко выраженной негативной или позитивной окраски, поскольку для него характерно наличие как положительно, так и отрицательно направленных тенденций, на данный момент уравновешивающих друг друга.
Подводя итоги, следует сказать, что задачи, поставленные в курсовой работе, выполнены, а именно:
Был собран и проанализирован теоретический материал об имидже;
· было проведено экспериментальное исследование с целью выявления реальной аудитории Калужского Дома музыки и степени сформированности имиджа организации у членов данной аудитории;
· было проведено экспериментальное исследование среди сотрудников Калужского Дома музыки с целью выявления степени сформированности корпоративной культуры организации;
· была выполнена обработка и интерпретация данных экспериментального исследования;
· был составлен список практических рекомендаций для высшего должностного лица Калужского Дома музыки (см. прил.4).
Выдвинутая гипотеза нашла своё подтверждение: имидж Калужского Дома музыки на данный момент не сложился окончательно, представляя собой несистематизированную совокупность отношений и оценок организации по тем или иным аспектам. Причиной этого может быть фрагментарность информации о Калужском Доме музыки и как следствие недостаточно широкое освещение деятельности организации. Однако следует отметить тот факт, что восприятие как самой организации, так и сферы её деятельности имеет позитивную направленность, что, безусловно, является хорошей отправной точкой для целенаправленного формирования позитивного имиджа Калужского Дома музыки среди её общественных групп.
Аверченко Л.К., Залесов Г.М. Психология управления: Курс лекций/ Л.К. Аверченко, Г.М. Залесов и др. - Новосибирск, М., 1997 - 152 с.
Алешина И.В. Корпоративный имидж // Маркетинг, 1998, № 1 - 94 с.
Деркача А.А., Лаптева Л.Г. Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов, работающих с персоналом. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002 - 640 с.
Джефкинс Ф., Ядин Д. Паблик рилейшнз: Учеб. Пособие для вузов/ Пер. с англ. Под ред. Б.Л. Еремишина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003 - 416с. - (Серия "Зарубежный учебник").
Иванова С.В. Корпоративная культура: традиции и современность // Справочник кадровика, 2000, №4 - 82 с.
Королько В.Г. Основы паблик рилейшенз. - РЕФЛ - БУК, К.:
ВАКЛЕР, 2000 - 528 с.
Ланкин В.Е. Учебное пособие для подготовки к государственному итоговому междисциплинарному экзамену профессиональной подготовки маркетолога по специальности 080111 "МАРКЕТИНГ". - Таганрог: ТРТУ, 2006 - 241 с.
Лысикова О.В. Имиджеология и паблик рилейшнз в социокультурной сфере: учеб. пособие/О.В. Лысикова, Н.П. Лысикова. - М.: Флинта: МПСИ, 2006 - 168 с.
Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им.В. В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М: Азбуковник, 1997 - 944 с.
Панасюк А.Ю. Вам нужен имиджмейкер? Или о том, как создавать свой имидж. - 2-е изд. - М.: Дело, 2000 - 240с.
Панфилова А.П. Имидж делового человека. - Знание, ИВЭСЭП; 2007 - 490 с.
Перелыгина Е.Б. Психология имиджа: учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 2002 - 223с.
Почепцов Г.Г. Имиджеология. - М.: Рефл-Бук, К.: Ваклер, 2001 - 704 с.
Томилова М.В. Модель имиджа организации // Маркетинг в России и за рубежом, 1998, №1 - 160 с.
Харитонова Е.В. "Имидж организации - миссия выполнима" // Со-Общение. 2001, № 11 - 88 с.
Чумиков А.Н., М.П. Бочаров Связи с общественностью: теория и практика: Учеб. Пособие. - М.: Дело, 2003 - 496 с.
Шепель В.М. Имидж. Как нравиться людям. М.: Народное образование, 2002 - 249 с.
Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. - М.: Добросвет, 2000 - 596с.
http: // www. iteam. ru/publications/marketing/section_49/article_2124
http: // www. treningoff. ru/text/121/28/
http: // www. hr-portal. ru/pages/okk/kktk. php
http: // www. corpculture. ru/content/tipologiya-korporativnykh-kultur-r-akoffa
http: // www. corpculture. ru/content/tipologiya-korporativnykh-kultur-ch-khandi-i-osobennosti-kadrovoi-politiki-dlya-kazhdogo-tip
http: // www. c-culture. ru/go/207
http: // kdm. vdnh. ru
http: // slovari. yandex. ru/dict/sociology/article/soc/soc-1000. htm
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |
Курсовая работа | Рыночный механизм и рыночное равновесие |
Курсовая работа | Аудит затрат на производство |
Курсовая работа | Исследование особенностей мышления школьников подросткового и раннего юношеского возраста |
Курсовая работа | Учет и контроль по оплате труда |
Курсовая работа | Туристский рынок Пермского края |
Курсовая работа | Налогообложение предприятия на примере ООО "Стройсервис" |
Курсовая работа | Внутренние болезни пищеварительной системы |
Курсовая работа | Профессиональная подготовка государственных и муниципальных служащих |
Курсовая работа | Основные принципы регулирования внешнеэкономической деятельности |
Курсовая работа | Управление товарными запасами и потоками |
Курсовая работа | Учет и анализ продаж продукции (работ, услуг) |
Курсовая работа | Проблема загрязнения водных массивов на территории Барнаула |
Курсовая работа | Своеобразие поэтики С. Есенина |
Курсовая работа | Организация учета расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами |
Курсовая работа | Инвестиции и их роль в экономике: макроэкономические модели |