75
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. А. М. Горького
Экономический факультет
Кафедра мировой экономики
ВСТУПЛЕНИЕ РОССИИ В ВТО.
Курсовая работа
студентки II курса
Научный руководитель:
к. э. н.,
доцент кафедры
мировой экономики,
Екатеринбург
2006
ОГЛАВЛЕНИЕ:
Глава 1. ВТО.
Соглашение об учреждении ВТО предусматривает создание постоянно действующего форума стран-членов для урегулирования проблем, оказывающих влияние на их многосторонние торговые отношения, и контроля по реализации соглашений и договоренностей Уругвайского раунда. ВТО функционирует во многом так же, как и ГАТТ, но при этом осуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений (включая торговлю услугами и вопросы торговых аспектов прав интеллектуальной собственности) и имеет гораздо большие полномочия в связи с совершенствованием процедур принятия решений и их выполнения членами организации. Неотъемлемой частью ВТО является уникальный механизм разрешения торговых споров.
С 1947г. обсуждение глобальных проблем либерализации и перспектив развития мировой торговли проходит в рамках многосторонних торговых переговоров (МТП) под эгидой ГАТТ. К настоящему времени проведено 8 раундов МТП, включая Уругвайский, и продолжается девятый. Главная цель ВТО состоит в дальнейшей либерализация мировой торговли и обеспечении справедливых условий конкуренции.
Местопребывание ВТО - Женева (Швейцария). На сегодняшний день в организацию входят 149 государств; еще более двадцати стран, включая Россию, имеют статус наблюдателя и ведут переговоры о присоединении.
ВТО - это и организация, и одновременно комплекс правовых документов, своего рода многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанности правительств в сфере международной торговли товарами и услугами. Правовую основу ВТО составляют Генеральное соглашение о торговле товарами (ГАТТ) в редакции 1994 года (ГАТТ-1994), Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Соглашения ВТО ратифицировались парламентами всех стран-участниц. Некоторые документы ВТО уточняют и дополняют статьи ГАТТ, сохранившие свое главенствующее положение среди всех документов ВТО. Подавляющее число этих документов является обязательным для стран-членов ВТО и лишь четыре соглашения обязательны для стран, выразивших заинтересованность в них участвовать.
Решения принимаются всеми государствами-участниками обычно методом консенсуса, что является дополнительным стимулом к укреплению согласия в рядах ВТО. Принятие решения большинством голосов тоже возможно, но в ВТО такой практики пока не было; в рамках работы предшественника ВТО, ГАТТ, такие единичные случаи имели место.
Решения на высшем уровне в ВТО принимает Министерская конференция, состоящая из представителей государств-членов, которая собирается как минимум один раз в два года. В подчинении Министерской конференции находится Генеральный совет, который отвечает за выполнение текущей работы и собирается несколько раз в год в штаб-квартире в Женеве в составе представителей членов ВТО, обычно послов и глав делегаций стран-участниц. В ведении Генерального совета также находятся два специальных органа: по анализу торговой политики и по разрешению споров. Также Генеральному совету подчиняются комитеты по торговле и развитию; по ограничениям, связанным с торговым балансом; по бюджету, финансам и административным вопросам. Как было сказано выше, существует четыре соглашения ВТО, обязательные только для заинтересованных стран: о торговле гражданской авиатехникой, о правительственных закупках по молочным продуктам и говядине. Они привели к созданию особых органов управления, подотчетных Генеральному совету.
Генеральный совет делегирует функции трем основным органам, находящимся на следующем уровне в структуре ВТО: Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.
Совет по торговле товарами ведет наблюдение за применением и действием соглашений, касающихся торговли товарами. В деятельности ему оказывает помощь ряд специализированных комитетов и других органов, занимающихся вопросами доступа на товарные рынки, мерами по санитарии и фитосанитарии, проблемами, связанными с торговыми аспектами инвестиций, вопросами субсидий и компенсаций, оценки таможенных пошлин, технических барьеров в торговле, антидемпинговой практики, лицензирования импорта, мониторинга торговли текстилем. Совет осуществляет контроль за соблюдением принципов ВТО и выполнением соглашений ГАТТ-1994 в сфере торговли товарами.
Совет по торговле услугами осуществляет контроль за выполнением соглашения ГАТС (Генеральное соглашение по торговле услугами). Совет сосредотачивает усилия на вопросах телекоммуникационных средств, передвижения физических лиц, услуг по морским перевозкам. В его составе находятся Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам.
Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, помимо осуществления контроля за выполнением соответствующего соглашения (ТРИПС), занимается также вопросами предотвращения возникновения конфликтов, связанных с международной торговлей поддельными товарами.
Многочисленные специализированные комитеты и рабочие группы занимаются отдельными соглашениями системы ВТО и решением вопросов в таких областях, как защита окружающей среды, проблемы развивающихся стран, процедура присоединения к ВТО и региональные торговые соглашения.
Секретариат ВТО базируется в Женеве, имеет около 500 штатных сотрудников; его возглавляет генеральный директор. Секретариат ВТО, в отличие от подобных органов других международных организаций, не принимает решений, так как эта функция возлагается на сами страны-члены. Секретариат ВТО несет ответственность за обеспечение деятельности органов ВТО в том, что касается ведения переговоров, осуществления соглашений и предоставления технической поддержки различным советам и комитетам, а также Министерской конференции, оказание технического содействия развивающимся странам, проведение анализа мировой торговли и разъяснение положений ВТО общественности и средствам массовой информации. Секретариат также обеспечивает некоторые формы правовой помощи в процессе разрешения споров и консультирует правительства стран, желающих стать членами ВТО.
- деятельность на основе принципа наибольшего благоприятствования, т.е. торговля без дискриминации, которая обеспечивается взаимным предоставлением, с одной стороны, режима наибольшего благоприятствования “В отношении таможенных пошлин и сборов всякого рода, налагаемых на ввоз или вывоз, или в связи с ними, или на перевод за границу платежей за импорт или экспорт, а также в отношении метода взимания таких пошлин и сборов, и в отношении всех правил регулирования и формальностей в связи с ввозом или вывозом, любое преимущество, льгота, привилегия или изъятие из-под действия законов, предоставляемые любой договаривающейся стороной любому товару, происходящему из любой другой страны и предназначенному для любой другой страны, должны немедленно и безусловно предоставляться аналогичному товару, происходящему из всех других стран-участниц, или предназначенному для всех других стран-участниц”. (Чернышев С.В., Механизм регулирования международной торговли: нормы и правила ГАТТ. Сборник научных трудов, М. - 1991г., стр. 12.)
Направления работы ВТО:
В настоящее время правилами ВТО регулируется почти 95% стоимостного объема мировой торговли. Одной из основных тенденций в развитии мировой торговли является ее либерализация и глобализация. Завершение переговоров в рамках Уругвайского раунда ГАТТ (1986--1994гг.) дало возможность к началу третьего тысячелетия уменьшить средний уровень таможенного обложения товаров в мировой торговле:
- для промышленно развитых стран с 6,3% до 3,9%,
- для стран с переходной экономикой с 8,6% до 6,0%,
- для развивающихся государств с 15,3% до 12,3% (средний уровень российских ввозных пошлин в 2000г. составлял примерно 12%).
Кроме того, планируется значительно либерализовать торговлю услугами, ужесточить меры по защите интеллектуальной собственности. Глобализация экономической активности, прежде всего, проявляется в том, что большинство товаров поступает на мировой рынок либо через внешнюю торговлю, либо изготовляется в стране с использованием иностранного компонента.
С точки зрения политики, глобализация означает, что правительства должны учиться сотрудничать в более широком круге областей, чем в прошлом. По мере совершенствования международных правил сокращается поле для внутренней политики. Действительным выражением суверенитета в современном мире является способность демократически избранных правительств четко выражать интересы избирателей посредством переговоров и международных обязательств. Процесс глобализации не проходит безболезненно. Неизбежны социальные издержки в связи с экономической интеграцией и торговой либерализацией, но в целом этот процесс приносит выгоды. Повышается эффективность производства за счет углубления специализации, благодаря росту торговли усиливается экономическая активность, и новые рабочие места создаются в большей мере, чем сокращаются старые.
Начальный период деятельности ВТО можно охарактеризовать как сочетание позитивных итогов с обязательствами, которые еще предстоит выполнить.
Среди позитивных итогов следует выделить следующие:
- реализация соглашений Уругвайского раунда переговоров (в результате переговоров было подписано свыше 50 документов -- соглашений, решений, деклараций, протоколов и пр.);
- разрешение торговых споров (создан уникальный и достаточно эффективный механизм их разрешения и значительная часть поданных в ВТО жалоб была урегулирована без обращения в высший арбитражный орган этой организации, т. е. в процессе консультаций заинтересованных сторон);
- создание апелляционного органа;
- расширение числа членов организаций;
- торговля и окружающая среда (ВТО разработала широкомасштабную программу деятельности в этом направлении).
В то же время медленно идут переговоры в таких секторах сферы услуг, как финансовые, телекоммуникационные, перемещение через границу физических лиц, предоставляющих услуги, морское судоходство. Хотя первоначально установленные сроки прошли, но диалог продолжается и может привести к взаимоприемлемой договоренности. На министерской конференции (являющейся высшим органом ВТО), прошедшей в декабре 1996 г. в Сингапуре, были определены перспективные цели Всемирной торговой организации.
В качестве основной цели следует выделить либерализацию торговли товарами и услугами через совершенствование торговых правил. Проблема заключается, прежде всего, в разном понимании этой цели. Одна группа стран не проявляет заинтересованности в увеличении своих обязательств по либерализации, взятых во время Уругвайского раунда, тогда как другая, наоборот, предлагает ускорить и расширить снижение таможенных тарифов, проработать возможность либерализации торговли профессиональными видами услуг (имеются в виду услуги врачей, юристов, артистов, ученых и т. д.), больше гармонизировать технические стандарты и упростить правила определения происхождения товаров.
К этому следует добавить договоренность на Уругвайском раунде о том, чтобы до конца столетия начать переговоры о дополнительных обязательствах по так называемой встроенной повестке в сфере сельского хозяйства и услуг, ряда других Соглашений ВТО, продолжить рассмотрение проблем взаимосвязи торговли и окружающей среды, регулирования инвестиций и конкурентной политики, трудовых стандартов, региональных торговых соглашений и т. д.
В области регулирования инвестиций главная задача состоит в разработке многосторонних правил, подобно существующим многосторонним правилам в торговле. В дополнение к мерам в отдельных секторах необходим всеобъемлющий подход к инвестициям в рамках ВТО, который бы распространил на заграничные капиталовложения ее основополагающие принципы -- режим наибольшего благоприятствования и национальный режим, а также включал бы требования, связанные с охраной окружающей среды.
Опасность заключается в том, что в отдельных странах до сих пор существуют несовместимые, и даже дискриминационные национальные режимы в отношении иностранных инвестиций.
Необходимо обеспечить действительно многосторонний подход к этой проблеме, который бы принимал во внимание не только роль инвестиций в международной торговой системе, но также общую заинтересованность индустриальных и развивающихся стран в благоприятном инвестиционном климате.
При анализе возможных последствий членства в ВТО нельзя ограничиваться только перечнем преимуществ, декларируемых самой организацией http://www.wto.ru/
. Перечисленные выше экономические выгоды в большинстве своем вытекают из преимуществ либерализации внешней торговли, рассматриваемых экономической теорией. «Отождествление процессов, протекающих в рамках ГАТТ (ВТО), с движением в сторону растущей либерализации мировой торговли стало в послевоенный период настолько общим местом, что в аудитории, не состоящей сплошь из профессиональных экономистов, часто приходится делать оговорку, что глобальный многосторонний механизм либерализации не является единственным способом достижения большей открытости экономики» Становление рынка в постсоветской России: Институциональный анализ / Под ред. Р.М. Нуреева. - М: Аспект Пресс, 2002. - Гл. 6 (автор С.А. Афонцев).
Глава 2. Россия и ВТО.
Для России привлекательно присоединение к системе ВТО. Конечно, она не сможет пользоваться всеми привилегиями ВТО до тех пор, пока не будет являться полноправным членом системы. Но даже не начальной стадии положительный эффект очевиден. “Как приливная волна раскачивает все без исключения лодки, так и российские предприниматели наравне со всеми получат шанс извлекать пользу из роста (и большей стабильности) мировых рынков в результате “уругвайского” раунда”. Сазерленд П., Россия и Всемирная торговая организация.
Другие преимущества, может быть, менее заметны, но также важны. Для России, как и для других стран переходной экономики, укрепленный, основанный на согласованных принципах порядок торговли не только предоставляет больше возможностей для торговли и больше предсказуемости, но и дает своего рода “путеводную звезду” Sanford J. World Trade Organization opens global markets.
Членами Всемирной торговой организации являются уже 149 стран мира, и в ближайшие годы их число будет увеличиваться. Это означает, что практически всякое государство, претендующее на создание современной, эффективной экономики и равноправное участие в мировой торговле, стремится стать членом ВТО. Россия в этом смысле не является исключением.
Участие в ВТО дает стране множество преимуществ. Их получение и является в прагматическом смысле целью присоединения к ВТО. Конкретными целями присоединения для России можно считать следующие:
- получение лучших в сравнении с существующими и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;
- доступ к международному механизму разрешения торговых споров;
- создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;
- расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО, в частности, в банковской сфере;
- создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;
- участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;
- улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли.
Задача ведущихся переговоров о присоединении - добиться наилучших условий присоединения России к ВТО, то есть наиболее выгодного соотношения преимуществ от вступления и уступок в виде снижения тарифов и открытия внутренних рынков. Как сказал в одном из интервью министр экономического развития и торговли Герман Греф, баланс прав и обязательств России при вступлении в ВТО должен способствовать экономическому росту, а не наоборот.
В 1993 году Россия обратилась с официальной заявкой о присоединении к Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ). В соответствии с действующими процедурами была создана Рабочая группа по присоединению России к ГАТТ, преобразованная после учреждения в 1995 г. Всемирной торговой организации (ВТО) в Рабочую группу по присоединению Российской Федерации к ВТО (РГ). РГ наделена мандатом на изучение торгового режима России и выработку условий ее участия в ВТО.
Переговорный процесс по присоединению России к ВТО начался в 1995 году. На первом этапе он был сконцентрирован на рассмотрение на многостороннем уровне в рамках РГ торгово-политического режима России на предмет его соответствия нормам ВТО.
После представления в 1998 году Россией первоначальных предложений по доступу на рынок товаров и по уровню поддержки сельского хозяйства начались переговоры на двустороннем уровне. В 1999 году членам ВТО была передана первая редакция Перечня специфических обязательств по доступу на рынок услуг и проект Списка изъятий из режима наибольшего благоприятствования (РНБ). Начиная с 2000 года, переговоры стали носить полномасштабный характер, то есть охватывать все аспекты процесса присоединения России к ВТО.
На современном этапе в состав РГ (председатель РГ с декабря 2003 г. - Постоянный представитель Исландии при ВТО Стефан Йоханнессон) входят 58 стран-членов (25 стран-членов Европейского Сообщества (ЕС) - как один член). В переговоры по тарифным вопросам вовлечено в различной степени свыше 50 членов ВТО, по доступу на рынок услуг - около 30. По итогам этих переговоров подписываются соответствующие двусторонние протоколы об их завершении.
Согласно установленным процедурам переговоры по системным вопросам на многостороннем уровне проходят в Секретариате ВТО в Женеве. Речь идет об официальных и неофициальных заседаниях РГ, переговорах по сельскому хозяйству и ряду других актуальных проблем, неофициальных консультациях с участием заинтересованных членов РГ. Переговоры на двустороннем уровне по доступу на рынки товаров и услуг проводятся в Женеве, Москве или соответствующих столицах наших партнеров.
Основой для проведения переговоров являются документы и предложения, утверждаемые Правительством Российской Федерации. В рамках процесса присоединения российская делегация проводит переговоры по четырем направлениям:
1. Переговоры по тарифным вопросам. Их цель - определение максимального уровня (“связывания”) ставок ввозных таможенных пошлин по всей Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, право на применение которых Россия получит после присоединения к ВТО.
К настоящему моменту переговоры по условиям доступа иностранных товаров на российский рынок завершены почти со всеми членами Рабочей группы по присоединению России к ВТО: ЕС, Китай, Корея, Новая Зеландия, Венесуэла, Мексика, Норвегия, Аргентина, Бразилия, Япония, Индия, Канада и др. Из них с 10 членами ВТО имеется понимание, что они поддержат присоединение России к ВТО без проведения двусторонних переговоров (Армения, Гонконг, Кувейт, Марокко, ЮАР и др.).
Осталось завершить переговоры с 3 странами-членами РГ: с США, Австралией и Колумбией.
В рамках уже достигнутых российской делегацией двусторонних договоренностей начальный уровень “связывания” таможенных пошлин ни для одной ставки таможенной пошлины не ниже действующих в настоящее время, и в первый год после присоединения России к ВТО ни одна из ставок таможенных пошлин не будет снижена по сравнению с сегодняшним днем. Уровень таможенной защиты сельского хозяйства не уменьшается ни по одному из базовых сельскохозяйственных товаров, а по ряду из них Россия имеет право даже увеличивать ставки таможенных пошлин на переходный период. По 2009 год включительно зафиксировано право Российской Федерации использовать тарифные квоты на три вида мяса (говядину, свинину, мясо птицы) в удовлетворяющих российскую сторону объемах (сегодняшний уровень плюс 2-2,5 % годового роста) и при достаточном уровне тарифной защиты.
2. Переговоры по сельскохозяйственной проблематике.
Помимо обсуждения тарифных аспектов, эти переговоры охватывают вопросы допустимых объемов внутренней господдержки аграрного сектора (AMS) в рамках так называемой “желтой” корзины (субсидии, подлежащие сокращению), а также уровня экспортных субсидий на сельхозтовары и продовольствие. Рассмотрение этих вопросов, как правило, проходит в ходе многосторонних консультаций с участием членов группы “квадро” (США, ЕС, Япония, Канада), стран Кернской группы (ведущие либерально настроенные экспортеры сельхозпродукции) и других заинтересованных государств. Данные переговоры носят крайне сложный характер. В октябре 2003 г. на встрече в Женеве российская делегация представила пакет документов, включающий новые предложения по AMS. В июне 2005 г. российская сторона в ответ на многочисленные запросы стран-членов РГ предоставила данные по объемам внутренней поддержки в 2001-2003 гг. в требуемом ВТО формате. При этом позиция России по разрешенным объемам господдержки осталась неизменной: репрезентативный период - 1993-1995 гг. с объемом поддержки в 9,5 млрд. долларов. Последний раунд консультаций по сельскому хозяйству состоялся 20 марта 2006 г. в Женеве. Для обсуждения были представлены обновленные таблицы по внутренней поддержке сельского хозяйства за 2001-2003 гг., а также ответы на вопросы стран-членов ВТО по итогам предыдущих консультаций в октябре 2005 г. Дискуссия была в основном сосредоточена на технических вопросах.
3. Переговоры по доступу на рынок услуг имеют своей целью согласование условий доступа иностранных услуг и поставщиков услуг на российский рынок. Последняя серия переговоров с 14 членами РГ состоялась в апреле 2006 г. К настоящему времени подписаны протоколы по доступу на рынок услуг практически со всеми членами РГ, с которыми проводились двусторонние переговоры: Венгрией, ЕС, Китаем, Кореей, Тайванем, Таиландом, Турцией, Чили, Сингапуром, Венесуэлой, Новой Зеландией, Мексикой, Норвегией, Турцией, Эквадором, Грузией, Киргизией, Молдавией, Болгарией, Египтом, Канадой. С Японией, Индией Парагваем, Болгарией переговоры завершены.
Переговоры по услугам продолжаются в настоящее время с США и Австралией.
Наиболее сложно переговоры продвигаются по "таким чувствительным" секторам как финансовые и “энергетические” услуги, доступ на российский рынок которых представляет особый коммерческий интерес для ведущих стран-членов ВТО. Кроме того, некоторые страны были весьма заинтересованы в улучшении условий доступа на российский рынок поставщиков услуг, являющихся физическими лицами (Индия, Канада, Швейцария).
По итогам завершившихся переговоров Россия согласилась принять обязательства (т.е. открыть в определенной мере тот или иной сектор) примерно по 110 секторам услуг из 155 секторов, предусмотренных классификацией ВТО. В некоторых случаях позиция России предусматривает более жесткие условия работы иностранных поставщиков услуг на российском рынке по сравнению с условиями, предусмотренными действующим законодательством. Такая позиция позволит, при необходимости, использовать дополнительные инструменты защиты национальных поставщиков услуг от иностранной конкуренции в будущем.
4. Переговоры по системным вопросам посвящены определению мер, которые Россия должна будет предпринять в области законодательства и его правоприменения для выполнения своих обязательств как будущего члена ВТО. Основой для переговоров здесь является проект Доклада РГ (далее Доклад) - ключевой документ, где будут изложены права и обязательства, которые Россия примет на себя по итогам всех переговоров. Запросные требования стран ВТО в этой сфере в целом можно разделить на три группы:
1) несоответствие российского законодательства и правоприменительной практики положениям ВТО. Основные обеспокоенности членов РГ касаются применения ряда положений таможенного законодательства, тарифных квот на мясо, излишних требований, предъявляемых к импортным товарам в сфере нетарифных мер (алкоголь, фармацевтика и др.), а также в области применения санитарных и фитосанитарных мер, системы субсидирования промышленности и т.д. Участники переговоров требуют безусловного выполнения этих “стандартных” положений с момента присоединения России к ВТО;
2) использование Россией после присоединения некоторых элементов регулирования в сфере внешнеэкономической деятельности (в принципе разрешенных ВТО), что должно быть обусловлено определенными обязательствами, зафиксированными в докладе РГ (“переговорные” требования);
3) запросы отдельных стран-членов РГ, выходящие за рамки обязательств многосторонних торговых соглашений ВТО (требования “ВТО+”): присоединение к “необязательным” соглашениям по правительственным закупкам и гражданской авиатехнике, отмена экспортных пошлин и т.д. Помимо этого, ряд членов РГ в рамках обсуждения системных вопросов пытаются решить проблемы сугубо двусторонних торгово-экономических отношений, не входящих в компетенцию ВТО.
Основными элементами содержания запросов членов РГ по системным вопросам являются:
- либерализация мер нетарифного регулирования с точки зрения правил лицензирования, прежде всего в таких областях, как ввоз в Россию алкогольной и фармацевтической продукции, режим экспорта алмазов и металлов платиносодержащей группы, импорт средств связи и шифровальной техники;
- приведение режимов технических барьеров в торговле (ТБТ) и санитарных и фитосанитарных мер (СФС) в России в соответствие с правилами ВТО, совершенствование правоприменения в указанных сферах (в первую очередь касательно обязательной сертификации и регистрации, процедур повторной сертификации, подтверждения сертификатов соответствия);
- присоединение к необязательным по канонам ВТО соглашениям (в частности, по торговле гражданской авиатехникой и правительственным закупкам);
- приведение законодательства и правоприменительной практики в области охраны прав интеллектуальной собственности в соответствии с нормами ВТО;
- отмена условия “национальной составляющей” в инвестиционных соглашениях;
- обеспечение соответствия применяемых тарифных квот нормам ВТО, включая Соглашение по сельскому хозяйству, и сокращение их использования;
- обеспечение осуществления сделок купли-продажи государственными торговыми предприятиями на коммерческой основе, а также недискриминационного участия иностранных компаний в таких сделках.
По вопросу “двойного ценообразования” на энергетические товары позиция российской стороны зафиксирована в формулировке, содержащейся в проекте Доклада РГ и двусторонних договоренностях с ЕС. Она состоит в том, что Правительство Российской Федерации намерено проводить политику, направленную на то, чтобы поставки газа российским промышленным потребителям производились по ценам, обеспечивающим в полной мере возмещение издержек производителей/дистрибьюторов и получение ими прибыли при нормальном осуществлении коммерческой деятельности. Этот принцип не касается условий продажи газа населению.
Обсуждению проекта Доклада в первую очередь посвящены регулярно проводящиеся в Женеве заседания РГ.
В ходе 25-го заседания РГ (15-18 ноября 2004 г.) состоялось обсуждение консолидированного текста третьей редакции проекта Доклада Рабочей группы по присоединению России к ВТО. Было отмечено, что данный текст представляет собой основу для итоговой версии документа. По итогам заседания страны-члены Рабочей группы подготовили ряд дополнительных вопросов к российской делегации.
26-е заседание РГ состоялось 14-18 февраля 2005 г. и было посвящено обсуждению ответов российской стороны на представленные ранее вопросы стран-членов РГ.
27-ое заседание РГ прошло в Женеве 13-15 апреля 2005 г. На нем были подняты вопросы системного развития законодательства, а также “подстройки” действующего российского законодательства в соответствии с нормами ВТО. Состоялись также трехсторонние консультации с ЕС и США по вопросам обязательств Российской Федерации и двусторонние переговоры по доступу на рынки товаров и услуг с Канадой, Японией, Швейцарией, Мексикой. Был парафирован протокол о завершении переговоров по доступу товаров и услуг с Турцией, который был подписан 17 апреля 2005 г. в ходе визита Министра Г.О. Грефа в эту страну.
В ходе прошедшего 21-24 июня 2005 г. в Женеве 28-го заседания РГ состоялись серии двусторонних переговоров по условиям доступа на рынок товаров и услуг, консультаций по системным вопросам, многосторонние консультации по сельскому хозяйству, санитарным и фитосанитарным мерам в торговле, а также многостороннее обсуждение проекта Доклада РГ. Российская сторона проинформировала партнеров о ходе законотворческой работы в области СФС, о действующей системе ветеринарных инспекторов, а также о планах по введению системы страхования рисков. 24 июня 2005 г. на официальном заседании РГ выступил с речью Министр экономического развития и торговли Российской Федерации Г.О. Греф.
В рамках 29-ого заседания РГ, состоявшемся 14-21 октября 2005 г., прошел ряд двусторонних переговоров по доступу на рынок товаров и услуг, многосторонние встречи по сельскому хозяйству, санитарным и фитосанитарным мерам, техническим барьерам в торговле, а также обсуждение Доклада РГ. На заседании РГ были согласованы три раздела из 27 (“Транзит”, “Транспарентность”, “Прочие таможенные формальности при импорте товаров”).
В ходе 30-го заседания РГ, прошедшего 21-23 марта 2006 г. состоялись серии двусторонних консультаций по товарам, услугам и системным вопросам, двусторонние и многосторонние консультации по сельскому хозяйству, применению санитарных и фитосанитарных мер в торговле. В ходе многостороннего обсуждения отдельных разделов проекта Доклада РГ обсуждались вопросы таможенного регулирования, применения антидемпинговых, специальных защитных и компенсационных мер. Были согласованы три раздела проекта Доклада РГ: “Защитные меры в торговле”; “Тарифные изъятия”; “Налогообложение импорта”. Были завершены двусторонние переговоры с делегацией Панамы по доступу на рынок услуг. В ходе формального заседания РГ ряд членов РГ, в том числе Китай, высказался за скорейшее присоединение России к ВТО.
13-18 декабря 2005 г. в г. Гонконге состоялась VI Министерская конференция ВТО. Гонконгская конференция сыграла роль промежуточного этапа на пути выработки полномасштабных договоренностей Доха-раунда. Принятая в ходе напряженных переговоров Министерская декларация закрепляет достигнутый прогресс на переговорах и определяет ориентиры работы по обеспечению завершения раунда в 2006 г.
В ходе Гонконгской конференции была проведена интенсивная работа в рамках присоединения России к ВТО. Процесс присоединения удалось приблизить к завершающей стадии. Подписаны двусторонние протоколы о завершении переговоров по присоединению с Никарагуа, Парагваем. Была достигнута договоренность о завершении двусторонних переговоров с Канадой (протокол подписан 22 декабря 2005 г. в Москве).
23-25 января 2006 г. в Берне и Женеве состоялись двусторонние консультации со Швейцарией, завершившиеся подписанием соответствующих двусторонних протоколов.
22-25 января 2006 г. в Женеве прошло подписание протоколов с Доминиканской Республикой и Гондурасом.
С 28 февраля по 9 марта 2006 г. в Женеве прошли консультации с заинтересованными членами РГ, в ходе которых состоялось обсуждение ряда разделов проекта Доклада РГ, а также прошли двусторонние переговоры по доступу на рынок товаров с Колумбией и Австралией.
Вопросы присоединения России к ВТО постоянно поднимаются Министром Г.О.Грефом в ходе его встреч с зарубежными коллегами. Так 6 июня 2005 г. в Сеуле прошла ежегодная Министерская конференция министров торговли стран-участниц АТЭС. На ней впервые встретились главы торговых ведомств России и США, Г.О.Греф и Р. Портман. Прошли также переговоры Г.О.Грефа с коллегами из Австралии, Канады, Мексики и Малайзии.
26-27 сентября 2005 г. состоялся визит Министра Г.О.Грефа в США, в рамках которого были проведены встречи с Торговым представителем США Р.Портманом, Министром торговли США К.Гуттьересом, а также ряд консультаций в Конгрессе США. По итогам мероприятий был согласован план совместной работы на октябрь-ноябрь 2005 г., реализация которого позволит завершить переговоры до конца с. г.
В рамках Министерской конференции форума АТЭС (15-16 ноября 2005 г., Пусан, Республика Корея) был подписан протокол с Перу о завершении переговоров по товарам. 21 ноября во время визита Президента Российской Федерации В.В.Путина в Японию был подписан протокол о завершении двусторонних переговоров по товарам и услугам.
26-29 января с.г. в Давосе (Швейцария) состоялся Международный экономический форум. В рамках форума состоялись встречи Министра экономического развития и торговли РФ Г.О.Грефа с торговым представителем США Р.Портманом, с Гендиректором ВТО П.Лами, с Комиссаром по внешней торговли ЕС П.Мандельсоном, с Федеральным Министром экономики Швейцарии Дж.Дэйсом, с Министром развития промышленности и внешней торговли Бразилии Л.Фурланом. В рамках визита был проведен раунд двусторонних переговоров с делегациями США и Австралии. Состоялось подписание двустороннего протокола с Бразилией.
7 февраля 2006 г. в Дели (Индия) в рамках визита Министра Г.О.Грефа состоялось подписание протоколов о завершении двусторонних переговоров с Индией.
В рамках официального визита в США 6-8 марта 2006 г. глава МИД РФ Сергей Лавров обсудил вопросы присоединения России к ВТО в ходе встреч с Президентом США Дж. Бушем и Госсекретарем США Кондолизой Райс.
Вопросы присоединения России к ВТО постоянно находятся в поле зрения федеральных органов исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.
В августе 1997 г. была образована Комиссия Правительства Российской Федерации по вопросам ВТО, которая в июле 2004 года была преобразована в Правительственную комиссию по вопросам Всемирной торговой организации и взаимодействию с Организацией экономического сотрудничества и развития, которую возглавил Председатель Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадков. В состав этого органа входят представители ключевых министерств и ведомств. Основная функция Комиссии - координация процесса присоединения и выработка переговорной позиции российской стороны.
Основным элементом работы на внутреннем уровне в контексте присоединения России к ВТО является приведение российского законодательства и правоприменительной практики в соответствие с нормами и правилами ВТО.
С 2000 года при Комитете по экономической политике и предпринимательству Государственной Думы работает Экспертный совет по законодательству во внешней торговле и иностранным инвестициям (с 2004 г. - Экспертный совет по регулированию ВЭД). Одним из основных направлений его деятельности является выявление мнений государственных органов, общественных организаций, научных и деловых кругов по вопросам, связанным с присоединением России к ВТО, а также координация законотворческой деятельности в этой сфере. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2001 г. № 1054-р (в редакции Распоряжения Правительства российской Федерации от 21.06.02 г. № 832) был утвержден План мероприятий по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с нормами и правилами ВТО, предусматривающий разработку ряда законопроектов, принятие которых позволит в целом решить проблему адаптации нормативной правовой базы России к требованиям ВТО.
К настоящему моменту указанный план мероприятий был в целом выполнен. Приняты и вступили в силу: новая редакция Таможенного кодекса Российской Федерации (от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ); законы “Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности” (от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ), “О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров” (от 8 декабря 2003 г. № 165-ФЗ), “О валютном регулировании и валютном контроле” (от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ), “О техническом регулировании” (от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ); пакет законов по охране прав интеллектуальной собственности и т.д. 11 ноября 2004 г., “О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации” в части таможенных сборов (от 11 ноября 2004 г. № 139-ФЗ), “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О таможенном тарифе” (от 8 ноября 2005 г. №144-ФЗ), “О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции” ( от 21 июля 2005 г. № 114-ФЗ), “О внесении изменений в федеральный закон "о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и о признании утратившими силу отдельных положений федерального закона "о внесении изменений в федеральный закон "о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (от 21 июля 2005 г. № 102-ФЗ), “Об особых экономических зонах в Российской Федерации” (от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ). Продолжается экспертиза ведомственных актов и регионального законодательства на предмет их соответствия требованиям ВТО.
Российская делегация на регулярной основе проводит консультации по проблематике ВТО с представителями стран СНГ. На заседаниях ЕврАзЭС на уровне глав государств в 2002-2005 годах приняты решения о направлениях совершенствования взаимодействия стран-членов сообщества на переговорах по присоединению к ВТО. Данные вопросы регулярно обсуждаются на сессиях Межгосударственного Совета на уровне глав Правительств стран-членов ЕврАзЭС.
В рамках работы Группы экспертов высокого уровня по формированию Единого экономического пространства (ЕЭП) России, Белоруссии, Казахстана и Украины регулярно проводится сравнительный анализ позиций стран "четверки" на переговорах по присоединению к ВТО. Результаты этого анализа используются как при реализации Концепции формирования ЕЭП, так и при координации процесса присоединения к ВТО заинтересованными сторонами “четверки”.
Большая информационная работа по обсуждению российской позиции на переговорах по присоединению ВТО проводится с представителями российских деловых кругов. Начиная с 2000 года, представители Минэкономразвития России провели около 600 встреч по этой тематике с различными союзами экспортеров, импортеров и объединениями товаропроизводителей. Регулярно проводятся также консультативные встречи с Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП), Торгово-промышленной палатой Российской Федерации (ТПП), представителями научных и общественных организаций.
С 2002 года проведено свыше 170 мероприятий (круглых столов, конференций, семинаров) по проблематике ВТО, поддержке экспорта, доступу российских товаров на зарубежные рынки во всех федеральных округах и в 50 субъектах Федерации. Мероприятия были организованы Минэкономразвития России при участии комитетов Государственной думы, РСПП, ТПП, региональных администраций и деловых кругов. В течение 2004 -2005 года Министерство провело обучение госслужащих в 24 регионах по практическим аспектам предстоящего участия в ВТО. По данным независимых опросов общественного мнения, к середине 2005 года более половины россиян высказывались за присоединение России к ВТО (в 2001 году - менее 20 процентов).
В результате интенсификации переговорного процесса в 2003-2005 годах российская делегация вышла на завершающую стадию присоединения, в ходе которой предстоит решить наиболее сложные и проблемные вопросы. Обсуждение условий присоединения с основными торговыми партнерами проходит практически в непрерывном режиме. Следует подчеркнуть, что Россия не может присоединиться к ВТО на любых условиях. Потенциальные обязательства по всем параметрам (тарифы, обязательства в области сельского хозяйства, доступ на рынок услуг, системные вопросы) будут приниматься на основе реального состояния российской экономики и перспектив ее развития с тем, чтобы обеспечить необходимую защиту национальных производителей при сохранении адекватной конкурентной среды.
Россия могла бы воспользоваться преимуществом режима наибольшего благоприятствования, распространяющегося на страны - члены ВТО, это означало бы и снижение таможенных пошлин на ее экспортные товары, что улучшит инвестиционный климат в стране. Приток инвестиций позволил бы расширить масштаб производства, снизить его издержки и получить возможность осуществления экспортно-ориентированной стратегии развития, успешной на примере других стран, преодолевших экономическую отсталость.
Потребители внутри страны тоже получили бы некоторые выгоды, т.к. снижение импортных пошлин снизило бы стоимость импортных товаров и увеличило бы емкость рынка за счет интенсивной составляющей.
Также, возможно, что снижение импортных пошлин на некоторые виды товаров позволило бы повысить конкурентную способность на внутреннем рынке (запчасти, различные материалы, технологии как первого, так и второго порядка, машины и оборудование), что очень важно и необходимо для отечественного производителя, который из-за высоких цен вышеуказанных товаров не может наладить эффективное в достаточной мере производство и повысить качество своей продукции.
Конечно же, и правовые условия внешней торговли, выработанные в рамках ГАТТ за полувековой период, также могли бы принести пользу России в развитии нормальных внешнеэкономических отношений.
Приобретая членство в ВТО, Россия становится и де-юре и де-факто равноправным партнером других стран.
Сейчас многие государства применяют дискриминационные ограничительные меры в своих торговых отношениях с Россией.
В Министерстве торговли уже с 1992 года отмечают, что внешнеторговых санкций, принимаемых на Западе против России, становится все больше и больше. В начале 90-х годов их было не более 10, сейчас -- 123«Экономика и жизнь», - 1997, № 2, с. 39.. Общий ущерб, по оценкам Министерства торговли, -- более 2,2 млрд. долл. в год. Общение с Россией идет по особым правилам -- иначе ведутся антидемпинговые расследования, по-своему рассчитываются цены и таможенные пошлины. Начисление таможенных пошлин доходит до 300% (как, например, по нитрату аммония) или 177% (как по холоднокатаной стали). Министерство торговли старается регулировать торговые споры, с тем, чтобы минимизировать потери от этих санкций.
Но существует и более серьезная угроза -- Россия может окончательно потерять свои позиции на многих международных рынках. Заместитель руководителя департамента по регулированию внешнеэкономической деятельности говорит, что «страны Запада действуют в соответствии со своими законами, в которых четко прописано, какие правила применяются по отношению к странам с рыночной экономикой, какие -- к нерыночным, т.е. таким, как Россия. И чтобы Россия была признана «страной с рыночной экономикой» необходимо пройти определенную жесткую процедуру в соответствии с законодательством конкретного торгового партнера», тем не менее, как сказал А. Ружин, «вызывает удивление решение по странам Прибалтики о признании их странами с рыночной экономикой, хотя вроде бы все они вышли из одного Советского Союза с его плановой экономикой»«Аргументы и факты», № 5 (1006), февраль 2000 г., стр. 11; В.Сивкова «Кто против нас дружит».. Также в статье указано, что Совет Европы постановил заморозить значительную часть помощи, предоставляемой России Европейским банком реконструкции и развития. Кроме того, России не дадут добрать 30 млн. евро из кредитов, недоиспользованных Россией в прошлом году. Эксперты называют это самым острым кризисом в отношениях России с Западом со времен окончания «холодной войны» и связывают его со второй чеченской кампанией, однако началось все значительно раньше, с 1992 года.
Также до сих пор в отношении России применяются барьеры и ограничения, введенные промышленно развитыми странами Запада в отношении СССР. Ранее это оправдывалось тем, что государство управляет своим промышленным производством и дотирует его. Это нарушало условия конкуренции в международной торговле. Ныне же, несмотря на то, что ситуация в корне изменилась, действие этих мер продолжается, и не дается каких-либо аргументированных объяснений по этому поводу.
Россия все еще не признана многими государствами страной с рыночной экономикой и считается находящейся на стадии перехода к рыночной экономике.
По оценкам российского Министерства внешних экономических связей (ныне Министерства торговли России) в 1996 году более половины антидемпинговых мер против российских экспортеров неоправданны. Со стороны ЕС были запланированы и введены 14 антидемпинговых мероприятий -- против экспорта удобрений, ферросплавов, скрапа, магния и цинка. США вводили меры, направленные против экспорта пористого титана, урана, магния и цинка. Кроме того, такие страны, как Филиппины, Мексика, ЮАР и Южная Корея тоже заявили о принятии антидемпинговых мер против российских экспортеров. Некоторые меры удалось нейтрализовать благодаря заключенным двусторонним соглашениям. Но в двусторонних договорах были также закреплены объемы российского экспорта трансформаторной стали вплоть до 2001 года. Успешно были проведены переговоры России с США по экспорту магния, магниевых сплавов, ванадия и нитрида ванадия.
Доля России в мировом производстве в 90-е годы по некоторым видам товаров составляла:
Электроэнергия --9%, нефть -- 15%, природный газ -- 30%, уголь -- 8%, сталь -- 12%, минеральные удобрения -- 11%, лесоматериалы -- 16%, цемент -- 7%, шерстяные ткани -- 14%, зерно -- 6%, сахарная свекла -- 10%, картофель -- 12%«Основы внешнеэкономических знаний» // «Международные отношения» - 1994, гл.11, стр. 134..
Но наряду с этими цифрами необходимо показать, что доля России в мировом экспорте товаров и услуг составляет всего лишь 1,3% к общему объему экспорта. Если же проследить динамику российского экспорта и импорта за 90-е годы, то в стоимостном выражении они имели скорее понижательную тенденцию, нежели повышательную. А если рассматривать эти внешнеэкономические показатели в плане товарной структуры, то выявляется, что в основных статьях экспорта наблюдалось сокращение как в стоимостном, так и в объемном выражении. Что же касается импорта, то здесь наблюдалось относительно значимое повышение в таких статьях, как «Продукция химической промышленности, каучук» и «Машины, оборудование и транспортные средства». Хотя, если рассматривать более подробно по товарной структуре эти статьи импорта, то скорее всего большая часть из них придется на товары потребительского назначения, а не производственного, которые при сегодняшнем экономическом состоянии были бы более актуальны.
Следует заметить, что превышение в стоимостном выражении экспорта над импортом довольно устойчиво, хоть и наблюдалось некоторое снижение в 1998 году по сравнению с 1997 годом.
Как известно, США на 90% зависят от импорта марганца и олова, хотя в общем объеме потребляемого сырья США из всех промышленно развитых стран -- наименее зависимые от импорта, что видно из сокращения показателей объема как экспорта, так и импорта промышленного сырья и материалов за прошедшие 20--25 лет«Внешняя торговля». - «США - середина 90-х годов». - № 12. - 1995..
Россия же в 90-е годы через экспорт реализовывала в среднем около 7% от общего объема промышленного сырья и материалов в США.
Вступив в ВТО, Россия оказалась бы под большей защитой, которая заключалась бы в сопоставимости экспортных цен на продукцию стран с аналогичным уровнем развития (например, Португалия и Испания).
Ежегодный ущерб из-за дискриминации российских экспортных товаров оценивается в 1,5 млрд. долларовБородаевский А. «Из ГАТТ в ВТО». - 1996 . - стр.23.. Торгово-промышленная палата РФ дает данные в 3 млрд. долларов упущенной экспортной выручки ежегодно«Экономика и жизнь». - 1997. - № 2. - стр.39..
Но справедливости ради необходимо сказать, что все эти дискриминационные и антидемпинговые меры применяются из-за неправильного поведения российских экспортеров и их упущений, которые бы все равно приводили бы к подобным же последствиям даже при условии наличия статуса членства в ВТО у России. Часто российские экспортеры занимали выжидательную позицию, не отвечая на запросы Комиссии ЕС и Министерства торговли США. Отказывались принимать участие в предстоящих переговорах, нарушали согласованность в установлении объемов экспорта (как в случае поставки нитрата аммония в Великобританию).
Как член ВТО, Россия могла бы использовать механизм урегулирования международных торговых споров в целях преодоления несправедливых торговых барьеров, тем более что со времен ГАТТ-46 этот механизм значительно усовершенствован, особенно в части жесткого соблюдения сроков их рассмотрения. Установлены временные границы для обязательных консультаций, создания органа по расследованию, созыва арбитража и вынесения им решений.
Предусматриваются и консультационные пути решения споров с участием вступающих в спор сторон, и в случае их безрезультатности, создается орган, обязанный за установленный срок решить данный вопрос. Следует отметить, что многие спорные вопросы удалось решить консультационным путем на первой же стадии.
Создание в рамках ВТО арбитража как высшей инстанции, решения которой обязательны для спорящих сторон, не всегда приносит должный эффект. На примере споров США с ЕС по поводу закона Хелина-Бертона о введении санкций, в отношении государств и их компаний, поддерживающих экономические связи с Кубой, находящейся под действием торгового эмбарго со стороны США, спорящие стороны не выразили готовность безоговорочно подчиниться процедуре рассмотрения споров в арбитражном суде. Американская администрация оспаривала компетентность ВТО как организации в вопросах национальной безопасности страны, поскольку правовые нормы ВТО определенно допускают введение торговых ограничений для защиты этой безопасности.
На данный момент члены ВТО весьма заинтересованы в получении от России как кандидата на вступление в ВТО информации о том, как она путем торговых ограничений предполагает защищать интересы своей безопасности.
Конечно же, Россия за прошедший период после приобретения независимости сделала целый ряд важных шагов на пути либерализации внешнеэкономических отношений:
Отмена монополии внешней торговли;
Отказ государства от прямого управления внешнеэкономической деятельностью (определение объема, товарной структуры и регионального распределения внешней торговли);
Распределение перешло к рыночному регулированию внешней торговли с помощью множества частных внешнеторговых фирм;
Сложился единый обменный курс рубля;
Предприятия стали приобретать иностранную валюту;
Государство устранилось от финансирования внешней торговли, которое перешло к коммерческим банкам.
Но в первые годы начала реформ государство регулировало экспорт, прибегая к квотам и лицензиям. Был составлен список спецэкспортеров по стратегически важным товарам (нефть и природный газ), т.е. 75--80% экспорта находилось под государственным контролем. С 1992 года до 1994 года были введены измененные экспортные пошлины, охватывающие 75% экспорта, в т.ч. нефть, природный газ, сырье, полуфабрикаты и готовую продукцию«Об итогах внешнеэкономической деятельности России в 1993-1996 гг.». - Внешняя торговля. - 1996. - № 9. стр. 4 и далее..
Далее, начиная с 1993 года, экспортный режим постепенно либерализовался и списки товаров, подп авших под экспортные квоты, сократились. С 1 ноября 1993 г. на 29 (из 97) товарных групп распространяются более низкие экспортные пошлины (в т.ч. на нефть и нефтепродукты, металлы, руды, продукцию металлургии и готовую продукцию -- антибиотики, самолеты и трубы). Повышение экспортных цен искусственно снижало конкурентноспособность российской продукции на мировом рынке при улучшении ситуации на внутреннем российском рынке.
Пошлины затрудняли экспорт и экспортеры утратили рынки, которые можно завоевать лишь ценой больших усилий. А облегчения отчисления экспортной выручки в пользу государства за счет ограничения количества экспортных лицензий не произошло.
С середины 90-х годов появилось обеспечение государственных обязательных поставок госзаказами по международным соглашениям (экспорт вооружений и товаров двойного назначения), которое регулируется с помощью лицензий.
В тоже время усилилась либерализация внешней торговли. Был отменен институт спецэкспортеров, отменились таможенные льготы для различных предприятий и регионов. Поскольку 60% экспортной выручки составляла сумма пошлин и сборов, МВФ поставила в условие предоставления кредита более чем 10,2 млрд. долларов за отмену этих пошлин и сборов. С другой же стороны, многие предприятия искажали данные о количестве, качестве и цене продукции, скрывая около 30% экспортной выручки, несмотря на стремление многих официальных служб (Центральный Банк, Министерство ВЭС, налоговая полиция) тщательно контролировать экспорт.
Россия, готовясь к вступлению в ВТО, отменила импортные квоты, оставив импортные пошлины единственным инструментом регулирования импорта, государственное же лицензирование распространяется на импорт незначительной группы товаров. Введена система сертификации для импортных товаров для обеспечения соответствия стандартам безопасности.
Несмотря на существенное снижение таможенных пошлин на некоторые товары, их средний уровень все же остался на прежнем уровне.
К 2000 году Россия обязалась снизить импортные пошлины, но в последнее время по фискальным соображениям импортные пошлины были повышены, наверное, это тактический ход перед началом переговоров о вступлении в ВТО, чтобы уступки при снижении таможенных тарифов не были слишком велики.
Переговоры о вступлении России в ВТО осложняются еще и тем, что ЕС до сих пор не признает Россию страной с рыночной экономикой и западные правительства вмешиваются в торговые отношения с ней. Сама же ВТО требует от России всеобъемлющей информации о ходе реформ, что пока является для российского руководства трудновыполнимой задачей, т.к. ответить на конкретные вопросы можно только совместно с многочисленными министерствами, которые вместо требуемой информации предоставляют огромную документацию, не имеющую ничего общего с запрашиваемой информациейПолуэктов А. «Важнейший шаг на пути к мировому рынку»// Внешняя торговля. - 1995. - № 7 - 8. - стр. 17..
Министерства никак не могут дать ответы на вопросы о размерах дотаций сельскому хозяйству.
На заседании Рабочей группы 17 июля 1995 г. по приему России в ВТО (участвовали представители 26 стран со стороны ВТО, со стороны России руководители основных министерств и важнейших промышленных предприятий) были заданы российской стороне многочисленные дополнительные вопросы об экономическом положении страны, продвижении реформ, состоянии и перспективах приватизации и демонополизации, положении в финансовой сфере и налоговой системе. В результате не было обсуждения внешнеторгового режима, ради чего и было организовано это заседание.
В декабре того же года Рабочая группа занялась этим обсуждением, на котором были сделаны вопросы о режиме внешней торговли, услугах, интеллектуальной собственности и иностранных инвестициях. Со стороны России были переданы ответы на 394 вопроса.
А на заседании 30--31 мая 1996 года Рабочая группа опять занималась проблемами нынешнего и будущего режима внешней торговли, услугами и интеллектуальной собственностью, инвестиционной политикой, государственной поддержкой экономики, аграрной политикой, государственными торговыми организациями, ограничениями власти федерального центра по отношению к местному уровню, техническими и нетарифными торговыми барьерами, интеграцией в СНГ. С 1993 г. по середину 1996 г. Россия получила уже порядка 1250 вопросов (сравните с Китаем, который должен был ответить на 3 тыс. вопросов). В декабре 1997 года российская делегация обещала представить предложения по либерализации доступа на рынок страны товаров и услуг, т. е. после выяснения целого ряда вопросов (о дотировании российской промышленности, инвестиционной политике, связанной с торговыми операциями, о будущем развитии сферы услуг и торговых преференций странам СНГ) должен был завершиться этап изучения экономической внешнеторговой политики России. Все складывалось как будто бы удачно. ЕС и США довольно благосклонно относились к вступлению России в ВТО, ее стремление к членству демонстрировало решимость принятия правил игры мирового рынка. Влиятельные члены ВТО обещали ей поддержку. На саммите в Хельсинки (март 1997 г.) президент Клинтон пообещал, что до конца 1998 г. Россия будет принята в ВТО.
Но в 1998 г. наблюдалось быстрое ухудшение торгового баланса и обострение бюджетного кризиса. России пришлось повысить импортные пошлины, чтобы увеличить доходы бюджета, также она не отказалась от права количественных ограничений. А после 17 августа 1998 года стало ясно, что придется приостановить процесс вступления России в ВТО на довольно длительный период. Конечно же, предстоит новый информационный раунд для обсуждения будущей экономической системы, необходимо будет выяснить характер будущего регулирования в сферах промышленности, сельского хозяйства и услуг.
Позиция России на сегодня по таможенным пошлинам предполагает, что тарифные уступки не будут распространяться на те отечественные товары, производство которых нужно обязательно сохранить. Поэтому после вступления России в ВТО примерно для 1/3 импортных позиций будут действовать относительно высокие импортные пошлины, для половины импорта будут и впредь действовать таможенные тарифы, чтобы обеспечить отечественное производство защитой. В итоге будущий средний уровень таможенных пошлин в России и после вступления в ВТО превысит нынешний.
Россия имеет статус страны с переходной экономикой, а особые права предоставляются только развивающимся странам, но Россия может рассчитывать на предоставление переходного периода для необходимой адаптации к условиям конкуренции, характерной для стран с открытой экономикой. При этом Россия сможет в течение первого этапа (4--7 лет) с помощью защищающих пошлин сократить использование своих ресурсов.
Следующий этап (10 лет) необходим для структурных изменений экономики в целом, налаживания выпуска продукции, конкурентоспособной на мировом рынке. В этот период будут продолжать действовать более высокие импортные пошлины, чем в других странах -- партнерах по ВТО.
Еще одно препятствие -- несоответствие российских правовых норм правовым нормам ВТО. Также рассматривается такой спорный вопрос, как права Центра и регионов во внешней экономической деятельности. Необходимо четко разделить полномочия в области внешнеэкономической деятельности между Центром и субъектами федерации. Адаптация сферы услуг к требованиям ВТО также еще одна трудная проблема, поскольку кроме либерализации товарного рынка необходим и свободный допуск на него торговых, транспортных, телекоммуникационных, строительных и инженерных услуг, не говоря уже о финансовой сфере и передвижении иностранцев внутри государства.
В феврале 1999 г. опять начались двусторонние переговоры о либерализации режима предоставления услуг между Россией и ВТО. Они приобрели затяжной характер, т.к. по отдельным позициям нет еще четких формулировок, неясна позиция российского руководства в отношении банковского сектора и страхового дела.
В сфере сельского хозяйства не наблюдается подготовки к иностранной конкуренции. Тем не менее, хотя переговоры и имеют затяжной характер, России отпущен довольно короткий срок для приспособления к новым принципам торговли, поскольку многолетняя практика государственной торговли, ее двухсторонний характер, а также действие политически оправданных преференций прямо противоположны принципам либерализма в торговле.
Скорее всего в отдельных отраслях экономики возникнут довольно большие проблемы на этапе перехода к новым правилам из-за низкого качества техники, высокой степени морального и физического износа оборудования, неэффективного использования и так не очень больших инвестиций, из-за высоких издержек производства и низкой производительности труда и высокого удельного веса потребления ресурсов. Все выше перечисленные факторы создадут для иностранных продавцов на российском рынке такое положение, которому мало что могли бы противопоставить российские конкуренты. Иностранные фирмы уже сейчас в некоторой мере теснят производителей продуктов питания и текстиля на внутреннем российском рынке.
Недостаточные инновационные возможности российского менеджмента не позволяют влиятельным группам интересов России доброжелательно относиться к членству страны в ВТО. Они считают, что большую пользу это членство принесет промышленно развитым странам, а не России, которая не сумеет воспользоваться широкими возможностями вхождения в новый рынок. При допуске иностранных компаний российские производители потеряют многие сегменты своего рынка. И сегодня многие российские эксперты высказываются за решение главных экономических проблем до вступления России в ВТО.
Аргументы «за» и «против» вступления России в ВТО в какой-то степени уравновешивают друг друга. Но все же вступление в ВТО остается на сегодняшний день главной экономической целью России. С другой стороны, и не приобретя членство, Россия уже получила статус наибольшего благоприятствования со стороны ЕС и США, в то время как возможность сбыта товаров с более высокой степенью обработки остается туманной перспективой на неопределенной срок. К тому же сами российские партнеры оставляют желать лучшего в выполнении взятых на себя обязательств торговых договоров. Но и ограничение конкуренции чрезмерным протекционизмом еще более замедлило бы процесс развития технического прогресса в России и усилило бы процесс ее экономического отставания. К тому же протекционистский режим снижает покупательную способность населения и уровень его жизни.
Но сможет ли Россия преодолеть свое техническое отставание с помощью международной конкуренции? Не ждет ли ее судьба долгосрочного сырьевого придатка? Но и экономическая замкнутость еще более усугубит существующее экономическое положение в нашей стране. Дилемма ясна -- России придется искать компромисс между представлениями общественных групп и общеэкономической целью вовлечения страны в мировое хозяйство.
Еще один пример - позиция конкретной страны (Китая) по поводу условий вступления России в ВТО: «...полное снятие барьеров в торговле услугами, неограниченный доступ китайской рабочей силы на российский рынок труда, отмена экспортных пошлин и резкое снижение импортных пошлин на промышленную продукцию на протяжении 2-3 лет. Аргумент: "Мы считаем, что вправе требовать от вас столь же жестких условий, на каких к ВТО присоединился Китай". В целом на протяжении последних лет наблюдается постоянная эскалация лоббизма, когда к каждому новому кандидату предъявляются еще более жесткие требования, чем к предыдущему ...Наши партнеры по переговорам - если воспользоваться слэнгом снабженцев периода плановой экономики - заказывают трехгорбого верблюда в надежде на то, что после того, как в процессе торга два горба из заявки будут вычеркнуты, одногорбого верблюда они все-таки получат» Становление рынка в постсоветской России: Институциональный анализ / Под ред. Р.М. Нуреева. - М: Аспект Пресс, 2002. - Гл. 6 (автор С.А. Афонцев).
Долгосрочные перспективы основаны на различии между "игрой по правилам" и "выбором правил". Если в краткосрочном и среднесрочном аспекте Россия будет вынуждена играть по правилам, установленным другими, то в долгосрочном аспекте она сама может выступить в качестве субъекта, активно участвующего в разработке правил международной торговой системы. Однако это зависит от того, сможет ли Россия выступить сильным участником переговоров Становление рынка в постсоветской России: Институциональный анализ / Под ред. Р.М. Нуреева. - М: Аспект Пресс, 2002. - Гл. 6 (автор С.А. Афонцев).
"О возможностях же встраивания российских предприятий в транснациональные технологические цепочки вообще ничего определенного не известно. Не вдаваясь в дискуссию о том, выгодно ли это России (с одной стороны, производства будут загружены, с другой - в стране будут оставаться средства только на зарплату), отметим: современные ТНК достаточно мощны, чтобы обеспечить свои интересы в нужных регионах и сферах без чьих-либо услуг. Те сотни российских предприятий, технологический уровень и профиль которых соответствуют потребностям транснациональных корпораций, так или иначе уже включены в их состав. Понятно, что вступление или невступление России в ВТО не сможет серьезно изменить поведение ТНК" Делягин М. Тест на прагматичность и ответственность. // Человек и труд, - 2002. - №3.
Таким образом, анализ показывает, что прогресс реформы внешнеторговой политики тесно связан с макроэкономической стабилизацией и с прогрессом, достигнутым в процессе перехода к рыночным принципам ведения хозяйства. В долгосрочной перспективе присоединение России к ВТО должно оказать
положительное воздействие на ход экономических реформ, будет
способствовать структурной перестройке экономики, ориентированной на более активное включение в международное разделение труда.
Однако следует отметить, что успех реформы внешнеэкономической сферы должен со своей стороны способствовать улучшению общей макроэкономической ситуации, а, следовательно, и скорейшей реализации поставленных перед общеэкономической реформой. Торговая политика может и должна играть в России стратегическую роль и с точки зрения структурной перестройки хозяйства.
Россия по всем параметрам занимает равное место среди наиболее значительных государств, желающих вступить в ВТО. Несмотря на то, что России, безусловно, удалось сдвинуться в этом отношении, процесс ее превращения в полноправного участника международных экономических отношений со статусом мировой державы еще потребует значительных усилий.
Ответственность за реализацию реформы внешнеторговой сферы лежит, безусловно, на правительстве России. Однако большое значение имеет международная поддержка процесса интеграции России в многостороннюю систему международой торговли, прежде всего за счет улучшения условий доступа российской продукции на западные рынки.
Трудности, с которыми сталкавается России в этом направлении очевидны, равно как и ее способность преодолеть эти трудности. Конечно, приходится уступать ради получения своего рода «пропуска» в международную торговую систему, но ведь в современных условиях практически невозможно рассчитывать на полноправное участие какого-либо государства в мировой торговле без членства в этой международной организации. О правильности же наших действий в отношении ВТО мы узнаем только через некоторое время, когда почувствуем все плюсы и минусы на себе, в полной мере. Хочется верить, что вступление в ВТО - оправданный шаг к развитию нашей страны.
3. Россия и международная торговая система / под ред. Э. ВанДузера, С.Ф. Сутырина, В.И. Капусткина. СПб.: Изд-во «Петрополис».2000.
4. Сазерленд П., Россия и Всемирная торговая организация.
Международная жизнь, М. - 1995 г., №9.
5. Киреев А.П. Международная экономика. В 2-х ч. Учебное пособие для вузов. М.: Международные отношения. - 2001.
6. Экономика и жизнь, - 1997, № 2.
7. Аргументы и факты, № 5 (1006), февраль 2000 г.
8. Основы внешнеэкономических знаний // Международные отношения - М. - 1994.
9. США - середина 90-х годов // Внешняя торговля - 1995, № 12.
10.Бородаевский А. Из ГАТТ в ВТО. - 1996 .
11. Об итогах внешнеэкономической деятельности России в 1993-1996 гг. //Внешняя торговля. - 1996, № 9.
12. Полуэктов А. «Важнейший шаг на пути к мировому рынку»// Внешняя торговля. - 1995. - № 7 - 8.
13. Делягин М. Тест на прагматичность и ответственность. // Человек и труд, - 2002. - №3.
14. Татаркин А. Региональные последствия вступления России в ВТО. // Эксперт. - 2003. - №5.
15. Оболенский В. Присоединение России к ВТО и ее участие в интеграции // МЭ и МО. - 2004, №3.
16. Кругман П.Р., Обстфельд М. Международная экономика. Теория и политика. Учебник для вузов: Пер. с англ. / под ред. В.П. Колесова. М.: Экономический факультет МГУ. ЮНИТИ. - 1997.
17. Пугель Т.А., Линдерт П. Х. Международная экономика: Учебник: Пер. с англ. М.: Дело и сервис. - 2003.
Председатель: посол Стефан Йоханнессон (Исландия)
Argentina |
Korea, |
|
Распоряжение Правительства РФ от 10 января 2001 г. N 126-р
В целях реализации задач по присоединению Российской Федерации к Всемирной торговой организации:
1. Утвердить прилагаемое межведомственное распределение обязанностей по основным направлениям переговоров по присоединению Российской Федерации к Всемирной торговой организации.
2. Признать утратившим силу распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N 317-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 11, ст. 1314).
Председатель Правительства Российской Федерации |
М.Касьянов |
|
Межведомственное распределение обязанностей по основным направлениям переговоров по присоединению Российской Федерации к Всемирной торговой организации (ВТО) (утв. распоряжением Правительства РФ от 10 января 2001 г. N 126-р)
1. Общие вопросы:
1) общая координация деятельности заинтересованных федеральных органов исполнительной власти |
Минэкономразвития России |
|
2) соответствие законодательства Российской Федерации нормам и принципам ВТО |
Минюст России, Минэкономразвития России, Минпромнауки России, Минфин России, ГТК России, МИД России, МАП России, Минсельхоз России, МВД России, Минздрав России, МПР России, Минфедерации России, Госстандарт России, Роспатент, Госгортехнадзор России, ФСБ России, Минтруд России, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (по согласованию), Комитет Совета Федерации по вопросам экономической политики (по согласованию), Комитет Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству (по согласованию) |
|
3) взаимодействие с руководящими органами ВТО |
Минэкономразвития России, МИД России |
|
2. Вопросы торговли товарами:
1) доступ на рынки (тарифные предложения) |
Минэкономразвития России, Минпромнауки России, Минфин России, ГТК России, Минсельхоз России, МИД России, МАП России, Минэнерго России, Минздрав России, МВД России, Минфедерации России, Госкомрыболовство России, Госстрой России, Минсвязи России, Росавиакосмос, Торгово-промышленная палата Российской Федерации (по согласованию) |
|
2) налогообложение |
МНС России, Минфин России, ГТК России, Минсельхоз России, Госстрой России, ФКЦБ России |
|
3) торговые ограничения, вытекающие из состояния платежного баланса, бюджетные вопросы |
Минфин России, Банк России (по согласованию),Минэкономразвития России, Минпромнауки России, ГТК России |
|
4) таможенные процедуры (таможенная оценка, правила происхождения товаров, пограничные меры) и предотгрузочная инспекция |
ГТК России, Минэкономразвития России, Минздрав России, Госстандарт России,Минсельхоз России, Госгортехнадзор России, Минфедерации России,Гос-комрыболовство России, Торгово-промышленная палата Российской Федерации (по согласованию) |
|
5) антидемпинг, компенсационные пошлины, специальные защитные меры |
Минэкономразвития России, Минпромнауки России, Минфин России, МАП России, ГТК России, Минсельхоз России, МИД России, Торгово-промышленная палата Российской Федерации (по согласованию) |
|
6) нетарифные средства регулирования, в том числе количественные ограничения |
Минэкономразвития России, Минпромнауки России, ГТК России, Минсельхоз России, Госстандарт России, Минздрав России, МВД России, МПР России, МАП России, МИД России |
|
7) необязательные инициативы и соглашения ВТО по либерализации торговли по отдельным товарным группам |
Минэкономразвития России, Минпромнауки России, Минсельхоз России, Минфин России, МАП России, Минздрав России, Госстрой России, Минсвязи России, МИД России, ГТК России, Госстандарт России |
|
8) субсидирование (промышленные и сельскохозяйственные субсидии) |
Минэкономразвития России, Минпромнауки России, Минсельхоз России, Минфин России, МПР России, МАП России, Минфедерации России, Госстрой России |
|
9) технические барьеры в торговле, санитарные и фитосанитарные меры |
Госстандарт России, Минсельхоз России,Минздрав России, Минэкономразвития России, Минпромнауки России, МПР России, ГТК России, Госстрой России, МВД России, Госгортехнадзор России, Госкомрыболовство России, Роскартография, МАП России |
|
10) инвестиционные меры, связанные с торговлей |
Минэкономразвития России, Минпромнауки России, Минфин России, МПР России, ГТК России, Минэнерго России, МАП России, Минздрав России, МИД России, Минфедерации России, Госстрой России |
|
11) внутренняя поддержка и экспортные субсидии в сельском хозяйстве |
Минсельхоз России, Минфин России, Минэкономразвития России, МАП России, Минфедерации России |
|
12) информационно- статистическое обеспечение |
Госкомстат России, ГТК России, Минэкономразвития России, Минпромнауки России, Минфин России, МВД России, Минсельхоз России, Роспатент, Банк России (по согласованию) |
|
3. Вопросы торговли услугами |
Минэкономразвития России, Минпромнауки России, Минюст России, Минфин России, МИД России, Банк России (по согласованию), Госкомстат России, Минтранс России, Минсвязи России, Госстандарт России, МПС России, Госстрой России, Минздрав России, Минобразование России, Минтруд России, Минкультуры России, Госкомспорт России, Росавиакосмос, ФКЦБ России, МПТР России, МАП России, МНС России, Минфедерации России, Минсельхоз России, Госкомрыболовство России, МВД России, МПР России, Минэнерго России, Минимущество России, Росархив, Роскартография, Госгортехнадзор России, Роспатент, ФАПСИ, ФСБ России, Торгово-промышленная палата Российской Федерации (по согласованию) |
|
4. Торговые аспекты прав интеллектуальной собственности |
Роспатент, Минюст России, ГТК России, МВД России, ФСБ России, МАП России, Минсельхоз России, Госстандарт России, Минпромнауки России, Минкультуры России, МИД России, МПТР России, Минздрав России, МПР России, Минсвязи России, Госстрой России,Роскартография, Минэкономразвития России, Росавиакосмос, Верховный Суд Российской Федерации (по согласованию), Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (по согласованию), Генеральная прокуратура Российской Федерации (по согласованию),Торгово-промышленная палата Российской Федерации (по согласованию) |
|
5. Вопросы нового раунда многосторонних торговых переговоров |
Минэкономразвития России, МИД России, Минфин России, Минпромнауки России, МАП России, Минтруд России, Минюст России, МПР России, Минсельхоз России, Роспатент, Минсвязи России, ФКЦБ России, ГТК России,Банк России (по согласованию) |
|
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |
Курсовая работа | Учет и анализ движения денежных средств |
Курсовая работа | Исследование рынка кофе Nescafe Classic |
Курсовая работа | Юридическая ответственность |
Курсовая работа | Аудит расчетов с покупателями и заказчиками |
Курсовая работа | Цены и ценообразование в рыночной экономике |
Курсовая работа | Организация коммерческой деятельности предприятия |
Курсовая работа | Оборотный капитал предприятий |
Курсовая работа | Развитие внимания у младших школьников |
Курсовая работа | Пути достижения конкурентного преимущества продукции на рынке |
Курсовая работа | Порядок осуществления государственного кадастрового учета земель на уровне муниципального образования |
Курсовая работа | Обстоятельства, смягчающие наказание |
Курсовая работа | Характеристика методов управления |
Курсовая работа | Формирование программы лояльности клиентов |
Курсовая работа | Совершенствование организационной структуры системы управления предприятием |
Курсовая работа | Учет выбытия основных средств |