Курсовая работа по предмету "Экономико-математическое моделирование"


Исследование операций


1

Министерство общего и профессионального образования РФ

Кафедра «Системы управления»

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ОПЕРАЦИЙ

Вариант 14

Челябинск, 2004

Содержание

1. Задача 1

2. Задача 2

3. Задача 3

4. Задача 4

Приложение

1. Задача 1

Условие:

Нефтеперерабатывающий завод получает 4 полуфабриката: x1 тыс. л. алкилата, x2 тыс. л. крекинг-бензина, x3 тыс. л. бензина прямой перегонки и x4 тыс. л. изопентана. В результате смешивания этих четырех компонентов в разных пропорциях образуется три сорта авиационного бензина: бензин А (а1:а2:а3:а4), бензин В (b1:b2:b3:b4) и бензин С (с1:с2:с3:с4).

Стоимость 1 тыс. л. бензина каждого сорта равна y1 руб., y2 руб. и y3 руб.

Определить соотношение компонентов, при котором будет достигнута максимальная стоимость всей продукции.

№ вар.

x1

x2

x3

x4

y1

y2

y3

а1

а2

а3

а4

b1

b2

1

400

250

350

100

120

100

150

2

3

5

2

3

1

№ вар.

b1

b2

c1

c2

c3

c4

1

2

1

2

2

1

3

Решение:

Составим математическую модель задачи.

Обозначим через t1 количество бензина А;

через t2 количество бензина В;

через t3 количество бензина С.

Тогда, целевая функция будет

L=y1t1+ y2t2+ y3t3=120t1+100t2+150t3 >max

Система ограничений:

Приведем систему ограничений к виду основной задачи линейного программирования (введем новые переменные t4 , t5 ,t6 ,t7, которые входят в целевую функцию с нулевыми коэффициентами):

Выберем t1 , t2 ,t3 свободными переменными, а t4 , t5 ,t6 ,t7 - базисными и приведем к стандартному виду для решения с помощью симплекс-таблицы:

L=0-(-120t1-100t2-150t3)

Составим симплекс-таблицу.

Это решение опорное, т.к. все свободные члены положительны.

Т. к. все коэффициенты в целевой функции отрицательные, то можно взять любой столбец разрешающим (пусть t1). Выберем в качестве разрешающего элемента тот, для которого отношение к нему свободного члена будет минимально (это t7)

b

t1

t2

t3

L

0

-120

-100

-150

6000

60

60

180

t4

400

2

3

2

400/2=200

-100

-1

-1

-3

t5

250

3

1

2

250/3=83,3

-150

-1,5

-1,5

-4,5

t6

350

5

2

1

350/5=70

-250

-2,5

-2,5

-7,5

t7

100

2

1

3

100/2=50

50

0,5

0,5

1,5

Далее меняем t2 и t1 .

b

t7

t2

t3

L

6000

60

-40

30

4000

40

80

120

t4

300

-1

2

-1

300/2=150

-200

-2

-4

-6

t5

100

-1,5

-0,5

-2,5

50

0,5

1

-4,5

t6

50

-2,5

-0,5

-6,5

50

0,5

1

-7,5

t1

50

0,5

0,5

1,5

50/0,5=100

100

1

2

1,5

b

t7

t1

t3

L

10000

100

80

150

t4

100

-3

-4

-7

t5

150

-1

1

-1

t6

100

-2

1

-5

t2

100

1

2

3

Т.к. коэффициенты при переменных в целевой функции положительны, следовательно, это оптимальное решение.

Таким образом, t1 = t3 =0; t2=100; L=10000.

Т.е. для получения максимальной прибыли следует производить только бензин В (100 тыс. л.), при этом выручка составит 10000 руб.

ОТВЕТ: для получения максимальной прибыли следует производить только бензин В (100 тыс. л.), при этом выручка составит 10000 руб.

2. Задача 2

Условие:

С помощью симплекс-таблиц найти решение задачи линейного программирования: определить экстремальное значение целевой функции Q=CTx при условии Ax B,

где = 1 2 . . . 6 , В = b1 b2 . . . b6 ,

= 1 2 . . . 6 , А= (=1,6; =1,3).

№ вар.

с1

с2

с3

с4

с5

с6

b1

b2

b3

Знаки ограничений

a11

a12

a13

a14

1

2

3

34

3

3

1

1

0

0

4

4

15

=

=

=

2

0

3

1

№ вар.

a15

a16

a21

a22

a23

a24

a25

a26

a31

a32

a33

a34

a35

a36

Тип экстрем.

34

0

0

1

0

-1

2

3

0

3

3

6

3

6

0

max

Решение:

Исходная система:

Целевая функция Q= x1+3x2+x3+3x5.

Пусть х3, х4 - свободные переменные, х1, х2, х5 - базисные.

Приведем систему и целевую функцию к стандартному виду, для построения симплекс-таблицы:

Q=9 - (9/2x3-1/2x4)

Составим симплекс-таблицу:

b

x3

x4

Q

9

9/2

-1/2

2/3

-5/6

1

x1

2

3/2

1/2

2/0,5=4

-2/3

5/6

-1

x2

7/3

4/3

0

0

0

0

x5

2/3

-5/6

1/2

2/3 : 1/2=4/3

4/3

-5/3

2

Это опорное решение, т.к. свободные члены положительны.

Т.к. коэффициент при х4 отрицательный, то это и будет разрешающий столбец. В качестве разрешающего элемента тот, для которого отношение к нему свободного члена будет минимально (это х5).

b

x3

x5

Q

29/3

11/3

1

x1

4/3

2/3

-1

x2

7/3

4/3

0

x4

4/3

-5/3

2

Т.к. коэффициенты при переменных в целевой функции положительны, следовательно, это оптимальное решение.

Т. о. Q=29/3

x3=x5=0; x1=4/3; x2=7/3; x4=4/3.

ОТВЕТ: Q=29/3ж

x3=x5=0; x1=4/3; x2=7/3; x4=4/3.

3. Задача 3

Условие:

Решение транспортной задачи:

1. Записать условия задачи в матричной форме.

2. Определить опорный план задачи.

3. Определить оптимальный план задачи.

4. Проверить решение задачи методом потенциалов.

№вар.

а1

а2

а3

1

2

3

4

5

с11

с12

с13

14

90

50

30

15

45

45

50

15

45

60

40

с14

с15

с21

с22

с23

с24

с25

с31

с32

с33

с34

с35

60

95

35

30

55

30

40

50

40

35

30

100

Решение:

Составим таблицу транспортной задачи и заполним ее методом северо-западного угла:

B1

B2

B3

B4

B5

a

A1

45

60

40

60

95

90

15

45

30

A2

35

30

55

30

40

50

15

35

A3

50

40

35

30

100

30

15

15

b

15

45

45

50

15

170

Это будет опорный план.

Количество заполненных ячеек r=m+n-1=6.

1) Рассмотрим цикл (1,2)-(1,3)-(2,3)-(3,2):

с1,2+с2,3>c1.3+c3.2 (60+55>30+40)

Количество единиц товара, перемещаемых по циклу: min (с1,2 ; с2,3)=15

2) Рассмотрим цикл (2,4)-(2,5)-(3,5)-(3,4):

c2,4+с3,5>c2.5+c3.4 (30+40>30+100)

Количество единиц товара, перемещаемых по циклу: min (с2,4 ; с3,5)=15

В результате получится следующий план:

B1

B2

B3

B4

B5

a

A1

45

60

40

60

95

90

15

30

45

A2

35

30

55

30

40

50

15

20

15

A3

50

40

35

30

100

30

30

b

15

45

45

50

15

170

Больше циклов с «отрицательной ценой» нет, значит, это оптимальное решение.

Проверим методом потенциалов:

Примем ?1=0, тогда ?j = cij - ?i (для заполненных клеток).

Если решение верное, то во всех пустых клетках таблицы ?ij = cij - (?i+ ?j) ? 0

Очевидно, что ?ij =0 для заполненных клеток.

В результате получим следующую таблицу:

?1=45

?2=60

?3=40

?4=60

?5=70

?1=0

45

60

40

60

95

90

15

30

45

0

+

?2= -30

35

30

55

30

40

50

+

15

+

20

15

?3= -30

50

40

35

30

100

30

+

+

+

30

+

15

45

45

50

15

170

?1,4=0 показывает, что существует еще один цикл с такой же ценой (1,2)-(1,4)-(2,4)-(2,2). Но так как при этом общая стоимость не изменится, то нет смысла менять перевозки.

Таким образом, решение верное, т.к. ?ij ?0.

ОТВЕТ:

B1

B2

B3

B4

B5

a

A1

45

60

40

60

95

90

15

30

45

A2

35

30

55

30

40

50

15

20

15

A3

50

40

35

30

100

30

30

b

15

45

45

50

15

170

4. Задача 4

Условие:

Определить экстремум целевой функции вида

= 1112+2222+1212+11+22

при условиях

111+122<=>1

211+222<=>2 .

Найти стационарную точку целевой функции и исследовать ее (функцию) на выпуклость (вогнутость) в окрестностях стационарной точки.

Составить функцию Лагранжа.

Получить систему неравенств в соответствии с теоремой Куна-Таккера.

Используя метод искусственных переменных составить симплекс-таблицу и найти решение полученной задачи линейного программирования.

Дать ответ с учетом условий дополняющей нежесткости.

b1

b2

c11

c12

c22

extr

a11

a12

a21

a22

p1

p2

Знаки огр.1 2

59

4.5

1.5

-5

-2

-1

max

2

-3

5

4

9

13

Решение:

Целевая функция: F=-5x12-x22-2x1x2+4.5x1+1.5x2

Ограничения g1(x) и g2(x): >

1) определим относительный максимум функции, для этого определим стационарную точку (х10, х20):

2)

> >

3) Исследуем стационарную точку на максимум, для чего определяем выпуклость или вогнутость функции

F11 (х10, х20) = -10 < 0

F12 (х10, х20) = -2

F21 (х10, х20) = -2

F22 (х10, х20) = -2

Т.к. условие выполняется, то целевая функция является строго вогнутой в окрестности стационарной точки

3) Составляем функцию Лагранжа:

L(x,u)=F(x)+u1g1(x)+u2g2(x)=

=-5x12-x22-2x1x2+4.5x1+1.5x2+u1(2x1-3x2-9)+u2(5x1+4x2-13)

Получим уравнения седловой точки, применяя теорему Куна-Таккера:

i=1;2

Объединим неравенства в систему А, а равенства в систему В:

Система А:

Система В:

Перепишем систему А:

4)Введем новые переменные

V={v1,v2}?0; W={w1,w2}?0

в систему А для того, чтобы неравенства превратить в равенства:

Тогда

.

Следовательно, система В примет вид:

- это условия дополняющей нежесткости.

5) Решим систему А с помощью метода искусственных переменных.

Введем переменные Y={y1; y2} в 1 и 2 уравнения системы

и создадим псевдоцелевую функцию Y=My1+My2>min

Y=-Y= -My1-My2>max.

В качестве свободных выберем х1, х2, v1, v2, u1, u2; а в качестве базисных y1, y2, w1, w2.

Приведем систему и целевую функцию к стандартному виду, для построения симплекс-таблицы:

Решим с помощью симплекс-таблицы. Найдем опорное решение:

Примечание: вычисления производились программно, см Приложение

b

x1

x2

u1

u2

v1

v2

Y

-6M

-12M

-4M

-M

9M

M

M

y1

4,5

10

2

-2

-5

-1

0

y2

1,5

2

2

3

-4

0

-1

w1

-9

-2

3

0

0

0

0

</ td>

w2

-13

-5

4

0

0

0

0

b

w1

x2

u1

u2

v1

v2

Y

48M

-6M

-22M

-1M

9M

1M

1M

y1

-40,5

5

17

-2

-5

-1

0

y2

-7,5

1

5

3

-4

0

-1

x1

4,5

-0,5

-1,5

0

0

0

0

w2

9,5

-2,5

-3,5

0

0

0

0

b

w1

x2

y1

u2

v1

v2

Y

68,25M

-8,5M

-30,5M

-0,5M

11,5M

1,5M

1M

u1

20,25

-2,5

-8,5

-0,5

2,5

0,5

0

y2

-68,25

8,5

30,5

1,5

-11,5

-1,5

-1

x1

4,5

-0,5

-1,5

0

0

0

0

w2

9,58

-2,5

-3,5

0

0

0

0

b

w1

x2

y1

y2

v1

v2

Y

0

0

0

M

M

0

0

u1

5,413043

u2

5,934783

x1

4,5

w2

9,5

Т. о, w1=x2=y1=y2=v1=v2=0; u1=5,413043; u2=5,934783; x1=4.5; w2=9.5.

б) Условия дополняющей нежесткости не выполняются (u2w2?0), значит, решения исходной задачи квадратичного программирования не существует.

ОТВЕТ: не существует.

Приложение

#include <math.h>

#include <stdio.h>

main()

{

int i,j,k,m;

double h,n,a[5][7],b[5][7];

clrscr();

printf ("Введите числа матрицы А ");

for (i=0; i<5; i++){for(j=0; j<7; j++) {scanf ("%lf",&n); a[i][j]=n;}}

printf ("Введите координаты разрешающего элементаn");

scanf("%d",&k) ;

scanf ("%d",&m);

printf (" матрицa A n");

for (i=0; i<5; i++)

{for(j=0; j<7; j++) printf (" %lf",a[i][j]);printf ("n");}

printf (" координаты n ");

printf("%d %d",k,m) ;

h=1/a[k][m];

b[k][m]=h;

printf ("n h=%lf",h);

for (i=0; i<7; i++)

{ if (i!=m) b[k][i]=a[k][i]*b[k][m]; }

for (i=0;i<5; i++)

{ if (i!=k) b[i][m]=-a[i][m]*b[k][m];}

for (i=0;i<5;i++)

{

for (j=0;j<7;j++)

if ((i!=k)&&(j!=m)) b[i][j]=a[i][j]+a[k][j]*b[i][m];

}

printf ("n результат ");

printf (" матрицa B n");

for (i=0; i<5; i++)

{for(j=0; j<7; j++) printf (" %lf",b[i][j]);printf ("n");}

getch();

}



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную курсовую работу Вы можете использовать для написания своего курсового проекта.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем курсовую работу самостоятельно:
! Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ.
! Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу.
! Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться.
! План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы.
! Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части?
! Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать.
! Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа.
! Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема.
! Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом.
! Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия.
Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта.
Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты.
Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести.
Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя.
Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика.

Сейчас смотрят :

Курсовая работа Аудит затрат на производство
Курсовая работа Исследование особенностей мышления школьников подросткового и раннего юношеского возраста
Курсовая работа Учет и контроль по оплате труда
Курсовая работа Налогообложение предприятия на примере ООО "Стройсервис"
Курсовая работа Туристский рынок Пермского края
Курсовая работа Внутренние болезни пищеварительной системы
Курсовая работа Профессиональная подготовка государственных и муниципальных служащих
Курсовая работа Основные принципы регулирования внешнеэкономической деятельности
Курсовая работа Учет и анализ продаж продукции (работ, услуг)
Курсовая работа Управление товарными запасами и потоками
Курсовая работа Проблема загрязнения водных массивов на территории Барнаула
Курсовая работа Своеобразие поэтики С. Есенина
Курсовая работа Организация учета расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами
Курсовая работа Инвестиции и их роль в экономике: макроэкономические модели
Курсовая работа Отбор сельскохозяйственных животных